История, культура во Франции в НВ. История и культура Франции_НВ. Период с первой половины xvii в по 80е годы xix в обычно называют Новым временем, новой историей
Скачать 318.62 Kb.
|
Введение Период с первой половины XVII в. по 80-е годы XIX в. обычно называют Новым временем, новой историей. Понятия эти появились в европейской науке в эпоху Ренессанса, когда историю стали делить на древнюю (античность), среднюю (средневековье) и новую. Начало новой истории в XIV- XV вв. гуманисты Возрождения связывали с расцветом наук и искусств. В дальнейшем термин «Новое время» приобрел иные значения и продолжает использоваться с необходимыми уточнениями, которые касаются, прежде всего, основных, наиболее существенных черт Нового времени, его отличия от других исторических периодов, его хронологических и географических границ. Проблемам истории и культуры Нового времени посвящена огромная, практически необозримая литература. Поскольку речь идет о сравнительно недавнем прошлом, объем информации необычайно велик. Помимо многообразия различных точек зрения, философских, исторических, культурологических, искусствоведческих теорий, в этой области гуманитарного знания как нигде сильно влияние идеологий, главная цель которых не объективное описание, а защита интересов определенной группы людей. Идеологические элементы содержит большинство концепций Нового времени, а их существует много десятков. Мы коснемся тех из них, которые сыграли главные роли в формировании современной картины Нового времени во Франции. Некоторые ученые рассматривают Новое время как одну из стадий в эволюции человеческого общества. Так, в учении К. Маркса (1818-1883) история изображается как подчиненный объективным законам процесс смены общественно-экономических формаций. Его важнейшим фактором является классовая борьба. Суть новой истории марксизм видит в развитии капиталистической формации, где основными общественными классами становятся капиталисты (буржуа) и наемные рабочие (пролетариат). Маркс считал, что неустранимые (прежде всего - классовые) противоречия капитализма должны привести к его гибели. Выступая как идеолог революционного движения и пророк нового, коммунистического общества, Маркс в то же время был крупным экономистом, социологом, историком. В 50-60-е годы XX в. Р. Арон и У. Ростоу создают теорию индустриального общества. Она описывает переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют сельское хозяйство и сословная иерархия, к промышленно развитому обществу с массовым производством, рыночной экономикой и демократическим социальным строем. В основе этого перехода лежат технические нововведения в сочетании с духом предпринимательства и конкуренции. Индустриальное общество складывается в Европе в XVII-XIX вв. Сегодня в западных и российских публикациях часто употребляется выражение «эпоха модерна» (от франц. модерн - новый, нынешний, современный). Под модерном понимается политическая и экономическая система, созданная в тех же XVII-XIX вв. в Европе и США, вместе с соответствующими ей формами культуры. Распространение норм эпохи модерна на другие регионы мира называется модернизацией. Общества, не пошедшие по пути модернизации, относятся сторонниками этой концепции к числу отсталых, примитивных, неразвитых и даже находящихся вне истории. Идеологическая направленность этих взглядов очевидна. Немецкий социолог, историк и философ М. Вебер (1864-1920) считал, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантской этике, привившей людям такие черты, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. Термины «Новое время», «капитализм» Вебер, в отличие от Маркса, употреблял не в качестве названий реально существующих эпох или общественных формаций, а как схемы, удобные для упорядочения исторического материала. В. Зомбарт (1863-1941), немецкий экономист, социолог и историк, собрал и систематизировал огромное количество сведений о процессе возникновения капитализма, особо подчеркнув роль религиозных и идеологических течений. Тип мещанина, буржуа, капиталиста сложился в XIV в. в городах Италии. Это человек, желающий обогатиться с помощью методичного, каждодневного труда, чтящий бережливость, умеренность, солидность, честную конкуренцию. В XIX в. стиль поведения и образ жизни буржуа меняются. Тон теперь задают те, кто хочет добиться успеха любой ценой, кто постоянно демонстрирует свою силу и богатство. Итак, можно видеть два подхода к изучению Нового времени. Один уделяет главное внимание появлению новой формы общества (капиталистического, индустриального, модернизированного), другой - формированию человека нового типа. К первому тяготеют многие историки, ко второму - культурологи и философы. Впрочем, большинство современных исследований и описаний Нового времени стремится дать его многомерное изображение, используя различные научные традиции. Наиболее интересны в этом смысле работы ученых французской исторической школы «Анналы», которые выступили за поворот к изучению длительных процессов, эволюции разного рода структур (демографических, рыночных, массового сознания), за введение в историю математических методов обработки данных. Таков трехтомный труд Ф. Броделя (1902-1985) «Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV- XVIII вв.». Цель данной работы - это изучение истории и культуры Франции в период Нового времени. . История Франции: революции Нового времени Затянувшийся на 54 года «век Людовика XIV» - это и апогей французского абсолютизма, и начало его упадка. Людовик XIV отменил Нантский эдикт, закрепляющий веротерпимость. Тюрьмы и галеры заполнились гугенотами. В результате десятки тысяч протестантов покинули страну, среди них множество искусных ремесленников и богатых торговцев. Король выбрал местом своей резиденции Версаль, где был создан грандиозный дворцово-парковый ансамбль. При нем абсолютизм в истории Франции достиг своего апогея. «Государство - это я». К концу правления Людовика XIV Франция была разорена изнурительными войнами, население страны значительно сократилось. Все эти итоги «века Людовика XIV» свидетельствовали о том, что французский абсолютизм исчерпал свои исторические прогрессивные возможности. Упадок монархии. Людовик XV (1715-1774) старался подражать своему блестящему предшественнику. Людовику XV принадлежит высказывание: «После меня - хоть потоп». В 1774 году французская корона досталась Людовику XVI. В это время в истории Франции необходимость реформ была очевидна многим. Монархия оказалась на пороге финансового банкротства. Банкиры отказывали в новых займах. Великая французская революция В поисках выхода правительство обратилось к попыткам реформ, в частности возложить часть налогов на привилегированные сословия. Был разработан проект бессословного поземельного прямого налога. Для того, чтобы провести в жизнь эту реформу, были созваны Генеральные штаты, которые открылись 5 мая 1789 года в Версале. Депутаты третьего сословия отвергли сословный принцип представительства и 17 июня провозгласили себя Национальным собранием, т.е. полномочным представителем всей нации. июля 1789 года Собрание провозгласило себя Учредительным собранием. Придворные круги и сам Людовик XVI решили силой пресечь начинавшуюся революцию. К Парижу были стянуты войска. июля ударили в набат, город был охвачен восстанием. К утру 14 июля город был в руках восставших. Кульминацией и завершающим актом восстания стали штурм и взятие Бастилии. Взятие Бастилии было в истории Франции началом Французской революции. Декретами Учредительного собрания безвозмездно отменялись церковная десятина, право сеньориальной охоты на крестьянских землях и т.д. Главные повинности - цензы, шампары и т.п. были объявлены собственностью сеньоров и подлежали выкупу. августа Собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина», которая возвещала равенство всех перед законом и право на занятие любых должностей, свободу слова и печати, веротерпимость. октября, уступая народному требованию, королевская семья переехала из Версаля в Париж, где она была под надзором революционной столицы. В Париже обосновалось и Национальное собрание. Людовик XVI был вынужден безоговорочно одобрить Декларацию прав, санкционировал декреты 4-11 августа 1789 года. Затем Учредительное собрание ликвидировало сословные привилегии, отменило институт наследственного дворянства, дворянские титулы и гербы. Утверждая свободу предпринимательства, оно уничтожило государственную регламентацию и цеховую систему. Декретом 2 ноября 1789 года Учредительное собрание конфисковало церковные владения. В сентябре 1791 года Учредительное собрание завершило выработку конституции, которая устанавливала во Франции буржуазную конституционную монархию. В ночь на 21 июня 1791 года королевская семья тайно покинула Париж и двинулась к восточной границе. Опознанные в пути и задержанные, беглецы были возвращены в Париж. Теперь демократическое движение приняло республиканский характер. В сентябре 1791 года Собрание одобрило окончательный текст конституции, принятой Людовиком XVI. После этого Учредительное собрание разошлось. На основе цензовой системы было избрано Законодательное собрание, первое заседание которого состоялось 1 октября 1791 года. февраля 1792 года Австрия и Пруссия заключили военный союз против Франции. Над Францией нависла угроза иностранной интервенции. Многие