Главная страница
Навигация по странице:

  • Нашествие Батыя. - Система татаро-монгольского ига. — Возвышение Москвы. Дмитрий Донс­кой. — Русь в XV в. Создание централизованного государства.

  • Система татаро-монгольского ига

  • Сверхзадача монгольских ханов

  • В экономической об­ласти татарское иго — это ежегодная выплата огромной дани

  • Монархический элемент власти усилился

  • Внешняя угроза помогла сплотить Русь

  • Возвышение Москвы. Дмитрий Донской

  • Русь объединялась – Орда дробилась.

  • В 1480 г. Русь полностью освободилась от ордынского ига.

  • Иван III - государь всея Руси.

  • Восточная политика (отношения с Ордой и татарами)

  • Второе направление политики Ивана

  • Вопросы для самоконтроля

  • Бердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум. Курс лекций и практикум


    Скачать 2.81 Mb.
    НазваниеКурс лекций и практикум
    АнкорБердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум.doc
    Дата27.01.2018
    Размер2.81 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум.doc
    ТипКурс лекций
    #14946
    страница4 из 49
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

    Вопросы для самоконтроля




    1. Какие имеются точки зрения на проблему происхождения восточных славян?

    2. Каковы специфические факторы образования Древнерусского государства?

    3. В чем сущность норманнской теории? Какова роль варяжского фактора в об­разовании Древнерусского государства?

    4. В чем значение двух центров в образовании Руси?

    5. Охарактеризуйте основные категории населения Древней Руси.

    6. Каковы причины появления многочисленных городов на Руси?

    7. Какие культурные национальные традиции появились в ту эпоху?

    Литература




    Вернадский Г.В. Киевская Русь. — М., 2000.

    Гумилев Л.Н. От Руси к России. — М., 1992.

    Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. — М., 1990.

    Россия и мир: Учебная книга по истории. Ч. 1. — М., 2002.

    Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. — М., 1987.

    Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Л., 1980; другие издания.

    Лекция 2. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

    В XIV — XVI ВЕКАХ



    Нашествие Батыя. - Система татаро-монгольского ига. — Возвышение Москвы. Дмитрий Донс­кой. — Русь в XV в. Создание централизованного государства.

    Нашествие Батыя



    В начале XIII века заканчивалась эпоха крестовых походов – военного натиска с Запада на Восток. В это время мир был потрясен внезапным появлением огромного государства степных кочевников-монголов в Азии – империи Чингисхана. Для народов восточной Европы нашествие монголов стало, подобно огненному смерчу, уничтожавшему достижения европейской цивилизации.

    Монгольские кочевые племена, жившие в степях за Байкалом, на съезде знати (курултае) в 1206 году избрали одного племенного вождя великим ханом всех монголов. Он принял новое имя – Чингисхан (великий правитель) и создал из ранее разрозненных монголов прекрасную армию с железной дисциплиной. Его белое знамя с девятью конскими хвостами стало символом нового государства. Чингисхан поставил перед собой задачу – завоевать весь мир.

    Создав мощную армию и покорив соседние степные народы, в 1211 году Чингисхан напал на Северный Китай. Он был выдающимся полководцем и тщательно подготовился к войне. Посланные им шпионы, агенты выявили слабые места противника, нашли внутри страны тайных внутренних врагов северокитайских правителей и предложили им свою помощь. Вскоре пал Пекин и монгольское владычество установилось во всем Северном Китае. Чингисхан взял у китайцев осадные машины, чтобы сокрушать крепости врагов и перенял искусство управлять с помощью чиновников огромным государством. Завоевав земли от Китая до Средней Азии, покорив Хорезм, Чингисхан отправил два тумена своей армии в разведывательный поход на Кавказ и южнорусские степи. В битве н реке Калке (1223) объединенное русско-половецкое войско потерпело сокрушительное поражение от монголов. Главная причина этого – вражда русских князей друг с другом. У русской армии даже не было единого командования.

    Уже после смерти Чингисхана начался поход на Запад новой монгольской армии. Ее возглавил внук великого завоевателя – хан Батый. Ядро армии составили примерно 120 тысяч всадников, к которым присоединяли всех кочевников-степняков, находившихся на пути их движения. Пленных-рабов, не жалея, гнали перед собой при штурме крепостей. Армия имела камнеметы и другую осадную технику.

