История российского государства и права. Тест с ответами (2020 год) . Без имени 1. Перечень вопросов и ответов к экзамену
Скачать 52.24 Kb.
|
5. Законам Ману известны следующие понятия уголовного права: • формы вины; • рецидив; • соучастие; • тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий: • принцип талиона ("мера за меру"); • ордалии (суд богов); • принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Виды преступлений, называемых Законами Ману: • государственные преступления; • преступления против собственности; • преступления против личности; • преступления, посягающие на семейные отношения. На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже. К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Законы Many знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось. Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе: • смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.); • для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы; • членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); • штрафы; • изгнание; • тюремное заключение. 6. Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения. Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п. 9. Социальная структура и правовое положение населения Древнего Китая. Право и общество Китая Китай – древняя, автохтонная культурная общность. Китайская форма сознания противоположна европейской и близка традиционным восточным формам Древнекитайская правовая идеология. Древнекитайская философия может быть представлена тремя великими школами: даосизм, конфуцианство, легизм. 1. Основатель даосизма – Лао-Цзы – буквально «старый ребенок». Основным в учении даосцев является понятие дао – особая практика мудрствования, напоминающая стихийную диалектику: попытку совмещения проблемы бытия с проблемой знания. В основе совершенствования личности он видел принцип сдерживания желаний. Идеал даосцев – чистый младенец, он совершенен потому, что не знает желаний и страстей. Первый шаг к совершенству - распознавание желаний и их сдерживание, второй – следование разумному течению в мире вещей. Главное достижение совершенства – ничегонеделание. 2. Учение Конфуция можно определить как религию. В современном Китае культ Конфуция является несущей опорой государственной идеологии. Основная проблема конфуцианства: «Как учредить совершенное правление?» Главный вопрос для него – совершенство человека, прежде всего правителя, затем подданных. Главное - учение о ритуале как пути исправления существующего неустройства – это единственное средство правления. Ритуал начинается с присвоения правильных имен, названий вещам. Имя должно соответствовать обстоятельствам и условиям сути называемого. Другая составляющая ритуала – почтительность, она важна для действий. Она распадается на гун – почитание себя, цзин – почитание родителей, вэй – боязнь старших и по возрасту, и по должности. Ритуал определяется как способ управления, наведения порядка, реализации человеческого Я. Конфуций и большинство его учеников по общественному положению принадлежали к сословию ши – ученых мужей, которые по служебной иерархии -> за дафу – первыми вельможами государя (вана). В области практического введения конфуцианства в управление господствуют 2 элемента: налоговая система и забота об устройстве быта крестьян. Именно крестьянство является основной производительной силой страны (бэнь). В налоговой системе – регулирование с помощью государства системы землепользования, при помощи которой устанавливается десятина со всех видов доходов. 3. Легизм – восстановление небесной гармонии в государстве только через фа (закон). Проводить в жизнь законы и заботиться о том, чтобы всем были ясны достоинства правителя – долг сановника. Особо резко критиковали легисты традиционные учения. Расцвет легизма совпал с эпохой централизации страны, наглядным памятником которой является Великая китайская стена. В Китае были проведены широкие реформы: улучшение земледелия, торговли и управления. Введена частная собственность на землю, что нанесло самый существенный удар по общине- превратилась в обычный орган местного управления. Затем в Китае частную собственность отменили, потом снова вернулись к идеям Шан Яна, в эпоху Тан вопрос о частной собственности не был решен окончательно, но были ограничены размеры надела, в эпоху маньчжурской династии ограничения были сняты. Внутренняя структура рода была сложна. Выделялись 2 возрастные группы: фу сюн – отцы – старшие братья и цзы ди – сыновья – младшие братья. Орган управления цзун цзу – сань лао, «совет старейшин» - представители наиболее прямых нисходящих линий от тай цзу (эпонима, который служил своеобразным тотемом объединения, культ одного общего предка). Помимо родового культа их связывала общность имущества, распоряжаться которым могли только фу сюн, но в пределах цзу (рода), общность кровной мести друг за друга, и военное назначение. На поле боя они строились вместе, как родовые клинья германцев. Население. В Китае население делилось на 2 большие группы: юридически свободных и несвободных. Свободные в зависимости от развитости институтов государства подразделялись на бюрократию, военных и крестьянство с горожанами. Горожане подразделялись на городской патрициат, торговое сословие и городское ремесленное население. Чиновничество никогда не составляло замкнутой группы, но наследственность профессий была желательной. Основной принцип – получение ранга знатности только за заслуги. Но сын чиновника имел больше шансов стать чиновником, чем сын крестьянина. Самые главные посты в Китае – дафу и ши. Воины. Воинство делилось на 2 класса: профессиональные воины, которые больше ничем не занималось, и воины по набору - народное ополчение – армия милицейского состава, которая набиралась регулярно для обучения. В иньский период военная и гражданская службы не совпадали, а в последующие эпохи стали совпадать. (Принцип взаимозаменяемости). Крестьяне и ремесленники. Народ минь (простой народ) состоял из крестьянства и ремесленников. Ремесленники жили в 3х квадратах города под наблюдением чиновников. Город делился на 21 сян (типа районов). Самоуправление корпоративных групп не было в чести у китайцев, предпочтение отдавалось централизации. Рабы. Рабство в Китае сохраняло черты патриархальности. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве. Не существовало общего термина для обозначения понятия раб (тун, це, ну). Основной источник рабства в Китае – плен или торговля неханьцами. Но идеальным источником рабства считалось воспроизводство, а не их приобретение на стороне. В циньскую эпоху выделялась особая категория таких рабов: нучань-цзы – «сын, рожденный от раба», этот порядок встречается и в эпоху Тан (10 век по Р.Х.), цзячаньну – раб, рожденный в семье. Уголовное наказание служило традиционным источником рабства уже с эпохи Шан. Возникновение рабства через залог при договоре займа было достаточно сложно осуществимо, но эта форма все же была. Рабство как термин было уничтожено в Китае в 9 г. По Р.Х., реформой Ван Мана было запрещено употреблять слово «раб». Правопонимание по-китайски В основе китайской системы права лежит постулат, согласно которому объективное право вступает в силу только тогда, когда не действуют нормы морали. Право в Китае считали атрибутом варваров, которым не доступно понимание моральных ценностей (ли). Но были и моменты в развитии Китая, когда нормы были «повреждены», именно исправление поврежденных нравов считается пафосом легистов и конфуцианцев. Легисты прибегают в этом случае к методу фа. Черты китайского права: 1.Стабильность 2.Отсутствие систематики – китайское право – это способ достижения добродетельного правления (о публичном праве), осознание вины – в уголовном праве, достижение благополучия и зажиточности – частное право 3.Архачность форм (каузальна, трудно обобщать и применять аналогию) 4.Мало юридического материала (приходится применять метод филиации) Источники права 1. Форм выражения права было несколько. Первые три – Дао (путь), Ли (ритуал), Фа (формальный закон). (Выше про это говорилось в описании конфуцианства и т.д.) Эти формы неотделимы от морали, но легисты всё же пытались это сделать (закон фа). 2.Произведения Конфуция, других философов служили источником для решений по судебным и административным делам. 3. Мин – формальный приказ сюзерена исполнить что-то определенное, который он отдавал вассалу. (С эпохи Чжоу). 4. Прецеденты – бОльшую роль играли в сфере администрации. 5. Обычай, ряд фольклорных произведений – «Шу цзин» Вещное право китайцев. Абстрактное понятие собственности – глагол ю «иметь собственность». Начиная с циньской эпохи собственность разделялась на движимую и недвижимую. Недвижимость – все, что прикреплено корнями к земле. Собственность подразделялась в зависимости от статуса ее субъекта – частная (сы) и государственная (гун). Во время сделки купли-продажи недвижимости необходимо было присутствие родственников продавца – свидетелей – они подтверждали отказ от права семейного (родового) выкупа. В ханьскую эпоху появляется и договор аренды (арендатор вступает и в частноправовые и в публично-правовые отношения, т.к. государственные повинности несет он, а не собственник). Защита права напоминает деликтную ответственность с перенесением ответственности не только на имущество, но и на личность деликвента.(Включение телесных наказаний) Залог применялся как к движимым (включая рабов и членов семьи), так и недвижимым вещам. Обозначений залоговых отношений много: чжи, дянь, те. Для того, чтобы залог привел к праву собственности необходима была формальная сделка по купле-продажи. Обязательственное право. 1. Обязательства заключались в письменной форме, но иногда разрешалась устная форма при свидетелях. Если стороны были неграмотны, то использовался отпечаток пальца. 2. Несвободный характер обязательств. Договор займа – процентный и беспроцентный. При процентном займе различали бэнь (основная сумма долга) и ли (рост). Этот вид обязательства обеспечивался поручительством. Договор ссуды - выдавалась казной или частными лицами. Договор купли-продажи – долго сохранял форму мены, т.к. покупательная цена исчислялась в натуральных продуктах. Договор найма – нанимаясь на работу или в услужение, наймит (юнке) сохранял личную свободу. Кауза договора – продажа труда. Наследственное право. К наследованию допускались все, независимо от пола, даже наложницы. Только незаконнорожденные могли претендовать на 1\2 от обычной доли. При несовершеннолетии наследников имуществом управляла вдова, если она была мертва, то ближайший агнат. При вторичном выходе замуж необходим передел имущества. К наследованию не допускались замужние дочери. Старший сын мог наследовать и общественное положение отца. Приданое, которое брала с собой дочь, являлось символическим выкупом ее права наследования сначала общеродового, потом семейного имущества. Брачно-семейное право. В ранние эпохи рабы также входили в семью. Считалось обязательным, чтобы все носили одну и ту же фамилию. У главы семьи власть была неограниченной. Китайский брак был лишен религиозной формы. Китаянка могла свободно выходить замуж за иностранца. Был запрет инцеста. По форме брак регулировался договором купли-продажи. Обязательным элементом было сыюе – заключение формального соглашения между сторонами. Договор был консенсуальным. Расторжение договора наказывалось телесно, причем только невесту. Китайский брак был полигамным. (Включая конкубинат). Китайский брак знал развод. Прежде всего по взаимному согласию сторон. Жена могла потребовать развод, если только муж нарушил долг (причинение побоев деду, бабке жены, убийство дяди по отцу и т.д.) Муж мог потребовать развод, если: 1. не было детей 2.прелюбодеяние жены 3.ссоры со свекром и свекровью 4.болтливость жены 5.воровство 6.ревность жены 7.