Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности русской земли 1. Территория

  • 6. Колонизация восточных земель.

  • Образование государства Древняя Русь

  • Князь, тысяцкий, старейшины, дружина, вече

  • Под полюдьем обычно понимают ежегод­ные объезды князя с дружиной своих земель с целью сбора дани.

  • В 988 г. Русь была крещена

  • Бердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум. Курс лекций и практикум


    Скачать 2.81 Mb.
    НазваниеКурс лекций и практикум
    АнкорБердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум.doc
    Дата27.01.2018
    Размер2.81 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум.doc
    ТипКурс лекций
    #14946
    страница2 из 49
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

    Раздел I. РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯВ IX — XVII ВЕКАХ

    Лекция 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IХ — ХII ВЕКАХ



    Особенности русской земли. — Образование государства. — Социально-экономические отношения. — Эпоха феодальной раздробленности в Древней Руси. – Русь – страна городов. – Истоки русской культуры.
    История славян глубокой древности таит много загадок и неясностей. Сла­вяне выделились из огромного древнего индоевропейского массива. По дан­ным языкознания, первоначальная территория обитания восточных славян — район Вислы. Отсюда в VII — VIII вв. они рассыпались по территории Восточ­ноевропейской равнины.

    Античные авторы говорят о праславянских племенах антов, венедов и склавинов, лишь начиная с первых веков нашей эры. Нужно учитывать, что расши­рение территории славян (между Эльбой и Дунаем) шло в эпоху великого пе­реселения народов, причем гунны стали естественными союзниками славян и главными врагами германцев (готов) и иранцев (аланов). Славяне, будучи жи­телями лесов, первоначально расселялись вдоль больших рек. Византийские источники более подробно говорят о них лишь с VI в., так как в это время славяне овладевают Балканами. К VIII в. славяне продвинулись далеко на восток вплоть до Дона.

    Славянский язык в своей языковой семье принадлежит к числу молодых. Великое славянское семейство делится с VI — VII вв. на три ветви: западную (чехи, поляки), южную (балканские славяне) и восточную (русские, украинцы, белорусы). Начало деления восточных славян на 3 народа следует искать еще в XIII в. Этому способствовали политические события: монголо-татарское нашествие, разделение территории Древней Руси между Московским цар­ством, Польшей и Литвой. Лишь в XVIII в. три восточнославянских народа (Великая, Малая и Белая Русь) были почти полностью объединены в одно го­сударство — Российскую империю. Естественно, что многовековое западное (прежде всего польское) влияние отразилось на культуре и языке украинцев и белорусов.
    Особенности русской земли
    1. Территория Западной Европы сильно разъединена естественными гра­ницами: горными хребтами, морскими заливами и проливами, реками — на мел­кие отдельные части. Англия, Испания, Франция, Италия — каждое из этих го­сударств замкнутый мир с точными границами. Испещренность морских бере­гов создала идеальные условия для судоходства. Территория России — это сплошная равнина. Белое и Черное моря, Уральские горы и Карпаты располо­жены очень далеко друг от друга. Это содействовало образованию здесь еди­ного государства, размещенного на громадной территории. Большая обособ­ленность жизни на Западе выработала там значительную индивидуальность и рационалистичность человека. На Русской равнине выработалась, наоборот, общинность, поглощение личного “Я” миром, массой.

    2. Морской фактор. Все основные древние цивилизации жили на берегах Средиземного моря. К последнему притягивались даже народы, жившие от него далеко (германцы, англичане). Развитая береговая линия облегчала взаимное общение народов. Россия же — страна континентальная. Лишь в начале своей истории русский народ на короткое время соприкоснулся с морем (походы на Византию), но затем на долгие века был от него отброшен и развивался более изолированно. Лишь с эпохи Петра I Балтийское и Черное моря стали снова служить России и ввели ее в русло развития европейской цивилизации. Но и за это краткое время Россия сумела стать одним из главных действующих лиц мировой истории.

