Главная страница
Навигация по странице:

  • Стилистические фигуры

  • Поэтическая фонетика

  • Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

  • План анализа стихотворения


    Скачать 41.5 Kb.
    НазваниеПлан анализа стихотворения
    Дата08.09.2018
    Размер41.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаplna_analiz_stikha_i_prozy.doc
    ТипДокументы
    #50083

    План анализа стихотворения

    *Текст переведено с украинского, поэтому 100% точность орфографии моего русского языка не гарантирую;( *

    1. Тема стихотворения:

      • пейзаж;

      • общественно-политическая;

      • любовная/интимная;

      • философская.

    2. Сюжет:

      • есть сюжет: образы событий (...каких именно...);

      • без сюжета: образы чувств (...).

    3. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

      1. Композиция: размер, рифма, ритм.

        • Размер:
          _ _' / _ _' / _ _' /_ _'      ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
          '_ _ / '_ _ / '_ _      хорей 3-стопный;
          '_ _ _      дактиль;
          _ _' _     амфибрахий;
          _ _ _'     анапест.

        • Рифма:
          аабб - парная;
          абаб - перекрестная;
          абба - кольцевая.

      2. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

        • эпитет - художественное определение;

        • сравнение;

        • аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;

        • ирония - скрытая насмешка;

        • гипербола - художественное преувеличение;

        • литота - художественное преуменьшение;

        • олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

        • метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;

        • паралеллизм.

      3. Стилистические фигуры:

        • повторы/рефрен;

        • риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

        • антитеза/противопоставление;

        • градация - например: светлый - бледный - едва заметный;

        • инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

        • умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

      4. Поэтическая фонетика:

        • аллитерация - повторение одинаковых согласных;

        • ассонанс - повторение гласных;

        • анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

        • эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

      5. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.



    1. Образ лирического героя, авторское "Я".


    1. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.


    1. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

    План анализа прозы


    1. История создания.

    2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:

      • ДЛ (действующие лица);

      • события.

    3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):

      • экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;

      • завязка - начало или проявление и обострение конфликта;

      • развитие действия;

      • кульминация;

      • развязка;

      • эпилог.

    4. Композиция:

      • последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;

      • способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;

      • способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";

      • точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;

      • придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.

    5. Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.

    6. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:

      • выбор темы и ее раскрытие;

      • разработку любимых жанровых форм;

      • язык;

      • использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).

    7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).


    1. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.

      • рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);

      • новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:

        1. новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;

        2. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;

      • повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;

      • роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:

        1. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;

        2. морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;

        3. исторический - о событиях прошлого;

        4. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;

        5. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);

        6. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.

      • эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).


    написать администратору сайта