Анализ былины. План анализа былины Краткий пересказ былины. Из села Карачарово, которое находилось возле города Мурома, выехал удаленький дородный добрый молодец
Скачать 52 Kb.
|
План анализа былины Краткий пересказ былины. Из села Карачарово, которое находилось возле города Мурома, выехал «удаленький дородный добрый молодец» по имени Илья Муромец. Утром он посетил церковь, где отстоял утреннюю службу, а затем отправился в славный город Киев. Дорога пролегала через город Чернигов, который находился под гнетом огромного числа вражеской силы. Но Илья не испугался многочисленных хорошо вооруженных воинов. Без лишних раздумий он стал «стал конем топтать да стал копьем колоть» врагов, и вскоре всех их одолел. Местные жители были очень благодарны Илье Муромцу, которого называли своим спасителем и предлагали остаться в Чернигове в качестве воеводы. Однако богатырь не собирался оставаться, и попросил показать дорогу «в стольный Киев-град». Люди рассказали ему, что в Киев вели две дороги: длинная и короткая. Длинная дорога была спокойной, проверенной, и по ней можно было без лишних приключений добраться до Киева. Также в город вела и более короткая дорога. Но она была непротоптанная, непроезженная, потому как была невероятно опасной. На этой дороге сидел «Соловей Разбойник Одихмантьев сын», который обладал удивительным даром – он свистел так громко, что все живое в округе тут же погибало: травы и цветы осыпались, деревья к земле приклонялись, а люди, если ненароком оказывались поблизости, тут же падали замертво. Не испугался Илья Муромец рассказов о Соловье Разбойнике, и отправился в Киев по короткой дороге. Подъехав к реке Смородине, богатырь услышал звериный рык лихого разбойника. Свист был такой силы, что даже могучий конь Ильи Муромца шел, спотыкаясь. Богатырь, прикрикнув на своего верного коня, натянул тетиву лука и выстрелил в Соловья Разбойника, «выбил право око со косицею». Пристегнув злодея к стремени, Отправился Илья в Киев. Тем временем в «гнездышке да соловьиноем» осталось три дочери. Заметив, что их отца увез с собой богатырь, они позвали на помощь своих мужей. Зятья Соловья Разбойника решили жестоко отомстить богатырю, но разбойник велел им бросить «рогатины звериные» и пригласить Илью отобедать в их дом. Соловей понимал, что богатырь обладал невиданной силушкой, и хотел с ним договориться. Однако Илья Муромец отказался от этого предложения, и продолжил свой путь в Киев, к князю Владимиру. Прибыв в стольный град, богатырь продемонстрировал князю и его гостям свой трофей – Соловья Разбойника. Чтобы убедиться в этом, князь Владимир приказал ему свистнуть, и разбойник свистнул во всю силу, на какую был способен. Тут же «маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались». От того свиста полегло немало народа, но князь чудом остался жив. Рассердился на Соловья богатырь, отвез его в чистое поле, где «срубил ему да буйну голову». Былинный цикл (киевский, новгородский, московский). Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева…» Композиционные особенности: прибаутки, которыми нередко начинаются или заканчиваются былины («Из того ли то из города из Мурома, из того села да Карачарова…») зачин (запев) («В славном было городе во Муроме, во большом селе, Корочарове…» «Не гром гремит, не стук стучит, говорит тут Илюшка своему батюшке».) концовка («Это – первая поездка Ильи Муромца, а по тыих мест поездка дакончается») гиперболизация («У того ли города Чернигова, нагнано-то силушки черным-черно, ай черным-черно, как черна ворона... (очень-очень много)», «Соловей-разбойник кричит так, что "все травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались… (сильный свист)», «Его добрый конь да богатырский, с горы на гору стал перескакивать, с холмы на холмы стал перамахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног пускал... (лихой конь)», «Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, ему выбил право око со косицею... (разящая сила)», «Наливал он чару зелена вина, да не малу он стопу - да полтора ведра…(огромная чаша)») «общие места» (описание пира (по большей части, у князя Владимира), седлание коня, богатырская поездка на борзом коне и др.); ступенчатое сужение образа; анимализм (природа – общество живых людей) – олицетворение («Дорожка заколодела, замуравела…», «Березы покляпыя…», «Травушки-муравы уплетаются…», «Лесушки приклоняются…», «С холмы на холмы перамахивать…») ретардация (замедление действия). Приемы ретардации: троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы; повтор слов («калика эта старая, эта калика да седая, седая калика да плешатая»); тавтологический повтор («издалече-далече», «дивным дивно», «без бою, без драки-кровопролития»); синонимический повтор («биться-ратиться», «дани-пошлины»); кольцо (окончание одной строки является началом другой: «А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град…»); фонетический повтор: аллитерация (повторение согласных звуков) и ассонансы (повторение гласных звуков). 4. Язык былины: постоянные эпитеты («удаленький дородный добрый молодец», «на добром коне», «силушка великая», «славный Чернигов-град», «стольный Киев-град», «дороженька прямоезжая», «славный богатырь да святорусский», «на сыром дубу», «посвист соловий», «покрик звериный», «темны лесушки», «плеточку шелковую», «лук разрывчатый», «тетивочку шелковеньку», «стрелочку каленую», «ко стремечку булатному», «по славному чисту полю», «в палату белокаменну») сравнения (Вражьего войска с вороньем: «Силушки черным-черно, как черна ворона». Сравнение коня с собакой: «Что ты на корни, собака, спотыкаешься?». Сравнение стопарика: «Да не малу стопу, полтора ведра». Поведение Соловья: «Закричал по-звериному, засвистал по-соловьему») параллелизмы (положительный параллелизм: «Закатилось красное солнышко за горушки высокие, за моря широкие, рассаждалися звезды частые по светлу небу, - нарождался Вольга сударь Буслаевич на святой Руси»; отрицательный параллелизм: «Да и не дождь дождит, да и то не гром гремит, а и не гром гремит, да шум велик идет, - налетела на молодого Добрынюшку змея»); суффиксы (все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных: шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д. Зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым); архаизмы (Град - устаревшее название города, в былине города называются Киев-град, Чернигов-град. Покляпывая - значит кривая, изогнутая, в былине покляпывая береза, то есть изогнутая береза. Заколдела - дорожка значит завалена павшими деревьями. Замуравела - дорожка значит заросла травой. Право око со косицею - око - глаз и косица –висок. На пяту значит настежь. Заутреня - называется служба в церкви, которую служили в первой полвине дня, а обедню служили во второй половине. Леванидов крест - название креста из старинной легенды, по преданию из легенды на этом кресте был распят Иисус. Верста - значит мера длины, у нас дорогу считают километрами, а раньше считали верстами. Чара вина - значит стопка. Уста сахарные - рот сладкий. Горенка - так называли комнату. Подколенныим - значит малдшим по рангу.) 5.Былинный герой (происхождение, необычность, черты характера). Илья Муромец – богатырь, обладавший невероятной физической силой, добрый и справедливый человек, заступник всех слабых и угнетенных. (Полное былинное имя — Илья Муромец сын Ивана.) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. У Кмиты Чернобыльского (XVI век) Илья — Муравленин, а не Муромец, у Эриха Лассоты (XVI век) — Илья Моровлин, в некоторых былинах XVII века — Илья Мурович или Илья Муровец. Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Кто они — во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины считается что «калики» — это Христос с двумя апостолами. Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру. В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец. Лишь немногие былинные сюжеты с именем Ильи Муромца известны за пределами губерний Олонецкой, Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты: В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества. Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам, латышам, чувашам, якутам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея, которого не знают былины об Илье Муромце. Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются. Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов. Значение былины. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - одно из произведений былинного цикла о подвигах самого почитаемого в русском народе богатыря. Былина повествует о двух героических событиях, в которых участвует Илья Муромец: бой с войском врага – «силушкой», которой было «черным-черно», и победа над Соловьем-разбойником. Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее. |