Бердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум. Курс лекций и практикум
Скачать 2.81 Mb.
|
Лекция 3. РОССИЯ В XVI — XVII ВЕКАХ. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВОРоссия в XVI в. — Ливонская война и опричнина. — Жизнь и быт русского народа. — Смутное время (1598 — 1613). — Россия в XVII в. — Соборное Уложение 1649 г. и политический строй России. — Религиозный кризис. Россия в XVI веке XVI век — время быстрого роста территории Российского государства, заселенного по-прежнему очень слабо. Плотность населения здесь — от 1 до 5 человек на 1 кв. км (в Европе от 10 до 30 чел). Население Руси также меньше населения ведущих европейских держав (до 7 млн. чел.). Московская Русь в XVI в. поглотила в себя огромные территории европейского Севера (там центрами колонизации часто выступали монастыри), Урала и Сибири, степного “Дикого поля”, куда вслед за казаками тянулись и крестьяне-земледельцы. Наиболее беспокойный взрывоопасный элемент уходил из центра страны в поисках лучшей доли на окраины, и поэтому там обстановка была достаточно спокойна и стабильна. Первая и важнейшая задача внешней политики московских государей в XVI в. — безопасность южных рубежей и защита страны от татарских набегов. После свержения татарского ига в 1480 г. наследниками Орды стали три татарских ханства: Казанское, Астраханское (более слабое) и Крымское. Стремительные летние конные набеги степняков с разорением сотен сел и городов (причем нередко татары доходили до центра страны), гибелью тысяч и уведением в рабство многих тысяч русских людей — все это приносило огромный ущерб экономике страны и ее политическому статусу независимой державы. Иван III еще в 1487 г. нанес мощный удар по Казани, поставив там, правда, ненадолго, зависимого от Москвы хана. Окончательно в 1552 г. Иван IV захватил Казань и присоединил территорию ханства к России. В 1556 г. была взята и присоединена к России Астрахань. Решение проблемы Крыма затянулось очень надолго. Крымские татары в своих, порой ежегодных, набегах несколько столетий терзали юг не только России, но и Речи Посполитой. Сами же, защищенные огромными безводными степями в Крыму, не только в XVI, но и в XVII — XVIII вв. оставались чаще всего недосягаемыми для русской сухопутной армии. Крымские ханы Гиреи, став вассалами Турции, получали от нее серьезную помощь и покровительство. Лишь в 1783 г. Крымское ханство было окончательно покорено русской армией. Поэтому в XVI в. на юге России создается система мощных оборонительных рубежей. Причем между мощными крепостями (Нижний Новгород, Коломна, Рязань, Тула, Орел, Калуга) устраивалась цепь легких городков, а также многометровых засечных черт (завалов из срубленных деревьев). В основе русской армии этой эпохи — дворянское ополчение. Второе направление внешней политики России в XVI в. (да и далее) — это активное наступление на Прибалтику, борьба за выход к Балтийскому морю. Затяжная и изнурительная Ливонская война в 1558 — 1583 гг. — дело всей жизни Ивана Грозного — завершилась неудачей, истощив ресурсы всего государства. Решение этой задачи перед фронтом сплотившихся против Ивана IV Польши, Дании и Швеции оказалось России в XVI в. еще не по силам. Натиск на Запад, в преддверии системного кризиса Руси (близилась “Смута”), значительно ослаб. Третье направление внешней политики Руси — восточное. Присоединение Поволжья создало предпосылки для успешного продвижения русских в Сибирь, которая привлекала громадными запасами пушнины. Основная инициатива здесь принадлежит не государству, а частным людям — купцам и казакам. Купцы и промышленники Строгановы обладали огромными финансовыми и людскими ресурсами, ссужали деньги даже царям. В Прикамье они владели огромными землями, строили крепости, содержали военные отряды. Соляные варницы русского Севера и пушнина — главный источник их сказочных доходов. В 1581 — 1582 гг. Строгановы снарядили за Урал (Камень) военную экспедицию казаков и своих ратников. Во главе отряда из 600 человек стал атаман Ермак Тимофеевич. Дойдя до Иртыша, Ермак сумел разгромить армию сибирского татарского хана Кучума и, заняв его столицу — Кашлык, стал собирать ясак (дань пушниной) с окрестных племен. Ермак вскоре погиб, но поставленные крепости в Сибири — Тюмень, Тобольск (центр управления Западной Сибирью), Томск — закрепили присоединение этих территорий и стали форпостом для дальнейшего продвижения казачьих отрядов по речным системам на восток. В XVI в. русскими религиозными деятелями была создана доктрина “Третьего Рима”. Она возникла как переработка византийской идеи гармонии церкви и государства. Византийские писатели доказывали, что в средневековье центр христианства переместился из Рима в Константинополь — второй Рим. После захвата Византии турками Москва, по мнению русских идеологов, превратилась в Третий Рим — единственный оплот истинной веры во всем мире. Притом четвертому Риму не быть никогда: с крахом Московского царства рухнет и весь остальной мир. Коронация Ивана IV царем в 1547 г., принятие московским митрополитом сана патриарха в 1589 тесно связаны с идеологией Третьего Рима. В XVI в. — эта доктрина вовсе не являлась обоснованием действий Москвы к увеличению своих владений и руководству всем христианским миром. Основоположники ее просто верили в близкий конец света и приближение Страшного Суда, а потому пытались сохранить православное христианство в чистоте как последнее убежище. С середины XVI в. политический строй в России — сословно-представительная монархия. Уже к царствованию Ивана Грозного страна была огромна по своей территории и ресурсам. Ее площадь составляла 2,8 млн. кв. км с населением примерно 6 млн. чел. В течение XVI в. территория страны существенно выросла. Одновременно усиливается и централизация государственного устройства. Заметно возрастает в стране власть монарха. Не случайно Иван Грозный принимает титул царя. Значительна в управлении и роль Боярской Думы. Но ее значение меняется: она в какой-то мере утрачивает свой сугубо аристократический характер. В нее входят по назначению царя думные бояре, дворяне, дьяки. Под руководством царя дума становится важным законодательным, судебным и административным органом в государстве. Характерна формула многих царских указов: «Царь указал, а бояре приговорили». Важным органом сословно-представительной монархии России стали Земские Соборы – съезды представителей всех свободных сословий: бояр и дворян, духовенства, посадского люда. В этом отразился рост влияния в стране дворянства и городского населения (посадской верхушки). Соборы появились не по требованию сословий и не для ограничения царской власти, а по инициативе самих царей. Объективно они, естественно, несколько ограничивали власть царя, но зато существенно укрепляли стабильность в стране и упрочивали власть монархов. Сословное представительство стало опорой монархии в эпоху династических кризисов (избрание царей на престол), войн или безвластия в период Смуты. Во второй половине XVII в. значение Земских Соборов падает. Это связано с процессом перехода от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной, в которой власть царя уже ничем не ограничена. С середины XVI до конца XVII в. прошло 57 соборов. Так, при пресечении династии Рюриковичей именно Земский Собор 1598 г. избрал на царство Бориса Годунова. В 1613 г. новый Земский Собор объявил об избрании на царство Михаила Романова. Другие Земские Соборы решали вопросы мира и войны, присоединения новых земель, например, Украины, изменения законодательства. Одним из самых широко известных Земских Соборов стал собор 1648 — 1649 гг. В июне 1648 г. (после череды городских восстаний) во дворец пришли московские дворяне и купцы, потребовавшие от царя созыва Земского Собора, чтобы ограничить продажность судей и создать ясное и понятное всем законодательство. Население страны было недовольно беззаконием и произволом чиновников и судей на местах. Многие указы и законодательные акты были противоречивы, неясны и запутаны. Царь Алексей Михайлович издал указ о проведении выборов в городах России и созыва в Москве Земского Собора. Внутренняя политика Московского царства во многом определялась личностными качествами московских государей этой эпохи. Осторожный, но настойчивый Василий III (1505 — 1533) завершил дело своего отца по созданию Московской державы. Период боярских междоусобиц и феодальных распрей падает на годы малолетства Ивана IV. Если первая часть его самостоятельного правления (1547 — 1560) — это период консолидации общества, разумных реформ, укрепления государства и власти монарха, эпоха “Избранной рады” и Земских Соборов, то второй период его правления (1560 — 1584) — это время безумного террора внутри своего государства, пиком которого стала опричнина — попытка полного сокрушения аристократии и утверждения абсолютной власти монарха. В борьбу с боярством Иван IV, человек психически не очень устойчивый, внес столько ненужной страсти, что, дойдя до пределов безумия и изуверства, превратил ее из государственной акции в личную драму и трагедию целого сословия. Таких ужасов казней и репрессий, как при Грозном, Россия не знала со времен Батыя. Опричнина, чума и Ливонская война привели к вымиранию значительной части населения центра страны и разорению государства. Во многом именно благодаря этим факторам Россия к концу XVI в. оказалась на пороге тяжелейшего за всю ее историю кризиса, остро поставившего вопрос о независимости страны. Ливонская война и опричнина Ливонская война. Во внешней политике России середины XVI в. выделяется три основных направления. Это татарские ханства на юге страны; отношения с Литвой и Польшей; и третье — Ливонский орден в Прибалтике. Ослабевшее государство бывших крестоносцев казалось легкой добычей для соседей. Завоевав Поволжье, Россия через Каспий вышла к странам Востока. Руководители внешней политики России середины века — Алексей Адашев и дьяк Иван Висковатый (глава Посольского приказа) — считали, что следует продолжить успешную войну на юге против Крымского ханства. Набеги крымцев стоили жизни и свободы сотням тысяч людей в XVI в. и сильно мешали экономике страны. По отношению к Ливонии, считали они, следует вести дипломатическую борьбу, чтобы не втянуться в тяжелую войну с ее соседями. Сил для покорения Крыма и Ливонии одновременно у России не было. Следовало выбирать что-то одно. Царь Иван Грозный видел в Ливонских землях окно в Балтийское море, остро необходимое для связей России с Западной Европой. Он не согласился со своими советниками, и началась тяжелая и многолетняя Ливонская война. Одновременно в 1560 г. он распустил свою Избранную Раду. Отправлен в армию, а затем умер в тюрьме Адашев, удалился в монастырь Сильвестр. Царь ждал от их реформ невиданного укрепления могущества царской власти и ослабления боярской аристократии. Когда этого не произошло, он без сожаления заменил своих любимцев и советников другими людьми. Первый этап Ливонской войны (1558 — 1560) был успешным для русской армии, которая вторглась в Ливонию. Была получена большая дань от магистра (главы) Ордена, заняты Нарва и Дерпт (Юрьев) — мощные ливонские крепости. В решающей битве под Эрмесом армия Ордена потерпела полное поражение. Ливонский Орден был разгромлен, но Ливония уже перешла под протекторат Литовско-Польского государства. В войну против России втянулись также Швеция и Дания. Вместо одного слабого противника перед Россией оказались три сильных врага. Крымский хан вновь разорял земли юга России, нападая чуть не каждый год. Тяжелые военные действия, продолжавшиеся 25 лет, разорили народ и ослабили Русское государство. На втором этапе (1560 — 1570) Ливонская война шла с переменным успехом и длительными перемириями. Но объединение Польши и Литвы в единое государство Речь Посполитую в 1569 г. (Люблинская уния), приход на польский престол выдающегося полководца Стефана Батория и массовые казни Иваном IV своих поданных — все это решило исход войны. Русским так и не удалось овладеть столицей Ливонии — Ригой, а поляки и шведы заняли немало русских земель. Стефан Баторий осадил Псков, а шведы захватили Нарву, Ивангород и Копорье. В 1582 г. было подписано перемирие на 10 лет с Польшей, а в 1583 г. — со Швецией. Ливонская война оказалась проиграна Россией. Огромные потери и жертвы России в тяжелейшей войне оказались бесплодны. Россия не смогла утвердиться в Прибалтике, хотя и сохранила небольшой выход к Балтийскому морю в устье Невы. Опричнина. Отказавшись от реформ и подчинения Крыма (политика Избранной Рады), царь решил рискнуть и резко усилить свою единоличную власть в стране. Для этого ему было необходимо уничтожить сопротивление старой московской знати — князей и родовитого боярства. Их опорой были Боярская Дума, огромные земельные вотчины и руководство дворянским ополчением — армией страны. Чтобы