история реферат золотая орда миф или реальность. История России в свете цив подхода. История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие
Скачать 0.88 Mb.
|
ТЕМА 5. СОЦИАЛИЗМ КАК ФУНДАМЕНТАЛИСТСКИЙ ТИП МОДЕРНИЗАЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В отечественной и зарубежной научной литературе, связанной с критикой социалистического, тоталитарно-авторитарного этапа развития нашей страны, можно часто встретить мнения, что тоталитаризм - или исторический тупик (недоразумение), или же результат злой воли марксистских теоретиков и вождей революции (критику первой позиции см.: Россия: Опыт 82 национально-государственной идеологии. М.: Изд-во МГУ. 1994. С.20-33). Вторая точка зрения наглядно представлена авторитетным критиком тоталитаризма 3. Бжезинским: “из-за отсталости России ни общество в целом, ни относительно малочисленный класс промышленных рабочих не считались готовыми к социализму. Следовательно, историю надо было подстегнуть при помощи военизированного “авангарда” преданных революционеров, точно знающих, в чем суть наказа истории, и готовых полностью посвятить себя служению ей. Ленинское учение о партии как авангарде рабочего класса было его творческим решением дилеммы о неготовности России и ее пролетариата к марксистской революции” На наш взгляд, эти оба подхода далеки от подлинно научного анализа предпосылок и сущности тоталитарно-социалистического этапа развития нашей истории, так как в первом случае социализм представлен в качестве предпосылочного общественного порядка, а во втором - как насильно навязанная обществу идеальная модель, которая, как ни странно, смогла реально господствовать па протяжении семи десятилетий в СССР и достаточно длительный период в странах так называемого социалистическою лагеря. Более того, “островки” тоталитарно-авторитарного социализма сохраняются до сих пор на Кубе и в Северной Корее. Применяя цивилизационный подход, суть которого изложена в теме 2, мы попытаемся показать, что социалистический, тоталитарный тип индустриальной модернизации России в XX веке явился по сути своей новой формой воспроизводства фундаментальных характеристик российского культурно-цивилизационного комплекса, многие из которых сформировались еще во времена Киевской Руси. Это прежде всего относится к сохранению экстенсивного, затратного типа экономического развития, основанного на внеэкономическом принуждении и вовлечении в производство все новых естественных и человеческих ресурсов; жесткому контролю со стороны государства социальных отношений, социальной мобильности и структуры социальных статусов; воспроизведению в еще более жестких формах властной монополии правящей олигархии, а также ее монополии иа общенациональную идеологию и контроль за духовной жизнью общества, включая сферу естественно-научного знания. Центральной проблемой темы является следующая: почему довольно динамичное развитие капиталистических общественных отношении во2-й половине XIX - начале XX в России, апофеозом которых стала буржуазно-демократическая революция (февраль 1917 г.), не смогло обеспечить революционный или эволюционный выбор либерально-демократической модели социальной модернизации? 83 ЛИБЕРАЛЪНО-ДЕМОКРА ТИЧЕСКАЯИ ФУЛДАМЕНТАЛИСТСКАЯ МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЦИЯИЛИЗАЦИОИНЫХ РЕСУРСОВ Прежде всего, сформулируем само понятие “социальная модернизация”. Необходимость этою диктуется весьма противоречивыми интерпретациями (толкованиями) данного общественного явления в современной отечественной и зарубежной науке. Ключевым в этой категории является термин “современность” - “модерн”. Следовательно, буквально модернизация означает “осовремениванне”. С легкой руки М. Вебера, наиболее распространенным по сей день пониманием социальной модернизации стало истолкование последней как процесса ресепции (восприятия) основных параметров социального порядка индустриально развитого Запада незападным миром, что, по сути. означает вестернизацию. Если оставить данное определение в таком виде. то мы будем не в праве говорить о социальной модернизации в российской истории, исключая нынешний период, ибо практически все масштабные комплексные реформы в России осуществлялись не столько в соответствии с этими параметрами, сколько вопреки им. Другие дело, если под современностью мы будем понимать конкретно-историческое противоречивое единство актуальных, насущных проблем выживания и развития общества (локального и мирового) и наличных (как правило, недостаточных) ресурсов их решения. Причем содержание этого противоречивого единства (современности) зачастую бывает чрезвычайно разнообразно применительно к конкретно-исторической ситуации отдельной страны, региона, мирового сообщества в целом. Так, если для современного Запада наиболее насущными являются проблемы, порожденные постиндустриальной стадией развития, то для постсоциалистических стран приоритетную актуальность имеет проблема перехода от тоталитарно-авторитарного типа социального порядка к либерально-демократическому, т.е. та проблема, 84 которая уже давно решена в странах Запада. Более того, даже наличие общих проблем для всех регионов мира предполагает далеко нс одинаковые способы их решения, соответствующие их национальной специфике. Таким образом, социальная модернизация является общеисторическим феноменом, характерным нс только для периода индустриализма. Суть его (феномена модернизации) сводится к комплексному процессу поиска ч внедрения новации, способных разрешить актуальные для того или иного общества проблемы выживания и развития. Иначе говоря, модернизация (осовременивание) есть процесс оптимального решения современных данному обществу проблем. Исходя из приведенных методоло1-ических посылок мы и будем анализировать модернизационные процессы и России, порожденные потребностью общества преодолеть кризис развития, до предела обострившийся в начале XX века. Прежде всего охарактеризуем содержание этого кризиса. В экономической области, несмотря на значительные успехи, постигнутые к 1913 г., России явно проигрывала своим основным конкурентам. “Этот рост все же оказался недостаточным для преодоления исковой отсталости страны. 1) 1913 г. Россия занимала пятое, а по некоторым ведущим отраслям - четвертое место в мире. Однако в совокупном производстве четырех главных европейских государств - Германии, Англии, Франции и России - доля последней достигла лишь 8,5%, а в продукции пяти ведущих капиталистических стран, включая США, - только 4,2%”. Крупная промышленность России отставала от высокоиндустриальных стран и в техническом отношении - весьма значительно от США и Германии. Россия продолжала оставаться преимущественно а1рарпой страной. Валовая продукция земледелия и животноводства в 1,5 раза превышала показатели крупной промышленности. В сельском хозяйстве было занято 70-75% населения страны. Эти объективные показатели экономической и технологической отсталости России от Запада особенно ярко проявились и чрезвычайно обострились в результате неудач и катастрофических, поражении в русско-японской и первой империалистической войнах. Все это, образно выражаясь, породило кризис державной мощи и конкурентоспособности великой державы. Консервация архаичной структуры и отношений в социальной сфере в сочетании с последствиями крупномасштабного участия в поенных действиях привели к люмпенизации и маргинализации громадной части населения. Еще накануне первой мировой войны, т.е. в период наивысших 85 экономических достижений России за всю ее историю, классы и социальные слои, на которые могла бы опираться модернизация либерально-демократического типа, составляли явное меньшинство. В 1913 г. доля служащих сотавляла 2,4%; рабочих - 14,6%; крестьян-единоличников и некооперированных кустарей - 66,7%; буржуазии, помещиков, торговцев и кулаков - 16,3% Доминирующее аграрное население (в основном крестьянство), несмотря на рост буржуазной прослойки (кулаков), по своему экономическому положению, а также в силу традиционной общинной ментальности было в основном настроено антикапиталистически. “Община ... получила определенный земельный фонд, который не подлежал отчуждению и ежегодно делился подушно между членами общины (не по количеству работников, а по числу едоков. - Авт.). Крестьянские семьи были большими, число душ быстро росло, а земельный фонд - тот же. Душевые наделы сокращались, ... шло дробление земля в “пыль”, остро стояла проблема выдела взрослых сыновей из больших крестьянских семей. Практикой стал выдел без земли. Значит - пн-щега, безземелье”. В целом же доля безземельных крестьян в общине доспи ала 30% . В этом же исследовании подчеркивается, что в большинстве своем крестьяне не требовали передачи земли в частную собственность, т.к. видели в общине самую надежную гарантию от голода и крайнего обнищания. Поэтому они не выступали против “почвы”. Что касается рабочею класса, его значительная доля в составе населения (14.6%) не сочеталась с традиционным для Запада “качеством” Под последним понимаются высокая и средняя квалификация, образованность, укоренность в профессии на протяжении нескольких поколений, а также способность, опираясь на законы, отстаивать свои экономические и политические права в ходе сотрудничества и противоборства с нанимателями. По оценке Семенниковой Л.И., такая прослойка рабочего класса России на момент 1914 года составляла менее 1% от его общего состава. Остальная же часть состояла из безземельных крестьян, хлынувших в город, спасаясь от крайней нужды. Естественно, что считать их рабочим классом в полном смысле слова можно лишь с большой натяжкой. На самом деле это были наемные, полуграмотные и низко квалифицированные работники с общинно почвенническим менталитетом беднейшего крестьянства, весьма далекою от либерально-демократических ценностей. Более того, тяготы экономическою кризиса 1900-1903 тт. и издержки военною времени прежде всею ложились на плечи именно этою отряда российскою пролетариата. В период кризиса обанкротилось более 3 тыс. предприятий и за ворота было выброшено более 100 тыс. работников. 86 “В основном закрывались мелкие предприятия, так как в среднем на каждое закрытое предприятие приходилось всего 33 человека. Крупные предприятия легче перенесли кризис”. Общая картина труда и жизни российского пролетариата оставалась удручающей. Заработки основной массы рабочих были не только крайне низкими, но и ненадежными. Жилищные условия, особенно неквалифицированных рабочих, даже но признанию правительства, были ниже допустимого уровня. Общественный прогресс диктовал необходимость развития духовных потребностей трудящихся, между тем рабочий класс в своей массе был не в состоянии удовлетворить даже элементарные жизненные потребности. Тяготы социально-экономического кризиса значительно усиливались войной. “Сокращался ассортимент и общий выпуск тканей ..., уменьшились объемы выпуска пищевкусовой, трикотажной и швейной промышленности. Сельское хозяйство в результате многочисленных мобилизации потеряло половину мужчин-работников в возрасте 18-40 лет, на 10% сократились посевные площади”. Довольно узкий слой крупной и средней буржуазии, а также буржуазной интеллигенции в большинстве своем не был ориентирован ил либерально-демократическую модель выхода из кризиса. Исторически сложилось так, что в России буржуазия была сильно зависима от самодержавия в силу чрезвычайно слабого развития внутреннего потребительского рынка (длительное господство натурального хозяйства, низкая покупательная способность большинства населения) и необходимости обслуживать в основном государственные заказы. Занятость подавляющего большинства интеллигенции-чиновников также была в основном ограничена казенной государственной сферой . Как следствие, либеральное течение в рядах государственной бюрократии и буржуазии было малочисленным н весьма умеренным. В упомянутой книге Л.И. Семенниковой российский либерализм характеризуется следующим образом: “Либералы считали, что в силу специфики России капитализм мог быть совмещен с самодержавием ... при таком варианте модернизации России бюрократия трала бы ведущую роль ... Либералы выступали против создания партийно-политической системы, считая, что партии никогда не смогут подняться над узко партийными интересами и не смогут защитить интересы общества, государства” . Свой интерес в сохранении недемократического режима имела и буржуазия, особенно крупная - ослабление государства сулило ей потерю заказов и кредитов, а также мощной силовой поддержки в борьбе с наемными работниками. Вместе с тем буржуазный класс осознавал катастрофичность политики ортодоксального самодержавия, стремился ограничить его путем 87 постепенных, умеренных реформ, которые не поколебали бы жестко централизованной, авторитарной государственной власти. В политической сфере, несмотря на ряд прогрессивных изменений (создание основ парламентаризма и местного самоуправления),также наблюдался острейший кризис власти, не отражавшей насущных интересов большинства общества. Так, закон о выборах и Государственную Думу от 3 июня 1906 г., в соответствии с которым избирались III и IV Думы, приравнивал один голос помещика к четырем голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелких собственников города, 260 - крестьян н 543 - рабочих. Независимо от результатов выборов количество мест в представительном органе для различных сословий было заведомо регламентировано: помещикам - 51,5%, буржуазии - 24%, крестьянам - 22% и рабочим - 2,5% . Основываясь на приведенном анализе состояния основных сфер жизни российского общества, можно сделать два вывода. Во-первых, в начале XX века в российском обществе сформировалась объективная и неотложная потребность в радикальной комплексной модернизации существующего экономического и социально-политического порядка. Во-вторых, достаточных предпосылок для социальной модернизации в стиле западной, либерально-демократической модели в России начала XX века не наблюдалось. Для этого также не было и достаточных внешних геополитических и геокультурных условий. Навязыванию или же добровольному восприятию эталона социального порядка капиталистических государств Европы и Северной Америки препятствовали следующие обстоятельства: 1.При всей отсталости Россия не оказалась в экономической и политической зависимости от Запада, достаточной для навязывания ей колониальной или неоколониальной зависимости методами неорганической вестернизированной модернизации. 2. Наличие огромных естественных и человеческих ресурсов воспроизводило эффект самодостаточности даже при господстве экстенсивных способов освоения этих ресурсов и доминировании государственно-мобилизационных, внеэкономических методов эксплуатации общества государством. Тем самым объективно затруднялась интеграция России в западное экономическое, социальное, политическое и духовно-идеологическое пространство. Это суждение подтверждается прежде всего успехами форсированной индустриализации в СССР в условиях предельной автаркии, изоляции нашего общества от западного, да и остального мира. Таким образом, Россия была обречена дать в основном "самобытные ответы" на "вызовы" конкретно-исторической современности конца ХIХ - начала XX веков. Действительно, из приведенных выше характеристик обще социального кризиса и ментальности ведущих классов и слоев российского общества вряд ли можно сделать вывод о наличии реальной возможности либерально-демократической модели выхода из кризиса. Напомним, что 88 модель такой модернизации включает в себя следующие основные параметры: “современные, базирующиеся на научном знании технологии и производство, сменившие традиционный ручной труд и природные материалы; демократический политический режим, сменивший авторитарные и олигархические; универсалистская система законов, сменившая обычное право; социальный статус, достигаемый путем личных усилий, сменивший статус, предписанный по рождению; рационализация социокультурной жизни, сменившая его мифологизацию; универсалистская философия человека, общества, культуры, сменившая партикуляристскую”. В цитируемой работе также указывается и на основные пути и средства вестернизированной либерально-демократической социальной модернизации -интенсивная миграция, колонизация, завоевание, торговля, индустриальная экспансия, финансовый контроль, интенсивное культурное влияние. Поэтому трудно согласиться со многими отечественными и зарубежными исследователями, согласно выводам которых, наиболее “соответствующим механизмом” для разрешения социально-классовых противоречий в России начала XX века можно считать “западный тип общественной организации”. На наш взгляд, правильнее будет считать, что в тот период модернизация России предполагала не столько замену вековых цивилизацнонных стереотипов (экстенсивный путь развития экономики, регулируемые государством социальные отношения, авторитарную централизованную политическую власть, традиционалистско-харизматическое, мифологическое мировоззрение основной части общества}, сколько модернизацию самих этих стереотипов, придание им “второго дыхания” в новых, более эффективных формах. Назовем условно такой тип модернизации фундаменталистским. По попятным причинам такое видение перспектив не было присуще изначально непосредственным участникам событий того времени - монархистам, кадетам, социал-демократам, эсерам, анархистам и националистам самых различных направлений. Примечательно, что все известные рациональные и идеологические модели возрождения России, выдвигавшиеся тогда, оказались весьма далекими от последующей социальной практики. Более того, у власти на последующие 70 лет оказалась та политическая сила, которая наиболее решительно отказывалась от “краеугольных” принципов своей стратегии и тактики в угоду реальной социальной коньюктуре. Пример политической карьеры В.И. Ленина и И.В. Сталина однозначно показывает, что сила лидеров большевиков в немалой степени заключались в прагматичной оценке политики не столько как пауки, сколько как искусства. Поэтому 89 мы не склонны, как эго нынче стало модным, обличать их в лицемерии и коварстве. По сути дела, в этом “грехе”, с точки зрения “верности принципам”, можно уличить большинство политических сил и направлений. Зато в области эффективного политического прагматизма все они явно уступают большевистской партийно-государственной элите. Заметим, что и сам Ленин не скрывал своей коньютурно-прагматической ориентации: в 1923 году он писал: “... для меня всегда была важна практическая цель”. Такая позиция находилась в полном соответствии со взглядами основоположников коммунистической идеологии. “Коммунисты очень хорошо знают, - читаем у них, - что всякие затворы не только бесполезны, но даже вредны. Они очень хорошо знают, что революции нельзя делать предумышленно и по произволу и что революции всегда и везде являлись необходимым следствием обстоятельств, которые совершенно не зависили от воли и руководства отдельных партий и целых классов”. И здесь мы хотим акцентировать внимание на том что с позиций циви-лизационного подхода следует оценивать и объяснять действия тех или иных политических сил не по степени их соответствия предшествующим теоретическим схемам, а по степени эффективности использования конкретно исторических ресурсов общества в целях разрешения общечеловеческих и конкретно-исторических проблем, стоящих перед этим обществом. О том, что Россия не готова ни к форсированной либерально-демократической, ни к подлинно социалистический модернизации, В.