Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Государственный строй Древнего Вавилона Государственная власть Вавилона

  • Местное самоуправление

  • Суд и процесс.

  • 7. Варново-кастовый строй Древней Индии Государственное устройство и общественный строй Древней Индии.

  • 8.государственность древней индии

  • Понятие дваждырождённого.

  • В чём отличие от касты (jaty).

  • 5 варну

  • Придворный совет и министры цар

  • Придворный совет

  • История российского государства и права. Тест с ответами (2020 год)  . Без имени 1. Перечень вопросов и ответов к экзамену


    Скачать 52.24 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов и ответов к экзамену
    АнкорИстория российского государства и права. Тест с ответами (2020 год)
    Дата05.01.2023
    Размер52.24 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файлаБез имени 1.odt
    ТипДокументы
    #873892
    страница2 из 3
    1   2   3

    3. По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.

    К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.

    В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть

     

    6. Государственный строй Древнего Вавилона

    Государственная власть Вавилона

    Форма правления – монархия. Царь – личность, общающаяся с богами. Власть царя была прежде всего для совершения судопроизводства. Царь – верховный судья и жрец. Царь не был верховным собственником всей земли.

    Местное самоуправление было в некоторых городах (Вавилон, Ниппур, Сиппара, Борсиппа).

    Право по кодексу Хаммурапи

    Вещное право. Представлено договором аренды и положением о владении служилым сословием. Сдавать в аренду мог только собственник. Воровство жестоко наказывалось. Риск случайной гибели лежал на собственнике. 2 вида аренды: с выгодой и без.

    Обязательственное право. Регулирует договор займа. Вещи как и люди могли служить средством обеспечения обязательства. был развит договор ссуды. Договор хранения – письм.форма Особо выделялся договор найма и подряда. Почти нет статей про куплю-продажу. Допускался договор поручения, прежде всего по договорам займа. Купля-продажа могла осуществляться в кредит.

    Брачно-семейное право. Брак был моногамным. Оформлялся посредством письменного контракта. Имущество супругов – раздельное. Прелюбодеяние наказывалось. Развод был известен, и жена и муж могли быть инициаторами.

    Наследственное право расписано подробно. Наследование - по закону и по завещанию. По завещанию было ограничено кругом собственных детей. Могло составляться в письменной форме, а могло быть оглашено при свидетелях. Наследники по закону – дети и супруг (имущество между ними делилось поровну). Дочерям нужно было отдельное распоряжение о передаче права распоряжения, иначе она могла лишь только пользоваться вещами. Существовал институт опеки.

    Уголовное право. Право кровной мести отсутствует, но есть принцип талиона. преступления против личности-членовредительские и порочащие. Карались согласно принципу возмездности. Имущественные преступления несут отпечаток сословности (кража из храма наказывалась тройным штрафом). Кража рабов квалифицировалась как кража имущества с укрытием.

    Суд и процесс.  Процессуальное право было развито. Судопроизводство было связано с административной деятельностью. Суд царя – главенствующий. Царь – верховный судья, рассматривает апелляции и жалобы на отказ в правосудии. Суд наместника и царя разбирал дела из порядка общего управления. Затем по иерархии -царский суд. Судьи назначались царем и руководствовались царскими установлениями. Самой важной инстанцией был суд общин. Суд осуществлялся на коллегиальной основе. Глава – староста. Храмовые суды продолжали существовать.

    Вавилонский суд не знал системы формальных доказательств. Чаще всего- свидетели. Рабы, женщины, кроме храмовых проституток, недееспособные не допускались. Также ордалии (испытания водой). Клятва сопутствовала свидетельскому показанию. Письменный акт также доказательство. Процесс состоял из стадий. 1 – подача иска и выслушивание сторон. 2 – представление суду доказательств правоты сторон. 3 – вынесение решения и приведение его в действие немедленно.

    7. Варново-кастовый строй Древней Индии

     Государственное устройство и общественный строй Древней Индии.

    В древнеиндийских городах-государствах правители раджи гарантировали безопасность внешних границ, одаривали своих подчиненных землей, собирали налог. Совет общины со временем теряет свое значение, превращаясь в паришад — консультирующий раджу орган. V - IV вв. до н.э. ознаменованы соперничеством между Древнеиндийскими государствами Кошала и Магадха, которое завершилось победой Магадхи (в дальнейшем разгромившим армию Александра Македонского) и образованием государства Маурьев.

    Древнеиндийский политический трактат «Артхашастра» определяет империю Маурьев, существовавшую в IV—II в. до н.э., как крупнейшее государство на всем Древнем Востоке. Создателю этого трактата — Каутилье, одному из советников правителя, принадлежат также Законы Ману, созданные во II в. до н.э. В Древнеиндийском царстве существовало сословно-кастовое разделение общества.

    Различались следующие касты-варны:

    - брахманы — священнослужители, жрецы, властью которых осуществлялись определенные религиозные ритуалы, церемонии, песнопения;

    -  кшатрии — воины, данная каста образовалась в результате военных походов армии в Северную Индию;

    - вайшии — земледельцы, ремесленники, которые обособились, считая, что кшатрии, будучи захватчиками, имеют полное право на приобретенное богатство, в том числе и пленных, ставших рабами; уплачивали налог - бали на содержание высших каст;

    •  шудры — рабы, среди них завоеванные аборигены и обедневшие арийцы, отрабатывающие долги; им не разрешалось принимать участие в жертвоприношениях богам, ритуалах — «самскарах».

    • 8.государственность древней индии

     Территория. Территория обозначалась через термины «племя» и «племенная территория». Границы не были четко определены, но с течение времени они появились.

    Территория должна была быть населена, ненаселенная территория не представляла интереса. Территория – вещь приносящая доход.

    Исторически каждое государство подразделялось на desa. Она подразделялись на растры. Управление ими осуществляли rastripati. Растры делились на висаи, которых была своя глава. Однако существуют еще другие территориальные деления.

    Город находился под управлением градоначальника. Он ведет учет народа, занимается делами города. Однако, в некоторые времена города также управлялись советами – коллегиями из 5 ответственных лиц. Советов было несколько по разным отраслям.

    Община

    Царь – собственник всей земли, который делит ее с общиной. Община – коллектив собственников, владеющих землей. Земля подлежала купле-продаже, но по факту все равно принадлежала всей общине. Община включала в себя представителей разных каст.

    Управляли общиной:

    1. Магистрат – должностное лицо

    2. Староста. Избирался сабхой общины, а в последующем назначался царем

    3. Сборщик податей

    4. Деревенский писарь

    5. Ночной сторож

    Они составляли панчат, который должен был поддерживать мир и спокойствие на территории общины.

    Varnasrama

    Варнасрама — система варн. Важная штука, так как принадлежность к варне имела для человека сразу эк-е, соц-е, рел-е и юридич. значение.

    Понятие дваждырождённого. Д. означает, что под воздействием изучения Вед данное лицо словно второй раз рождается, т.е. у него появляются разум и душа.

    Варна — не сословие. Варна замкнутая, есть нормы, регул-е деятельность её членов, цели, ради которых она сущ-т, НО: нет собственных органов, которые бы осущ-ли рук-во ею (старшинство у брахманов зависит от знания, у кштария — от доблести и т.д.). Надзирает же за их деят-ю только царь.

    Предназначение варны. Исполнение дхармы. Выражается в первую очередь в исполнении только ей присущих рел-х обрядов + профессии опред-е, опред-й объём изучения Вед

    В чём отличие от касты (jaty). О касте в некотором плане как раз таки можно говорить как о сословии, т.к. у неё есть свои кастовые органы управления. Основа касты — рождение + унаследованная от родителей профессия.

    Теперь сами варны (это свободное население):  

    1) Брахманы — дваждырождённые; обучение, изучение Вед, жертвоприношения для себя и для других, раздача и получение милостыни установлены для брахмана; но — это идеал, если нет возможности его воплотить в жизнь, можно заниматься и чем-то другим (кроме деятельности неприкасаемых); а так — странствующие и деревенские жрецы; нельзя, однако, богатеть; будет отвлекать от изучения Вед; денежными операциями может заниматься только через посредников (кроме крайней нужды, но и то — тогда можно торговать только опред.товарами), нельзя брать в руки оружия кроме случая крайней необходимости;, брахману приписываются самые лучшие качества;   только они первоначально могли изучать Веды, но очень скоро это положение утратило силу; просто изучали Веды в бОльшей степени, чем остальные; начинали изучение Вед с 8 лет, можно с 5; к 16 нужно было пройти уже весь первонач.курс

    2) Кштарии — дваждырождённые; охрана подданных, раздача милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и неприверженность к мирским утехам установлены для кштария; такова дхарма воинов и правителей (царь из этой варны); идеал кштария — смерть на поле боя, начинал изучение Вед с 11 лет, совершеннолетие — 22 года, свои особые виды жертвоприношений (н-р, ж-е коня), кштарии написали «Махабхарату», «Рамаяну»

    3) Вайшьи — дваждырождённые; пастьба скота, раздача милостыни, жертвоприношения, изучение Вед, торговля, ростовщичество, земледелие установлены для вайшьев; но: производством занимались на самом деле все варны, начинали изучать Веды с 12 лет, совершеннолетие — 24 года, 10-кратная разница в штрафе за убийство вашьи и кштария

    4) Шудры — НЕ дваждырождённый; близки к рабам, но юр.свободные; живут своим трудом, служат всем остальным варнам; шудре запрещено изучать Веды (но — слабо соблюдался запрет)

    НЕ мог быть судьёй, НЕ мог совершать жертвоприношения, НЕ мог делать подари брахману, подходить к нему близко, в уг.порядке наказывали строже всех

    Некоторые учёные ещё выделяют в 5 варну – неприкасаемых — потомков автохтонов тех земель, дасов.  Как становились дасами: по рождению; убив брахмана; вступив в рел.секту; варвары, иностранцы; во время нек.обрядов появлялась временная неприк-ть. выполняли самую грязную с обрядовой т.з. работу. одеваться могут только в лохмотья, есть могут только из поломанной посуды, могли служить в армии

    Далее — несвободное население (рабы даса тоже звались, всё по названию тех несчастных автохтонов) рабом НЕ мог быть арий; он мог быть только предметом заклада, но обязательно должен был быть выкуплен. были рабы вечные (по рождению, куплей, получением в дар, по наследству) и срочные (долг, имеющий питание во время голода, военнопленный...) раб-военнопленный освобождал себя работой на господина в половину суммы, полученной от его продажи. рабу до 18 лет — нельзя без его согласия определить его на чёрную работу. рабыня, родившая господину ребёнка, получала вместе с ним свободу

    Varnasamkara

    Смешанные браки в Индии запрещались. Муж и жена должны были принадлежать одному варну. Но произошло смешение и появились Varnasamkara. Заключенные браки между представителями разных варн при которых муж был в более высшей варне – anuloma. Такие браки были разрешены. Когда жены выше – не разрешены, т.к. нарушался дхарма.

    ВЛАСТЬ. К области гос.власти древние юристы относили: суверен + министры + столица + казна + армия + союзники. Рассмотрим некоторых из них.

    Раджа-царь. Драхма царя — в служении трём ценностям: дхарме, артхе, каме (закон, польза, любовь). Он должен наставлять своих подданных, направлять их на истинный путь.

    Средство — danda. Высшая власть налагать наказание.  Личность царя обожествлялась, хотя и само объяснение его власти было вполне рациональным: не было царя → люди рассеялись во все стороны из страха...царь был создан для охраны этого мира. Царь при этом всём — наполовину божество, наполовину — человек. НО, парадокс: такое понимание царской власти не породило у царя священнических прав; у него были только полит., воен. и суд.полномочия.

    Особый был порядок наследования престола в Индии. Во-первых, в целом в Индии приветствовалось единонаследие, НО: бывали случаи диархии. Во-вторых, в целом действовал принцип первородства, НО: решающим являлся тот факт достоинства кандидатуры.

    В обязанности царя входили: покорение врагов, защита подданных от них, командование армией, сбор налогов и управление финансами, отправление правосудия и наказание виновных (освобождает от наказания вора — грех переходит на него), правотворчество в виде указов, отправление культа, нек.виды жертвоприношений

    Придворный совет и министры цар  Министры — сановники при царе. Царь должен был постоянно с ними совещаться. Совещания проходят в таком режиме: царь задаёт вопрос; узнаёт их мнения по отдельности; затем выслушивает всех; затем принимает собственное решение и ставит об этом в известность советников.

       Помимо этого советники руководили отдельными отраслями управления. Участвовали они и в осуществлении правотворческой ф-и царя. Главные семь-восемь сановников составляли Придворный совет.



    8. Государственный строй Древней Индии в эпоху Маурьев

    1.Законы Ману являются так называемой дхармашастрой – сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

    Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновос (кастовое) устройство.

    2. В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

    • наследование;

    • получение в виде дара или находка;

    • покупка;

    • завоевание;

    • ростовщичество;

    • исполнение работы;

    • получение милостыни;

    • давность владения (10 лет).

    3. В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

    • договор займа;

    • договор найма рабочей силы;

    • договор аренды земли;

    • договор купли-продажи;

    • договор дарения.

    Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

    Вследствие применения труда свободных наемных работников (кармакаров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

    Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации – землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

    Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

    В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

    4. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.
    1   2   3


    написать администратору сайта