вопросы философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену
Скачать 258.55 Kb.
|
19. Западная философия XX века: особенности и основные направления. Их многообразие – достоинство или недостаток? Особенности: 1). Неоднородность, многоплановость, многопредметность. (многообразие школ и направлений). 2). Критическое отношение к классическому философскому наследию, скептический взгляд на итоги социального развития, сдержанность в оценке перспектив исторического прогресса. 3). Пристальное внимание к иррациональным, бессознательным составляющим бытия. 4). Антропологизм, попытки поставить в центр философского внимания человека, а не поглощающие его социальные общности (массы, нации, классы). 5). Плюрализм, принимающий принципиальную неустранимость множественности возможных описаний, подходов, объяснительных схем. Три группы школ: Аналитически-позитивистские школы Экзистенциальные-феноменологистические Религиозно-философские Современный позитивизм. Новая позитивная философия должна опираться только на данные опыта, науки. Три этапа развития: Классический позитивизм – назначение философии видится в обобщении данных конкретных наук. Эмпириокритицизм – философия сводится к анализу чувственной основы человеческого опыта. Неопозитивизм - философия – исполнитель логического анализа языка науки. Философия – не теория, а деятельность. Все высказывания либо аналитические, либо синтетические. Истинность аналитических высказываний устанавливается в их значении. Синтетические высказывания нуждаются в опытной проверке. Постпозитивизм – объяснение развития науки, исследование логики. Любая теория рано или поздно заменяется новой. Задача гносеологии –разрешение проблемы роста знания. 20. Философия позитивизма. Неопозитивизм и постопозитивизм: сравните проблематику и выводы. Позитивизм – философское течение, которое ставит в центр рассмотрения науку и за философскую основу всего берет опыт (эксперимент). Первооснователем позитивизма был Конт в 30 годы 19 века. В центре изучения позитивистов находился вопрос о взаимоотношении науки и философии. Главная цель и назначение философии – разработка методов научного знания. 1) Классический позитивизм (2-я половина XIX в.) Позитивная философия связана с философией французского просвещения 18 в. Позитивисты высказывали убеждение в способности наук к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, в которой применимы научные методы мышления. Контом был разработан закон трех последовательных стадий человеческого мышления: теологическая (до 1300г.), метафизическая (до 1800г.) и позитивная. На первой стадии, человек пытается объяснить окружающий мир, исходя из неких божественных сущностей, вторая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами и соответствует абстрактному мышлению. На позитивной стадии человек исследует мир, опираясь на опыт и логические выводы из него. Для этой стадии характерно объединение теории и практики, человек благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые являются постоянными, формирует законы. Основной метод науки –описательное обобщение, заключается в постановке эксперимента, а затем попытке обобщить. Философию позитивисты наукой не признавали, т.к. у нее нет собственной предметной области, нет надежных опытных данных, нет критериев истины, не видно ее воздействия на решение практических задач. Целью новой философии по Конту становится сведение к общим выводам из естественных и общественных наук. Характерные черты позитивизма: 1) Нам известно только то, что сообщают нам науки, научные знания являются единственно адекватными. 2) Любая проблема может быть решена и любая наука может достигнуть успеха, будучи переведены на позитивную стадию. 3) Вера в бесконечный прогресс науки и безграничные возможности человеческого познания. В последнее десятилетие 19 в. классический позитивизм переживает кризис, который вновь ставит вопрос о месте философии в системе наук и отвергает тот ответ на него, который давали представители классического позитивизма. Неопозитивизм (начиная с 20-х гг. XX в. До настоящего времени). Неопозитивисты считали, что предметом философии не может быть и теория познания, так как ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу «метафизических» проблем. По их мнению философия вообще не имеет собственного предмета исследования, так как она не является содержательной наукой о какой-то реальности. Главные задачи: Формализация науки (переопределение ее через логику) и разработка максимально простого и понятного научного языка. Истина - совпадение высказывания с непосредственным опытом человека. Неопозитивисты хотели очистить науку от бессмысленных предложений, которые не могут быть доказаны как с помощью опыта, так и с помощью связанного логического доказательства. Постпозитивизм. Постпозитивисты главной проблемой философии науки сделали понимание механизмом развить знания. Поппер считал теорию научной, если она доступна опровержению с помощью опыта. «С помощью опыта можно подтвердить только ложность теории, а не ее истинность» (Поппер). Опыт изначально проводится за или против какой-либо теории. Постпозитивисты отказывались видеть жесткую границу между философией и наукой, т.