история реферат золотая орда миф или реальность. История России в свете цив подхода. История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие
Скачать 0.88 Mb.
|
/. ФАКТОР МЕНТАЛИТЕТА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ Человек, подлинный предмет исторического исследования, ведет себя сознательно, все свои поступки он наделяет определенным смыслом и значением. Вместе с тем человеческая деятельность осуществляется не только под воздействием разума, но и через систему формирующихся в контексте жизненного опыта неосознаваемых социокультурных установок, обусловливающих его готовность реагировать на события определенным образом. Поэтому важнейшим средством познания исторического процесса является 115 изучение ментальностей, т.е. совокупности образов и представлений, которыми руководствуются в своем поведении члены той или иной социальной группы и в которой выражено их понимание мира и их места в нем. Изучая ментальность и поведение индивидов, можно подойти к пониманию того, как складывались общественные структуры, т.е. приблизиться к постижению логики исторического процесса и целостному осмыслению исторического прошлого. Изучение истории на уровне ментальностей дает знания не только о высокой культуре интеллектуальной элиты, которая на протяжении многих веков монополизировала образование и информацию, но и о “народной культуре” широких слоев населения. Ментальность позволяет взглянуть на историю не только “извне” (глазами современников), но и “изнутри”. “Объективный” образ истории, выраженный в понятиях современной науки, сочетается с “субъективным” видением мира людей минувших эпох. Это делает историю более стереоскопичной и правдивой, позволяет предотвратить навязывание людям прошлого чуждых им представлений и чувств. В рамках учебного курса изучение основных аспектов истории ментальностей дает возможность ознакомиться с достижениями зарубежной и отечественной исторической науки в этой сфере, позволяет более полно рассмотреть закономерности развития мировой цивилизации и особенности исторического развития России. Раскрытие ментальных факторов побуждает задуматься над смыслом жизни, над опытом прошлых поколений, подчеркивает связь событий наших дней с прошлым, способствует пониманию тех трудностей и противоречий, которые возникают в процессе современной модернизации российского общества. Термин “ментальность” имеет корни в латинском языке (от латинского тепз - ум, мышление, рассудок и др.), само же слово появилось в XIV в. В XIX -XX вв. данный термин приобрел свое современное значение и широко использовался в психологии, этнологии, антропологии, социологии. Приоритет в введении этого понятия в историческую науку принадлежит французской исторической школе “Анналов” и ее основателям М. Блоку и Л. Февру (30-40 гг. XX в.), стремившимся к созданию целостной картины исторического процесса (“тотальной истории”), к максимальному учету всех факторов, влияющих на историческое развитие общества. В настоящее время концепция менталитета является доминирующим подходом в исследовании субъективной стороны исторического процесса. Тем не менее,многие, особенно теоретические, проблемы истории ментальностей остаются крайне дискуссионными. Прежде всего, среди специалистов нет единодушия в понимании сущности менталитета. Это обусловлено многозначностью самого термина, а главное — расплывчатостью и 116 неопределенностью обозначаемого им явления, трудно поддающегося однозначному определению. В связи с этим, в литературе можно обнаружить множество различных, как кратких, так и развернутых дефиниций рассматриваемого понятия Чаще всего определения отличаются друг от друга стилистическими особенностями формулировок, реже - действительно принципиальной разницей в стоящих за ними подходах. В понимании некоторых зарубежных ученых ментальность - “это система образов, представлений, которые в разных группах или странах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей” (Ж. Дюби). По мнению отечественного исследователя А.Я. Гуревича, ментальности - это “социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социальной общности” В качестве социальной общности могут выступать население целого континента, отдельный народ, общество в целом, класс, социальная группа, общественная прослойка, производственное объединение, религиозная секта и т.п. Важнейшей чертой менталитета является его частичная или полная неосознанность. В отличие от теорий, доктрин, идеологических конструкций, организованных в законченные и продуманные системы, ментальности распылены, разлиты в культурном и обыденном сознании. Как правило, они не осознаются самими людьми и проявляются в их поведении, высказываниях, речах, жестах, обычаях, умственных привычках. Ментальность выражает не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания. По мнению французского историка Ж. Ле Гоффа, ментальность - “это то общее, что было в сознании Цезаря и последнего солдата его легионов, Святого Людовика и крестьянина, трудившегося в его домах, Колумба и матроса на его каравелле”. В сфере ментального сосредоточены основные представления и формы мироощущения людей, образующие видение или картину мира (Гуревич А.Я.). К подобным представлениям относятся: восприятие пространства и времени; отношение мира земного и потустороннего; разграничение естественного и сверхъестественного; представления о детстве, старости, болезни, семье, любви, сексе, женщине; отношение к природе; оценка общества и его компонентов; понимание соотношения части и целого, 117 индивида и коллектива, степени выделенное™ личности в обществе или, наоборот, её поглощённости им; отношение к труду, собственности, богатству, бедности; установки на новое или на традицию; оценка права и обычая и их роли в жизни общества; понимание власти, господства, подчинения, интерпретации свободы и др. (Гуревич А.Я. Указ. соч. С.85-86). Система мировидения проявляется во всех сферах человеческой деятельности - в философии и религии, искусстве и науке, в хозяйстве и политике, в повседневной жизни, в отношении человека к природе, другим индивидам, всему обществу в целом. Поэтому невозможно понять какую-либо сферу общественной жизни, не пытаясь расшифровать картину мира. При этом следует учитывать, что люди прошлого и думали, и ощущали жизнь по-другому, не так, как мы. Современному человеку трудно понять, почему Владимира I Святославича, по-варварски жестокого и дикого правителя, в народе называли ласково Красное Солнышко, а Иван IV Грозный в одной из сказок назван “мужицким царем”, защитником от произвола. Следовательно, понять психологию людей прошлого можно только с учетом специфики мировидения изучаемой эпохи. Некоторые исторические факты иногда вообще не могут быть адекватно понятыми без их ментального контекста. На формирование ментальности влияют географическое пространство и среда обитания, язык, традиции, воспитание, религиозные представления, принципы социально-политического устройства и особенности исторического развития общества. Ментальность - одновременно общая для всего общества и различается в зависимости от его социально-классовой и сословной структуры, от уровня образования и принадлежности к группам, имеющим доступ к образованию, средствам хранения и передаче информации или живущим в условиях господства устной культуры, от половозрастных и региональных различий. Вместе с тем зависимость ментальности от материальных условий жизни общества не носит механического характера, она, как правило, косвенная, опосредованная. Важно и то, что ментальность не является простым слепком с действительности, в ней преломляются, сильно преображаются или даже искажаются до неузнаваемости условия исторического процесса. В таком виде субъективный мир ментального сам становится важным фактором, определяющим общественное развитие. В этом заключается специфическая активность проявления менталитета, который, формируясь под воздействием внешней среды, сам оказывает на нее преобразующее влияние. Благодаря включению в долговременные поведенческие стереотипы ментальность является чрезвычайно устойчивым духовным образованием. Она изменяется, как правило, очень медленно, иногда значительно отставая от общественных преобразований и превращаясь в тормоз общественного развития. В то же время изменение ментальных установок может при определённых условиях стать важным стимулом социальных изменений. 118 Инерция менталитета, незаметность изменений в нём для самих участников исторического процесса требуют изучать динамику ментальности только в больших временных рамках. П. СПЕЦИФИКА МЕНТАЛЬНОСТИ ВОСТОЧНОГО, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО И РОССИЙСКОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ Ментальность восточных цивилизаций. Общества, относящиеся к этому типу развития, существуют в рамках исторического времени, делящегося на три ступени: прошлое, настоящее и будущее. Однако представление о времени имеет свои особенности. Время земное, в котором живут люди, и время небесное, в котором обитают боги, текут одновременно. Это связано с тем, что на Востоке небесные силы рассматриваются как часть живой природы. Они сосуществуют рядом с человеком, влияют на его жизнь. Прошлое, настоящее, будущее тоже существуют как бы одновременно. Человек живёт параллельно в трёх временных измерениях. Это обусловлено тем, что душа в восточных религиях считается бессмертной. Она меняет лишь форму своего существования. Умершие предки (прошлое) существуют в настоящем и влияют на человека. Неродившиеся потомки (будущее) также находятся в настоящем и оказывают влияние на живущих. В некоторых обществах время воспринимается как циклическое. Оно периодически, хотя и не полностью, возвращается к исходной точке. Поэтому идеалы, образцы поступков и действий для этих народов всегда в прошлом. Своеобразие ментальности народов этого типа цивилизационного развития во многом обусловлено тем, что общественное сознание носит здесь харизматический характер. Действительность воспринимается не только в