Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет теории государства и права: понятие и общая характеристика.

  • Методология теории государства и права: понятие и система методов и приемов познания.

  • Общая характеристика системы юридических наук.

  • Место теории государства и права в системе юридических наук. ТГП

  • Функции теории государства и права как науки и учебной дисциплины.

  • Социальное регулирование и социальная власть в первобытном обществе.

  • Социально-исторические предпосылки происхождения государства.

  • Перечень вопросов для подготовки к государственному экзамену по дисциплине Теория государства и права


    Скачать 1.02 Mb.
    НазваниеПеречень вопросов для подготовки к государственному экзамену по дисциплине Теория государства и права
    Дата05.04.2023
    Размер1.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаTGP.doc
    ТипДокументы
    #1039310
    страница1 из 18
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Перечень вопросов для подготовки к государственному экзамену по дисциплине «Теория государства и права»


    «юриспруденция», степень - бакалавр

    1. Предмет теории государства и права: понятие и общая характеристика.

    Теория государства и права как наука - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Традиционно к предмету теории государства и права относят наиболее общие специфические закономерности существования, функционирования и развития государственно-правовых явлений, т. е. общее, закономерное, устойчивое, что наблюдается в развитии государства и права. Базируется на единстве и диалектической взаимосвязи государства и права. Государство и право — различные социальные явления, которые органически связаны между собой, обусловливают друг друга, находятся в отношениях неразрывного единства и взаимного проникновения. Предмет ТГП характеризуется сложным взаимодействием объективных и субъективных элементов. Он объективен, поскольку наука теории государства и права познает объективно существующую государственно-правовую действительность, но он одновременно субъективен, так как отличается от этой реальности, создавая ее модель как идеализированную, усредненную категорию государственно-правовых явлений. В процессе познания участвуют субъекты, обладающие своим мировоззрением, философскими и научными предпочтениями, образовательным уровнем, накопленным опытом. Предмет ТГП зависит от многих факторов, в том числе от исторических, социокультурных, от обстоятельств времени и места. С развитием общества, уровня общественного сознания, культуры, идеологии меняются представления о государстве и праве, отдельных их сторонах, месте и роли в развитии общества.

    Таким образом, теория государства и права является:

    — общественной наукой, потому что изучает такие общественные явления, как государство и право;

    — юридической наукой, так как изучает только государственную и правовую стороны общественной жизни;

    — общетеоретической наукой, поскольку она выявляет и объясняет общие и основные закономерности развития государства и права.

    1. Методология теории государства и права: понятие и система методов и приемов познания.

    Предмет ТГП изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе исторического познания. Под методом любой науки понимается совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

    В настоящее время все многообразие методов познания государства и права принято располагать по следующим группам: 1) общефилософские, или мировоззренческие, методы; 2) общенаучные (общие) методы; 3) частнонаучные (частные, специальные) методы.

    Общефилософские методы служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права.

    * Метафизика- исследует высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире;

    \* Диалектика – это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии;

    * Материализм представляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно.

    На основе материалистического и диалектического подходов к исследованию государственно-правовых явлений формулируются выводы о том, что: а) государство и право – реально существующие явления; б) изучая государство и право, надо учитывать их постоянное развитие, изменчивость; в) следует принимать во внимание многообразные связи между различными государственно-правовыми, экономическими, политическими, культурными, национальными и иными процессами; г) государственно-правовые явления следует изучать, ориентируясь на юридическую практику, так как истинность науки проверяется практикой.

    Общенаучные методы – это те, которые используются во всех или многих областях научного знания, во всех общественных науках. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

    *Исторический - изучение хронологии развития государства и права, последовательности их проектирования во времени;

    * Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приемов, как анализ (процесс мысленного или фактического разложения целого на части) и синтез (процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей), индукция (основе частного знания получать знание общего) и дедукция (на основе общего знания приходит к знанию частного).

    * Системный - исследование государственно-правовых явлений как систем и во взаимосвязи с окружающей действительностью. Например, норма права включает в свой состав элементы – гипотезу, диспозицию и санкцию и, в свою очередь, образует первичный, исходный элемент системы права. Таким образом, любое государственно-правовое явление представляет собой элемент системы более высокого уровня и одновременно содержит в своей структуре элементы системы более низкого уровня.

    * Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены.

    * Генетический - позволяет ответить на вопрос о происхождении государственно-правовых явлений, определить условия и факторы, которые вызвали появление или исчезновение конкретных явлений и процессов. Главное в генетическом методе не хронология, а причинная обусловленность явлений и процессов.

    Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. Они имеют главным образом прикладное значение.

    *Метод конкретно-социологических исследований – это анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики.

    *Метод моделирования – один из главных методов изучения государственно-правовой действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях, т. е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений.

    *Статистический метод – получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов.

    *Метод социально-правового (правового) эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения.

    *Математический метод – способ оперирования с количественными характеристиками, один из формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений.

    *Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними.

    *Формально-юридический метод, или догматический, является традиционным для юридической науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права, поскольку позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приемы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления

    и т.д.

    1. Общая характеристика системы юридических наук.

    ТГП - система полных и всесторонних знаний о государстве и праве в основе, которой лежит совокупность понятий, категорий и научных законов, отражающих закономерности возникновения, функционирования и развития данных явлений. Является составной частью юридических наук. Юридические науки представляют собой систему разнородных знаний, объединенных одним объектом (государство и право), взаимосвязанных между собой. Система юридических наук подразделяется на определенные группы.

    *К историческим наукам относятся история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, история учений о государстве и праве. Последняя может рас­сматриваться и как теоретическая наука в историческом ракурсе.

    *К отраслевым (догматическим) наукам относятся науки, посвященные отдельным отраслям права (наука конституционного права, гражданского права, уголовного права ит.д.)

    *К прикладным (вспомогательным) наукам относятся криминалистика, судебная медицина, психиатрия и др., призванные обслуживать правовое регулирование, условно говоря, с технической стороны.

    *К теоретическим наукам относится теория государства и права. Однако следует иметь в виду, что и другие науки являются науками постольку, поскольку и они складываются из различного рода частных теорий. Особенностью этих наук является то, что они теоретически обслуживают (описывают, объясняют и т.д.) конкретные отрасли права.

    1. Место теории государства и права в системе юридических наук.

    ТГП- общественная наука, так как она изучает явления, существующие в обществе. Теснее всего теория государства и права связана с такими общественными науками, как философия, политология, социология, экономическая наука, герменевтика и др. Все эти науки изучают государство и право, но под своим углом зрения, т. е. в той мере, в какой это способствует исследованию их собственного предмета.

    *философия разрабатывает идею государства и права через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека. В ТГП активно используются такие философские категории, как сущность, форма, содержание, целое и единичное, система и структура, причина и следствие, необходимость и случайность и др. Философия дает для ТГП, как и для других общественных наук, мировоззренческую основу, ориентиры, определяет направленность теоретического знания о государстве и праве.

    *историческая наука наделяет ТГП конкретным материалом. Каждый исторический этап развития человеческой цивилизации дает богатый материал для общетеоретических обобщений и выводов. Без исторической науки теория государства и права превратилась бы в абстрактную, чисто умозрительную науку.

    * Социология, напротив, более приближена к практике, так как это наука об обществе в целом, социальных процессах. Она рассматривает влияние различных социальных факторов на государство и право, которые не являются ее исключительным объектом изучения. Все государственно-правовые явления и институты отражают систему существующих общественных отношений.

    * Политология как наука о политике, политических процессах, политических нормах и т. д. изучает политику шире, чем юридическая наука, в том числе политические системы мира, политические партии, политическую культуру, нормы политической этики и др. ТГП изучает государство как элемент политической системы, а право как способ регулирования политических процессов и явлений.

    * экономическая наука, поскольку развитие государственно-правовых явлений во многом зависит от экономических факторов. Поэтому теория государства и права использует разработки экономической науки, которые позволяют глубже познать государственно-правовые явления. В частности, теория государства и права определяет пределы зависимости государства и права от экономики, способы правового управления экономической жизнью общества, активное обратное воздействие государственно-правовых явлений на экономические отношения.

    *культурологией – наукой о сущности, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры, ее значении для человечества. Высшая ценность культуры – человек, его права и свободы. Следовательно, развитие культуры определяется отношением к свободе и достоинству человека, условиями, предоставленными ему для творческой самореализации.

    *герменевтика – наука о понимании и интерпретации текстов и других явлений культуры, используется в юриспруденции для изучения юридических текстов (юридическая герменевтика).

    По отношению к юридическим наукам ТГП выступает обобщающей (общей), межотраслевой наукой, имеющей направляющее значение. Это объясняется тем, что теория обобщает, синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие понятия и категории, которые используются отраслевыми науками. ТГП выступает как наука фундаментальная, поскольку она раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовой действительности и формулирует на этой основе главные выводы, которые используются другими юридическими науками. К таким выводам относятся категории правоотношения, нормы права, формы, сущности права, функций государства и права и др. Теория государства и права имеет методологическое значение для других юридических наук, поскольку теория разрабатывает идеи, концепции, используемые другими юридическими науками.

    1. Функции теории государства и права как науки и учебной дисциплины.

    Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

    Чаще всего выделяют следующие функции.

    1. Гносеологическая функция. Гносеология – это теория познания, изучения действительности. Применительно к ТГП данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития.

    2. Онтологическая функция. Онтология – учение о бытии. Выполняя данную функцию, общая теория отвечает на вопросы, что такое государство, право, как они возникли, в силу каких причин, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем и т. д.

    3. Эвристическая функция. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. Следовательно, ТГП не ограничивается познанием, а открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений.

    4. Методологическая функция заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания государственно-правовых явлений используются отраслевыми юридическими науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. Методологическая функция проявляется и в разработке в рамках теории государства и права приемов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции.

    5. Идеологическая функция присуща всем общественным наукам, поскольку любая общественная наука играет мировоззренческую роль. Теория государства и права неразрывно связана с политико-правовой идеологией, т. е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т. д. Теория государства и права, в частности, вырабатывает и формулирует идеи, предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка и т. д.

    1. Социальное регулирование и социальная власть в первобытном обществе.

    Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество. Юридическая наука использует археологическую периодизацию, которая выделяет в развитии первобытного общества два главных этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции. Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства. В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что давала ему природа. Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, тобщность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Семейные общины объединялись в более крупные образования – в родовые объединения, племена, союзы племен. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. В первобытной общине существовали следующие институты власти: а) лидер (предводитель, вождь); б) совет старейшин; в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни. Для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности: 1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса; 2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не 30 приобретали каких-либо преимуществ; 3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев; 4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть. Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе – это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер.

    1. Социально-исторические предпосылки происхождения государства.

    На рубеже 12– 10 тыс. до н. э. произошла необходимость перехода к новому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике. На протяжении данного периода происходил переход от охоты, рыболовства, собирательства, архаичных форм земледелия и скотоводства к развитым формам земледелия (поливному, подсечно-огневому, неполивному и т. д.), а в сфере скотоводства – к пастбищному, отгонному и др. Главная сущность неолитической революции состояла в том, что для удовлетворения своих жизненных потребностей человек был вынужден перейти от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, в том числе к изготовлению орудий труда. Производящая экономика объективно привела к разделению труда, что, в свою очередь, способствовало выделению следующих групп населения: а) организаторов производства; б) непосредственных работников, выполняющих трудовые функции; в) работников информационных систем, осуществляющих учет труда и распределение его результатов; г) работников, контролирующих соблюдение норм и правил, регламентирующих указанные выше процессы. Производящая экономика привела к росту производительности труда и появлению прибавочного продукта. Возникновение прибавочного продукта, в свою очередь, привело к становлению новых форм собственности (коллективной, групповой, частной) и как следствие – к дальнейшему расслоению общества по социальному признаку. Происходит, в частности, отделение верхушки от основной массы производителей, поскольку верхушка не участвует в материальном производстве. Постепенно формируются классы, слои в обществе, различающиеся по своим интересам и потребностям, которые нередко перерастают в антагонистические. Таким образом, неолитическая революция, обусловившая переход человечества к производящей экономике, объективно привела первобытное общество к его расслоению, появлению классов и затем – к возникновению государства.
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта