Главная страница

история реферат золотая орда миф или реальность. История России в свете цив подхода. История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеИстория России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие
Анкористория реферат золотая орда миф или реальность
Дата26.01.2023
Размер0.88 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория России в свете цив подхода.doc
ТипУчебное пособие
#906231
страница3 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


27

противоречие между наличной данностью и идеальными смыслами-абсолютами, присутствующими "в глубинах человеческого сознания" (К. .Ясперс). При этом определяется и главный универсальный смысл-мотив истории - расширение свободы самополагания человека. Таким образом, че­ловек вновь превращается из послушного орудия внешних сил в "меру всех вещей". Тем самым мы получаем ответ на вопрос: каковы единое, универ­сальное содержание и направленность исторического процесса?

Во-вторых, преодолевается известный релятивизм (неопределенность) в оценке достижения различных культур и народов на пути исторического развития. Универсальным критерием общественного прогресса становится степень свободы самополагания человека по векторам отношений "человек -природа", "человек - человек", "человек - общество", "человек - время", "человек - пространство". Отсюда лидерами мирового цивилизационного прогресса можно считать те страны и народы, которые добились наиболь­ших достижений в сфере оптимизации природопользования и природоохра­ны, в области здравоохранения и всестороннего саморазвития человека, в плане социальной справедливости и защищенности людей от произвола го­сударства и общества, гуманистической ориентации научно-технического прогресса. Это "качество" цивилизационного подхода представляется весьма важным, ибо предоставляет обществу надежный ориентир для гу­манистической самооценки и самоконтроля, формирует адекватное отно­шение к опыту других кулътурно-цшилизационных комплексов.

В-третьих, позволяет объяснить объективную природу самобытности,
уникальности цивилизации как своей, так и других стран, причины
"выбора" специфического социального порядка, воспроизводящегося на
протяжении больших исторических периодов, а также их разрушения и
становления новых. Действительно, процесс удовлетворения универсальных
общечеловеческих потребностей в самосохранении и расширении свободы
самополагания осуществляется в бесконечно разнообразных условиях, что
требует различной организации и самоорганизации всех сфер общественной
жизни.

Эти условия можно разделить на следующие типы:

  1. Природно-климатические факторы, уникальность которых предпола­гает уникальную организацию всего социального порядка, включая эконо­мическую, общественно-политическую и духовно-идеологическую сферу
    общественных отношений.

  2. Геокультурные факторы, под которыми подразумеваются особенно­сти цивилизационного наследия, т.е. предшествующей культуры, на основе
    которой формируется то или иное общество. Сюда же входит и "качество"
    культурно-цивилизационного окружения.

  3. Геополитические факторы - влияние масштабов территории, рельефа
    местности, наличия или отсутствия естественных границ (моря, горы,


28

равнины) на политическую организацию общества и функционирование по­литической власти, сюда же входят и соотношение сил с ближайшим циви-лизационным окружением, и доминирующий характер отношений с ним (конфликт, сотрудничество, изоляция, подчинение, господство).

4. Историко-случайностные факторы - роль личности, стихийных бедст­вий, спонтанно-случайностного стечения обстоятельств (например, можно достаточно уверенно предположить, что черты характера И.В. Сталина при всей объективности логики сползания социалистической России к тоталита­ризму весьма существенно повлияли на конкретные формы его воплощения: известны также влияние эпидемий чумы в средневековой Европе на характер развития стран этого региона, воздействие затяжного неурожайного периода в России на формирование ситуации общественно-политической "смуты" на рубеже ХVI-XVII вв.; вряд ли российские революции начала XX века приоб­рели бы столь быстротечный и радикальный характер, если бы обострение комплекса внутренних противоречий не совпало по времени с поражениями России в русско-японской войне и в ходе I-ой мировой).

Таким образом, цивилизационный подход указывает нам как на универсальные, общечеловеческие императивы-движители исторических изменений, так и на объективные причины бесконечного разнообразия форм, на­правлений и результатов цивилизационного процесса в различных регионах мира. .

Более наглядно влияние перечисленных факторов на формирование са­мобытных типов цивилизационного развития мы рассмотрим в ходе описа­ния "восточного" - циклического и "прогрессивного" - инновационного культурно-цивилизационных комплексов Древнего Востока и античности (греко-римской цивилизации).

III. КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ И САМОБЫТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ "ВОСТОЧНОГО"-ПИКЛИЧЕСКОГО ТИПА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ?

На основе предшествующих рассуждений и выводов сформулируем предварительно структурно-логическую модель исторического анализа ука­занных типов цивнлизационного развития.

Вначале определим основные сферы общественных отношений, в кото­рых проявляется самобытность культурно-цивилизационных комплексов. Оговоримся, что выделение этих сфер имеет условный, формальный харак­тер и применяется лишь для того, чтобы упорядочить бесконечно разнооб­разный фактический материал и тем самым облегчить процедуру анализа и запоминания. В реальной жизни все эти сферы взаимообусловлены, перепле­тены, субординация их доминирования постоянно меняется. Это, в частно­сти, радикально отличает нашу позицию от формационного подхода, соглас­но которому во все времена и у всех народов определяющей сферой всей со­вокупности общественных отношений выступает экономический базис
29

(производительные силы и производственные отношения). Само же выделе­ние сфер жизни общества (типов общественных отношений) является клас­сическим, давно устоявшимся в обществознании. Согласно ему выделяются:

  1. Экономическая сфера - отношения сотрудничества и противоборства
    людей в производстве, распределении и присвоении материальных благ.

  2. Социальная (в узком смысле) сфера - отношения сотрудничества и
    противоборства людей при сохранении или при изменении социальных ста­тусов и ролей (под социальным статусом понимается соотносительное положение (позиция) индивида или группы в общественной структуре, т.е. широ­кая совокупность показателей, отличающих положение человека или общественной группы от положения других людей и групп, составляющих данное общество (уровень профессиональной квалификации, образования, доходов, место жительства, должность, социальное происхождение, пол, раса и т.п.).

  3. Политическая сфера - отношения сотрудничества и противоборства
    людей при использовании политической (публичной) власти в экономиче­ских, социальных и духовно-идеологических целях.

  4. Духовно-идеологическая сфера - отношения сотрудничества и противоборства людей в производстве и распределении духовно-
    интеллектуальных благ, обеспечении доминирования той или иной идеоло­
    гии.

Затем в обобщенном виде даются достаточно хорошо известные, зафик­сированные исторической и социальной наукой черты самобытной органи­зации указанных сфер, характерные для определенного типа цивилизацион-ного развития. И, наконец, предлагается каузальное (причинно-следственное) объяснение их становления и воспроизводства под влиянием уникальных природно-климатических, геокультурных, геополитических и случайностно-исторических особенностей эволюции того или иного цивили-зационно-культурного комплекса.

Приступая к описанию "восточного"

циклического и "прогрессивного'-грско-римского и западно-христианского, типов цивилизационпого развития, сразу же оговоримся: классическая и современная историческая наука выде­ляет по различным основаниям огромное количество цивилизационных це-лостностей. 'Гак, один из наиболее авторитетных исследователей цивилиза­ций Арнольд Тойнби далеко не однозначен в определении их числа и типов. В различных его работах мы встречаем указание на наличие 100, 36, 21 и, наконец, 13 цивилизаций мировой истории. И в каждом случае он по-своему прав, т.к., например, в рамках христианской цивилизации мы можем выде­лить католическую, протестантскую и православную цивилизации, а в рам­ках западноевропейского культурно-цивилизационного комплекса-особые, существенно своеобразные формы проявления западноевропейской цивили­зации в масштабе отдельных западноевропейских и североамериканских

30

государств-наций. Это бесконечное разнообразие является объектом, прежде всего описательной исторической науки и страноведения.

Наша же задача сводится к выделению устойчивых, чрезвычайно дли­тельно воспроизводящихся макротипов цивилизационного развития, кото­рые со множеством условностей принято до сих пор коротко называть Вос­током и Западом. Понятно, что речь идет отнюдь не о сторонах света, а о различных формах и способах цивилизационного развития.

В современной исторической науке принято считать, что к "восточному" - циклическому типу развития относятся следующие культурно-цивилизационные комплексы - индо-буддийский (большинство стран Юго-Восточной Азии во главе с Индией), арабо-исламский (весь исламский мир, включая Чечню-Ичкерию) и китайско-конфуцианский.

Древний Восток - совокупность государств, народов и племен, раски­нувшаяся от северного побережья Африки до Тихого океана в полосе между Северным тропиком и приблизительно 40 градусом северной широты. Вре­менем возникновения этого цивилизационного комплекса большинство со­временных ученых считают рубеж IV и III тысячелетия до н.э., а именно, время появления первых государств в долине Нила и на юге Месопотамии (подробнее см.: Авдиев В.И. История Древнего востока. М: Государствен­ное издание политической литературы. 1948.; Энциклопедический словарь юного историка. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 138-156; Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994. С. 46-57; Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до на-чала ХХ века: Учеб. для 10-11 кл. общеобразов. учеб. заведений. М: Дрофа, 1997. С. 8-40; Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. М: Былина, 1995. С. 11-105).

Что же позволяет нам относить столь обширную и весьма разнообраз­ную культурную зону мира к единому типу цивилизационного развития? Ка­ковы существенные аналогии в социально-культурной организации этого, на первый взгляд, конгломерата экономических, социально-политических, ре­лигиозных и ценностных систем?

В экономической сфере - это господство государственной собственно­сти (прежде всего на землю) и слабое развитие частнособственнических от­ношений. "В таком обществе есть бедные, есть богатые, но нет собственно­сти как производящегося и умножающегося капитала" (Семенникова Л.И. Указ. соч., с.48). Речь могла идти лишь о коллективном праве на пользова­ние, владение ресурсами (водой, землей и т.п.). Так, в Древнем Египте общи­ны хотя и владели землей на основе общинного землевладения, однако госу­дарственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов общинников (подробнее см.: Всеобщая история государства и права. С.11-12). Подобную картину мы можем наблю­дать и в Древнем Китае. В "Книге песен" (Ши-цзинь) говорится о том, что

31

все земли являются собственностью царей. "Под широким небом нет земли, которая не была бы царской" (см.: Авдиев В.И. Указ. соч. С. 518-529.). Таким образом, за некоторыми исключениями общества в цивилизациях "восточного" - циклического типа в экономическом отношении зависили от государства, выступавшего в статусе верховного собственника главных ви­дов богатства - земли, ирригационных сооружений и рабов.