    3. Природа. На Западе более мягкий климат. Здесь можно за лето собрать три урожая. Трудовой сезон распределен на 8 — 9 месяцев, и люди работают качественно и не спеша. В России же природа — суровая мачеха, зима — до 7 месяцев, и основная часть физических и духовных сил людей уходит на борь­бу за выживание. Природа может содействовать культурному развитию народов или тормозить его. На Западе она содействовала, а на Русской равнине — тор­мозила.

    4. Реки. Многоводные и длинные реки — особенность Восточной Европы. На Западе таких нет. У русских рек весьма развитые речные бассейны, почти переплетающиеся один с другим. Основной центр русских рек — Валдай. Вол­га, Волхов, Западная Двина, Днепр расходятся отсюда на все четыре стороны, сближая окраины с центром.

    Таким образом, Русская равнина вся покрыта сплошной сетью водных до­рог — естественными и единственными путями сообщения. Главные реки стра­ны — Днепр, Дон, Волга — текли на юг. Сюда же и потекла народная жизнь в сред­ние века. Путь из Варяг в Греки, походы на Византию и Персию, колонизация Поволжья и Степи, завоевание Крыма и Кавказа, сближение с балканскими славянами и мечта о Царьграде. Другая, менее значительная система рек — Западная Двина, Волхов, Нева — мощно направила устремления народа и го­сударства на северо-запад — к Балтийскому морю.

    5. Соседство с Азией. Древняя Русь образовалась на краю огромной степ­ной дороги, на которую из Азии периодически выплескивались племена степ­ных кочевников-завоевателей: гуннов, аваров, угров, хазар, печенегов, половцев, татар. Эти кочевники не давали спокойно жить и работать. Необходимо было постоянно быть готовыми к отпору врагу. Как писал Владимир Мономах, “смерд начнет орать (пахать — В. Б.), а половчанин убьет его, разграбит село, захватит жену и детей и сожжет его гумно”. Из немногим более чем тысячелетней исто­рии Русского государства два с половиной века длилось монгольское иго, три­ста лет шла борьба с крымскими татарами, регулярно разорявшими юг страны.

    Такого рода помех развитию своей цивилизации Западная Европа не зна­ла. Жизнь ее шла значительно более благоприятно. Норманны, мадьяры легко растворились в европейской культуре; а арабы и османские турки, нане­ся временное зло, даже обогатили Западную Европу достижениями восточной цивилизации.

    6. Колонизация восточных земель. Границы западных государств и по сю пору остаются почти такими же, как во время их возникновения. Лишь немец­кая колонизация восточных земель была успешна. “История России — это ис­тория страны, которая колонизуется”, — так великий историк С. М. Соловьев охарактеризовал суть тысячелетней работы русского народа по строительству своего государства. В чем же причина многовекового постоянного роста терри­тории нашей страны? Равнинность, легкость передвижения по речным систе­мам, вынужденный уход с юга под напором степняков, огромное количество свободных земель на востоке. Пройдут века, прежде чем русский человек ося­дет окончательно. За каких-нибудь 100 лет русские землепроходцы прошли всю Сибирь от Урала до Тихого океана и закрепили ее за державой. При всем том наше продвижение на восток было в основном стихийным и народным. Прави­тельство лишь задним числом санкционировало присоединение новых земель.

    Но если на Западе европейцы создавали государства на имевших многове­ковую культурную традицию землях (мощная подпитка запаса знаний древних цивилизаций), то на Востоке Россия садилась на “пустое” место, почему ее развитие и шло медленно и не столь многообразно. Помимо всего прочего, здесь создавалась евроазиатская цивилизация, испытавшая серьезное влия­ние Востока.
    Образование государства Древняя Русь
    Древнерусское государство возникло в IX в. из восточнославянских племенных союзов. О последних сообщает нам древний летописец в “Повести временных лет”. Поляне жили на Днепре в районе Киева, древляне — в Поле­сье, словене ильменские — на севере, ближе к Западной Двине — дреговичи, с последними соседствовали кривичи, в бассейне Оки — вятичи... Князь, тысяцкий, старейшины, дружина, вече — таковы основные элементы общественно-политической структуры восточнославянских племенных союзов накануне об­разования государства. Основу экономики населения здесь составляли земле­делие и скотоводство. Охота, рыболовство, бортничество также приносили су­щественную выгоду, ведь огромные дремучие леса изобиловали диким зверем, птицей, а многоводные реки — рыбой. Рыба составляла значительную часть рациона восточных славян. Бортничество — это добыча меда диких пчел. Мед и горячительные напитки из него — излюбленное питье славян.