реальности, через чувственный опыт, но и через призму веры в сверхъестественные силы, религиозной догматики. Цель существования таких обществ понимается как приближение, движение к высшему божественному идеалу. Жизнь представляет собой бесконечно разыгрываемый религиозный или космогонический спектакль, в котором участвуют и боги, и люди. Сосредоточенность на духовном является характерной чертой восточной ментальности. Главной ценностью бытия является постижение высшего священного смысла, а не реализация конкретных целей. Религиозный поиск, аскетизм, стремление к духовному совершенству характерны для буддистской Индии. Китайское конфуцианство в этом смысле более умеренно, но вакуум заполнен культом легендарных героев, древних мудрецов, являвшихся предметом для подражания. Социальный идеал в конфуцианстве - бескорыстный рыцарь безупречной морали, высокого долга, гуманности, почитающий мудрость старших 119 Обществам восточного тина были известны объективно существовавшие общественные противоречия. Однако конфликт протекал здесь, как правило, в неразвитых формах, он никогда не оборачивался свободньм противоборством политических интересов. Над социально-политической и духовной жизнью Востока тяготела сверхъестественная фигура правителя. Для восточного мышления властитель есть сосредоточие всех элементов космоса, вместилище всех человеческих активностей. Он не арбитр споров, он-способ их решения. Подданный восточного правителя знает, что его владыка управляет не только царством, но и природой, и в ежегодных ритуалах даёт начало сезонным явлениям. В некоторых случаях государством управляет Бог при посредничестве жрецов, изъявляющих его волю Восточные общества были построены на принципах коллективизма. Личные интересы полностью подчинены общим: общинным, государственным. Личное начало было развито слабо. Личность на Востоке не имела собственной ценности. В соответствии с восточными представлениями человек-лишь песчинка на берегу океана вечности. От него ничего не зависало. Жизнь человека определяли исторические традиции, природа, государство, община. Возможности влиять на исторический процесс со стороны человека крайне ограничены. Это выражалось в фатализме, вере в предопределенность судьбы и событий. Стремление к свободе реализовывалось в духовной сфере, где появлялась возможность отстраниться от земной власти. Восточные общества прошли длительный путь исторического развития. В процессе эволюции некоторые черты традиционной ментальности подвергались определенной модификации, другие сохранились до настоящего времени. В XIX-XX вв. восточные страны встали перед необходимостью осуществления модернизации. При этом оказалось, что традиционная ментальность стала в некоторых обществах важным стимулом модернизационных процессов. Особенно ярко это видно на примере японской традиционной культуры, выработавшей ценности, хорошо вписавшиеся в процесс национальной модернизации. Остановимся на краткой характеристике некоторых из них. Синтоизм - древняя языческая религия Японии, согласно которой японцы произошли от богов, воплощает японский патриотизм, призванный доказать окружающему миру духовную состоятельность японцев, их способность усвоить технологические достижения Запада без ущерба для национального самосознания. Культура выращивания риса, на основе которой сформировались японский коллективизм, общинность, внедренные затем в капиталистическое производство. Конфуцианская этика долга, культ семьи и предков, отношения между отцом и сыном, руководителем и подчинённым, что столетиями определяло 120 моральный климат в стране и что до сих пор скрыто или явно проявляется в различных сферах экономики, политики и частной жизни. Психология “амаэ”, ориентирующая японца на благожелательное отношение к зависимости от другого, что обусловило периодическую “открываё-мость” японской цивилизации внешнему влиянию (сначала Кнгаю, йогом Западу). Принцип “кокутай”, согласно которому для среднего японца государство всегда было сложным организмом, частицей которою он был сам и которому он готов приносить определенные жертвы. Отсюда вытекает способ-кость японского рабочего в течение долгого врсмош терпеть заниженную оплату труда, столь характерную для стран запоздалого капитализма. Буддистские ценности привили японцам вкус к созерцанию, интуитив-но-чунствительпому Постижению мира. С этим связаны японские умение распорядиться пространством, стремление к минимизации, оптимальность технического дизайна. От буддизма распространилась я идея равенства, заключающаяся в равенстве возможностей, а не достижений. 1 {снится умение человека дисциплинировать себя, выложиться на своем уровне. 1хли дчп нс-равньгх по своим природным качествам человека трудятся в полную силу (каждый в свою), то справедливо платить им одинаково. Такая система оплаты труда эффективно стимулирует индивидуальную трудовую активность, о также помогает избежать значительных социальных контрастов в обществе. Таким образом, опыт Японии и других стран свидетельствует о необходимости синтеза традиционного коллективизма и индивидуализма. Иные попытки решения - сохранение коллективизма или, наоборот, его насильственная ломка и прямолинейное насаждение индивидуалистических ценностей - не приводят к успеху (Хорос В. Русская история в сравнительном освещении. М„ 1996.С.49-52). Западный тип цивилизаций. Ментальносгь античного периода истории вызывает интерес потому, что здесь лежат истоки европейской культуры. Доминантой менталыюсти древних греков было ощущение свободы. Наиболее глубинные истоки греческого свободолюбия снязины с особенностями природной среды. Ограниченное географическое пространство не способствовало ощущению потерянности в окружающем мире. Мир представлялся стройно разбитым естественными гранями, и в этом мире человек находил себе место хозяина, дарованное ему богами. В каждом районе были особые, отличные от других, структура почв, рельеф, хозяйственная деятельность. Каждый греческий полис имел свой диалект, собственных богов и героев, а также календарь и монету. Поэтому между 1ражданамн отдельных государств возникали и закреплялись различия в характерах и пристрастиях, что влекло за собой соперничество, нередко распри, однако содействовало самоутверждению древнего грека в своем обособленном уголке. Тем более, что нссмогрн на все различия, в Греции долго сохранялось сошлнне 121 общности интересов, чувство совместной принадлежности к единству. I этом сочетании разнообразия и взаимной лояльности коренился принцип со стязатслъности, благородного соревнования и отдельных личностей, и групп и полисов в целом с целью достижения наилучшею результата. Дух соревнования вносился вп все, даже в воины, ннкогдл не заканчивавшиеся л классический период греческой истории полным уничтожением одной ш сторон (Запад и Восток. Традиции и современность. М.. 1993. С.4-5). Необходимость сделать сознательный выбор из альтернативных способов мировосприятия и поведения способствовала формированию (реческоЙ индивидуальности. “Греки были первыми, - писал исторический психолог 3. Барбу, - кто построил тип цивилизации, которая сделала человека способным сознавать себя индивидом. В Греции история древнего мира перешла от ДО-11 ндивидуалистяческой к индивидуалистической ступени”. Древперимская менталыюсть имела свои особенности. Для нес характерны громадная целеустремленность, дисциплинированность, практицизм, организаторские способности. Римский религиозный культ отличался сухостью и формализмом. В нем господствовал принцип “Я даю, если ты даешь”. Жертвоприношение богу - это плата за услу1у. Ясли псе сделано правильно, божество должно откликнуться. Если оно пренебрегает своими обязонностя-ми, то рискует остаться без приношений. Религиозный формализм способствовал появлению римского права и юриспруденции, сташних основой права в современном обществе. Ментальность средневековья отличается своеобразием. Прежде всего, мировосприятие средневекового человека было тсоцегпрично, т.е. сводило всё сущее к промыслу всемогущего Бога. Одинаково реальными считались мир земной и мир потусторонний. “Двоемирие” порождало символизм мышления. Эго отражалось в духовной и материальной культуре. Специфика ментального склада средневековой личности связана с эмо-ционпльной сферой. В феодальной Европе был распространен тин необузданного и фантазирующего прлвигсля. Полпгкка считалась личным, семейным, кланопым делом, религиозным подвижничеством, рыцарской авантюрой, но никак не работой подотчетных населению представителей. Для средневековой эмоциональности характерна крайняя быстрота смены состояний: от восхищения к гневу, от подавленности к эйфории, от неуверенности к самодовольству и т.н. Средневековый человек был крайне чувствителен. Слезы, рыдания, заламывания рук были распространенным явлением. Частые обмороки случались как у женщин, так и у мужчин. Люди любили яркие, контрастирующие циста, их притягивали драматические, часто кровавые зрелища. “Жестокое возбуждение и грубое участие, вызываемое зрелищем эшафота, - писал нидерландский историк И. Хейзинга, - были важной составной частью духовной пищи народа”. 122 Еще один факт, на который обратили внимание историки ментальностей, состоит в том, что слух, осязание, обоняние представлены в познании средневековья шире, чем в современном. В средние века люди в основном слушали, а не читали. Медики определяли болезнь по звуку и запаху. Музыка оказывала на людей глубочайшее впечатление. В сфере групповых отношений характерной особенностью средневековой личности был конформизм (приспособленчество) по отношению к своим и социальная агрессивность по отношению к чужим. Все неурядицы списывались на счет врага. Средневековый человек был корпоративным. Он вращался в своей среде и принадлежал к своей касте (сословию, фамилии, общине, гильдии, цеху). Человек осознавал себя только по кастовым особенностям или по признакам, различающим народ, партию, корпорацию, семью; он видел себя лишь через призму своей общественной роли, а не в качестве индивидуальной личности. |