Главная страница
Навигация по странице:

  • Полисный

  • Эллинистический

  • Второй эллинистический

  • Древняя Греция. Периодизация истории Древней Греции


    Скачать 55.09 Kb.
    НазваниеПериодизация истории Древней Греции
    Дата28.12.2022
    Размер55.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДревняя Греция.docx
    ТипДиплом
    #867790

    Периодизация истории Древней Греции»
    Сложную и многообразную историю Древней Греции принято делить на несколько периодов, согласно которым и строится история

    Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.

    Минойская цивилизация (Крит):

    Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.

    Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.

    Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.

    Элладская цивилизация (Балканская Греция):

    Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.

    Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.

    Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация. Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности.

    Полисный (XI—IV вв. до н. э.).

    Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

    Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

    Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.). Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

    Эллинистический (IV—I вв. до н. э.).

    Первый эллинистический период (334—281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.

    Второй эллинистический период (281—150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

    Третий эллинистический период (150—30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.
    Общественный строй
    Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс.

    1. Характеристика классического рабства. Для торгово-ремесленных полисов V--IV вв. до н. э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. В Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения. Преобладали рабы-мужчины, занятые в производстве.

    Широкое применение труд рабов находит в домашнем хозяйстве: размол зерна, приготовление пищи, изготовление одежды и обуви. Рабы использовались выборными должностными лицами в качестве секретарей, курьеров, палачей, полицейских. Таким образом, значительная часть рабов была сконцентрирована в городе.

    Основной контингент греческих рабов V--IV вв. до н. э. состоял из людей негреческого происхождения, которых греки стали называть варварами, -- фракийцев и скифов, карийцев и пафлагонцев, лидийцев и сицилийцев.

    В конце V--IV в. до н. э. среди рабов оказываются греки, проданные в рабство во время частых междоусобиц.

    По греческим законам рабы не имели права создавать семью, но, тем не менее, брачные отношения между рабами -- нередки. К тому же рабыни были потенциальными наложницами своего господина. Рожденные рабынями дети тоже считались собственностью хозяина.

    2. Господствующий класс. В греческих полисах с республиканским устройством не было придворной знати, государственной бюрократии, выделенного из общества военного сословия, могущественного жречества. Господствующий класс в полисах состоял из частных собственников земельных владений, крупных мастерских, торговых кораблей, денежных сумм и владельцев рабов, которых можно было отдать в аренду другим лицам, получая за это прибыль.

    Господствующий класс не был однородным, он делился на несколько социальных групп. 

    Одну из групп составляли представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции. Они были слабо заинтересованы в быстром развитии ремесел, торговли, товарных отношений. Основные доходы они получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков, составляли оппозицию демократическим устремлениям основной массы гражданства. Однако эта численно небольшая прослойка имела высокий социальный престиж и политический авторитет.

    Вторую группу составляла наиболее динамичная часть господствующего класса -- собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, товарных поместий, заинтересованные в быстром экономическом развитии общества, распространении культурных достижений, проведении активной внешней политики, внедрении демократических институтов. Ее политической программой была умеренная демократия. Внутри этой прослойки, в свою очередь, существовало деление на лиц, обладавших правами гражданства, и так называемых метеков.

    3. Положение свободных мелких производителей.  Мелкие свободные производители -- земледельцы, собственники или арендаторы небольших земельных участков, владельцы ремесленных, мастерских, розничные торговцы, поденщики или матросы, обслуживающие морские перевозки, городской люд. Это был самый многочисленный класс в греческих полисах. Если брать в качестве примера Афины V--IV вв. до н. э., то в состав этого класса следует включить представителей третьей (зевгиты) и четвертой (феты) социально-имущественных групп по классификации Солона. Кроме зевгитов и фетов сюда входило большинство афинских метеков -- свободных лиц, не имеющих прав афинского гражданства.

    Мелкие производители трудились на земельных участках, в ремесленных мастерских, рудниках или на строительстве, где не применяли, как правило, рабского труда.

