Главная страница

история реферат золотая орда миф или реальность. История России в свете цив подхода. История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеИстория России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие
Анкористория реферат золотая орда миф или реальность
Дата26.01.2023
Размер0.88 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория России в свете цив подхода.doc
ТипУчебное пособие
#906231
страница1 из 12
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



История России в свете цивилизационного подхода: Учебное пособие/ Байкова О.Л., Болокина Л.А., Долгова Т.В., Иванов В.Г., Лавриков СВ., Ледин О.Б., Миронова О.Б., Попова С.Ю., Токмин СЮ., Токмина Т.А. -Тверь: ТГТУ, 1998. - 140 с.

Пособие написано в жанре методологического очерка истории России в свете цивилизационного подхода. Особое внимание уделяется проблеме становления и воспроизводства цивилизационной самобытности нашей страны, соотношения отечественного цивилизационного наследия и "вызовов" современного этапа мирового общественного развития. Авторы выдвигают и обосновывают ряд положений я выводов, формирующих
оригинальную трактовку логики российского пути с древнейших времен до
наших дней.

По ходу изложения дается проблемная библиография, ориентирующая читателя на глубокое самостоятельное освоение предложенной тематики.

Для студентов, аспирантов, преподавателей, всех, кто интересуется историей России.

Рецензенты: заведующий кафедрой истории кандидат исторических наук доцент СИ. Федосова; декан исторического факультета ТГУ профессор В.А Смирнов.

ВВЕДЕНИЕ

Главным предназначением пособия является оказание помощи студен­там вузов в постижении прошлого, настоящего, а также возможных альтер­натив будущего развития России на основе цивилизационного подхода к по­ниманию и объяснению исторического процесса.

В отличие от множества изданий по истории Отечества авторы предла­гаемой работы акцентируют внимание читателей не на дескриптивных, хро­нологически-описательных, а на проблемно-логических аспектах курса, ко­гда разнообразные исторические познания студентов, полученные в школе и из других источников, концептуально, организуются. Тем самым обеспечива­ется целесообразность изучения дисциплины "История" в вузе, суть которой сводится к формированию достаточных методологических и ценностных ос­нований для последующей самостоятельной ориентации в противоречивых реалиях отечественной и мировой исторической современности.

По своему жанру пособие является учебно-научным, так как значитель­ная часть его проблематики остается до сих пор "открытой", т.е. не полу­чившей в современной науке сколько-нибудь однозначного истолкования. Прежде всего, к таким открытым проблемам, как известно, относятся пара-дигмальные основания цивилизационного подхода, эвристические возмож­ности которого в сфере интерпретации нынешнего этапа российской истории еще далеко не использованы.

Поэтому авторы волею указанных обстоятельств призваны к творческо­му поиску ряда альтернативных концептов и определений исторических фе­номенов и регулярностей. Их видение логики российской истории предлага­ется читателям не в качестве постулата, обязательного для заучивания, а в ка­честве предмета для творческого критического диалога, на основе самостоя­тельного изучения студентами многих альтернативных позиций, представ­ленных в исторической науке.

4

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Основные вопросы темы:

1. История: многозначность понятий. История как объективный процесс и как субъективные представления о нем.

  1. Предназначение и функции исторического знания.

  1. Понятие исторического сознания. Уровни, факторы формирования и
    основные типы исторического сознания.

  2. Объект, предметная область и методологические основания учебного
    курса "История".

I. ИСТОРИЯ: МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОНЯТИЙ. ИСТОРИЯ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС И КАК СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕМ

Приступая к изучению курса "История", мы должны прежде всего найти ответы на такие исходные вопросы, как "Что такое история?" и "Какую роль играет историческое знание в жизни отдельного человека и. общества в де­лом?".

Если вы обратитесь к своим личным наблюдениям по поводу употреб­ления слова "история", то без труда обнаружите его многозначность. Упот­ребляемое в обиходе, это слово зачастую совпадает со своим первоначаль­ным смыслом, который сформировался еще в Древней Греции и буквально означал рассказ о прошедшем или интересном узнанном. В данном случае речь идет о литературно-художественном или просторечном описании чего-либо значимого для. читателя или слушателя. 'Гак, человек, переживший не­ординарную ситуацию, обычно говорит: " Я попал в историю", "Со мной приключилась история".

Нам же предстоит иметь дело с научным значением термина "история", который также неоднозначен. В самом широком, общеприменимом смысле под "историей" понимается совокупность последовательных вменений ка­кого-либо объекта во времени, который при этом сохраняет свою систем­ную и функциональную целостность. В этом случае мы можем говорить как об истории болотного комара, так и об истории Древней Греции, подразуме­вая всю совокупность их изменений от возникновения до момента исчезно­вения как самостоятельных объектов.

Применительно к обществу слово "история" также неоднозначно. В об­ществоведении под ним понимается как вся минувшая социальная реаль­ность, события и свершения прошлой общественной жизни людей, так и многочисленные описания и интерпретации (толкования) этой реальности. И если в первом варианте мы имеем дело с объективным историческим про­цессом, т.е. изменениями, которые не зависят от нашего сознания, то во

5

втором - речь идет о его субъективном отражении человеческим сознанием, которое включает совокупность наших знаний, представлений о прошлом, а также его оценку. Таким образом, история предстает в двух ипостасях - как объективная и как субъективная, "писанная".

