Вопрос 22. Учение о бытии и теории познания. Вопрос 22. Учение о бытии и теории познания
Скачать 32.69 Kb.
|
Вопрос 22. Учение о бытии и теории познания Учение о бытии - или онтология (с греч. онтос - сущее, бытие; логос - учение). Она включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его первопринципах. Античная философия начиналась с онтологии: древние греки искали основу мироздания. Милетцы (представители милетской школы) видели первоначало, основу бытия в природных стихиях: Фалес - в воде, Анаксимен - в воздухе, Гераклит - в огне ("огнелогосе"). Эмпедокл из Акраганта - сразу в четырех элементах: воде, воздухе, земле и огне, Анаксимандр - апейрон, Анаксагор - гомеомерии (элементарные, мельчайшие семена вещей), Демокрит и Эпикур - атомы (неделимые мельчайшие частицы), Другие стремились универсализировать первоначало: Пифагор считал им число, Платон - идеи (мир идей-эйдосов). Продолжая этот ряд далее античности, также можно обнаружить разнообразие, множество принятых оснований, которые выстраивали онтологию в той или иной конкретной философии. Понятие "бытие" - одно из самых общих, наиболее емких, объемных и поэтому трудно определяемых философских понятий. Следует иметь в виду, что необходимо различать "бытие" как понятие и "бытие" как реальную структуру. Анализ бытия как наиболее общего философского понятия связывают с деятельностью античной школы элеатов (Парменид, Зенон, Мелисс). Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей предельно общие понятия: бытие, небытие, движение, целое, делимость, неделимость. В итоге они отождествили понятие бытия с самим бытием. Считая, что "все есть бытие, а небытия нет", они тем самым отвергли изменчивость, подвижность бытия в целом. Зенон в своих знаменитых апориях (парадоксах) пытался логически подтвердить и доказать, что движение и делимость только мнение, наша иллюзия. За данную концепцию элеаты подверглись критике со стороны Платона, Аристотеля, Секста Эмпирика др., но они первыми поставили вопрос о бытии как таковом, о его целостности, о совпадении мысли о бытии с ним самим. онтология гносеология методология аксиология бытие философия В это же самое время (V в. до н.э.) существовали и прямо противоположные точки зрения на бытие: широко была известна позиция Гераклита Эфесского о всеобщей изменчивости, текучести и непостоянстве бытия. Следовательно, уже в самой изначальной онтологии не было единого взгляда на бытие и его понимания. В эпоху Нового времени понятие «бытие» было представлено следующим образом: «Бытие», по мнению Декарта, два основания: материальное (протяженное) и духовное (мыслящее), а у Спинозы - только материальное (природа); у Лейбница - множество монад, а у Фихте - субъективное "Я"; у Гегеля - Абсолютная Идея, а у Шопенгауэра - Мировая воля; у Маркса и Энгельса - материя и экономические отношения; в экзистенциализме (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Бердяев) - свобода; в религиозной философии - Бог. В принципе, все многообразие этих онтологических оснований можно свести, упрощая, всего к двум, определяющим то или иное учение, ту или иную позицию: материальные основания - и, следовательно, материалистическая (или близкая к ней) философия и духовные (идеальные) основания - и, следовательно, идеалистическая философия.В самом первоначальном приближении под бытием понимается все существующие, все, что живет, что есть, что "бытует". В этом отношении понятие "бытие" совпадает с понятием "реальность". Реальное - значит существующие в наличии. Иногда понятие "бытие" заменяют понятиями "мир", "вселенная", "универсум", "сущее" и др., хотя полного совпадения между ними нет. Бытие - это, прежде всего, действительно философская категория, обозначающая все реально существующее, все сущее в действительности и в возможности, весь мир в его изменении и движении; все, что когда-либо, в каких-либо формах себя обозначало; то, что является объективностью, независимой от сознания, а также человек с его сознанием и духовностью. Экзистенция (существование) и эссенция (сущность) - латинские термины, характеристики, главные атрибуты любого бытия. Бытие как реальность многогранно, чрезвычайно сложно по структуре. В зависимости от оснований выделяют различные сферы, уровни и градации бытия. Например, можно рассматривать бытие как единство таких сфер: 1. Материально-предметное бытие. Это мир чувственно воспринимаемых объектов, которые воздействуют на сознание, мышление через органы чувств. Здесь бытие представлено как мир чувственных образов в его конкретно-предметном выражении. Это мир вещей, конкретных ситуаций, мир деятельности по созданию предметов, прежде всего, в трудовой, экономической, бытовой сферах бытия. В материалистической философии - это мир материи, объективной реальности. 2. Объективно-духовное бытие. Это духовная жизнь человека в его социальности: мир мыслей, научных теорий, познания, мир духовных ценностей, мир философии, мир эмоций, переживаний, мир отношений и пр., реально существующих как общечеловеческая культура, как общественное сознание, как менталитет той или иной нации, общества. 3. Общественно-историческое бытие. Включает в себя как материальные, так и духовные элементы бытия. Это реальные отношения в историческом времени: реформы, революции, войны, "переселение" народов, смена власти и форм государства, появление и исчезновение на карте новых стран, городов, цивилизаций и т.д. 4. Субъективно-личностное бытие. Оно включает в себя также материальный и духовный элементы, но это жизнедеятельность уже конкретного индивида с его неповторимым индивидуальным опытом, конкретными личностными проявлениями бытия, происходящими только с данным человеком, и тем уже отличающимися от общего течения жизни. Можно структурировать бытие по различию способов функционирования и форм отражения: неживая, живая природа и социум или литосфера, биосфера и ноосфера. По формам движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная (классификация Ф.Энгельса). По системности взаимодействий: мегамир, макромир, микромир (вселенная, галактики, звездные системы, планеты, предметы, вещество, молекулы, атомы, ядра, элементарные частицы, поля и т.д.). С философской точки зрения в структуре бытия можно выделить еще несколько градаций: -"Бытие само по себе" (объективное бытие), безотносительное к нашему сознанию, базовое, а значит, первичное; -"Бытие для нас" (субъективное бытие). Это то бытие, которое мы сами конструируем, картина мира, в которой мы существуем и с которой, собственно, и взаимодействуем; -"Бытие само по себе" соотносится с понятием вечности, а "бытие для нас" - с понятием временности, конечности, ограниченности в пространстве и во времени. Бытие различается, как бытие действительное, фактическое, актуальное, наличное, проявленное (его можно каким-либо образом удостоверить), и как «бытие потенциальное», возможное, еще не проявленное (его можно только прогнозировать, предполагать). Бытие как акт и потенция (Аристотель, Спиноза). ь Бытие истинное (смысловое, сущностное) - "мир идей" у Платона, Бог в религиозной онтологии, Абсолютная Идея у Гегеля и пр. и бытие неистинное (кажущееся, видимое) - бытие по мнению, бытие, не имеющее смысла. Бытие и сущее. Понятие "сущее" также одно из важнейших понятий онтологии. Оно часто употребляется как синоним бытия. Но между ними есть свои различия: а). В некоторых философских системах понятие "сущее" действительно употребляется для обозначения бытия в целом, служит синонимом бытия; б). В других - под сущим понимают проявление некоторых отдельных форм бытия. Здесь сущее - обозначение части бытия; в). Наконец, сущее выступает как основа бытия, как его абсолютное, неизменное начало, как субстанция, как его сущность. Бытие и небытие. Интересными моментами являются некоторые точки зрения на соотношение бытия и небытия. Здесь небытие не отрицается как в учении элеатов. Наоборот, этой сфере придается основополагающая онтологическая роль и значение. Небытие рассматривается: - как отрицательное бытие: бытие как полное отсутствие чего-либо вообще, бытие как равное ничто; - как позитивное превосходство небытия над бытием (как, например, постулирование абсолютной свободы в философии Н.Бердяева); - небытие - как лишь другая форма бытия: что-то было, но потеряло свою определенность, перестало быть тем, чем было, но совсем не исчезло, а превратилось во что-то другое ("стали мы и землей, и травой" - поется, например, в одной песне о войне). Вместе бытие и небытие и составляют вечность. В данном понимании диалектика бытия и небытия может быть представлена в следующей интерпретации: - небытие первично и абсолютно; небытие беспредельно во всех отношениях; - небытие небытия есть бытие; - бытие вторично и относительно, абсолютного бытия нет; - выражением неустойчивости бытия является время, т.к. все существующее существует во времени, все возникает и погибает, переходит в небытие; - возникновение и гибель не равномощны: все возникает на время, а погибает навечно; - главной характеристикой бытия, его свидетельством (атрибутом) является его абсолютная гибельность. - бытие первично, а осознание бытия - вторично. Основа осознания - память. Благодаря памяти сознание получает статус субстанции (видимость некоей постоянной). - осознаная гибельность бытия является страданием. Страдание заставляет сознание измысливать наличие Бога, наличие вечности, абсолюта. Так возникает религиозное в своей сущности сознание, которое и придает бытию вечность в форме Абсолюта, Бога. Но материалистическая философия утверждает, что Бога нет. Поэтому возникает сознание небытия. Оно усиливает страдания и перерастает в ужас перед бытием. Здесь и должна вступать в свои права философия. Этому ужасу сознания она призвана противопоставить "мужество небытия". Последнее обозначает - мужество быть, существовать несмотря ни на что. Знать, что все проходит, и в то же время не впасть в ужас перед небытием - этому должна учить подлинная философия. Небытие окружает нас со всех сторон, оно знает, что мы - его добыча, и что нам от него никуда не уйти. Небытие невидимо, оно прячется за спину бытия, но оно крадется за нами попятам и убивает нас руками бытия. Каждое мгновение бытия немедленно становится прошлым, а значит небытием. Бытие же стремится вперед, не разбирая пути (все более высокие скорости, все дальше прогресс). Стремительный бег бытия характеризует желаемое убегание от небытия. Но как бы бытие не стремилось к этой цели, конечная цель - все равно неизбежное небытие. При таком пессимистическом, но вполне реальном раскладе еще более актуальной становится задача: прожить жизнь содержательно, со смыслом, как можно более полно утвердить себя в бытии, сделать свою жизнь счастливой, приятной и радостной. Философия берет на себя смелость помочь человеку осознать самого себя, выбрать тот путь и ту жизнь, которую он считает правильной и возможной. Учение о познании - гносеология (эпистемология) или теория познания (от "гносис" - знание). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности. Гносеологию интересуют вопросы истинности наших знаний, критерии истинности, различные точки зрения по этим вопросам - главная проблема гносеологии и эпистемологии в частности; особенности социального, научного, вненаучного и других видов знания. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории. Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis — познавание, узнавание; познание, знание и episteme — знание, умение; наука. В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Гносеология не может не касаться указанных сторон. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология — это знание о знании. В последние десятилетия ученых все больше интересует процесс получения знания, его приращения, развития, а это предполагает изучение и использование достижений истории наук, данных когнитивной психологии, учет личностного фактора в познавательной деятельности. Существенно то, что хотя гносеология не может игнорировать разнообразные данные, получаемые в смежных науках, она не может и не должна зависеть в своих посылках от них. Правильное разграничение предметов направлено именно на это. В идеале теория познания должна обосновывать всякое знание, в том числе естественнонаучное и философское. Она должна объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Поэтому ясно, что если теория знания включает в себя в качестве предпосылок выводы каких-то других теорий, то она рискует попасть в логический круг. Человек, приступающий к построению гносеологии, находится в тяжелейшем положении: он должен сам «поднять себя за волосы», создать теорию фактически на голом месте, чтобы удовлетворить идеалу беспредпосылочности. Как выражается Н.О. Лосский, мы вслед за И. Кантом, основателем критического метода, должны прибегнуть к крайне своеобразному подходу. Мы должны строить философскую теорию знания «не опираясь ни на какие другие теории, т.е. не пользуясь утверждениями других наук...» При этом можно, конечно, «воспользоваться трудами других наук и их анализом мирового целого, но только как материалом, а вовсе не как основою для теории знания». Идеал чистой, беспредпосылочной теории познания труден и почти недостижим. Кроме того, на практике теорию познания в точном смысле, например в том, который предлагает установить Лосский, трудно полностью отделить от смежных отраслей философии. Особенно существен факт, что значительная часть современной гносеологии прямо ориентирована на научное (прежде всего естественнонаучное) познание и в своих методах и материале по существу сливается с методологией науки. Надо ли отделять методологию от теории познания? Если исходить из определения теории познания, данного выше, то — да. Методология изучает не знание и истину как таковые, а приемы их получения — в специфической обстановке научного исследования. Тем не менее оказывается, что не умозрительное, а предметное изучение того, каким образом наука накапливает свое знание, позволяет понять очень многое о самой природе получаемого знания, его структуре, функционировании, статусе его частей. Философы, которые занимаются такого рода исследованиями, как правило, владеют богатым фактическим материалом по истории науки, и их выводами не следует пренебрегать. Без всестороннего и глубокого обобщения достижений конкретных наук и того, как были достигнуты эти результаты в муках творчества, во взлетах и падениях, в озарениях и заблуждениях, т.е. без осмысления методологии науки, теория познания может выродиться в схоластику, в систему искусственных конструкций. Последнее особенно опасно, ибо современная философия имеет склонность быть прикладной, и методология науки дает пример подобных приложений, будучи не только описательным, но и нормативным учением. Она помогает ученым и стимулирует прогресс научного знания, выявляя и делая общим достижением эвристику. При соединении с методологией науки задача гносеологии — осмыслить, что действительно есть знание и каким образом оно достигается. В дальнейшем изложении, как и в остальных частях книги, мы не будем себя связывать построением системы, что избавит нас от необходимости явного конструирования той или иной «беспредпосылочной» чистой гносеологии. Скорее, будет дано описание пестрой ткани возникающих здесь проблем, способов их решения и разнообразных примеров. Это можно сравнить с изучением геометрии, когда вместо сухого формально-аксиоматического построения ее основ сразу начинают знакомиться с ее методами, находящими живое приложение в самой жизни[3]. Единственное, о чем нужно помнить, что аксиомы существуют и «правильное» построение при нужде возможно. На современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а также и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания, которая в своей совокупности и может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим дух и практической деятельностью. Таким образом можно сделать вывод о том что, учение о бытии и теория познания являются фундаментальными элементами философии. Так как лежат в основе . |