к. философские положения осмыслены и неустранимы из научного знания. Таким образом постпозитивизм связан с частичным преодолением позитивистской проблематики, поэтому рядом исследователей он не относится собственно к позитивизму. 21. Философия экзистенциализма. В чем причина связи всплесков интереса к экзистенциализму с двумя мировыми войнами? Общая характеристика экзистенциализма. Экзистенциализм (от позднелат.exixtentia – существование) выступила в XX в. Основная проблема - проблема человека, его существования в мире. Если говорить об истории возникновения экзистенциализма, о философских идеях и размышлениях, положенных в основу экзистенциализма, то можно сказать, что первым представителем данного направления и философской антропологии можно считать Сократа. Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует на человеческое существование. Главные свойства этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире. Экзистенциализм возникает в 20 веке, в период общей беспокойности и войн (немецкий - в первую мировую войну, французский - во вторую мировую войну), и отражает самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Экзистенциализм - философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. У поколения западной интеллигенции, переживших ужасы двух мировых воин, эта философия вызвала интерес тем, что она обратилась к проблеме критических кризисных ситуаций, в которые попадает человечество. Почему возникают кризисы ума, нравственности и гуманности? Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Человеку, чтобы выжить, необходимо разобраться в своем внутреннем мире, трезво оценить свои способности и возможности. Эта философия сосредотачивает свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Причины возникновения экзистенциализма: нравственный, экономический и политический кризисы, открытия науки, поставившие человечество на грань самоуничтожения, приближение экологической катастрофы, усиление жестокости по отношению к человеческой личности, возникновение тоталитарных режимов фашистского толка, издержки техногенного обществ. 22. Философия постмодернизма: продолжение принципов модернизма или их отрицание? У. Эко: «Постмодернизм — это ответ Модернизму: раз прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности...». Определить содержание понятия "постмодернизм" представляется возможным через соотношение с модернизмом. Модернизм в современной науке понимается как тип культурного сознания, который реализуется в художественной практике символизма, экспрессионизма и акмеизма. В социально-историческом контексте под модернизмом подразумевается период в развитии культуры с конца ХIХ до середины ХХ века, то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Нижней хронологической границей модернизма является "реалистическая", или позитивистская, культура ХХ века, верхней – постмодернизм. Мировоззренческие основы этих типов культурного сознания не совпадают. Модернизм как мировоззрение базируется на принципах урбанизма (культа города), технологизма (культа индустрии), примитивизма (культа неразвитых образцов подражания) и других. Постмодернизм одновременно вырастает и отталкивается от картины мира, сложившейся в модернизме (неслучайно "постмодернизм" и означает "все, что после модернизма"). Преодолевая модернистские тенденции, постмодернизм культ города заменяет космизмом, ценностные ориентации индустриального общества - экологизмом, отрицающим бездумное природопользование и утверждающим необходимость гармоничных отношений общества и природы. Таким образом, мировоззренческая концепция постмодернизма включает в себя принципы космизма, экологизма, а также постгуманизм и новую сексуальность – в культуру активно входят сексуальные меньшинства, идеи феминизма. Именно в «модернизме в узком смысле» отчетливо просматриваются тенденции, усиление которых привело к возникновению нового культурного направления, получившего название «постмодернизм». «Модернизм в узком смысле» и «постмодернизм» в своей сущности – своеобразное отражение кризисного состояния западной цивилизации и ее духовной культуры. Для постмодернизма характерна установка на плюрализм, предотвращающий свойственную модернизму абсолютизацию чего бы то ни было, в том числе и значения технологической парадигмы. Установке на плюрализм соответствует подчеркнутое стремление постмодернистов к «антиавторитарности», которое отметил в качестве главного отличия постмодернизма от «модернизма в узком смысле» видный американский теоретик постмодернизма И. Хассан. «В то время как модернизм – за исключением дадаизма и сюрреализма – создавал свои собственные формы художественного авторитета именно потому, что центра больше нет, постмодернизм развивался в сторону художественной анархии – в соответствии с глубинным процессом распада мира вещей – или поп-искусства». Основным различием двух художественных систем ХХ века является отношение к природе, которое меняет характер эстетического мышления. В модернизме природа противопоставлена культуре, причем ведущая роль последней декларируется, тогда как в постмодернизме природа и культура равнозначны и едины, следовательно, отношение к культуре может быть избирательным. Таким образом, концепции современного постмодернизма доказывают развитие и трансформацию культуры модернизма, сущность которого остается неизменной при многообразии интерпретаций его идей, постмодернизм будем определять переходным типом культуры, возникшим на модернистской основе и использующим её язык и понятия. 23. Дайте сравнительный анализ методологии различных концепций исторического процесса (формационного и цивилизационного подходов, концепции постиндустриального и информационного общества). Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. Согласно формационному подходу. существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация. Цивилизация – совокупность материальных и духовных достижений общества. Две теории цивилизации: Теории стадиального развития цивилизации рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Теории локальных цивилизаций исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития. Локальные цивилизации могут совпадать с границами государства или включать в себя несколько государств. Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, и т.д. Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. причины: Усовершенствование технологий, механизация и автоматизация производства позволяют уменьшить долю людей, непосредственно занятых в материальном производстве. Современная экономика достигла такого качества, когда большинство работников должны иметь относительно высокий образовательный уровень. Благосостояние значительной части населения поднялось настолько, что интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей заняли важное место в ценностной шкале общества. Люди, основные материальные потребности которых удовлетворены, занятые интеллектуальным трудом, предъявляют повышенный спрос на услуги. Повышение доли квалифицированного труда приводит к тому, что основным «средством производства» становится квалификация работников. Это меняет структуру общества, а собственность на материальные «средства производства» утрачивает своё былое значение. Информационное общество — большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно: -увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; -возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте; -нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; -создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: -эффективное информационное взаимодействие людей; -их доступ к мировым информационным ресурсам; -удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах; -развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальныхи хозяйствующих сетей. 24.Проблема природы и сущности человека. Составьте различные философские подходы к определению смысла жизни человека. Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям. Смысл жизни – означает совокупность предназначений и устремлений человека в ходе его жизни, включенность в систему общественных отношений, подчиняющих себе его поведение и поступки. Субъектиная сторона - совокупность факторов, определяющих индивидуальный духовный выбор смысла и цели жизни каждым социальным субъектом. -самостоятельный, добровольный поиск каждым человеком -индивидуальный набор средств и методов его обретения -возможность наличия множества субъективных ошибок на пути его обретения -формируется и реализуется в конкретных формах человеческой деятельности -необходимость значительного количества духовных усилий (затрат) Объективная сторона – совокупность социальных факторов, определяющих общее содержание и направленность духовности основных субъектов общества -проблема выбора обязательно наступает для каждого человека -независимость выбора от возраста, пола, условий жизни -обретает свою ценность в сравнении со смыслом жизни других людей -влияние исторической эпохи, требований прогресса, гуманизма к человеческой жизни в обществе -утверждается и доказывается на практике делами, поступками людей. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько. Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам. Средневековая мысль считала главной целью человеческой жизни абсолютное воплощение сословных ценностей, максимальное повторение образа жизни предков или особо почитаемых данной группой героев, поэтому, как только подобное совершенство было достигнуто, зачастую ещё в первые годы жизни, дальнейшая эволюция человеческого характера от одной возрастной группы к другой и внутри них лишалась смысла, а потому не осознавалась и не фиксировалась. Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Предшественник экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире. По словам Жана-Поля Сартра, «существование предшествует сущности», «человек, прежде всего, существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки, кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл». |