вопросы философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену
Скачать 258.55 Kb.
|
Этапы развития и национальное своеобразие русской философии.Характерными чертами русской философии являются: • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; • специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство; • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; • большая роль проблем морали и нравственности; 1) Начальный период становления русской философии - XI-XVII вв. Возникает в Киевской Руси и связан с крещением Руси в 988 г. Она впитала в себя славянское языческое мировоззрение и западноевропейские традиции (Византия). С самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина. Смысл истории раскрывается через борьбу двух начал - Бога и дьявола, олицетворяющих силы добра и зла. 2) Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. Он совпадает с переходом от Руси Московской к Руси Петровской. Два фактора, под влиянием которых развивается философия этого времени, - процесс европеизации России, и секуляризации (т.е. снижение роли религии) в общественной жизни. Наиболее видные представители философского знания этого периода - М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев. Ломоносов создал теорию «корпускулярной философии», основанной на атомистическом учении. В качестве вывода он формулирует закон сохранения материи и движения. Согласно нему, в основе мироздания лежат мельчайшие частицы, которые Ломоносов, как и Лейбниц назвали монадами. Однако в отличие от Лейбница Ломоносов говорит не о духовных, а о материальных монадах и материальных атомах. 3) Русская философия XIX в. Наиболее характерным является возникновение двух течений - западничества (Белинский, Герцен, Грановский) и славянофильства (Хомяков, Аксаков, Киреевский). Славянофилы считали, что Россия должна идти по своему, «уникальному» пути развития. Западники выступали за европеизацию страны, т.е. за развитие общества по буржуазному пути. 4) Русская философия конца XIX - первой половины XX вв. Мыслители этого времени - Федоров, Соловьев, Чичерин. Характерными особенностями философии этого периода являются ее антропоцентризм и гуманизм, ее религиозный характер. Возникновение русского космизма (ряд религиозно-философских, течений, в основу которых положены представления о космосе как об упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира») который можно подразделить на два направления: мистическое (Н. Ф. Федоров, Вл. Соловьев, П. А. Флоренский) и естественнонаучное (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский). 1.Проследите историческую эволюцию предмета философии, определите ее важнейшие проблемы и функции. Эволюция предмета философии проходила 3 стадии: • Первой стадией можно считать космоцентризм - то есть объяснение всего происходящего на земле через влияние космоса. • Второй стадией эволюции считается теоцентризм - объяснение всего происходящего, как результат творения Бога или другой сверхъестественной силы. • Третьей стадией эволюции можно смело считать антропоцентризм – то есть, на первое место выдвигаются проблемы человека и человечества в целом. Основной спецификой философии является ее двойственность, или взаимоотношение с другими науками и знаниями. Философия подкармливает новые достижения, усовершенствует знания по другим наукам. Какой бы не была эволюция взглядов на предмет философии, его суть всегда объясняется только с теоретической точки зрения. Если наукой подтверждается тот или иной факт, предмет философии исчерпывает себя или деформируется в новый. Философия всегда была подвержена влиянию эпох, различных субъективных толкований представителей философских школ. Основные проблемы философии: 1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.? 2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты? истина, а не заблуждение? 3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и факты? реальности и т. д.? 4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности. Основными функциями философии являются: 1) Мировоззренческая - способствует формированию целостности картины мира, представлению об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. 2) Методологическая - абстрактно-теоретическое объяснение мира, общие методы познания и освоения действительности человеком. 3) Гносеологическая - регламентирует механизм познания - правильное и достоверное познание окружающей действительности. 4) Мыслительно-теоретическая - учит мыслить и теоретизировать, создавать логические схемы, обобщать действительность. 5) Критическая - проповедуемый всеми философами со времен античной философии принцип - подвергать все сомнению. 6) Аксиологическая - оценка исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей (социальных, нравственных и т.п.) 7) Социальная - объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению. Помогает осознать и сформулировать коллективные цели и способы их достижения. 8) Воспитательно-гуманитарная - прививает человеку и обществу гуманистические цели и идеалы, укрепляет мораль, помогает найти смысл в жизни. 