Главная страница
Навигация по странице:

  • В написании курса лекций и практикума принимали участие следующие авторы: д. и.н., профессор В. А. Бердинских

  • Е. С. Останин

  • В. М. Кашина ,кандидат исторических наук, доцент Е. С. Останин ,кандидат исторических наук, доцент И. А. Соловьева Рецензенты

  • А. А. Тронин

  • I. курс лекций ВВЕДЕНИЕ История как наука. Принципы изучения истории. — Типы (этапы развития) исторического сознания. — Концептуальные модели истории.

  • Историческими источниками

  • Типы (этапы развития) исторического сознания Первые попытки человека заглянуть в свое прошлое связаны с формированием у него исторического сознания. Историческое сознание

  • По видам используемой энергии

  • По такому критерию, как время и пространство

  • Бердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум. Курс лекций и практикум


    Скачать 2.81 Mb.
    НазваниеКурс лекций и практикум
    АнкорБердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум.doc
    Дата27.01.2018
    Размер2.81 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум.doc
    ТипКурс лекций
    #14946
    страница1 из 49
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49


    История России
    Курс лекций и практикум

    Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов

    ББК
    Курс лекций разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта второго поколения и с учетом примерной программы дисциплины «История России», утвержденной Министерством образования РФ 3 июля 2000 г.
    Концепции авторов каждого раздела являются индивидуальными и могут не совпадать с мнением редакции.
    Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива – д. и. н., профессор В.А. Бердинских
    В написании курса лекций и практикума принимали участие следующие авторы:

    д. и.н., профессор В. А. Бердинских — раздел I;

    к. и. н., доцент В. М. Кашина — раздел III: лекции 1, 3, 4;

    к. и. н., доцент Е. С. Останин — раздел IV;

    к. и. н., доцент И. А. Соловьева — введение, раздел III: лекция 2;

    к. и. н. С. А. Трушков — раздел II.
    Научные редакторы:

    кандидат исторических наук, доцент В. М. Кашина,

    кандидат исторических наук, доцент Е. С. Останин,

    кандидат исторических наук, доцент И. А. Соловьева

    Рецензенты:

    доктор исторических наук, профессор Удмуртского государственного университета А. А. Тронин; кандидат исторических наук, профессор Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института В. Д. Сергеев.

    СОДЕРЖАНИЕ



    ВВЕДЕНИЕ
    I. курс лекций. ВВЕДЕНИЕ
    Раздел I. РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В IX — XVII ВЕКАХ

    Лекция 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IХ — ХII ВЕКАХ
    Лекция 2. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

    В XIV — XVI ВЕКАХ
    Лекция 3. РОССИЯ В XVI — XVII ВЕКАХ. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО
    Раздел II. РОССИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

    Лекция 1. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ
    Лекция 2. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX ВЕКЕ
    Лекция 3. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
    Раздел III. КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СТАНОВЛЕНИЕ

    КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (1914 — КОНЕЦ 1930-х гг.)

    Лекция 1. Первая мировая война — катализатор мирового исторического процесса. Россия в 1917 г.
    Лекция 2. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
    Лекция 3. ПОИСК СОВЕТСКИМ РУКОВОДСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗМА: «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ», НЭП
    Лекция 4. Советское общество в период «форсированного строительства социализма»
    Раздел IV. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ (1939 — 1990-е гг.)

    Лекция 1. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1939 — 1945 гг.
    Лекция 2. СССР В ПОСЛЕВОЕННОМ МИРЕ (1945 — 1985 гг.)
    Лекция 3. ЧЕТВЕРТАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1985 — 1990-е гг.)
    II. ПРАКТИКУМ
    Основные положения государственного образовательного стандарта

    по курсу «Отечественная история»
    Содержание основных тем курса «Отечественная история»
    Основная литература по курсу
    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
    ХРЕСТОМАТИЯ

    Тема 1. Древнерусское государство
    ТЕМА II. РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ХIV – ХVI вЕКАХ
    Тема III. «СМУТНОЕ ВРЕМЯ» И ДАЛЬНЕЙШЕЕ УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ В XVII ВЕКЕ
    Тема IV. Модернизация России в XVIII веке
    Тема V. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ XIX вЕКА В РОССИИ
    Тема VI. Общественно-политические доктрины и движения в России в XIX веке
    Тема VII. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ И ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
    Тема VIII. РОССИЯ В 1917 ГОДУ: ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ
    Тема IX. Россия советская (1918 – 1920 гг.)
    Тема X. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПЕРИОД «ФОРСИРОВАННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА» В СССР (КОНЕЦ 20-х – НАЧАЛО 30-х гг.)
    ТЕМА XI. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ В СССР
    Тема XII. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1939 – 1945 гг.)
    Тема XIII. СССР после второй мировой войны (1945 – 1985 гг.)
    Тема XIV. ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. РАСПАД СОВЕТСКОГО СОЮЗА. (1985 – 1991 гг.)
    Тема XV. РОССИЯ В 1990-е гг. XX века – начале XXI века: СМЕНА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
    МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

    ПО КУРСУ “ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”
    ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
    ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
    Примерные вопросы для экзаменов


    ВВЕДЕНИЕ



    Предлагаемые учебно-методические материалы включают в себя учебник и практикум (хрестоматию, планы семинарских занятий, темы контрольных работ для студентов заочного отделения и примерные вопросы для экзамена по курсу «Отечественная история»).

    Материалы подготовлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта второго поколения и с учетом примерной программы дисциплины «Отечественная история», утвержденной Министерством образования РФ 3.07.2000 г. Они служат пособием для студентов дневного отделения, изучающих курс «Отечественной истории», а также предназначены для оказания помощи студентам заочного отделения в самостоятельном изучении курса.

    В учебник включены документы, охватывающие все периоды отечественной истории с древнейших времен до конца ХХ века. Авторы стремились опубликовать в первую очередь материалы по ключевым проблемам истории России. Приведены источники, содержащие различные оценки современниками наиболее важных исторических событий и выдающихся личностей. История России рассматривается в контексте истории мировых цивилизаций, в ее связях с другими народами.

    Опубликованные материалы позволяют судить как об общих закономерностях российской истории, так и ее особенностях. Источники содержат различные или даже противоположные мнения участников о событиях прошлого, что дает возможность альтернативного объяснения исторического процесса, способствует активизации творческой, познавательной деятельности и самостоятельного мышления учащихся.

    Хрестоматия, входящая в состав пособия, имеет учебно-познавательный характер. Наиболее эффективно она может быть использована параллельно с материалами предложенного учебника по истории России, а также учебниками для вузов, рекомендованными Министерством образования РФ.

    Хрестоматия построена на основе проблемно-хронологического принципа. Большинство документов приведено в извлечениях и отрывках. Часть документов публикуется под их официальным или исторически сложившимся названием, часть – под заголовком, отражающим проблемно-тематический характер их содержания. Тексты документов сопровождаются краткими примечаниями, вопросами для самоконтроля.

    В пособии содержатся также примерные планы семинарских занятий и темы контрольных работ по всем темам курса и указана основная литература к ним.

    Для всех студентов изучение отечественной истории представляет особый смысл и интерес. История – это важнейший способ самоидентификации общества, средство ориентации людей в социальном пространстве. Кроме того, история является и формой социальной памяти человечества. Для любого человека память – основа логики, мышления; общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. История – это не только «преданья старины глубокой», но и сегодняшний день, и наше будущее.
    I. курс лекций

    ВВЕДЕНИЕ



    История как наука. Принципы изучения истории. — Типы (этапы развития) исторического сознания. — Концептуальные модели истории.

    История как наука. Принципы изучения истории



    Развитие человеческого общества представляет собою сложный, многогранный процесс. В истории существовали и существуют различные социальные организмы, народы, цивилизации; все они обладали особыми чертами, которые накладывали определенный отпечаток на ход развития человечества. При поверхностном взгляде может показаться, что в истории царит хаос, что ни одна наука не в состоянии установить связи и закономерности в эволюции человеческого сообщества. Однако исторический процесс не является иррациональным потоком событий. История обладает своей внутренней логикой, но постичь ее можно только в том случае, если мы осознаем специфику истории как науки.