    С древнейших времен основные предметы вывоза из Руси — это меха, воск, мед, рабы. В качестве важнейших дорог в Восточной Европе выступили реч­ные пути (Волга, Днепр, Дон, Западная Двина), именно по ним в раннее сред­невековье Восточная Европа связывала развитые страны Востока с Западной Европой.

    После первого этапа объединительного процесса у восточных славян, когда были созданы союзы племен, наступил второй этап: создавались союзы союзов племен. Один из них возник на северо-западе Русской равнины. Летописец сообщает, что чудь, словене, кривичи и весь обратились к жителям Скан­динавии — варягам (норманнам): “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. По их приглашению прибыли 3 кня­зя с военными дружинами: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик сел в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Из этого краткого летописного сообщения в XVIII в. создана целая “норманнская проблема”. Одни истори­ки (чаще всего зарубежные) считали, что именно варяги привнесли государ­ственность на Русь, другие, начиная с М. В. Ломоносова, полностью отрицали роль варягов в построении государства. Современные данные показывают, что ошибочно как преувеличивать роль варяжских военных дружин на Руси, так и полностью игнорировать их значимость.

    Конец VIII — IX вв. — начало эпохи викингов, когда вследствие перенаселе­ния в бедных скандинавских странах началась широкая миграция людей отту­да на запад и восток. В славянских землях викинги (или русь, варяги) сталки­вались с местным населением, находившимся на том же цивилизационном уровне, что и они сами. Вожди варяжских отрядов заключали здесь союзы с местной знатью, выгодные обеим сторонам. А южная и юго-восточная часть славянских земель попала в орбиту влияния Хазарии.

    Оказав существенное влияние на становление сильной княжеской власти, варяги не принесли на Русь государственность, которая вызрела в недрах древ­нерусского общества и прошла долгий путь становления.

    Второй мощный суперсоюз племен сформировался на среднем Днепре. Во главе его стояли поляне. Это треугольник Киев — Чернигов — Переяславль. Со­гласно летописи, “Русь” — название варяжского племени, из которого происхо­дил Рюрик, чьи потомки и стали первой правящей династией на Руси — Рюри­ковичей. Согласно другой устной традиции, “Русь” или “Рось” — название пле­менного союза вокруг речки Рось южнее Киева. Лишь после XII в. понятие Русь стало обозначать не только Киевщину, но и всю территорию, занятую во­сточными славянами.

    Сходный термин “рось” существовал издавна и на юге (в переводе с иран­ского — светлый), хотя нужно помнить, что на Руси форма “Рос” (Россия) по­явилась лишь в XVI в.

    Объединил Новгород и Киев (два суперсоюза) преемник Рюрика — Олег, который в 882 г. со своей военной дружиной спустился из Новгорода и захватил Киев. Именно эта дата до Октябрьской революции считалась формаль­ной датой создания государства Русь.

    Держава вначале представляла собой своеобразную федерацию полунезависимых племенных княжений, подчинявшихся великому князю Киевскому. Великий князь в них имел право на сбор дани (полюдье) и получал в случае нужды воен­ные ополчения для больших походов. Киевские правители стремились ликви­дировать такие местные княжения и местные династии, но борьба эта была долгой и растянулась на весь Х в. Под полюдьем обычно понимают ежегод­ные объезды князя с дружиной своих земель с целью сбора дани. Для сбыта полученной дани и устраивались затем военно-торговые экспедиции (но не набеги и походы) в соседние страны.

    Великий князь, подчиняя себе местные княжения, опирался прежде всего на дружину, уже при Олеге расширившуюся за счет коренной славянской знати, с которой он вынужден был считаться. На местах же князья опирались, кроме знати (бояр, старейшин, “мужей”), также на общее собрание всех общин­ников (вече). В случае войны собиралось ополчение со всех подвластных Киеву земель, которое возглавлял общерусский воевода (в местных княжествах — тысяцкий), бывший вторым человеком в государстве после князя. Основная мас­са населения государства — свободные общинники — землепашцы. Таким обра­зом, по политическому строю раннефеодальное государство Древняя Русь было монархией с сильными пережитками родового строя и военной демократии.

    Княгиня Ольга (945 — 964) отменила архаичную систему полюдья, вызвавшую восста­ние древлян при князе Игоре, и заменила ее систематическим сбором дани в заранее определенном объеме по погостам (административным цент­рам) тиунами — чиновниками княжеской администрации.

    Русское государство, по своему характеру военное и торговое, экономи­чески основывалось на контроле над днепровским участком великого торгового пути древности — “из варяг в греки”. Именно вдоль этого торгового пути возникли крупные города: Киев, Смоленск, Новгород. Он стал как бы стержнем Древнерус­ского государства, его экономической базой. Значительная прибыль, извлекаемая князьями из обеспечения безопасности многочисленных торговых караванов, по­зволила быстро укрепиться мощной княжеской власти, вести покорение соседних славянских племен, совершать дальние военные походы на Царьград, теснить соседние государства — Волжскую Булгарию и Хазарский каганат.

    Русь стала также посредником между лесистым севером и степным югом. И Византия (самая мощная мировая держава той эпохи), и русские старались также держать открытым восточный торговый путь в Халифат (Вол­га — Каспий).

    Наиболее интенсивно экономически и политически Русь наладила систему взаимоотношений именно с Византией. Каждую весну экс­педиции варяжских и славянских отрядов отправлялись на своих судах вниз по Днепру. Они везли меха, воск, мед и рабов. А обратно из Константинополя — оружие, вина, ткани, серебро... Князь со своей дружиной сопровождал эти ка­раваны, так как часть товаров принадлежала ему. Ежегодную дань от соседних племен, собираемую им, необходимо было обменивать на редкие для Руси товары именно в Константинополе. Несмотря на эту постоянную торговую связь, русские князья в Х в. неоднократно совершали военные набеги на Византию, пытаясь улучшить права русских купцов там или просто набрать побольше военной добычи или откупа.

    Первые русские князья — Олег (882 — 912), Игорь (912 — 945), Ольга (945 — 964) — активно расширяли свою власть над соседними славянскими племенами. Вып­лата годовой дани была лишь первым шагом в объединении этих племен в новое государство. Постепенно власть местных правителей заменялась влас­тью присланных из Киева наместников. Процесс этот шел долго и трудно. Так, в 945 г. восставшие древляне убили князя Игоря. Но военная мощь профес­сиональных дружин Рюриковичей была значительно выше сил племенных опол­чений, и территория Киевской Руси постоянно увеличивалась в IX — X вв. Если первая из трех важнейших задач Рюриковичей, как выше описано, — это укрепление государства и распространение своей власти внутри страны, то вторая — это торговля, военные походы и культурный обмен с Византией, а третья — борьба со степными кочевниками, которые всегда угрожали Руси с юга: хазарами, печенегами, а затем (с XI в.) половцами.

    Сын Игоря и Ольги — Святослав (964 — 972) был выдающимся и удачливым полководцем своего времени. В отличие от походов-набегов его предшествен­ников, войны Святослава: походы на Волжскую Болгарию и Византию, разгром и уничто­жение Хазарии — имели политическую стратегию. Он пытался, и очень успеш­но, создать новую мощную империю с центром на Балканах. Переяславец на Дунае, занятый им, он хотел сделать центром огромных завоеванных им зе­мель. “Сюда, — говорил он, — будет стекаться все хорошее: золото, одежда, вино и фрукты от греков; серебро и лошади от чехов и венгров; меха, воск, мед и рабы из Руси”. Действительно, Святослав, покорив болгар и уничтожив Хазарию, стал наследником степной империи кочевников и занял уникальную стратегическую позицию. Он контролировал территорию от устья Волги до ус­тья Дуная. Но планам его не суждено было сбыться. Огромная многовековая мощь и опыт Византийской империи, не сопоставимые с ресурсами и опытом лидера молодого государства, позволили ей разгромить Святослава на Дунае, а вторжение печенегов на Русь, от руки которых Святослав и погиб, вернуло ситуацию в прежние рамки.

    В кровавой междоусобице, разгоревшейся между сыновьями Святослава после его смерти, победил младший сын — Владимир (980 — 1015). С ним связа­но событие огромного значения в истории Руси — принятие хри­стианства. Религией восточных славян было язычество. Некоторые отголоски его (масленица, элементы культа природы) дожили в России до наших дней. Заключительным этапом развития язычества стало появление многобожия — политеизм. Наиболее известны Перун — бог молнии и грома, Велес — бог ско­та, торговли и богатства, Даждьбог — ипостась бога Солнца, Стрибог — бог вет­ра и многие другие божества различных крупных племенных союзов.

    Для более устойчивого объединения вокруг Киева местных славянских зе­мель и сплочения державы необходимы были качественно новые меры. Князь Владимир попытался в начале своего княжения (983 г.) создать общерусский пантеон языческих богов (Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог) из божеств племен­ных княжений. Дядя князя, опытный воевода Добрыня, установил деревянного Перуна в Новгороде. Но Владимир быстро убедился в малой эффективности своей реформы язычества.

    Нужна была монотеистическая религия, значительно укреплявшая власть единого правителя. Это было тем более необходимо, что такие религии испо­ведовали все окружавшие Русь государства. В 962 г. крестился польский князь Мешко (от Рима). Еще ранее христианство пришло в Чехию. Волжская Булгария и весь Восток были исламскими. На территориях разрушенной Хаза­рии господствовал иудаизм, а влияние еврейских купцов на международную торговлю оставалось очень значительным. И все же Русь была обречена на христианизацию. Христианство пробивало здесь дорогу себе уже более 100 лет. По летописному рассказу “Повести временных лет”, князь провел в Киеве своеобразное испытание веры, то есть прозондировал все основные варианты монотеистических религий с целью выбрать среди них оптимальный для своего народа.

    Возможно, Владимир действительно направлял посольства на Восток в ис­ламские страны (Булгар, Хорезм), в хорошо знакомый славянам Царьград (Кон­стантинополь). Из всех соседей Руси единственной мощной мировой державой являлась Византия, отношения с которой длились все начальные века славян­ской истории. Внутренне стабильная, высококультурная империя с неограни­ченной властью монарха, подкрепленной греческой церковью, давно притяги­вала взоры русских князей. Следует помнить, что княгиня Ольга (бабка Влади­мира) крестилась еще в 954 г. Были христианами уже многие бояре и дру­жинники.

    В 988 г. Русь была крещена по приказу князя Владимира, причем чаще все­го крещение носило принудительный характер. Идолы Перуна и прочих язы­ческих богов дружинники скинули в реку, а сами киевляне были окрещены в Днепре. В Новгороде Добрыня “огнем и мечом” крестил горожан, причем на севере сопротивление христианизации было более сильным, чем на юге стра­ны. В целом же процесс крещения Руси продолжался как минимум еще один-два века. До самого конца киевского периода русской истории христианство лишь скользило по поверхности нашего общества, не затрагивая основ древ­нерусской жизни. Древнерусское язычество было настолько распространено, что и многие века спустя после принятия христианства русское общество оста­валось языческим по своему менталитету, мировоззрению людей, их привыч­кам, житейской практике отношений.

    Принятие христианства усилило власть великого князя киевского, ускорило консолидацию древнерусского этноса, имело огромное значение для развития русской культуры.

    Введение христианства приобщило Русь к мировой цивилизации — великой культурной традиции Византии. Церковная структура на Руси стала мощной опорой русской государственности. Христианство вместе с тем способствова­ло гуманизации русского общества, насаждению качественно иных по сравне­нию с язычеством норм морали и этики, призывало “возлюбить ближнего, как самого себя”. Не случайно первые русские святые — князья Борис и Глеб — отказались от борьбы за княжеский стол, разгоревшейся после смерти их отца — князя Владимира.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49


    написать администратору сайта