неизлечимое заболевание жены Если жена не: 1.была в трауре по свекрови и свекру 2.если в браке они разбогатели 3.жене не к кому было уйти. Уголовное право. Различались гу и – преднамеренные и гоши – непреднамеренные преступления. Первые квалифицировались, если обнаруживался прямой умысел. Различали сговор, покушение на преступление (шан дао). Преступления подразделялись по объектам на государственные и частные. Государственные преступления – преступления, направленные против императора, вана, представителя власти, их жизни и здоровья. Различались заговор и бунт. Наказанием за эти преступления было уничтожение виновных. Преступления частные: преступления против личности и собственности. Преступление против личности: убийства – гоши ша - убийство по ошибке, гу ша - преднамеренное убийство, причинение телесных повреждений. Имущественные преступления: квалифицировались на кражи – цедао – незаконное приобретение имущества и разбой цзян дао – похищение чужой вещи с помощью угрозы или силы. Наказание смягчались или ужесточались в зависимости от статуса потерпевшего или преступника, в зависимости от объекта преступления. Похищение храмовых, ритуальных вещей наказывалось естественно строже. 10. Государственный строя Древнего Китая. Периоды истории Древнего Китая. Общественный и государственный строй древнекитайских государств. Объединение во II тысячелетии до н.э. иньских племен было обусловлено необходимостью — коллективно осуществлять производство, восстанавливать земли после разлива рек, защищаться от нашествий. Обожествление правителя — вана, присуждение ему верховной собственности на землю способствовало централизации власти. Так началась эпоха Инь, или Шан. В этот период имело место сословно-кастовое разделение: - родовая аристократия — правители, их родственники и руководители родовых объединений; - свободные крестьяне — общинники, 1/9 часть земли обрабатывали всей общиной, чтобы выплатить ренту-налог правителю; - рабы, служащие знатным людям. Захват чжоусскими племенами государства Инь в XII в. до н.э. приводит сначала к централизации власти, а затем к раздробленности, когда власть вана стала ограничиваться только пределами его землевладения — домена, что наблюдалось уже в VIII в. до н.э. Помимо перечисленных каст эпохи Инь появляется сословие чиновников, «кормившихся» также с определенных общин. Постепенно власть правителя и его чиновников стала носить наследственный характер. Ван приобретает титул «сына Неба» и является первосвященником. Налог-рента заменяется натуральным налогом (продуктами) соответственно земельному участку, обрабатываемому отдельной семьей. Царским хозяйством управлял цзай, а особо важные и секретные поручения доверялись шань-фу — стольнику. Для контроля в государстве в уделы направлялись чжухоу. Vв. до н.э. ознаменован возникновением конфуцианства, объединением мелких государств в империю, ростом экономики с приходом в производство и сельское хозяйство железных орудий труда. Уже к 221 г. до н.э. завершается объединение китайских земель, наступает царство Цинь, основанное на прочной государственной собственности на землю. Укрепляется аппарат чиновников, которых насчитывалось 20 рангов, получавших заработную плату: часть — деньгами, часть — зерном. Император был олицетворением божественной власти — ди. Он считался и высшим судьей, и главнокомандующим. Император Цинь наделял судебными полномочиями «ведомство наказаний». Судьи на местах обладали правом вынесения приговора, руководили тюрьмами. Несмотря на бюрократический контроль, в Древнем Китае сохранилась община как обособленная структура. Руководители — «отцы-старейшины» принимали все необходимые меры для сохранения общинной земли. Определенной степенью независимости обладали и города, во главе которых стоял совет старейшин — саньлао. Армия древнекитайского государства формировалась в основном за счет полупрофессионалов (23—56 лет), размещенных в военных поселениях. Помимо оборонных функций обязанностью армейцев был и розыск преступников. 10. Право Древнего Китая. 1. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы. Земля: • в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями; • во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность; • период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати. Рабы: • в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало; • во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные; • период Цинь - широкая и свободная торговля рабами. 2. Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе: • договор мены; • договор купли-продажи; • договор дарения; • договор займа; • договор аренды земли; • договор личного найма. Договор мены появился одним из первых. Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины. Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство. В V - III вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли. 3. В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным. 4. Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить: • государственные - мятеж, заговор; • религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу; • против личности - убийство, нанесение телесных повреждений; • против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота; • воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др. Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений. Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение. К видам наказаний относились: • смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю); • членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин); • штрафы, позволявшие откупиться от наказания; • тюремное заключение. Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др. 5. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации. Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения). Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами. 11. Основные черты права Древнего Египта. |