9) Прогностическая - основана на способности философских знаний прогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, науки, человека, природы и общества. Философия зависит от культуры, представляет собой ее выражение и в то же время формирует ее. Духовная жизнь общества составляет главный процесс формирования и развития его духовной культуры. Основными критериями сферы духовной жизни общества является развитость индивидуального сознания: способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическая направленность мировоззрения, мера развитости образования, науки, информационной жизни общества. 2.Сопоставьте особенности философской мысли Древней Индии и Древнего Китая. Сходство: 1) борьба двух тенденций - консервативной и прогрессивной; 2) мотив угрозы с севера - кочевые народы; 3) попытки сформулировать естественный закон; 4) равнозначность объектов: боги, природа, народ; 5) числовая символика; 6) цикличное движение времени; 7) поэзия и музыка - средства обретения духовной мудрости; 8) осуждение всех форм религиозного фанатизма; 9) возраст философии - более 2,5 тысяч лет. Различия: 1) в древнем Китае не было выраженного кастового деления общества; 2) отсутствие в Китае богатой мифологической основы, подобной Индии; 3) обращенность китайской философии к практической жизни, настоящему; древнеиндийская философия направлена на раскрытие духовного мира человека; 4) иероглифический характер китайской письменности - «пластичность» идей; 5) культ предков в Китае развит сильнее, чем в Индии; 6) в Китае на основе стабильности философского мышления сформировалось представление о превосходстве по отношению к другим философским взглядам. 3. Охарактеризуйте постановку философских проблем в учениях ранней античности. Выделите проблему первоначала. Античная философия древних греков возникла в 6-7 вв. до н.э. Она внесла исключительную роль в развитие мировой цивилизации. Благодаря античной философии зародилась европейская культура и цивилизация, западная философия и ее последующие школы. До сих пор европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как своему первоисточнику и образу мышления. Сам термин «философ» возник в противоположность «софосу» - мудрецу-пророку обладающему божественной мудростью. «Философ» - человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ - это человек, любящий истину, стремящийся к мудрости: Цель философа - понять, в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия; понять мир, используя разум, аргументацию, логику, опыт. Надо объяснить мир как целое, избегая мифов, веры в фантазии как это делает искусство и религия. Греки считали, что начало философии - в удивлении человека перед, миром и самим собой. Философствование свойственно человечеству, это не просто процесс поиска истины, но и способ жизни, присущий свободной личности. Античная философия развивалась поэтапно, и в ней можно выделить следующие периоды: - Раннюю классику (натуралисты, досократики) объясняли явления природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. - Среднюю классику (Сократ его, школы, софисты) главная проблема - сущность человека. - Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов, выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего. , - Эллинистический период (Эпикур, Пирон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главные проблемы - мораль и свобода человека, проблемы государства, природы, смерти и загробной жизни, структура и судьба космоса, отношение Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон). Античная философия выдвинула ряд идей и проблем,которые актуальны и сегодня. Проблемы бытия и небытия, материи и ее форм: идея о противоположности формы и материи, о главных элементах, о тождестве и противоположности бытия и небытия, структурности бытия и его противоречивости; как возник Космос и какова его структура. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит). Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми: в чем сущность морали, отношение человека и государства, существует ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом (Сократ, Антифонт, Эпикур). Проблема воли и свободы человека: идея ничтожности человека перед силами природы и его силы духа в стремлении к свободе, к познанию с этими понятиями отождествлялось счастье свободного человека. (Сенека, Эпиктет). 4.Назовите и раскройте философские новации Сократа Сократа характеризует разнообразная и интенсивная философская деятельность. Сократ не признает проблем, характерных для философов тех времен: о природе, ее первоначале, о мироздании и т.п. По Сократу философия должна не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Вопросы этики - вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа. Для Сократа философия - это рассмотрение конкретного нравственного явления в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет это явление, т.е. к определению его сущности. Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины - огромнейшая заслуга Сократа. В своем философствовании Сократ исходит из уверенности в существовании общеобязательного знания, которое стоит выше индивидуальных особенностей и которое может стать достоянием каждого. Причем это знание не дается наукой в виде готовых истин, его можно усвоить через беседу. Беседа разворачивалась как поиск ответа на вопрос о том, что же есть предмет дискуссии на самом деле, и сводилась по преимуществу к поискам формулировки общего понятия о предмете на основе изучения отдельных вещей, под это понятие подводимых. Конечным пунктом диалога должно было стать окончательное — что не всегда достигалось — определение обсуждаемого понятия, противопоставляемое Сократом индивидуальным представлениям о нем. Три особенности философии Сократа: 1. ее разговорный характер - утверждал, что сам он «ничего не знает» и чтобы стать мудрым расспрашивает других. 