история реферат золотая орда миф или реальность. История России в свете цив подхода. История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие
Скачать 0.88 Mb.
|
40 эпического произведения "Одиссея", где люди не только подчиняются божественной воле, но и сотрудничают и даже вступают в состязание с высшими силами Даже религиозная мифология была по-своему рационализирована (т.е. логически осмыслена и систематизирована). Так, философом и поэтом Гесиодом еще в VII в. до н.э. разработана так называемая "Теогония" - родословная богов, где рационалистически систематизирована древнегреческая мифология, представленная автором как "красивая ложь". В рамках античной ментальности боги - это просто бессмертные люди, одаренные огромной силой и красотой. Почти все они приставлены к определенному делу. Их главная задача - не только карать людей за грехи, сколько учить их полезным практическим делам: земледелию, кузнечному и ткацкому делу, судостроению и мореплаванию, гимнастике и искусству, т.е. всему тому, что усиливает господство человека над самим собой и окружающим миром. Более того, идеальные абсолютные качества богов представлялись достижимыми и для людей - героических личностей. Вспомним в связи с этим хотя бы известные предания о подвигах Геракла, а также уверенность многих в том, что их родословная имеет божественное происхождение (Платон) Другой существенной особенностью духовной жизни античного мира является традиция мировоззренческого плюрализма, т.е. свободы разномыслия. В соответствии с ней главным признаком интеллектуального превосходства считалась способность обосновать, основательно аргументировать свою позицию. Известен древнегреческий афоризм: "То, что доказано, нельзя запретить или отменить. Это можно только опровергнуть, разрушая доказательства противника и выдвигая противоположные аргументы." Не случайно многие выдающиеся философские произведения античности были созданы в форме диалогов. Все это создало благоприятную обстановку для зарождения и бурного развития научного знания и образования. Об огромном влиянии духовно-идеологического наследия античной цивилизации на развитие мировой культуры говорит хотя бы тот факт, что названия большинства классических наук и школьных дисциплин имеют греческое происхождение (литература, математика, геометрия, философия, история и т.д.) Итак, мы видим, что все сферы общественных отношений в период расцвета античной цивилизации так или иначе были ориентированы на ценности свободы и прогресса. "Отправной точкой всей греческой 41 цивилизации, - отмечает в связи с этим А. Боннар, - является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и прогресс " В заключение данной темы нам остается дать краткую характеристику самобытности объективных условий (геокультурных, природноклиматических, геополитических и событийно-исторических), которые обусловили столь прогрессивный тип организации античного общества. 1.Геокультурные факторы. В отличие от Востока античность нельзя считать автохтонным цивилизационным комплексом, т.к. последний сформировался на базе довольно развитой по тем временам Крито-Микенской цивилизации, существовавшей на рубеже 3-2 тысячелетия до н.э. на острове Крит и в г. Микены. Критская цивилизация погибла в результате сильнейшего землетрясения, а Микенская - в результате нашествия варваров с севера Балкан. О высоком уровне цивилизованности этих обществ говорит выдержка из законодательства, действовавшего на Крите: "Свобода - высшее благо для государства. Ведь только одна свобода делает блага собственностью тех, кто приобрел их, тогда как блага, приобретенные в рабстве, принадлежат правителям, а не управляемым" Развитие торговли и флота способствовало интенсивному общению греков со многими инокультурными комплексами, формированию космополитического сознания, изучению и применению положительного опыта других народов. Так,большую часть исторической информации о культуре и общественной организации древних славян мы получаем до сих пор "из рук" греко-римских путешественников, историков и писателей. Само островное положение государств-полисов античности предполагало широкое разнообразие культур и общественных порядков внутри античной цивилизации, а также продуктивной конкуренции между ними. Другой важной чертой в этой сфере можно считать широкую открытость античности для культурных контактов с внешним миром. Это прежде всего относится к Древнему Риму, включившему в свою империю огромное количество народов. "Все, что не противостояло римскому мировосприятию. включалось в римскую культуру: сначала этруски (неведомого происхождения народ, живший на севере Италии), потом Греция, потом Восток" 2. Природно-климатические и географические факторы. Античная цивилизация сложилась на балканском полуострове, а также на островах бассейна Черного и Средиземного морей. Этот регион отличался благоприятным климатом и достаточно плодородными почвами, что позволяло вести продуктивное сельское хозяйство в рамках небольших и автономных общин, вплоть до односемейных. 42 Античность, будучи совокупностью островных государств, располагала множеством удобных морских путей, которые способствовали интенсивной торговле и коммуникации как внутри страны, так и за ее пределами. Говоря об уникальных природно-климатических условиях античного мира, Ф.А. Хайек подчеркивает: "Основы собственно современной цивилизации были заложены в античном Средиземноморье. Здесь оказались возможными торговые связи между достаточно отдаленными друг от друга регионами; и общины, позволявшие своим членам свободно применять их индивидуальные знания, получали преимущества перед общинами, где деятельность каждого из членов определялась тем, что знали все живущие в этой местности, или знаниями правителя" (указ. соч. С. 53). Своеобразную картину влияния природной среды на образ жизни и мировосприятие древних греков дает И.В. Колесникова: "Ни пустынь, ни степей, ничего бескрайнего, кроме голубого спокойного неба. Земля, в которую врезается море. А на море столько островов, что нигде не теряешь из виду сушу... Ничего безбрежного, расплывающегося. Вероятно, поэтому грек не ощущал себя потерянным в окружающем мире, как египтянин в ровной желтизне песков или скиф в зеленой степи. Куда бы он ни устремлял свой взор, мир представлялся ему стройно разбитым по каким-то естественным граням. И в этом мире он сразу находил себе место - место хозяина, дарованное ему богами" 3. Геополитические факторы. Древняя Греция представляла собой совокупность множества небольших государств (в среднем 2 тыс. человек населения), число которых доходило до 200. Это имело два важнейших следствия: существовала естественная трудность для жесткого централизованного контроля за обществом в духе восточных деспотий; создавались естественные преграды для внешней интервенции. По оценке Ф.А. Хайека, "цивилизация может распространяться, но, вероятно, не может сильно продвигаться вперед при правлении, отбирающем у граждан и берущем на себя руководство повседневными делами. Пожалуй, еще ни одна развитая цивилизация не добивалась успехов без правительства, видящего главную цель в попечениях о частной собственности, тогда как "сильное" правительство вновь и вновь тормозило рост и процветание того, чему помогали эти попечения. Правительства, способные защитить индивидов от насилия своих же сограждан, делают возможным развитие все более сложного порядка, основанного на спонтанном и добровольном сотрудничестве" 4. Историко-событийные факторы. В результате стечения целого ряда обстоятельств греко-римляне оказались пионерами прогрессивного типа ни вилизационного развития, что позволило им не иметь длительное время достойных конкурентов, а следовательно, относительно мирные условия существования, смягчило остроту социальных конфликтов, привело к доминированию отношений сотрудничества над отношениями противоборства. Это. и 43 частности, подтверждается тем, что бог войны Арес не пользовался симпатиями людей и самая уважаемая богиня Афина относилась с презрением к этому солдафону. Несомненно, выделенные нами самобытные черты циклического и прогрессивного типа цивилизационного развития, а также комплекс факторов, их обусловивших, страдают некоторым схематизмом и далеко не отражают бесконечного разнообразия конкретно-исторических форм социальной эволюции. И все же они дают методологические и логические основания для упорядочения этого бесконечного разнообразия, для понимания и объяснения фундаментальных тенденций как мировой, так и локальной истории. ТЕМА 3. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ГЕНЕЗИС И ВОСПРОИЗВОДСТВО (IХ-ХVIIВВ.) Сложный, противоречивый и многогранный мир (духовный и материальный), созданный человеком, постоянно претерпевает изменения, в ходе которых вырисовывается логика исторического процесса . Взлет человеческого духа выводит в лидеры то одни, то другие страны. Исчерпавшие свой потенциал технологические системы и экономические формы не в состоянии удовлетворить растущие потребности человека. Правящая элита предпринимает попытки разрешить противоречия за счет внешних источников и этим только углубляет кризис. Античная цивилизация приходит в упадок в середине V века н.э. Мир варва- 44 ров на обломках древней цивилизации создает свою. Эту цивилизацию обычно называют средневековой. Ее генезис, развитие и упадок занимают почти 12 столетий. Основные черты западноевропейской и североамериканской цивилизаций складывались именно в это время. В политической сфере средневековой эпохи формируется современный тип демократии. Возникают выборные представительные учреждения - парламенты, во многих европейских городах складывается самоуправление в виде городских советов, сельские дела решались крестьянскими общинами. Римское право стало основой для законов феодальных государств, оно же легло в основу буржуазного права. Суд присяжных начинает функционировать в средние века. В средневековье получили развитие мировые религии, которые повлияли на формирование современной морали. К концу средневековья развиваются свободомыслие, светская культура, возникает понятие свободы личности. Открываются университеты и школы разных типов, развивается наука, формируются языки многих народов: французский, английский, испанский, итальянский,немецкий. Российская цивилизация за этот период дважды меняет свое лицо. Киевское государство сближает Русь с европейскими народами, в период Московского государства формируются важнейшие самобытные черты российской цивилизации, которые определили специфический (по сравнению с Западной Европой) путь исторического развития России. Они сформировали такой цивилизационный стереотип социального порядка, который не создает объективных предпосылок для быстрой и эффективной либерально-демократической модернизации современной России. Задача данной темы - показать, каким образом в недрах феодальной эпохи зарождаются объективные предпосылки для последующей либерально-демократической модернизации индустриального периода в странах Западной Европы и Северной Америки; определить, какие факторы способствовали формированию цивилизационной модели восточно-деспотического типа в России, причины этого своеобразия и его последствия. 45 /. ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЧЕСКОГО ФЕОДАЛИЗМА, СЛОЖИВШИЕСЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ОСНОВНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ Выло бы не совсем правильно отождествлять средние века с феодализмом, т.к. в этот период сосуществовали различные общественно-экономические уклады: патриархальный, рабовладельческий и в более поздний период - капиталистический В Скандинавии и Византии длительное время феодальный способ производства не являлся господствующим, тогда как в некоторых странах он сохранялся столетия спустя после средневековой эпохи. В Х-Х1 вв. в большинстве стран Западной Европы сложился феодализм: крупное помещичье землевладение и мелкое крестьянское землепользование с прикреплением крестьянина к его наделу, натуральное хозяйство с низкой рутинной сельскохозяйственной и ремесленной техникой. Феодализм стал господствующим способом производства в европейском обществе. Новый способ производства обеспечивал экономическое развитие стран Европы, постепенное расширение производства. Но все-таки пять столетий потребовалось для того, чтобы варварская Европа освоила трехполье. Урожайность в среднем была чрезвычайно низкой. Неурожаи, голод, эпидемии были частыми явлениями в Европе Х-Х1 вь. Натуральное хозяйство приводило к хозяйственной замкнутости. Уровень материальной жизни был очень низок Что является главной отличительной чертой феодализма? Политическая раздробленность, феодальная иерархия или соединение политической власти с землевладением? С точки зрения формационного подхода - это второстепенные признаки, а сущность феодализма заключается в определенном уровне развития производительных сил общества. Так или иначе, поземельные отношения определяли этот этап развития. Крупная земельная собственность сочеталась с мелким крестьянским землепользованием. В отличие от античного раба крестьянин был наделен землей и являлся собственником орудий труда. В таких условиях без личного принуждения невозможно было заставить крестьянина, наделенного землей, работать на помещика. Формы экономического принуждения разные: личная и поземельная зависимость, правовая зависимость, сословное неполноправие. Свою специфику приобретают социальная структура, политическое и правовое устройство, идеология (История средних веков: В 2-х т. Т.1. М.,1990. С.9). Специфической особенностью в области права являлся условный характер феодальной земельной собственности на землю, разделение права на нее между несколькими феодалами. Феод - феодальная земельная собственность - наследовался с условием обязательной военной или другой службы по отношению к вышестоящему сеньору, который юридически также считался собственником этой земли. Так оформлялась иерархическая структура вассально-ленных 46 связей. Такая система зависимости позволяла организовать военную службу. эксплуатацию крестьян, обеспечить социальную стабильность. Феодальная вотчина выступала как организация, где взималась феодальная рента. Но иногда, в раннем и позднем средневековье, эту роль выполняло государство через налоги. Феодальная рента имела три формы: отработочная (барщина), продуктовая (натуральный оброк), денежная (денежный оброк). В первый период феодализма преобладала отработочная или продуктовая рента. Во второй период наряду с существующими получает распространение денежная рента. Это связано с ростом городов и развитием товарно-денежных отношений. Барщинная система постепенно исчезает, феодалу становится выгоднее отдавать в пользование крестьянам свою землю и жить за счет натурального и денежного оброка. В позднем средневековье наряду с феодальной денежной рентой появляется капиталистическая земельная рента. Уже в первой половине средневековья повышение производительности труда в сельском хозяйстве, развитие торговли создают предпосылки для отделения ремесла от земледелия. На этой основе во второй период стали развиваться города как центры ремесла и торговли, в недрах феодализма начали формироваться капиталистические отношения. Феодальное государство также не было одинаковым на всем протяжении средневековой истории. В раннефеодальный период государство существовало в форме крупных образований, отличающихся непрочностью (империя Кама Великого). Здесь король был первым среди равных. В Х-Х11 вв. в период феодальной раздробленности государство выступает в форме мелких политических образований, почти независимых от слабой королевской власти. В период централизации (ХIII-ХV вв.) государство принимает форму сословно-представительной монархии. В позднее средневековье государство принимает форму абсолютной монархии. Процесс централизации способствовал созданию национальных государств, укреплял экономическое и куль турное 1-динство европейских стран, а потому имел прогрессивное значение. Этот прзцесс сопровождался ростом государственных налогов, аппарата насилия и его злоупотреблений, усиливающимся давлением на общество Феодальное право закрепляло монополию земельной собственности феодалов, их права на личность крестьян. На протяжении всего средневековья большую роль в укреплении государства, в формировании новых ценностей играла христианская церковь. Римско-католическая ее ветвь имела свою политическую организацию - папство, сформированную в У1-УП вв. Папы превращались в независимых государей Средней Италии. Первым папой, который совмещал церковную и светскую власть, был папа Григорий 1. В середине VIII в. при помощи франкских королей оформляется папское церковное государство. Образование монастырей и упадок прежних очагов культуры явились фактором деурбанизации религии и культуры. Христианская 47 церковь в средневековье оказывала влияние на всю духовную жизнь общества. Она содействовала развитию письменности, архитектуры, литературы, изобразительного искусства. Христианская религия, пришедшая на смену языческой, стала объединяющим фактором в жизни европейских народов в первый период феодального развития. II.