исследовательская. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДА БЕЛГОРОДЧИНЫ. Художественная культура народа белгородчины
Скачать 41 Kb.
|
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДА БЕЛГОРОДЧИНЫ Елясова Кристина ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум» г. Алексеевка, Белгородской обл. Научный руководитель Нестеренко С.Н. Белгородская область – уникальный регион в плане изучения традиций народной культуры. Природные, социальные, этнические особенности региона, отразились в памятниках XIX – первой половины XX в. Одежда, утварь, изделия народных мастеров, до сих пор, особенно бережно, сохраняются в музейных коллекциях, в фольклорных коллективах и местных жителей. Белгородчина богата песенно-инструментальной и хореографической традициями, богатейшей календарной и семейно-бытовой обрядностью, многоцветной палитрой народной одежды, многообразием народных промыслов и ремёсел. Певческая традиция представлена огромным жанровым разнообразием: эпические песни и баллады, исторические, протяжные лирические, шуточные, плясовые и современные народные песни. Широко представлены в крае песни, связанные со старинными обрядами и праздниками календарно-земледельческого круга и семейно-бытовыми. Характерная традиция края это бытование сезонных хороводных («карагодных») песен, их приуроченность к определенному времени года. Манера исполнения песен коллективами Белгородчины –яркая, полётная, звонкая, открытая. Иногда резкая и энергичная подача звука обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями (ширь полей и лугов, мягкий климат), спецификой открытого пространства, особенностями художественной образности песен, яркими свойствами характера и темперамента местных жителей. Первые записи песен нашего края были сделаны в середине прошлого века. Однако широкая музыкальная общественность и видные деятели культуры и искусства познакомились с народной музыкой Белгородчины в 1958 году на открытии Выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве. Представлял Белгородскую песенную традицию тогда фольклорный ансамбль села Афанасьевка Алексеевского района. Организатором и руководителем этого коллектива был Е. Т. Сапелкин. Важнейшей составной частью музыкального фольклора Белгородчины являются народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Многие фольклорные коллективы Белгородской области использовали народные инструменты трёх основных видов: духовые, струнные (щипковые и смычковые) и ударные. В их числе различные дудки, жалейки, трубы, рожки, балалайка, скрипка. Если говорить об инструментальной музыке края - это один из наиболее ярких и колоритных объектов исследования. Однако это вовсе не означает, что местные инструментальные традиции изучены полностью. На сегодняшний день ведётся планомерное и углубленное, специальное изучение бесчисленных местных инструментальных традиций. Анализируя песенно-инструментальный фольклор края, нельзя не отметить бытование карагодов, танков, хороводов с полотенцами, их опору на хореографию плясового характера. В каждом регионе области имеется свой, только ему присущий стиль хореографической пластики и ритмики танцевальных движений. На формирование их существенное влияние оказали одежда, специфика труда, природные условия, обычаи, обряды, социальные факторы. Вместе с тем у всех регионов много общих черт в хореографии, обусловленных близкими природными условиями, особенностями сельскохозяйственного производства и быта, сходной обрядностью, постоянными контактами. Характерная особенность хореографии края – это страсть к исполнению различных ритмических украшений ногами во время «игры»скорых песен и особенно в плясках. Основой композиционной формой народной хореографии Белгородчины является карагод (движение по кругу) на основе общего хороводного шага. В карагодах региона можно увидеть разной степени сложности движения: притопы, прыжки на обе ноги в соединении с тройным притопом, присядку, полу-присядку на одну ногу, подскоки в чередовании с высокими прыжками, шаг с прибивом и соскоком на обе ноги и т. д. Фольклорные коллективы нашего края принимают участие и в Международных фестивалях фольклора. В разное время в Югославии побывали коллективы села Горки Красненского района, села Больше-Быково Красногвардейского района, села Вышние Пены Ракитянского района. Коллектив села Подсереднее Алексеевского района дважды гастролировал в США и один раз в Германии. Вокально-хореографический ансамбль «Белогорье», участники которого побывали во многих странах мира, познакомили десятки тысяч человек с фольклорным наследием и традициями Белгородского края. Не менее известны Подсередненский фольклорный ансамбль Алексеевского района, Старооскольский ансамбль «Пересек» Белгородского государственного центра народного творчества. Немало сведений о богатейшем жизненном и историческом опыте народа можно обнаружить в бытующих повсеместно в крае малых фольклорных жанрах (пословицы, поговорки, загадки, приметы), фольклорной прозе (сказки),духовных стихах. Оригинальна и разнообразна обрядовая драматургия народных праздников, обычаев и ритуалов края. Обряды сопровождали наших предков с момента появления на свет до самой кончины, организуя трудовую, социальную и личную жизнь людей. Общинный характер принимали и радостные праздники Святок, Масленицы, Семика, Троицы, рождения, свадеб и горе похорон. Неотъемлемой частью народной художественной культуры Белгородчины являются местные промыслы. Это деревообработка (столярное, токарное, бондарное, колесно-экипажное производство), пряшный (в т. ч. гребни), слесарно-кузнечный, кожевенно-скорняжный (сапожный, шорный, выделка овчин), промысел пенько-прядильный, производство валенок, верёвок и канатов, вышивальный, кружевно-вязальный, иконописный, сундучный, производство серёг, крестиков, лозоплетение и киотный. Повсеместно были развиты кустарное машиностроение, производство борон, прялок, шерсточесалок и т. д. – в регионах, богатых лесными ресурсами был развит ткацкий промысел (в т. ч. ковроделие). Безворсовым ковроделием славились мастерицы в сёлах нынешних Ракитнякого, Ивнянского и Чернянского районов. В течение тысячелетий традиционная художественная культура помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, хранила знания, оставаясь источником прогресса. Народная культура вбирала и передавала последующим поколениям нравственные законы бытия, моделировала нормы отношений между людьми, то есть формировала духовную, нравственную и эстетическую основу общества. Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живёт историческая память. И пока живут и здравствуют на Белгородчине самобытные певцы и музыканты, мастера декоративно-прикладного искусства, люди, почитающие обычаи и традиции предков, и пока жива у нас жажда познания, не иссякнет кладезь народной художественной культуры края. |