2. определение понятий путем индукции (от частного к общему) 3. этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание. 5. Объясните, за что Платона считают великим философом. Великий древнегреческий философ Платон (428–348 до Р. X.) был гениальнейшим из учеников другого крупнейшего эллинского мудреца – Сократа. Основа философии Платона – учение об идеях – имело источником сократовский призыв к истинному познаванию понятий, которые не субъективны (как утверждали модные современники Сократа и Платона – софисты), а составляют самостоятельный бестелесный мир, существующий вне мира чувственного. Платон полагал, что только в мире идей и заключается действительная истина. Платон поставил практически все философские вопросы и дал на них ответы так мудро, что эти ответы остаются современными до сегодняшнего дня – в особенности для христианства. 6. Проанализируйте основные философские заслуги Аристотеля. Аристотель – лучший ученик Платона. Но ему удалось выбраться из-под крыла великого учителя и создать свою философскую систему. Философия Аристотеля кратко и понятно излагает основные принципы бытия. Его учение можно разделить на несколько крупных тем. Логика. Аристотель ввел понятие категория. 10 категорий – основных понятий, необходимых для познания: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Только оперируя категориями, можно создать высказывания. Истинное высказывание возможно только, если оно отвечает всем законам логического мышления. Высказывания приводят к силлогизмам – логическим выводам из предыдущих высказываний. Таким образом, из уже известного следует новое знание, добытое путем логического рассуждения. Метафизика. Метафизика – философия, учение Аристотеля, по которому идея предмета и его сущность неразрывно связаны. Каждая вещь имеет 4 причины. Сама материя. Идея предмета. Возможности, скрытые в предмете. Результат акта создания. Сама материя желает быть оформлена в сущность предмета, это желание Аристотель назвал энтелехией. Переход возможности в действительность есть действие. В процессе действия создаются все более и более совершенные предметы. Это движение стремится к совершенству, а совершенством является бог. Бог как само воплощение идеи совершенства не может воплотиться в нечто лучшее, поэтому его роль только созерцание. Вселенная в своем развитии стремится приблизиться к богу, как некому идеалу. Сам он находится в блаженном бездействии, но в то же время не может существовать без материального мира, как и любая другая идея. Физика. Философия Аристотеля кратко и понятно описывает мир. Основой всего в мире являются 4 традиционные стихии. Созданы они на основе противоположностей: сухое – влажное, теплое - холодное. Теплые стихии – огонь и воздух. Теплые стремятся наверх, а вода и земля – вниз. Из-за этого движения в разные стороны, они смешиваются, образуя все предметы. Аристотель представлял себе вселенную гелиоцентрической. Вокруг земли по орбитам вращаются все планеты, а также, солнце и луна. Далее неподвижные звезды. Все это окружено сферой, заполненной божественной стихией – эфиром. Эта система представлений о мире была огромным шагом вперед, по сравнению с более древними представлениями. Природа и душа. Все живое на земле имеет свою душу, а то, что не имеет, стремится ее приобрести. Философия Аристотеля показывает все разнообразие бытия на нашей планете. выделял 3 вида души. Растительная – низшая ступень, ее цель только питание. Животная – чувствующая душа, животные способны чувствовать и отвечать на внешний мир. Человеческая – высшая форма души, возможная на земле. Душа не может существовать без своего материального тела. Происходит эволюция души в стремлении к совершенству. Этика. Знание того, что есть добро, еще не является добродетелью. Философия Аристотеля показывает, как достичь совершенства. Тягу к добру можно создать посредством многочисленного повторения упражнений, направленных на то, чтобы акт добра стал совершаться неосознанно. Главная ценность – это справедливость. Каждый человек должен стараться сделать все для блага своего государства. Основой государства является семья. Хотя Аристотель много говорил о ценности свободы, рабство он считал правомерным. Дикие люди ставились им чуть ли не вровень с животными, неспособными развить добродетели. А чтобы эти добродетели могли развивать граждане Греции, им нельзя работать физически. О том, в чем заключается философия Аристотеля написано много книг. Его представление о мире и природе полностью соответствовало его времени и даже в чем-то было передовым. Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре - с ее начала вплоть до IV века до Рождества Христова. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отделяться в самостоятельные направления. Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления. К. Маркс и В. И. Ленин характеризовали Аристотеля как крупнейшего ученого и мыслителя древности. Ряд современных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог упорядочить достижения познания своего времени. Его творчество было выдающимся вкладом в развитие научных исследований. Аристотель оказал неизгладимое влияние на ход развития человеческой мысли. 7. Охарактеризуйте основные философские направления эллинистического периода античности. Основные направления. В эллинистический период развитие философии было сосредоточено в филос. школах. Это придает ему особый характер, так как каждая школа представляла собой замкнутое философское сообщество. Существовавшие ранее платоновская Академия и аристотелевский Ликей продолжали функционировать и развиваться. В начале рассматриваемого периода появились еще школы: стоическая, эпикурейская, скептическая и школа киников. Киники— философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский. Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков ("Стоя" — название портика в Афинах, где она была основана). Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий. Эпикурейская эллинистическая философская система была выражением крайне трезвого и позитивного способа мышления. Теоретическая философия подчинялась практическим целям жизни, приоритет отдавался этике, иные разделы философии трактовались как вспомогательные. Эта система была создана Эпикуром. Эпикурейская школа имела своих сторонников вплоть до конца эллинистического периода. Эпикуреизм, главным образом,— это этика, которая признает лишь земные блага, считает человека ответственным за собственные счастье и несчастье, ценит покой как наиболее совершенное состояние человека; просвещение разума выступает в ней единственным средством против сил, которые нарушают его покой, являясь результатом его собственной глупости, наконец, видит парадоксальное в разумном, в культурном стиле жизни наилучшее средство для достижения эгоистического счастья, а в эгоистической основе — наиболее верный путь к счастью как таковому. Эпикуреизм — это также философия природы, которая решительно отказалась от сверхъестественных сил и признает любой вид бытия телесным, тела, состоящими из атомов, события — причинно-обусловленными, а причины — действующими механически. Скептици́зм. Школы, как таковой, скептики не создали, как это сделали стоики и эпикурейцы, однако идеи скептицизма сохранялись и развивались около пяти столетий. Скептицизм стоял несколько в стороне от других школ и всем им противопоставлял собственные философские доктрины, философы других направлений создавали теории, скептики же их только критиковали и отрицали. Скептицизмом стала называться философская позиция, которая отрицает возможность познания истины. Пиррон, первый из философов-скептиков. Скептики приходят к выводу о невозможности достижения объективного знания о мире, а, следовательно, и невозможности рационального обоснования норм человеческого поведения. Единственная правильная линия поведения в этих условиях - воздержание от суждений. Основные положения античного скептицизма: 1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности. 2. Всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет». 3. Подлинная философия скептицизма - молчание. 4. Следуйте «миру явлений». 8. Теологический характер философии Средневековья. Укажите предмет и тоги спора номинализма и реализма. Позиция номиналистов в споре с реалистами. Номиналисты (лат. nominalis — именной, относящийся к именам) являлись основоположниками материалистического направления. Они подчеркивали, что воля имеет преимущества над разумом. Общие понятия (универсалии), согласно данному учению – только имена, не обладающие самостоятельным существованием. Реально присутствуют только отдельные вещи со своими индивидуальными качествами. Иными словами, вещи – первичны, понятия – вторичны. Например, понятие «человек» включает в себя все признаки, присущие в отдельности каждой личности. Результатом становится то, что человек – живое существо с двумя ногами и руками, одной головой и наделенный разумом в большей степени, чем кто-либо другой. Крайние номиналисты считали, что общее является только словом – именем вещей. Умеренные представители течения (концептуалисты) включали в тезисы не только имя, но и понятие. Позиция реалистов в споре с номиналистами. Противоположное направление - реалисты (позднелатинское realis – вещественный), стояли на позиции того, что по отношению к отдельным вещам общие понятия существуют сами по себе, вполне реально. Универсалии существуют до вещей и представляют собой идеи и мысли в божественном разуме. По этой причине разум человека имеет способность познавать сущность вещей, которая является всеобщим понятием. Предметы природы являются только формой, выражающей общие понятия. При этом умеренные реалисты учили тому, что общее уже есть в вещах (например, человечность существует в каждом человеке). Крайние представители утверждали, что - до вещей (человечность существует сама по себе, в каждом человек). Однако они не отрицали существования в вещах общего. Просто оно существует само по себе, как и сама вещь. Первые являлись последователями Аристотеля, вторые – Платона. Итоги спора реалистов и номиналистов. Точка зрения, высказываемая реалистами, больше подходила к христианским догмам. По этой причине номинализм преследовался и впоследствии имел подозрительную репутацию. Борьба номиналистов и реалистов в схоластической философии закончилась победой первых. Однако оттачивание искусства спора двух направлений продолжается и в наше время. 