ФАКТОРЫ ЗАРОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО КУЛЬ ТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОНПЫХ КОМПЛЕКСОВ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ С середины XVI века зарождаются признаки кризиса феодальной цивилизации, появляются черты переходного периода к раннебуржуазной цивилизации. Кризис проявился в ослаблении экономики. Бюджета западноевропейских стран сократились в несколько раз. С середины XV века (по Ф. Броделю) начинается подъем в экономике и культуре в двух регионах Европы - Италии периода Ренессанса и в Северной Европе (Антверпен). Великие географические открытия и опасность, исходившая от Турции в Средиземноморье, способствовали перемещению части торговых путей в Атлантику, Северное и Балтийское моря. Это послужило возвышению Португалии, а затем и Испании. Центром экономического и торгового развития становится в XVI веке Антверпен, а затем Генуя, Амстердам, а к конь. у ХVII в. - Лондон. Особенно большую роль в XVI в. стали играть Нидерланд л. Индийские пряности доставлялись в Лиссабон, затем шли в Антверпен и уже оттуда расходились по всей Европе. Антверпенская биржа была крупггйшей в Европе, здесь совершались кредитные и оптово-торговые сделки нг крупные суммы. В Антверпене находились конторы, принадлежавшие купцам из стран Европы и Азии. Но с конца XVI века у Антверпена появляется серьезный соперник - Амстердам, другим соперником становится Лондон, расцвет которого приходится на ХVII-ХVIII вв. Крупнейшим последствием географических открытий стала революция цен Приток в Европу золота и серебра из Америки в конце XVI в. был громадным. За столетие количество серебра в Европе возросло в три с лишним раза (на 206%), количество золота - в два с лишним (на 117%). В результате удешевления золотых и серебряных денег цены на то пары возросли. Рост цен в Европе происходил неравномерно. Раньше всех подскочили цены в Испании (к середине XVI в. они удвоились). К концу столетия они превышали цены начала XVI века в четыре-пять раз. В других странах Европы цены поднимались медленнее и лишь во второй половине XVI века. Выигрыш от революции цен получила торгово-промышленная 48 буржуазия, а также землевладельцы и зажиточные крестьяне. Понизилась сумма доходов землевладельцев-феодалов, которые сдавали землю в аренду на основе денежной ренты. Реальная плата наемных рабочих сильно понизилась. Революция цен стала новым фактором первоначального накопления капитала. Непосредственным результатом географических открытий было начало формирования колониальной системы. Сначала испанцы и португальцы, затем англичане, французы захватили колониальные владения но всех частях света. Природные богатства колониальных стран расхищалнсь. Жители колоний вымирали в результате грабежа и насилий колонизаторов. В результате в Европе накапливались гигантские капиталы и создавалась крупная промышленность. Колонии послужили причиной громадных европейских войн конца средневековья и начала нового времени: англо-испанские, испано-голландские, англо-французские. В этот же период начинается борьба за политическую власть. Свои позиции укрепляет торговая и банковская буржуазия. Эти процессы наиболее ярко проявляются в нидерландской и английской буржуазных революциях. Важными вехами этого периода стали итальянское Возрождение, Великая научная революция и Реформация в Германии. В первой половине XVI века давление религиозной харизмы на общественное сознание и развитие уже сдерживало процесс становления прогрессивного типа общества . В ходе войн и массовых разрушительных движений удалось ограничить роль церкви и духовенства. Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации: протестантизм. От католичества отошла значительная часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии и др. В самом католичестве произошли существенные изменения. Зародившись в Германии в первой половине XVI века, реформация была вызвана недовольством немецкого общества феодально -крепостническим строем, засильем церковников во всех сторонах жизни людей. Движение возглавил Мартин Лютер, который провозгласил, ч то церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Основное положение Лютера: человек достигает спасения не через церковь и ее обряды, а с помощью веры, даруемой непосредственно Богу. Религиозная обрядность упростилась. Именно это направление в христианстве считается системой духовных ценностей, наиболее адекватной западному образу жизни. Протестантизм дал духовную санкцию на прибыль как цель экономической деятельности человека. Католичество, римские папы вели борьбу с прибылью, опираясь на библейские каноны. Древнее библейское имущественное право не содержало понятия “собственность”, имеющиеся в текстах схожие термины означали, как правило, “имущество”. Это право запрещало ростовщичество. Протестантизм доказывал, что, стремясь к богаству, |