получить чрезвычайные права и начать массовый террор против своих мнимых и реальных врагов, царь совершил невероятное. В 1564 г. он с семьей, казной и личной охраной уехал из Москвы в Александрову слободу. В письме митрополиту и боярам он заявил, что отказывается от царской власти из-за предательства бояр, которых он не может казнить по своему желанию. В другом письме простому люду Москвы царь писал, что он гневается только на бояр и высших чиновников. Иван IV вел искусную, хотя и опасную игру. Он мог лишиться трона. Нервное напряжение царя было так велико, что за месяц ожидания исхода своей дьявольской затеи он потерял все волосы на голове. Но его расчеты оказались верны. Испугавшись народного восстания, бояре и высшее духовенство попросили царя вернуться на трон в Москву и править по своему усмотрению. Особым указом вернувшийся царь ввел на Руси опричнину. Суть этой меры состояла во введении неограниченной царской власти в стране (диктатуры). Иван IV разделил страну на две части: земщину и опричнину. Часть городов и земель перешла под личный контроль царя и была выведена из-под контроля Боярской Думы. Там действовали только приказы царя. Это — опричнина. Другая часть государства, которым по-прежнему управляла Дума, называлась земщина. Но царь получил право казнить любого боярина или дворянина и забирать себе его земли, независимо от того, где он живет. Для охраны царя и казней населения было создано особое опричное войско, составившее к 1570 г. 6 тысяч человек. В него входили худородные (незнатные) дворяне, которым царь доверял. Опричники клялись верно служить царю, носили черные одежды и привязывали к поясу подобие метлы. Ею они как бы обязались выметать измену из страны. Они подчинялись только царю и могли творить любые беззакония. Расправы и казни с мнимыми предателями начались сразу в 1565 г. Казнены были любимый в народе полководец князь Горбатый, отличившийся при взятии Казани, глава Боярской Думы Федоров и многие другие бояре. 80 знатных боярских и княжеских семей были сосланы в Казань. Опричнина — это система неограниченной царской власти, основанная на терроре и казнях. Историки до сих пор спорят о смысле и целях опричнины. Одни считают ее мудрой реформой, покончившей с могуществом знати и укрепившей единую власть царя. Другие называют ее системой тирании и беззакония, истребившей цвет русского боярства и разорившей страну. Массовые казни вызвали протест знати и духовенства. Митрополит Филипп (Колычев) открыто в Успенском соборе Кремля обличал опричнину. Он был отправлен в ссылку, а потом убит опричником Малютой Скуратовым по приказу царя. Многие бояре и дворяне, спасаясь от арестов, бежали в Литву. Царь стал подозревать, что Новгород и Псков хотят перейти на сторону польского короля. С опричным войском царь совершил поход на Новгород. Город был разгромлен, а многих жителей пытали, жгли, топили в реке. Бессмысленные казни простого люда доказывают, что царь явно страдал манией преследования и видел везде изменников. Смелое против беззащитного народа опричное войско не смогло защитить страну от набега крымского хана, в 1571 г. дошедшего до Москвы и спалившего большую часть города. В 1572 г. опричнина была отменена царем, и ее запрещено было даже упоминать. Последствием опричнины стали разорение и разруха. Они совпали с массовым голодом, эпидемией чумы, от которых вымерла значительная часть населения страны. Личность Ивана IV Грозного. Странная и необычная личность царя Ивана Васильевича (1530 — 1584) до сих пор вызывает большой интерес у историков. Оставшись рано без отца (в 3 года) и матери (в 7 лет), на какое-то время молодой царевич стал игрушкой в руках боярских партий при дворе, ведущих борьбу за власть. Обиды детства он помнил всю жизнь. В письме своему бывшему близкому советнику князю Андрею Курбскому, бежавшему от его гнева в Литву, царь писал, что в детстве часто бывал даже голодным и многое делалось против его воли: “Я хорошо помню, как мы (Иван с младшим братом) играли в детстве в свои игры, а князь Иван Шуйский сидел на скамье, локтями упершись в постель нашего отца и даже головы не поворачивал в нашу сторону — ни по-отечески, ни как господин... Кто сможет выдержать такую надменность?” Публично, на церемониях бояре уважительно преклонялись перед царевичем, а в обычной жизни мало считались с ним. Однажды князь Андрей Шуйский со сторонниками зашел во время обеда в трапезную царевича (тому было уже 13 лет) и, не обращая ни на кого внимания, схватив своего врага боярина Федора Воронцова, хотел его убить. Ненависть к знати и стремление достичь абсолютной власти тирана и деспота в стране осталось у Ивана Грозного на всю жизнь. Очевидно, что он страдал тяжелым нервным заболеванием, манией преследования, и видел врагов везде. Очень жесткий по характеру царь находил удовольствие в пытках и убийствах. В детстве он выбрасывал собак из окон своего терема, чтобы видеть, как они умирают. Во время казней лично следил, чтобы люди дольше мучились перед смертью. Английский дипломат Д. Горсей, знавший царя, писал о нем так: “Царь жил в постоянном страхе и боязни заговоров и покушений на свою жизнь, которые раскрывал каждый день. Поэтому он проводил большую часть времени в допросах, пытках и казнях... Он был приятной наружности, имел хорошие черты лица, высокий лоб, резкий голос — настоящий скиф, хитрый, жестокий, кровожадный, безжалостный. Сам по своей воле он управлял как внутренними, так и внешними делами государства”. В эпоху средневековья такого типа короли-тираны появлялись во всех крупных европейских странах (Франции, Англии, Испании). Они централизовали государство и укрепляли власть монарха. Только подданным их жилось очень тяжело. Вместе с тем Иван IV был, безусловно, талантливым человеком. Большой любитель книг, даровитый писатель, тонкий знаток икон и любитель церковного пения. Он долго изучал искусство управления страной, пользуясь помощью митрополита Макария и самого талантливого русского чиновника XVI в. — Алексея Адашева. В своих наставлениях сыну Иван Васильевич писал: “Тебе следует ознакомиться со всеми типами дел: церковными, военными, судебными; особенностями жизни в Москве и других землях. Все это ты должен знать сам. Затем ты не будешь зависеть от совета других, а сам будешь давать им указания”. Не доверяя никому, царь хотел бежать из Москвы в Вологду. А на случай мятежа вел переговоры с англичанами о бегстве в