Главная страница
Навигация по странице:

  • Исторический период Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом

  • Исторические типы общественного прогресса

  • Основные сферы жизни общества

  • философия. Общество как саморазвивающаяся система. Соотношение общества и природы


    Скачать 36.3 Kb.
    НазваниеОбщество как саморазвивающаяся система. Соотношение общества и природы
    Анкорфилософия
    Дата21.12.2022
    Размер36.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла8.docx
    ТипДокументы
    #857512

    Общество как саморазвивающаяся система. Соотношение общества и природы

    Общество представлено в форме следующих определений:

    -в широком смысле слова общество можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы объединения людей;

    - в узком смысле слова (например, как страна или государство, как определенный исторический период - Средневековое общество) общество определяется как круг людей, объединенных по интересам.

    Социум — это сформировавшаяся в ходе исторического развития человечества относительно устойчивая интегрированная система социальных структур, функций и связей, в которой реализуются формы объединения людей, сложившиеся в процессе их взаимодействия.

    Общество как система – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельные индивиды и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизводства.

    Основные принципы системы: целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.

    Системное строение общества предполагает функционирование социальных институтов. Социальный институт – это исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, направленная на реализацию основных функций общества и на удовлетворение базовых общественных потребностей. Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

    Социальные институты:

    а) организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;

    б) включают систему санкций – от правовых до морально-этических;

    в) упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;

    г) обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

    Функциями социальных институтов являются: явные (заявлены официально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).

    Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

    Общество реализует свою деятельность, выполняя ряд важнейших функций. Функциями общества являются:

    -производство материальных благ;

    -производство духовных благ;

    - управление и контроль за деятельностью и поведением членов общества;

    -воспроизводство и социализации индивидов.

    Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

    1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.

    2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и над индивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

    3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

    4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

    5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие.

    Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

    6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества.

    Рассматривая системное строение общества важно проанализировать типологию общества. Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

    1) по наличию письменности: дописьменные и письменные;

    2) с точки зрения числа уровней управления обществом и степени его дифференциации: простые и сложные (в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

    3) исходя из формационного подхода: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое общество;

    4) исходя из уровня развития: развитые, развивающиеся, отсталые;

    5) по уровню технической организации: доиндустриальное (традиционное), индустриальное (промышленное), постиндустриальное (информационное) общество.

    Общество и природа две взаимосвязанные системы. Природа – это окружающий человека мир, естественная среда обитания человека. Взаимосвязь общества и природы носит исторический характер, особенности которого отражены в таблице.

    Исторический период

    Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом

    Античность

    Природа – совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип – жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое.

    Средневековье

    Природа – результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом –душой. Принцип – возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению – человеческому телу – как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа – результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога.

    Возрождение

    Природа – источник радости, наслаждения. Принцип – единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.

    Новое время

    Природа – объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения. Принцип – господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой

    Современность

    Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа – уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека.


    Исторические типы общественного прогресса

    Общественно-исторический процесс - это последовательное изменение состояний общества.

    Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каждом этапе реализуются различные варианты событий. Социальная философия использует понятия прогресса и регресса для характеристики направленности развития.

    К числу важных проблем относится вопрос о вариантах развития общества. Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной. В истории философии сформировались различные взгляды на направленность общественного развития.

    1.Французские просветители рассматривают историю как непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

    2. Религиозные течения указывают на преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

    3. Платону, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби придерживались теории исторического круговорота, т.е. движение осуществляется по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла.

    4. Современные исследователи полагают, что положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других. Таким образом, делается вывод о противоречивости прогресса.

    Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

    Регресс (от лат. regressus – обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

    Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

    Реформа (от фр. reforme, лат. reformare – преобразовывать) – это преобразование одной или нескольких сфер общественной жизни, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры). Виды реформ: регрессивные, реакционные. Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

    - экономические реформы – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

    - социальные реформы – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

    - политические реформы – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

    Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Виды революций: кратковременные, долговременные.

    Дискуссия о направленности общественного развития (прогрессивном или регрессивном варианте) с необходимостью привела к обсуждению проблемы критериев (от греч. kriterion — мерило) общественного развития.

    КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА — показатель степени развития общества.

    Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует то, что можно считать его критерием.

    В философии существует такое понятие, как факторы общественного развития, т. е. его движущие силы. Их разделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам общественного развития относят материальное производство (экономический фактор), природную среду (природный фактор), социальные ресурсы (демографический фактор), науку и технику (научно-технический фактор) и др. К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия как отдельных людей, так и всего общества.

    В социальной философии существуют многофакторные теории прогресса, признающие, что общественное развитие обусловлено целым рядом равнозначных факторов, и однофакторные, выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор, например, географическую среду, или материальное производство, или деятельность великих личностей.

    Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией — резкие переходы от одного состояния к другому.

    В социальной философии рассматриваются различные виды революций: социальная, политическая, научная, технологическая.

    Под социальной революцией понимается изменение типа общественного устройства, под политической — изменение формы власти. Научная революция - это переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии. В результате научной революции меняется научная картина мира. Технологической революцией называют качественное изменение в развитии производительных сил:

    Рассмотрим модели общественно-исторического процесса. Уже говорилось о том, что философия в отличие от религиозно-мифологической картины мира предлагает рациональный подход. До возникновения философских моделей предлагались модели религиозные. Так, например, согласно христианскому подходу вся мировая история делится на три этапа:

    1) языческий (все народы поклоняются множеству богов);

    2) ветхозаветный (иудеи признают единобожие);

    3) новозаветный (связан с появлением христианства).

    В религиозной модели также есть свой критерий — христианизация. Религиозный подход сохраняется, несколько видоизменяясь, в религиозной философии — неотомизме и у русских религиозных философов.

    Философские модели общественно-исторического процесса чрезвычайно разнообразны. В качестве критерия развития общества философы выбирали различные стороны общественной жизни. Вначале внимание уделялось развитию духовной стороны культуры. Так, например, в концепции Гегеля история развития человечества — это путь к политической свободе. Маркс как философ обратился к материальной стороне жизни общества, анализируя пути достижения экономической свободы.

    В XX в. особую известность приобрела концепция Карла Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития. Ею, по мнению Ясперса, стал V в. до н. э. Тремя великими современниками, жившими в этом веке, были Будда, Сократ и Конфуций. С именами этих трех мыслителей связано возникновение трех великих философий, обращенных к проблеме личности. По мнению Ясперса, вся история делится на период доосевых культур и период осевых.

    В современной социальной философии теории, придерживающиеся прогрессистского варианта, представлены в двух видах: формационная теория и теория стадий роста. Сторонники прогрессистского подхода исходят из трех основных принципов:

    1) признается прогресс в историческом развитии;

    2) в качестве критерия прогресса выбирается материальная сфера жизни общества, а не духовная;

    3) Европа (Запад в целом) рассматривается как идеальная (образцовая) модель прогрессивного развития.

    Создателем теории формационного развития был К. Маркс. Согласно его теории, в истории общества выделяются пять формаций:

    • первобытно-общинная;

    • рабовладельческая;

    • феодальная;

    • капиталистическая;

    • коммунистическая (появление этой формации К. Маркс лишь предсказывал).

    ФОРМАЦИЯ — этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.

    Согласно Марксу, способ производства — это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений, по Марксу, лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независящим от человека. Маркс называет его «естественно-историческим процессом».

    Формационная теория стала одной из наиболее распространенных в XX в. (в нашей стране в советский период она была единственной и официально поддерживаемой). Формационная теория оказала влияние на трактовку общественно-исторических событий многими мыслителями. Например, в современной социологии существует теория конфликта, объясняющая социальное развитие через столкновение интересов различных социальных групп. Основоположником теории конфликта в социологии считается именно Маркс.

    Немарксистские концепции исторического развития, разрабатывавшиеся в XX в., нередко принимали идею исторического прогресса. Не отрицали они обычно и то, что доминантой общественного развития являются материальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а чаще всего в технологии. На этом фундаменте выросли теория стадий экономического роста американского исследователя Уолта Уитмена Ростоу, теория индустриального общества французского ученого Раймона Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества американского ученого и политика Даниела Белла и т. д.

    Наиболее распространенная в XX в. теория стадий роста, созданная американскими философами и социологами (среди них У. Ростоу), возникла во многом под влиянием формационной теории.

    СТАДИЯ РОСТА — этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.

    Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:

    1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);

    2) индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);

    3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим рэзвитиг ем науки и техники);

    4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество XXI в.).

    Стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники.

    Иной взгляд на развитие истории представлен цивилизационным подходом, основоположниками которого считаются русский философ Н. Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и английский историк и культуролог А. Тойнби.

    Идея цивилизации как доминанты исторического процесса была выдвинута русским историком Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885) в его работе «Россия и Европа». Ученый отрицал общие закономерности развития общества, исходя из того, что это развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый характер. Более того, их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью. В последнее десятилетие XX в. идеи Данилевского снова получили распространение в России, они стали теоретической и идеологической базой для поиска особого «русского пути» и «русской идеи». Работа Н. Я. Данилевского представляет значительный интерес и до сих пор, вы можете обратиться к ней для подробного ознакомлениях позицией оригинального русского мыслителя.

    Цивилизационный подход исходит из трех принципов.

    1. В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем можно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели.

    2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой или техникой; а в первую очередь с религией. Именно тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития. «Душой культуры» называл религию Н. Я. Данилевский.

    3. Не существует идеальной модели развития, каждое общество и культура самоценны.

    Рассмотренные концепции общественного развития являются не только противоречащими друг другу, но и взаимодополняющими. У каждого из этих подходов есть как свои сильные, так и свои слабые стороны. Например, в рамках цивилизационного подхода удачно описывается прошлое, т. е. история локальных цивилизаций, в то время как стадиальный подход верно схватывает современные процессы связанные с глобализацией. Неоднократно предпринимались попытки объединить их. Но универсальная схема общественно-исторического процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана.

    Основные сферы жизни общества

    Традиционно выделяют политическую, экономическую, социальную и духовную сферы общества.

    Политическая сфера связана с осуществлением власти государственными органами (президентом, монархом, парламентом и т. п.) и иными политическими институтами (партиями, политическими элитами, профсоюзами и т. п.), призванными реализовывать интересы и потребности людей, разрешать возникающие между ними социальные конфликты, обеспечивать целостность и развитие общества.

    В сфере экономики происходит удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах. При этом определяется, что и в каком количестве производить, как производить, каким образом распределять. В процессе создания, обмена и распределения экономических благ участвуют домашние хозяйства, фирмы, государство. Взаимоотношения между ними зависят от типа экономики. В условиях рынка удовлетворение потребностей людей осуществляется на основе частной хозяйственной инициативы, конкуренции, ограничения монополистической деятельности.

    Социальная сфера охватывает взаимодействие наций, народов, классов, сословий и других социальных групп. В этой части общества происходит распределение групп людей по шкале неравенства в зависимости от доходов, власти, престижа; возникают и находят свое разрешение классовые, межнациональные и другие социальные противоречия и конфликты; осуществляется государственное обеспечение населения путем выплаты пенсий, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, строительства жилья, содержания общественного транспорта, предоставления коммунальных услуг и т. д.

    В духовной сфере происходит приобщение людей к «сверхприродной» реальности в виде языка, культурных ценностей, научных достижений, правил поведения, представлений о добре, истине, красоте, справедливости и т. д. Духовная жизнь возникает на основе практической деятельности людей как особая форма отражения реальности, как дополнительное средство ориентации в мире, а также взаимодействия с ним. При этом создаваемый человеком духовный мир обладает самостоятельностью и может далеко отрываться от материальной действительности. Духовная сфера общества представлена искусством, наукой, образованием, моралью и религией.

    Сферы общественной жизни связаны между собой многочисленными взаимодействиями. Так, уровень жизни людей и государственное обеспечение населения зависят от того, насколько успешно выполняет свои задачи экономика. Развитие экономических отношений, в свою очередь, определяется проводимой государством политикой и интеллектуальными способностями работников предпринимателей, т. е. духовной сферой.

    Таким образом, общество включает в себя четыре основных подсистемы или сферы общественной жизни. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека. Базовыми потребностями являются: материальные потребности; потребность в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности; потребность в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке; потребность в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравственном совершенствовании.


    написать администратору сайта