9. Охарактеризуйте основные проблемы и особенности философии эпохи Возрождения. Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях. Многим мыслителям представлялось, что новому человеку лучше всего соответствует античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Мыслители Возрождения полагали, что именно это наследие прежде всего обращалось к человеку и его умениям ("Человек - мера всех вещей", один из принципов античного философствования). И это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения (Ренессанса), т.е. возвращения, возобновления античных ценностей. Но в эпоху Возрождения было выработано всё-таки новое, значительно отличающееся от античного, философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, Галилей, Коперник,. Леонардо да Винчи, Микеланджело. Философия Возрождения прошла три периода: Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери, Франческо Петрарка). Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс). Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей). Вывод: 1) Сущностью философии Возрождения является антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец. 2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она: - обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму; - заложила основу философии, свободной от религии. 10. Рационалистическая и эмпирическая традиция в философии Нового времени. Приведите и оцените аргументы обеих противоборствующих сторон. Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи: – философского научного метода; – методологии познания человеком внешнего мира; – связи внешнего и внутреннего опыта. Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм; рационализм. Родоначальником эмпирического метода познания был Фрэнсис Бэкон (1561–1626), придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицая роли разума в познании. Разум, по мнению Бэкона, должен: – перерабатывать данные чувственного познания и опыта; – находить коренные причинные связи, явления; – раскрывать законы природы. Он выделял единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, недооценивающих роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности. Бэкон предложил интересную и глубоко содержательную критику схоластики. Он утверждал, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от любых предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных oт прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами, и делил их на четыре рода: Своей философией Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы. Вслед за Бэконом эмпириком и сенсуалистом в гносеологии был Томас Гоббс (1588–1679). Основой познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела. Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Ренэ Декарта (1596–1650), Бенедикта Спинозы (1632–1677), Готфрида Лейбница (1646–1716). Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение – это отправной пункт познания. Все идеи Декарт подразделил на две группы: – пришедшие из чувств; – врожденные. По утверждению Декарта, ясность и отчетливость наших представлений – вот критерий истинности. Спиноза различает три вида познания: – чувственное, дающее только смутные и неистинные представления; – посредством разума, дающее знание о модусах; – интуиция, открывающая истину. Лейбниц в своей философии на рациональной основе исследует сочетание рационализма и эмпиризма. 11. Раскройте новаторский характер социально-философских учений нового времени (XVII в.). XVII в. - "век науки". Философия, участвуя в развитии научного познания, стремилась стать "великим восстановлением наук". Философы порой и сами были первооткрывателями в математике и естествознании. Процессы философствования мыслились как "метафизические размышления". Их метафизика стала новаторской переработкой традиционной метафизики. Новаторство — отличительная черта философии нового времени по сравнению с традиционалистской схоластикой. Первые философы нового времени стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность унаследованные знания. Критика "идолов" у Ф. Бэкона и метод сомнения Р. Декарта: пересматривалось старое знание, для нового знания отыскивались рациональные основания. Поиск рационально доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — другая черта философии нового времени. Трудность состояла в том, что философские истины не могут доказываться принятыми в математике способами. Однако Декарт или Спиноза стремились вести рассуждения с помощью аксиоматически-дедуктивного метода. Стремление ориентировать философию на точные науки оставалось господствующим на протяжении всего нового времени. Философия была рационалистической. Философы XVII—XVIII вв. интересовались не только рациональным познанием, но и познанием с помощью чувств. И эмпирики, и рационалисты объективно рассматривали ограниченности человеческого разума, писали трактаты о необходимости его совершенствования. Следует также принять во внимание