Главная страница
Навигация по странице:

  • III. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ САМОБЫТНОСТИ РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРЯО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА В ФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

  • время. 63

  • история реферат золотая орда миф или реальность. История России в свете цив подхода. История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеИстория России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие
    Анкористория реферат золотая орда миф или реальность
    Дата26.01.2023
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория России в свете цив подхода.doc
    ТипУчебное пособие
    #906231
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    49

    можно служить Богу христианскому, поскольку богатый человек тратит свои средства не только на себя, но и на общество.

    Начало промышленной революции связано с господством мануфактур, освоением каменного угля, развитием горной и металлургической промышленности. Капиталистическое производство длительное время развивалось в рамках феодального общества, частично вытесняя характерные для него формы хозяйства, которые еще долго давали основную часть общественной продукции.

    Капитализм мог одержать полную победу только с созданием технической базы для крупной промышленности. Позднее средневековье и было временем научных и технических открытий. Технический прогресс наблюдается в текстильном производстве, где изменилась техника прядения, ткачества, сукноваляния. Появились новые виды сырья: шелк из Византии и Италии. Центрами шелкоткацкого производства стали Франция, Испания, Германия. Большое распространение получили различные механические приспособления, примитивные двигатели в металлургии, металлообработке, кораблестроении, строительстве, горном деле, средствах передвижения, морском транспорте. Прогресс техники ощущался и в сельском хозяйстве. Переход к трехполью и многополью приводит к повышению урожайности сельскохозяйственных культур.

    XVI век стал временем демографического и хозяйственного подъема, выросла международная торговля, условия жизни европейского населения улучшились.

    Эпоху позднего средневековья иногда называют переходным периодом к индустриальной цивилизации. Этот период ознаменовался взлетом духовный жизни, особенно ярко проявившейся в итальянском Возрождении (XIV-XVI вв.). Складывается особый тип культуры, впитавший в себя ценности античной эпохи. Средневековый аскетизм и схоластика уступают место гуманистическим идеям. Эта эпоха имела громадное значение в становлении западноевропейской цивилизации. Античные ценности стали первоначальным духовным материалом, который значительно сократил время на разработку и освоение демократических механизмов культуры. Становление современной европейской цивилизации было облегчено усвоением опыта античности. Идейной основой культуры Возрождения являются философия и эстетика гуманизма, которые возникают на итальянской почве. Главным наследием античности в области философии оставались системы Платона и Аристотеля с господствующими взглядами материализма в виде натурфилософии. По своему значению Возрождение можно сравнить с интеллектуальной революцией У1-1У вв. до н.э. в Древней Греции. Итальянский Ренессанс Делится на проторенессанс (к. Х111-Х1У), ранний (в литературе с XIV в., в изобразительном искусстве и архитектуре - XV в.), высокий (конец XV –
    50

    первая четверть XVI вв.) и поздний (XVI в.). В других странах Западной Европы Ренессанс развивался позднее. Гуманизм на первое место выдвинул:

    Человека, который освобожден от религиозных догматов и способен к свободной творческой деятельности. Великая научная революция этого периода заложила основы современной науки. Николай Коперник совершил переворот в астрономии, его учение развивали Кеплер, Галилей, а затем и Ньютон. Основы инженерных знаний были заложены в работах Леонардо да Винчи. Свой вклад в философию внесли Э. Роттердамский, Т. Мор, Ф. Бекон, Т. Кампанелла, в медицину - Вазалий и Гарвей. Интеллектуальная революция завершилась формированием науки. Больших успехов достигли литература (Данте, Петрарка, Бокаччо, Сервантес), театральное искусство, живопись, скульптура, архитектура (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан и др.). В античную эпоху научная мысль бьыа оторвана от практической жизни, тогда как в эпоху Возрождения она была связана с общетехнической революцией (Яковец Ю. История цивилизаций. М.1995. С.198).

    Экономика этого периода характеризуется укреплением и расширением рынка, который охватил все материки. Постепенно черты капитализма проявляются в торговле, промышленности, сельском хозяйстве. Экономическая власть переходит от земельной аристократии и церкви к торговому, промышленному и финансовому капиталу. Начинает распространяться наемный труд. Именно в этот период завершается процесс формирования национальных рынков, тесно связанных с мировой торговлей.