В подавляющем большинстве случаев наши исторические представле­ния формируются на основе "писанной " истории, когда мы, не будучи непо­средственными участниками или свидетелями событий прошлого, получаем информацию о нем, субъективно преображенную посредниками (очевидца­ми, мемуаристами, учеными-историками и т.д.). (Подробнее см.: Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука. 1994. С.100-101).

Таким образом, историческое образование предполагает изучение "писанной истории", т.е. той области человеческого познания, которая уста­навливает, классифицирует и интерпретирует свидетельства о том, что случилось некогда с людьми на долгом и трудном пути развития человече­ства, образующих его стран и народов.
II. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Известно, что потребность в постижении собственной истории, а вместе с ней и историческое сознание возникли в глубокой древности. Начало сис­тематическому описанию исторических событий положено еще в Древней Греции "отцами истории" Геродотом (между 490 и 480 - около 425 гг. до на­шей эры) и Фукидидом (около 460- 400 гг. до нашей эры), заложившими ос­новы научной историографии. С тех пор интерес к историческому прошлому неизменно сопровождал человечество во все эпохи и времена. Этот факт уже сам по себе говорит о высочайшей важности и неизбывности роли историче­ского знания в жизни человечества, ибо любое знание всегда целесообразно.

Какие же цели преследуют люди, изучая историю? Почему знания о прошлом всякий раз оказываются необходимыми в настоящем?

В сфере духовно-мировоззренческой исторические знания удовлетво­ряют уникальную человеческую потребность в индивидуальном самосозна­нии и в самосознании этнокультурной общности. Без и вне истории отдель­ный человек или та или иная общность людей не в состоянии сделать цело­стную оценку самих себя, т.е. своего мировоззрения, целей, интересов и мо­тивов поведения и реального статуса в хронологической шкале достижений как своего, так и других народов мира. По мнению выдающегося российско­го историка В.0. Ключевского, "без знания истории мы должны признать се­бя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для че­го в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чему-то детскому капризу" (Ключевский В.0. Письма. Дневни­ки. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С.332).

6

В приведенной цитате, кроме удовлетворения потребности в самосознании, указывается и на другую важную функцию исторического знания -смыслообризующую. Человек, в отличие от других живых существ, одержим жаждой смысла своего бытия (под смыслом в данном случае понимается некая значимая, имеющая приоритетную ценность цель, достижение которой обеспечивается всей совокупностью деятельности как отдельного человека, так и общества в целом. В первом случае мы говорим о смысле жизни, а во втором - о смысле истории). Отыскать же так необходимый смысл существования в самом себе человек не в состоянии, т.к. он не заложен генетически. Понять свое предназначение личность и общество могут лишь через соотнесение своих возможностей с достижениями, тенденциями и альтернативами развития всего человечества, т.е. через постижение истории. По существу, история остается для человека единственным источником смысложизненных ориентиров, образцов для подражания или, наоборот, многочисленных ошибок, на которых учатся. Понять смысл своей жизни-значит найти ответы на вопросы: "Кем и каким ты хочешь стать?", "Что тебя не удовлетворяет в твоем нынешнем положении?", "Из чего это положение проистекает? Чем оно обусловлено?", "Каковы оптимальные пути достижения твоей самой главной цели?". Перечисленные вопросы, актуальные как для отдельного человека, так и для всего человечества, опять-таки останутся без ответов, если мы не обратимся к истории.

Знание истории выступает необходимой основой для удовлетворения насущной для всех людей потребности в оптимальном приспособлении к окружающей социальной среде. Назовем эту потребность социализаторской, а функцию исторического знания, которая ее удовлетворяет,- социализирующей. Приспособление (социализация) в первую очередь предполагает знание законов развития и функционирования общества, а также традиций и ценностей, которые в нем господствуют. Понятно, что человек, не усвоивший их или же усвоивший весьма поверхностно, обречен постоянно вызывать сопротивление окружающей социальной среды, что нередко оказывается существенным тормозом и даже непреодолимой преградой в достижении самых разнообразных целей. Вместе с тем само обнаружение общественных (писанных и неписанных) законов, происхождение и сущность традиций немыслимы без целостного, т.е. исторического взгляда на общество, т.к. они проявляются не одномоментно, а на фоне длительной исторической ретроспективы. Это особенно существенно в обществе, которое бурно меняется и в котором многие нововведения не мо1ут быть правильно оценены с точки зрения обычной житейской мудрости. Так, если обратиться к нашей текущей ситуации с позиции самоочевидных фактов, которые мы наблюдаем непосредственно, можно прийти к совершенно абсурдному выводу о том, что образование и образованность теряют свою ценность, ибо множество людей сейчас резко улучшают свое материальное благосостояние отнюдь не с

7

помощью образования и высокого профессионализма. Однако тенденции мирового развития в XIX и XX вв., богатый опыт стран-лидеров современной цивилизации говорят об обратном. Именно образование и высочайший профессионализм все больше выступают главной предпосылкой жизненного успеха людей, повышения их материального и социального статуса.' Процветающий в развитых странах "средний" класс, составляющий большинство населения, "рекрутируется" в основном из высокообразованных людей. Даже на этом частном примере можно убедиться, сколь существенным для любого и особенно молодого человека является целостное представление о тенденциях исторического развития. Незнание их, ориентация только лишь на непосредственную, локальную в пространственном и временном смысле ситуацию может привести к ложному выбору жизненного пути, который с годами будет все труднее исправить.

Среди перечисленных наиболее важной функцией исторического знания являются трансляция и расширенное воспроизводство совокупного опыта человечества в историческом пространстве и времени. Человеческий род, будучи безоговорочным монополистом на искусственные, надприродные средства коммуникации (язык устный и письменный в сочетании с книгопечатанием, радио, телевидением и т.п., а также постоянно совершенствуемые транспортные средства), обладает уникальной способностью к негенетической памяти, т.е. реконструкции, накоплению и применению практически любого достижения предшествующих поколений и современников в планетарном масштабе. Данное утверждение одинаково справедливо применительно к опыту в любой сфере деятельности - по векторам отношений "человек - природа", "человек - человек", "человек - общество", "человек -государство ", "человек - знание". Поэтому вполне справедливо считать людей не только разумными существами, но и существами историческими. Отсюда следует, что история является важнейшим антропогенным фактором, т.е. фактором, без которого невозможно возникновение и развитие цивилизации, культуры и, следовательно, самого человека. Вдумайтесь, и вы без труда обнаружите множество примеров, подтверждающих данный вывод. Действительно, подавляющее большинство жизненно необходимой нам информации и навыков мы, как и общество в целом, черпаем именно из предшествующей истории с помощью искусственных, созданных только человечеством средств коммуникации.

Хотя, как мы говорили ранее, историческое знание и историческая наука имеют дело прежде всего с прошедшей социальной реальностью, история непосредственно связана с определением будущего. Как же взаимосвязаны прошлое, настоящее и будущее? Обобщение огромного исторического материала неопровержимо доказывает наличие элементов сущностной повторяемости и причинно-следственной связи в историческом развитии. Так, основываясь на знаниях, полученных еще в школе, вы можете
8
самостоятельно выделить общие, повторяющиеся для все эпох и поколений причины различных социальных конфликтов, типы социальной организации, интересы и мотивы человеческой деятельности, универсальные, "вечные" проблемы, которые неизбежно будут сопровождать мировое сообщество в ближайшем и отдаленном будущем. Поэтому повторяющееся прошлое должно быть неизбежно включено в схему прогнозирования будущего. Ина­че говоря, только историческая наука, теоретически осмысливающая опыт предшествующих этапов социальной эволюции, способна определить то не­обходимое (плохое или хорошее), что человечество в силу объективной не­обходимости унесет в свое будущее. Таким образом, историческая наука за­ранее и достоверно может определить важные составляющие будущего в ви­де историко-культурных инвариантов (т.е. универсалий, отражающих родо­вые черты человеческого общества).

Очевидное присутствие причинно-следственной зависимости и преем­ственности в историческом развитии также обусловливает прямую и опосре­дованную связь прошлого, настоящего и будущего и, следовательно, истори­ческих наук и футурологии (области научных знаний, охватывающей .пер­спективы социальных изменений и процессов, формирующей концепции бу­дущего и выполняющей функции прогнозирования). Дело в том, что с точки зрения каузального принципа (принципа причинно-следственной зависимо­сти), многие явления настоящего и будущего имеют свои истоки, причины в прошлом. Поэтому понять их сущность и дальнейшую эволюцию возможно лишь в историческом контексте. Именно этот аспект исторического развитии имел в виду один из выдающихся философов XX века К. Ясперс, утверждая: "Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам нате настоящее... и намекнуло о нашем будущем.., Настоящее совершается на ос­нове исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе? (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика. 1994. С28).

С оценочной (аксиологической), а также практической точек зрения, все перечисленные функции истории, несомненно, имеют непреходящее положи­тельное значение, оказывают существенное влияние на мировоззрение и по­ведение людей. Вместе с тем сам факт этого влияния превращает историче­ское прошлое, точнее информацию о нем, в эффективное средство манипу­ляции общественным сознанием и поведением. Несомненно, что те или иные исторические факты с помощью известных ухищрений и фальсификаций мо­гут быть использованы как для оправдания (апологетики), так и для очерни­тельства какой угодно социально-политической стратегии. В этом случае ис­торическое знание (его концептуальные интерпретации) служит эффектив­ным подспорьем в идеологической и политической борьбе. Академик Гви-шиани справедливо отмечал в связи с этим: "... если проблемная ситуация за­висит от поведения различньгх людей, то она по необходимости зависит от того, как люди воспринимают ее" (Искусство и наука системной практики.
9

М., 1989. С. 10). Социально-манипулирующая функция "писанной" истории наиболее ярко проявляется в период индустриального и постиндустриально­го развития общества, в котором сосуществуют обыденное историческое сознание и мощные пропагандистские средства воздействия на него. И здесь приходят на память нацистские интерпретации исторического прошлого че­ловечества, которые оказались способными оправдать претензии немецкого фашизма на мировое господство, одурманить сознание целой нации и спод- вигнуть ее на самую трагическую в истории человечества империалистиче­скую авантюру. В том же ряду массовых исторических фальсификаций на­ходится официальная историческая "наука" тоталитаризма. Эти и целый ряд других примеров дают объективные основания для известного пессимисти­ческого афоризма, согласно которому "история учит тому, что она ничему не учит", а также мнения о том, что зачастую непредсказуемо не только буду­щее, но и прошлое.

III. ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. УРОВНИ, ФАКТОРЫ -ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Насколько оправдан такой крайний пессимизм? Имея под собой реаль­ную почву, он, тем не менее, не должен абсолютизироваться. Чтобы показать ограниченность такого пессимистического подхода к оценке позитивных возможностей исторического знания, мы должны в первую очередь понять, какой уровень исторического сознания людей наиболее податлив для все­возможных фальсификаций и манипулирования и, наоборот, может противо­стоять им. Но сначала ответим на вопрос: "Что мы понимаем под историче­ским сознанием?'', В самом общем плане: историческое сознание есть сово­купность субъективных представлений человека об объективном историче­ском прогрессе, а также о своем месте в нем. Как правило, эта совокупность представлений включает в себя определенный объем и качество историче­ских знаний, их оценку, на основе которой строится отношение к современ­ности и будущему.

Под уровнем исторического сознания людей понимается уровень его це­лостности и адекватности отражения объективной истории." Историче­ское сознание, содержащее в себе многие жизнесмысловые "ориентиры, предвосхищает и определяет практические действия человека, придает им целенаправленный характер. Следовательно, практическая деятельность лю­дей и уровень их исторического сознания тесно взаимосвязаны.

По указанным выше критериям уровня исторического сознания можно выделить массовое, обыденное идеологическое и научно - теоретическое ис­торическое сознание.

Отличительными чертами массового, обыденного исторического созна­ния является его фрагментарный, сумбурный, нецелостный характер.

10

Источники его формирования, как правило, ограничиваются случайно про­читанными книгами, связанными с исторической тематикой, популярной ис­торической публицистикой, представленной в периодике и транслируемой всевозможными средствами массовой информации, слухами, циркулирую­щими внутри среды непосредственного общения человека. Подобный тип исторического сознания формируется при отсутствии целеустремленного, устойчивого познавательного отношения к историческому прошлому. Иначе говоря, познающий не ставит перед собой такую цель осознанно. Такой уро­вень исторического сознания, как ни странно, характерен не только для не­образованных людей, но и для многих выпускников школ и даже высших учебных заведений. Так, при анализе результатов исследований кафедры ис­тории и политологии Тверского государственного технического университе­та по проблемам познавательной активности студентов были получены сле­дующие данные. При очевидном интересе нашего общества к собственной истории лишь 12,2% опрошенных удовлетворяют его в первую очередь при изучении обществоведческих дисциплин. Периодике отдали предпочтение 28,5% студентов, услышанному от знакомых и родственников, т.е. слухам -33,5% (Иванов В.Г. Общественные науки глазами студентов// Вопросы ме­тодологии и методики изучения общественного мнения студентов: Материа­лы республиканской научно-практической конференции. Тверь. 1991. С. 36). Таким образом, историческое сознание большинства людей до сих пор скла­дывается вне научного знания, под влиянием популистских оценок массово­го сознания.

Отсюда следует неутешительный вывод: неспособность общества критически, самостоятельно относиться к историко-культурной информации делает его членов легкой добычей для авторов всевозможных исторических
фальсификаций, формирующих идеологический уровень исторического сознания. От вышеописанного данный уровень отличается устойчивостью, системностью. Чаще всего он обеспечивается всесторонней идеологической обработкой, стереотипизацией обыденного сознания в соответствии с нужны­ми идеологам трафаретами. В этом случае главной целью пропаганды исторических знаний является не приближение к истине, а формирование такихисторических представлений, которые оправдывают действия носителей идеологии и, одновременно, дискредитируют их противников и оппонентов в общественном мнении.

Мы можем привести огромное количество примеров из далекой и близкой истории, иллюстрирующих этот уровень ис­торического сознания. Всем известно, как вопреки вопиющим фактам дейст­вительности превозносились достижения социализма в историческом сорев­новании с "загнивающим" капитализмом путем сокрытия объективных дан­ных о явном отставании социалистических стран практически по всем веду­щим показателям социального прогресса (уровню, качеству и продолжитель­ности жизни, экологическому благополучию, степени экономической и
11

политической свободы и т.д.). Идеологизация исторического сознания опас­на прежде всего своими дезориентирующими последствиями, когда общест­во, одурманенное самоуспокоением, теряет жизненно важную способность к самокритике, а его активность не направляется на решение наиболее насущ­ных, актуальных проблем. "Стремление "обелить" прошлое, некритически отнестись к нему неизбежно ведет к его повторению", - отмечал в связи с этим известный отечественный культуролог А.И. Арнольдов (подробно про­блемы идеологизации исторического сознания освещены в следующих рабо­тах: Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М. 1992. С.10-34; Россия: Опыт национально-государственной идеологии. М. 1994. С. 12-44; Волобуев О., Кулешов С. История по-сталински // Суровая драма народа: Ученые и публицисты о природе сталинизма. М. 1989. С.312-334).

Особая эффективность влияния идеологии на историческое сознание людей и целых народов во многом обусловлена ее претензией на достовер­ность, постоянным стремлением обрести наукообразную форму. Если вам доведется прочитать даже самый идеологизированный опус, то вы непре­менно увидите в нем не только декларации (голословные заявления и оцен­ки), но и стройную систему их логического и фактологического обоснова­ния. Так, идеологические концепции относительно прошлого и будущего развития России, представленные западниками и славянофилами, до сих пор с равным успехом умудряются находить массу аргументов для обоснования диаметрально противоположных точек зрения. И если современные западни­ки утверждают, что "нет нужды выдумывать что-то невиданное, а порой дос­таточно обратить внимание на опыт других стран", дабы догнать и перегнать лидеров мировой цивилизации (Вестник Санкт-Петербургского университе­та. 1993. №6), то новые славянофилы, скрывающиеся-под вывеской нацио­нал-патриотов, пытаются доказать, опять-таки с помощью ссылок на истори­ческое прошлое, что "реально крупные неприятности с Россией случались именно тогда, когда ее пытались втянуть на эту "общемировую" дорогу, ве­дущую в никуда" (Кургинян С. Политическое анданте // Россия XXI. 1993. №1).

Однако есть целый ряд признаков, которые неизменно сопутствуют ис­торическим фальсификациям в форме идеологии. Им прежде всего присущи:

спекулятивность - своеобразный примат идей над реальностью и
подлинными интересами людей, когда выводы и оценки идеологов, пред­ставленные как истина в последней инстанции, тщательно оберегаются от все­
сторонней проверки и экспертизы (вспомните о главном предназначении из­вестного "железного занавеса" - информационной самоизоляции нашего об-

щества в социалистический период);

догматизм, выступающий зачастую под благородным девизом
"Нельзя поступаться принципами!". Своеобразным кредо догматизма всегда,


12

явно или неявно, является другой лозунг, который в парафразе звучит так: "Если факты противоречат моей концепции, то тем хуже для этих фактов";

  • апологетичность (от греч. апология, неумеренное, чрезмерное восх-валение кого-нибудь или чего-нибудь, предвзятая защита), которая предпо­лагает не поиск истины, а стремление всеми правдами и неправдами защи­тить и навязать нужную, выгодную идеологему или концепцию. Вспомним в связи с этим хотя бы идеологему о "величайшем вожде и учителе всех вре­мен и народов...";

  • авторитарность, когда идеологизированное историческое сознание воспринимает частные, корыстные интересы господствующей элиты как всеобщие. И здесь вспомним многочисленные оправдания уничтожения оппонентов сталинизма обострением классовой борьбы в ходе социалистиче­ского строительства; афганской авантюры - необходимостью защиты нацио­нальной безопасности и принципами пролетарского интернационализма и
    т.д.;

  • репрессивность. Ведь если ложь - принцип, то насилие - метод. Хо­рошо известен лозунг не столь отдаленных времен: "Кто не с нами, тот про­тив нас". К сожалению, и этот аспект идеологизации исторического сознания имеет огромное количество иллюстраций в мировой и, особенно, отечественной истории (подробнее см.: Семенникова Л.И. Россия в мировом со­обществе цивилизаций. М.: ИНТЕРПРАКС.1994. С 14-26).

Как отмечалось выше, обыденный и идеологизированный уровни исто­рического сознания продолжают доминировать в современном обществе, что и создает почву для пессимистического отношения к исторической науке. Вместе с тем последняя как раз и должна избавлять общество от обыденного, мифологизированного взгляда на свое прошлое, вооружать людей научным объективным видением истории, тем самым защищать их сознание от мно­гочисленных конъюнктурных идеологических мистификаций.

формирование научно-теоретического отношения к историческому процессу, т.е. научного уровня исторического сознания и должно выступать основной задачей преподавателя исторических дисциплин, как в школах, так и в вузах подлинно демократического общества. Чем же характеризуется этот уровень исторического сознания? Какими путями и способами он дос­тигается?

Прежде всего, речь идет о целевых и ценностных установках познающе­го. В отличие от обыденного и идеологизированного уровней исторического сознания, научно-теоретический отличает стремление к объективной истине, какой бы неприглядной она ни казалась. Только при господстве такой осоз­нанной установки история, а вместе с ней и историческая наука действи­тельно многому учат, т.е. выполняют свои положительные функции, о кото­рых, мы говорили выше.
13

Но одних благих намерений недостаточно. Путь к истине возможен че­рез освоение жестких, точно фиксируемых требований к способам получе­ния и удостоверения знаний. Как и прочие, историческая наука руководству­ется принципом достаточного основания, когда достоверными считаются те ее положения и выводы, которые прошли проверку (верификацию) как со­держанием исторической практики, так и научным сообществом. В более широкой трактовке принцип достаточного основания включает также фор­мальную непротиворечивость, причинно-следственную связность.

Но и этого недостаточно. Даже достоверные знания, оставаясь отрывоч­ными, фрагментарными, не образуют науку. Мы можем говорить о совокуп­ности знаний как о науке лишь в том случае, если эта совокупность выстрое­на в определенную систему и представляет из себя целостность. Принцип системности необходим, по крайней мере, в силу двух причин. Во-первых, потому что любое историческое явление не является однофакторным, а по­рождено объективной системой обстоятельств. Очевидно, что любая соци­альная революция, с одной стороны, выступает следствием системы эконо­мических, социальных, политических и духовных предпосылок, и содержа­ние ее, с другой стороны, также включает в себя целую систему радикальных изменений того же характера. Во-вторых, само рациональное, т.е. научное познание оказывается достаточно исчерпывающим, если представляет объ­ект как систему, выделяя его структуру, существенные связи входящих в систему элементов, а также значимые функции данной системы. Перечис­ленные принципы и их составляющие служат одновременно и критериями оценки научности той или иной трактовки исторической реальности (под­робнее см.: РОССИЯ: Опыт национально-государственной идеологии. С. 15-17).