В социальной сфере указанный тип цивилизационного развития отлича­ется жесткой регламентацией социальных статусов и ролей, которая опять-таки бдительно охраняется государством и религией. При этом личные инте­ресы жестко подчинены интересам государства и коллектива (общины, кас­ты). Знаменитый китайский философ и политик Конфуций (V в. до н.э.) обосновывал следующий постулат: "Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном" (Семенникова Л.И. Указ. соч. С. 48). Суть этого постулата в том, что в обществе каждый его член играет определенную роль, и менять ее человеку не дано. Наиболее яр­ко эта особенность социальных отношений проявилась в древней Индии, где постепенно все свободные общинники стали делиться на группы, неравные по своему социальному статусу, правам и обязанностям. Появляются сосло­вия - "варны". В них утверждаются строгая эндогамность (допустимость за­ключения браков только между представителями одной варны); определен­ная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним богам (Все­общая история государства и права. С.29-32), Развитая социальная регламен­тация проявлялась даже в одежде. В одном древнекитайском тексте, напри­мер, говорится: "Одежда зависит от ранга... При жизни человека соблюдают­ся различия в головном уборе, одежде, количестве полей и размерах жили­ща; после смерти - в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и мо­гильной ямы" (Энциклопедический словарь юного историка. С. 142-143).

В политической сфере для большинства государств Древнего Востока характерна общая форма - деспотия, т.е. такое государственное устройство, при котором существует единоличная власть правителя, не ограниченная ни­какими законами и формальными правилами и неподконтрольная обществу. Деспотическая власть обычно опирается па силу, на всеобщую экономиче­скую, социальную и духовно-идеологическую зависимость подданных от го­сударства, а также на харизматическое сознание народа (этот термин грече­ского происхождения и обозначает преклонение перед авторитетом власти­теля, ибо последний обладает исключительными, сверхъестественными, бо­жественными качествами).

Данный тип политической власти также называют этатистским (име­ется в виду исключительная роль государства), что предполагает государст­венный контроль за всеми основными сферами жизни общества - распреде­лением и перераспределением собственности; духовно-идеологический над­зор; регулирование семейных отношений. Деспотия обычно опирается на

32

мощный аппарат чиновников, которые не только взимают налоги с населе­ния, но и организовывают сельскохозяйственные работы, строительство, на­бор рекрутов для ведения войн, а также судопроизводство. В упомянутой древнекитайской "Книге песен" (XI-VII вв. до н.э.) в образной форме дается описание деспотии:

"Широко кругом простирается небо вдали, Но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, -Повсюду на этой земле только слуги царя"

(Хачатурян В.М. Указ соч. С.14).

Как мы уже говорили, устойчивость деспотий во многом поддержива­лась за счет массовой веры в божественность правителей. Так, в Египте фа­раон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т.е. Южного и Северно­го Египта, но и живым воплощением бога Хора - владыки небес. В Китае императора называли Сыном Неба - верховного божества (подробнее см.: Хачатурян В.М. Указ. соч. С. 13-15; Всеобщая история государства и права. С. 23-24, 32-33, 40-41; Авдиев В.И. Указ. соч. С. 96-99, 171-177, 531-532).

В гармонии с охарактеризованными сферами общественных отношений находится и духовная жизнь "восточного" - циклического типа цивилиза-дионного развития. Всеми возможными средствами утверждаются и домини­руют ценности жесткого разумного общественного порядка, стабильности, покорности подданных воле бога, правителей и общины. Во многом этому способствует абсолютное господство религиозно-мифологического мировоз­зрения. Согласно весьма популярным воззрениям Конфуция, основным об­щественным злом являются хаос и конфликты в отношениях между людьми, с чем они сами не в состоянии справиться. Поэтому победить главное соци­альное зло можно, создав рациональную систему управления государством через мудрых к справедливых чиновников.

В религиозно-мифологическом виде эта идея получила обоснование в догматах о существовании двух миров. Первый из них - космический, небес­ный (в восточных верованиях он имеет различные названия: "рита", "брахма", "дао"), где царят вечная гармония, совершенство и покой. Второй мир - это реальный мир, где доминирует хаос, и пребывание в котором для человека скоротечно, а следовательно, не имеет приоритетного значения. Более того, человек не в состоянии изменить его, от человека мало что зави­сит. Отсюда важнейшим символом восточной культуры является "человек, плывущий на лодке без весел по бурному потоку"; верующий буддист "стремится так построить свою жизнь, чтобы его мысли и действия макси­мально совпадали с ритмами Вселенной, не нарушали бы "космического за­кона"; верующий индус стремится к улучшению своей "кармы" (карма в ин­дуизме, буддизме, джайнизме - влияние совершенных действий на характер настоящего и будущего существования), что может обеспечить ему
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта