ЗАРУБА. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления
Скачать 32.54 Kb.
|
1. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления 1. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления 1. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления 1. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления Первобытное общество и догосударственные формы социального управления Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий, по современным данным, свыше 2 млн. лет. В эту эпоху не было государства и права, но их предыстория берет свое начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности. для понимания социальных и экономических предпосылок возникновения государства и права принципиальное значение имеет выделение в первобытном обществе двух основных стадий: присваивающего хозяйства и производящего хозяйства, граница между которыми приходится на эпоху неолита. Изначально шел процесс становления самого человека как биосоциального существа. Люди использовали простейшие каменные орудия и существовали в основном за счет присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство). Они вели бродячий образ жизни, объединялись в небольшие локальные и изолированные группы под руководством вожаков. Эта простейшая форма социальной организации и регуляции (неупорядоченные половые связи и т. д.), отражавшая низкий уровень развития как культурно-производственных, так и общественных отношений, в литературе нередко называется праобщиной или первобытным стадом. Несмотря на кажущуюся хаотичность внутренней жизни праобщины, в ней все больше проявлялись регулируемые процессы, предопределяемые заранее установленными правилами, запретами, стандартами и иными поведенческими стереотипами. Внутригрупповые отношения носили эгалитарный характер. Равенство особенно проявлялось в процессе распределения скудных продовольственных и иных ресурсов. В основе этого равенства лежал присущий таким коллективам эквивалентный (реципрокный) обмен (женами, пищей, орудиями труда). В ранних человеческих коллективах складывалась власть вожака над остальными членами группы. Они воспринимали его волю как норму, которой необходимо подчиняться по тому же принципу эквивалентного обмена. В процессе длительной эволюции праобщины природные инстинкты уступили свое место социокультурным стереотипам, т. е. системе общественных связей, что сделало возможным существование и поступательное развитие человеческого общества. Усложнение социальных связей, вызванное существенными изменениями в брачно-половых отношениях (введение экзогамии, т. е. запрещение брачных связей внутри кровнородственных объединений, установление брачных классов), а затем и неолитическая революция, означавшая переход к производящей экономике, привели на смену праобщине возникновение устойчивых семейноклановых групп (родовых общин/родовым строем). В основу таких группы легли родственные отношения, например несколько поколений сородичей, происходивших от общих предков, в ряде случаев и чужаков, принятых в состав общины. В зависимости от конкретных условий родообщинные отношения строились на принципах матрилинейности или патрилинейности. Неолитическая революция и переход к производящей экономике обеспечили создание регулярного производства продуктов питания и иных предметов, необходимых для удовлетворения потребностей коллектива. Таким образом, это подготовило переход к оседлому образу жизни и к установлению контроля семейно-клановых групп над определенной территорией. Ранняя родовая община потребителей сменяется более прочными, численно разросшимися, как правило, связанными с определенной территорией общинами производителей. Такая система семейно-родовых групп представляла собой более развитую форму социальной организации, основанную на сравнительно устойчивых системах самоуправления и саморегуляции. В семейно-клановой общине складывалась строго фиксированная система труда, распределения пищи и брачносемейных отношений. В ней получили дальнейшее развитие принципы равенства, эгалитарности и эквивалентности. На определенные преимущества в семейно-клановом коллективе (в родовой общине) мог претендовать и лидер группы. По принципу эквивалентного внутригруппового обмена лидер получал в таком случае безусловную поддержку членов группы, которые за предоставленные им блага признавали авторитет и власть. Эта власть выступала как догосударственная, потестарная. Сам вождь, как и другие члены семейноклановой общины, должен был руководствоваться коллективными традициями и соблюдать практику реципрокных раздач. В противном случае он мог быть смещен, но существовавшая в родовом обществе эгалитарность, в том числе выборность и сменяемость вождей, не позволяет еще говорить в категорической форме о существовании родовой демократии. В семейно-родовых общинах на базе культов, обрядов, традиций и сложились несложные правила поведения, соблюдение которых было обязательно для всех членов группы. Эти родовые нормы, которые имели мифологически-символическую оболочку и были часто связаны с тотемистическими ритуалами, отражали естественные условия жизни первобытной общины. Они регулировали хозяйственную деятельность и брачные отношения, устанавливали различные табу (запреты) и жесткие рамки поведения для членов общины. Строгой регламентации подвергался порядок распределения добытого общиной продукта. К важнейшим функциям вождя относилась практическая реализация таких распределительных, дистрибутивных норм. Общинно-родовые нормы имели синкретичный характер и содержали в себе одновременно религиозные, моральные и иные социальные императивы. Так же общинные нормы отражали самонастраивающиеся социальные отношения, которые поддерживались силой интересов, религиозных представлений и иных нормативно-ценностных установок. В случае нежелания подчиняться правилам жизни семейно-клановой группы, совершения тяжкого проступка нарушитель мог быть подвергнут избиению, изгнанию или даже смертной казни. 2. Важнейшие политико-правовые идеи в первобытном обществе. Многочисленные этнографические данные свидетельствуют о присутствии в нецивилизованных политических организациях общества охотников и собирателей, а также примитивных земледельцев и скотоводов своеобразной системы политических идей. В ней можно выделить несколько основных компонентов: Политическая организация общества рассматривается функционирующей успешно, если политические лидеры оказываются способными удовлетворять систему нужд составляющих ее людей возможно более полно. Лицо, способное отказать в помощи своим партнерам по политической организации общества, но отдающее им более значительное количество материальных и духовных благ, чем получающее от них, пользуется большим политическим влиянием, чем эти люди. Равным образом человек, прощающий окружающим причинение ему вреда в случаях, когда в состоянии добиться их должного наказания, также повышает свой политический авторитет. Максимальное влияние на ход правового регулирования в конкретных сферах общественной жизни оказывают люди, которые лучше остальных знают закономерности этих сфер человеческой жизнедеятельности. С возрастом политическое влияние человека возрастает, так как окружающие понимают, что сведения, которыми располагает всякий индивид о конкретных процессах социальной жизни и о взаимодействии общества с природой, обычно накапливаются по мере того, как он становится старше. Поэтому при обсуждении политических проблем позиция, занятая старшим человеком, для общественного мнения более предпочтительна, чем столь же веско аргументированное мнение младшего лица. Окружающие политическую организацию общества природные объекты одушевляются и рассматриваются в качестве таких же ее членов, как и составляющие политическую организацию общества люди. Считается, что регулирующие отношения людей правовые нормы действуют и в отношении этих природных объектов. Получая от естественных феноменов разнообразные блага, люди признают своей юридической обязанностью отплачивать им встречными услугами. Отсюда значительная часть рабочего времени членов общества тратится на культовую деятельность. Политическая организация общества, в которой люди живут, как правило, признается ими лучшей, чем окружающие ее подобные образования. Имеют место простейшие способы осознания единства коренных долговременных интересов всех членов политической организации общества. Их существованием, в частности, обусловлен тот факт, что органы управления политической организации общества в случаях, когда возмещение ущерба от правонарушения невозможно, стараются исключить в отношении правонарушителя действие принципа талиона, причиняя правонарушителю меньший ущерб, чем вред, нанесенный им. При прочих равных условиях мужчина обладает большим политическим влиянием, чем женщина, так как политика — в основном сфера межсемейных отношений, которыми главным образом занимается именно мужчина. Наибольшим политическим влиянием в нецивилизованном обществе пользуется мужчина зрелого возраста, но не престарелый; умеющий выполнять на самом высоком уровне квалификации максимально широкий круг подлежащих правовому регулированию видов деятельности, дающий другим членам политической организации общества большее количество материальных и духовных благ, чем получающий от них; и прощающий окружающим причинение ему вреда в случаях, когда в состоянии добиться их должного наказания. Таким образом, можно выделить пути приобретения человеком максимально возможного влияния на правовое регулирование в нецивилизованных политических организациях общества. Во-первых, достижение зрелого возраста. Во-вторых, получение как можно более высокой квалификации в подлежащих правовому регулированию видах человеческой деятельности. В-третьих, выработка большего, чем нужно для личного жизненного обеспечения, количества материальных и духовных благ. В-четвертых, прощение человеком причиненного ему зла в условиях, когда потерпевший способен добиться справедливого наказания вредителя. 3. Генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Неолитическая революция и переход человечества к производящей экономике имели самые разнообразные и глубокие последствия. Так же следует отметить появление ранних оседлых земледельческих обществ в регионах, благоприятных для проживания людей и их успешной хозяйственной деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения. Земледельческие общины проявляли тенденцию к разрастанию, что находило свое выражение прежде всего в отпочковании новых семейно-клановых групп. Постепенно усложняется внутренняя организация семейно-родовых групп, их члены приобретают новые культурные и производственные навыки, начинается разделение труда (например, земледельческий, скотоводческий). Все это способствовало повышению эффективности общественного и коллективного производства. В новых условиях занятие родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж и авторитет, что было характерно для предшествующего этапа общинного строя, но и особый, более высокий статус. Обязанности вождей семейно-родовых общин становились все более многообразными. К их числу относилась организация общественных работ, перераспределение земельных участков по мере изменения численного состава группы, поддержание отношений с соседними семейно-клановыми коллективами. К этим функциям добавилась новая и важнейшая редистрибутивная функция перераспределения прибавочного продукта, который добывался или производился не лидером лично, как это было на стадии реципрокного обмена, а усилиями всей группы. Здесь уже закладывались элементы будущей, присущей государственно организованному обществу, системы эксплуатации. В результате неолитической революции и усложнения социальной и хозяйственной структуры произошли глубокие изменения в осуществлении власти. Власть вождя семейно-клановой группы по-прежнему сохраняет потестарный характер. Но осуществляемые им функции, в особенности редистрибутивная функция, приближают его власть к политической, государственной, поскольку она приобретает большую степень силы и обязательности для членов семейно-родовой общины. Она становится властью положения, самого высшего управленческого статуса и не связывается, как это было прежде, с личными качествами лидера. Именно поэтому не просто авторитет, а властные функции вождя начинают приобретать наивысшую ценность в глазах членов группы. Появляется острое соперничество за лидерство, а именно за право навязывать свою волю коллективу, получать от власти совершенно определенные имущественные и личные привилегии. Одним из важнейших последствий неолитической революции было развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур. Возникновение и эволюция этих структур проходили в значительной степени спонтанно. Некоторые из них были типичными для одних народов, но не получили развития у других. Заметную роль в процессе становления государственности сыграла форма межобщинных связей и организационных структур — племенной строй. Результатом эволюции общинного строя было возникновение множества новых семейно-клановых общин, что привело к возникновению более крупных социальных образований — братств (фратрий) и племен, а иногда и к конфедерации племен. Постепенно складываются и органы племенного самоуправления, прежде всего племенной совет, в который обычно входили вожди (старейшины) всех составлявших племя родов. Члены племенных советов, а также вождь племени избирались соплеменниками и могли быть ими смещены. Любой член племени имел возможность выступить на заседании совета и высказать свое мнение по поводу решений или действий вождя. Деятельность племенных органов способствовала организации коллективных работ, расширению связей между семейно-клановыми группами, урегулированию межклановых конфликтов, а также отношений с другими племенами. Важным этапом в предыстории государства и права стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являющимся по своей сути предгосударственным. Новый тип управленческой деятельности определялся потребностями общественной жизни, усложнением хозяйственной деятельности и всей системы социокультурных связей людей. происходит выделение управленческой деятельности, которая постепенно превращается в профессиональную. Разделение людей на две неравные по" численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства. Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка не желала расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную. Меняется в формирующемся протогосударстве и положение вождя, который все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть. Таким образом, протогосударство возникает не как внешняя по отношению к родоплеменной системе сила, а как логическое и естественное продолжение общинных структур. Факторы образования государства: (теплый климат, плодородные почвы, водные ресурсы и т. д.), устойчивый уровень производства, дающий сравнительно большой избыточный продукт, демографический оптимум. Немаловажен тот факт, что нередко генезис государства протекал в особо привлекательных по природным условиям регионах, в пределах которых возникало сразу несколько протогосударств. Такие изначальные государственные образования получили название первичных протогосударств. В ходе войн и естественного роста возникали также так называемые вторичные государства, которые объединяли несколько небольших первичных протогосударств или включали иногда огромные территории. Протогосударства как ранние и простейшие государственные образования сформировались в эпоху, когда общество еще не знало классового деления. Таким образом, ранние государственные образования возникают спонтанно в ходе естественного развития самого общинного строя из сложных надобщинных структур. Один из наиболее характерных признаков протогосударства -— образование сложных организационно-управленческих систем, постепенно становящихся замкнутыми и отрывающимися от породившего их общества. Образование протогосударств — это своеобразный прорыв человечества из предыстории в цивилизацию. На различных континентах и у разных народов в силу неравномерностей самого исторического процесса такой прорыв происходил в разное время, растянулся на века и даже на тысячелетия. 4.Нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе. Возникновение архаического права. 1)Нормативное регулирование поведения людей Одним из важных элементов нормативного регулирования поведения людей в первобытном обществе была саморегуляция, которая является особенным признаком человечества. Если животные подчиняются только биологическим законам, то человек стал человеком потому, что в дополнение к биологическим законам научился еще и сам регулировать свое поведение. Он "изобрел" общественные регуляторы, которые, не устранили биологические законы, но существенно их потеснили. Социальные регуляторы первобытного общества выполняли две функции: Первая функция социальных норм состояла в том, что они позволяли первобытным людям освободить свою психическую энергию от страха перед окружающим миром, тревожности и направить ее на производительную деятельность. Содержание ритуальных и магических действий было бесконечно разнообразным и охватывало все сферы и стороны тогдашней человеческой деятельности. Так же огромную роль сыграли социальные нормы Одними из первых социальными нормам являются ритуалы. Ритуал— это правило поведения, в котором акцент делается на внешнюю форму его исполнения, причем эта форма является строго канонизированной. Рассмотрим некоторые особенности ритуала как разновидности социальных норм первобытного общества. Само содержание ритуала не столь важно, поскольку доминирующее значение имеет его форма. Вот почему ритуал еще можно назвать церемонией, демонстративным действием, причем это действие часто имеет красочность Целью любого ритуала является внушение определенных чувств, или иначе с его помощью осуществляется определенный психологический настрой людей. Одним словом, ритуалы, без сомнения, выполняли компенсаторную функцию. 3. Ритуалы выполняли не только компенсаторную функцию, но также и регулятивную. Вот почему мы их относим именно к социальным нормам, т.е. правилам поведения, регулирующим поведение людей Позднее в ритуальных действиях стало возможным выделять обряды. Обряды — это правила поведения, которые также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека и преследуют идеологические (воспитательные) цели. Во-первых, обряды — это уже несколько более тонкие социальные нормы. Они давали возможность выразить такие уже чисто человеческие психологические категории. В процессе выполнения обряда обеспечивается сопереживание между людьми. Это первое, что их отличает от ритуалов. Во-вторых, обряды являются более сложными и по содержанию, и поэтому для своего исполнения они зачастую требовали присутствия человека. В-третьих, обряды уже начинают выполнять и воспитательную функцию. С их помощью становится возможным достижение не только каких-либо эмоционально-психологических, но и идеологических целей. Таким образом, обряд как социальная норма относится не к внешней форме поведения, а проникает глубоко в психику человека. Иначе, обряд регулирует не только внешнее поведение, но в какой-то мере уже связан и с содержанием регулируемого общественного отношения. Когда человек перешел к членораздельной речи и начал ею пользоваться весьма уверенно, тогда появились мифы, с помощью которых стала передаваться информация о том, как должно поступать в тех или иных ситуациях. Мифы - образные примеры (сказки, былины), которые учат людей тому, что следует делать и чего делать нельзя. Обычаи — это уже довольно сложные, а в силу этого более тонкие социальные нормы. Вот почему они имеют очень широкий спектр действия и опосредуют почти все сферы человеческого общежития. Их использование дало возможность человечеству развиваться более стабильно и эффективно. Обычай— это правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Обычаи регулируют устойчивые общественные отношения, которые складываются на протяжении длительного периода времени. Обычаи становятся всеобщими в силу многократного их применения и повторения людьми, проживавшими на разных исторических этапах. Вот почему они прочно входят в сознание людей и становятся привычкой. Обычаи выражают какую-то жизненную закономерность, нарушение которой грозит серьезными последствиями для человеческого рода В обычае воплощается авторитет всего общества в целом, все члены которого убеждены в необходимости и непогрешимости каждого из обычаев, составляющих строгую систему. Обычай— это универсальное средство регулирования первобытного общества, с помощью которого опосредовались все стороны человеческого бытия Человек всегда осознавал свою слабость перед силами природы и поэтому предписывал им божественную силу. Нормы, укрепляющие духовный союз человека к божественным силам, называют религиозными нормами. Они играли значимую роль в жизни людей. Религиозные нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественных начал. Каким бы грубым мы не считали древнего человека, но и ему было в некоторой степени присуще понятие о добре и зле. Именно эти довольно абстрактные категории выражают моральные нормы. Таким образом, в первобытном обществе уже начали появляться моральные нормы, но использовались они в тот период в микроскопических дозах. 2)Возникновение архаического права Право зародилось в недрах первобытного общества, на заключительном этапе его развития, когда стали образовываться вождества или, как их еще называют, протогосударства. Находясь тогда в самом зародышевом состоянии, право было еще трудно отличимо от обычаев, являвшихся одним из основных средств регулирования жизни первобытного общества. Первая стадия права (стадия детства) может быть названа архаичное право. Главной его особенностью является то, что нормы человеческого общежития в этот период имеют локальный, местный характер. Главной его особенностью является то, что нормы человеческого общежития в этот период имеют локальный, местный характер. Вырабатываются нормы архаичного права "снизу", самим народом (отсюда происходит термин народное право). Первобытные нормы чаще всего принимают характер обычаев, т.е. правил поведения, сложившихся исторически, на протяжении жизни многих и многих поколений, и ставшие всеобщими в результате многократного повторения (отсюда проистекает альтернативное их наименование обычное право). Однако эти обычаи начинают охраняться не самими соплеменниками как ранее, а выделяемыми из их состава органами управления (вождями, дружинниками, жрецами). Именно поэтому они переходят из "обычных обычаев" в разряд правовых обычаев, и таким образом появляется обычное право. Архаичное право еще очень сильно не дотягивает до современного понимания права, ведь в нем отсутствуют элементарные правовые понятия, техника разрешения споров, не проводится различие между гражданскими и уголовными делами. Особенности архаичного права: Нормы архаичного права носили преимущественно устный характер. Древние люди не сразу научились говорить, но, освоив устную речь, они еще на протяжении многих и многих столетий обходились без ее письменного закрепления. Архаичное право— это царство неписаных правил, устно передаваемых из поколения в поколение в виде устных преданий, рассказов о разрешенных казусах, в форме юридических по содержанию пословиц и поговорок, а также в виде конклюдентных действий. Невероятно большое разнообразие норм архаичного права. Надо заметить, что речь идет о большом разнообразии архаичных норм не внутри какого-то одного человеческого сообщества (общины, клана, племени), а между рядом проживавшими частями человеческой популяции. единое архаичное право того или иного государства можно представить, если иметь в виду наиболее общие характеристики архаичных норм: принципы, способы их образования, процедуры реализации, принуждения за их неисполнение. Архаичное право носит казуистический характер. Право, о котором идет речь, формировалось в результате разрешения отдельных конфликтных случаев (казусов), причем довольно простых по содержанию. Архаичное право имело несистематизированный характер. В первых правовых памятниках было нагромождено все: и нормы об уголовных деяниях, и нормы имущественного характера, и земельные, и торговые, и семейные и др. Таким образом, можно сказать, что архаичное право— это царство неупорядоченной казуистики и неписаных правил, с разнообразием различных не систематизированных норм, устно передаваемых в виде устных преданий или рассказов, в форме юридических по содержанию пословиц и поговорок, а также в виде конклюдентных действий. |