Англию. Страх делал из него плохого полководца. При наступлении крымского хана в 1571 г. он бежал с охраной от своей армии. Во всех своих ошибках он обвинял других, а многих своих любимцев затем казнил. Династия Рюриковичей при нем выродилась. В гневе он убил посохом собственного сына-наследника Ивана. Второй его сын, Федор, был слабоумным, а последний, Дмитрий, страдал тяжелой болезнью — эпилепсией. Царь верил в колдовство и собрал с Русского Севера много предсказателей. Они сообщили царю день его кончины. Иван IV получил в народе прозвище “Грозный”. В нем видели могущественного правителя, но тирана и деспота. Жизнь и быт русского народа Обычаи и нравы людей. В XVI в. обычаи и нравы в России постепенно меняются. Церковь пыталась смягчить многие грубости и жесткости домашнего быта. Брак признавался только церковный. Один иностранный путешественник писал в середине XVI в., что русские женят своих сыновей с 16 лет, а дочерей с 13. Церковный собор (Стоглавый) требовал не венчать девочек моложе 15 лет. Но это правило часто нарушалось. Надо помнить, что и дети в ту эпоху взрослели раньше. Развод допускался крайне редко и в виде исключения. Браки считались нерушимыми. Впрочем, если один из супругов уходил в монастырь (становился монахом), брак расторгался. О браке договаривались родители. После смотрин составлялся брачный договор и проходило обручение жениха и невесты. Богатые и знатные люди стремились жениться на “ровне”, то есть людях своего круга. Главой семьи считался муж, а жена должна была его во всем слушаться. Но в жизни все часто зависело от чувств людей друг к другу. Детей всегда крестили (часто на восьмой день после рождения) и давали имя того святого, которого в этот день праздновали. Поэтому в одной семье имена детей могли повторяться. Так, в родословной росписи князей Фоминских указано: “князь Константин Юрьевич Фоминской, а у него три сына и все Федоры, а прозвища им были: большому Красный, а среднему Слепой, а третьему Меньшой”. Прозвища были также у очень многих горожан и крестьян. Прозвищем человек выделялся среди других. Иногда оно переходило по наследству к детям. От многих прозвищ произошли русские фамилии: Зайцевы, Рыбкины, Слепцовы... Обычаи требовали наказывать детей за проступки. Случалось, что их били даже розгами. В “Домострое” сказано: “Наказывай детей в юности, и они будут покоить старость твою”. Детям запрещалось жаловаться на родителей. Но любовь и ласка родителей к детям, конечно, были. Государь Василий III не мог надышаться на своего сына. День русского человека был заполнен трудом. Работали все: князья, дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне. Летом вставали с восходом солнца, а зимой — задолго до рассвета. Раннее утро посвящалось домашним делам. Хозяин обходил дом, давал указания слугам, планировал работы на весь день. После завтрака мужчины уходили на работу или службу: купцы в лавки, ремесленники в мастерские, чиновники в приказы. Жены вели все хозяйство. В полдень наступал перерыв в работе: все закрывалось, и люди шли домой обедать. У простых людей обед бывал простой, но сытный: щи, каша, квас. У богатых на роскошном обеде могли подавать несколько десятков блюд, чаще всего мучные, мясные, рыбные. В постные дни недели (среда, пятница) ели овощи. Считалось, что богатые люди должны быть тучными. Худоба — признак бедного или больного человека. После обеда вся жизнь на Руси замирала. Все ложились спать, даже городская стража. Сон после обеда и баня стали национальной русской традицией. Баня считалась лекарством от всех болезней. Нередко из народной бани люди летом бросались в реку, а зимой в снег, после чего возвращались назад. Для борьбы с болезнями и эпидемиями, закалки человека бани были очень полезны. После дневного сна многие делали свои домашние дела, другие уходили еще раз на работу. Вечером хозяин снова обходил свой дом и хозяйство, выслушивал отчеты слуг и жены. Наступало время семейного отдыха и ужина. Рассказывали новости, слушали былины и песни. Богатые порой приглашали скоморохов — артистов народного театра. Те пели, играли, показывали веселые представления. Иногда скоморохи приводили с собой дрессированного медведя. Но уже в XVI в. жителями России были не только русские, но и татары, башкиры, мордва, ненцы и ханты. Их обычаи сильно отличались от русских. Россия складывалась как многонациональное государство. Народные праздники. Многие древние праздники нашли себе место в христианском году. Зимой праздновали святки (в конце декабря — начале января). Тогда девушки любили гадать о женихах. 1 января праздновали Васильев день. В святки все устраивали обильные пиры, ходили в “личинах” (масках), жгли костры и прыгали через них. В праздники считалось грешно работать, все должны были веселиться. Самым веселым зимним праздником была масленица — проводы зимы. Она длилась неделю — перед началом великого поста. В эту неделю также было много хмельного питья, пиров. Люди пекли блины, жгли чучело масленицы. С горок катались на санках, устраивали борьбу и кулачные бои — стенка на стенку и попарно. В конце июня (летний солнцеворот) наступал самый таинственный языческий праздник — ночь на Ивана Купала (на 24 июня). Церковь боролась с этим праздником, но ничего поделать не могла. Люди жгли костры, искали ночью цветок папоротника, который поможет найти клад, девушки бросали венки в реку и так далее. Многие народные игры пришли из глубины древности. Некоторые дожили до наших дней: городки, лапта, катание с горок на санках. Юноши и девушки в праздники водили хороводы, играли в прятки, качались на качелях. Из азартных игр (на деньги) самой массовой была игра в кости (зернь). Сейчас мы вместо костей бросаем кубик. Дома играли в шашки и шахматы, бирюльки (палочки). Многие игры и состязания тренировали людей, были спортивными: борьба, бег, верховая езда, стрельба из лука в цель, перетягивание каната. Широко в народе праздновали окончание полевых работ — сбор урожая. Ведь большинство населения страны — крестьяне. Например, праздновали первый каравай, испеченный из муки нового урожая. Цикл народных и церковных праздников повторялся каждый год. Так повторялись времена года, пахота, сев и сбор урожая. Люди жили внутри великого круга природы и ощущали себя частью этого мира. Русская одежда. Основной одеждой людей, как и прежде, была рубаха из шерстяной или льняной ткани. Богатые и знатные люди, выходя из дома, обязательно надевали на шею ожерелье из жемчуга, драгоценных камней. Иногда его просто вышивали на рубахе золотыми нитями. Бедные люди вышивали вокруг ворота узор красными нитями. Это — оберег, охраняющий человека от зла и болезней. Украшениями покрывались также концы рукавов, низ подола рубахи. Беднота и крестьяне носили короткие рубахи до колен. Богатые люди носили рубахи до пят. Штаны носили мужчины. Мальчишки долго бегали в детстве в одних рубашках. В основном обувь была кожаная. Лапти, плетеная обувь из лыка, была дополнительной даже у крестьян. Сапоги — это обувь бояр и дворян; поршни — обувь крестьян и простых горожан. Поршни делали из целого куска кожи и подвязывали к ноге ремешками. Простые сапоги из мягкой кожи желтого и черного цвета также носил простой народ. Знать в праздник надевала сапоги с каблуками, загнутым носком, украшенные рисунком и жемчугом, красного или зеленого цвета. На головах простолюдины носили войлочные шляпы, сужающиеся кверху. Бояре и царь носили дома маленькую шапочку, а выходя в город, надевали высокую меховую “горлатную” шапку. Иностранцы писали, что русские бояре на головах “носят белый колпак с пуговицами из серебра, золота, жемчуга или драгоценных камней” или шапку из черной лисицы, расширяющуюся кверху, а дома на голову надевают ночную шапочку, которая закрывает только макушку головы. Она богато вышита золотом, шелком, украшена дорогими камнями. При этом волосы на голове стриглись очень коротко. Чем богаче и знатнее был человек, тем больше на нем было дорогой одежды. Крестьяне летом могли работать в одной рубахе и сапогах. Зимой простые люди носили шубы из овчины и кафтаны. Бояре носили шубы куньи, беличьи, соболиные. Дома боярин часто носил одну рубаху, украшенную шитьем. Но для выхода поверх нее надевали зипун — легкую шелковую одежду до колен, затем кафтан из золотой парчи с персидским кушаком (поясом). На кушаке вешали нож и ложку. Ведь на пиру, даже у царя, все пользовались своими ножами. На кафтан надевали распашное платье из дорогого шелка, подбитое мехом — ферязь. Сверху же набрасывали на плечи богатую шубу из дорогого меха. Одежда на Руси 16 века — это признак своего сословия. Крестьянин не должен был носить одежду купца. Купец не имел права носить боярскую шапку или кафтан. Длинные рубахи из полотна были основной женской одеждой. Они также обязательно украшались вышивкой. На ногах женщин была всегда кожаная обувь, соответствующая достатку и сословию. Головы всегда покрывались платками (убрусами), которые закрывали волосы и шею. Открытым оставалось только лицо. Девушки до свадьбы могли открывать свою голову. Считалось позорным, если волосы хоть чуть-чуть выбивались из-под платка. Чужие мужчины не должны были видеть волос женщины. Не случайно и сейчас в церкви женщины должны иметь платок на голове. Верхняя женская одежда называлась опашень. Это чаще всего красная накидка до земли с рукавами и воротником. Под ней носили летник, позднее превратившийся в сарафан. У знатных боярынь и дворянок одежда шилась из шелка, золотой парчи, атласа. У бедных — из простого полотна и дешевой шерстяной ткани. Руки богатых людей украшались дорогими перстнями. На шее у женщин можно было видеть широкие ожерелья из жемчуга, золота и самоцветов, в ушах — серьги. Одежда русского народа поражала иностранцев своими радостными, веселыми цветами, пышностью. Однако она четко делилась на бедную для простого народа и роскошную для бояр и дворян. Что ели на Руси в XVI веке. Основной пищей тогда, как и прежде, считался хлеб. Из муки пекли как ежедневную, так и праздничную еду. Ремесленники-пекари именовались тогда по-разному: хлебники, калачники, караваечники, пирожники, пряничники. Каждый делал и продавал только свой вид продукции. Больше всего пекли и ели ржаного (черного) хлеба. Армии для походов пекли большой запас ржаных сухарей. Из пшеницы пекли калачи — большие хлеба. Очень любили на Руси пироги. Их делали с маком, медом, капустой, грибами, мясом, репой и другими начинками. Каши ели каждый день — овсяную, гречневую, пшенную. Очень любили кисель из гороха и овса, а также квас. К праздникам варили пиво. Квас и пиво держали в бочках в погребах или подвалах. Как богатые, так и бедные ели очень много овощей: капусту, лук, чеснок, свеклу, морковь, репу, редьку, горох. В своих садах выращивали яблоки и вишни, сливы и груши. Очень много собиралось лесных ягод: малины, смородины, черники, земляники и других. Арбузы и лимоны привозили в города купцы с юга. Много ели грибов и меда. Последний заменял русским людям сахар. Рыбу ели не только свежей, но и соленой, сушеной, вяленой. Ее толкли в муку и подсыпали в щи. Ведь постных дней, когда мясо запрещала есть церковь, на Руси очень много. В знатных домах, в монастырях готовили множество блюд и кушаний, например: пироги с сыром, оладьи с медом, кашу на ухе, кисель со сливками, икру черную с луком, баранину печеную, лебедей, рябчиков, сок топленый и многое другое. Как одежда, так и пища высшего сословия отличалась от низших. Показателем богатства считалось множество разных блюд на пиру и дорогая (золотая, серебряная) посуда. За столом люди пользовались, как правило, только ножом и ложкой, которые приносили с собой. Пища в XVI веке была вкусной и здоровой. Смутное время (1598 — 1613) События, начавшиеся в России после смерти царя Федора Ивановича (1584 — 1598), человека недалекого и набожного, большого любителя колокольного звона, при котором Русь отдохнула от бедствий царствования Ивана Грозного, и завершившиеся в 1613 г. избранием на Земском Соборе нового царя Михаила Романова, родоначальника новой династии, получили в литературе название Смутного времени или Смуты. Главная причина Смуты — утрата внутреннего равновесия российского общества из-за потери важной опоры государства — легитимной (законной) монархии. Династический кризис (царь Федор умер бездетным и его преемником был избран Земским Собором Борис Годунов (1598 — 1605)), обострив все противоречия в обществе, усилил действие других дестабилизирующих факторов, приведших в конце концов к гражданской войне в России: рост социальных противоречий и закрепощение крестьян, экономический кризис, тяжелый трехлетний голод 1601 — 1603 гг. и гибель до трети населения страны, борьба между боярскими кланами за власть, восстания казачества и холопов, появление самозванцев и в конце концов — иностранная военная интервенция. Борис Годунов, многоопытный и талантливый правитель, стремился стать идеальным монархом и вел очень осторожную политику. Он пытался провести реформы в интересах основных слоев русского общества, сблизиться с Западной Европой. Но обстоятельства были против него, все его начинания и реформы потерпели крах. Разочарование в царе-реформаторе быстро переросло в ненависть к нему со стороны всех слоев общества. Боярские партии, недовольные “худородным” царем, в жилах которого не было крови Рюриковичей, плели заговоры. В такой ситуации появление самозванца Григория Отрепьева (слуги бояр Романовых, также претендентов на власть), назвавшегося именем царевича Дмитрия, последнего сына Ивана Грозного, погибшего в Угличе (1591 г.) в детские годы, вызвало в России всеобщий энтузиазм. Поддержанный польскими магнатами Лжедмитрий I начал поход на Москву и после неожиданной смерти Бориса Годунова вступил в нее (июнь 1605 г.) и был провозглашен царем. Но он не смог выполнить свои прежние обещания и не удовлетворил ни боярскую верхушку, ни народные массы. Обострили недовольство москвичей его тайный католицизм и женитьба на Марине Мнишек (католичке и полячке). 17 мая 1606 г. он был убит, и царем стал Василий Шуйский — глава влиятельнейшего боярского рода, правивший в интересах боярской элиты. Восстание Ивана Болотникова (1606 — 1607) потрясло всю страну. Болотниковцы осадили Москву. С огромным трудом Василию Шуйскому удалось разгромить Болотникова, называвшего себя воеводой царя Дмитрия Ивановича. Стоит отметить, что в войске Болотникова были люди всех сословий в дальнейшем активно участвовавшие в гражданской войне: казаки, разбойный элемент, дворяне, посадские, холопы, крестьяне, служилые люди. Именно они стали опорой вторгшегося из Польши второго самозванца Лжедмитрия II,ядром войска которого являлись поляки и казаки. Он также ходил на Москву, но взять ее не смог и создал параллельную государственную структуру у себя в Тушине, контролируя значительную территорию страны. Ситуация значительно ухудшилась после открытой военной интервенции: с запада вторглись поляки, а с северо-запада — шведы. Московская аристократия, свергнув Василия Шуйского в 1610 г., создала собственное правительство — “семибоярщину” и пригласила на русский престол польского королевича Владислава. Польские войска заняли Москву. Народ был измучен годами анархии, оскорблен в своих патриотических и религиозных чувствах. Стремление восстановить государственный порядок быстро нарастает в сложившихся условиях и становится массовым. После первого ополчения (1611 г.), разгромленного поляками, в 1612 г. в Нижнем Новгороде формируется второе ополчение во главе с купцом Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. В призыве к народу посадский староста Минин писал: “Будем нам похатеть помочи Московскому государству, ино нам не пожалети животов (жизней) своих..., ино не пожалети и дворы свои продавать и жены и дети закладывать”. Второе ополчение изгнало поляков из Москвы в октябре 1612 г. и создало общерусское правительство. Земский Собор начала 1613 г. избрал новым царем 16-летнего Михаила Романова, вокруг которого с целью преодоления анархии сплотилась вся страна. Успешно решалась и задача преодоления последствий интервенции. В 1617 г. был заключен мир со шведами, а в 1618 г. — перемирие с Речью Посполитой, по которым Россия все же шла на значительные территориальные уступки. Вернувшийся из польского плена отец Михаила Романова — патриарх Филарет, властный и умный стратег, стал фактическим правителем государства. Главным итогом этого труднейшего в истории России периода стало восстановление политической независимости России и ее территориального единства. Россия в XVII веке Задача восстановления разоренной Смутой России была очень трудна и в основном решена лишь в середине XVII в. Царь Алексей Михайлович (1645 — 1676) взошел на престол, как и его отец, в 16 лет. Страстный любитель соколиной охоты (автор замечательной книги о ней) и поклонник театра, Алексей Михайлович за свою тонкую осторожную политику вне и внутри страны получил прозвище “Тишайший”. Главная заслуга его внешней политики – объединение с Украиной. Украина и Белоруссия к середине XVII века входили в состав Речи Посполитой. Против засилья католичества и польских панов поднял восстание запорожских казаков Богдан Хмельницкий. Православное население Украины активно его поддержало. Но без поддержки России Украина освободиться не могла. В 1654 г. Хмельницкий собрал в Переяславле национальную Раду (совет), решившую объединить Украину с Россией. Для Москвы это объединение означало тяжелую и изнурительную войну с Польшей и Швецией. Но царь Алексей Михайлович и специально собранный Земский собор в Москве на это пошли. После долгой разорительной войны по Андрусовскому перемирию 1667 года с Польшей в состав России вошли Смоленск Чернигов и вся левобережная Украина (по Днепру). Правобережная Украина осталась в составе Польши. В XVII в. в России уже появляются ростки нового времени: мануфактуры, рост предпринимательства, усиливаются контакты с Западной Европой. Но в целом в деревне и городе господствовали феодальные отношения. Шел рост крупной земельной собственности, развивающейся теперь не в форме вотчины, а в форме поместного землевладения. Ремесло (изготовление на заказ) постепенно перерастает в мелкотоварное производство (изготовление на рынок). Число городов к концу века достигает 300. Свободное крестьянское землевладение в центре страны почти полностью исчезло. Страна населена редко и крестьяне жили в небольших деревнях. Сельское хозяйство носило, в основном, натуральный характер. Неурожаи, примерно один раз в пять лет, приводили к голоду. Обмен товарами внутри страны осуществлялся через систему ярмарок: Макарьевской (Н. Новгород), Сербитской (Урал), Свенской (Брянск) и массы других более мелких. Главную прибыль казне давали меха, соль, вино (водка), металлы. Единственным морским портом страны оставался Архангельск, через который шла торговля, в основном, с Англией (летом). Правительство пыталось увеличить доход казны, включив в состав тяглого (“черного”) населения специальные группы сельского и городского населения, которые до этого тягла не несли (“белый люд”). Откровенные финансовые авантюры правительства вызвали городские восстания: Соляной бунт в 1648 г. и Медный бунт в 1662 г. Причина первого — резкое повышение цен на соль, а второго — инфляция, вызванная чеканкой медной монеты взамен серебряной с принудительным курсом обращения. На окраинах страны аппарат власти всегда слабее, а казачьи обычаи имели элементы военной демократии (казачий круг, выборные атаманы). Там скапливались недовольные властью инициативные люди. Казачьи походы донского атамана Степана Разина из простых грабительских набегов за добычей переросли в мощное казацко-крестьянское восстание (1670 — 1671), охватившее Поволжье с проживавшими там нерусскими народами. Захватив Астрахань и Царицын, Разин ввел там демократическое управление – казачий круг. Он обещал простым людям волю и уничтожение бояр и приказных. Но его поход на Москву не удался. Царское войско разбило восставших под Симбирском. Затем казачьей верхушкой Войска Донского Степан Разин был выдан царским воеводам и вскоре казнен в Москве. Восстание Разина сопровождалось истреблением многих тысяч дворян и местных чиновников. После подавления движения были казнены многие тысячи восставших. Монархия первых Романовых еще должна была отражать интересы всех основных слоев, классов и народностей России. Разинское восстание не смогло перерасти в гражданскую войну. Массу взрывоопасного элемента оттягивала и Сибирь. Освоение Сибири имело, прежде всего, экономическую подоплеку: до трети доходов казны получалось от продажи за границу сибирской пушнины. Движение России на восток ускорилось в середине XVII века. Небольшие русские отряды (казаки, торговцы, крестьяне) двигались по рекам, обкладывая ясаком (данью пушниной) разрозненные сибирские племена и этносы, не имевшие еще огнестрельного оружия. Василий Поярков исследовал Амур. Славный своей удачливостью Семен Дежнев, обогнув по морю Чукотку, первым прошел из Ледовитого океана в Тихий. Он даже не знал, что открыл пролив, отделявший Азию от Америки. Ерофей Хабаров со своим отрядом осваивал низовья Амура. Интересы России и Китая на Дальнем Востоке урегулировал Нерчинский договор 1689 года. В конце XVII века в Сибири уже было до 150 тысяч русского населения. Соборное Уложение 1649 года и политический строй России Процессы, проходящие в обществе, отразило принятие Земским Собором 1649 г. Уложения царя Алексея Михайловича — свода законов страны (действовавшего в своих основах до 1832 г.). Для подготовки нового четкого и ясного кодекса законов была создана комиссия во главе с боярином Н. И. Одоевским. Земский Собор в Москве открылся осенью, а в январе 1649 г. комиссия Одоевского представила Собору новый сборник законов, получивший название Соборного Уложения. Проект Уложения слушали депутаты в двух палатах. В одной сидели царь, Боярская дума и верхушка духовенства, а в другой — выборные люди разных чинов (дворяне и посадские). После обсуждения Уложение было утверждено депутатами. 315 участников Собора подписали его текст. Это первый русский печатный свод законов (судебники Ивана III и Ивана Грозного были рукописными), изданный в 1649 г. тиражом 2400 экз. и разосланный по городам страны. Соборное Уложение — первый в истории России систематизированный сборник законов, относящихся ко всем областям права. Оно написано хорошим, ясным русским языком. Впервые закон делился на тематические главы и статьи. Сильное влияние на создание Уложения оказали Литовский статус и византийское право. В этом сборнике законов отражены важнейшие проблемы русской жизни середины XVII в. Борьба родовитой знати и мелкопоместного дворянства по вопросам земельной собственности завершилась в Уложении победой последних. Государство нуждалось в дворянской армии и широкой поддержке дворянства. Эпоха Смуты и восстаний помнилась еще очень хорошо. Правовой режим дворянских поместий, по существу, был приравнен к режиму боярских вотчин. Поместья стали наследственными, и их можно было обменять, продать и купить. Впрочем, некоторые ограничения сохранялись. Отмена урочных лет — это утверждение крепостного права в стране. Крестьяне, будучи прикрепленными к земле, покидать которую им запрещалось, теперь окончательно стали наследственной собственностью бояр и дворян-помещиков. Бояре и дворяне получили право искать своих крестьян и возвращать их себе без ограничения срока давности. Дворяне стали обладать большими объемами власти над крестьянами. В частности они имели право собирать с крестьян и вносить за них в казну налоги, отвечали за выполнение крестьянами государственных повинностей, представляли их интересы в суде и осуществляли полицейский надзор за ними. Гражданские права крепостных крестьян резко сузились. Мелкопоместное дворянство много выиграло таким образом. В Уложении сделаны определенные уступки и посадскому населению: облегчено налоговое бремя в связи с ликвидацией «белых» слобод. Как правило, «белые» слободы принадлежали родовитой знати и были слободы от царских налогов. Таким образом, «черное», тягловое население городов, вынуждено было нести больше податей и повинностей (за беломестцев). Уложение закрепило сильную царскую власть в стране. В нем впервые выделена особая глава, посвященная защите личности монарха. Смертная казнь предусматривалась даже за умысел преступного деяния против царя. Специальная глава посвящена борьбе с преступлениями против церкви. Кроме того, в Уложении рассмотрены вопросы административного, финансового права. Усложняется и ужесточается система наказаний. Обычными становятся казни, допросы с пыткой, масштабное доносительство. Но это черты, характерные для законодательства средних веков и других европейских стран. Соборное Уложение 1649 г. закрепило основные черты политической системы и государственного устройства России почти на 200 лет. Оно широко применялось в течение всего XVIII в. Это выдающийся памятник российского законодательства. Исполнительная власть принадлежала приказам, расцвет которых приходится именно на XVII в. Тогда их насчитывалось до 80. Важнейшими приказами являлись Посольский, Поместный, Большой Казны, Тайных дел, Стрелецкий... Численность бюрократии в государстве увеличилась до 4,5 тыс. чел. И на местах, и в центре сохранилась некоторая простота и патриархальность нравов: челобитчик во время бунта, подавая по обычаю жалобу царю при выходе того из церкви, мог держаться за пуговицу на одежде царя. На местах вся власть сосредоточивалась в руках назначаемых из центра воевод. Главной особенностью организации общества было приспособление последнего к нуждам государства. Все социальные классы и общественные слои обязаны в той или иной форме служить государству. Крепостные — единственная группа общества, свободная от царской регламентации, но подверженная еще более жестокому контролю со стороны своих владельцев-бояр и дворян. Принцип всеобщей обязательной службы государству всех свободных людей возник в эпоху татарского ига. В XVII в. он был востребован из-за хаоса и разрухи Смутного времени. Службу в войске, или в царской администрации, или на местах несли благородные люди, консолидирующиеся постепенно в класс дворянства и аристократии. Свободное население, несущее подати и повинности (“тягло”) в пользу государя, стало называться тяглым, под ним понимали простолюдинов: посадских людей (купцов, ремесленников), свободных крестьян. Боярство занимало привилегированное положение во главе администрации и войска. Дворянство также консолидировалось, и экономической его основой являлось поместное землевладение. В целом дворянство стало главной опорой царской власти. Права дворян на поместья все увеличивались, и к концу XVII в. различия между вотчинами (наследственными имениями бояр) и поместьями (владениями, данными дворянину на период военной службы государю) постепенно стирались. Городское посадское население имело свою организацию общественного самоуправления. Очень широкие права имела купеческая верхушка, выполнявшая функции финансовых контрагентов правительства. Тяглое посадское население самостоятельно распределяло внутри своей общины общий объем налогов и податей “по животу” (зажиточности) каждого горожанина. Крестьяне делились на две части: 1. Государственные, проживавшие на казенных землях и оставшиеся лично свободными. Они были привязаны к своей общине (“миру”), платили прямые налоги и выполняли трудовые повинности. 2. Крепостные, прикрепленные к имениям своих господ, становились все более беззащитны перед властью своего хозяина. Холопство как патриархальная форма рабства продолжало существовать в XVII в. Но впоследствии кабальные холопы превратятся также в крепостных слуг своих владельцев. На вершине пирамиды власти стоял царь, поддерживавший баланс равновесия в стране и пытавшийся отразить интересы всех слоев населения. Власть его была огромной, но не абсолютной. В религиозных делах царя сильно ограничивала церковь. В XVII в. патриархи (Филарет, Никон) активно вмешиваются в государственные дела. В текущей внешней и внутренней политике страны огромную роль играла Боярская дума — аристократический совещательный орган при царе. Кроме этого, наиболее важные общегосударственные вопросы в XVI — XVII вв. выносились на обсуждение Земских Соборов — нерегулярных съездов представителей всех свободных слоев русского общества. Религиозный кризис В эпоху более тесного соприкосновения с Западом (Смута, вхождение левобережной Украины в состав России в 1654 г.) открыто проявился религиозный кризис. Греческое православие считалось основой русской духовной жизни, и подавляющее большинство народа было привержено своей церковной традиции. Но церковь, обладая огромными землями и большой финансовой мощью, считала, что должна усилить свою политическую роль в стране и активнее руководить нацией. Патриарх Филарет (отец царя Михаила) имел титул “великого государя”, который также получил в 1652 г. властолюбивый патриарх Никон. Последний — человек энергичный, порывистый, с диктаторскими наклонностями — сразу же принялся за работу по исправлению церковных книг по новогреческим канонам, на которые давно уже перешли другие православные церкви. По церковной реформе Никона изменился и ряд обрядов: крещение тремя перстами вместо двух (символ троицы), крестный ход вокруг церкви не посолонь, а против солнца; единогласие при пении в церквах, а не многогласие... Сейчас такие различия кажутся несущественными, но верующие придавали им громадный смысл. Русские обожествляли в большей мере сам обряд (остаток язычества), чем смысл службы. Кроме того, эти изменения проводились внезапно и в грубой, варварской форме, с сожжением и уничтожением старых, неканонических (по Никону) икон и книг. Грубые меры подавления сопротивления только подливали масла в огонь. Сам Никон, претендуя на государственную власть, в конце концов по воле царя утратил сан патриарха, но реформа продолжалась. Во главе церкви остались никониане. В обществе произошел раскол, который перерос в национальный кризис. Чисто религиозное движение приобретало социальную окраску. Более 10% населения страны выступали за старые обряды. В состав старообрядческого движения входили люди из всех социальных слоев: бояре, купцы, стрельцы, крестьяне, духовенство. Идеологом раскола стал протопоп Аввакум, великий русский писатель XVII в., погибший мученической смертью после многих лет сидения в земляной тюрьме. Главный лозунг старообрядцев — возврат к “старине”, а также неприятие ими государственной и церковной власти вынудили их уйти на русский Север, в Заволжье, на Урал. Великая заслуга старообрядцев перед русской культурой состоит в том, что они до XX в. донесли древнерусские рукописи, иконы, ремесла, сохранили живыми важные элементы допетровской культуры. Наследником Алексея Михайловича стал его четырнадцатилетний сын Федор Алексеевич (1676 - 1682), малоспособный по своей болезненности управлять страной. Реальную власть в стране получила Боярская Дума, в главе которой стояли сторонники бояр Милославских (родня первой жены царя Алексея Михайловича). После смерти царя Федора в ходе острой борьбы за власть между двумя придворными партиями – Милославских и Нарышкиных (родственников второй жены царя Алексея Михайловича) – коронованы были два малолетних государя, братья Иван и Петр. Но регентом (правителем) государства при них стала старшая сестра – царевна Софья Алексеевна (1982 - 1689), опиравшаяся на поддержку стрелецкого войска. В 1689 г. повзрослевший царь Петр (годы жизни 1672 - 1725) отстранил от власти Софью и начал самостоятельно править страной, опираясь вначале на родственников своей матери – Нарышкиных. К последней трети XVII в. Россия добилась политической и экономической внутренней стабильности. Петру I от отца досталась очень устойчивая огромная страна, уверенно смотревшая в будущее. Монархия первых Романовых действовала не только в интересах династии, упрочивая свою власть, расширяясь и строя отношения (пусть в разной мере) с соседями, но и в интересах огромного большинства всех классов населения и народов набирающей силу империи. |