Существенным в характеристике исторического сознания является вы­деление наиболее важных факторов его формирования. Напомним, что ис­торическое знание и сознание есть субъективное отражение объективного исторического процесса. Нет необходимости иллюстрировать вытекающее из данного факта следствие - "сколько умов - столько и мнений". Другое де­ло-внятно ответить на вопрос: почему одни и те же исторические явления (поступки исторических личностей, военные действия, революции и т.п.) по­лучают неоднозначную и зачастую противоположную оценку людей?

Среди наиболее существенных факторов этой разноголосицы, на наш взгляд, следует выделить следующие - качество информационной среды, ин­дивидуальные и групповые интересы, а также веровательные установки, тра­диции, авторитет источника исторического знания.

Под качеством информационной среды подразумевается уровень пол­ноты и объективности информации об интересующем историческом фено­мене. Действительно, чтобы адекватно (от латинского - приравненный, равный, т.е. верно воспроизводящий в сознании связи и отношения объек-
14

тивного мира) понимать сущность и логику эволюции исторических объек­тов, нам необходима возможно большая и полная информация о них. Иначе наши суждения, оценки окажутся в лучшем случае односторонними, а в худшем - совершенно неверными домыслами. Известно, что дефицит исто­рической информации зачастую мифологизирует прошлое или же делает его принципиально непознаваемым. Так, древние греки, не имея информации о естественно-эволюционном характере формирования человека, считали себя потомками богов. Свое происхождение от бога Аполлона вели, например, выдающиеся древние философы Пифагор и Платон (Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М. 1993. С.5-6). Отсутствие достаточно полной информации о глубоких доисторических временах, по мнению из­вестного немецкого философа К. Ясперса, вообще лишает нас возможности найти ответ на важнейший вопрос: "Что явилось в доистории решающим для формирования человека?". (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.С.56). "История возникает лишь там, где есть осознание истории, тради­ция, документация..., история - всегда ясное для человека прошлое" (там же). Между тем и близкая нам история по все той же информационной причине зачастую оказывается неясной. Особенно ярко это проявилось, когда наше общество в своем большинстве диаметрально изменило представление о со­циалистическом прошлом, о мировом империализме, международном ком­мунистическом движении и о многих других элементах новейшей истории в результате лавинообразного расширения информационной среды в 80 - 90-е годы.

И, тем не менее, мы можем наблюдать многие явления догматического отношения к прошлому, которое не меняется под влиянием какой угодно информации, объективно опровергающей прежние представления. Нагляд­ным примером тому служит массовая поддержка на последних парламент­ских и президентских выборах, полученная Коммунистической партией Российской Федерации и ее лидером Г.А. Зюгановым. При этом оказываются решающими два других фактора - индивидуальные или групповые интересы (конъюнктура), а также вера и традиция. Для одних реанимация опроверг­нутых жизнью догматов - надежное средство добиться власти и влияния, ос­лабления позиций своих политических и идеологических противников. Для других - выражение подсознательного сопротивления новому пугающему стилю жизни и образу мышления, т.е. всему тому, что разрушает прежние веру и традиции. Данное суждение имеет большое значение при оценке тех или иных интерпретаций истории. Всегда необходимо учитывать не только научно-историческую эрудицию их авторов и распространителей, но и осо­бенности их субъективного отношения к исторической правде. Руководство­ваться им тем более важно в условиях реформирующегося общества, в кото­ром история то и дело становится "разменной монетой" в руках противобор­ствующих общественных групп и их идеологических выразителей.
15

Итак, мы видим, что историческое сознание, отражая объективный ис­торический процесс, далеко не однозначно как по своему уровню, так и до­минирующим факторам формирования. Влияет ли данное обстоятельство на состояние и перспективы развития общества? Есть ли прямая взаимозависи­мость между господствующим типом исторического сознания и характером общественных отношений? На наш взгляд, такая связь, безусловно, сущест­вует. Более того, доминирующий тип исторического сознания оказывает ни­чуть не меньшее влияние на характер и направленность общественных изме­нений, чем, скажем, радикальные экономические и политические реформы. Но прежде чем судить об этом, необходимо определить критерии, по кото­рым типологизируется историческое сознание.

В философии истории на сегодняшний день типы исторического созна­ния принято различать в зависимости от различных' ответов на следующие вопросы:

  1. Чем вызваны исторические изменения? (Кто или что "делает" историю?)

  2. Каковы смысл и направленность исторического процесса?

  3. Является ли историческое развитие человечества единым, взаимосвязанным процессом или же в развитии отдельных народов и цивилизаций доминируют индивидуальные и самобытные сущности и черты?

4. Каковы характер и траектория исторических изменений?
("прогрессивное развитие"; "цикличность - круговорот"; "регресс").

По данным критериям, правда, весьма условно, выделяются следующие типы исторического сознания - религиозное (теологическое), позитивист­ское, материалистически-прогрессистское и пессимистическое.

Религиозный (теологический) тип исторического сознания рассмотрим на примере наиболее актуального для нас христианского мировоззрения. Не углубляясь в обстоятельное изложение концепции христианства, остановим­ся лишь на тех ее аспектах, которые непосредственно связаны с представле­ниями об истории человечества. Как же отвечает христианство на постав­ленные выше критериальные вопросы?