    В отличие от естественных и технических наук, история как наука гуманитарная не имеет строгих объективных законов. В истории действуют закономерности, которые в той или иной степени реализуются в зависимости от обстоятельств. Это связано именно с тем, что действующие лица истории — люди, индивидуумы, движимые собственными потребностями, интересами, амбициями и эмоциями. Поэтому можно дать следующее определение истории:

    История — это наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности, многообразии и противоречивости с целью понимания его прошлого, настоящего и перспектив будущего. В переводе с греческого historia означает «рассказ о прошедшем, об узнанном».

    Воссоздание нашего прошлого и установление закономерностей исторического развития происходит на основе изучения исторических источников. Историческими источниками мы называем все то, что создано в процессе человеческой деятельности и несет в себе информацию о различных сторонах жизни общества. В принципе любой предмет, к которому мы прикасаемся сейчас, по прошествии определенного времени превратится в исторический источник.

    Все исторические источники подразделяются на несколько групп:

    · вещественные (их поиском и изучением занимается, в частности, наука археология; это, например, фрагменты сооружений, предметы обихода, орудия труда, монеты, украшения);

    · письменные (любые тексты на камне, папирусе, пергаменте, бересте, бумаге и других материалах);

    · этнографические (культурно-бытовые предметы, имеющие древнее происхождение, но сохраняющиеся в обиходе определенных групп общества — народные музыкальные инструменты, традиционная одежда, обувь, домашняя утварь, игрушки, народные промыслы);

    · устные (легенды, басни, сказки, поговорки, песни, приметы);

    · аудиовизуальные (фотографии, киноматериалы) и другие.

    При изучении конкретного исторического события или целого периода из нашего прошлого историкам приходится решать непростую задачу. Как воссоздать целостную картину из фрагментов, содержащихся в отдельных источниках? Как примирить противоречивые оценки современниками одного и того же исторического персонажа? Нередко бывает, что несколько письменных источников совершенно по-разному описывают одно и то же явление. Чтобы успешно разрешить все эти проблемы, наука выработала несколько принципов изучения истории.

    Принцип историзма. Следование этому принципу предполагает, что все события и явления прошлого изучаются в своем развитии, как динамическая система; кроме того, каждое событие рассматривается в непосредственной связи с другими событиями, происходившими в то время. Особенно важно учесть, что научный подход не позволяет оценивать исторические факты и личности с абстрактных, вневременных позиций. Необходимо воссоздание исторического контекста, стремление к проникновению в атмосферу эпохи. Даже для профессиональных ученых это очень сложная задача, ведь в конечном счете мы должны посмотреть на изучаемое событие или исторического героя глазами наших предков, иногда очень далеких. Однако другой способ познания прошлого заведет нас в тупик.

    С принципом историзма очень тесно связан принцип объективности. Он требует критического анализа данных разных источников, отказа от стереотипов мышления, от возможных собственных симпатий и антипатий. Добросовестный исследователь не должен произвольно отбирать одни факты и игнорировать другие, искажать факты или подгонять их под заранее созданные схемы. Именно отсутствием объективности страдала отечественная историография советской эпохи, когда были засекречены многие архивные документы, способные подорвать официальную, коммунистическую трактовку истории России.

    В последнее время некоторые ученые считают необходимым выделить еще один общий принцип изучения истории — принцип приоритета общечеловеческих ценностей над политическими, идеологическими, классовыми и другими. Это означает, что исторические события должны оцениваться не только с позиций общеисторического прогресса или целесообразности. Не менее важно понять, чем обернулось это событие для людей, живших в то время. Особое значение приобретает этот принцип тогда, когда речь идет о глубоких реформах, революциях, разного рода социальных экспериментах. Оправдывает ли заманчивая цель средства, когда встает вопрос о жизни людей, невольно становящихся заложниками эксперимента? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но не задаваться им мы просто не имеем права, если хотим понять свое прошлое и чему-то у него научиться.
    Типы (этапы развития) исторического сознания
    Первые попытки человека заглянуть в свое прошлое связаны с формированием у него исторического сознания.

    Историческое сознание— это фундаментальная мировоззренческая характеристика культуры любой эпохи. Оно появляется тогда, когда человек начинает осознавать себя как существо общественное, связанное со своими предками, современниками и потомками. Можно определить историческое сознание как способность посмотреть со стороны на себя, свое место в обществе и место общества в окружающем мире.

    В соответствии с эволюцией человека и общества историческое сознание прошло несколько этапов развития.

    1. Начальный этап исторического сознания — мифологическое сознание, оно характерно для первобытного общества.

    Мифотворчество было первой попыткой человека объяснить связь «Мир — Я», здесь переплетались опыт и воображение. Например, первобытные люди были уверены, что у каждого рода есть свой предок-покровитель (тотем), но это не человек, а животное: змея, рыба, птица и т. д. Мифологическое сознание не знакомо с такими понятиями, как время и пространство; мифологическое время одномоментно, ни с чем не связано ни в прошлом, ни в будущем. На основе мифа впоследствии возникает эпос — история народов, где боги вмешиваются в судьбу людей, но уже не являются главными действующими лицами. Примерами эпических произведений могут служить древнегреческие «Илиада» и «Одиссея», древнегерманские «Беовульф» и «Песнь о Нибелунгах», древнефинская «Калевала».

    2. Второй этап в развитии исторического сознания европейских народов связан с эпохой античности, т. е. со средиземноморской цивилизацией. Она охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. н. э. Этот тип сознания характеризуют как космологический. При этом нужно заметить, что элементы мифологического сознания сохранялись в эпоху античности.

    Основой для формирования космологического сознания стало дальнейшее осмысление человеком природы и своей связи с ней. Общество стало пониматься как часть Вселенной, космоса. У древних греков появилось понятие Ойкумена — населенная человеком часть Вселенной. Главная характеристика космоса — неизменность — была перенесена и на представления о человеческой истории.

    Древние греки и римляне воспринимали историю человечества как круговорот, бесконечную смену циклов, в каждом из которых все начинается сначала, и нет ничего принципиально нового. Исторические события представлялись случайными, хаотичными, лишенными какой бы то ни было закономерности. Воплощением этой случайности были древнегреческие богини судьбы Мойры (их аналогами в древнеримской мифологии стали Парки): одна из них — Клото — прядет жизненные нити, Лахесис определяет участь каждого человека, Атропос перерезает жизненные нити. Естественно, человек не может ни предугадать свою судьбу, ни повлиять на нее.

    В будущее человечества древние греки и римляне смотрели с большим пессимизмом: они считали, что далеко в прошлом остался «золотой век» — время, когда все люди были равны. Потом появилась собственность и навсегда сделала людей врагами: чем дальше, тем больше будет конфликтов и вражды. Однако сомнения в существовании «золотого века» тоже были: Тит Лукреций Кар в философской поэме «О природе вещей» высказывает мысли об эволюции общества, в основе которой лежит человеческий разум, а первобытных людей сравнивает с животными.

    Именно в эпоху античности начинается поиск идеального общественного устройства, потому что для того времени история — это история политическая. Чаще всего история человечества разделялась на три этапа:

    1) естественное (природное, дообщественное) состояние;

    2) общественное состояние, не отвечающее природе человека;

    3) разумное, идеальное общество будущего.

    Древнегреческий философ Платон разработал теорию идеального государства, которое должно базироваться на строгом разделении социальных функций: правители-мудрецы, воины и работники. Первые две категории не имеют собственности, чтобы ничто не мешало им исполнять возложенные на них обязанности. Предусматривалось общественное воспитание детей.

    Ученик Платона Аристотель классифицировал общественное устройство на демократию, аристократию и монархию. Но идеальным ни один из этих вариантов быть не может: всегда есть опасность вырождения демократии в охлократию (власть толпы), аристократии — в олигархию, монархии — в тиранию. В качестве условно-образцового государственного устройства Аристотель выдвигает так называемую «политию» — смешение олигархии и демократии, при которой в обществе будут преобладать зажиточные средние слои.

    Античная цивилизация дала очень мощную историографию: от летописей и анналов — к широким историческим обзорам (Геродот, Фукидид, Плутарх, Тит Ливий, Тацит, Светоний и другие).

    3. Новый тип исторического сознания формируется в эпоху средневековья (V — XV вв. в Западной Европе, IX — XVII вв. в России). Это сознание теологическое (религиозное).

    «Вера выше знания» — таков был главный принцип, провозглашаемый христианской церковью. История человечества представлялась в виде прямой линии, началом которой было сотворение Богом человека, а концом станет второе пришествие Иисуса Христа и Страшный суд. Таким образом, у истории есть цель, и Бог ведет людей к раскаянию, исправлению, продлевая время до второго пришествия. Поэтому на смену прежним представлениям о хаотичности исторических событий приходит провиденциализм — уверенность, что все в истории направляется божественной волей, а случайности исключены.

    Христианская церковь учила, что род человеческий изначально един, так как все люди произошли от Адама и Евы. Но после грехопадения прародителей это единство распалось, возникли рознь, войны, рабство… Поэтому главное дело жизни человека — искупить и свои собственные грехи, и первородный грех. «Все человеческое существование заключено в трех словах: жить, умереть и быть судимым. Мы рождаемся для того, чтобы умереть, и умираем для того, чтобы быть судимыми», — учил средневековый проповедник.

    Однако сомнения в истинности подобных представлений о человеческой истории все-таки возникали. В Германии, Франции, Англии священникам нередко приходилось доказывать прихожанам, что стремление к знаниям вопреки вере губительно для души. Знания многообразны и переходящи, размышления только запутывают, а человек, гоняющийся за знаниями, «уподобляется тому мужику, который, уронив топор в воду, остановился на мосту, поджидая, когда в реке стечет вся вода», — рассуждал французский проповедник Жак де Витри.

    В среде самого духовенства тоже рождались сомнения: действительно ли все в жизни человека предопределено Богом? Ведь если признать абсолютное предопределение — значит, нельзя наказывать человека даже за преступления, ибо он совершал их не по своей воле. А если считать, что человек ответствен за свои действия, это будет умалять роль творца, свидетельствовать о том, что он не вездесущ. Эта дилемма так и не была разрешена.

    Общественный статус человека в средние века определялся его происхождением. Средневековое общество было корпоративным, иерархическим, получила распространение теория трех сословий: молящиеся (духовенство), воюющие (рыцарство), работающие (крестьянство).

    4. В эпоху Нового времени на смену теологическому историческому сознанию приходит рационалистическое. В Западной Европе Новое время начинается в XVI в., в России — в XVIII в., верхняя граница этого периода — начало XX в.

    В Новое время люди за объяснением происходящего в истории все реже обращались к божественному промыслу, искали более очевидные причины в самом ходе истории. «Верю, потому что знаю» — это девиз Нового времени. Впервые была осознана глубина исторического времени: вместо абстрактного понятия времени появляются представления о конкретном текущем моменте. Время — это серия не связанных друг с другом моментов, и для человека открывается возможность либо использовать это время, либо его упустить.

    В изучении истории мыслители Нового времени стремились найти практические цели. Вместо христианской догмы о близком конце света выдвигается идея «нового века», т. е. открытости земной истории в будущее; человек имеет деятельную волю, таким образом, все в его власти.

    В Новое время появилось множество различных социально-исторических и политических теорий. При всем их многообразии можно выделить некоторые общие принципы:

    а) Антропоцентризм. В центре истории находится не Бог, а человек. При этом нужно заметить, что в творении мира и человека Богу не отказывали вплоть до XVIII века. Однако христианский провиденциализм уходит в прошлое, свою жизнь человек строит сам.

    б) Гуманизм. Человек воспринимается как гармоничное единство духовного и телесного начал, как высшее творение Бога, чья жизнь ценна сама по себе. Поощряется честолюбие, стремление к достатку, бережливость, меценатство, соблюдение чувства меры.

    в) Демократизм. Общественный статус человека определяется не его происхождением, а деловыми, интеллектуальными и духовными качествами.