    После разгрома Волжской Булгарии Батый зимой 1237 – 38 гг. ударил по Северо-Восточной Руси, имевшей значительные военные силы. Первой – после штурма, пала Рязань, к которой не пришли на помощь соседние князья. Монгольские войска по замерзшим рекам широко как на степной облаве двинулись вглубь страны, уничтожая города и села на своем пути. Их лошади не боялись морозов и были очень выносливы. Гибла молодая русская культура и цветущие земли превратились в кладбища. Полностью были разгромлены войска владимирского князя Юрия. Сам он также погиб. После взятия Владимира Батый двинулся на Новгород. Но, взяв Торжок, не дойдя до Новгорода 100 верст, монголы повернули свою армию назад в степи. В марте начиналась распутица и Батый побоялся увязнуть со своей армией в русских лесах.

    Покорив Северо-Восточную Русь в 1237 – 38 гг., Батый разгромил половце и подчинил себе степи от Днестра до Волги, ставшие местом его кочевий, Половцы, в основном, влились в его Орду.

    В 1240 – 41 гг. Батый ударил по Южной Руси. Из-за княжеских междоусобиц он не встретил организованного сопротивления. Каждый город оборонялся самостоятельно. После взятия Киева, разгрома Галицко-Волынской Руси, армия Батыя двинулась двумя потоками в Венгрию и Польшу. Значительные армии западных были ими разбиты в апреле 1241 г. Началась паника даже во Франции и Германии.

    Но Батый не смог удержать свои завоевания в этих странах. В его тылу оставались тлевшие очаги сопротивления как в степи, так и на Руси. По возвращении Батый основал на Нижней Волге столицу своего государства – Сарай (1242). Он еще подчинился власти общемонгольского хана в Каракоруме, но впоследствии Золотая Орда стала независимым государством.
    Система татаро-монгольского ига
    Монгольское вторжение было последним крупным движением кочевников из Азии на Запад. Они продолжали традицию скифов, сарматов, гуннов, ава­ров и хазар. До появления огнестрельного оружия конница брала верх в степ­ных войнах. Монгольская армия была гораздо лучше организована и обучена, чем армии кочевников прошлых эпох. Сверхзадача монгольских ханов, созда­телей огромной империи, протянувшейся от Тихого океана почти до Средизем­ного моря, — контроль над миром, т. е. мировая империя. Эксплуатация вели­ких торговых путей на этой территории — их непосредственная цель. Золотая Орда включила в себя основную массу кочевников степи. Ее население стали называть татарами.

    Система татарского ига поставила под контроль правителей Золотой Орды, этого регионального ханства огромной монгольской империи, протянувшегося от За­падной Сибири до Причерноморья, экономический и военный потенциал большей части русских княжеств. Статус русских земель обладал определенной спецификой. В экономической об­ласти татарское иго — это ежегодная выплата огромной дани (ордынского вы­хода) татарам, а в политической — жесткий контроль за русскими князьями, считавшимися теперь вассалами хана. Соответственно хан подтверждал пра­ва их на престол своим “ярлыком” либо, в случае неповиновения, отнимал власть, передавая княжество другому, более преданному ему властителю. Вместе с тем, несмотря на свирепую жестокость татар (города, области и села порой вырезались и уводились в рабство карательными набегами подчистую), иго не затронуло основ русской государственности — власти князей династии Рюриковичей. Ханы подтвердили также религиозную терпимость своей поли­тики, освободив от любых налогов и поборов русскую православную церковь.

    Татарское иго высасывало огромную часть финансовых, людских и прочих ресурсов Русских земель. В XIII в. страна оцепенела и в значительной мере лишь восстанавливала потери.

    Монгольское влияние отразилось на всей политической и экономической структуре Руси, а также оставило следы на века во многих областях русской жизни. Разорение нашествием было воспринято на Руси как нацио­нальная катастрофа. Систематическое изъятие затем с русских земель людс­ких и финансовых ресурсов мешало восстановлению нации. Городская циви­лизация предыдущей эпохи в значительной мере погибла вместе с разрушен­ными татарами городами. Искусство, многие виды ремесел пришли в полный упадок на дли­тельный период времени (ремесленники отправлялись в Орду) и восстанавли­вались уже на другой основе.

    Татары уничтожили и демократическую систему самоуправления русских городов (вече, посадник, ополчение), за исключением Новгорода и Пскова.

    Ослаблен был и аристократический элемент в княжествах — совет бояр при кня­зе. Бояре значительно ограничены теперь в своих правах “отъезда” от одного князя к другому с сохранением родовых вотчин.

    Монархический элемент власти усилился и подчинил себе все общество. Сказалось влияние неограниченной власти ханов в Орде. А с другой стороны, чтобы освободиться от неволи, власть должна была поглотить всю мощь своего народа и подчинить себе все на родной земле. Образно говоря, Московская Русь XV – XVI вв. уже обращена лицом не к Европе, а к Азии. А в Азии власть монархов часто была беспредельна и деспотична.

    В Древней Руси люди были, в основном, свободны в выборе своих занятий. В Московской Руси значительная часть общества прикреплена к свое службе или своей земле и стала несвободной. Важным результатом Ордынского ига стала атмосфера всеобщей зависимости людей от власти. Вместе с тем, с целью освобождения от ига началось преодоление феодальной раздробленности. Внешняя угроза помогла сплотить Русь в единое целое и создать централизованное государство.

    Даже после нашествия за князем оставалась судебная власть, а затем и сбор налогов. Уже при Дмитрии Донском великий князь превратился фактически в автономного пра­вителя и получил возможность использовать в своих интересах администра­тивную и военную машину, созданную на Руси монголами. Монголы с помощью террора (жестоких карательных экспедиций) приучили население беспрекос­ловно выполнять свои приказы и платить налоги, давать пополнение в армию. Это наследие также пригодилось великому князю Московскому. Наконец, возникла новая концепция государства и общества. Старые свободные политические институ­ты были заменены деспотической властью великого князя. Новый порядок формиро­вался долго, но истоки его лежат в XIII — XIV вв.
    Возвышение Москвы. Дмитрий Донской
    Верную и взвешенную политику, ориентированную на сотрудничество с тата­рами и военный отпор агрессии с Запада, проводил новгородский и владимир­ский князь Александр Невский — национальный русский герой. Его преемники московские — Даниловичи (потомки сына Александра — Даниила) и тверские Ярославичи (от брата Александра — Ярослава) сумели понять общенациональ­ные интересы страны и пытались их решать, хотя и по-разному. Тверские кня­зья первыми поднялись на вооруженную борьбу с татарами и потерпели пора­жение. Московские князья, подавив с помощью татар антиордынское восста­ние в Твери (1327 г.), получили ярлык на великое Владимирское княжение и стали главными сборщиками дани для Орды. Москва стремилась и, как правило, успешно к “тишине” — прекращению внутренних войн и татарских карательных набегов. Быстрое усиление Москвы, начавшееся при Иване Кали­те (1325 — 1340), заложившем основы ее будущего величия, сделало это кня­жество самым сильным и богатым на Руси. Его стали поддерживать боярство и церковь. Митрополиты сделали Москву (во многом благодаря глубокой религи­озности Калиты) своим постоянным местопребыванием.

    Причины усиления Москвы были следующие. 1) Выгодное географичес­кое положение в центре транзитных торговых путей с севера на юг (из Новго­рода в Рязань) и переселенческих потоков из Киевского Приднепровья в бас­сейн Волги и Оки. 2) Защищенность от нашествий врагов другими русскими княжествами и землями. С севера, запада и юга от немцев, литовцев и татар Москву прикрывали Новгород, Тверь и Рязань. В связи с этим население окраин охотно переселялось сюда. 3) Личные свойства и политика московских князей. Как курочка по зернышку клюет, так и московские князья-скопидомы неутомимо, по­тихоньку расширяли свой удел, заботливо округляли свои владения путем “при­купов”. Обеспечив себя поддержкой Орды благодаря титулу великого князя Владимирского (ярлык на это был в их руках с 1328 г.), они еще при Иване Калите добились права самим собирать “ордынский выход” (дань для татар) со всех русских земель. Таким образом, все княжества оказались поставленными в подчиненное по­ложение к Москве при таком порядке вещей. Одновременно шел быстрый рост финансовой мощи Москвы, использовавшей для своих целей часть общерусской дани. 4) Целенаправленную политику такого рода уда­лось сохранить неизменной в течение нескольких поколений. Как метко писал историк С. М. Соловьев, “все они похожи друг на друга; в их бесстрастных ликах трудно уловить историку характеристические черты каждого; все они заняты одной думою, все идут по одному пути, идут медленно, осторожно, но постоянно, неуклонно; каждый ступает шаг вперед перед своим предшествен­ником, каждый приготовляет для своего преемника возможность ступить еще шаг вперед”. Такая устойчивость программы, терпение и настойчивость в течение 6 поколений (от Даниила, сына Александра Невского, умершего в 1303 г., до Василия Темного, умершего в 1462 г.) закономерно увенчались ус­пехом. 5) Поддержка церкви, открыто ставшей на сторону Москвы, сыграла важную роль. Православная церковь была мощной объединяющей и цементирующей силой для всего русского народа. Москва — местопребыва­ние общерусских митрополитов с начала XIV в. 6) Нужно помнить, что в XIV в. и в Золотой Орде набирает силу процесс феодальной раздробленности, она серьезно слабеет.

    Вторая половина XIV в. — время затяжного политического кризиса Золо­той Орды. Распад Монгольской империи (1370), внутренние усобицы в борьбе за ханский престол в Сарае (за 20 с небольшим лет там сменилось 20 ханов) — все это создало условия князю Дмитрию Донскому (1359 — 1389) для формирования сильного антиордынского союза русских князей. Символом нового положения Москвы стал отказ князя Дмитрия от уплаты дани Орде и строительство мощной белокаменной крепости в Москве. Орда, расколотая на две части, — в западной утвердился темник (военачальник) Мамай (не чингисид), а в восточной, благодаря поддержке Тамерлана, хан Тохтамыш, — остро нуждалась в ресурсах Руси и попыталась восстановить свою власть над ней. В 1380 г. хан Мамай решил вначале подчинить Русь, а затем ударить по со­пернику Тохтамышу.

    Князь Дмитрий собрал войска со всей северо-восточной Руси. Большую поддержку ему оказала церковь с ее единой национальной церковной структурой и вероучением, направленным на единение русского народа. Зародившееся в эту эпоху великорусское национальное сознание от­лилось в художественные формы православия. Троицкий игумен Сергий Радо­нежский, обнявший своим нравственным авторитетом всю Русь, благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву. Эта битва стала первой победой Руси над главными силами Орды. Значение ее трудно переоценить. После этой бит­вы объединение Руси вокруг Москвы и окончательное падение власти Орды над Русью стало лишь вопросом времени. Впрочем, процесс этот растянулся надолго. В 1382 г. уничтоживший власть Мамая хан Тохтамыш сжег Москву и заставил князей вновь платить себе дань. Но Дмитрий Донской и его преем­ники передавали свою власть и княжение уже по наследству, как свою вотчи­ну. Москва стала главным городом Руси. Спор Москвы и Твери был решен в пользу Москвы.
    Русь в XV веке. Создание централизованного государства
    Собирание Руси московскими князьями с XIII в. шло медленно, но непре­рывно. Вектор их политики не менялся два с лишним столетия. Не случайно В.О. Ключевский, иронизируя, говорил, что по их поступкам трудно судить, кто из них Иван, а кто Василий (это два наиболее распространенных княжеских имени в Москве той эпохи). Качественный рывок в результате этой длинной цепи количественных изменений совершил Иван III (1462 — 1505) — фактический создатель единого Российского государства. Современники были потрясены внезапным, словно Феникс из пепла, появлением мощной монархии там, где еще недавно враждовали друг с другом ордынские данники. Именно Иван III четко осознал и решил следующие национальные задачи страны: ус­тановление сильной единоличной власти и прекращение феодальных междоу­собиц; ликвидация самостоятельных княжеств и уделов, окончательное свер­жение татарского ига; переход от оборонительной внешней политики к насту­пательной.

    Золотая Орда еще во второй половине XIV века раскололась на Казанское и Крымское ханство, Большую и Ногайскую Орду. Русь объединялась – Орда дробилась. Хан Большой Орды Ахмат, укрепившись на престоле, потребовал от Ивана III дани. Тот отказал ему. Между тем Орда все еще оставалась грозной силой. Вступив в союз против Москвы с Литвой, Ахмат в 1480 г. двинул свою армию на Русь. У него было, примерно, 40 тысяч воинов. Столько же собрал вышедший ему на встречу Иван III, заключивший союз с крымским ханом. Осторожный и дальновидный Иван III делал свою политику, словно играя в шахматы, просчитывая ходы далеко вперед.

    Войска Ивана III и хана Ахмата встали друг напротив друга на реке Угре. Татары попытались переправиться через реку, но русские им этого не позволили. Решающей битвы так и не произошло. Хан Ахмат не решился напасть на усилившуюся русскую армию. Он увел свои войска назад в степь, где вскоре бесславно погиб. Большая Орда рассыпалась. В 1480 г. Русь полностью освободилась от ордынского ига. Стояние на Угре, где битвы так и не произошло, завершило эпоху господства Орды над Русью. Московское государство стало стремительно расти.

    Все это отражало интересы основной массы населения страны. Создавав­шаяся сословно-представительная монархия — это наиболее удачный вариант государственного устройства Московской Руси той эпохи. С конца XV в. она называется Россией. Успешно завершил этап преобразований Ивана III его сын — Василий III (1505 — 1533). За 70 лет их правления Московская территория выросла в 6 раз, достигнув 2800 тыс. кв. км с населением примерно 7 млн. человек, вобрав в себя основную часть территории восточной Европы и Урала на востоке, Северного моря на севере и Литвы на западе. Как метко писал Карл Маркс, “изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечав­шая существование Московии, стиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромного государства на ее восточных границах”.

    Не будучи хорошим полководцем, Иван III был замечательным стратегом и великим дипломатом. По существу, без войны была присоединена основная масса русских княжеств центра страны: Ярославское (1463), Ростовское (1474), Рязанское (1517) и другие. Благодаря искусной многолетней политике кнута и пряника Тверское княжество (1485) и Новгород (1478) (это была особенно слож­ная задача), Пермь (1472), Вятка (1489), а при Василии III — Псков (1510), Смо­ленск (1514) (отвоеван у литовцев) и многие другие княжества и земли вошли в состав огромной империи московских великих князей (формально Россия стала называться империей лишь с эпохи Петра I). Своим титулом — царь, са­модержец и государь всея Руси — Иван III провозгласил себя наследником Ви­зантии и единственным оплотом православной веры в мире.

    Так завершилась работа восьми поколений. Вокруг Москвы были объединены почти все великороссы. Пережив тяжелейшую эпоху своей истории (XIII — XIV вв.), нация сумела консолидироваться и выжить, обеспечив внешнюю неза­висимость (татарское иго окончательно пало в 1480 г. — “стояние на Угре”) и внутреннюю, государственную обустроенность, создав монархию, не ограни­ченную какими-либо уставами и учреждениями. Великокняжеская, а затем цар­ская власть выступала как арбитр над интересами различных сословий и этно­сов в огромной по площади и разноплеменной стране. Именно монархия стала наиболее эффективной государственной формой, оптимально защищающей национальные интересы. Православная церковь, интересы которой совпали в этом с интересами государства, полностью поддерживала власть. И все же великий князь той эпохи — это не восточный деспот, а рачительный хозяин-приобретатель, первый среди равных ему по крови князей-Рюриковичей. Как верно писал историк А. А. Зимин, “власть великого князя ограничивалась проч­ными традициями, коренившимися в патриархальности представлений о харак­тере власти, которые имели к тому же религиозную санкцию. Новое пробива­лось с трудом и прикрывалось стремлением жить, как отцы и деды”. Велико значение Боярской думы, формирующихся приказов как органов центрально­го управления.

    В преобразованиях той эпохи падали свободы и властные традиции целых слоев общества — боярства, удельных князей. Крестьяне (владельческие) по­теряли полную свободу передвижения. По судебнику 1497 г. им разрешалось покидать старого владельца лишь раз в году — на осенний Юрьев день. В опре­деленной мере, действительно, прикрепление крестьян к земле — это вопль отчаяния государства, которое, чтобы выжить, должно иметь постоянное бое­способное войско из дворян, получавших за свою службу и на ее период поме­стья с крестьянами. В условиях наличия огромного количества свободных зе­мель закрепить крестьян было крайне сложно. Мы должны помнить, что основ­ная часть крестьян Руси той эпохи — это черносошные крестьяне (свободные общинники).

    Объединение северо-восточной Руси с особой силой подчеркнуло особое положение другой Руси — юго-западной, существовавшей отдельно от Руси Московской. Духовное, национальное и религиозное родство ощущалось при этом особенно остро, так как значительная часть юго-западной Руси вошла в состав великого княжества Литовского, а впоследствии (с 1569 г.) — объединен­ного Польско-Литовского государства - Речи Посполитой, в которой доминиро­вали католицизм и польская культура. Иван III и его преемники постоянно на­поминали западным соседям, что Киев, Смоленск, Чернигов и другие русские города — их “отчина и дедина”, а потому стремились к собиранию и этих зе­мель. Давление Москвы уже в XVI в. литовцы выдерживают с трудом. Ба­ланс сил в это время изменился в пользу Москвы.

    На самой Руси демократический и аристократический элементы в полити­ческой жизни были сломлены в XIII-XV вв. Вече повсеместно запрещены, а княжеская аристократия ликвидирована (в эпоху Ивана Грозного уничтожена физически). Старая демократическая традиция возродилась здесь лишь в фор­ме общин казаков на юге страны с XV в., выполнявших функции погранич­ных войск, ведь спор Руси со Степью — ханствами — осколками Золотой Орды (Казанским, Астраханским и Крымским) еще не был завершен.

    Иван III - государь всея Руси.К концу жизни Василия Темного Московское княжество стало единым. Вставший на престол в 1462 г. после смерти отца Иван III был хотя и молодым (22 года), но опытным политиком. Он стал соправителем в последние годы жизни отца. Именно Иван III построил основы Русского независимого государства, объединив основную часть земель Руси. Современники пишут, что это был молодой худощавый красивый человек высокого роста. В старости он стал сильно сутулиться. Превосходный дипломат, Иван III тщательно, многие годы, готовил все свои операции по присоединению других земель или разгрому противника. Он стремился рассорить своих врагов, разбить их поодиночке, а затем заключить договор на выгодных условиях.

    Восточная политика (отношения с Ордой и татарами) - важное направление деятельности Ивана III. Он не только добился полной независимости Руси от Орды, но и сам стал руководить действиями степных ханов. Крымские ханы стали его главными союзниками в борьбе с Литвой и Ордой. Иван III добивался, чтобы в Казани правили послушные ему ханы. Широко принимая на службу татарских «царей» со своими воинами, Иван III стал для них господином. Татарские войска успешно воевали с Орденом в Прибалтике, против Литвы в западных землях, против Большой Орды в Степи. Легкая степная конница с арканами и крюками на конях побеждала рыцарей Ордена в броне, непривычных к таким схваткам. Монгольский боевой клич «Ура!» (вперед) стал боевым призывом всей русской армии. Разделяя степных ханов, Иван III сумел властвовать над Степью благодаря своей умной и дальновидной политике.

    Второе направление политики Ивана III - собирание русских земель вокруг Москвы. Уже в 1463 году к Москве присоединен Ярославль. Местным князьям дали земли в других местах. Удельные владения своих братьев (не во всем с ним согласных) Иван III занял еще при своей жизни. Он мог поступать твердо и жестко. В тюрьме умер его сташий брат Андрей, пытавшийся поднять против него мятеж во время Стояния на Угре. Постепенно все небольшие самостоятельные княжества вошли в состав Московского государства. Дольше всех оставались независимыми: Тверь (1485), Новгород (1478) и окраинная Вятка (1489). Формально вошли в состав Московской Руси уже после смерти Ивана III Псковская земля (1510) и Рязанское княжество (1521), но фактически они были поставлены в полную зависимость от Москвы именно Иваном III. С середины XV до середины XVI века территория Московской Руси выросла в 6 раз.

    Третья сторона деятельности Ивана Васильевича – создание нового государственного механизма, нового аппарата власти. Как византийский император, имевший титул автократора, Иван III стал именоваться самодержавцем. Это простой перевод с греческого слова автократор. Так Иван Васильевич хотел подчеркнуть, что он в своем государстве обладает всей властью и отчитывается за свои действия только перед Богом.

    Прежние самостоятельные князья превратились при его дворе в служилых бояр. Они обсуждали с великим князем в Думе все основные государственные дела. Бояр назначали наместниками в города и уезды.

    Вместе с Боярской Думой появились приказы - органы управления государством (напоминавшие нынешние министерства). Первыми из приказов возникли Казна и Дворец. (Как ты думаешь, чем они занимались?) Строилось здание единого государства.

    Просвещение.В Древней Руси книги ценили очень высоко. Огромное число их сгорело при ордынских нашествиях. Когда в 1382 году хан Тохтамыш напал на Москву, то горожане и окрестные жители снесли свои книги в каменные храмы, которые оказались заполнены книгами до самого верха. Все это богатство погибло в огне пожара.