образ разума, соответствующий рационализму XVII-XVIII вв. Разум сомневающийся, ищущий, но способный к достоверному познанию. Главное, что разум вписан в реальную человеческую жизнь. Нужно усиливать его с помощью простых и ясных правил метода, о котором с позиций эмпиризма рассуждал Ф. Бэкон, а с позиций рационализма — Декарта. XVII в. иногда называют "веком Декарта". Это оправданно тем, что полемика вокруг его идей и произведений была в центре духовной жизни Европы второй половины столетия. От своей эпохи философы XVII в. почерпнули идеи свободы и достоинства личности. Способом их философского обоснования стала концепция сущности человека. Философы этих двух столетий считали человека существом, обладающим природными и духовными, достойными удовлетворения потребностями. Разум, свободу, равенство с другими людьми, право обладать частной собственностью они также включали в человеческую природу. Свободный индивид с его огромными возможностями рационального действия и познания — подобное философское понимание как нельзя более отвечало эпохе, нуждавшейся в таком человеке и вызывавшей к жизни его инициативу, энергию. 12. Теория познания и этика И. Канта. Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий философ. Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта. Кант считал, что решению проблем философии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Отвергал догматический прием познания и считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сила суждения», позволяющую осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта. Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений. В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для объединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя. Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Этика И. Канта. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила) «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»; • «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к средству». В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения: • Человек как явление; • Человек как вещь в себе. 13. Покажите противоречивость системы и метода философии Г. Гегеля. В «Науке логики» (1812-16) Гегель решил показать самодвижение понятия. Он говорил, что субъекту нужно отстранится и только наблюдать за понятием. У каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным. При этом каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность. Отсюда ясно, что у каждого понятия — своя односторонность; поэтому каждое понятие переходит не в другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена «абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея». Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии «отрицательность», оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет абсолютной идеи, его развития дает только относительную истину. Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, абсолютная истина должна быть достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина. Значение метода в философии Гегеля. Для Гегеля, как для объективного идеалиста, весь мир, все существующее представляется в виде ступеней последовательного развертывания абсолютной идеи: «…Именно собственная деятельность логической идеи определяет себя к дальнейшему и развивается в природу и дух». Таким образом, значение центральной философской дисциплины приобретает логика — наука об идее, о мышлении, а все остальные части философии (и — шире — все прочие науки) становятся как бы прикладной логикой. Онтология и логика совпадают. Изучив логическую стихию, мы становимся способны понять истинную структуру мира. Логика приобретает вследствие этого как практическую, так и высшую, метафизическую ценность. Но что представляет из себя та абсолютная идея, порождением которой выступает весь мир? Это — идея, содержащая в себе всю идеальную сторону мира, причем мира, понятого как единство, тотальность. Кроме того, это единство уже не непосредственное, а различенное, то есть такое единство, в котором выявлены все его отдельные моменты. Идея — это систематизированная тотальность. Так оказывается, что содержание абсолютной идеи — не какое-то особое определение, самостоятельная логическая конструкция, а вся система гегелевской логики, которая как раз и представляет собой систематизацию идеального. Гегелевский метод состоит в последовательном порождении понятий друг другом. Очевидно, он должен иметь начало: должно существовать некое первичное понятие, категория, из которой можно было бы последовательно вывести все прочие категории и которая в то же время сама уже не была бы опосредована, определена ничем другим. Такой категорией является бытие. Ни достоверность, ни абсолютная истина и никакие другие подобные «формы» не могут выступать в качестве начала философии, поскольку они предполагают сопоставление чего-то с чем-то другим, в то время как начало должно быть едино и зависеть только от самого себя. Начало не может иметь определений, так как еще нет ничего, через что его можно было бы определить, нет никакого другого. Это полное отсутствие определений, «чистая мысль» — абсолютная абстракция, «совокупность всех реальностей», абстрагирование от всего, с потерей всяческого конкретного, особенного — это и есть то, что понимается под чистым бытием. С чистого бытия, фактически с пустоты (первое же движение мысли обнаруживает, что чистое бытие есть ничто) Гегель начинает движение своего метода, в процессе которого будет последовательно порождено все богатство философской теории. Первоисточник гегелевской диалектики — бытие — абсолютно чисто от каких-либо определений. Однако оно же в силу своей природы содержит в себе неявно все возможные определения. Выявление, раскрытие отдельных моментов бытия, а затем и тех категорий, которые будут из него получены, полагание этих моментов в качестве самостоятельных понятий составляет движущую пружину гегелевского метода. Не только любой реально существующий предмет, но и практически любое логическое понятие представляет собой тотальность, то, что может быть адекватно выражено только суммой бесконечного числа определений, и как таковое оно способно, раскрывая свое содержание, самоуглубляясь, породить бесконечное многообразие других понятий. Продолжая этот процесс дальше и дальше, мы, отправившись от любой точки, получим веерообразно расходящееся дерево категорий. Следует заметить, что чем более абстрактна — то есть, фактически, чем более пуста — исходная категория, тем больше «мощность» того бесконечного множества понятий, которое она породит («мощность» в смысле теории множеств). А бытие, как абстракция всех абстракций, способно выделить, разграничить в себе вообще все возможные определения. Диалектический процесс в том виде, в котором он нами описан, носит еще достаточно хаотический характер. Однако Гегель придает ему четкую систематическую форму, определяя, что порождение понятий должно строится по принципу триады. В каждом предмете выделяются три момента: первый — непосредственное, сплошное единство рассматриваемого объекта (предмет в себе); второй — объект как сложность, как множество, расчлененность, как рефлексия (предмет для себя); третий — воссозданное единство, в котором не теряются внутренние различия, выявленная истина (предмет в себе и для себя). Каждый из этих моментов полагается в качестве самостоятельного понятия и вновь подвергается триадическому исследованию. Система категорий, таким образом, приобретает вид троичного дерева. Нужно сказать, что понятия, которыми оперирует Гегель и которые он расставляет по узлам этого дерева, почерпнуты из повседневных представлений; философ не создает свою особую терминологию для обозначения исследуемых им объектов. В качестве ключевых элементов гегелевской логики могут быть выделены диалектическая самопротиворечивость понятий и триадичность, позволяющая систематически вырабатывать новые категории на основе этой противоречивости. Поскольку логика, как говорилось выше, становится онтологией, то нужно признать, что самопротиворечивость и триадичность были изначально присущи абсолютной идее, порождающей мир, и только затем отразились в остальном универсуме; причина диалектического характера окружающей действительности — в диалектизме самого ее сверхъестественного источника. Однако помимо развертывания Идеи в мир, которое позволяет говорить о тождестве онтологии с логикой, гегельянство рассматривает и обратный процесс — «свертывание» мира в идею — человеческое познание. Оно составляет третью (связанную, как мы помним, с мотивом возвращения в единое) сферу внешней триады «Логика — Природа — Дух», то есть Дух. Человечество, развиваясь, постепенно выделяет в окружающем мире те логические структуры, которые были положены в его основу его идеальным источником; следовательно, субъективное человеческое мышление будет опосредованно — через природу — подчиняться тем же законам, что и объективное Абсолютное мышление, логика. Так логика, побывав онтологией, становится теорией познания, где она есть уже не то, из чего дедуцируется мир, а то, что индуцируется из мира. Для Гегеля нет пропасти между мышлением и реальностью, потому что реальность — одно из проявлений абсолютного мышления; для марксизма — потому что мышление есть не что иное, как форма движения материи. Гносеология преодолевается онтологией. Интерпритация результатов мышления у Гегеля — объективно-логические конструкции, стоящие за материальным миром. 14. Единство материализма и диалектики в философии марксизма Философия марксизма – диалектико –материалистическая. Материалистическая потому, что утверждает о первичности материи и вторичности сознания. Она признает материальность мира и его познаваемость. Диалектическая потому, что рассматривает материальный мир в постоянном движении, развитии, обновлении. Итак, Маркс и Энгельс утверждают что: во-первых, в мире нет ничего кроме материи, которая находится в постоянном движении и развитии. Она вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования. во-вторых, сознание не есть самостоятельная сущность, а свойство материи отражать саму себя; «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»; в-третьих, субстанцией единства мира выступает движущаяся материя. Ф. Энгельс детально (в рамках развития научного знания той эпохи) рассмотрел и выявил основные формы ее движения и их взаимосвязь. На этой основе была разработана единая систематическая картина мира, соответствующая научным представлениям конца XIX века; в-четвертых, человек есть |