Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы

  • Примерная тематика

  • ТЕМА 2.

  • история реферат золотая орда миф или реальность. История России в свете цив подхода. История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеИстория России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие
    Анкористория реферат золотая орда миф или реальность
    Дата26.01.2023
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория России в свете цив подхода.doc
    ТипУчебное пособие
    #906231
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    20

    исторической науки подразделялся на историческую реальность Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. В качестве отдельного объекта также выступала и прошлая социальная реальность России. Мы же попытаемся охватить весь исторический процесс целиком.

    И здесь опять-таки может возникнуть недоуменный вопрос: как воз­можно охватить всю прошлую социальную реальность в течение одного се­местра? Такая задача представляется заведомо нереальной, если вознаме­риться реконструировать историческое прошлое человечества во всем его многообразии, и даже в объеме школьной программы. Предмет нашего курса значительно уже. Под предметом любой науки и любого учебного курса по­нимается, совокупность познавательных задач, которые предполагается решить. Еще выдающийся немецкий философ Ф. Ницше в работе "О пользе и вреде истории" выделял три типа предметности исторического познания -монументальный, антикварный и критический. Основная цель монументаль­ной предметности - изучение того, что является классическим и редким в прежних эпохах. В этом случае постигающий историю человек стремится найти в прошлом великие примеры для подражания, как бы подтверждаю­щие принципиальную возможность их повторения в настоящем и будущем (Ницше Ф. О пользе и вреде истории // Философия истории. Антология. М.1994. С. 131-143). Иллюстрация подобных познавательных.целей дана в книге О. Шпенглера "Закат Европы": "Сознание того, что... эпохи, обстоя­тельства, личности повторяются по типу, всегда присутствовало. Едва ли ко­гда-либо обсуждали поведение Наполеона, не косясь при этом на Цезаря Александра... Сам Наполеон находил родственным свое положение с поло­жением Карла Великого... Для Карла XII, короля Швеции, губительным было то, что он с юных лет носил при себе жизнеописание Александра (Македон­ского. - авт.)… " (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии.мировой истории. М. 1993. С. 129-131). Там же подобный подход характеризуется как фрагментарный и произвольный, ведущий не столько к истине, сколько к за­блуждению.

    Антикварный тип познания истории, по Ницше, характерен для тех, "кто охраняет и почитает прошлое, кто с верностью и любовью обращает свой взор туда, откуда он появился..." (см. указ. соч., с.136). Такое отноше­ние к истории сродни хобби коллекционера и не носит научно-теоретического характера, ибо не ставит перед собой цели объяснения на­стоящего и будущего с помощью прошлого, Вместе с тем коллекционирова­ние и сохранение материальных и духовных памятников истории составляет необходимую фактологическую основу для ее научно-теоретического по­стижения. К сожалению, история как упорядоченное тем или иным способом отражение прошлого, как вариант его констатации с той или иной степенью детализации до сих пор ограничивает цели исторического познания в сфере школьного образования.

    21

    Подлинно научно-теоретическое отношение к истории подчинено в первую очередь целям повышения научной и социально-практической про­дуктивности исторического познания. Научная продуктивность предполага­ет достижение все более достоверного знания не столько бесконечного мно­жества факторов, сколько логики, направленности и законосообразности со­циальной эволюции, выделения тех исторический явлений, которые наибо­лее значимы для нынешнего и будущего развития как отдельных народов, так и для мирового сообщества в целом. Только на этой основе историческая наука превращается в надежный ориентир для социальной практики, т.е. обеспечивает свою социально-практическую продуктивность.

    Поэтому в предметную область (в совокупность познавательных задач) нашего учебного курса включены следующие проблемы:

    1. Каковы универсальные и специфические причины социальных изме­нений?

    2. Какова общая направленность этих изменений?

    3. Чем определяется специфика, самобытность исторического развития
      различных народов и цивилизаций?

    4. Каковы факторы и содержание самобытности цивилизационного раз­вития России?

    5. В чем заключается и как объясняется своеобразие мирового истори­ческого развития на современном этапе?

    6. Каковы внутренние и внешние предпосылки, содержание и перспек­тивы цивилизационной модернизации современной России?

    В широком смысле методология включает в себя:

    1. Аксиоматические основания, т.е. совокупность устоявшихся представлений об объективной реальности и возможностях ее постижения. На­
      пример, к аксиоматическим основаниям можно отнести положение о первичности бытия по отношению к сознанию, а также положение о принципи­альной познаваемости объективного мира. Данные суждения выступают в качестве исходных аксиом материалистического миропонимания.

    2. Совокупность методов, т.е. способов достижения и верификации
      (удостоверения) нового знания. В историческом познании используются как
      общенаучные методы, так и собственные. Наиболее распространенными являются: генетический, сравнительный (компаративный), историко-типологический, системный. Так, способом сравнения и типологизации мы можем определить существенные характеристики общности и своеобразия как отдельных этапов исторического процесса (диахронный анализ), так и социально-культурных общностей различного масштаба (цивилизации, государства, социальные группы и т.п.), проявляющиеся на одном и том же этапе развития (синхронный анализ).



    Вопросыдля самопроверки:

    1. Зачем необходимо историческое знание человеку и обществу?

    2. Чем определяется отношение людей к историческому прошлому?

    3. В чем, на ваш взгляд, заключаются истинность и иллюзорность основных типов исторического сознания?

    4. Каковы основные различия объекта и предметной области
      "школьного" и "университетского" курсов истории?

    Примерная тематика дляиндивидуального изучения

    1. Почему меня интересует история?

    2. Судьба исторической науки в России: история и современность.

    3. Особенности исторического сознания студентов нашего вуза.

    4.Мировая философия о смысле и назначении истории (выбор
    концепций по желанию студентов).

    ТЕМА 2. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ И ОБЪЯСНЕНИЮ ИСТОРИИ: НАУЧНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ

    Разработка пивилизационного подхода к постижению истории, пред­принятая в последние годы отечественной исторической и социальной нау­ками, во многом отражает потребность в преодолении познавательной и со­циально-практической ограниченности господствовавшей на протяжении всего социалистического периода историко-материадистической марксист­ско-ленинской концепции исторического процесса (под познавательной про­дуктивностью мы понимаем способность той или иной концепции, теории дать научно обоснованные ответы, объясняющие сущность актуальных для общества проблем; под социально-практической продуктивностью понима­ется способность концепции, теории указать на конкретные средства, ресур­сы и технологии позитивного решения указанных проблем).

    Отсюда основная задача данной темы сводится к формулировке аксио­матических и методологических оснований цивилизационного подхода, к демонстрации его познавательной и социально-практической продуктивно­сти применительно к периоду становления первых цивилизаций и макроти­пов цивилизационного развития, которые в современной исторической науке получили название "восточного" - циклического и "прогрессивного" - инно­вационного. Решение указанной задачи предполагает последовательное рас­смотрение следующих основных вопросов:

    1. Что мы понимаем под цивилизацией? Каковы основные предпосылки возникновения цивилизационной формы исторического процесса?

    23

    1. В чем заключается познавательный и социально-практический потен­
      циал цивилизационного подхода к объяснению и пониманию истории?

    2. Каковы предпосылки и сущность "восточного" - циклического типа
      цивилизационного развития?

    3. Каковы предпосылки и сущность "прогрессивного" - инновационного
      типа цивилизационного развития?

    /. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

    В отличие от исходного допущения исторического материализма, со­гласно которому историческое развитие (изменение) определяется только лишь объективными, внешними по отношению к человеку факторами ("бытие определяет сознание"), цивилизационный подход исходит из пред­положения, что историческая эволюция имеет двойную детерминацию - объ­ективную и субъективную. Первая отражает потребность в выживании через приспособление (адаптацию) к изменчивости окружающей среды. В данном случае человеческий род имеет тот же "мотив" самопреобразования, как и все представители живой природы, включая одноклеточных и растений.