1. Творцом и управителем исторического развития является Бог. Исто­рия воспринимается как нечто творимое, созидаемое и обновляемое сверх­чувственным божественным абсолютом. Так, в Библии Нового Завета (Гл. 1. БЫТИЕ) говорится: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их...".

По мнению религиозных мыслителей, сфера религии имеет универсаль­ное и неоспоримое значение перед всеми остальными как сила, задающая начало всему бытию людей. В последней инстанции, писал в начале XX века Е.Н. Трубецкой, ход истории определяется не экономическими причинами, а "той горней сферой должного, тем царством целей, которое, возвышаясь над
16

человеком, даст направление его сознанию и деятельности" (цит. по: Приро­да и дух: Мир философских проблем. Кн.1СПб. 1995. С.68-69).

2. С точки зрения христианства, история имеет вполне определенный смысл и назначение. Выдающийся русский философ Н.А. Бердяев писал в связи с этим: "История лишь в том случае имеет смысл, если будет конец ис­тории, если будет в конце воскресение, если встанут мертвецы с кладбища мировой истории и постигнут всем существом своим, почему они истлели, почему страдали в жизни и чего заслужили для вечности, если хронологиче­ский ряд истории вытянется в одну линию и для .всего найдется окончатель­ное место...". Таким образом, религия задает смысл человеческой жизни, ко­торая является как бы приготовлением к другой, загробной райской жизни. Но эту последнюю надо заслужить. В трактовке выдающегося теолога сред­невековья блаженного Августина род человеческий делится "на два разряда: один тех людей, которые живут по человеку, другой тех, которые живут по Богу. Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т.е. двумя об­ществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Бо­гом, а другому подвергнуться вечному наказанию с диаволом..." (подробнее см.: Философия истории: Антология: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М. 1994.С. 10-13,20-23,220-262; Большакова А.В., Грехнев В.С., Доб­рынина В.И. Основы философских знаний. М 1994. С. 89; Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М. 1991. С. 20-21; Природа и дух: мир философских проблем СПб. 1995. С. 68-69). Таким образом, смысл истории, по христианству, сводится к освобождению челове­ка от первородной греховности и переходу на основе этого в состояние за­гробного вечного блаженства.

3. Согласно христианской концепции, история развития человеческого общества с момента Сотворения до Страшного Суда и финального спасения представляет из себя единый, целостный процесс, к которому в конечном итоге сводится все многообразие социальных изменений. Этот вывод выте­кает из следующих аксиом: единство происхождения всех людей от Адама; единый путь к спасению через очищение от греховности; единый финал ис­торического развития для всего человечества в виде Страшного Суда.

4. Если оставить "за скобками" религиозную фразеологию, то христиан­скую концепцию исторического развития можно, несомненно, отнести к про-грессистской интерпретации истории, поскольку общая направленность из­менений в человеческом обществе содержит в себе постоянное совершенст­вование как самого человека, так и мира, в котором он существует.

Завершая краткую характеристику религиозного типа исторического сознания, предлагаем вам задуматься над следующей проблемой: почему ре­лигиозный тип исторического сознания в отличие от многих других интер­претаций истории воспроизводится на протяжении многих веков и имеет столь большое распространение в мире?
17

Начиная с ХIХ века, широкое распространение в мире получил так назы­ваемый позитивистский тип исторического сознания (от латинского positius - положительный). Данный тип исторического сознания назван так, потому что исходит из двух посылок-оснований в своем отношении к историческому развитию, которые сформировались в лоне позитивистского направления в философии, Во-первых, подлинным знанием можно считать лишь то, что проверяется эмпирически, т.е. опытным путем. Во-вторых, ценность знаний заключается не столько в них самих, сколько в их полезности для решения актуальных проблем человека и человечества. На этой основе формируются ответы на перечисленные четыре вопроса.

  1. Коль скоро мы не имеем эмпирически достоверной информации обо всем историческом процессе (т.е. мы не знаем точно, как возникли человек и человечество, к какому, финалу в конечном итоге придет история), все наши рассуждения о том, что или кто "делает" историю, являются лишь умозри­тельными, произвольными догадками, достоверность которых доказать не­возможно.

  2. Столь же пессимистичен позитивистский тип исторического сознания и в отношении поиска смысла истории. И здесь опять-таки человек, ограни­ченный лишь локальным контекстом доступной ему исторической данности, не в состоянии определить смысл и назначение истории в целом. Поэтому для каждой эпохи, для каждого поколения история имеет свой уникальный, а не всеобщий смысл. Один из наиболее авторитетных выразителей позитиви­стского воззрения на историю Р. Арон полагает, что нельзя искать смысл ис­тории в некоторой конечности исторической цели. Он критикует тех ученых, которые строят планы будущих мировых цивилизаций. Эти философы в своих планах исходят из строгой детерминированности исторических событий. Но в реальности, отмечает он, в обществе отсутствует жесткая необходимость появления или смены определенных событий. Поэтому невозможно заранее построить теорию истории. Поэтому смысл истории необходимо связывать с человеком, решающим в соответствии со своим разумом и кон­кретными обстоятельствами задачи, поставленные перед ним текущей жизнью (подробнее см.: Поппер К.Р. Нищета историзма. М.1993).

  3. Отсюда же представления о характере, "траектории" исторического развития являются относительными, ибо в известной нам исторической ре­альности мы можем наблюдать как прогрессивные изменения, явления круговорота и повторяемости, так и попятные, регрессивные изменения. Дейст­вительно, как показывает историческая практика, человечеству постоянно приходится "расплачиваться" за любые прогрессивные достижения. Вспом­-
    ним хотя бы связанную с данным выводом глобальную проблематику
    современности, которая поставила мировое сообщество на грань пол-­
    ного физического самоуничтожения.


18

4. Оригинален ответ позитивизма и на вопрос о целостности историче­ского развития. С его позиций единство истории можно обнаружить не столько в хронологическом, сколько в горизонтальном аспекте. Иными сло­вами, история едина лишь в рамках определенных эпох, имеющих свой еди­ный смысл. И, наоборот, различные исторические эпохи дифференцированы, ибо не столько повторяют, сколько отрицают сущностные элементы предше­ствующего развития. Поэтому история, состоящая из эпох и периодов, отри­цающих друг друга, не является целостной и единой.

Своеобразной антитезой позитиву выступает материалистически-прогрессистский тип исторического сознания. Одним из его характерных выразителей является марксизм.

  1. С его точки зрения, истинным творцом истории выступают народные
    массы. По словам К. Маркса, история есть история преследующего Свои цели
    человека. Главным императивом исторического развития выступают посто-­
    янно возрастающие потребности человека, которые он удовлетворяет на ос­
    нове совершенствования способов воспроизводства своего существования,
    т.е. средств производства и производственных отношений.

  2. Смысл истории, по марксизму, выражается в сознательном движении
    человечества к воплощению коммунистического идеала, отрицающего не­
    свободу и отчуждение человека: Эта цель достигается путем познавания и
    использования объективных законов истории, т.е. исторической необходи-­
    мости.

  3. С точки зрения марксизма, история - единый и целостный процесс,
    т.к. все народы так или иначе проходят одинаковые этапы в своей эволюции
    (общественно-экономические формации), а также находятся под влиянием
    универсальных естественно-исторических законов, всех их ждет единое ком-­
    мунистическое будущее.

  4. Историческое развитие имеет спиралевидный прогрессивный харак-­
    тер. Каждая общественно-экономическая формация, повторяя некоторые
    черты прошлых общественных отношений, в то же время выводит общество
    на более высокий уровень свободы по векторам отношений "человек – при-­
    рода", "человек - общество", "человек - человек".

И, наконец, краткая характеристика иррационально-пессимистического типа исторического сознания.

  1. С его позиций, существование человека и человечества определяется
    игрой непостигаемого разумом фатума - судьбы. Изначально людям не дано
    определить то, что определяет их судьбу. Подобная позиция обосновывается
    таким философским течением, как экзистенциализм.


  2. Понять смысл истории и ее направленность также невозможно, как и Говорить о каком-либо прогрессе в истории человечества также бес-­
    смысленно, ибо при внимательном рассмотрении исторической реальности
    нетрудно прийти к выводу, что в конечном итоге соотношение "добра" и
    "зла" не меняется (подробнее см.: Трубников Н.Н. Проспект книги о смысле
    жизни (Квинтэссенция : Филос. альманах. М.1990. С. 371-414; Философия
    истории: Антология. М. 1994. С. 131-144, 158-187).


  3. понять смысл жизни отдельного человека. Единственно, что нам доподлинно
    известно, так это то, что с момента рождения мы начинаем двигаться к не­
    минуемой смерти. Поэтому "жизнь и история абсурдны в самом своем



19

основании". "Человек рождается, чтобы умереть" - вот первая и последняя целесообразность человеческой жизни и в то же время единственно надеж­ная ее достоверность, с точки зрения самой объективной и строгой науки.

  1. Поэтому о единстве истории можно говорить лишь в смысле ее все­
    общей абсурдности. Трагизм и безысходность - вот что объединяет челове-­
    чество.

Итак, мы видим, что даже этот краткий обзор говорит о широчайшем многообразии и противоречивости типов исторического сознания. Подумай­те в связи с этим, над проблемой: какое влияние на развитие общества оказы­вает каждый из перечисленных типов исторического сознания? Какой тип исторического сознания, по вашему мнению, доминирует в современном российском обществе?

IV. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ»

У многих возникает естественный вопрос: в чем особое предназначение курса истории в вузе, тем более в техническом? Ведь всем хорошо известно, что школьные программы, которые вы уже освоили, предполагают довольно подробное и систематическое изучение исторического развития человечест­ва и России, начиная с древних времен вплоть до наших дней. А если это так, то не является ли предлагаемый учебный курс лишь кратким повторением уже пройденного и, следовательно, каким-то формальным излишеством?

Постараемся показать, что это первое впечатление на поверку оказыва­ется несостоятельным. Дело в том, что по целому ряду причин школьные программы не формируют научно-теоретического отношения к историче­скому прошлому, а также навыки самостоятельного его постижения. В чем же конкретно выражаются отличия "школьной" и "университетской" исто­рии?

Специфика объекта изучения. В самом общем виде под объектом по­нимается определенная область объективной реальности, на которую чело­век обращает свою деятельность или направляет свое познание. В этом смысле объект у всех исторических наук одинаков - прошлая социальная ре­альность. Однако в отличие от школьных исторических дисциплин, объект нашего учебного курса значительно шире как в хронологическом, так и в пространственном отношении. Вспомните, что в школе общий объект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта