Главная страница
Навигация по странице:

  • Платон «Апология Сократа». Диалог. Любое издание на русском языке

  • Историческое значение философии Платона

  • Два главных обвинения, предъявленных Сократу, состояли в развращении молодежи и безбожии.

  • Гегель «Кто Мыслит абстрактно». Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Любое издание на русском языке.

  • ВЫВОД/оценка

  • Ильин И. А. Что есть философии И. А. Ильин Путь к очевидности. М. Республика. 1993. Ч. 2. § 14 С. С. 362 – 369.

  • Роль философии в деле духовного и культурного обновления

  • Сартр Ж.- П. Экзистенциализм – это гуманизм. Любое издание на русском языке.

  • ФИлософия. Первоисточники для сдачи экзамена по философии. По одному из них будет задан отдельный вопрос в билете. Платон Апология Сократа


    Скачать 0.78 Mb.
    НазваниеПервоисточники для сдачи экзамена по философии. По одному из них будет задан отдельный вопрос в билете. Платон Апология Сократа
    Дата02.06.2021
    Размер0.78 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИлософия.docx
    ТипДокументы
    #213269

    Первоисточники для сдачи экзамена по философии. По одному из них будет задан отдельный вопрос в билете.

    1. Платон «Апология Сократа». Диалог. Любое издание на русском языке

    2. Гегель «Кто Мыслит абстрактно?». Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Любое издание на русском языке.

    3. Ильин И. А. Что есть философии? И. А. Ильин Путь к очевидности. М. Республика. 1993. Ч. 2. § 14 С. С. 362 – 369.

    4. Августин Аврелий «О свободе воли». Любое издание на русском языке. Текст выслан старостам групп.

    5. Сартр Ж.- П. Экзистенциализм – это гуманизм. Любое издание на русском языке.

    Требования к ответу по первоисточнику

    1. Кратко описать автора, указать его место и значение в мировой философии, его школу и специфику решения философских проблем

    2. Написать в нескольких предложениях в чём главное содержание данного произведения.

    3. Сделать выводы.

    4. Дать свою оценку или выразить своё мнение по содержанию описываемой работы данного автора (если эта оценка или мнение сформированы).


    Платон «Апология Сократа». Диалог. Любое издание на русском языке

    - Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

    Историческое значение философии Платона в том, что:

    - впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных про­изведений «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Фе-дон», «Государство», «Законы»;

    - положено начало идеализму как крупному философскому направле­нию (так называемая «линия Платона» – противоположность материа­листической «линии Демокрита»);

    - впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и об­щества – государство, законы и т. д.;

    - были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – вре­менное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);

    - была создана философская школа (Академия), просуществовавшая око­ло 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Ари­стотель и др.).

    Специфика решения философских проблем.

     Главной характеристикой философии Платона является идеалистическое решение основного вопроса философии. Если с трудов софистов и Сократа начинается, классический период античной философии, то в трудах Платона и его ученика Аристотеля философская мысль Древней Греции достигает расцвета. Как мы помним по философии Древнего Востока, идеалистическое разрешение основного вопроса философии говорит о зрелости философской мысли. Однако в отношении теории развития идеалистическая концепция Платона носит метафизический характер. Платон относится к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным явлениям. Это метафизический аспект его философский концепции оказался недостаточно перспективным.

    Платон воспринимал материальный окружающий нас мир как "тень". Материальный мир производный от мира идей. Мир идей - это объективно существующая, независимая от материи идеалистическая реальность. Такая позиция делает философскую концепцию Платона объективным идеализмом.

    Содержание произведения «Апология Сократа». Диалог.

    http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2491-platon-apologiya-sokrata-kratkoe-soderzhanie

    Два главных обвинения, предъявленных Сократу, состояли в развращении молодежи и безбожии. Характерно, что тон, который Сократ взял с самого начала и держал до последнего слова - очень четкий, самодостаточный, вполне себе уверенный и очень достойный (достаточно сильный и художественный, и психологический прием, используемый автором). Кроме того мне показалось интересным, что хоть фраза "я знаю, что ничего не знаю" в несколько измененном варианте и проходит лейтмотивом через все произведение, однако Сократ не только говорит весьма и весьма мудрые сентенции, но и сам себя позиционирует как человек знающий и более сведующий в философии, скажем, нежели его обвинители.
    Одной из самых сильных сторон произведения является предельно живой, красиво сделанный и тщательно проработанный, очень-очень жизненный, трогательный и сильный образ Сократа.

    • ВЫВОД

    Ядром философского учения Платона является его теория идей. Идея для Платона не есть понятие человеческого ума. Она есть истинно сущий род бытия. Она объективна, безотносительна, независима от времени и пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятиям и постигается только разумом. Идея предстает как источник бытия вещей, как идеальный образец, взирая на который Демиург создает мир чувственных вещей.

    Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом высших сущностей и делится этот процесс на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания.

    • ОЦЕНКА: В этом произведении Платон приводит оправдательные речи Сократа на суде. Текст выглядит очень убедительным, и большинство историков признают его правдивым. Суд над Сократом состоялся в 399 году до нашей эры, «Апология Сократа» была написана вскоре после происшествия, в 397 или 396 гг. до н.э.
      Текст Платона разделен на несколько частей: «После обвинительных речей», «После признания Сократа виновным» и «После вынесения смертного приговора».
      Произведение интересно тем, что оно достоверно, передает нам основные идеи философии Сократа. Почему же его приговорили к смерти? В чем была его философия? Доводы Сократа в свою защиту звучат веско. Читатель сочувствует и проникается симпатией.
      Сократ ищет человека мудрее себя, но находит лишь мнимых мудрецов, которые только мнят себя таковыми. Сократ прямо указывает людям на их недостатки, и это мало кому нравится. 

    Гегель «Кто Мыслит абстрактно?». Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Любое издание на русском языке.

    • Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, вознёсших немецкую философию на невиданную высоту. Многие исследователи считают, что именно Гегель довёл до ума, начатую Кантом идею.

      Значение в мировой философии:



    ГЕГЕЛЬЯНСТВО – школа учеников и последователей Гегеля в Европе в 1-й половине 19 в. Наиболее значительным было гегельянство в Германии, где различалось старшее поколение («старогегельянцы», «правые») и младшее («младогегельянцы», «левые»).

    Содержание

    https://studwood.ru/910922/filosofiya/analiz_stati_gegelya_myslit_abstraktno_gegel_myslit_abstraktno_raboty_raznyh_mysl

    Точка зрения Гегеля идет вразрез с современным общепринятым понятием абстрактного мышления, которое свойственно людям, собственно, не бесталанным, про которых сейчас говорят «с креативным» мышлением. Абстрактное мышление способствует нахождению удачных решений и альтернатив, дат возможность пристального рассмотрения именно узкого фрагмента действительности, не распыляясь на частности.

    Поэтому, с учетом приведенных Гегелем примеров, в том числе пример со старушкой из богадельни, порадовавшейся за обогретую лучом света отрубленную голову её в бытности живым знакомого (значит, он достоин) и аристократа-хозяина и француза-хозяина, можно сделать следующий вывод.

    ВЫВОД/оценка???: Людей, что не признают такой путь самоутверждения тоже крайне много, но лишь малая их часть делает это осознанно, а не из побуждений зависти или личных неприязней. А та малая часть — те люди, что стремятся изменить порядок вещей, в первую очередь, для своей пользы, чем неизменно помогут обществу либо еще больше сузить свои взгляды, либо дать шанс увидеть мир другими глазами, в зависимости от результатов своих деяний, являет собой мою надежду на будущее.
    Кто мыслит абстрактно, всё-таки? Пожалуй все и никто. И лишь время покажет, способно ли общество иметь не одно абстрактное суждение, превозносимое элементами социума, а совокупность абстрактных суждений индивидуальностей в группе.

    Ильин И. А. Что есть философии? И. А. Ильин Путь к очевидности. М. Республика. 1993. Ч. 2. § 14 С. С. 362 – 369.

    Иван Александрович Ильин (1883-1954 гг.) - русский религиозный философ. Основные работы: «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «Путь духовного обновления», «О сопротивлении злу силою».

    Роль философии в деле духовного и культурного обновления, по Ильину, велика, дело философа -- расчистить этот путь нравственного совершенствования, облегчить человеку постижение очевидности. Учение об очевидности -- центр, пункт воззрений Ильина. Он понимает под очевидностью особую творческую способность быть настолько захваченным истиной, что в ней растворяется вся душа исследователя. Одним из важнейших свойств очевидности оказывается ее предметность.

    Существенное, место в теории Ильина занимает учение о правосознании и естественном праве. Под естественным правом он понимает право, соответствующее «естеству» человека как духовно-культурного существа, правовые нормы, предписывающие человеку такое поведение, которое голос совести одобряет как нравственное и справедливое. Для Ильина существеннейшим и главным правом любого человека является человеческое достоинство. Справедливое право, по Ильину, должно быть в состоянии разрешить противоречия между естественным неравенством и духовным равенством людей. По своим реальным свойствам, по своему индивидуальному бытию люди различны, но они равны как разумные существа, поэтому каждый человек, как бы ни был он ограничен в своих возможностях, имеет безусловное духовное достоинство. Поэтому справедливой будет ориентация именно на духовное равенство людей.

    В философии политики Ильин о проблемах государства и права. Он был убежденным сторонником целостности и неделимости России и отстаивал большую роль государственного начала в историческом прошлом Росси, а, следовательно, и в ее будущем. Будущее он связывал с восстановлением монархии, так как для русского уклада души и быта это наиболее предпочтительный выбор. Однако это новый исторический тип монархии. Самодержавная монархия – идеальный тип правового государства. Сильная самодержавная власть сочетается со свободой личности и признанием ценности социального и духовного творчества народа.

    ШКОЛА ПРОБЛЕМЫ???



    • СОДЕРЖАНИЕ

    Источником знаний Ильин считает “предмет”. Но предметный мир понимается им в традициях гегелевской философии. Предметы воплощают в себе идеи, они слиты с ними, не существуют друг без друга. Задача человека — раскрыть содержание идей, заключенных в предметах окружающей действительности, понять их смысл, назначение, а в соответствии с этим строить уже и собственную стратегию жизни. Но процесс постижения идеи в понимании Ильина не сводим к холодной и расчетливой логике ума. Это глубоко страстный, захватывающий человека водоворот.

    По словам Ильина, если душа человека утвердит себя в предмете, то становится его жилищем. В мире, в котором живет человек, предмет и дух тождественны, переплетены друг с другом. Поэтому познающий человек одержим предметом, предмет овладевает его душой, человек как бы отождествляет себя, свою личность с предметным миром, который он познает.

    Ильин считает, что не всякое применение силы в отношениях между людьми следует рассматривать как насилие. Насилие — это принуждение, исходящее из злой воли или направленное на зло. Человек может сознательно стремиться к добру, не стать жертвой непоправимой ошибки или дурной страсти. Чтобы этого не произошло, необходимо искать духовные силы для борьбы со злом.

    • ВЫВОД


    В работах Ильина большое внимание уделяется этике экономической жизни и, в частности, проблемам собственности. Ильин рассматривает владение и распоряжение собственностью в контексте целостного образа жизни человека, развития его личности, его индивидуальной судьбы. Важнейшее качество личности — способность любить. Концепция любви переносится Ильиным и на проблемы собственности. Человек, владеющий собственностью, должен не только искать экономической выгоды, но заботиться об объектах собственности и любить их — бережно относиться к земле, к животным, беречь дом, доставшийся от родителей, в котором прошло детство и где каждый уголок напоминает о счастье. Подобно тому, как хозяин собаки любит ее и заботится о ней, фабрикант должен любить свою фабрику, ремонтировать здание, заботиться о рабочих и их условиях труда и жизни. Только тогда экономическая эффективность соединится с социальной, восторжествуют не только богатство, но и справедливость. Если же у собственника мотивы стяжателя и отсутствует любовь, объект собственности быстро скудеет и недальновидный хозяин, мечтающий только о деньгах, быстро разоряется. Хозяйственная этика Ильина актуальна в свете проблем, с которыми столкнулось российское общество в период реформ.


    • ОЦЕНКА

    Я считаю, что особенность творчества Ильина заключается в том, что он не навязывал своих точек зрения. Иван Ильин с полным на то основанием может считаться оригинальным мыслителем, обогатившим каждую отрасль науки и философского знания своим неповторимым видением проблем и своим подходом к их разрешению.
    В своей работе я рассмотрел(а) основную проблему человечества и взгляд на вопрос о смысле жизни философа И. А. Ильина. В ходе написания работы была достигнута основная цель - обсуждение смысла жизни, как одной из основных рассмотренных тем русского философа И.А. Ильина, а так же проанализировал(а) как она отражается на современной жизни.

    Сартр Ж.- П. Экзистенциализм – это гуманизм. Любое издание на русском языке.

    САРТР (Sartre) Жан-Поль (26июня 1905, Париж – апреля 1980, там же) – французский философ и писатель, основатель атеистического экзистенциализма. Изучал философию в Высшей нормальной школе в Париже.

    Место в философии: Художественный мир Сартра характеризуется собственной символикой, где отвлеченные идеи философа существенно корректируются, порой опровергаются, имеют особое

    содержание, особые формы образного мышления. Герои Сартра - часто затворники, они тяготятся в соприкосновении с ближними, болезненно нуждаясь в них.

    Механизм интериоризации объективно существующей социальной действительности продемонстрирован в таких работах Сартра, как эссе "Размышление о еврейском вопросе" и статье "Экзистенциализм - это гуманизм", в которых автор вскрывает многие проблемы человеческого общества и чисто философски, без каких-либо амбиций пытается найти пути

    верного их решения. Проблемы, затронутые и прекрасно раскрытые Сартром в его многочисленных произведениях, несомненно, актуальны для
    нашего времени. Мы возвращаемся к признанию приоритета
    общечеловеческих ценностей, признанию того, что человек в
    этой системе должен занимать главенствующее место.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Центральное понятие всей философии Жан-Поля Сартра представляет собой определённое понятие свободы. У него данное понятие представляется нечто абсолютным, которое даётся один раз и навсегда. Он выражается по данному поводу следующим образом «человек осужден быть свободным». Свобода всегда находится впереди сущности и сути человека. Жан-Поль Сартр находит свободу не в свободе духа, которая ведёт к бездействию, а в свободе выбора, что никто не сможет никогда отнять у живого человека. Даже у узника имеется свобода выбора, он свободно может принять решение, у которого только два варианта: бороться за освобождение или смириться, а что следует дальше — будет зависеть от складывающихся обстоятельств, которые уже находятся вне параметров компетенции философского познания и самого философа.

    С понятием свободы тесно связано понятие «отчуждение». Современный индивид по Сартру понимается неким отчуждённым существом. Его индивидуальность имеет свои стандарты, такие как официант, который всегда должен профессионально улыбаться и точно рассчитывать свои движения. Но в противовес данному состоянию Жан-Поль Сартр утверждал особое, непосредственное, цельное человеческое взаимоотношение между двумя влияющими друг на друга особами.

    ВЫВОД

    Строго говоря, сартровская ригористическая мораль знает одну-единственную обязанность - готовность сознаться, готовность отвечать за все, что совершилось при твоем (пусть даже бессознательном) участии. Сартр высокопарно называет это решимостью «взвалить на себя бремя бытия», или выбором. Рациональной осмотрительности, с одной стороны, и витальной трусости - с другой, противостоит у Сартра мятежное безрассудство, берущее свое начало в непосредственности и аффективной категоричности восприятия. Сцена насилия молниеносно рождает в нас чувство ненависти. Это чувство органически непреложно, как зубная боль, тошнота, головокружение. И вместе с тем мы видим, что оно невыводимо из состояний нашего тела, из витальной организации, требования которой мы можем подавить. Ненависть к насилию выше нас самих: она не только по времени, но и по существу опережает всякое наше размышление, ибо ни рациональные аргументы, ни доводы, на которые нас толкает инстинкт самосохранения, не в состоянии поколебать сознания обязательности действия, основывающегося на этом чувстве.

    Таким образом, французский экзистенциализм развивает психологически недоказуемую теорию, согласно которой у человека вообще не бывает непроизвольных действий, а действия, представляющиеся таковыми, на деле являются лишь лицемерно — скрытными преднамеренными актами. Отрицая объективность исторического процесса, Сартр считает все социальные действия обусловленными человеческой субъективностью, а человека - полностью ответственным за свои поступки, без скидок на исторические обстоятельства.

    ОЦЕНКА

    Человек в экзистенциализме погружается в свой внутренний мир, его страхи и желания, в том числе скрытые, руководят им, поэтому человек сам творит свою судьбу. Однако человек в экзистенциализме предстает как существо страдающее, переживающего, трагичного. Он наделен выбором, что возлагает на него огромную ношу ответственности. Экзистенциалисты вводят отрицательность как онтологическое обоснование свободы. Источник свободы заключается в человеческом сознании, оно же предстает как катализатор творческой активности человека. Отрицая окружающее бытие-в-себе, человек достигает подлинной свободы. Человек может достичь высот в познании себя, только ставя трансцендентные цели. Человек не замкнут в себе, он живет в человеческом сообществе, а значит первейшая черта человека – субъективизм. Экзистенциализм потому может считаться гуманизмом, поскольку напоминает людям, что нет другого законодателя, кроме него самого, в одиночестве он сам решает свою судьбу, реализовать себя он может только видя цель вовне, идя к трансцендентному, освобождаясь и стремясь к самоосуществлению.


    написать администратору сайта