    Однако способы приспособления человека уникальны, радикально от­личны от механизма естественного отбора, доминирующего в живой приро­де. Эту способность, в частности, подчеркивает Э. Фромм, по которому че­ловек является биологически ущербным существом, т.е. не способным био­логически и психически изменяться в ответ на изменения условий бытия. (Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С. 45-46). Его способ выживания - создание искусственных орудий, технологий, сред и структур коллективного действия, которые "достраивают" необходимые условия, от­сутствующие в природе в готовом виде. Вся история человечества - от пер­вобытности до наших дней - дает множество примеров, иллюстрирующих данное положение (от создания примитивных орудий труда и покорения ог­ня до покорения космического пространства). Другими словами, человечест­во обладает уникальной способностью искусственного, надприродного кон­структивизма, позволяющей выживать и развиваться не столько путем са­моадаптации, сколько путем адаптирования окружающей среды.

    Эта способность многократно усиливается благодаря абстрактно сим­волическому мышлению и искусственным средствам информационной ком­муникации (устный и письменный язык), которые позволяют организовывать целесообразную деятельность, а также реализовывать тенденцию лавинооб­разного нарастания инноваций, которые расширенно воспроизводятся и обогащаются в деятельности последующих поколений. Кроме того, указан­ные коммуникативные способности дают все более широкие возможности
    24

    для искусственной организации коллективного действия, которое к началу
    XX века приобрело глобальные масштабы (формирование единого мирового
    информационного, политического, правового, экономического, культурного
    пространства).

    И все же уникальность рода человеческого далеко не исчерпывается указанными качествами. Дело в том, что человеческая история имеет, если можно так выразиться, идеально-субъективную детерминацию. В отличие от природных объектов, которые эволюционируют в рамках эмпирических (ес­тественных) причинно-следственных связей, а потому поддаются каузально­му (причинно-следственному) научному объяснению, человеческие сообще­ства как совокупности объектов в своей деятельности далеко не всегда руко­водствуются только лишь эмпирическими, "конъюнктурными" потребностя­ми в выживании. Действия человека и общества зачастую определяются (де­терминируются) идеальными абсолютами - смыслами. Последние обладают двумя существенными особенностями. Во-первых, их происхождение невоз­можно объяснить посредством каузальной логики, т.е. через причинно-следственные связи. Во-вторых, суть их далеко выходит за рамки осознанной потребности в самосохранении как отдельного индивида, так и человечества в целом. Постигнуть эти смыслы-детерминанты невозможно путем объясне­ния, т.е. через реконструкцию причинно-следственных связей. Они постига­ются непосредственно, благодаря возможности реконструировать и синте­зировать прошлый и настоящий субъективный опыт человечества, выра­женный символически. Такой способ постижения называется пониманием. '

    На беспредпосылочность смыслов-абсолютов указывал философ-экзистенциалист К. Ясперс в работе "Смысл и назначение истории". "Первое становление человека, - говорится там, - глубочайшая тайна, до сих пор со­вершенно нам недоступная, непонятная. Такие обороты речи, как "постепенно", "переход" лишь маскируют ее. Можно, конечно, фантазиро­вать по поводу возникновения человека, однако эти фантазии очень быстро оказываются несостоятельными: представление о человеке всегда уже есть в момент, которому относят его становление". Потому, продолжает он, "ось мировой истории... может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей". Сам же этот факт "сводится к тому, что человек осознает свое бытие в целом, самого себя и свои границы... он ставит ради­кальные вопросы... Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцен­дентного мира" (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994. С. 32-33).

    Действительно, ретроспективное обобщение субъективного опыта чело­вечества, а также определяемой им исторической практики позволяет нам утверждать, что на протяжении всей известной нам истории людьми двигала не только потребность в выживании и самосохранении (естественная по­требность), но и противоестественная потребность в достижении
    25

    абсолютной свободы самополагания по векторам отношений "человек - при­рода", "человек - общество", "человек - человек", "человек - время", "человек - пространство". Эта потребность находит свое постоянное и разнообразное выражение в идеальных конструкциях априорного, внеэмпирического про­исхождения - всемогущего, вневременного, вездесущего и самодостаточного Бога, Абсолютной Идеи, Кощея бессмертного и, наконец, в вожделенном эффекте сказочного "щучьего веления".

    Иными словами, люди всегда демонстрируют недовольство наличной данностью, не только потому, что она угрожает их выживанию и самосохра­нению, но и потому, что она не соответствует этому абсолюту, накладывает на человека "границы", которые он постоянно стремится преодолеть. Чита­тель, будучи ориентирован на анализ прошлого именно с этих позиций, без труда обнаружит тенденцию общественной практики, отражающую несо­мненный прогресс и заинтересованность человечества в наращивании степе­ни свободы самополагания человека по названным векторам отношений. Для наглядности привлечем его внимание хотя бы к прогрессу в покорении про­странства и времени, начало которому, по-видимому, положило изобретение колеса и гужевого транспорта, нашедшее продолжение в XX деке в форме освоения космического пространства. Напомним: большинство достижений человечества в сфере расширения свободы самополагания не имело под со­бой мотивов самосохранения. Более того, очень часто эти прорывы стоили их инициаторам огромных жертв или огромного риска.

    Итак, цивилизационный подход покоится на следующих аксиоматических основаниях:

    1. Мотивы общественных изменений имеют двойственную природу -
      создание искусственных механизмов, удовлетворяющих общечеловеческую
      потребность в самосохранении и выживании в условиях изменения окружающей природной и социальной среды; наращивание свободы самополагания по векторам отношений "человек - природа", "человек - человек", "человек - общество", "человек - пространство и время", ведущее к поступательному преодолению естественных границ человека как биологического, природного существа.

    2. Эти два типа детерминантов социальных изменений (истории) являются универсальными, общечеловеческими в хронологическом и простран­ственном отношении.

    3. Соответственно, постижение истории необходимо сочетает в себе
      процедуры объяснения (реконструкцию объективных причинно-
      следственных связей) и понимания - проникновение в содержание идеаль-­
      ных субъективных смыслов, априорно, внеэмпирически направляющих че-­
      ловеческие действия.

    4. Бесконечное разнообразие форм и уровней достижений, наблюдаемое
      в мировом сообществе, на пути реализации этих двух фундаментальных


    26

    общечеловеческих потребностей объясняется бесконечным разнообразием природно-климатических, геополитических, геокультурных условий среды их реализации.

    Почему же мы называем такой подход к историческому процессу циви-лизационным? Как он соотносится с понятием "цивилизация"?

    Мы исходим из буквального значения слова "цивилизация", которое в начальном латинском значении определяет "городской, государственный, гражданский" образ жизни, противопоставляя его "лесному, дикому, грубо­му" (Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до наших дней. М: Дрофа, 1997. С. 4-6). Таким образом, цивилизация пред­полагает1 такое состояние человеческого общества, при котором основные сферы жизни людей творчески внеприродио организованы в силу внеприрод-ных, уникальных потребностей и возможностей, которыми обладает чело­век. Короче говоря, цивилизация есть все то, что возвышает человека над природой, т.е. совокупность идеальных и .материальных условий, созданных человечеством помимо природы для удовлетворения, как естественных., так и неестественных потребностей.

    К идеальным условиям прежде всего относится мир абстрактных симво­-
    лов, смыслов (устный и письменный язык, мифы, религия, обыденное знание
    и знание научное, представленное в виде различных теорий, идеология, мо­
    дели рациональной организации коллективного взаимодействия и противо­-
    борства и т.п.). |

    Материальные условия включают в себя совокупность орудий труда, средств транспорта и информационной коммуникации, искусственную жи­лую среду, одежду, пищу, лекарства, искусственные материалы и т.д.

    Соответственно, процесс наращивания искусственных возможностей (идеальных и материальных) реализации человеческих потребностей мы бу­дем называть цивилизационным процессом.

    П. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

    ПРОДУКТИВНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОНН0Г0 ПОДХОДА К ОБЪЯСНЕНИЮ И

    ПОНИМАНИЮ ИСТОРИИ?

    Напомним, что приоритетной задачей изучения истории в нашем курсе считается поиск логики исторических изменений, раскрывающей макро-исторические закономерности и объясняющей бесконечное разнообра­зие типов цивилизационного развития, наблюдаемое и в хронологическом (стадиальном), и в синхронном планах. Каким же образом помогает нам ре­шить эту задачу цивилизационный подход?

    Во-первых, цивилизационный подход акцентирует человеческое изме­рение истории, когда исходным, субстанциальным "двигателем" обществен­ных изменений выступает не столько противоречие между производитель­ными силами и производственными отношениями (К. Маркс), сколько
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта