вопросы философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену
Скачать 258.55 Kb.
|
Эволюция английского эмпиризма в философии Дж. Беркли и Д.Юма.Эмпиризм - учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, будто все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Беркли Джордж. Считает, что внешний мир не существует вне зависимости от восприятия и мышления. Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои "идеи" (= ощущения), он пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости. Идеи пассивны, они воспринимаются бестелесной субстанцией, душой, которая активна и может порождать идеи. Идеи потенциально существуют в божественном уме, но актуальное существование они получают в человеческом разуме. Критика понятия материи с позиций номинализма (учение о том, что общие понятия - это только названия единичных предметов, не отражающие их свойств и качеств) как внутренне противоречивого и бесполезного для познания. Отрицает мировоззренческое значение науки. Бытие вещей состоит в том, что они воспринимаются, вообще нет ничего реально существующего, кроме субстанции духа, души и моего Я. Юм Дэвид. Задача знания - не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. Единственный достоверный предмет знания - объекты математики - все остальные предметы исследования касаются фактов, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта. Действительность - лишь поток впечатлений, причины которых неизвестны и непостижимы. Отрицал объективный характер причинности (причинность не может быть никак доказана). Основой всего процесса познания является опыт. Юм исключает из понятия опыт объект, существование материального мира вещей, независимых от нашего сознания. Утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятия. То, что стоит за этими образами и восприятиями не поддается рациональному обоснованию. Люди в силу природного инстинкта или предрасположенности готовы верит своим чувствам. Т.о. Юм видит задачу философии в постижении субъективного мира человека, его образов, восприятия, определении тех отношений, которые складываются между ними в человеческом сознании. Юм осмысливает опыт как процесс. Основными элементами его являются восприятия (перцепции), которые состоят их двух форм познания: впечатлений и идей. Впечатления - перцепции, которые входят в сознание с наибольшей силой и охватывают все ощущения. Под идеями подразумеваются слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении. Юм делит все впечатления на “впечатления ощущения” (причина появления неизвестна) и “впечатления рефлексии” (возникают в результате действия на ум некоторых ощущений). Все впечатления сохраняются и перерабатываются в уме или с помощью способности памяти и воображения. Вся творческая сила ума сводится к способностям соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый внешними чувствами или опытом. Эволюция представлений о материи. Материя как философская категория.Материя - сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека. Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией). Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен - из воздуха; Гераклит - из огня; Эмпедокл - признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало - апейрон; Демокрит - все состоит из атомов и пустоты; Пифагор - из чисел (материалисты). Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную. Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер. Платон - в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты). Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи. В конце 19 - начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта: - логический - материя как философская категория; - онтологический - (онтология - учение о бытии; бытие - единство объективной и субъективной реальности) - материя как объективная реальность; - гносеологический - (гносеология - теория познания) - материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение; Заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений. В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов: - материя - это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; - материя - это то, что существует вне и независимо от сознания человека; - материя - это то, отражением чего является сознание, мышление. К настоящему моменту выделяют (Л.П. Станкевич) следующие фундаментальные характеристики материи: 1. Материя существует как одно из проявлений бытия. 2. Материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях и существующая независимо от них. 3. Материя подчинена своим собственным закономерностям, которые не зависят от воли и желания человека и человечества. 4. Материя существует в форме разнообразных вещей и не существует в чистом виде. Материя - сверхсистема. 5. Материя вещественна (телесна). 6. Материя изменчива, но неуничтожима. |