вопросы философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену
Скачать 258.55 Kb.
|
Экономическая сфера жизни общества. Человек в системе экономических отношений.Экономическая сфера общества - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и главнейшим фактором, определяющим их специфику, является способ производства и распределения материальных благ в обществе. Экономическая философия входит в систему социальной философии, составляя ее существенную часть: у нее есть свой особый срез проблем или угроз зрения на экономическую жизнь общества. Большую роль в экономической жизни общества играют экономические отношения между людьми. От совершенства экономических отношений зависит не только развитие способа производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. С их содержанием прямо связано решение проблемы социальной справедливости, когда каждый человек и социальная группа получает возможность пользоваться разного рода социального в зависимости от общественной полезности своей деятельности, ее необходимости для других людей, общества, государства, в частности, для реализации их экономических интересов. Экономические интересы людей выступают как побудительные силы их производственной деятельности. В процессе этой деятельности они стремятся реализовать свои интересы, которые тесно связаны с их потребностями, хотя и отличаются от них. Человек экономический - главный творческий субъект рыночной экономики, который владеет свободой выбора и принимает экономически рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся возможностей и условий, согласно своим личным интересом, целям и приоритетам. На всех этапах развития общества человек находился в центре всех экономических процессов и явлений. В экономической системе человек выступает как работник, как субъект экономических отношений, как потребитель, как носитель конечной цели общественного производства Эмпирическая и рационалистическая традиции в философии Нового времени.Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи: философского научного метода; методологии познания человеком внешнего мира; связи внешнего и внутреннего опыта. Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм; рационализм. Родоначальником эмпирического метода познания был Фрэнсис Бэкон, придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом, не отрицая роли разума в познании. Разум, по мнению Бэкона, должен: - перерабатывать данные чувственного познания и опыта; - находить коренные причинные связи, явления; - раскрывать законы природы. Он выделял единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, недооценивающих роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности. Бэкон предложил интересную и глубоко содержательную критику схоластики. Он утверждал, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от любых предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами, и делил их на четыре рода: - «идолы рода» (ложные представления, которые обусловлены несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума); - «идолы пещеры» (искаженное видение действительности, связанное с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам); - «идолы рынка» (ложные представления людей, которые порождены неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях); - «идолы театра» (неверные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем). Своей философией Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы. Вслед за Бэконом эмпириком и сенсуалистом в гносеологии был Томас Гоббс. Основой познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела. Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Ренэ Декарта, Бенедикта Спинозы, Готфрида Лейбница. Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение - это отправной пункт познания. Все идеи Декарт подразделил на две группы: - пришедшие из чувств; - врожденные. По утверждению Декарта, ясность и отчетливость наших представлений - вот критерий истинности. Спиноза различает три вида познания: - чувственное, дающее только смутные и неистинные представления; - посредством разума, дающее знание о модусах; - интуиция, открывающая истину. Лейбниц в своей философии на рациональной основе исследует сочетание рационализма и эмпиризма. |