    В социально-политической жизни происходят разнообразные процессы. Идеи гуманизма усиливают борьбу за политическое равенство и устранение феодальной иерархии. Нидерландская и английская буржуазные революции усилили политическое влияние “третьего сословия”. Но на уровне государства власть принадлежала монарху и аристократии, усиливался абсолютизм., Опорой абсолютной монархии являлось дворянство. Из всех западноевропейских стран лишь во Франции абсолютизм принял наиболее законченную, классическую форму. Буржуазия не являлась настолько зрелой, чтобы захватить власть в свои руки, и долгое время вынуждена была мириться с абсолютизмом. Со своей стороны абсолютизм оказывал буржуазии в период первоначального накопления неоценимые услуги, содействуя накоплению капитала, строительству мануфактур, расширению торговли. Но уже в XVI в. в ряде стран Западной Европы буржуазия вступает в конфликт с феодально-абсолютистской властью. Некоторые черты раннебуржуазной революции проявляются в германской Реформации и Великой крестьянской войне начала XVI века. Восстание нидерландских провинций второй половины XVI в. было национально-буржуазной революцией против испанского абсолютизма. В результате его в Европе образовалось первое буржуазное государство -Голландская республика.

    51

    Характерньми чертами абсолютизма являются усиление произвола монархической власти, упразднение сословно-представительных учреждений, опора на армию, подчиненную королю; самые важные государственные дела решает узкий круг лиц, приближенных к монарху, он же, как правило, подчиняет себе и церковь, назначая кандидатов на высшие церковные должности. Особенностью английского абсолютизма было отсутствие постоянной армии. В этот период лишь Венеция сохранила республиканский строй, да английский парламент несколько ограничивал абсолютную власть.

    Социальная нестабильность этого периода проявлялась в гражданских и религиозных войнах, народных восстаниях. Первоначальное накопление капитала за счет ограбления крестьянства и ремесленников, эксплуатация рабочих привели к Жакерии во Франции и крестьянской войне в Германии.

    “Утверждение буржуазного строя основывалось на насилии, уничтожении целых народов и культур. Однако в целом эта жестокая эпоха была огромным шагом вперед в мировом прогрессе”. В эту эпоху закладываются основы современного мира, возникают проблемы, ждущие разрешения в конце XX столетия.

    III. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ САМОБЫТНОСТИ РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРЯО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА В ФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

    Черты классического феодализма - политическая раздробленность, частное право и натуральное хозяйство, основанное на несвободном труде, не всегда можно определить в таких странах, как Россия, Япония, Индия и некоторых других. Западноевропейский феодализм отличается не только политической раздробленностью, но и вассальными отношениями, условным характером землевладения. Киевское государство не прошло периода формирования централизованной власти . Здесь династии мелких и крупных князей обладали одинаковыми правами на королевский титул. Раздробление происходило на основе уменьшения уделов, а не на основе усиления отдельных территориальных владений. Западноевропейский вассалитет включал в себя взаимные обязательства между сеньором и вассалом. Сеньор предоставлял защиту и содержание, вассал - верность и службу. В России такой зависимости не существовало. Русский боярин не был обязан служить какому-либо определенному князю. Между ними не было никаких обязательств. Свобода, не опирающаяся на право, не смогла стать основой, формирующей свободное общество. Когда московские князья объединили Русь в единое государство, не осталось независимых князей, которьм могли бы служить бояре. Поэтому они вынуждены были служить московскому князю без всякого вознаграждения. Таким образом, в Западной Европе отношения вассалитета закладывали

    52
    правовую основу в отношения между государством и обществом, а в России - отношения беззакония.

    В Западной Европе феод (собственность) являлся материальной основой феодализма. Он жаловался временно, в качестве вознаграждения за службу. Соединение феода с вассалитетом - западноевропейское явление. В России до XV века единственной формой землевладения являлась вотчина, которая не связывалась с несением службы. Таким образом, русский феодализм резко отличался от “классического” западноевропейского

    Условное землевладение на Руси появилось в XV веке и не было феодальной чертой, т.к. было создано абсолютной монархией в борьбе с феодальными князьями. Все это способствовало тому, что Россия в политическом развитии обособилась от пути, по которому шла западноевропейская цивилизация. В Западной Европе феодализм способствовал укреплению власти монархов и созданию централизованных государств. В Англии, Франции, Испании, начиная с XIV века, феодализм стал основой, на которой формируется государство современного типа.

    В России удельный князь был хозяином лишь в собственном поместье, и поэтому он стремился любыми путями увеличить его. Вотчинное мышление . стало основой авторитарности русских правителей, которые смотрели на русское государство как на вотчину. Отличительной чертой русской цивилизации является глубокая пропасть между властью и обществом, а также вотчинная манера правления. Все это усугубилось монголо-татарским игом, усилившим изоляцию князей от населения, укрепившим идею о беззаконности власти (1ам же. С.82). Ключевский и Карамзин не отмечают большого влияния монгольского нашествия на складывание русской цивилизации. Объединение русских земель в единое государство происходило методами, не характерными для Западной Европы.

    Какие же факторы повлияли на процесс формирования российской государственности вотчинного типа, которая была далека от классического западноевропейского образца?

    Многие дореволюционные исследователи исторического прошлого России влияние природной среды выделяют в качестве важного фактора, формировавшего экономическую, демографическую, социально-политическую специфику.

    В период существования Римской империи славяне жили в Центральной Европе этнически однородной массой (Соловьев С.М. Сочинения в восемнадцати книгах. Книга 1. Т.1-2. С.49. М. 1993). К переселению их побудило вторжение гуннов в Европу в конце IV в. н.э. Массовый характер переселение принимает в VI веке под давлением другого азиатского племени - аваров В период с VI по Х в. н.э. выделяются три территориальные ветви славянзападные, южные и восточные. Скудность территории, на которой расселяются восточные славяне, предоставляет населению незначительную свобота

    53
    действий, побуждая существовать в условиях резко ограниченной возможно­сти выбора (Пайпс Р. Указанное сочинение. С. 13). На новых землях славяне переходят к земледелию на землях, плохо пригодных для этого. Местные финские и тюркские племена занимались охотой, рыболовством, скотоводством, а земледелие было как вспомогательное занятие. Плохое качество почвы на севере, неравномерное распределение осадков, их несвоевременность приводили к тому, что один из трех урожаев был очень низким. Северное положение территорий, которые заняли Восточные славяне, определило краткость периода, пригодного для сельскохозяйственных работ (от четырех до шести месяцев в году), в Западной Европе - 8-10 месяцев. Суровый климат и долгая зима заставляют держать скот в закрытом помещении на два месяца дольше, чем на фермах Западной Европы. Это требовало дополнительных затрат на содержание при ограниченности ресурсов и не позволяло держать высокопородный скот. Вероятно, эти обстоятельства обусловили невозможность развития в лесной зоне мясо-молочного хозяйства. Минимальная же урожайность, которая дает возможность прокормить население, определяется коэффициентом урожайности 1:4. Увеличению урожайности в Западной Европе способствовал рост городов, чьи рынки побуждали западноевропейского крестьянина выращивать товарный хлеб, используя удобрения. В середине ХУЛ века развитые страны имели урожайность 1:10. Цивилизация начинается лишь тогда, когда посеянное зерно воспроизводит себя по меньшей мере пятикратно - 1:5 Этот минимум позволяет значительной части населения не производить продукты питания, а посвятить себя другим занятиям. При этом развиваются промышленность, торговля, политическая жизнь. В России в средневековую эпоху урожайность в среднем составляла 1:3, что позволяло населению прокормиться, но не давало излишков. Кроме природно-климатических факторов, являющихся причиной низкой производительности сельского хозяйства, можно отметить отсутствие рынков сбыта. Низкие урожаи, вызванные неблагоприятными природными условиями, порождали нищету, нищета приводила к низкой покупательской способности населения, что не способствовало, в свою очередь, подъему урожайности. Лишь вмешательство извне могло разорвать этот порочный круг. К' таким обстоятельствам можно отнести торговлю с другими странами или научно-технические новшества. В Западной Европе рост урожайности был непосредственно связан с ростом городов. В России города не играли значительной роли в развитии хозяйства, так как Россия находилась в стороне от больших торговых путей. Русские города быстро развивались там, где появлялась возможность вести внешнюю торговлю (Великий Новгород, Псков, Киев). В средневековых источниках Киевская Русь известна была как “страна городов” (1Х-Х1 вв.). Когда Восточное Средиземноморье оказалось закрытым для христианской торговли, через земли Восточных славян прошел путь “из варяг в г “еки”. Самые большие русские города были
    54

    образованы именно в это время. В XIII и XV веках Россия также принимает участие в международной торговле. Новгород и Псков становятся членами Ганзейского торгового союза. В XVI веке английские купцы проложили торговый путь в Россию через Северное море. В этот период растут города, расположенные по рекам, соединяющим Москву с Северным морем. Торговля России с внешним миром останавливается в XVII веке по двум причинам: у упал спрос на российские товары, под нажимом русского купечества правительство лишает иностранных купцов всех привилегий. Земля в России и для|н помещика, и для крестьянина всегда оставалась источником пропитания, а не средством обогащения. Поэтому средства в земледелие вкладывали минимальные, и земля не могла обеспечить приличное существование. Различные промыслы помогали получать дополнительные средства к существованию. Истощение почвы приводило к необходимости постоянного передвижения крестьян, что способствовало освоению новых территорий. До середины XVII века население России было относительно небольшим (9-10 млн. чел.) (там же. С.26). Демографический взрыв начался с 1750 г. За сто лет население России увеличилось в четыре раза. Чтобы прокормить такое население, требовалось постоянное освоение новых земель, т.е. развивался экстенсивный тип хозяйства. В XVII и XVIII веках российские переселенцы осваивают лесостепь, заселяют Сибирь.

    Природные факторы оказали влияние и на социальный процесс. Скудные природные условия располагали к коллективному ведению хозяйства. Это, в свою очередь, повлияло на характер социальной организации деревни, на структуру крестьянской семьи. Основным типом ее становится “большая семья” (отец, мать, взрослые дети с женами и потомством). Все имущество находилось в коллективном владении. В большой семье легче было прокормиться. Племенная община древних славян, основанная на кровном родстве, со временем уступает место другому коллективу - поземельной общине, основанной на совместном владении землей. Земля делилась на участки с учетом качества почвы. Каждый двор получал на этих участках определенное количество полос. В общине происходили периодические переделы земли, чтобы обеспечить каждый двор достаточным количеством земли, необходимой для прокорма и уплаты налогов. Община совместно владела лугами, координировала полевые работы. Крестьянство держалось за общину, видя в ней основу выживания.

    Природно-климатический фактор оказал влияние и на формирование политической жизни России. Скудость почвы, обособленность от великих, торговых путей, большая подвижность населения способствовали децентрализации. Однако этот же фактор столкнул славян с тюркскими племенами, населявшими степную зону. Потребность обосновываться на плодородных степных землях способствовала появлению военной организации. В XVI-XVII вв. русское население постоянно воевало со своими соседями па

    55

    южных и юго-восточных границах. Сложилась ситуация, когда хозяйствен­ные нужды и внешнее положение требовали создания в России высокоэффективной военной и политической организации. Существовало несоответствие между возможностями страны и ее потребностями Это противоречие было разрешено путем формирования силового государства, которое создавалось не из общества, а рядом с ним, постепенно подминая его. Первоначально князю принадлежало личное поместье, где он был собственником людей и всего, что составляло имение. Со свободного населения за пределами княжества собиралась дань, но со временем личная власть князя распространилась и на вольное население. Порядки собственного поместья переносились московскими князьями, на все государство. Россия превратилась в вотчину великого князя в ХУЙХУП вв. Вотчинный тип власти характеризуется тем, что всеми ресурсами страны (людскими и материальными) распоряжается один человек или группа людей (бюрократов) Таким образом, предпосылки социально-политической и экономической специфики коренятся в той географической и природно-климатической среде, в которой вынуждены были существовать племена восточных славян, в IX создавшие первую форму цивилизационной общности - Киевскую Русь. Уже эта форма цивилизации несет в себе отличительные черты, и наряду с тем, что сближало Русь с западной цивилизацией - христианство, пришедшее из Византии, торговые и династические связи, проявлялась специфика, которая со временем приведет к гибели Киевского государства. Цивилизационная специфика определялась не только природными факторами, но и геополитической средой.

    Первое древнерусское государство с центром в Киеве оформлялось в период, когда в Западной Европе формировались варварские королевства. Но цивилизационные формы политической, социальной и культурной организации имели здесь свои специфические особенности.

    Достоверно установить, каким образом появляется и оформляется в IX веке первая форма цивилизации у восточных славян, очень трудно, т.к. письменные источники появляются несколькими веками позже и содержат сведения дней уже прошедших, имевших черты легенды

    Ряд историков еще в ХУШ-Х1Х веках, пользуясь письменными источниками (Лавреньтьевским и Игнатьевским списками Повести временных лет и Новгородской первой летописью), выдвигают предположения о том, что Русское государство создано норманнами (скандинавскими викингами). В летописях говорится о призвании на княжение в Новгороде в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрику достается Новгород, Синеусу - Белоозеро, Трувору - Изборск. Многие российские историки считают,
    56

    что личности Синеуса и Трувора вымышлены, т.к. в древнешведском языке “синехус трувор” означает - “с домом и дружиной”.

    Противники норманнской теории полагают - чтобы пригласить на княжение, надо иметь эту форму власти и у себя. Ранние государственные образования существовали уже у полян, где первым князем был основатель Киева - Кий. Известны государственные образования у древлян, дреговичей.

    Процесс норманизации наблюдался и в Западной Европе, например, в Англии. Значительный интерес представляют работы зарубежных историков, посвященные России. Р.Пайпс утверждает, что первое государство восточных славян было продуктом заморской торговли между варварами и грека ми. Дело в том, что в докиевский период (У11-1Хвв.) восточные славяне жили племенными общинами и основным их занятием было подсечно-огиевое земледелие. Обработанная с помощью огня территория несколько лет давала хороший урожай. Когда она истощалась, поселенцы передвигались дальше. Такой тип хозяйства требовал постоянного движения. Это, в свою очередь, помогало освоению территории. Вокруг поселений ранних славян строились укрепления. Самой крупной территориальной и социальной общностью было племя. В летописях упоминается десяток племен, во главе которых стоял патриарх. На этом этапе не было ни государства, ни аппарата чиновников. Самыми близкими соседями славян на юге были хазары, представители тюркоязычного населения. Хазары селились в причерноморских степях и постепенно оседали на земле и занимались хлебопашеством и торговлей. Основной торговой артерией была Волга, которая находилась под их контролем до средней ее части. К концу VIII века хазары создают мощное государство - каганат. В это же время правящая верхушка хазар принимает иудаизм. В УШ-1Х вв. славяне, жившие в пограничных с хазарами областях, платили им дань, за что пользовались их защитой.

    Приблизительно в IX веке волжской торговлей хазар заинтересовались варяги. Они жили первоначально в Скандинавии, а в IX веке расселяются по Центральной и Западной Европе. Первые варяжские колонии на русской земле появляются в районе Ладоги. Отсюда они ищут путь на юг к центрам левантийского богатства. Они обнаруживают сеть рек и волоков, которые соединяют Балтийское море с Черным через Волгу, и вступают в торговлю с

    хазарами. Этот путь источники называют сарацинским путем. Но “путь из варяг в греки”, ведущий по Днепру к Черному морю и Царьграду, был для варягов важнейшим путем. Вооруженные купцы-варяги стали посредниками в торговле восточных славян с Византией. На большей части завоеванной Европы варяги оседают и властвуют. Но в русских землях со скудными земельными ресурсами варяги предпочли заниматься торговлей с иноземцами.;

    По берегам рек, ведущим к Черному морю, они построили крепости. Из этих пунктов они собирали дань - меха, воск, рабов и увозили в Византию. В городах-крепостях, построенных варягами, жили вожди с дружинами и их

    57

    семьи. Вокруг таких поселений зачастую формировались пригороды, в которых селились ремесленники и торговцы из местных племен. Зачастую варягов и славян хоронили в одних курганах. Археологические данные показывают, что районами основных поселений варягов были:

    1. Вдоль Рижского залива.

    2. Ладога и Волхов.

    3. Территория к востоку от Смоленска.

    4. В верховьях Оки и Волги.

    Самым крупным поселением варягов был Киев. Все поселения распола­гались на торговых путях. В своем эпосе варяги звали Россию “Гардарик” -страна городов. Киев был южным форпостом пути из варяг в греки, Новгород - северным. Наибольшие хлопоты доставлял путь от Киева до Черного моря, т.к. путь этот пересекал степь, населенную кочевниками. Киев имел значение и как место, куда стекалась дань, и как порт, из которого дань отправлялась в Царьград.

    Главный из Рюриков правил в Киеве, а его сыновья и родственники с дружинами - в других городах. Р. Пайпс утверждает, что Киевское государство не представляло собой территориальную общность (как было во Франции и Англии). Это государство напоминало торговую компанию, созданную для получения выгоды, но вынужденную заняться административно - государственными делами на территории, где организация отсутствовала.

    Варяжские представители со своими дружинами представляли особую касту. Селились обособленно от местного населения. В сопровождении дружины ездили в деревню за сбором дани, творили суд и расправу. И славяне, и варяги находились на стадии перехода от военной демократии к раннеклассовому обществу.

    Князь Олег, родственник Рюрика, начал завоевание племен за пределами Новгорода. В 882 году он отправляется с дружиной к Киеву, где княжили Аскольд и Дир. По одним летописям - это норманны, освободившие землю полян от хазарской дани и захватившие Киев, по другим - потомки Кия. Хитростью выманив Аскольда и Дира из Киев, Олег убил их и захватил Киев. Объединение Киева и Новгорода под властью одного князя было важным этапом развития древнерусской государственности. С этого периода можно говорить о существовании древнерусского государства. Наследник Олега -Игорь продолжил политику объединения восточно-славянских племен. Вопрос о социально-политическом устройстве является достаточно спорным. Лишь в XI веке, считает Пайпс, в наиболее крупных городах Киевской Руси появляются вечевые собрания, с решениями которых считался князь. В Новгороде и Пскове вече получает законодательные полномочия. Но князья зачастую игнорировали народную волю. Киевские князья не имели четкого порядка наследования престола. В 1Х-Х вв. княжеским столом овладевали силой. Позднее были попытки упорядочить процесс престолонаследия.
    58

    В 1054 I. князь Ярослав разделил власть в основньгх городах Руси между своими сыновьями, старший сын получил Киев. Несмотря на это, раздоры между князьями продолжаются. В XIX веке некоторые ученые считали, что раннее русское государство находилось в доправительственной стадии - царство принадлежало всей династии. Очередность власти над Киевом передавалась по старшинству. Некоторые современные исследователи считают, что старшинство велось по боковой линии от брата к брату. Но и такой порядок редко соблюдался - брат убивал брата, усобицы не прекращались. Как считает Р.Пайпс, усобицы такого рода разрушили империю Чингисхана. В Киевской Руси не было различия между частным и публичным правом. И отсутствие права первородства показывало это. Варяги смотрели на Русь, как на свою общую собственность, а не отдельного члена семьи.

    Норманны, покоряя силой земли Центральной, Восточной и Западной Европы, ассимилировались, воспринимали культуру покоренных народов. Считается, что в Киеве варяги ославянились к XI веку, т.е. примерно тогда же, когда во Франции из норманнов происходят галлы. Этот процесс завершается принятием ими православия, церковно-славянского языка. Другой фактор, способствовавший ассимиляции, это браки со славянками, служба славянских воинов в варяжских дружинах. Еще в Х веке в договорах между Русью и Византией господствуют скандинавские имена, которые носили киевские князья, но уже в XII веке эти имена принимают славянскую форму. Слово “Русь” в Византии и арабских источниках 1Х-Х вв. относилось к людям скандинавского происхождения. Но в результате родственного и этнического процесса этим именем стали называться земли славян и ее народ. Та-;

    кой же процесс происходит в ряде стран Западной Европы. Так, франкигерманцы дали свое имя завоеванной ими Галлии и ее населению. Варяги дали восточным славянам то, что сделало их впоследствии общей нацией, - основы политической организации, национальное имя и общую религию. Однако есть различия в формировании государственной Англии после норманнского завоевания и восточнославянских территорий.

    В Англии земля плодородна и представляет ценность, поэтому она делится между норманнской аристократией, которая оседает там. В России же земля для норманнов не представляла интереса, и главную роль они отводили сбору дани. Отсюда значение Руси они оценивали не из интересов самого народа, а со стороны. Поэтому в политическом образовании Киевской Руси отсутствовало единство между правителями и народом.

    Феодальное землевладение в Древней Руси возникает лишь в XII веке, появлением феодальной вотчины. Сбор дани во время полюдья некоторые ученые рассматривают не как вид феодальной ренты, а как военную контрибуцию, наложенную на покоренные племена, а следовательно, не считают древнерусское государство феодальным. Среди непосредственных производителей материальных благ преобладали свободные общинники. Но все же

    59

    различные гипотезы объединяются тем, что тенденции развития Древней Руси связаны с феодализмом.

    До середины Х века господствующей религией оставалось язычество. русь окружали страны, где господствовал феодальный строй и монотеистические религии. Князь Владимир попытался сначала реформировать язычество. Но вопрос о принятии новой религии, лучше приспособленной к национальному и государственному объединению, не был снят с повестки дня. В 988 г. христианство стало официально признанной религией. Однако далеко не сразу христианство вошло в духовную жизнь славян. Даже в XII веке языческие культы сосуществуют с христианством,

    Древнерусское государство в XI веке имело политические, экономические и культурные отношения со многими народами Европы и Азии. Но всетаки Киевская Русь оказалась непрочным политическим формированием. Оно распалось в XII веке, его падению способствовали как внутренние, так и внешние причины. К внутренним можно отнести неспособность правящей династии установить порядок престолонаследия. Передача Киевского престола “по старшинству”, а затем в бессрочное владение сыновьям превращала его в собственность и не давала возможности воспринимать Русь как единое целое. Это положило начало центробежному процессу, который усугубился внешними событиями. Святослав, разрушивший столицу хазарского каганата, открыл дорогу в киевские земли печенегам, а затем половцам. В середине XII века русские князья перестали чеканить монету, происходит хозяйственное раздробление страны.

    К XIII веку исчезли особые обстоятельства, которые привели восточных славян под единое правление. Страна раздробилась на замкнутые и суверен­ные княжества. Но, как и прежде, продолжала управляться членами одной династии, исповедовать одну религию. Эти тенденции со временем стали объединяющим фактором в формировании новой цивилизационной структуры - Московского государства.

    Геополитический фактор оказывал свое воздействие и в период феодальной раздробленности. Православная вера отделила Русь от католических и мусульманских соседей. Но под воздействием монголо-татарского ига формируется особый вид политической власти, особый тип отношений между государством и подданными. Отношения эти определяют всю дальнейшую специфику российской цивилизации. Пропасть между князьями, находившимися у власти, и населением увеличивалась. Ни один русский князь не мог получить власть без грамоты (ярлыка) от монгольского хана. Условием княжения стало поведение, противоречащее народным интересам Вместе с войском хана князья подавляли народные выступления. Формировалось убеждение, что власть по своей природе беззаконна. За полтора столетия таких отношений народ привыкает к

    60

    мысли, что государству надо подчиняться, потому что за ним сила. Государство может брать у общества все, ничего не давая взамен.

    Существенным, но до сих пор спорным остается вопрос о том, было ли Московское государство преемником Киевской Руси. Многие ученые склоняются к тому, чтобы признать такую преемственность. Но В. Ключевский, П. Милюков считали, что московский тип цивилизации - это самостоятельное политическое образование. Истоки формирования этих государств различны . Киевская Русь сформировалась на основе уже существовавших поселений, князья (политическая власть) пришли позже, и цели у них были отличные от целей московских князей, иным было и отношение к земле. Киевские князья имели право налагать дань, это было их привилегией. Земли между Волгой и Окой были колонизированы по инициативе князей, которые заинтересованы были в привлечении сюда населения. Переселенцы освобождались от налогов и обеспечивались защитой князя от набегов кочевников. И земли, и людей, живущих на них, князья считали своей собственностью. Собственность в феодальной России обозначалась словом “вотчина”, что включало в себя понятия земельной собственности, людей и власти, которая давала возможность брать дань, а следовательно, была материальной. Русское обычное право не знало права первородства. Наследство делилось в равных долях между лицами мужского пола. Удел, который князь получал от отца, становился его вотчиной, которая также дробилась после его смерти. Такое дробление продолжалось с середины XII до середины XV вв. Князь привлекал на свои земли богатых военно-служилых людей, монастыри, крестьян. “Черная земля”, которая принадлежала крестьянам, а иногда городам, подлежала обложению податью.

    Движение за национальное объединение начинается на русских землях в начале XIV века, т.е. тогда же, когда и в Западной Европе, но процесс этошел замедленно и имел свои особенности. Новое цивилизационное возрождение начинается в бедных северо-восточных землях, так как богатые западные территории оказались к тому времени под властью Литвы. Постепенно московским князьям удалось изолировать своих соперников и стать посред

    пиками между Ордой и русскими землями. Особенно же возросло значение Москвы после перенесения митрополичьего престола в Москву в 1328 г. Москва стала центром православия. Московские князья при делении вотчины стали оказывать предпочтение старшему сыну, чья доля в наследстве неуклонно увеличивалась. К XVI веку младшие сыновья имели лишь уделы в пожизненном владении. Московская администрация сохранила черты политической системы управления, которая переросла в государственную лишь при Петре I, в начале XVIII века, тогда как на Западе этот процесс завершился к XVI веку. Московский князь обращался с царством как со своим поместьем Становлению Московской Руси суверенным государством способствовали

    61

    два обстоятельства: распад Золотой Орды и крушение Византийской империи. Именно со второй половины XV века московские князья величают себя царским титулом. Создание национального государства и становление империи в России происходили одновременно, тогда как на Западе эти процессы разделены. На завоеванных территориях проводились массовые конфискации. Для того чтобы сохранить национальное единство и ослабить бояр, московские князья создают класс служилых людей - зависимых от государя. Они не имели вотчины, как бояре. Поместье юридически являлось царской собственностью, потомки могли владеть им лишь неся службу царю. Начиная с Ивана Ш,уже и вотчинники обязаны были служить царю, хотя земли вотчины еще наследовались и их можно было продать. На завоеванных землях вотчины конфисковывались или становились поместьями. Для всех землевладельцев вводилась обязательная служба. Этот факт свидетельствовал об упразднении частной собственности на землю, которая в России была основным источником богатства. Власть фактически экспроприировала общество. Самодержавная власть сочеталась с полным контролем над ресурсами страны. Процесс экспроприации был завершен уничтожением боярства, владевшего крупными вотчинами в центре России. Иван IV поделил страну на “земщину” (государственная часть) и “опричнину” - все остальные земли, которые поставил под свой контроль, сделав их личными дворцовыми владениями. Таким образом, он получил право покончить с оппозицией в лице бояр. Взятые в опричнину земли были в центре Московского государства. С упразднением опричнины в 1572 г. обе части страны были вновь объединены, но основа боярского могущества была разрушена. В Московской Руси расходы по содержанию местного управления были переложены на плечи населения (“кормление”). Для владельцев вотчин и поместий служба была пожизненной. Остальная часть населения, не принадлежавшая к служилому сословию или духовенству, несла повинность - “тягло”. Все носители повинности объединялись в общины и несли коллективную ответственность за “тягло”. Такой порядок сдерживал развитие частного предпринимательства в России. Сумма тягла не была постоянной и зависила от надобностей правительства и возможностей населения. Тягловое население состояло из крестьян, торговцев, ремесленников. В Западной Европе крепостное право исчезает в Х111-Х1У вв. с исчезновением феодализма. В России крепостное право устанавливается в конце XVI века с утверждением монархического строя. С развитием поместного землевладения служилый класс все больше прикреплялся к государству. Неслужилое население закрепощается с 1550 года прикреплением к земле “черных” крестьян, затем торговцев и ремесленников. Таким образом, государство создало систему, прикрепляющую все население к государству.

    Монархия, распоряжаясь территорией государства как своей собственностью, а населением - как своими слугами, предотвращала складывание
    62

    независимых очагов богатства и власти. В таком устройстве монархия являлась источником материальных благ. Только сотрудничая с государством, отказавшись от политических притязаний, можно было иметь сколько-нибудь приемлемый материальный достаток. Созданная система отношений была застрахована от возможности изменения путем давления “снизу”. Частичные изменения, которым подвергся вотчинный строй, пришли сверху. Причины этих изменений лежали вовне - в отношениях между Россией и Западной Европой. Россия, как христианская страна, больше испытывала воздействие со стороны Запада, чем другие режимы вотчинного типа. Прочность неповоротливой системы государственного устройства особенно проявлялась в периоды военных конфликтов. Необходимость модернизации российское правительство осознает лишь во второй половине XVII века. Россия начинает процесс внутренних реформ, который, то усиливаясь, то ослабевая, продолжается по настоящее время.

    63

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта