Петроглифы Тамгалы Алимбаева Зилола ОАД 22-2 - Петроглифы Тамгалы (по-казахски — Танбалы) являются уникальным древним памятником наскального искусства Семиречья. Располагается в урочище Тамгалы, в 4 километрах от поселка Карабастау, в горах Анракай, в 170 километрах к северо-западу от крупнейшего города страны — Алматы.
- Петро́глифы археологи́ческого ландша́фта Танбалы́ — один из наиболее древних и ярких памятников наскального искусства Семиречья, с 2004 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Большинство петроглифов расположено в нижней части главного ущелья и в примыкающем к нему с запада боковом ущелье, а также в 7 саях, расположенных к северо-западу от основного ущелья. Общее количество рисунков в главном ущелье — около 2000.
- Большая часть петроглифов относится к эпохе бронзы. Рисунки, выполненные в сакском «зверином» стиле, размещены в основном отдельно от более древних петроглифов, но в некоторых случаях дополняют или даже перекрывают их. Средневековые наскальные изображения выбиты на окружающих ущелье сопках и в примыкающих безводных саях. Центральный комплекс выделяется самой плотной концентрацией петроглифов и, предположительно, алтарей, что указывает на возможное церемониальное предназначение этого места для жертвоприношений.
- Ярчайшими рисунками-представителями бронзового века являются солярные божества ("солнцеголовые"), различные виды воинов (лучники, палиценосцы, колесницы), ритуальные танцы, жертвоприношения, эротические сцены, большое количество изображенных зверей. Главным образцом наскального творчества бронзового века является большая картина, на которой изображены солнцеголовые, ритуальные танцы десяти воинов, рожающая женщина, люди, вскинувшие руки к небу в молитве
Петроглифы Таңбалы были обнаружены археологическим отрядом под руководством А.Г. Максимовой в 1957 г.
- Пользователями, активно использующими урочище Тамгалы, являлись представители андроновской культуры, скорее всего индоиранцы. Далее следуют предметы скотоводческих племен железного века, а в позднее время на скалы нанесены рисунки тюркской культуры. Последними активными пользователями были казахские рода Старшего жуза.
- Во время всеобщей коллективизации 30-х годов прошлого века для истории Тамгалы наступило краткое затишье на 20 лет, и только во время освоения целинных земель в пяти километрах от ущелья создан поселок Карабастау. В непосредственной близи к Карабастау найден могильник Каракудук, исследование которого случайным образом привело к открытию в сентябре 1957 года археологического комплекса Тамгалы. Руководителем Семиреченского отряда Южно-Казахстанской археологической экспедиции АН КазССР являлась Максимова Анна Георгиевна. Благодаря усилиям ее экспедиции впервые было получено подробное описание элементов комплекса Тамгалы.
- Но и открытие Тамгалы для научного мира не стало началом новой жизни.
- Неподалеку от урочища создано военное формирование (гарнизон Отар), через каньон Тамгалы проложена автомобильная дорога, по которой, помимо автотранспорта, передвигались танки. Проезжающие туристы считали своим долгом оставить современные надписи о времени пребывания, в постройке двух местных ферм использовались камни с нанесенными на них петроглифами.
- Только в 1998 году комплекс внесен в предварительный список памятников всемирного наследия. Автомобильную дорогу закрыли в 2001 году, в процессе приведения в соответствие к требованиям UNESCO организованы экскурсионная работа, охрана комплекса, открыт музей.
- Учеными проведена колоссальная работа по подтверждения уникальности и подлинности элементов комплекса. Как результат, в 2004 году урочище Танбалы было включено в список всемирного наследия UNESCO
- Чем также примечательны наскальные рисунки Тамгалы? Если отойти на 20 метров от скалы, то видна экспозиционная мысль древних художников - все рисунки являются частью общей картины, петроглифы взаимно дополняют друг друга. Рисунки нанесены только на те плоскости скал, которые обращены лицом к долине
- Петроглифы Тамгалы являются наиболее важным научным источником и обладают, кроме того, огромной художественной ценностью. Создателями древних рисунков умело использовался феномен «пустынного загара» очень тонкого слоя-патины, покрывающего поверхность скал и образованного окислами магния, марганца, железа, а также колониями особых видов микроорганизмов. Мастер-художник сильными ударами камня или металлического инструмента удалял слой патины по контуру рисунка, достигая необходимого эффекта: светлое изображение контрастно выделялось на темном фоне скалы.
- В Тамгалы можно иногда видеть выбитые на одной скальной поверхности изображения, заметно отличающиеся по цвету; как правило, самые темные петроглифы, едва различимые на поверхности, являются наиболее древними, а средневековые и современные рисунки выглядят намного светлее. Нередко петроглифы, созданные в разное время, перекрывают друг друга; такие многослойные композиции (их называют палимпсестами) и цвет патины помогают определять относительный возраст рисунков.
- Галерея наскальных рисунков Тамгалы воплощает в себе цельное художественное повествование, в основе которого древняя мифология племен эпохи бронзы. Демонстрация петроглифов могла осуществляться во время коллективных ритуалов, церемоний и служить важным средством эмоционального воздействия при передаче священных знаний от поколения к поколению.
Спасибо за внимание |