Главная страница

выготский. Выготский Л.С. Основы дефектологии (1). Первая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеПервая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии
Анкорвыготский
Дата15.09.2022
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВыготский Л.С. Основы дефектологии (1).docx
ТипДокументы
#678510
страница29 из 66
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   66


На том же конгрессе в чисто теоретическом докладе "О дефектах воли с точки

зрения нормальной психологии" впервые со всей решительностью отвергается

концепция moral insanity как душевной болезни. Докладчик говорил, что всякий

раз, когда речь идет о нед остатке воли, выражающемся в выпадении тех или иных

ценностей или оценок, например мотивов поведения, причину надо искать не во

врожденном дефекте воли или извращении отдельных функций, но в среде и

воспитании, которые не установили требуемых оценок. Докладчик отмечал, что moral

insanity следует понимать не как извращение чувств, но гораздо проще - как

недостаток нравственного воспитания индивида. По мнению докладчика, иногда не

стали бы выдавать эти проявления за душевную болезнь, если бы состави ли сводку

всех тех выпадений "мотивов ценности", которые встречаются у нормальных людей.

Один "невосприимчив" к эстетическим ценностям, другой к общественным и т. д., т.

е. каждый индивид имеет свою moral insanity. В последнее время (1927) в защиту

по добного же понимания этической дефективности выступил М. Вертгаймер, один из

основоположников популярного в современной психологии направления - структурной

психологии. Это психологическое течение исходит из целостного понимания

психической жизни и пс ихического развития. Психологическое явление представляет

всегда, согласно этому взгляду, не простую сумму отдельных частей или составных

элементов, но единое целое, имеющее свои закономерности и свойства, не выводимые

из законов и свойств элементов. Это целое определяет свои части, а не наоборот;

это целое, по типу которого строится всякий психический процесс, называют

образом или структурой (Gestalt). Поэтому при изучении следует исходить от

целого, а не от частей.

Теория целостного подхода к изучению психологии привела ее сторонников к

необходимости понимать ребенка в связи со средой.

Напомним, что и у нас принципом целостного подхода мотивировалось требование

изучать ребенка, не отрывая его от среды, в которой он растет и развивается. В

частности, подобного же подхода к морально дефективному ребенку придерживается

проф. С. С. Моложавый2, и другие. Ребенок, принадлежащий к определенному

психопатическому типу, говорит Моложавый, проявляет грубость, небрежность,

эгоизм, направленность всех интересов на удовлетворение элементарных

потребностей, неинтеллигентность, мало живости, пониженную чувствительность к

болевым раздражениям и т. д. В этом видят черты этической дефективности, или

moral insanity, которые с рождения обрекают ребенка на асоциальное поведение. И

это кажется правдоподобным, если рассматривать поступки ребенка в отдельности,

сводить их в те или иные "свойства", а из свойств составлять характер.

Опыты с перемещением таких детей в другую, лучшую среду показывают, что в

новом целом все свойства нередко приобретают совсем иной вид, дети становятся

мягкими, любезными, живыми, уживчивыми. Часто оказывается, что мы имели дело с

детьми, у которых ос обо повышенная чувствительность, а наблюдавшееся понижение

чувствительности есть не что иное, как защитная реакция, самооборона,

биологический защитный панцирь против болезненных воздействий среды.

Советские психологи и педагоги с чувством удовлетворения отметят назревающий

за границей пересмотр учения о моральной дефективности и увидят в этом еще одно

доказательство правильности того пути, на который встала в этом вопросе наша

педагогика, - пути, намеченного в резолюциях II съезда по социально-правовой

охране несовершеннолетних (1924): деление ребят на нормальных, сказано в этих

резолюциях, морально дефективных, этически дефективных, этически отсталых и т.

д. съезд признает недопустимым. Ос тановиться на этом перекрестке советской и

иностранной педагогике нужно, однако, не только для того, чтобы почерпнуть новое

научное подтверждение давно нами принятого и проводимого в жизнь решения, но и

для того, чтобы сравнить свой опыт с иностранным, проверить себя чужим примером

и опытом, что столь необходимо для закрепления революционной реформы и

постановки собственной научной работы.


К вопросу о динамике детского характера
1.
В психологической теории и в педагогической практике самая постановка вопроса

не оставляла места для учения о детском характере, о развитии и процессе его

становления. К этому вопросу подходили статически и рассматривали характер как

устойчивую и пост оянную величину, всегда равную самой себе, наличную и данную.

Характер понимали как статус, а не как процесс, как состояние, а не как

становление. Классическую формулу этого традиционного воззрения дал Т. Рибо,

выдвинувший два условия, необходимых и д остаточных для того, чтобы установить

понятие характера: единство и стабильность, под которыми он подразумевал

единство во времени. Истинный признак характера, по Рибо, то, что он появляется

в раннем детстве и остается постоянным в течение жизни; наст оящий характер

врожден.

В последнее время статический взгляд на характер нашел законченное и полное

выражение в теории Э. Кречмера, который рассматривает характер в связи со

строением тела, как психическую конструкцию наряду с соматической. И та и

другая, т. е. строение тела и характер, определяются, по его мнению, в конечном

счете врожденной эндокринной системой. Кречмер различает два больших сложных

биотипа, из которых (в самых различных степенях смешения) образуется великое

множество нормальных оттенков темперамента (1 930) - шизотимический и

циклотимический типы характера, стоящие в связи с двумя основными типами

душевных болезней: шизофренией и маниакально-депрессивным психозом

(циркулярным). Это учение, как справедливо указывает А. Б. Залкинд, оказывает

сильное д авление на детскую психологию (1926).

Продолжение и развитие, или, вернее, перенесение точки зрения Кречмера в

науку о ребенке, находим у П. П. Блонского. "Одной из заслуг Кречмера

является,-говорит он,- установление связи между строением тела и характером... Я

иду дальше и утверждаю, что темпераменты-отличия не только индивидов, но и

возрастов. В частности, молочно-зубному детству присущ циклотимический

темперамент" (1925, с.182). Подросток сменяет циклотимический темперамент на

шизоидный (там же, с. 227). Изменение, которое претерпевает статическая

концепция характера при перенесении ее на ребенка, сказывается только в том, что

на месте единого, фатально обусловленного эндокринной системой типа характера

ставится последовательная смена одного типа другим. Самый принцип стабильности,

провозглашенный Рибо, остается при этом неприкосновенным. Тип характера

оказывается только закрепленном за известной возрастной ступенью, а не за

установившейся конституцией. Ряд стабильных типов, которые после довательно

проходит ребенок, есть все же статический, а не динамический ряд. И это -

основная черта того или другого учения, как, впрочем, и большинства

характерологических учений. Эту черту, как мы указывали, А. Б. Залкинд

справедливо называет абсолю тным биологическим статизмом в подходе к характеру

(1926). "... Развитие человеческого характера, - оценивает он эту черту, - есть

лишь пассивное развертывание того основного биологического типа, который

врожденно присущ человеку" (там же, с. 174).

Кречмеровская схема не годится для возрастного деления характерологических

черт. Однако это все же не мешает пытаться выявить для каждого этапа развития

свое преобладающее, специфическое содержание. Это специфическое содержание не

вкладывается сейчас ни в одну из существующих характерологических систем, оно

чрезвычайно изменяется под влиянием среды, вот почему опасно приклеивать к

системам при данном состоянии науки жесткие "паспорта". Несовершенство этой

точки зрения, как и всякой статической, а не динамической, в том, что она

бессильна разрешить вопросы происхождения, развития, течения и вынуждена

ограничиться констатированием, собиранием, обобщением и классификацией

эмпирических данных, не зная истинной природы изучаемых явлений. "...Если бы

форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука

была бы излишня..."- писал К. Маркс (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 25, ч. II,

с. 384). Поэтому точка зрения, довольствующаяся формой "проявления вещей", т. е.

одними эмпир ическими данными без анализа их "сущности", есть ненаучная точка

зрения. Такая теория всегда роковым образом начинает с конца. Напрасно поэтому

характерология от Гиппократа (2) и до Кречмера бьется над классификацией как над

основной проблемой характе ра. Классификация только тогда может быть научно

состоятельной и плодотворной, когда она основана на существенном признаке

разносимых по отдельным классам явлений, т. е. когда она заранее предполагает

знание сущности явлений. Иначе классификация по не обходимости будет

схоластическим распределением эмпирических данных. И таковы именно почти все

классификации характеров. Но "сущность вещей" есть диалектика вещей, и она

раскрывается в динамике, в процессе движения, изменения, становления и

уничтожения, в изучении генеза и развития.

Характерология - историческая и современная - напоминает состояние

биологических наук до Ч. Дарвина. Научная мысль пыталась учесть и упорядочить,

внести систему и смысл в огромное многообразие растительных и животных форм, но

она не владела ключом к постижению этого многообразия; она принимала его как

факт, как данное, как непреложное свидетельство сотворения всег о сущего. Ключ к

биологии оказался в эволюции, в идее естественного развития живых форм. Так же,

как биология началась с происхождения видов, психология должна начинаться с

происхождения индивидов. Ключ к происхождению индивидов - условный рефлекс. Ес

ли Дарвин дал биологию видов, то И. П. Павлов дает биологию индивидов, биологию

личности. Механизм условного рефлекса раскрывает динамику личности, показывает,

что личность возникает на основе организма как сложная надстройка, создаваемая

внешними усл овиями индивидуальной жизни. Именно это учение окончательно

разрешает давнишний спор между нативизмом и эмпиризмом. Оно показывает, что все

в личности построено на родовой, врожденной основе и вместе с тем все в ней

надорганично, условно, т. е. социал ьно.

Учение об условных рефлексах не просто воздает богу богово и кесарево кесарю.

Оно показывает, что движущий, динамический, толкающий развитие, вызывающий

изменения момент заложен именно в условиях, перестраивающих наследственный опыт.

Врожденная реакция - только материал, судьба которого зависит от формирующих

условий, в которых ему суждено проявиться. На врожденной основе может быть

создано бесконечно многое и разное. Едва ли можно найти лучшую иллюстрацию для

доказательства почти абсолютной перев оспитуемости человеческой природы, чем

условный слюнный рефлекс на разрушительное, болевое раздражение сильным

электрическим током. Поставленная в соответствующие условия, т. е.

подкармливаемая во время болевого раздражения, собака начинает отвечать н а

наносимые ей ожоги и раны положительной реакцией, которая на языке субъективной

психологии называется радостным ожиданием, а на языке объективной психологии

-пищевым рефлексом. Собака не только не обороняется от боли, но тянется к ней.

Присутствовав ший на этих опытах Ч. Шеррингтон, как сообщает Ж. Бон, воскликнул:

"Теперь я понимаю радость мучеников, с которою они всходили на костер" (цит. по

кн.: Ю. П. Фролов, 1925, с. 155). Так биологическое через социальные факторы

переплавляется в социальное; биологическое, органическое - в личное;

"естественное", "абсолютное", безусловное - в условное. Это и есть собственный

материал психологии Ч. Шеррингтон увидел в опыте с собакой огромную

психологическую перспективу - ключ к разгадке происхождения высших форм

человеческой психики. Он сказал в сущности то, что для нашей темы может быть

переведено и истолковано следующим образом: чтобы поня ть характер мученика, с

радостью всходящего на костер, надо спросить, из каких условий с необходимостью

возник этот характер, что заставляет мученика радоваться, какова история, т. е.

динамика, условность (или обусловленность), этой радости. Характер условен (или

обусловлен); такова его динамическая формула. Статически характер равен сумме

известных основных признаков личности и поведения; он есть поперечный разрез л

ичности, ее неизменный статус, ее наличное состояние. Понять характер

динамически - значит перевести его на язык основных целевых установок в

социальной среде, понять его в борьбе за преодоление препятствий, в

необходимости его возникновения и разверт ывания, во внутренней логике его

развития.
2.
Логика развития характера та же, что и логика всякого развития. Все, что

развивается, развивается по необходимости. Ничто не совершенствуется и не идет

вперед из внутреннего "витального порыва", о котором говорит философия А.

Бергсона (3). Было бы чуд ом, если бы характер развивался не под давлением

необходимости, которая вынуждает и толкает его к развитию. В какой же

необходимости заложены движущие силы развития характера? На этот вопрос

существует только один ответ: в той, которая является основн ой и определяющей

необходимостью всей человеческой жизни, - в необходимости жить в исторической

социальной среде и перестраивать все органические функции в согласии с

требованиями, предъявляемыми этой средой. Только в качестве определенной

социальной единицы может существовать и функционировать человеческий организм.

Это положение взято за исходную точку в системе индивидуальной психологии

(социальной психологии личности) А. Адлера. Мы оставим здесь в стороне вопрос об

отношении этого учения к марксистской философии, как вопрос сложный, спорный и,

главное, требующ ий особого и специального исследования. Основные философские

позиции Адлера искажены метафизическими элементами. Характерологический интерес

представляет лишь практика Адлера. С полным основанием Адлер называет это учение

позиционной психологией в глу бочайшем смысле слова, в отличие от

диспозиционной: первая исходит в психологическом развитии из социальной позиции

личности, вторая - из органической диспозиции, т. е. предрасположения. Здесь
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   66


написать администратору сайта