    Русская культура после своего упадка в XIII веке, уже в XIV веке начинает восстанавливаться. В Твери, Москве, Новгороде начинается каменное строительство. В новых центрах Руси (Москве, Твери) ведутся летописи. Связи с Западной Европой сохранили Новгород и Псков. Восстанавливается культура Руси, которая формируется уже как культура русского (великорусского) народа. Идет мощный подъем русского национального духа.

    Источником просвещения и грамотности в то время по-прежнему была церковь. В монастырях составлялись документы, летописи, хранились библиотеки. Многие горожане стали грамотными. Берестяные грамоты в Новгороде говорят о том, как люди жили, торговали, жаловались. Новгородские крестьяне пишут своему господину: «Бьют челом крестьяне господину Юрию Онцифоровичу на ключника Занда. Не можем господин ничем ему угодить».

    С XV века в обиход шире входит бумага, пришедшая на смену дорогому пергаменту (вспомни, что это такое). Если от XIV века до нас дошло всего 817 русских рукописей, от XV века - значительно больше. Бумагу привозили тогда из Италии, склеивали ее в длинные столбцы. Книги заключали в кожу, иногда украшали золотом, драгоценными камнями. Писали гусиными перьями, а чернила делали из ржавчины и дубовой коры.

    Теперь писали не каждую букву отдельно, как раньше на пергаменте, (это устав), а все буквы связно (это скоропись). Причем некоторые буквы для скорости пропускали, а над словом делали особый знак. Книгу украшали рисунками трав, цветов, фантастических зверей. Особенно любили драконов и львов. В написание книги мастера вкладывали всю свою душу, и она становилась настоящей драгоценностью.

    Главные памятники русской литературы той эпохи - летописи. Там все события излагались по годам. Но летописцы зависели от своих князей. Так в тверской летописи XIV века московский князь вероломен, а тверской миролюбив. В московской летописи - все наоборот. Летописи стали важными документами в политике. Иван III возил с собой в походы особого дьяка (чиновника), который умел по старым летописям говорить. Когда нижегородский князь вступил в борьбу за великое княжение, то для него срочно была составлена летопись монахом Лаврентием в 1377 году. Чтобы быстрее переписать текст, ее даже отдали нескольким писцам. В конце летописи Лаврентий написал, извиняясь за спешку и возможные ошибки: «Господа, отцы и братия! Если я где описал, переписал или не дописал, - читайте, исправляя ради Бога, а меня не ругайте. Зане книги (источники) ветхи, а ум молод, не дошел».

    Но люди того времени - патриоты. Они любили свою родную землю и мир всей Руси. Летописи – это удивительные памятники культуры той эпохи.

    Иконопись.XV век на Руси - время расцвета русской живописи. Тогда она развивалась в религиозных формах. Художники писали иконы и фрески (вспомни, что это такое). Центры иконописи переместились с юга на север страны. Постепенно складываются новгородская, ростовская, московская и другие школы иконописи.

    Когда в XIV веке вновь стали строить каменные храмы, то стены их расписывались фресками. Мощный подъем русской культуры привел к появлению на Руси великих иконописцев - Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.

    Феофан приехал на Русь в 1370-ые годы из Византии (отсюда его прозвище). Эта странствующий мастер. В Новгороде, Нижнем Новгороде и Москве он расписал фресками более 40 церквей. Умер он после 1405 года. Феофан проникся духом Руси того тяжкого времени. Его изображения Христа грозны и безжалостны. Бог у него сверхчеловек, который судит людей за их великие грехи. Феофан Грек - живописец великой трагедии человечества. Человек перед его фресками испытывал чувство глубокого раскаяния, просил прощения у Бога. Ужас перед Страшным Судом охватывал людей.

    Именно на Руси, где Феофан Грек прожил вторую половину своей жизни, его талант расцвел и слился с русским искусством. Сохранились фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (1378 г.). Безжалостно смотрит там Христос на землю и людей с росписи купола храма. Это - грозный судья, не знающий пощады грешникам. В фигурах других святых такая же мощь и широта. Во всех росписях храма есть нечто сверхчеловеческое. Работая затем в Москве, Феофан Грек создал также замечательные иконы.

    Русская икона той эпохи - это одно из величайших духовных достижений человечества, великий прорыв национального гения. Ни одна крестьянская изба или городской дом не могли обойтись без иконы в красном углу. В Новгороде чаще писали иконы с изображением какого-то одного святого. Он прямо смотрел в глаза молящемуся человеку. Устанавливалась духовная связь между иконой и верующим. Кроме Христа на иконах часто писали Илью-пророка или Георгия Победоносца верхом на коне. Народная вера связывала с Ильей грозу, дождь и огонь. Считалось, что он как Зевс катается в своей колеснице по небесам и мечет молнии. Народу нравилось и сказочное изображение святого Георгия, пронзающего копьем злого дракона и спасающего прекрасную царевну.

    Ни в какой другой стране мира не было создано столько икон, как на Руси. Здесь было много лесов. Сосну и липу легко обрабатывать. Купцы везли сюда редкие, чистые и яркие краски. Каменных храмов здесь было мало. Основная масса церквей - деревянные. В них не на чем создавать фрески. Поэтому стены церквей украшали иконами. Вот почему русские иконы так многочисленны и разнообразны по сложности.

    Москва стала центром русской православной церкви, и иконопись здесь стала развиваться очень бурно. Иконы Благовещенского собора Московского кремля в 1405 году писали лучшие русские мастера живописи - Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий.

    Лучший мастер русской иконы, создавший русскую школу иконописи – это Андрей Рублев. Точных данных о жизни Рублева у нас нет. Он был монахом и великим русским художником. Краски его икон яркие и нежные. В фигурах нет никакого напряжения. Поэтическая душа мастера словно ликует в изображении на иконе. Свет и радость льются с икон Андрея Рублева на зрителя. Всему миру известна «Троица» Андрея Рублева, на которой изображены три ангела. Это - символ человеческого единства и любви. Вероятно, это самое великое произведение русского искусства средних веков. Рублев словно освободил душу русского человека от порабощения. А затем народ сбросил и само Ордынское иго.

    Зодчество.Русь медленно набирала силы после ордынских нашествий XIII века. На Севере главными центрами подъема культуры оставались древние Новгород и Псков, а в центре страны - Тверь и Москва. Как и прежде, почти все строили из дерева. В основе любых построек, как и раньше, лежал бревенчатый сруб. Из таких срубов строили и простые дома, и княжеские дворцы (в этом случае их соединяли друг с другом), и церкви, и крепости. Как из детских кубиков, из них делали очень красивые и величественные постройки. В 1298 году сгорел огромный дворец великого князя Михаила Тверского. Он был создан из двухэтажных срубов, связанных меж собой переходами.

    Дворец московских князей тоже состоял в основе своей из разной величины срубов. Там был и златоверхий терем и большая горница для пиров, и много других помещений.

    В XIV веке возрождается строительство каменных церквей и, прежде всего, в Новгороде. Вместо огромных княжеских соборов сейчас строят небольшие церкви на деньги отдельных бояр, купцов или «концов» города (вспомни, что такое конец?).

    Классические новгородские храмы того времени - церкви Феодора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Это очень красивые, но суровые и мощные храмы, как северная природа и характер русских людей в тех местах. Первый храм заказал построить посадник Семен, а второй боярин - Василий Данилович в 1374 году.

    В 1433 году в Новгороде по заказу архиепископа построили каменную Грановитую палату (раньше, чем в Москве) для торжественных приемов и заседаний новгородских бояр.

    В 1329 году из огромных дубовых бревен была построена новая крепость Московского Кремля. Стены и башни ее были очень красивы. Но дерево боится огня. И в 1366-67 годах всего за два года были возведены белокаменные кремлевские стены, поразившие всю Русь. С того времени Москва и зовется белокаменной. Внутри Кремля строились храмы и дворцы. Красоте нового Кремля дивились даже иноземцы. В своих основах московские зодчие опирались на наследие владимирской Руси. Расцвет зодчества Москвы связан с созданием мощного единого государства и освобождением от ига.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Каково влияние татарского нашествия и ига на экономическое, политическое и культурное развитие Руси? Русь и Золотая Орда в XIII — XV вв.: особенности взаимоотношений.

    2. Почему именно Москва стала центром борьбы за образование централизо­ванного государства?

    3. Какова личная роль Ивана III в образовании централизованного Российского государства?

    4. Каковы направления эволюции высшей власти России XV — XVI вв.?
    Литература
    Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – М., 2001.

    Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.

    Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. – М., 1984.

    Семенникова Л И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — Брянск, 2002.

    Скрынников Р.Г. Русь IX — XVII вв. — СПб., 1999.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49


    написать администратору сайта