    Важной особенностью исторического сознания Нового времени стало появление идеи исторического прогресса. Однако разные мыслители определяли различные критерии этого прогресса. Так, для Георга Гегеля критерием служила степень свободы человека в обществе, и в истории человечества он выделял 3 эпохи:

    1) восточную, где все — рабы,

    2) античную, когда свободны немногие,

    3) германскую (христианскую), где все осознали свою свободу.

    Таким образом, история, по Гегелю, — это «прогресс мирового духа в осознании свободы», который развертывается через дух отдельных народов, сменяющих друг друга по мере выполнения своей миссии.

    Иммануил Кант разработал этическую концепцию исторического прогресса. Он считал, что человечество неуклонно движется к идеальному состоянию, когда вся общественная жизнь будет регулироваться не столько законами, сколько нормами морали. Источник прогресса, по мнению Канта, находится в сфере нравственности, в следовании принципу «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

    А с точки зрения Карла Маркса, в основе исторического прогресса лежат прежде всего экономические факторы — развитие способа производства. Он доказывал, что исторический прогресс необратим, что движение вперед является результатом столкновения противоборствующих интересов. Кроме того, по мнению Маркса, наблюдается ускорение «ритма истории».

    Таким образом, в эпоху Нового времени не было какой-то универсальной доктрины, которая составляла бы стержень исторического сознания. Однако все возникавшие концепции исторического развития были подчинены принципам рационального познания.

    5. Историческое сознание в эпоху новейшего времени (XX — начало XXI вв.) чрезвычайно плюралистично. В этом прослеживается его прямая преемственность по отношению к предыдущему периоду. 20-й век представил великое разнообразие исторических концепций, сложились определенные исторические школы.

    В тоталитарных государствах, в том числе и в СССР, были предприняты попытки навязать обществу не только официальную идеологию, но и официальную концепцию исторического развития. В советской науке и системе образования культивировался лишь один — марксистско-ленинский подход к изучению истории. Его еще называли историческим материализмом, он предполагал, что история человечества — это последовательная смена общественно-экономических формаций. Однако время показало, что сознание современного человека нельзя бесконечно долго удерживать в строго очерченных кем-то пределах. Крах тоталитарных режимов стал одновременно и крахом тоталитарного типа исторического сознания.

    Одной из заметных тенденций в развитии исторического сознания новейшего времени стало новая волна интереса к религиозному взгляду на сущность, цели и смысл истории. Однако в целом исторический рационализм сохраняет свои позиции.

    Концептуальные модели истории




    При всем многообразии исторических концепций, созданных человеком с древних времен, можно выделить несколько наиболее типичных моделей истории.

    А. Циклическая. Она была наиболее популярна у древнегреческих и древнеримских мыслителей (Платона, Полибия, Светония и др.). Эта модель представляет историю в виде бесконечно повторяющихся циклов, не несущих в себе ничего нового.

    Б. Линейная модель отражает представление о прямолинейности общественного развития. Она была выработана первоначально на этапе религиозного сознания, однако в дальнейшем ее восприняли и те ученые, которые мыслили вполне рационалистически: Вольтер, Дени Дидро, Жан Кондорсе, Огюст Конт, Герберт Спенсер и др. Они дополнили теорию прямолинейности истории идеей исторического прогресса.

    В. Спиралевидная модель явилась своеобразным синтезом циклической и линейной. Ее создателями можно считать Г. Гегеля и К. Маркса, которые полагали, что неуклонное движение истории вперед сопровождается повторением пройденных ранее этапов, но каждый раз на более высоком уровне. Именно спиралевидная модель иллюстрировала уже упоминавшуюся теорию общественно-экономических формаций (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной, коммунистической).

    Г. Многовариантная модель истории принципиально отличается от предыдущих: ее авторы отказываются от идеи единства человеческой истории. Представление о многовариантном, параллельном, одновременном развитии многих человеческих сообществ стало формироваться на рубеже XIX — XX вв.; оно связано прежде всего с Карлом Ясперсом и Освальдом Шпенглером. Многовариантная модель предполагает, что независимо друг от друга в разных частях Земного шара сформировались человеческие сообщества, которые в процессе своего развития контактировали с другими сообществами, могли что-то даже заимствовать, но при этом сохраняли самобытность. У каждого сообщества — своя историческая судьба, и нет таких критериев, по которым имело бы смысл сравнивать их.

    Подобный взгляд на историю лег в основу теории цивилизаций. Цивилизационный подход к изучению истории сейчас доминирует в отечественной науке.

    Понятие «цивилизация» является многозначным, можно назвать до десяти смысловых значений этого слова. Однако в нашем контексте под цивилизацией понимается совокупность социально-экономических, политических и культурных систем, имеющих общие типичные признаки и находящихся на совместимых уровнях развития.

    В настоящее время принято несколько вариантов классификации цивилизаций в зависимости от критерия, взятого за основу.

    По типу развития цивилизации делятся на:

    · Динамичные (такие, которые достаточно легко поддаются модернизации);

    · Традиционные (такие, где процессы модернизации протекают достаточно тяжело, периоды реформ часто перемежаются контрреформами);

    · Непрогрессивные (холодные общества) (те, которые законсервировались на определенной стадии развития и не демонстрируют никакого движения вперед).

    По видам используемой энергии цивилизации подразделяются на:

    · Доиндустриальные (использующие энергию горючих природных материалов, воды, ветра, мускульную энергию человека и домашних животных);

    · Индустриальные (использующие энергию пара и электричества);

    · Постиндустриальные (освоившие энергию атома и Солнца).

    По такому критерию, как время и пространство, можно выделить довольно много цивилизаций, среди них: древневосточная, античная, Византийская, западно-европейская средневековая, Китайская, мезоамериканская, западная, Российская и др.

    Нередко используется и религиозный критерий. В этом случае мы говорим о цивилизациях языческой, буддийской, христианской, арабо-мусульманской и др.

    В современной исторической науке продолжаются дискуссии о том, какой критерий в принципе мог бы стать наиболее приемлемым для создания общей картины развития человечества. Проблем остается много.

    Во-первых, любой из предлагавшихся критериев не в состоянии объяснить все происходящее в истории. Например, формационный подход выдвигает на первый план социально-экономические факторы, но игнорирует природные, биологические. А социоестественный подход Льва Гумилева страдает прямо противоположной диспропорцией.

    Во-вторых, есть основания усомниться в общем прогрессивном ходе истории. Прогресс в области науки и техники неоспорим, но этого нельзя сказать о нравственном состоянии общества.

    В-третьих, интерес историков все больше смещается от социально-политической истории в сторону истории быта, психологии, межличностных отношений. Поэтому в ближайшей перспективе можно ожидать появления некой «сверхнауки», включающей в себя историю, психологию, социологию и, возможно, какие-то еще отрасли гуманитарного знания.

    Учитывая эти обстоятельства, следует особое внимание обратить на синергетику, предлагающую композиционный метод изучения истории. В середине ХХ в. австро-венгерский математик Курт Гедель доказал, что не все в рамках одной системы можно объяснить с помощью одного закона. Из этого и исходит синергетика как направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы самоорганизации в открытых системах. Сам термин «синергетика» появился в конце 1960-х гг. Этот подход утверждает, что нет никакого всеобщего закона исторического развития, как не может быть и универсального подхода к изучению истории. Следует не выбирать из возможных критериев «наилучший», а дополнять их друг другом.

    Вопросы для самоконтроля




    1. В чем заключается специфика истории как науки?

    2. Разделяете ли вы мнение о том, что в истории присутствует прогресс? Обоснуйте свою точку зрения.

    3. Какая из рассмотренных моделей истории кажется вам наиболее приемлемой? Почему?

    4. К какому типу историческому сознания можно отнести ваш собственный взгляд на историю человечества?
    Литература
    Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. — М., 1987.

    Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990.

    Блок М. Апология истории. — М., 1986.

    Гобозов И.А. Введение в философию истории. — М., 1993.

    Гомаюнов С.А. Композиционный метод в историческом познании. — М., 1994.

    Моисеев Н.Н. Философия истории и современность // Социально-политический журнал. - 1993. - № 7.

    Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.

    Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993.

    Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49


    написать администратору сайта