И. Ленин имел вполне адекватное представление. В этом плане весьма примечательна его известная констатация: “Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света н знания, -такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России”. Между тем, известно, что общество способно существовать и плодотворно развиваться в условиях поддержания соответствия между культурой и социальными отношениями, только постоянно восстанавливая их единство. Применительно к России начала XX века при всех высочайших достижениях отечественной элитарной культуры, генерированной чрезвычайно узким слоем дворянской и разночинской интеллигенции и принадлежавшей в основном только ему, состояние основной массы населения вполне соответствовало ленинской оценке. “Тот факт, что социальная революция предваряла революцию культурную, - отмечает в связи с этим Л.И. Арнольдов, - не мог не сказаться на мировоззренческих и нравственных горизонтах народа, чье общественное сознание было на уровне средневековья, а незаметность достигли 82%” . 90 В сфере политической культуры это средневековое состояние массовою сознания явно не отличалось такими необходимыми качествами, как рационалистическая лояльность правовому закону, прямота, гражданское мужество и самостоятельность, независимость убеждений, взаимное уважение граждан. По мысли И.А. Ильина - выдающегося российского философа XX иска - “ ... до тех пор, пока это обновление духа не состоится, надо предвидеть, что всякая попытка ввести в стране последовательный демократический строй будет приводить или к правлению черни (т.е. массы, нравственно разнузданной и лишенной чувства собственного достоинства, не имеющей ни чувства ответственности, ни свободной лояльности), или же к новой тоталитарной тирании справа ”. Как это не странно, в конечном итоге откровенные оценки реального общественно-культурного состояния предреволюционной России практически полностью сходятся у представнтелей диаметрально противоположных политических и идеологических лагерей. А если принять во внимание так называемую социалистическую практику последующего общественного развития России-СССР (о чем пойдет речь в следующем вопросе темы), то мы обнаружим совпадение позиции этих непримиримых противников и по поводу неизбежности авторитарно-тоталитарной перспективы социальной модернизации России. Подведем итоги сказанному. В свете цивилизанионного подхода российское общество периода первых десятилетий XX века не обладало достаточными экономическими, технологическими, социальными, политическими и духовно-идеологическими внутренними предпосылками не только для проведения либерально-демократической, но и тем более социалистической социальной модернизации. Не наблюдалось для этого также и достаточных внешних предпосылок. Перспективы выхода из тяжелейшего общенационального кризиса были ограничены рамками фундаментальных цивилизационных стереотипов организации основных сфер жизни России. Несмотря на кризис режима самодержавия, ресурсы для воспроизводства этих стереотипов оказались далеко не исчерпанными. К ним прежде всего относятся: огромные неосвоенные природные и человеческие ресурсы, которыми не обладали западные страны и которые позволяли осуществлять форсированную индустриальную реконструкцию общества экстенсивными командно-административными методами; сохранялась и соответствующая самодостаточность российской общественной системы, препятствующая интенсивной ресепции (восприятию) западных образцов социального порядка, рационально-критической самооценки общества с точки зрения лучших достижений мирового общественного процесса; огромная доля люмпенизированного населения (люмпен-пролетариат - от нем. “лохмотья”. В социологии -деклассированные слои населения, не имеющие ни собственности, ни 91 возможности существовать за счет продажи своей рабочей силы), экономически и политически зависимого от государства и легко манипулируемого им; низкий уроиень политической грамотности масс, доминирование традиционалистско-харизматического и анархического политического сознания; тотальная безграмотность, сочетающаяся с утопичсски-мифологиским мировоззрением. В результате последующая модернизация имела в основном органический, фундаменталистский характер. Суть се сводилась к поиску новых экономических, организационно-технологических и духовно-идеологических форм повышения эффективности этих цивилизационных стереотипов с целью преодоления экономического, социально-политического и духовно-идеологическою кризисов, а также восстановления державной конкурентоспособности России. Такая модель этатистской, государственно-олигархической модернизации не противоречила господствовавшему в западном мире в тот период индустриальному организационно-технологическому способу производства, который был ориентирован в основном на массовое стандартизированное потребление и позволял тем самым достигать высокой эффективности общественного производства в условиях централизованного государственно-административного управления. |