исторя. Лекция по теме_ _Петербург Достоевского_. Петербург Достоевского
Скачать 0.62 Mb.
|
Тема: «Петербург Достоевского» Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено–бледный, Сказка, холод и гранит… А.С. Пушкин Тема Петербурга в русской литературе была положена еще в XVIII веке М.В. Ломоносовым, а в XIX веке продолжена К. Батюшковым в «Прогулке в Академию Художеств», где автор восхищается красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга, А.С. Пушкиным в петербургской повести «Медный всадник» и романе в стихах «Евгений Онегин». У Пушкина в «Медном всаднике» Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив и противопоставлен Москве. Пушкин постоянно повторяет слово «люблю», он гордится этим городом. В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картины петербургской жизни начала XIX века. Для него это город больших надежд, благородных стремлений. Он пытается воссоздать атмосферу, которая была присуща Петербургу тех лет. На это указывают имена, слова, связанные с конкретными ассоциациями. Но Петербург Пушкина двойственен. Пушкин показывает в своих произведениях противоречивый город, одиночество человека в Петербурге, город даже сводит с ума героя. Далее в 30-е годы тему Петербурга вслед за Пушкиным продолжает Н.В. Гоголь в своих «Петербургских повестях» и поэме «Мертвые души». В «Петербургских повестях» Гоголь отразил свои впечатления и жизненные переживания, которые были связаны с его личной судьбой. Первое впечатление, произведенное Петербургом, было не таким, как ожидал писатель. Единственное место, которое Гоголь описывает со всей пышностью, - это Невский проспект. Он как бы противостоит городу нищих. Но автор сам же опровергает эту пышность. Гоголь показывает, что красота Невского проспекта призрачная, ложная. В то же время в «Мертвых душах» Гоголь ярко и красочно описывает столицу. Он сравнивает ее со сказочными Шехерезадой, Семирамидой, упоминает Невский проспект, Гороховую, Литейную улицы, рассказывает о висячих мостах, роскошных домах, коврах, о роскоши улиц. Но Гоголь говорит, что за всей этой пышной наглядностью, за парадным блеском тротуаров Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и щегольски разодетые прохожие, прячутся трущобы бедноты, несчастные простые люди. С ледующим этапом развития темы Петербурга в русской литературе стал этап 40-х годов. В это время о Петербурге начинают писать писатели так называемой «натуральной школы». Издается сборник «Физиология Петербурга», где печатаются такие повести как «Петербургские шарманщики» Д. Григоровича, «Петербургские трущобы» Вс. Крестовского и другие. У писателей появляется интерес к петербургским низам, трущобам, типам. В их произведениях тема Петербурга сближается с темой маленького человека. В 50-60 е годы Н. Некрасов тоже создает свой образ Петербурга. Это город бедноты. На улицах мы видим горе, холод, смерть, город и его улицы становятся символичными. Некрасов показывает Петербург через уличные сцены, при этом каждая из них является эпизодом из жизни. Пейзаж у Некрасова мрачный. На протяжении полутора столетий образ города Петербурга менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от восхищения к презрению. Посмотрим сегодня на северную столицу глазами Ф.М. Достоевского. Описываемые в романе события происходят в Петербурге в 60-е годы XIX века. Писатель считал Петербург «самым фантастическим городом на земле», поэтому неслучайно «самый фантастический роман» был создан на петербургском материале. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами. Даже в самом имени города соединились три языка: санкт – латинское слово, что в переводе означает «святой», Петер – греческое слово и в переводе означает «камень, скала», бург – слово немецкое и имеет значение «замок, крепость». Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, «Северная Пальмира», «чудотворный град», победитель стихии, с другой – проклятый город с нерусским именем, народное пророчество «Петербургу быть пусту». В каких произведениях известных вам писателей встречается описание города? А.С. Пушкин “Медный всадник” – воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, талантливости ее народа. Н.В. Гоголь “Петербургские повести”. “Шинель” - великолепен город, но его великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. Город холод-ный, равнодушный, он враждебен человеку. Ф. М. Достоевский. А.Блок, А. Ахматова, А.Белый – воспевают дивный и призрачный город. История преступления и наказания Раскольникова происходит в Петербурге в 60-е годы XIX века. Город – это строение, здания, дома, улицы, квартиры. Автор, описывая Петербург в своем романе, делает это при помощи: В мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями. Мы отправляемся вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга, трактирам, распивочным, каморкам. Мы видим, как придавлен, унижен, духовно одинок в этом мире человек, как удушливой скучности людей противостоит духовное одиночество человека в толпе. Городские пейзажи Одним из средств изображения Петербурга Достоевский выбирает городской пейзаж. Пейзажные описания очень кратки – это особенность пейзажа Достоевского. Пейзаж никогда не нацелен на простое описание обстановки. Он не только создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром. В строках, которыми открывается роман, автор не «рисует» улицы, а говорит о том чувстве, которое возникает у него, когда попадает на одну из «серединных» улиц Петербурга. «На улице жара стояла страшная… грустный колорит картины» ч.1 гл.1; «На улице опять жара стояла страшная…грустный колорит картины» ч.2 гл.1; «»Был уже поздний вечер… пылью, стоячей водой» ч.3 гл.6 - все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, пестрая толпа. Достоевский в романе создаёт и совсем другой пейзаж, отличный от того, что видит Раскольников обычно на улицах Петербурга. «Таким образом пошел он… прежде, чем они скрывались из глаз» ч.1 гл.5; «Он зажал двугривенный в руку…для него эта пышная картина» ч.2гл.2. Однако великолепный вид на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть каждое его украшение» давит на героя, мучит, гнетет, как и духота, теснота. Эта атмосфера влияет на Раскольникова: герою неуютно на петербургских улицах, они оказывают на него раздражающее действие. Зной, духота и зловоние используются Достоевским для того, чтобы показать психологическое состояние человека, который чувствует себя запертым в этом «каменном мешке». Именно жара и атмосфера, в которой находится Раскольников, мутят его сознание до обморока, именно в этой атмосфере у Раскольникова рождается бредовая теория и готовится убийство старухи-процентщицы. Внешний облик людей На улицах Раскольникову встречаются люди, от встреч с которыми остается ощущение «чего-то грязного, жалкого, безобразного»: это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками г рязными, жирными, красными, с черными ногтями; старуха-процентщица с вострыми и злыми глазками», белобрысыми волосами, жирно смазанными маслом, «тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Сам Раскольников был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен, но опустился и обнеряшился. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Сцены уличной жизни Серединные улицы» Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе главного героя «чувство глубочайшего омерзения». Распивочные, трактиры, дома терпимости, трущобные гостиницы, полицейские конторы, мансарды студентов и квартиры ростовщиц, улицы и закоулки, дворы и задворки, Сенная и «канава» — все это как бы порождает собой преступный замысел Раскольникова. Сцены уличной жизни: пьяный в телеге, сцена на Николаевском мосту, сцена с пьяной девушкой, сцена смерти Мармеладова, сцена с шарманщиком и толпой женщин, сцена на мосту с утопленницей, сцена смерти Катерины Ивановны. Эти сцены показывают, что Петербург – город униженных, оскорбленных, это город, которому не чуждо насилие над слабыми. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в нем. Автор не случайно так часто выносит действие романа на улицу, площадь, в распивочные. Он хочет показать одиночество Раскольникова. Но одинок не только Раскольников, одиноки и другие обитатели этого города. Выводы: Мир, который показывает Достоевский, – это мир непонимания, равнодушия людей друг к другу. Сцены уличной жизни приводят читателей к выводу: от такой жизни люди отупели, они смотрят друг на друга враждебно, недоверчиво. Между всеми людьми только безразличие, звериное любопытство к несчастьям близкого, злорадная насмешка. От встреч с людьми остается ощущение «чего-то грязного, жалкого, безобразного». Картины эти, рисующие трагизм нищеты и безмерных страданий людей, проникнуты тоской по гуманности и справедливости. Поэтому страшная жизнь людей пробуждает у читателей и сочувствие, и возмущение, и мысль о том, что так жить человек не может. Естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе. Люди вынуждены переступать моральные нормы, чтобы купить право на существование. П омещения, интерьеры Самое сильное ощущение, когда читатель, покидая улицы, входит в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы, – это ощущение тесноты. Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони и грязи, рождаемых пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей и каморок, в которых они живут. Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье. «Каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит ночи Свидригайлов, — это темные, серые «гробы». Каморка Раскольникова: «Это была крошечная клетушка…маленький столик» (ч.1 гл.3). Герой в этом жилище ощущает себя, словно в тюрьме, ему неуютно, все его сдавливает, он постоянно хочет выйти из этих мрачных стен. Описания комнаты Мармеладовых и Сони, а также описание номера в гостинице, в котором останавливается Свидригайлов: «Маленькая закоптелая кровать…комната его была проходная» (ч.1 гл.2) «Это была большая комната… у кровати не было занавесок», «Это была клетушка до того маленькая…». Некоторые повторяющиеся детали обращают на себя внимание: неправильные формы, бедность, желтые обои, простая мебель. Между обликом комнат и судьбой живших в них людей есть много общего: жилища их убоги и бедны, так же, как и жильцы. Они как бы продолжают петербургские улицы, герои в собственном жилище не могут дать своей душе отдых. По сути, у героев вообще нет дома как такового, это временное пристанище, в котором они чувствуют себя крайне дискомфортно. Но это лучше, чем вообще без крыши над головой. Помимо квартир мы наблюдаем в романе описания лестниц, дворов, трактиров, полицейской конторы. Лестницы грязные, вонючие. «Лестница была темная и узкая, черная», «Лестница чем дальше, тем становилась темнее… на верху этой лестницы было очень темно», «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях». Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнатах без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире, «битком набитом», и в каморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Символика цвета В романе преобладает желтый цвет. Этот цвет выбран не случайно. В романе мы находим комнату старухи-процентщицы с желтыми обоями, мебель из желтого дерева, бледно-желтое лицо героя, желтое лицо у Мармеладова, на Петровском острове – ярко-желтые домишки, в полицейской конторе герою подают «желтый стакан, наполненный желтой водой», Соня живет по желтому билету. Желтый мир внешнего мира адекватен желчному характеру героя, живущего в «желтой каморке». Таким образом, город и герой едины. Это не случайно. Желтый цвет – цвет болезни, болеют душевно люди, населяющие это город, от того болен и сам город. Выводы Фон большого города в каком-то смысле предопределяет характер конфликтов и драм. Только в мрачном и таинственном Петербурге могла зародиться безобразная мечта нищего студента, и с этой точки зрения Петербург — не просто место действия, Петербург — с оучастник преступления Раскольникова. Город подталкивает Раскольникова на преступление, давит на него. Петербург буквально преследует Раскольникова, как кошмарный сон. Петербург Достоевского – это город социальных контрастов. Было как бы два Петербурга. Один, созданный прекрасными архитекторами, поражающий нас красотою и стройностью. Но был и другой Петербург, изображенный Достоевским, Гоголем, Некрасовым с такой болью, где страдают и мучаются бедняки. Это город трущоб, до отказа заполненный голытьбой. Эти люди – жертвы капиталистического мира, для которых смерть является спасением. Это все вызывает чувство протеста против насилия и угнетения. О противоречивости Петербурга Достоевского говорят контрасты: голодный студент и разряженные женщины, богатые особняки, широкие проспекты и распивочные, трущобные гостиницы, закоулки и глухие дворы, прекрасный, но холодный фасад города и улицы, прилегающие к Сенной площади, на которых творится зло. Образ Петербурга приобретает в романе символическое звучание: это душная атмосфера общественного бытия, в которой вызревает преступление Раскольникова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как в комнатах без форточек. Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Сплошные картины жизни униженных и оскорбленных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездоленных. Так, как живут эти люди, человек жить не может. Нужно отметить, что Достоевский считал, что «большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние». Задание: 1. Сделать опорный конспект на тему: «Петербург Достоевского» |