Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.Философия природы 3а. Бернардино Телезио 3б. Агностино Дони

  • 5. Натуралистический пантеизм 5а Николай Кузанский 5б Парацельс 5в Джордано Бруно 6. Натуралистический синтез Томмазо Компанеллы

  • 2.Новое естествознание

  • 3. Философия природы 3а. Бернардино Телезио.

  • 2б Последователь Агостино Дони

  • 3 Новая философия вселенной Франческо Патрици.

  • 4 Натуралистический пантеизм. 4а Николай Кузанский

  • 5 Натуралистический синтез Томмазо Кампанеллы.

  • эпоха возрождения филкак. Натурфилософия_эпохи_Возрождения. План доклада Введение Новое естествознание Философия природы


    Скачать 55.19 Kb.
    НазваниеПлан доклада Введение Новое естествознание Философия природы
    Анкорэпоха возрождения филкак
    Дата25.01.2023
    Размер55.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНатурфилософия_эпохи_Возрождения.docx
    ТипДоклад
    #905552

    Натурфилософия эпохи Возрождения: направление, идеи, представители:

    План доклада:

    1.Введение

    2.Новое естествознание

    3.Философия природы

    3а. Бернардино Телезио

    3б. Агностино Дони

    4. Новая философия вселенной Франческо Патрици

    5. Натуралистический пантеизм

    5а Николай Кузанский

    5б Парацельс

    5в Джордано Бруно

    6. Натуралистический синтез Томмазо Компанеллы

    1. Введение:

    Эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.) или Ренессанс- это явление итальянской и мировой культуры. Данный период получил свое название, потому что в этот период происходило возрождение античного культурного наследия – философии и искусства.

    В середине 16 столетия гуманизм платоновской школы в Италии перешел свой зенит и ушел на второй план. Во второй половине 16 столетия появляется философская область – философия природы. Натурфилософия – философия природы; часть философии, призванная истолковывать первоначала, связи и закономерности природных явлений из общих принципов. Философия природы Ренессанса исходило из античного философского наследия – платонизма, стоического пантеизма, ионической философии. Она также обращается к неортодоксальным традициям средневекового философского мышления, аверроистским и неоплатоновским пантеистическим направлениям. Характерным также является отвращение к схоластике и схоластическому аристотелизму.

    2.Новое естествознание

    Философская мысль эпохи Возрождения тесно связана с развитием естествознания. Схоластическое учение о природе, достигшее наивысшего уровня в 14 веке. В 15–16 веках проходят важные сдвиги в естествознании. Великие географические открытия заставили пересмотреть кардинальные положения картины мира, а 16 век ознаменован коперникаской революцией. Наиболее яркое и последовательное выражение новые тенденции философской мысли нашли в творчестве величайших естествоиспытателей-Иоганна Кеплера, Николая Коперника, Леонарда да Винчи и Галилео Галилея.

    Леонардо да Винчи рассматривают как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала «творческого гения». Он говорил, что знание, не опирающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность. Позиция Леонарда есть, в сущности, отрицание теологии. Также он опровергал практики «некромантов» и других колдунов и магов, но и подрывал веру в чудеса. Основанное на ощущениях, и прежде всего на зрении, познание мира – единственное доступное человеку знание. Он говорит, что у этого истинного знания есть две помехи. Первая это власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом. Вторая мистическое внутреннее постижение божества.

    Новый экспериментальный метод познания. Обращение к опыту как к источнику познания – не декларация. Оно является выводом постоянной и повседневной практики. Рисунки да Винчи – средство экспериментального познания, освоения познаваемого объекта. Этот метод противостоит плоскому эмпиризму. Он постоянно подчеркивает необходимость постоянных проверок экспериментов. Подчеркивая недостаточность наблюдений, Леонардо выдвинул задачу математизации знания о природе. Идея была не в полной мере осуществлена. Тем не менее провозглашенные принципы математизации науки о природе вполне отвечали основным тенденциям развития научной и философской мысли эпохи.

    Опыт- средство постижения природных законов. Познание не может ограничиваться ощущением и экспериментом, практикой без цельной теории. Природа и бог терминологически не отождествляется в философии до Винчи, но именно природа выступает в качестве совокупности законов, совпадающей с необходимостью, которая исходит от бога-перводвигателя.

    Душа у Леонардо да Винчи неразрывно связана с телом. Также он говорит, что душа человеческого зародыша есть душа материи. Духовное начало не противостоит в философии Леонардо телесному, природное- божественному. Прекрасный мир природы есть выражение и проявление бога.

    Также Леонардо да Винчи провозглашает однородность Вселенной: Земля такое же светило, как и все небесные объекты, состоит из тех же земных элементов. Его произведение «Похвала Солнцу» прямое подтверждение наступления века гелиоцентризма. Его Солнце —возвышенная до символа физическая реальность, воплощение живительной силы природы, источник тепла и жизни, в том числе и жизни душ животных и человека.

    Ни одно из поистине выдающихся научных наблюдений не имело такого исключительно важного значения как создание Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. В 1543 году он опубликовал книгу «О вращениях небесных сфер», она сыграла решающую роль не только в технической революции 16 века, но и в радикальном пересмотре философских представлений о мире. Сам Коперник считал созданное им учение «философией», а себя называл не только математиком и астрономом, но и философом. Гелиоцентризм давал иную картину движений небесных светил; он позволял значительно упростить схему небесных движений, привести ее в большее соответствие с расчетами; наконец, «соблюсти явления», т. е. дать такое описание движений, которое наилучшим образом согласовывалось бы с данными астрономических наблюдений. Но главное при этом заключалось в создании объективно истинной картины движений планет, что и явилось камнем преткновения для признания коперниканства со стороны теологии.

    В качестве основных принципов и гипотез той «натуральной философии», на основе которой Коперник строит свою космологию, он называет следующие положения: мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности, вмещая все сфера неподвижных звезд находится в покое, что все остальные небесные тела имеют круговое движение. Прежде всего данная теория ставила под сомнение деление мира на Землю, состоящую из четырех стихий, и противостоящую ей небесную, нетленную, вечную пятую сущность, из которой состоят все небесные сферы и тела. Земля у Коперника рассматривается в качестве небесного объекта, не противостоит планетам и звездам, а образует с ними единую Вселенную.

    Отказ от Земли как неподвижного центра движения лишал нашу планету исключительного положения в мироздании. В результате подвергался пересмотру традиционный антропоцентризм средневекового сознания. При том, что центром движения планет солнечной системы оказывалось Солнце, в коперниканской космологии допускался принципиальный полицентризм небесных движений. Разрушение иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом коперниканства.

    Также стоить отметить вклад Галилея Галилео. Он наглядно доказал труд Коперника об объяснение мира. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, он обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры н т. д. Свои открытия он опубликовал в труде под названием «Звездный вестник» (1610). Наибольшей заслугой Галилея было наглядное подтверждение правильности гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира 4 . Все это имело далеко идущие философские, мировоззренческие, космологические последствия, нанесло решающий удар теологическо-схоластическому мировоззрению и также стало фатальным для Галилея.

    В рационализме Галилея уже предугадывается естествознание Нового времени и его философская методология. Все его творчество пронизывает механистическо-материалистическая тенденция. Галилею принадлежит почетное место в истории философии: он способствовал формированию материалистического мировоззрения, в частности, с точки зрения естественнонаучного исследования.

    С именем немецкого астронома Иоганна Кеплера связана прежде всего теория о закономерностях движения планет, которую он доказал математически.

    Таким образом, можно сказать, что новое естествознание послужило толчком для развития философии, доказывала несостоятельность теологически-схоластический тип мировоззрения, за что все эти ученые были гонимы церковью.

    3. Философия природы

    3а. Бернардино Телезио.

    Бернардино Телезио (1509-1588) положил начало натурфилософии. Родился в Южной Италии, получил классическое образование, которое составило основу его философской культуры. Результатом его многолетних размышлений стала книга “ О природе вещей согласно ее собственным началам”, помимо этой книги вышел еще ряд небольших научных и философских трактатов.

    В своей книги Телезио напоминает о материалистической традиции древних и решительное утверждение нового метода – изучение природы в соответствие с ее собственными началами, заключенные в ней самой и из нее выводимые. Непосредственно божественное вмешательство в дела природы тем самым заранее исключено и из природы, и из сфер философского анализа. Автор следует лишь ощущениям в природе и ничему другому, откладывая познание бога на будущее внеземное существование. В одной из глав он приводит доказательства бытия божьего, в конце он пишет, что в его исследование не место для доказательства божественной мудрости. Таким образом философия освобождается от решения теологических задач. Также его призыв следовать своим началам означает и противоречия со схоластической традицией и отказ от следования Аристотелю. Антисхоластическая полемика Телезио направлена против тех, кто не хочет рассуждать о природе вещей, а лишь рассматривает, что об этом думал Аристотель. Таким образом, те начала о которых идет речь в книге Телезио не должны быть извлечены из чьих-либо произведений, в основе философский построений должны лежать непосредственно данные ощущения.

    Задачу натурфилософии Телезио видит в выявление подлинных, действительных свойств вещей и извлечение этих свойств с учетом чувственной очевидности. Материя – выделенные из самой природы начала вещей, отвечающий чувственной очевидности. Он именует ее «телесной массой», что должно подчеркивать конкретность и реальность материи в отличие от схоластического «почти ничто» и бестелесные активные силы – тепло и холод. В качестве начал они рассматриваются отдельно, но в действительности они существуют неразрывном единстве: ни одному из этих трех начал не подобает наименование субстанции, они являются субстанцией лишь все вместе. Материя придает вещам телесность и массу, тепло и холод дают им свойства и формы. Материальное телесное начало вечно и нетленно. «Телесная масса» не обладает активными свойствами, она неподвижна, невидима и «черна», «как бы мертва».

    Активные начала – тепло и холод борются между собой за владение материей, так как не могут жить без материи. Также Телезио говорит о том, что в мире нет точки, которая была бы только массой или теплом или холодом, бестелесные активные начала, ведущие борьбу за обладание материей, лишь меняют ее расположение и состояние, но не упраздняют ее природу или какое-либо из ее свойств. Борьба этих противоположных начал проявляется в противостояние двух тел космоса- неба и Земля. Небо есть материя, в котором действует теплое начало, Земля находится под действием холода. Это противопоставление должно было в соответствии с принципами телезианской философии объяснить космологическую— вполне традиционную, чуждую коперниканской революции в астрономии —схему: подвижность Солнца, планет и звезд, всей субстанции неба и неподвижность «холодной» Земли. Материальная субстанция неба и Земли едина. Небо столь же телесно, как и Земля: субстанция небесных тел отличается лишь «большей чистотой», «большей тонкостью», приобретаемой ею от воздействия тепла.

    Телезио, утверждая физическую, материальную однородность Вселенной, выдвигает положение об однородности пространства. Он настаивает на существование пустоты, понимая ее как не как абсолютно незаполненное пространство, а как пространство-вместилище, отличающееся от заполняющих его тел. Пространство есть условие существования вещей, их" -«восприемник», независимый от них и постоянно тождественный самому себе. Учение о физической однородности пространства, о единстве пространства и заполняющей его материальной субстанции прилагало путь новой космологии. Соглашаясь с Аристотелем, что восприятие времени связано с движением и изменением тел, Телезио оспаривает его вывод, что «время не существует без движения и изменения». Главное для него — объективность времени; Понятию времени как меры движения Телезио противопоставил определение времени как условия существования и движения, и самих тел как ««объективной» длительности»—«не сверх которой и не благодаря которой, но в которой происходит движение и изменение»

    Рассмотрение природы на основе ее собственных начал включало поиск внутренних источников движения тел. Телезио не рассматривает внешний источник движения тел и пытается обнаружить причину движения в самой природе, раскрыть движение как самодвижение. Но материя неподвижна, поэтому источником движения является одно их бестелесных начал- тепло, именно оно является источником движения в земном, подлунном мире и небесных телах.

    Телезио уделяет место в своей книге богу, он признает акт творения мира, но при этом природа у него является автономной и действующая на основе своих законов, не требующей вмешательства потусторонних сил. В таком, деистическом по своей сущности, решении проблемы бога и мира проявилась главная натуралистическая тенденция философии Телезио.

    Натурфилософским представлениям отвечает его объяснение жизни человека и его познания Тепло, как активный принцип, является основой жизненного принципа, который Телезио называет духом (приравнивая его к средневековому медицинскому термину «спиритус»). «Пневма» представляет собой тонкую, теплую, телесную, подвижную материю, которая находится в живом организме, способствует движению, определяет жизненные функции, чувствительность, восприятие, познание и умирает вместе с телом. Учением о «жизненном духе» Телезио указывает на единство всех живых существ. Человек в этом смысле отличается тем, что его «пневма» более «тонкая» и «теплая». «Дух» неразрывно связан с материей, он рассредоточен во всем теле, распространяется по нервной системе, центром которой является мозг. Разумная человеческая душа многосторонним образом связана с «духом природы». Этот подход — основа сенсуалистской теории познания Телезио. Восприятие является источником и важнейшим средством познания, а мышление и суждение определяются восприятием. Восприятие возникает после принятия внешнего мира «духом». Таким образом, всякая наука должна исходить из непосредственного опыта.

    Этические воззрения Телезио в основе соответствуют его философии природы. Нравственная жизнь человека возникает из его естественного стремления к самосохранению. Из этого стремления вытекают все критерии для определения человеческих добродетелей и изъянов, отсюда исходят человеческие чувства, настроения и эмоции. Эта этика индивидуалистическая: она предполагает человеческое общежитие и солидарность лишь для защиты индивида от грозящих ему опасностей, вытекающих из стихий природы или насильственных действий других людей. Кроме природного, материального «духа» существует и нематериальная душа, которая бессмертна и имеет божественное происхождение. Ее существование Телезио обосновывает способностью человека к совершенствованию своего сознания и нравственного поведения. Эта «уступка» теологии вытекает из общего метафизического характера его философии природы как системы. Телезио не видит качественных различий материального мира, его теория «жизненного духа» не может достаточно ясно объяснить специфику человеческого сознания и социальной сущности человека.

    2б Последователь Агостино Дони

    Еще при жизни Телезио, в 1581 г., вышла книга его последователя и земляка Агостино Донн «О природе человека». В его единственном дошедшем до нас сочинении нашла свое развитие телезианская антропология, строящая учение о человеке, о жизни и сознании исключительно на основании «природных начал». Жизнь и движение, согласно учению Дони, свойственны самой природе, в которой заложена всеобщая способность к ощущению: Всем природным вещам присуща способность распознания других, им подобных и дружественных вещей или враждебных, ибо без этого невозможно осуществить заложенное в природе стремление вещей к самосохранению Ощущение есть распознание воздействий, исходящих от внешнего мира. Правда, сама по себе материя как косное, неподвижное начало — «вполне груба», но она не существует самостоятельно. Ощущение есть свойство не самой материи, но некоей «бестелесной природы», находящейся в ней.

    Жизненный дух, составляющий, как и у Телезио, в натурфилософской антропологии А. Дони основу жизни и сознания, есть порождение тепла, одного из двух природных начал, ведущих постоянную борьбу за обладание материей. Благодаря воздействию этого начала движения и жизни дух образуется в недрах материи, в теле. Субстанция духа есть по происхождению своему и свойствам тоже телесная субстанция. Это тончайшее и легчайшее вещество, порождаемое в результате действия тепла. В натуралистически трактованном духе и заключена, согласно А. Дони, сущность человеческой природы.

    Природный «жизненный дух» (spiritus) вырабатывается в кровеносных сосудах в виде легкой и тонкой материи, которую Дони называет «цвет крови»: это высший результат деятельности организма, подобный пару, но еще более тонкий и легкий. Он и есть субстанция, дающая жизнь телу. Человека Дони рассматривает как «живое тело», в органическом единстве тела и духа, т. е. как тело, способное к жизненным действиям. Дух ощущает, чувствует благодаря воздействию окужающих предметов. Но он воспринимает также и свое внутреннее движение, определяемое Дони как «аффект», как ощущение своего собственного внутреннего состояния. Жизнь невозможна без сознания самой жизни. Живая природа не может осуществлять свои действия, не осознавая их, и в этом заключается «внутреннее ощущение» духа. Все способности и действия человеческого сознания— воображение, воспоминание, мышление, рассуждение, память — выводятся в теории познания Агостино Донн из ощущения. Между ними нет существенного разрыва и качественных различий, они принципиально однородны и сводятся в конечном счете к двум действиям духа — движению и ощущению. Ощущение есть возбуждение духа в результате движения, внешнего воздействия: «Все вещи касаются духа (ибо ничто не может быть воспринято без прикосновения) и движут его». Поскольку образ есть «подобие» вещи, то он способен передать нам то же ощущение, что и сама вещь, или во всяком случае нечто весьма ей близкое.

    Итак, все действия и способности души суть «не что иное, как движение и ощущение». Образ есть воображение ранее воспринятого движения. Воспоминание есть повторение образа и возврат к ощущению того, что было донесено в образе. Мышление есть ощущение тех вещей, которые открывают ему себя и оповещают его о себе. Рассуждение заключается во внутреннем рассмотрении воспринятых ощущений. Память же есть «сохранение образов, то есть движений и вместе с тем ощущений тех объектов, благодаря которым возникли эти образы». А стало быть, как «в двух словах» заключает Агостино Дони, «все действия духа, каковы бы они ни были, сводятся к двум, то есть к движению и ощущению». Теория познания Агостино Дони, продолжившего и развившего основные положения телезанской философии природы, явилась наиболее последовательным выражением сенсуализма и итальянской философии XVI в.

    3 Новая философия вселенной Франческо Патрици.

    Иную, по сравнению с Телезио, платонизирующую линию итальянской натурфилософии XVI в. представляет творчество Франческо Патрици (1629—1597). Главные его собственно философские произведения — «Перипатетические дискуссии» (1-е изд. 1572, расширенное—1581) и «Новая философия Вселенной» (1591), а также незавершенный и оставшийся в рукописи диалог «Любовная философия» (1577).

    В «Перипатетических дискуссиях» Критика Патрици, выступая во всеоружии классической образованности, продолжает традицию филологической и исторической критики, выработанную поколениями гуманистов. В данном цикле книг он решил разрушить авторитет Аристотеля как философа, ученого. В первом томе Патрицы разбирает подлинность биографии Аристотеля, подвергал сомнению нравственность Аристотеля.

    Второй том книги посвящен «согласию» Аристотеля с Платоном «и иными древними философами» Франческо Патриций ставит своей задачей разбить миф об исключительности аристотелизма, показать прямую зависимость Аристотеля от Платона и от его предшественников, древних натурфилософов. Вместе с платонизмом здесь реабилитируются и все иные системы античной философии. Собственно критике основных положений аристотелизма посвящен 4-й том «Перипатетических дискуссий». Здесь Патриций выходит за рамки ниспровержения авторитета и говорит о принципах философствования, и объектом нападок оказывается уже не столько сам Аристотель и его многочисленные и недостойные приверженцы, сколько «книжное» знание схоластики. Патриций выступает против тех философов, которые черпают премудрость из книг, «не стремятся к познанию самих вещей», и противопоставляет им всех древних философов, в том числе и Аристотеля. Истинная философия должна основываться на опытном, чувственном познании самих вещей.

    Свое понимание мира, отличающееся как от схоластики, так и от платонизма Фичино, он представил в книге «Новая философия вселенной». Всем вещам и телам присущи четыре внутренних принципа: пространство, свет, тепло и течение. Первый активный принцип -— свет, из которого исходит тепло, являющееся непосредственной причиной возникновения вещей, рождающихся в непрестанном движении материи. Материя не пассивна, но является движением, «течением» телесной массы. Из созерцания возникла философия. Материальный мир предстает во всей яркости красок, открытый чувственному восприятию. Свет «порождает семена всех видов и отдельных вещей п их изначальные силы и влечет их за собой во Вселенной»; исходящее от него тепло есть «непосредственный создатель телесных вещей», порождаемых в непрерывном потоке материи. Такая картина мира неизбежно ведет к отрицанию божественного творения. «Из ничего ничто не происходит», — говорит Патриций. «Течение», «поток» — так именует он материю всех вещей.

    Материя есть, по Патрицию, телесная и постоянно движущаяся субстанция. Свет и тепло тоже уподобляются потоку в своем постоянном движении. В отличие от схоластического «почти ничто» и от телезианской «черной», «темной», лишенной света телесной массы, «поток» Патриция есть живая, наделенная яркими красками, одушевленная материя.

    Четыре начала вещей. Все тела состоят из четырех внутренних начал— пространства, света, тепла и потока. Активным началом при этом объявляется как зримый свет элементарного мира, так и порождающий его запредельный божественный свет; именно от него и исходит тепло, служащее непосредственно причиной порождения вещей. Всякое познание берет начало от разума и исходит из чувств.

    Наряду со светом, потоком и теплом одним из четырех главнейших природных начал является пространство, которое занимает среди них первое место. Оно есть первейшая из всех субстанций, хотя и не подходит под обычное определение субстанции, не обладая ни материей, ни формой». Пространство одновременно и не телесно н не бестелесно, но есть среднее между ними; оно не телесно, ибо является вместилищем тел, но и не вполне бестелесно, ибо трехмерно. оно конечно, ибо заключает в себе материальный н конечный мир, и вместе с тем бесконечно, будучи бесконечным, вне мировым и запредельным.

    Не время есть мера движения, а скорее, напротив, само движение есть мера времени. Всеохватывающий и всепроникающий свет, по учению Ф. Патриция, исходит от бога и пронизывает весь мир, всю иерархию бытия — от бестелесного божественного света в бесконечном пространстве до физического, телесного, чувственно воспринимаемого света зримого мира.

    Сердцевину в натурфилософии Патриция составляет учение о Всеедином. Но будучи Единым, это начало, по мысли Патриция, является вместе с тем и Всем. Он принимает пантеистическое решение: бог не имеет определенного места, он везде и нигде, вселенная сама есть бог, единое есть всё. Бесконечное пространство, однако, не ограничивается материальностью, оно заключает в себе и духовные существа, бестелесный божественный свет, который путем эманации переходит в телесный свет физического мира. Всеобщая одушевленность природы есть единственное объяснение движения в натурфилософии. Жизнь есть не что иное, как движение сущности в самой себе. Стало быть, если сущность и сущее движутся, они движутся благодаря внутренне присущей им жизни». Жизнь — это «внутреннее движение», или, вернее, внутренне присущее вещам начало самодвижения.

    Этические воззрения Ф. Патриция нашли и выражение в незавершенном диалоге «Любовная философия». Развиваемое им в этом сочинении этическое учение основывается на понятии «филавтии»—греческого термина, обозначающего любовь к самому себе. Вся любовь в мире — от любви земной, человеческой, до любви, связующей космос, — есть проявление этой любви всего сущего к самому себе. Превращенная во всеобщий закон филавтия служит основанием всякой морали: именно ради любви к себе люди должны любить ближнего. Только любовь людей друг к другу, но и их любовь к богу порождена все той же любовью к себе; более того, в своем смелом перетолкованние христианства Патриций доходит до утверждения, что и любовь бога к людям есть порождение его собственной «филавтии».

    Пантеистическая натурфилософия Франческо Патрици была враждебно встречена защитниками схоластической ортодоксии. «Новая философия Вселенной» была осуждена инквизиторами и занесена в Индекс запрещенных книг. Запрет этот совпал с процессом Джордано Бруно с запрещением книг Бернардино Телезио.

    4 Натуралистический пантеизм.

    4а Николай Кузанский

    К предшественникам итальянской натурфилософии принадлежит немецкий кардинал Николай Кузанский (1401—1464). Он был одним из первопроходцев современного мышления, которое начало складываться на водоразделе средневековья и Ренессанса. Его философия природы и космологические воззрения не выходили за пределы религии.

    Философское решение Кузанским главной проблемы — отношения бога и мира — является теоцентрическим, но в то же время содержит элементы и тенденции, отличающиеся от средневекового католического богословия. Он исходит из концепции «docta ignorantia», означающей, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Из этого вытекает, что собственно основой познания должна быть противоположность обыденного, конечного постоянно преодолеваемому знанию, т. е. чему-то абсолютному, определенному, безусловному. Безусловное знание мы можем постичь лишь символически. Основой этой символики для Кузанского являются математические символы. Разум подчинен закону противоположностей, для которого справедливы «да или нет», круг или многоугольник.

    Если бог бесконечен (бог является понятием для наиболее точного выражения максимума), то в нем сливаются все противоположности и никакие рациональные усилия философии не могут выяснить его сущность. Из этого вытекает также отождествление наибольшего и наименьшего в бесконечном, бесконечное распространение бога во вселенной является тем же процессом, что и развертывание к индивидуальному существованию. Человек — это также «бог», но не в абсолютном смысле. Он является ограничением божественного принципа, подобно тому, как космос является ограниченным максимумом. Однако он является не только частью целого, но и новым целым целого, индивидуальностью.

    Космология Кузанского прямо связана с его онтологией. В ней он предугадывает гелиоцентрическое понимание мира. Мир — не изолированный шар в лоне абсолюта, но он (мир) бесконечен и является бесконечным шаром. Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания является пантеистический бог, который существует в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. Познание «развернутого» мира, т. е. бога, является делом разума, а не веры, которая хочет постичь бога в его «свернутой» форме. Идеи Кузанского о математическом познании истины были, по сути, антисхоластическими, антидогматическими, они предвосхищали дух естествознания грядущих времен.

    4б Парацельс

    Исходным пунктом его рассуждений была идея, что всякая реальность имеет свое правило, так называемо «архэ жизни», в которой содержится ключ к природе, и, кто его познает, тот обретет способ, как воздействовать на природу и преобразовывать ее. В сущности, все искусство врачевание зависит от освоения этого способа. Парацельс была выдвинута идея взаимозависимости всех вещей. Парацельсом была выдвинута идея взаимозависимости всех вещей.

    На практике это означает, что, воздействуя на одну вещь, мы можем повлиять на другие вещи. Этот тезис имел философское значение для понимания однородности вещей. Главная, универсальная наука для него — медицина, источником и опорой которой являются теология и философия, астрономия и алхимия.

    4в Джардано Бруно

    Пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно (1548—1600) явилась высшим результатом развития философской мысли эпохи Возрождения в ней наиболее полно и глубоко воплотились главные тенденции и особенности ренессанса.

    К главным трактатам Бруно относятся философские диалоги «О причине, принципе и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах», в которых ставятся проблемы бесконечности мира, его динамического единства и вечности. Праосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой причиной всего существующего, субстанциональной возможностью всего развернутого, конкретного. В учении Бруно о Едином, о совпадении минимума и максимума, материи и формы, бога и природы нашла выражение преимущественно онтологическая трактовка унаследованного от Николая Казанского учения о совпадении противоположностей. Речь идет у Бруно прежде всего о совпадении в Едином непрерывной изменчивости мира и постоянства природных законов, бесконечном многообразии вещей происходит непрерывное и неостановимое движение, приводящее к постоянным изменениям вещей в диалектическом совпадение противоположностей в Единстве Вселенной Бруно, противопоставляет дуализму средневековой схоластики.

    Материя — это лишь некая «чистая» возможность, и против аристотелевского понимания материи как пассивной и выдвигает учение о материи как активном, творческом принципе. Материя не может существовать без формы, и, наоборот, форма является внутренней стороной материи, она не может быть чем-то привнесенным извне, приданным. Материя существует не только как причина разнообразных изменений реальности, не только в качестве возможности (в смысле неразвернутой праматери, субстанции), но она выступает как Единое и в бытии, и в реальности вещей, природы, вселенной. Бруно говорит о противоречивом единстве устойчивости, неподвижности, бесконечности Единого и неустойчивости, многосторонности этого Единого, проявляющегося во множественности и развернутости. Мир является Единым, которое состоит из множества самостоятельных единиц. Космос есть структура, состоящая из дискретных частей, атомов, существующих в непрерывной бесконечности. Столь же необходимым условием существования материн, как и пространства, в философии Джордано Бруно является время.

    «Атомизм» Бруно заключается в его учении о минимуме и максимуме. Физическим минимумом является атом, математическим минимумом — точка, минимумом метафизическим — монада. Образование монад неповторимо, но каждая монада как минимум отражает в себе также и весь универсум. В своей методологии Бруно пантеистически отождествляет движение и материю, природу и мировую душу (бога). Его пантеизм заметно склоняется к материализму. Движение как внутренний принцип природы является не случайным, но необходимым. «Неподвижность» целого Бруно понимает как абсолютность движения, как бесконечное существование движения и изменений, поэтому не следует искать некий внешний источник движения (бога как первого двигателя, создателя, творца). Тезис о бесконечности вселенной имеет основополагающее значение для космологии Бруно.

    Реальные вещи—это облачение идей; формы вещей восходят к идеям, определяющим постоянство форм материального мира.

    Космос — одновременно пустая и одновременно наполненная бесконечность. Вне космоса нет ничего иного, он является всем бытием, вечным, несотворенным богом. Бесконечность мира не является божественным атрибутом, как это доказывает теология. Бруно отвергает также представление о том, что мир находится на некотором особенном месте, окруженном пустым пространством, или богом. Бруно создает новую космологию, которая восходит к гениальным открытиям Коперника, и делает из гелиоцентрического" понимания мира радикальные философские выводы. Бесконечность вселенной нельзя понять с точки зрения обыденного человеческого сознания, которое формируется на основе опыта в отношении конечных вещей. Бесконечность нельзя понять лишь с помощью представлений о том, что меньше и что больше. Здесь необходим философский разум. е от внешнего двигателя есть насильственное движение, чуждое природе. Мир однороден во всех своих частях, ни одно тело не имеет привилегированного положения, не существует никакого размещенного в центре внешнего источника движения (первого двигателя). Во Вселенной все подвержено развитию, изменению и гибели, вечна только сама Вселенная, но каждый из составляющих ее миров, и наша Земля, и Солнце, солнечная система и иные бесчисленные миры не властны уйти от этого всеобщего закон. Жизнь есть вечное свойство материи, независящее ни от случая, ни от бога-творца. Бруно отвергает не только представление о замкнутом пространстве мира, но и само понятие заключающего его в себе бога. Бесконечность материальной Вселенной, и в духе учения о единстве материи и формы, против любых проявлений перипатетического ли, платонического ли дуализма направлена его полемика. Пространство Вселенной бесконечно, и общее и единое его свойство, его способность воспринимать тело, материю в равной мере присуще ему как «здесь», так и «там», и само это разделение на «здешнее» и «запредельное» пространство несостоятельно.

    Главная способность мировой души — всеобщий ум, он же всеобщая физическая действующая причина. Именно возможность жизни и сознания Бруно считает присущей всей материи в целом.

    Вселенная Бруно по самому свое определению исключает бога-творца, внешнего и высшего по отношению к ней. Бог — синоним «природы», понимаемой как присущий миру внутренний закон движения и развития. Божественность природы и материи означает, что они наделены бесконечными внутренними силами, но и бог не существует, немыслим вне «вещей», вне телесного, материального мира. Пантеизм Бруно приобретает последовательно натуралистический, близкий к материализму характер.

    Теория познания у Джордано Бруно исходит из идеи о том, что в человеческой душе проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от одушевленной материи. Человеческая душа отличается от души животного от физической структуры телесных органов. Человеческий разум в ней ни по происхождению, ни по сущности своей не противостоит природе, представляющей собой единство материн и внутренних сил, а выводится из нее. Цель разума – проникновение в глубину явлений, познание закономерностей природы. Познание у Бруно начинается с восприятия и идет к представлениям, рассудку, разуму. Чувственное восприятие само по себе недостаточно. Познание процесс бесконечный, потому что предмет его бесконечен. Наивысшей способностью человеческого разума, благодаря которой он может подняться до созерцания всеобщей субстанции, является «ум».

    Истина достижима лишь философскими средствами, но не теологическими. Основа истинного знания – сомнение.

    Отказавшись от надежды на личное бессмертие, гордый человеческий разум преодолевает страх смерти. С него достаточно ощущать себя частью вечной природы. Но именно потому, что эта земная жизнь человека— единственная, что она краткое мгновение в бесконечном потоке времени, в этическом учении Джордано Бруно звучит властный призыв к действию. Этическое учение Бруно в равной мере противостоит пассивности аскетической, проповеди ухода от мира, религиозной созерцательности, перенесению всех надежд и чаяний в загробный мир — и одновременно пассивности гедонистической, досугу бездеятельного наслаждения. Истинным мерилом нравственности Бруно провозглашает человеческую деятельность.

    Суть «святой ослиности» Бруно видел в осуждении человеческого достоинства, в принижении духа. Ослами называет Бруно основателей и реформаторов религии, апостолов и пророков, чудотворцев и богословов, осуждая тем самым антиразумный и противоестественный характер деятельности всех тел. Однако религия, не нужная для мыслителя, философа, человека, способного из разумных оснований вывести законы морали, по мнению Бруно, нужна «для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы»

    Бруно не только мечтал и надеялся социально-политические преобразования, «всеобщие перемены»— он разработал план общественных преобразований и стремился к его осуществлению. Прежде всего должен быть упразднен суеверный культ, устранено всевластие церкви и духовенства. На место церковного и светского феодального произвола должен стать Закон, предназначенный «для пользы человеческого общежития». В своих политических взглядах Джордано Бруно был выразителем тех передовых тенденций эпохи, которые, отвечая интересам буржуазного развития, вели к усилению национальных государств, к преодолению остатков феодальной раздробленности, к укреплению абсолютизма.

    5 Натуралистический синтез Томмазо Кампанеллы.

    Томмазо Кампанелла (1568-1639) создает десятки сочинений— прежде всего знаменитую утопию «Город Солнца», трактаты по философии, «Метафизику», «Апологию Галилея».

    Кампанелла разрабатывает учение о «двух книгах» — своеобразную модификацию средневековой концепции «двух истин» — богословия и философии. Существуют две божественные книги, в которых мы черпаем истину, говорит Кампанелла в трактате «Против языческой философии»; это Природа и Писание. Между этими двумя книгами, нет и не может быть противоречия. Писание вообще не имеет целью излагать законы природы. Теория «двух книг» в истолковании Кампанеллы означала принципиальный отказ от согласования научных теорий и гипотез с буквальным истолкованием библейских текстов и тем самым освобождала научное исследование от необходимости согласования его результатов с теологической доктриной. При такой постановке вопроса оказывалось, что любая научная теория может быть признана не противоречащей Библии, коль скоро за последней не признавалось значения авторитета в науке и философии. Таким образом достигалась полная независимость науки и философии от религии и богословия при формальном провозглашении их согласия.

    Провозглашая, вслед за Телезио, ощущение главным орудием познания природы, Кампанелла выдвигал требование замены старой картины мира. Обращение к природе как к главному и единственному источнику познания он понимал как властное требование эпохи великих открытии. Новые факты не укладывались в старую картину мира. Новые открытия требовали нового метода познания. А учителя вместо того, чтобы исследовать природу, изучали высказывания, и даже не самих философов, а только их истолкователей.

    Материя у Кампанеллы – не абстрактная возможность бытия, она существует реально. Не форма, а материя является основой бытия, она едина и бессмертна, а формы многочисленны, изменчивы, тленны, подвержены возникновению и гибели. Следовательно, материя в большей мере, нежели формы, обладает действительным бытием. Поэтому Кампанелла определяет «всеобщую материю» как «телесную массу». Но эта лежащая в основе вещей реальная и телесная масса сама по себе еще недостаточна для их возникновения. Это приводит к принятию, вслед за Телезио, бестелесных активных начал тепла и холода. Как и Телезио, он считает материю земли и неба единой, объясняя конкретную форму, которую принимает телесная масса, степенью ее разогревания или охлаждения. При этом Кампанелла высказывает мысль о связи различных состояний вещества с теплом: элементы «земли», «воздуха», «воды» и «огня» возникают в результате воздействия тепла на единую материю, а не существуют изначально и неизменно в качестве раз навсегда данных.

    Пространством он называет «первую бестелесную субстанцию, неподвижную и способную к восприятию всякого тел». Оно есть вместилище материи. Как и другие натурфилософы, Кампанелла подчеркивает объективное существование времени в самих вещах, в самом процессе движения мира. Внутренним источником движения он провозглашает тепло. Тепло оказывается причиной не только механического движения земных тел и небесных светил, но и всякого вообще движения и изменения в природе. Природе в целом, ее пассивному и активным началам, всем вещам, по учению Кампанеллы, присуще стремление к самосохранению. Но для того, чтобы стремление — это осуществить, для того чтобы бороться с противоположным, враждебным началом, одна противоположность должна знать о существовании другой; всей природе должна быть свойственна всеобщая способность к ощущению. Пронизывая собою космос, ощущение присуще «основе бытия»—пространству, которому свойственна «любовь к самосохранению», в силу которой оно, страшась пустоты, вовлекает в себя материю.

    Поскольку ощущение в той пли иной мере свойственно всей материи, возникновение органической жизни, существование растений и животных объясняется в философии Кампанеллы естественными причинами. я. Всякой вещи, утверждает он, свойственны способность бытия, осознание своего бытия и всего, что этому бытию враждебно, и любовь к своему бытию, без чего сохранение вещи невозможно.

    От сенсуалистского представления о всеобщей способности вещей к ощущению и от учения о стремлении к самосохранению Кампанелла приходит к учению о прималитетах (primalitates) —трех главных атрибутах бытия — мощи, мудрости и любви. Сформулированные в «Метафизике» и в «Теологии», они звучали как проекция в философской картине мира христианского догмата о святой Троице. Так натуралистическое в основе своей объяснение жизни в природе с помощью учения о всеобщей способности к ощущению, а борьбы начал — стремлением к самосохранению привело Кампанеллу к приписыванию природе в целом разумного начала. Учение о прималитетах и воплощенном в них разумном начале имеет своим следствием и принятие бога-творца.

    Мир подчинен стремлению к гармонии и порядку. Закономерность, господствующая в природе, осмысляется в философии Кампанеллы как целенаправленность бытия, а совокупность природных законов из мира природы переносится на небо, соотносится с мудростью, волей и мощью бога-творца. Необходимость, Рок и Гармония выражают в философии Кампанеллы в теологизированной форме объективные законы бытия, господствующие в природе. се вещи в мире образуются, по учению Кампанеллы, в результате их одновременной причастности бытию и небытию. Это отрицательное определение вещи связано с тем, что всякая вещь не только существует в действительности и тем самым причастна бытию, но и одновременно, будучи данной вещью, ограничивает свое бытие и причастна к небытию. Согласно диалектическому учению Кампанеллы, всякая вещь является частным моментом в непрерывном потоке бытия.

    Нам предшествует не постоянная жизнь одного организма, но поток жизни, состоящий из жизни и смертей, сменяющих друг друга в потоке, и таким образом многочисленные превращения составляют из многих смертей и рождений жизнь мира, но ничто не умирает, потому что бог не позволяет умереть тому, чему он дал бытие. Признав в качестве «величайшего чуда» сотворение мира, Кампанелла отвергает дальнейшее воздействие бога на природу. Природный закон, данный богом вещам в самом акте творения, ограничивает, по учению Кампанеллы, божественное всемогущество. Божественное всеведение не означает неограниченного произвола. Бог Кампанеллы подчинен законам строгой логики. Дело бога — лишь общая закономерность, его воля — лишь совокупность возможностей, оставляющая место для отклонений и случайностей, не зависящих от непосредственного вмешательства божественной воли. Таким образом, Бог находится за границей общей картины природы.

    Космология. В картине мира Кампанелла наделяет подвижностью лишь небесные тела, Солнце и планеты, Земля же неподвижна и холодна. Материя в философии природы Кампанеллы лишена творческих сил, достаточных для ее автономного существования, для ее независимого развития. Она подчинена бестелесным силам, теплу, холоду; она не имеет в себе самой источника движения. В этом заключено коренное отличие философской позиции Кампанеллы от натуралистического пантеизма Джордано Бруно.

    В своей теории познания Кампанелла развивал сенсуалистские идеи Б- Телезио. В основу познавательной деятельности он кладет «жизненный дух», который посредством органов чувств воспринимает предметы окружающего мира. Вслед за Телезио Кампанелла выводит познание из ощущения. Из ощущения Кампанелла выводит и рассуждение, дискурсивное знание. Универсалии — общие понятия — возникают в человеческом сознании как обобщение сходных признаков предметов, они возникают из частностей, более того, они— «не что иное, как эти же частности, понятые по сходству как единое» Непосредственное знание общих понятий невозможно. Так как объект чувственного и рационального познания- один, разум абстрагирует общее от частного, сперва он знает частное. Основой возникновения частных понятий служат реальные свойства вещей и явлений.

    Сама способность человеческого ума к заблуждению и ошибкам служит косвенным, но бесспорным доказательством возможности и достоверности знания. Свое учение об ощущении как непосредственном познании внешних вещей с помощью органов чувств Кампанелла в «Метафизике» дополнил учением о внутреннем созерцании, интуиции, благодаря которой человеческий разум способен постигать прималитеты — главные атрибуты бытия.

    Мысль о практической цели познания выражена у Кампанеллы в форме учения о «естественной магии». Магия связана в его натурфилософии с представлениями об одушевленности мира, о всеобщей способности вещей к ощущению. Также Кампанелла уделает внимание «искусственной магии»- воздействие изобретений человеческого ума. Целью мага-философа является преобразование человеческого общества, переустройство мира. «маг» — это философ, который не ограничивается созерцанием, а действует, основываясь на знании глубочайших взаимосвязей мира.

    В своей книге «Город Солнца» Кампанелла выдвигает свой идеал государства. Он говорит о справедливом обществе. Главная причина всех проблем в обществе заключается в социальном неравенстве, существование нищеты и богатства. Против частного интереса и социального неравенства, против тирании государей н раздоров, против основы всех бед частной собственности направлена вся политическая деятельность Кампанеллы. Из своего идеального общества автор убирает не только частную собственность, но и моногамную семью. Введение контроля за деторождением и обучением детей. Детей водят по мастерским для выявления их способностей. Главой общины назначался первосвященник. В общине четырехчасовой обязательный труд. Существенным пунктом программы Кампанеллы было всемирное единение.

    Список литературы:

    1. Фролов И.Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/ Авт. Колл.: Фролов И.Т и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2008.– 623 с.

    2. Горфункель А.Х Философия эпохи Возрождения Учебное пособие/Горфункель А.Х – Москва.: Высшая школа, 1980— 368 с.

    3. Богута И.И. История философии в кратком изложении/ И90 Пер. с чеш. Богута И.И. —М.: Мысль, 1997— 590, с.

    4. Быданов В.Е., Селиверстова Н. А. Философия: Учебное пособие для студентов дневной формы обучения. / В.Е. Быданов, Н. А. Селиверстова – Санкт-Петербург. 2015. – 192 с.

    5. Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия» [Электронный ресурс].-URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/


    написать администратору сайта