    4. Прослойка деклассированных элементов. Распространение рабского труда, внедрение его во многие сферы производства и жизни, увеличение численности рабов влияли на социальное положение свободных ремесленников, с трудом сводящих концы с концами, получавших на свое пропитание тяжелым физическим трудом. Труд ремесленника или матроса, строителя или рудокопа стал рассматриваться в IV в. до н. э. как удел рабов, как дело, недостойное свободного человека. Конкуренция крупных мастерских, с одной стороны, низкий престиж физического труда -- с другой, приводили к тому, что разорявшиеся граждане, особенно из среды земледельцев, предпочитали перебиваться случайными заработками, нежели пойти в ремесленники, строители или поденщики. Начинает создаваться новый социальный слой, ранее неизвестный, слой городского беднейшего гражданства, потерявшего связь с производством, лишенного имущества, но вместе с тем располагавшего полным набором гражданских прав и активно участвующих в деятельности народных собраний, обсуждении государственных дел. Полисные власти стремились помочь деклассированным гражданам, утратившим интерес к труду. Так, в Афинах была введена плата в 2 обола за простое посещение заседаний Народного собрания, не говоря о выполнении тех или иных должностных обязанностей. Эта не занятая трудом масса людей, слоняющихся по улицам городов, перебивающихся случайными подачками, а то и просто попрошайничеством, любила театральные представления, различные общественные празднества и увеселения.

    Государственный строй

    Высшими органами государственной власти были: Совет - булэ; народное собрание; выборные должностные лица (стратеги, архонты); ареопаг и гелиэя.

    Булэ состоял из 500 членов - булевтов. Они избирались жребием в каждой филе (по 50 членов от каждой). Все избранные лица подвергались докимасии, т.е. своеобразному экзамену, где выявлялся образ жизни и поведения булевта. По окончанию срока каждый член Совета держал отчет о своей работе в своей филе.

    На Совет возлагалось приведение в исполнение решений народных собраний. Он определял источники доходов в казну и контролировал расходы, производил взыскание государственных долгов и т.д. Под надзором Совета была конница и флот.

    Совет 500 делился на 10 комиссий (пританий), в каждую из которых входило по 50 представителей одной из десяти фил. Каждая притания находилась у власти одну десятую часть года. Очередность правления пританий определялась жребием.

    Народное собрание созывалось четыре раза в месяц и проходило на главной площади. Посещать его имели право только полноправные граждане Афин. Метэкам, рабам, женщинам вход в собрание был закрыт.

    Самым основным делом народного собрания было законодательство. Формально каждый гражданин имел право предложить законопроект с трибуны собрания, которой служил большой камень. Собрание открытым голосованием решало, считает ли оно необходимым вносить изменения в действующее законодательство.

    Автор законопроекта нес уголовную ответственность в тех случаях, когда предложенный им закон противоречил существующему общественному и государственному строю. Возбудить обвинение против автора мог любой гражданин. И если судьи признавали обвинение правильным, то внесший предложение подвергался денежному штрафу, а иногда и смертной казни. Такая процедура по прохождению закона называлась «графэ пара- номом».

    Гелиэя - суд присяжных по своей значимости следовала за народным собранием. Между этими органами были поделены функции законодателя. Последнее же слово принадлежало гелиэе. Она состояла из 6 ООО членов и делилась на 10 секций (дискастерий) в составе 600 членов каждая. Каждая дис- кастерия избиралась по жребию в каждой из 10 фил. Круг дел, подлежащих рассмотрению, определялся утром того дня, когда должно было проходить заседание суда. После этого по жребию определялась одна из 10 секций, которая и должна была рассматривать дела этого дня.

    Гелиэя рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по делам о государственных и должностных преступлениях. Она осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц и утверждала их отчеты. И, наконец, ей принадлежало право окончательного утверждения решений народного собрания.

    Высшими должностными лицами до реформы Клисфена были девять архонтов. Однако их роль была сведена к рассмотрению судебных дел и отправлению религиозных обрядов.

    Как единая коллегия архонты выступали в качестве коллективного председателя в народном собрании, когда решался вопрос об остракизме. Обычно каждый архонт действовал самостоятельно.

    Первый архонт назывался архонтом - эпонимом. В его компетенцию входило предварительное рассмотрение некоторых семейных дел, направляемых им для окончательного решения в суд (дела о дурном обхождении детей с родителями, о плохом обращении с сиротами, с наследницей, о расточительстве и др.). На нем лежала забота о проведении ряда празднеств.

    Второй архонт - базилевс осуществлял надзор за религиозным культом. Он председательствовал в ареопаге.

    Полемарх - преемник военного вождя. От его былых функций предводителя греческого ополчения остались лишь воспоминания. Он совершал жертвоприношения и устраивал надгробные состязания в честь павших воинов.

    Остальные шесть архонтов составляли коллегию фесмофетов. Это были судьи по различным делам. Коллегия десяти стратегов выбиралась народным собранием. Они считались равными между собой, но во время войны главное командование поручалось одному из них, опять же по выбору народного собрания. Должность стратега не оплачивалась и поэтому ее замещали знатные и богатые люди.
    Источники права

    Древнейшим источником права в Афинах был обычай. С конца VII в. до н.э. большое значение приобрела нормотворческая деятельность высших органов власти, хотя правовые обычаи продолжали играть важную роль. В 621 г. до н.э., по преданию, при архонте Драконте произошло создание писаного права, так называемых законов Драконта. Это был достаточно большой шаг вперед в развитии права, хотя данные законы больше известны из-за чрезмерной жестокости наказаний.

    Законы Драконта ограничили кровную месть (отвечает только убийца, а не весь род); узаконили практику примирения с убийцей и его родом с помощью выкупа; стали проводить различие между умышленным и неумышленным убийством: первое каралось смертью, второе – изгнанием. Самооборона исключала ответственность, а подстрекатель стал нести равную долю ответственности с исполнителем преступления.

    В начале VI в. до н.э. большая законодательная работа была проведена при Солоне. В V–IV вв. до н.э. законы становятся главным источником права. Наряду с законами большое место в афинском праве занимали так называемые псефизмы – постановления народных собраний, принятые в отношении отдельных лиц, но иногда содержащие и общие нормы права. Характерной чертой афинского права была его слабая систематизация, сохранение пережитков родового строя.

    Важное значение в качестве источников права имели международные договоры, прежде всего с другими греческими полисами. Договоры заключались по самым различным вопросам: мирные договоры, договоры о союзах (афинская симмахия), об арбитраже, о правовом положении иностранцев (например, о праве заключать браки между гражданами полисов, приобретать недвижимость) и даже подобия договоров о правовой помощи (о компетенции судов в отношении граждан другой стороны) и др. Исполнение договоров обеспечивалось клятвами, а иногда заложниками.

    Право собственности

    Афинское право, в отличие от римского, еще не выработало четкой классификации вещей. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Различалось "видимое" и "невидимое" имущество. К первому относили землю, дома, скот, рабов и т.п., ко второму – деньги и драгоценности. По-видимому, это связано со способностью второй группы вещей ускользать от налогообложения и конфискации.

    Среди вещных прав выделялись владение как фактическое обладание и использование имущества и право собственности. Частная собственность еще не достигла высокого уровня развития и считалась производной от государственной, особенно в области недвижимости и земли. В собственности государства находились земли, рудники, рабы. Доходы от государственного имущества считались достоянием всех граждан и па народных собраниях определялся порядок их использования: распределить между гражданами или направить на решение каких-либо общегосударственных задач. Сохранялись общественные земли, принадлежащие отдельным филам и демам. Земельные наделы частных лиц хотя со времени Солона и рассматривались как их собственность, считались предоставленными государством, поэтому ежегодно архонты, вступая в должность, объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Существовали ограничения для неграждан; так, метеки не имели права приобретать недвижимость.

    Основанием для возникновения обязательств в афинском праве были договоры, или деликты, так называемые "вольные" и "невольные" обязательства.

    Для заключения договора стороны должны были прийти к соглашению. Особых требований к форме договора афипское право не выдвигало. Однако по наиболее важным вопросам договоры заключались в письменной форме. В зависимости от содержания он подписывался двумя сторонами (договор купли-продажи), или одной (договор займа). Афинское право знало различные виды договоров, среди которых особое распространение получили договоры купли-продажи, что обусловлено широким развитием как внутренней, так и международной торговли. Договор займа носил процентный характер (до 20%) и часто сопровождался залогом. В Афинах получила развитие ипотека (залог недвижимости), которая оставалась во владении и пользовании должника при потере им права распоряжения. Среди других договоров можно выделить договоры хранения, найма движимого и недвижимого имущества, товарищества, поручения, комиссии. Договор товарищества заключался для достижения определенных целей совместными усилиями нескольких лиц. Для этого участники товарищества вносили средства в общее имущество, а доходы и убытки от его использования делились либо пропорционально сделанным вкладам, либо по договоренности. В зависимости от цели существовали торговые, религиозные, похоронные и иные товарищества. Распространение договоров имущественного найма обусловливалось известными особенностями структуры собственности.

    Исполнение договора обеспечивалось задатком, залогом, поручительством третьих лиц, а до реформ Солона и личностью должника. Задаток использовался в торговых сделках. Если договор не исполнялся по вине покупателя, последний терял задаток. Если же продавец отказывался от исполнения, он возвращал задаток в двойном размере. В случае залога во владение кредитора передавались вещи, которые он мог продать в случае неисполнения обязательства. При залоге земли (ипотеке) в случае неисполнения земля переходила кредитору. При поручительстве если основной должник не мог исполнить обязательство, это должен был сделать поручитель.

    Обязательства из деликтов возникали при нанесении имущественного вреда. Виновный должен был возместить ущерб, причем в случае умышленного причинения вреда – в двойном размере. За действия подвластных лиц (детей, рабов) нес ответственность глава семейства, который мог компенсировать ущерб из своих средств или выдать виновного, например раба, потерпевшему. Причинение вреда личности, как правило, влекло уголовную ответственность.

    Гражданское и торговое право Афин


    Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.

    Правовое регулирование имущественных отношений достигло в Афинах относительно высокой ступени развития. При всём том Афины так и не выработали определения права собственности, как это сделали римские юристы. Нет ещё и такой терминологии, которая выражала бы с достаточной ясностью различие, существующее между фактическим господством лица над вещью (владением) и правом собственности на неё (хотя, конечно, и ораторы, и писатели Афин прекрасно различают юридическую неоднородность указанных отношений).

    Право частной собственности было развито в Афинах, но мы не найдём в нём положений об абсолютных правах собственников. Афинское право различало собственность движимую (рабы, утварь, украшения) и недвижимую (земля, строения), видимую и невидимую. К невидимой собственности относились деньги (их можно было спрятать, они могли находиться в торговом или ростовщическом обороте и функционировать в виде долговых расписок - хирогрофов).

    Между государственной и частной земельной собственностью существовала органическая связь - частная собственность на землю считалась ведущей своё происхождение от государственной, а государственная существовала в форме частной. Само название земельных участков происходило от слова «жребий» (клерос) - т. е. участок, полученный от общины в результате жеребьёвки. Существенным обременением, лежащим на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать за свой счёт пышные

    празднества (литургии), для афинян. Размер расходов на литургию определялся богатством обязанного лица. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия - обязанность снаряжать за свой счёт военный корабль.

    Договорные отношения получили в Афинах широкое развитие.

    Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор займа). Источники указывают на многочисленные сделки с землёй и прочим имуществом, на весьма развитые арендные отношения, на существование договоров займа, найма недвижимости и рабов и т. п.

    Со времени Солона ушла в прошлое долговая кабала, последнее архаическое средство, с помощью которого стремились обеспечить прочность договора и гарантировать арендодателю и ростовщику выполнение обязательств их контрагентами. Право послесолоновское знает иные средства обеспечения обязательств и среди них главным образом были залог и задаток.

    Залог был обычным средством обеспечения кредитора за взятые у него в заём деньги. Предметом залога служили как движимые, так и недвижимые вещи должника. Первые, т. е. всякого рода ценности, в том числе одежда и утварь должника, переходили, как правило, на хранение к кредитору, и последний должен был возвратить их при уплате долга. При неуплате долга кредитор имел право продажи заложенных вещей и присвоения той части вырученных денег, которая ему следовала. Гораздо большее значение в экономической и социальной жизни Афин имел залог недвижимостей, одной из наиболее применяемых форм которого была так называемая ипотека. Возникновение ипотеки относится ещё к досолоновскому периоду. Солон не только сохранил её, но и упрочил, превратил в основную форму обеспечения займа. Сущность ипотеки: состояла в том, что должник закладывал кредитору свою землю, но с тем условием, что до момента уплаты долга (как он определён договором) земля эта остаётся во владении должника и последний сохранят возможность работать на ней и извлекать в свою пользу приносимый ею доход. Однако, если в указанный в договоре срок, долг не был уплачен, заложенная земля переходила в собственность кредитора.

    На заложенной земле ставился закладной камень, на котором писалось, что данный участок заложен такому-то за такую-то сумму.

    Задаток, уплачиваемый, как правило, при заключении соглашения и засчитываемый в общую сумму предстоящих платежей, имел своим

    назначением гарантировать обе вступившие в соглашение стороны от возможного нарушения договора. В последнем случае давший задаток терял его, а взявший задаток должен был возвратить его в двойном размере. Если же должник не мог предоставить соответствующего обеспечения хотя бы потому, что принадлежавшая ему земля была уже заложена кредиторам, а срок платежей наступал, и он, нуждаясь в деньгах, прибегал к новому займу, кредитор (прежний или новый) мот поставить условием займа поручительство третьих лиц. Эти лица, как правило, друзья или родственники должника, должны были поручиться собственным имуществом за своевременный взнос денег, взятых взаймы лицом, за которое они поручились.

    Торговое право Афин было обусловлено общими интересами полисной организации. Рынки и торговля находились под защитой государственной власти. Как общее правило, доступ на рынки имели все свободные жители, включая иностранцев; в качестве покупателей могли выступать и рабы. Но для граждан полиса предусматривалось право доступа на рынок, которого при определенных условиях они могли быть лишены властью. Иностранцы пользовались в торговых делах помощью специальных администраторов- покровителей. Исполнительные власти контролировали меры и вес, законность хождения и приема денег. Цены были фиксированными на определенный период. Предполагалось, что законом вправе быть установлены разного рода ограничения на ввоз и вывоз товаров. Торговые сделки должны были заключаться только письменно (это не относилось к рыночной торговле); споры по торговым делам решались специальнымиь судьями.

    Судебный процесс

    Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Обвинитель и обвиняемый могли давать показания, требовать допроса свидетелей, представлять вещественные доказательства. Показания запечатывались в специальный сосуд и в таком виде передавались в суд.

    Как правило, за каждой судебной институцией традиция закрепила разбор своего рода дел: ареопаг рассматривал обвинения в предумышленном убийстве и сохранял при этом особые клятвенные церемонии и жертвоприношения; суд Палладия слушал обвинения в непредумышленных убийствах в порядке, уже установленном законом; суд в Дельфиний слушал дела признавшихся в преступлениях; суд Пританея -- обвинения в случайных убийствах и прочих преступлениях. Большинство обвинений -- в лжесвидетельствах, в нарушении прав частных лиц, в причинении обид и т.д. -- надлежало выслушивать суду фесмофетов, особой судебной коллегии. Сходной компетенцией обладала и Коллегия сорока. Они же рассматривали и основную массу дел по имущественным, наследственным и обязательственным спорам. Судебные решения (кроме решений ареопага) можно было обжаловать в булэ или выше -- в народном собрании.

    Процесс по уголовным обвинениям, и по спорам частного права в равной мере был исковым: заинтересованное лицо само должно было подать жалобу, само поддерживать обвинение -- т.е. выступить с речью, само изыскивать свидетелей и доказательства. Судоговорение велось публично, в присутствии большого числа граждан, что сделало необходимым развитие искусства судебного красноречия.

    Составить судебную речь было непросто. Адвокатуры в нашем понимании не было. Следовало даже скрывать помощь квалифицированного лица. Написанную кем-либо речь заучивали наизусть. Требовалось, чтобы она была лишена ненужных украшений, насыщена фактами, а главное - логическими заключениями. Считалось признаком правоты и искренности закончить речь до истечения регламента, предоставив оставшееся время противнику. Свои показания стороны давали под стражей. Судьи-присяжные выслушивали доводы сторон и свидетелей. Председательствующий делал заключение и напутствовал судей. Присяжные могли принять любое решение. Их убеждение, свободное от посторонних влияний, должно было основываться на «испытании улик» - доказательствах. При этом они могли оценивать качество самих показаний. Не исключено, что при неясности дела сомнение толковалось в пользу обвиняемого.

    За недоказанное обвинение истца ждал штраф в 1 тыс. драхм, за серьезное политическое обвинение, не доказанное перед фесмофетами или гелиэей, -- тяжелое наказание, вплоть до изгнания. Афинское законодательство впервые в истории утвердило некоторые общие правила в отношении судебных доказательств. Так, не разрешалось свидетельствовать со слов живущего -- он сам должен был давать показания; тогда как заочные показания, показания со слов скончавшегося следовало представлять непременно в виде письменного заверенного документа. Стороны обязаны были отвечать на вопросы друг друга, но не имели прав свидетельствовать в свою пользу. В судоговорении запрещалось говорить о не относящемся к делу, выступать без присяги, принесенной именно по этому делу. Следовало изложить причины предъявления обвинения, обосновать вражду к обвиняемому. В целом доказательствами считались: свидетельские показания, логические доказательства, письма и документы, показания рабов под пыткой.

    Последние могли допрашиваться как по уголовным обвинениям, так и по частным искам. Мотивацией было избыточное доверие к доказательствам, полученным таким «способом»: «Из подвергнутых допросу под пыткой еще никто никогда не был изобличен в том, что сказал на допросе неправду». Впрочем, за свидетельство вопреки закону, так же как и за лжесвидетельство, могло быть подано встречное обвинение по окончании разбора основного дела.

    Уголовное право


    Уголовное право Афин по сравнению с гражданским было менее развито. Это проявилось в пережиточном сохранении институтов и обычаев доклассовой эпохи, особенно кровной мести.

    Стремление всемерно охранить родовой и общественный уклад вывело на важное место преступления против семьи и брака. Наиболее общим здесь могло быть обвинение в несоблюдении брачных законов (брак афинян с чужестранкой или чужестранцем, в том числе путем фальсификаций). Прелюбодеяние или даже сокрытие такового также считались преступлением. Следовало соблюдать почтение к родителям: материальные нарушения этого (избиение отца, отказ от предоставления родителям средств к существованию) могли стать поводом к обвинению. За преступления против семьи и брака не применялась только смертная казнь, а наиболее типичными были наказания атимией, конфискацией всего или части имущества.

    Едва ли не самым законодательно разработанным преступлением было убийство. Правила его оценки и наказания восходили еще к установлениям Драконта. Строго различались убийства умышленные, которые влекли за собой смертную казнь, и неосторожные, или случайные, наказанием за которые было изгнание из государства.[1,c 168]

    Не подлежали ответственности убийства случайные или признанные закономерными: во время гимнастических состязаний, или во время сражения, или в порядке самозащиты. Сходный характер имела ответственность за причинение тяжких телесных повреждений. Нанесение ран в важную часть тела каралось изгнанием, а в случае неузаконенного возвращения -- смертью, т.е. практически не отличалось от оценки убийства. Равным образом причинение увечий неумышленно (в драке т.д.) существенно смягчало ответственность. К ряду смягчающих обстоятельств отнесено было и опьянение. Прочие насильственные действия (безразлично, в отношении ли мужчины, женщины, ребенка или раба) наказывались денежными штрафами. Равно же причинение насилия в ответ на насилие освобождало от ответственности.

    Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны. Убийство и даже оскорбление посла считались преступлением против религии: личность посла находилась под защитой богов. [1,c 167]

    Детализированное законодательство о краже приписывалось Солону. Кража священных предметов или из священных мест квалифицировалась особо и каралась смертью. Мелкая кража (менее 50 драхм в течение одного дня -- т.е. могло быть и несколько очень мелких) общегородскому суду не подлежала и, видимо, разбиралась третейскими судами или на уровне демов. За ночную кражу закон разрешал убить вора либо покарать также смертью. Одинаковому наказанию с ворами могли подвергнуться и те, кто знал о воровстве у частных лиц, но не донес об этом.

    Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались государственная измена, покушение на демократический строй и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью. [1,c 168]

    В применявшихся судами наказаниях наблюдалось разнообразие. Среди них были четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на голодную смерть,продажа в рабство, штраф, конфискация, бесчестье (атимия). [2,c 65]

    Лишение политических прав означало бесчестье (атимию) и сопровождалось отстранением от участия в народных собраниях и занятия общественных должностей. Доносчики (сикофанты) поощрялись при подтверждении политических обвинений частью конфискуемого имущества ,но при ложном обвинении могли быть преданы суду сами. [3,c 165]

    Тюремное заключение ограничивалось только предварительным. Тюрьмами, как пишет Плутарх, служили подземелья без окон и дверей, куда не проникали ни свет, ни воздух. Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданства. В наказании видели главным образом страдание, мучение. Именно страх перед мучением должны были внушать человеку закон и суд. В этом - путь к справедливости. Эсхил в трагедии «Агамемнон» пишет: «Страданьем учит нас правды суд по-божъи жить».[1,c 168]

    Главным требованием к статусу гражданина являлось требование быть полноправным жителем полиса; в Афинах это был свободный афинянин ,имеющий отца и мать из числа полноправных афинских граждан.[3,c 166]




    написать администратору сайта