круги во Франции тоже хотели войны. апреля Франция объявила войну Австрии. Начало войны было неудачным для Франции. Неумолимо надвигалось вторжение вражеских войск на территорию Франции. Королева Мария-Антуанетта переслала австрийцам французские военные планы. Во Франции спешно формировались батальоны волонтеров. В Париже началась подготовка к восстанию с целью отстранения от власти Людовика XVI и выработки новой конституции. В ночь на 10 августа 1792 года началось восстание. В ратуше выбранные парижанами комиссары образовали Парижскую коммуну, которая взяла власть в столице. Собрание лишило Людовика XVI трона. Первая республика сентября начал свою работу Национальный конвент; он принял декрет об уничтожении королевской власти; 22 сентября Франция была провозглашена республикой. Преданный суду Конвента, Людовик XVI 21 января 1793 года был гильотинирован. 31 мая - 2 июня в Париже вновь вспыхнуло восстание. К политическому руководству в республике пришли якобинцы. 24 июня 1793 года Конвент принял новую конституцию Франции. Она предусматривала республику с прямыми выборами и всеобщим избирательным правом для мужчин с 21 года, провозглашала демократические права и свободы. Это было время жесточайшего террора, когда во Франции непрерывно работала гильотина. июля (10 термидора) 1794 года объявленные вне законаРобеспьер, Сен-Жюст и их соратники (всего 22 человека) были гильотинированы. Якобинская диктатура пала. В августе 1795 года термидорианский Конвент принял новую конституцию Франции взамен якобинской, которая так и не была проведена в жизнь. Исполнительная власть вручалась Директории из пяти человек. Четыре года режима Директории в истории Франции были временем социально-экономической и политической неустойчивости. Собственники хотели стабильности и порядка, сильной власти. Наиболее подходящим человеком для осуществления военного переворота оказался Наполеон Бонапарт. Переворот произошел 9 ноября 1799 года. Власть перешла к трем временным консулам фактически во главе с Бонапартом. Консульство и Первая империя (1799-1814) Консульство (1799-1804) Фактически это был режим личной власти Наполеона. Усилению власти Наполеона Бонапарта способствовали беспрерывные, успешные для Франции войны. В 1802 году день рождения Наполеона был объявлен национальным праздником, с 1803 года на монетах появилось его изображение. Первая империя (1804-1814) В мае 1804 года Наполеон был провозглашен императором Франции под именем Наполеона I. В годы Консульства и империи в истории Франции демократические завоевания революции в большинстве своем были ликвидированы. Успешные войны и протекционистская политика способствовали промышленному развитию Франции. Стремясь объединить вокруг режима большинство нации, Наполеон взял на вооружение рожденную Французской революцией идею единства нации. Но это была уже пропаганда национальной исключительности французов, гегемонии Франции на международной арене. Годы Консульства и Первой империи отмечены почти беспрерывными кровопролитными войнами, которые вела наполеоновская Франция с государствами Европы. В завоеванных странах и вассальных от Франции государствах Наполеон вел такую политику, которая была направлена на превращение их в рынок сбыта для французских товаров и в источник сырья для промышленности Франции. Наполеон неоднократно говорил: «Мой принцип - Франция прежде всего». Уже к 1806 году Наполеоном Бонапартом была образована огромная империя, напоминавшая о временах Карла Великого. В конце первого десятилетия XIX века начался кризис Первой империи во Франции. Проявлением его были периодические экономические спады, растущая усталость широких слоев населения от беспрерывных войн. В 1810-1811 годах во Франции начался острейший экономический кризис. Последний удар по наполеоновской Франции нанесли военные поражения 1812-1814 годов. -19 октября 1813 года под Лейпцигом состоялась битва народов - решающее сражение между армией Наполеона и объединенной армией союзных государств Европы. Армия Наполеона была разгромлена. Сенат под давлением европейских держав принял решение вновь возвести на французский престол династию Бурбонов - графа Прованского, брата казненного Людовика XVI. 30 мая 1814 года в Париже был подписан мирный договор: Франция возвращалась к границам 1792 года. Реставрация (1814-1830) месяцев правления Бурбонов оказалось достаточно, чтобы вновь оживились пронаполеоновские настроения. Угроза реставрации феодальных порядков, увольнение более 20 тыс. наполеоновских офицеров и чиновников вызвали взрыв недовольства Бурбонами. марта 1815 года с тысячей гвардейцев Наполеон высадился на юге Франции и предпринял попытку восстановить свою империю. но18 июня 1815 года в битве при Ватерлоо наполеоновская армия была окончательно разбита. Разгром армии Наполеона Бонапарта в битве при Ватерлоо привел ко второй реставрации монархии Бурбонов во Франции. На трон был вновь возвращен Людовик XVIII. Однако полный возврат к прошлому был уже невозможен. Режим Реставрации не посягнул на те изменения в распределении земельной собственности, которые произошли в годы Великой французской революции и в годы Первой империи. В 1824 году умер Людовик XVIII. Под именем Карла X на престол вступил его брат. Карл X начал вести откровенно продворянскую политику. июля 1830 года король подписал ордонансы (указы), которые явно вели к восстановлению абсолютистского строя в стране. Буржуазия вынуждена была решиться на борьбу. Париж ответил на ордонансы вооруженным восстанием. Карл X бежал в Англию. Но монархия во Франции была сохранена. На трон был приглашен представитель Орлеанской династии, традиционно близкой буржуазным кругам. 7 августа Луи-Филипп Орлеанский был объявлен королем Франции. Июльская монархия (1830-1848). В стране была установлена буржуазная монархия. При Луи-Филиппе господствовала финансовая буржуазия, крупные банкиры. В этом же 1847 году во Франции разразился циклический экономический кризис, который вызвал резкое сокращение производства, потрясение всей денежной системы и острый финансовый кризис. Страна была накануне революции - третьей по счету с конца XVIIIстолетия. февраля 1848 года весь Париж покрылся баррикадами, все важные стратегические пункты оказались в руках восставших. Луи-Филипп отрекся от престола и бежал в Англию. февраля 1848 года Временное правительство провозгласило Францию республикой. Вторя республика Выборы президента были назначены на 10 декабря 1848 года. Победил племянник Наполеона I - Луи Наполеон Бонапарт. Но Луи Наполеон повел откровенную борьбу за то, чтобы стать императором. 2 декабря 1851 года Луи Наполеон произвел государственный переворот. Вторая империя Через год после узурпации власти Луи Наполеоном, 2 декабря 1852 года он был провозглашен императором под именем Наполеона III. Франко-прусская война. Правящие придворные круги Наполеона III решили поднять престиж династии за счет победоносной войны с Пруссией, и 19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. С первых же дней войны обнаружилось подавляющее превосходство Пруссии. Под Седаном, недалеко от бельгийской границы, 2 сентября 1870 года произошла битва, решившая исход войны. Прусская армия разгромила французов. В сражении под Седаном 80-тысячная армия Мак-Магона и сам Наполеон III были взяты в плен. сентября толпы людей заполнили улицы Парижа. По их требованию Франция была провозглашена республикой Окончательно мирный договор между Францией и Германией был подписан во Франкфурте 10 мая 1873 года. По его условиям Франция уступала Германии Эльзас и Лотарингию, а также должна была выплатить 5 млрд. франков контрибуции. Парижская коммуна марта 1871 года началась восстание в Париже, которое вошло в историю как Парижская Коммуна. Парижская Коммуна просуществовала всего 72 дня. Это были дни беспримерной жестокости и вандализма. Третья республика мая 1873 г. президентом республики был избран ярый монархистМак-Магон, В 1875 г. Мак-Магон был решительным противником конституции в республиканском духе, которая, тем не менее, была принята Национальным собранием. Первые парламентские выборы, проведенные на основе новой конституции, принесли победу республиканцам. В 1879 году Мак-Магон вынужден подать в отставку. Новым президентом был избран Жюль Греви. С 1887 по 1894 гг. президентом Франции был Сади Карно. Это был период упрочения республиканского строя. С 1895 по 1899 гг. президентом Третьей республики был избранФеликс Фор. В политической жизни Франции наблюдалась определенная нестабильность: ни одна из партий, представленных в парламенте, не могла в одиночку проводить в жизнь свою политическую линию. Такая ситуация продолжалась вплоть до 1913 года, когда на президентских выборах победил Раймон Пуанкаре 2. Культура Франции: особенности и стили Нового времени культура франция новое время Первая половина XVII в. в культуре Франции - время Дворянин по происхождению, выпускник иезуитской коллегии Научные исследования Декарта тесно связаны с его философскими открытиями. Введением в философию служило учение о сомнении и его преодолении. Сомнение Современник Декарта Пьер Гассенди Этика Секуляризованная мораль В философских воззрениях Декарта и Гассенди Центральным явлением в литературной жизни на рубеже века стал классицизм Классицизм Аристократические салоны (салон маркизы де Рамбуйе) были центрами претенциозной литературы: в них господствовал кул изощренной светскости и галантности, они сыграли положительную роль в развитии французского литературного языка, изысканной речевой культуры Важным событием в культурной жизни Франции стало открытие Она сыграла позитивную роль в разработке теоретических основ поэтики классицизма. Вместе с тем создание Акдемии Первые десятилетия XVII в. - время Архитектура и изобразительное искусство В изобразительном искусстве помпезный стиль художников, работавших на заказ Со второго десятилетия 18 века начался новый период развития французского искусства. Содержание идейной жизни Франции этого времени определялось борьбой демократических сил с разлагающимся абсолютизмом, с паразитизмом и расточительством двора и аристократии, с церковью, преследовавшей вольнодумцев; эта борьба идеологически подготовила страну к буржуазной революции конца 18 века. Пробудившееся в народе недовольство общественным порядком, нарастающий протест буржуазии придали движению французского Просвещения более непримиримый и широкий демократический характер, чем в других странах Европы, определили его силу. Французские просветители были прежде всего «гражданами вселенной» - они обращались к обществу как нации, выступали не только от лица революционной буржуазии, но и от всего «страждущего человечества». Просветители выступали против религии, догматизма, косных норм морали, суеверий - за свободу мысли, за равенство людей и освобождение от сословных предрассудков, за право каждого радоваться жизни. Страстный дух всеразрушительной критики, скепсиса и тонкой иронии ниспровергал обветшалые законы и порядки, будил мысль к новым дерзаниям. Вместе с тем мечты об осуществлении идеального «царства разума», вера в прогресс, в то, что грядущий общественный переворот принесет благоденствие широким массам, рождали оптимизм, которым был проникнут 18 век. Монтескье верил в «золотой век» благоденствия и справедливости, воплощение которых видел в античности. В «Общественном договоре» Руссо смело провозгласил идеи народного суверенитета, начертал утопическую программу будущего общества, основанного на идеальном равенстве. Предреволюционная Франция переживала расцвет. Она стала очагом передовой материалистической философии и других наук, новых идей в политике. Писатели и политические мыслители: Монтескье, Вольтер, «провозвестник революции» Руссо, энциклопедисты во главе с Дидро, писатели Лесаж и Бомарше придали французской культуре 18 века общеевропейское значение. Ж. Л. де Бюффон создал «Естественную историю» - величественную поэму о природе. Во славу человеческих познаний и труда впервые в человеческой истории был возведен гигантский памятник - написана многотомная Энциклопедия. Развивавшаяся на этой почве французская художественная культура вступила в полосу подъема. Новое содержание мощным потоком врывалось в искусство. В музыку проникало народное песенное начало. Сменяя парадность придворного театра, пришла драматическая опера, продолжал критическую традицию Мольера театр французской комедии, переживал расцвет подчинявшийся лишь вольной фантазии, исполненный боевых настроений ярмарочный театр масок, среди крестьян распространялись массовые зрелища с играми и хороводами. Уходили в прошлое религиозная живопись и каноны придворного искусства, все более становились ведущими светские реалистические и «галантные» жанры. Расширился диапазон французского искусства; в начале 18 века художники обратились к интимным сферам человеческой жизни и чувств, малым формам, а к концу столетия проектировали идеальные города грядущего общества. Переходный характер эпохи определил сложность французской художественной культуры 18 века, тяготение к контрастам и разнообразию. Ее развитие протекало под знаком борьбы и взаимодействия идейно значительного искусства, проявлявшегося в реалистических, предромантических и классицистических формах, и господствовавшего аристократического искусства позднего барокко, рококо и академизма. Реализм 18 века наиболее полно выразился в раскрытии образа человека. У художников-реалистов борьба за эмансипацию личности, рост ее индивидуального и гражданского самосознания нашли отражение в интересе к образу «естественного человека», к его живым интимным чувствам, вне сфер воздействия официальных норм жизни и сословной иерархии. Это определило и обращение к темам обыденной жизни частного человека, не нарушающего исконных законов природы. Утвердился интерес к индивидуальному, неповторимому и характерному, к тонкому психологическому анализу. Направление рококо не было однородным. Утратившее драматизм и энергию «большого стиля» 17 столетия, искусство клонившегося к упадку дворянского общества было утонченным, призывавшим к наслаждению, к чувственным радостям. Оно стало украшением праздной жизни беспечной, изнеженной знати, предметом эстетического наслаждения. Однако чуткое к изящному, искусство рококо проникнуто игривостью, насмешливостью и остроумием, в нем находили отражение эпикурейство, вольнодумство и легкомыслие, ставшие модой высшего общества 18 века. Живопись рококо дифференцирована в оттенках настроения, изысканна по колориту. Типичным явлением 18 века стали периодические выставки Королевской Академии - Салоны, устраивавшиеся в Лувре, а также выставки Академии святого Луки, развертывавшиеся непосредственно на площадях. Новым, характерным для 18 века было зарождение эстетики и развитие художественной критики, отражавших борьбу течений в искусстве. Веря в возможность разумного переустройства общества средствами просвещения и воспитания в духе «естественного человека», просветители придавали большое значение искусству. Они сблизили понятия прекрасного и нравственного, добродетельного. Критические работы Дидро «Салоны», «Опыт о живописи», произведения Руссо «Искусство и мораль», «Рассуждения о науках и искусствах» и «Эмиль, или о воспитании» сыграли важную роль в борьбе за идейный реализм. С особой остротой разоблачали фривольность искусства рококо Дидро и Руссо - они выступали в защиту художественных идеалов третьего сословия. Анализируя произведения современного искусства, Дидро давал их оценку с точки зрения трезвости мысли и наблюдений, реалистической цельности и демократической направленности, выражения типичности, не забывая, однако, и о художественном совершенстве. Наряду с требованием правды, содержательности и поучительности он выдвигал перед художниками проблему общественной активности искусства и постоянного контроля разума над художественным творчеством. У Руссо формула «подражание природе» сочеталась с признанием огромной роли воображения, экспрессии чувств, в чем он предвосхищал романтиков. Сосредоточивая внимание на проблеме индивидуальности, на культе личных чувств, Руссо выступал в защиту искусства народного, массового. По мере нарастания революционного подъема просветительская критика переходила от утверждения частно-бытовой добродетели к понятию добродетели общественной, революционно-героической, республиканской. Руссо мечтал о выражении патриотического идеала в «красивой строгой форме», о художнике-гражданине, который сумел бы претворить в художественные образы «мужественную сильную красоту». Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно - политического развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутренних противоречий. Кричащие факты фантастического богатства и удручающей нищеты потрясли воображение и стали ведущей темой крупнейших писателей этого периода А.Франса, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Ромена Роллана, Альфонса Доде и многих других. В произведениях этих писателей появляются стереотипно- устойчивые метафоры и образы, взятые из живого мира и употребляемые для обозначения сущности "новых" господ и "героев" Франции. "Мы - отвратительные варвары, живущие жизнью животных",- с горечью писал Мопассан. Необычайно показательно, что даже Мопассан, человек крайне далекий от активной политики, приходит к идее революции. Естественно, что атмосфера духовного смятения породила именно во Франции бесконечное количество литературных движений и направлений. Были среди них и отчетливо буржуазные, открыто вставшие на защиту вполне благополучного буржуа, но таких все же несомненное меньшинство. Даже писатели, близкие определенными чертами к декаденству- символисты, кубисты, импрессионисты и другие- в большинстве своем исходили из неприязни к буржуазному миру, но все они искали выход за рамки буржуазного бытия, стремились уловить новизну быстротекущих событий, приблизиться к познанию невероятно расширившихся представлений о человеке. Реализм этого периода тоже притерпел огромные изменения - не столько внешнего, сколько внутреннего порядка. В своих завоеваниях этого периода писатели - реалисты опирались на огромный опыт классического реализма 19 века, но не могли уже не учитывать новых горизонтов жизни человека и общества, новых открытий науки и философии, новых исканий современных им течений и направлений. Отвергая нравственное безразличие натуралистов, пытавшихся превратить писателя в регистратора фактов, в безэмоционального "объективного" фотографа, лишенного воображения, идеала, мечты,- реалисты конца века принимают в свой арсенал научную добросовестность, глубокое изучение предмета изображения. Рожденный ими жанр научно- популярной литературы играет огромную роль в становлении литературы этого времени. Не приемля крайностей других направлений, реалисты не оставались безразличными к открытиям писателей- символистов, импрессионистов и других. Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств, но по- прежнему сохраняла характер типизации. Качественно углубляются основные достижения реализма середины века - психологизм, социальный анализ,- расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры. Мопассан (1850-1993), как и его учитель Флобер, был суровым реалистом, никогда не изменявшим своим воззрениям. Он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Если герой его книги, представитель другого сословия, хоть в чем- то поступался, приобщаясь к буржуазности, Мопассан не щадил его,- и здесь все средства для писателя были хороши. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе. произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона". Доде (1840-1897)- несколько неожиданное явление на фоне литературы данного периода и вместе с тем явление, тесно связанное с развитием творчества собратьев по перу, внешне от него далеких,- как Мопассан, Ролан, Франс. Человек мягкий и добрый, Доде был во многих вопросах упрям. Он шел своим путем, умудрившись не заболеть ни одной новомодной литературной болезнью конца века и только в последние годы жизни- жизни, исполненной вечного труда и нужды,- заплатил дань модному натурализму. произведения: роман "Тартарен из Тараскона", несколько небольших рассказов. Творчество Ромена Роллана (1866-1944) занимает совершенно особое место в этом периоде истории. Если Мопассан, Доде да и многие другие великие писатели каждый по- своему мучительно искали положительные начала в плохо устроенном мире, то для Роллана смысл бытия и творчества изначально заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира,- его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям. произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс". Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочетались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ. Эту противоречивость и двойственность можно найти в философских поисках и политических взглядах писателя, в его отношении к искусству. произведения: романы - "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьесс и феерию. Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени. произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести - "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро". ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, историко-культурные особенности Нового времени возникли в недрах средневековой европейской цивилизации. Поэтому их географическая локализация в целом совпадает. Вместе с тем в XV-XIX вв. европейцы колонизируют обширные территории в Америке, Азии, Африке и т.д. и включают покоренные страны в свою экономическую, политическую и культурную системы. В основном колонии играли подчиненную роль. Исключительное значение имели в истории Нового времени североамериканские колонии Англии и Франции (будущие США и Канада). Здесь влияние коренного населения и средневековых европейских традиций было крайне слабым, и особенности Нового времени смогли проявиться почти в «чистом виде». В XVII-XIX вв. происходит европеизация России, которая в свою очередь начинает заметно влиять на европейские дела. И все же культура Нового времени была по преимуществу западноевропейской. В новой истории Европы можно выделить два периода. Первый охватывает 1640-1789 гг. В эти годы буржуазные общественные и экономические отношения окончательно вытесняют средневековые. Происходит революция в Англии Второй период новой истории - с 1789 по 1880 г.- время победы и утверждения капитализма во всей Европе. Решающую роль в этом процессе сыграла Великая французская революция Развитие европейской цивилизации Нового времени сочетает в себе эволюционные и революционные моменты, медленное накопление определенных явлений и резкие болезненные скачки, приводившие к переворотам в экономике, политике, культуре. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арзаканян, М.Ц. История Франции: учебник для ВУЗов/ М.Ц. Арзаканян. - М.:Дрофа, 2005.- 474 с. 2. Архипов, А.А. Культура Франции: теории и проблемы: монография / А.А. Архипов. - М.: ЮНИТИ, 2010.- 109 с. . Жирнова, Е.В. История Франции / L'Histoire de France / Е.В. Жирнова.- М.: Корона-Принт, 2011. - 398 с. . История культуры Западной Европы в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. И.Т. Пархоменко. - М.: Центр, 2014.- 116 с. . Культурология: учебник / под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Кредо, 2014.- 185 с. |