история реферат золотая орда миф или реальность. История России в свете цив подхода. История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие
Скачать 0.88 Mb.
|
33 благоприятное перерождение в следующем жизненном цикле". (Подробнее см.: Запад и Восток. Традиции и современность. М.: Об-во "Знание" Российской Федерации. 1993. С. 96-102). Таким образом, личная ответственность и инициатива людей в переустройстве реального мира обесценена, а высшей благодетелью считается покорность человека существующим правилам морали и воле харизматического властителя. Итак, особенностью организации всех сфер общественной жизни в рамках "восточного" - циклического типа цивилизационного развития является ориентация на ценность порядка, т.е. подчинение общества деспотической государственной власти на основе его жестокой экономической, социальной, политической и духовно-идеологической зависимости от последнего. Является ли случайным столь явная и устойчивая взаимозависимость всех основных сфер жизни цивилизаций Древнего Востока? Если нет, то какими объективными причинами эта взаимозависимость объясняется? И еще одним открытым вопросом нашей темы остается следующий: почему данный тип цивилизаций принято называть не только "восточным", но и циклическим? И здесь мы переходим к заключительной части нашей познавательной модели, согласно которой сходные характеристики организации столь обширного и разнообразного культурно-цивилизационного региона определяются сходством природно-климатических, геокультурных, геополитических объективных условий становления и развития входящих в него локальных цивилизаций. 1. Влияние природно-климатического фактора. Примечательно, что большинство древних цивилизаций Востока сформировались в долинах рек . (Древний Египет - Нил; Шумерское и Вавилонское царства - Тигр и Евфрат; Древняя Индия - Инд; Древний Китай - Яншы). Поэтому эти цивилизации также называются речными. Плодородная почва в дельтах этих рек способствовала развитию земледелия. Речные пути создавали благоприятные возможности для интенсивных контактов населения, проживающего по их берегам и, следовательно, складывания устойчивой экономической, политической и культурной общности (подробнее см.: Авдиев Б.И. Указ. соч. С. 37-39, 139-141,479-480, 509-511; Хачатурян В.М. Указ. соч. С. 10-13). Однако использование этих естественных преимуществ требовало жесткой и рациональной властной организации больших коллективов людей -свободных общинников и рабов. Дело в том, что "низовья рек часто заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полу-пустыню. Кроме того, русла рек часто менялись, а разливы легко уничтожали поля и посевы. Требовался труд многих поколений, чтобы осушить болота, провести каналы для равномерного снабжения водой всей страны, уметь противостоять наводнениям" (Хачатурян В.М. Указ. соч. С. 11). Известный отечественный историк Авдиев так описывает организацию государственной власти, соответствующей этим объективным "вызовам" природы: 34 "Государственная власть (в Древнем Египте. - Авт.) через номархов и чиновников заботилась о нормальном функционировании оросительной системы, которая имела огромное значение для развития земледельческого хозяйства... Уже с первых династий периодически по всей стране проводился подсчет земли, скота, людей и золота... На основе этих статистических данных устанавливались подати, которые систематически взыскивались с населения и собирались в казну царя при помощи целого аппарата податных чиновников и казначеев". (Авдиев В.И. Указ. соч. С. 174). Итак, особые природно-климатические условия объективно приводили к установлению деспотического правления, прочной зависимости человека от коллектива и государственной власти, _ Эти же обстоятельства вели к строгой социальной иерархии общества, т.к. эффективность централизованного управления напрямую зависит от жесткой и стабильной соподчиненности - субординации. Влияние геокультурных факторов. В случае с древними цивилизациями Востока вряд ли можно говорить о воздействии на их общественную организацию и духовный мир предшествующих цивилизаций, т.к цивилизации циклического типа являются автохтонными, т.е. возникшими непосредственно из первобытно-общинного строя, многие черты которого воспроизводились на протяжении тысячелетий. "Основными причинами застойности, вернее, крайней медлительности развития египетской культуры являются географическая оторванность долины Нила от остального мира и, что особенно важно, сильные пережитки первобытно-общинного строя" (Авдиев В.И. Указ. соч. С.242). Эффект культурной изоляции порождался не только естественными границами, но и политическими причинами - постоянной угрозой нападений со стороны воинственных кочевников. Вспомним в связи с этим наиболее яркий символ культурно-цивилизационной изоляции - Великую Китайскую стену. Наиболее существенным пережитком первобытности явилась традиция суверенного преклонения человека перед могуществом обожествленной природы и обожествленной земной властью, чрезвычайно медленное развитие личностного начала. Все это также способствовало становлению и длительному воспроизводству всех ранее названных самобытных характеристик организации цивилизаций восточного типа. Влияние геополитических факторов. Как уже говорилось, большинство цивилизаций Востока сформировались в бассейнах больших рек. Эта географическая особенность предполагает появление гигантских государственных образований. Именно таковыми, как мы знаем, являлись древние Египет, Индия, Китай. Естественно, что управление и властный контроль над столь обширными территориями и огромными по тем временам массами на селения (налогообложение, подавление сепаратистской оппозиции цен тральной власти, а также многочисленных восстаний "низов") требовали как исключительно централизованного аппарата власти, постоянного 35 совершенствования средств и механизмов усиления экономической, социальной, политико-правовой и духовно-идеологической зависимости подданных от этой власти, так и огромных податных поступлений в казну для содержания громоздкого государственного аппарата и войска, которое было жизненно необходимо и для надежной защиты весьма протяженных границ, и для захвата рабов и разграбления чужих территорий. Итак, мы видим, что цивилизации восточного типа имели ряд схожих природно-климатических, геокультурных и геополитических условий становления и развития, которые и определили на многие столетия особые, соответствующие этим условиям черты их организации в сферах экономических, социальных, политических и духовно-идеологических общественных отношений. В свою очередь, ориентация восточных обществ в основном на экстенсивное освоение природных богатств и человеческих ресурсов в сочетании с всеобъемлющей закрепощенностью подданных деспотической властью и религиозно-мифологическим сознанием предопределили циклический (т.е. воспроизводящий в различных формах стереотип цивилизационной организации) характер их эволюции. "В таком обществе развитие идет циклами, -справедливо отмечает в связи с этим отечественный исследователь Семенни-кова Л.И. - Его исторический путь можно изобразить графически в виде пружины, где каждый виток - это один цикл развития, шаг от одного витка к другому - поступательное движение... Укрепление централизованной власти в борьбе против децентрали зации, усиление государства. Кризис власти, отступление перед центробежными силами, Упадок власти, ослабление государства, Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев, привле ченных слабостью государства и легкостью победы и т.п." (Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. С. 53-52.). Самостоятельно проиллюстрировать на конкретных исторических примерах правильность такой оценки можно на примере истории древних Китая, Египта и т.п. (см. Авдиев В.И. Указ. соч. С. 139-242, 507-536; Всеобщая история государства и права. С.П-104). IV. КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ И СУЩНОСТЬ "ПРОГРЕССИВНОГО"-ИННОВАЦИОННОГО ТИПА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ? Этот тип цивилизационного развития в своих основных чертах сформировался в лоне греческой и римской цивилизаций и затем в новых формах получил дальнейшее развитие в западно-христианской цивилизации, к которой в настоящее время примыкают США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд других государств. 36 Не имея возможности подробно останавливаться на описании всех локальных цивилизаций данного типа, сосредоточим внимание читателя на особенностях становления и развития античного цивилизационного комплекса. Дело в том, что именно в этой культурно-цивилизационной зоне сложились наиболее зрелые предпосылки и формы прогрессивно-инновационной социальной эволюции. "Античность" в переводе с древнелатинского буквально означает "древность", "старина". В исторической науке под этим термином понимается цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима. В становлении и развитии античности обычно выделяют следующие периоды: 1Х-У111 вв. до н.э. - этап распада родоплеменпого строя, возникновение цивилизации; У11-У вв. до н.э. - т.н. архаический период (оформление зрелого рабовладельческого государства); V IV вв. до н.э. - классический период (наивысший расцвет античной цивилизации); IV- сер. II в. до н.э. - упадок античности в рамках греческой цивилизации, начало доминирования Рима. Есть еще две существенные причины для особого интереса к история античности. Древний Рим и, в первую очередь, Древняя Греция стали колыбелью, в которой зародились многие черты устройства общества, ставшие к концу XX века практически универсальными условиями прогресса, - открытая рыночная экономика, базирующаяся на частнособственнических отношениях; социальная сфера, отличающаяся большой свободой для граждан изменять свой социальный статус на основе личных, а не унаследованных заслуг; идея и механизм осуществления демократии; научно-рационалистический тип мировоззрения. И, наконец, античность стала своеобразным прототипом цивилизационного развития, на который ориентирована во многих отношениях социальная модернизация современной России. При характеристике данного культурно-цивилизационного комплекса немного усложним задачу читателя, которому будут лишь представлены особые черты организации основных сфер жизни античного общества и описаны особенности природно-климатических, геокультурпых и геополитических условий его становления и эволюции. Установить же причинно-следственную зависимость между первым и вторым вы сможете самостоятельно, используя познания, полученные при изучении восточноциклического типа цивилизационного процесса. В отличие от восточных деспотий, ориентированных на ценность жесткого длительно воспроизводящегося порядка, навязываемого обществу централизованной государственной властью, античный мир породил ориентацию на ценность свободы и прогресса, которые предполагают бесконечное разнообразие и изменение организации экономических, социальных, политических и духовно-идеологических отношений. Так, например, согласно мировоззрению древних греков, "цивилизация представляет совокупность изобретений и открытий, имеющих целью защитить человеческую жизнь, сделать 37 ее менее зависимой от сил природы, укрепить ее в мире физическим путем познания его законов - губительных для человека невежественного на низших ступенях развития, но по мере их изучения становящихся орудием наступления на этот мир. Однако помимо защиты жизни цивилизация призвана еще ее украсить, увеличить всеобщее благосостояние, умножить радость жизни в обществе, где более справедливые отношения медленно устанавливаются между людьми. Она должна привести к расцвету этой жизни в искусствах, которыми все люди наслаждаются сообща, должна развить гуманистическое служение человека в том реальном и одновременно воображаемом мире, каким является мир культуры, переделанный и по-иному осмысленный науками и искусствами и ставший, в свою очередь, неиссякаемым источником дальнейшего нового творчества" Каковы же те особые формы организации общественной жизни, которые обеспечили доминирование и практическое воплощение ценностей свободы и прогресса? Отвечая на этот вопрос, мы постараемся выделить лишь самые характерные, типические черты античной цивилизации, оставляя "за скобками" описание процесса их исторического становления, а также бесконечного разнообразия форм проявления. Дабы компенсировать этот недостаток, читателю по ходу изложения будут даны указания на соответствующие источники и научные издания, с помощью которых он самостоятельно сможет найти всю необходимую информацию по затрагиваемым проблемам. 1.Особенности организации экономической сферы общественных отношений античной цивилизации. В этой сфере, как и в других, мы находим пол1гую противоположность Востоку. Так,Ф.А. Хайек, ссылаясь на исследования своих предшественников, констатирует: "греко-романский мир был по преимуществу, и прежде всего, миром частной собственности - будь то собственность на несколько акров земли или на огромные владения, как у римских сенаторов и императоров, - миром частной торговли и частных мастерских" Доминирование отношений частной собственности прежде всего означало признание законными: свободы индивидов или общественных групп преследовать свои особые цели в зависимости от имеющихся у них различных знаний и навыков; права контроля отдельными лицами над разнообразными средствами производства, а также права передачи этого контроля по наследству. "Предпосылка для существования такого рода собственности, свободы и порядка со времен древних греков и вплоть до наших дней - остается одной и той же: это право... в смысле совокупности абстрактных правил, позволяющих всякому индивиду в любое время удостовериться, кто правомочен распоряжаться той или иной конкретной вещью" (там же. С.55; подробнее см.: Хайек Ф.А. Указ.соч. С.53-68; Всеобщая история государства и права. С.52-53, 64-65, 89-104; Древние 38 цивилизации.М.,1989. С.311-312; Семенникова Л.И. Указ. соч. С.57-60; Хачатурян В.М. Указ. соч. С.50-55; Боннар А. Указ. соч. Т.1. 39-40, 141-160; Энциклопедический словарь юного историка.-М.: Педагогика-Пресс, 1993.С.159-161, 359-361). 2. Особенности организации социальной сферы общественных отношений. Важнейшим достижением античности в данной области считается прежде всего высокая социальная мобильность, обеспеченная широкими возможностями для всех граждан (кроме рабов, иностранцев и женщин) изменять свой социальный статус. Это означало, что каждый свободный гражданин мог быть избран на любой пост в государстве-полисе, имел право свободно выбирать себе профессию. Так, лидер афинских демократов Перикл (490-429 гг. до н.э.) призывал к тому, чтобы законы обеспечивали возможность всем гражданам приспособиться к занятиям самым разнообразным и добиться для себя независимого состояния. В период его правления был полностью отменен имущественный ценз, ограничивавший политические и гражданские права жителей Афин. Ярким подтверждением высокой степени общественной свободы, достигнутой в Древней Греции, является огромный слой людей свободных профессий - софистов (мудрецов - профессиональных учителей философии и красноречия), риторов (ораторов, учителей ораторского искусства), философов, математиков, драматургов, поэтов, архитекторов и т.п. При минимальной зависимости от государственной власти развивались торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья. Все это, в свою очередь, послужило предпосылкой для зарождения прототипа гражданского общества (в данном контексте общества, организованного помимо государства). Широкое распространение в античном мире получили общественные объединения - профессиональные, религиозные, общества социальной защиты и помощи в случае болезни, смерти родственников, обнищания. Сформировались также своеобразные клубы но интересам (литературные и философские общества). Важной социальной новацией, зародившейся в античном мире, стала традиция цивилизованной состязательности, которая называлась агониспткой. Ее суть - придание благородной формы естественному стремлению людей к соревнованию, соперничеству и конкуренции, когда главной целью этого стремления считалось не уничтожение оппонента, а достижение наилучшего результата, наградой за который становились общественное признание и почет. Наиболее полно дух агонистики выражают благородные принципы олимпийского движения, зародившегося в Древней Греции еще в 776 г. до н.э. (подробнее см.: Запад и Восток. Традиции и современность: Курс лекций для негуманитарных специальностей. М.: Об-во "Знание" Российской Федерации, 1993, С. 3-24; Хачатурян В.М. Указ. соч. С. 49-50, 53-55; Боннар А. Указ. соч. С.245-263). 39 Однако, подчеркивая выдающиеся достижения античной цивилизации в сфере социальных отношений, мы не должны забывать о том, что это общество рабовладельческое и что сами эти достижения во многом основаны на жесточайшей эксплуатации и полнейшем бесправии огромной части населения. 3. Особенности организации политической сферы общественных отношений. В античности впервые в истории зародилась и получила практическое воплощение идея народного суверенитета, т.е. признание свободных граждан (народа) верховным источником и субъектом публичной (политической) власти. Само слово "демократия" - греческого происхождения и буквально означает "власть народа". Там же, по сути дела, возникли основы концепции либерального устройства общественной системы, базирующейся на двух главных принципах: необходимости равенства общественных условий для реализации неравных возможностей людей и необходимости равенства всех граждан перед законом. Народовластие гарантировалось с помощью механизма выборов всех властных органов и их регулярной сменяемости. По словам упомянутого афинского стратега Перикла, "законы должны гарантировать равную справедливость в частных делах всем... Мы повинуемся законам, - утверждал он, - а из них в особенности тем, которые существуют на пользу обиженным". Средоточием всех этих демократических традиций был полис - город-государство и прилегающие к нему территории. Его жители - граждане - участвовали в народных собраниях, в судах, в принятии решений государственной важности. Однако полная совокупность этих демократических достижений реализовывалась постепенно, в ходе напряженной общественной борьбы против привилегий родовой знати и единоличной диктатуры правителей-тиранов. Кроме того, в рамках античной цивилизации наряду с афинской демократией существовали и антидемократические города-государства. Наиболее ярким примером последних служит Спартанское государство, где абсолютная власть принадлежала узкому кругу рабовладельческой аристократии 4. Особенности духовно-идеологической сферы общественных отношений. Как у всех народов в период древности, у греко-римлян господствовало религиозно-мифологическое мировоззрение. Но в отличие от восточного человека, трепетавшего перед своими богами, демос Греции и Рима проявлял Любознательность и даже дерзость в отношениях с высшими существами. Достаточно вспомнить сюжеты "Илиады" Гомера и более позднего |