Главная страница
Навигация по странице:

  • Индикты

  • Второй вопрос

  • Древнееврейский календарь

  • Китайский календарь

  • Календарь древних греков

  • Древнейший солнечный календарь появился в Египте

  • Третий вопрос

  • позднего палеолита

  • Пятый вопрос

  • вид тема 7. Первый вопрос темы


    Скачать 21.73 Kb.
    НазваниеПервый вопрос темы
    Дата15.05.2022
    Размер21.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавид тема 7.docx
    ТипЗанятие
    #530856

    Первый вопрос темы январь назывался просинец (заметно увеличивалась светлая часть суток, становилось светлее), февраль — сечень (в этом названии отразилось занятие подсечным земледелием, это было время вырубки леса), март — сухой (подсыхали срубленные деревья, а в некоторых местах и земля), апрель — березень, или березозол (начало цветения березы в южных областях, превращение сожженных деревьев в золу), май — травень (время появления травы), июнь — изок (кузнечик), июль — червень, или серпень (время жатвы), август — зарев (от зарева — августовских зарниц, всполохов), сентябрь — рюень (от глагола рюить — реветь) или вересень (скорее всего от вереска, цветущего осенью), октябрь — листопад, ноябрь назывался грудень (груда — мерзлая дорожная колея), декабрь — студень.Индикты. У законив Православную Церковь. Этот документ пресек гонения на христиан и позволил им свободно развиваться.Отцы I Вселенского Собора в 325 году в память об этом великом событии постановили начинать Новый год с 1 сентября – с дня, ставшего началом «свободы христианской».С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г. от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое на протяжении двух веков отмечалось как церковно-государственный праздник В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия – 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.

    Вруцелето, обозначенное одной из первых семи букв русского алфавита. С помощью вруцелета можно определить день недели для Как мы уже успели упомянуть, вруцелето является способом устного счёта, при помощи которого можно определять дни недели по номеру месяца года посредством собственных пальцев и особых таблиц. Сам же термин «вруцелето» происходит от древнерусского языка и обозначает «год в руке». По сути, данный метод можно смело назвать мнемотехникой, т.к. с помощью неё заметно облегчается запоминание информации, в нашем случае – дней недели.

    В методе вруцелето применяются семь букв (т.к. в неделе семь дней) из древнерусского алфавита, называемых вруцелетными буквами. Это буквы: А, В, Г, Д, E, S и З. Они обозначают числа месяцев и «привязаны» к суставам пальцев.

    К примеру, первому марта, согласно византийскому календарю, от которого идёт исчисление, будет соответствовать буква Г; второму марта будет соответствовать буква В, третьему марта – А, четвёртому марта – З, пятому марта – S и т.д. в обратном алфавитном порядке.

    В церковных календарях исходили из предположения, что 1 марта 1 г. от сотворения мира приходилось на пятницу, и ближайшее воскресенье — 3 марта обозначили первой буквой русского алфавита А. Последующие дни недели были обозначены другими шестью следующими буквами, но в обратном алфавиту порядке: понедельник — З, вторник — S, среда — Е, четверг — Д, пятница — Г, суббота — В. Здесь пропущены буквы Б (буки) и Ж (живете), так как они в Древней Руси не имели цифрового значения.

    Итак, вруцелето данного года — это буква, на которую приходится воскресенье. Каждый год вруцелето изменяется, переходя на следующую букву (в високосном году через букву). Установленный выше порядок перемещения чисел месяца по дням недели (круги солнца), приложим и к смене вруцелет, поэтому определенному кругу солнца соответствует свое вруцелето. Это соответствие легко устанавливается с помощью специальных таблиц.

    Второй вопрос: Вавилонский календарь. Лунный календарь наиболее древний. Первыми его создали древние вавилоняне в III тыс. до н.э. Разливы Тигра и Евфрата происходили весной. Для того, чтобы заранее подготовиться к сложным ирригационным работам для полива засушливых земель, нужен был календарь. Начало месяца приходилось на новолуние. Длину месяца чередовали в 29 и 30 суток. Со временем было обнаружено, что от одного разлива на Тигре и Евфрате до другого проходило около 12 лун или месяцев. Так сложился год, длина которого равнялась 354 суткам. Вскоре выяснилось, что через 354 дня новый год не наступает. Начало календарного года и разливы рек не совпадали. Для ликвидации этого несоответствия жрецы вынуждены были время от времени добавлять в год еще 13 месяц. В каждом 8-летнем периоде 2-й, 5-й и 7-й год имели не 12, а 13 месяцев. Из-за потребностей хозяйственной жизни сложился лунно-солнечный счёт времени, в котором основное значение имеет счет времени по луне, но лунный счет подчинен солнечному кругообороту. Древнееврейский календарь. 354 дня, разделяемых на 12 месяцев (29 и 30 дней). Сутки начинались в 6 часов вечера. В IV в. до н.э. лунный календарь древние евреи заменили лунно-солнечным календарем. В этот календарь 7 раз в каждые 19 лет вставлялся дополнительный месяц в 30 дней. Год, содержащий 13 месяцев, считался високосным. Високосными годами являлись 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19 годы. Таким образом получалось 19 лет = 6936 суток. Но 19 лет насчитывают 6939 ¾ суток. Каждые 19 лет происходило расхождение на 3¾ суток. Во избежание этого расхождения недостающие сутки вставлялись путем передвижения вперед начала года на 1 сутки в те годы, когда начало года приходилось на воскресенье, среду и пятницу. По религиозным представлениям древних евреев год не мог начинаться с этих дней. Если в 19-летнем цикле количество лет, начало которых приходилось на указанные дни, превышало количество недостающих дней, то начало года переносилось на сутки назад. Принята была эра от Адама, или иудейская эра. Начальной датой ее считают 7 октября 3761 г. до н. э. До кон. III в. до н. э. год древних евреев начинался весной. С кон. III в. до н. э. начало года было перенесено на осень. Китайский календарь. Сначала китайские земледельцы приближение весны узнавали по восходу созвездия Гидры и хозяйственный год делили на 4 сезона: весну, лето, осень и зиму. Затем в III тыс. до н. э. для счета времени были использованы фазы Луны. Год состоял из 12 лунных месяцев. В китайском календаре тоже вставлялся 13 месяц. В каждом 19-летнем периоде 7 лет имело по 13 месяцев. Китайские астрономы раньше древних греков в VI в. до н. э. установили, что новолуние совпадает с летним солнцестоянием не через 8 лет, а через каждые 19 лет, или 235 лунных месяцев. Т.е. 235 лунных месяцев полностью укладываются в 19 годах, и те же самые фазы луны, что и 19 лет назад попадают на те же дни. Календарь древних китайцев был лунно-солнечным. Кроме того, счет проводили по 60-летним циклам, каждый год имел свое название по названиям 12 животных, 5 стихий (железа, воды, дерева, огня, земли) и цвета. Календарь древних греков. Лунный календарь. Год начинался в первое новолуние после летнего солнцестояния и состоял из 12 лунных месяцев. 13-й месяц вставлялся по особому решению правителей каждого города, поэтому чуть ли не каждый город пользовался своим календарем. В 593 г. до н. э. афинский правитель Солон по примеру вавилонян установил 8-летний период, в котором 3 года имели 13 месяцев, но этот календарь был принят не везде и был также не точным. В 432 г. до н. э. греческий астроном Метон установил зависимость между лунным месяцем и солнечными годами, независимо от китайцев доказал, что в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев. Отсюда любая лунная фаза раз в 19 лет падает на один и тот же день солнечного года. 19-летний лунный цикл назвали Метоновым циклом. В Древней Греции был также принят 19-летний период: из них 7 лет имели по 13 месяцев, остальные годы имели по 12 месяцев. Древнейший солнечный календарь появился в Египте в IV тыс. до н. э. Было замечено совпадение начала разлива Нила с появлением на небосводе перед восходом Солнца звезды Сириус из созвездия Большого Пса (по-гречески она называлась Сотис). Жрецы Египта, заметив восход Сириуса, объявляли народу о наступлении разлива Нила. Восходы звезды Сириус совпадали с солнцестоянием и с началом разлива Нила. Продолжительность египетского года была равна 365 солнечным суткам. В нем было 12 месяцев, по 30 суток в каждом, плюс еще 5 дополнительных дней, которые древние египтяне посвящали покаяниям в грехах и памяти умерших сородичей. Год был короче тропического приблизительно на 1/4 суток, следовательно, в Древнем Египте новогодие постепенно перемещалось. За 1 год египетский календарь делал ошибку в 6 часов, за 4 года она составляла уже одни сутки, за 120 лет – месяц, а через 1460 лет – один год. Иными словами, 1460 тропических лет равны 1461 египетскому году. Этот период (1461 год) называется Великим годом или периодом Сотиса. Спустя 1461 год начало египетского года опять совпало с восходом Сириуса и солнцестоянием. Совершенствование египетского календаря шло по пути периодического введения дополнительного дня в году. В 26 г. до н. э. была проведена реформа календаря, так называемая реформа Эвергета. В результате этой реформы египетский год стал постоянным: он состоит из 12 месяцев, по 30 суток в каждом, и 5 дополнительных дней, а через каждые четыре года 6 добавочных дней; начало года стало фиксированным – 11 сентября

    Третий вопрос: «Слежение за положением небесных тел создало условия для составления календаря и ориентирования в пространстве и времени, а также для использования временных циклов в хозяйственной деятельности. Астрономические наблюдения стали частью культуры с эпохи позднего палеолита»

    Именно к этой эпохе относятся первые археологические свидетельства появления календаря. На стоянке Сунгирь (30 тыс. до н.э., г. Владимир, Русь) обнаружены «предметы искусства, совмещённые со знаковыми записями календарно-астрономического содержания»  Находки Сунгиря ярче, чем других палеолитических памятников, свидетельствуют о существовании в 30-м тысячелетии до н.э. религии, «магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря» 

    Становление календаря на Руси шло одновременно с развитием знаний в математике, геометрии и астрономии. В частности, палеорусы со стоянки Сунгирь уже знали «арифметический счёт» 

    Начиная наблюдения ещё со времён Сунгиря, русские люди вычислили один из наиболее объёмных астрономических периодов – Велесов Год. В русском календаре Велесов год поделён на 12 эр, каждая из которых оказывает соответствующее влияние на жизнь русского человека.

    Пятый вопрос : В Древней Руси был известен счет времени неделями, по семи суток в каждой. Отсюда происходит древнерусское название недели — седмица. В отличие от многих древних календарей, в которых дни недели назывались по именам планет, посвященных античным богам — Марсу, Меркурию, Юпитеру, Венере, Сатурну, древнерусские названия дней отражали их порядковое положение относительно воскресенья, называвшегося неделя (от не делать — не работать, так как это был день отдыха). Следующий день — понедельник (после недели), далее — вторник (второй после недели), среда (средний, середина недели), четверг (четвертый), пятница (пятый день после недели). Суббота получила свое название от древнееврейского слова саббат (шабаш), означавшего отдых. Точно не известно, каким днем начиналась неделя в Древней Руси. В церковной практике неделя начиналась обычно понедельником и заканчивалась воскресеньем.



    написать администратору сайта