Главная страница

План история возникновения


Скачать 57.8 Kb.
НазваниеПлан история возникновения
Дата26.10.2021
Размер57.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаtema 3 - individualnaya psihologiya (a. adler).docx
ТипДокументы
#256770


Современные образовательные технологии в социальной сфере

«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (А. АДЛЕР)»

План:

  • история возникновения;

  • основные принципы индивидуальной психологии;

  • цели и методы психологического консультирования в данном направлении.

История возникновения

Индивидуальная психология одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, возникшее в рамках психоаналитического движения в результате переосмысления ряда идей и концепций классического психоанализа З. Фрейда.

Основатель индивидуальной психологии — австрийский психолог и психотерапевт Альфред Адлер (1870—1937), одним из первых присоединившийся к З. Фрейду в 1902г., являвшийся президентом Венского психоаналитического общества с марта 1910 по февраль 1911 года и соредактором ежемесячного «Центрального листка по психоанализу», образовавший в 1911г. «Общество свободного психоанализа», а впоследствии возглавивший новое направление, получившее название индивидуальной психологии.

Основные расхождения А. Адлера с рядом идей классического психоанализа состояли в следующем:

  • в возражении против понимания либидо как движущей силы, ведущей к образованию невроза;

  • в признании в качестве невротической постановки цели возвышения личностного чувства, которое может быть обозначено «мужским протестом», включающим в себя либидо, сексуальный инстинкт и склонность к перверсии;

  • в рассмотрении инцестуозных влечений, которым З.

Фрейд придавал первостепенное значение в возникновении невротических заболеваний в качестве вторичных конструкций, «символов больного или психоаналитика»;

  • в понимании эдипова комплекса как выраженного часто в асексуальной форме мужского осознания силы, превосходства над отцом и матерью;

  • в утверждении, что задача сновидения состоит не в исполнении инфантильных желаний, а в попытке предвидения с целью приобретения защиты;

  • в признании того, что сознание и бессознательное не противоречат и не противостоят друг другу, а движутся вместе в одном и том же направлении;

  • в акцентировании внимания не столько на каузальной (причинной) обусловленности психических процессов, сколько на целеполагающей деятельности человека;

  • в отстаивании положений, согласно которым личность характеризуется единством и целостностью; в качестве организующего начала жизнедеятельности человека следует принимать не принцип удовольствия, а стремление к цели, к достижению идеальной конечной формы.

Основные принципы индивидуальной психологии базировались на центральной идее, в соответствии с которой «человеческое существо представляет собой единое целое», формирующееся в социальном контексте и наделенное творческой жизненной силой, проявляющейся в телеологичности, то есть в устремлении к цели, и воплощающейся в желании развития, борьбы, достижения, превосходства, компенсации поражения в одной сфере и успеха в другой. Исходя из этой идеи, А. Адлер развил теоретические положения о чувстве неполноценности, компенсации его, руководящей линии жизни или жизненном стиле, чувстве общности, социальном интересе, стремлении к превосходству.

Согласно А. Адлеру, человек - сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие. Таким образом, А. Адлер выступил как предтеча субъективного (феноменологического) подхода в психологии, введя значимость внутренних переменных и экзистенциальных ценностей. Концепция А. Адлера с ее принципами целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма стала отправным пунктом гуманистического направления в психологии и оказала влияние на целое поколение психологов.

Основные понятия адлерианской концепции. Основательность и влиятельность основных понятий адлерианской концепции столь значительны, что как бы требуют постоянной оглядки на собственные источники. Дело в том, что, получив первоначальное образование врача-офтальмолога, А. Адлер во многом сохранил естественнонаучный, точнее даже, медико-физиологический подход к человеку и его поведению.

Субъективное восприятие

В адлерианской концепции отстаивается необходимость восприятия мира с позиций «системы отсчета» клиента, т.е., в сущности, феноменологическая ориентация. Иными словами, А. Адлер сформулировал позицию, которая в будущем легла в основу нескольких психотерапевтических концепций. А. Адлер не отказывался от объективного обусловливания поведения, но считал его менее значимым, чем влияющие как на сознание, так и на подсознание ценности, цели, представления и выводы, которыми руководствуется человек.

Отсюда важное для психотерапии понятие «частная логика» — система представлений и способов рассуждений, свойственная данному клиенту.

Целостность и целесообразность

Основной предпосылкой концепции А. Адлера, давшей ей наименование «индивидуальная психология», выступает постулирование личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Вот почему значительное внимание обращается на внутриличностные, а не на межличностные проблемы. Отсюда же и телеологическое положение, что все человеческое поведение носит целенаправленный характер. Причем сами цели создаются путем построения картины мира (в восприятии) и соответствующими умозаключениями, принимающими форму заключительного решения. В адлерианской психотерапии существен вопрос «Камо грядеши?». В отличие от классического психоанализа и аналитической психотерапии, важно учитывать сразу три момента: прошлый опыт, настоящую ситуацию и направление движения.

Комплекс неполноценности и компенсация

Сформулированная еще в 1907г. идея о неполноценности, прежде всего неполноценности того или иного органа как существенного обстоятельства, оказывающего влияние на поведение, в совокупности с понятием «компенсация» стали фундаментальными положениями в концепции А. Адлера. Согласно Адлеру, неполноценность, ее компенсация и социальная среда — вот три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству. Именно тот неповторимый пугь,

каким вырабатывается способ самоутверждения, и составляет, по А. Адлеру, индивидуальность. Характерно, что от медикосоматического содержания Адлер в развитии понятия

«неполноценности» приходит к психологическому, формулируя базисные противопоставления «Я слаб и беспомощен», «жизнь опасна», которые и вызывают переживание неполноценности. С рассмотренным понятием тесно связаны еще два, также ставшие знаменитыми.

Стиль жизни


Утверждая, что «поведение личности целенаправленно и направляется «телеологической апперцепцией» (Ansbaher Н, р. 94), А. Адлер в своих ранних работах говорит о прототипе как

«первичной форме адаптации индивида к жизни» (там же, с.

189). Этот прототип, который А. Адлер назвал позже «планом», формируется в течение первых пяти лет жизни (точнее — от трех до пяти). Этот план не является принадлежностью сознания, поскольку большинство прототипов неосознаваемы. Важно другое. Как только прототип адаптации (план) возник, он становится костяком, обрастающим смыслами, почерпнутыми из жизненного опыта и обладающими направляющей силой.

С 1914 года А. Адлер предпочитает термин «линия Эго», затем — «линия жизни» и, наконец, с середины двадцатых — «стиль жизни». Для А. Адлера личность — это «Эго». Но поскольку Эго не замкнуто на себя, а ориентировано на мир, важность приобретает еще одно знаменитое понятие «самость» (Self). У А. Адлера самость входит в понятие «стиль жизни» как один из его компонентов, а именно как «концепция самости» (в современной формулировке - «Я-концепция»). Согласно А. Адлеру, «Я-концепция» это система представлений о том, «кто я есть» (Ansbacher, р. 48). Кроме того,

А. Адлеру принадлежат понятия «Я-идеальное» (сформулированное в 1912г.) и «образ мира» (Welt-bild), эвристическая ценность которых не нуждается в комментариях. В заключение отметим, что, согласно А. Адлеру, цели поведения человека не меняются в течение жизни, изменяются только аттитюды (отношения). Одна из целей психотерапии их коррекция.

«Телеология вымысла» — еще один базисный термин в словаре адлерианской психотерапии. Заимствованная А.Адлером у Г. Вейгингера философия «как если бы» (т.е.

«желаемых обстоятельств») предполагает, что люди живут вымыслом и представлением о должном, и что на поведение гораздо больше влияют ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого. А. Адлер исходил из того, что люди, создавая с помощью вымысла свои личные цели, тем самым посредством этих целей определяют свое поведение и стиль жизни.

Социальный интерес


Адлерианская психотерапия исходит из убеждения, что удовлетворенность жизнью во многом зависит от «социального интереса как основы человеческого существования» (Ansbacher,

р. 133). По А. Адлеру, здоровая личность это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предпочитает социальные личностные чувства, поведение и когнитивные допущения.

Социальные личностные чувства: принадлежность дому, общности, вера в других, мужество быть несовершенным, человечность, оптимизм.

Социально-ориентированное поведение: помощь, участие, кооперация, эмпатия, ободрение, улучшение (реформация), уважительность.

Когнитивные социально-ориентированные допущения:

«мои права и обязанности равны правам и обязанностям других»; «мои личные цели могуг быть достигнуты во благо общности»; «выживание общества зависит от желания и способности граждан учиться жить вместе, в гармонии»; «я полагаю, что к другим стоит обращаться так же, как я бы хотел, чтобы другие обращались ко мне»; «решающая мера моего характера то, какова степень, до которой я продвинул благополучие моего сообщества».

Идея социального интереса основана на предположении, что человек — не самодостаточное существо и поэтому должен учиться взаимозависимости.

Цели и методы психологического консультирования в данном направлении

Оценка. Поскольку цель терапии включает исправление опасных заблуждений в гипотетическом мире индивидуума, большинство адлерианцев пытается понять этот аспект человека с самого начала установления терапевтического контакта. Это может быть сделано в систематизированной серии формальных интервью, если пациент способен и готов на такое сотрудничество, а при меньшей расположенности пациента — в ходе более свободных и нерегулярных встреч, чтобы позволить терапевтическим отношениям развиваться в ходе процедур, направленных на ослабление текущих страданий, симптомов и стрессов жизненной ситуации. Две основные области исследования, ведущие к пониманию этих базисных предположений (стиля жизни), — это структура семьи и воспоминания раннего детства.

В соответствии со своим холистическим пониманием психической жизни, А. Адлер считал, что воспоминания о

ранних годах жизни ретроспективно конструируются под влиянием стиля жизни. Назначение памяти — способствовать адаптации к задачам жизни. Поэтому тщательное изучение картины детства позволяет обнаружить, как человек реконструировал свое прошлое, чтобы оно поддерживало его настоящее. История детства пациента дает ключ к пониманию стиля жизни. Структура семьи — это история раннего опыта взаимоотношений с родителями и сиблингами, она показывает адаптивные изменения человека в ответ на требования этих ранних межличностных отношений. Состав и динамика семьи показывают, как конкретный человек нашел нишу в экологической семейной системе, кто из членов семьи служил ему образцом для подражания, какое поведение подкреплялось окружением и в каких направлениях этот человек еще ребенком начал готовиться к будущим адаптивным изменениям. Ранние трудности, потеря родителя или родительское неприятие, сферы, в которых человек достиг успеха, и сферы, в которых он потерпел ранние неудачи, — все это проливает свет на будущее адаптивное поведение.

Самые ранние воспоминания имеют особое значение, т. к. они составляют проективную методику для прямой оценки того значения, которое человек придал жизни. Они выявляют интерпретацию ребенком ранних сложностей жизни и характер реакции на них, его способность или неспособность преодолевать трудности и общий план совладания с непредвиденными жизненными обстоятельствами.

Исходя из этого материала, терапевт пытается понять общий план жизни человека и узнать, на какой стадии реализации данный план приводит к дезадаптивному поведению. Если терапевт разберется в этом, он сможет соотнести текущие трудности человека с этими ошибками восприятия ошибочными выводами о жизни, представленными в ее стиле. Терапевту теперь должны быть известны те факторы личности, которые вносят свой вклад в текущие трудности пациента. Если терапевт понял эти факторы и их влияние, он готов к тому, чтобы сообщить о своем понимании пациенту. Однако процесс оценки этим не исчерпывается и продолжается на протяжении всего курса терапии, имея следствием как постоянное углубление понимания пациента терапевтом, так и непрерывное применение результатов этого понимания к поведению пациента в реальной жизни и к его продукции в терапевтической ситуации.

Этот непрерывный процесс оценки требует от терапевта восприимчивости ко всем аспектам поведения пациента, как вербальным, так и невербальным. А. Адлер особенно рекомендовал терапевтам учиться использовать свою эмпатию и интуицию, чтобы стать опытным «отгадчиком» (guesser), способным увидеть события с точки зрения пациента и затем найти возможные доказательства для проверки точности своих предположений о нем. Эта методика интуитивной оценки («угадывания») состоит в поиске частей, которые подходят друг к другу и при совмещении дают понятное целое, показывающее индивидуума с точки зрения его постоянного движения к субъективно выбранной значимой цели. В этом смысле адлерианцы являются сторонниками холистического и телеологического подхода. Все поведение, включая симптомы, считается адаптивным по назначению.

А. Адлер обозначал сугубо личные предположения индивидуума термином «частная логика» (privatelogic). Эти предположения обычно непосредственно не сознаются.

Сознательно воспринимаются мысли, эмоции, интересы, побуждения и импульсы, которые человек объясняет посредством рационализации либо вообще отрицает или игнорирует. Терапевт же пытается выяснить скрытые мотивы, защитные тенденции и обнаружить попытки сохранить больше или меньше вымышленные ценности стиля жизни.

Создание благоприятных условий для инсайта

Человек, как правило, не сознает свою частную логику, свой общий план жизни и большинство своих мотивов, лежащих в основе мыслей. Хотя изменение личности может произойти и без глубокого понимания человеком внутренних движущих сил, инсайт обычно является необходимым условием для собственного изменения, а интерпретация служит главным инструментом для создания благоприятных условий инсайта. Терапевт исходит из предпосылки, что пациент не знает, в чем он заблуждается, и именно терапевту предстоит выяснить это.

Адлерианцы интерпретируют высокоспецифические элементы: скрытые мотивы поведения, направление изменения, а также саморазрушительные и нереалистичные предположения.

Скрытые мотивы


Мотивы интерпретируются, исходя из конечной цели. Целью симптома может быть предохранение от крушения личных планов, нейтрализация ожидаемого антагонизма окружающих, достижение мнимой победы или любая другая защита чувства собственного достоинства. Цель сильной эмоции — облегчение действия, иногда вопреки более здравому суждению.

Направление изменения


Основные изменения происходят в трех направлениях: продвижение к решению сложных жизненных задач, отказ от их решения или поиск обходных путей.

Саморазрушительные и нереалистичные предположения

Все основные ошибки, обнаруживаемые в стиле жизни, могут быть поняты как заблуждения здравого смысла. Они включают неправильную фокусировку, предубежденность, ограниченность мыслительных категорий, оторванность мышления от действительности, приверженность необычным идеям, необоснованные предпосылки, нереалистичные ожидания и помыслы, неточную оценку событий. Все это результат неспособности проводить адекватное перцептивное различение.

Способ интерпретации. Инсайт, даже если он не всегда ведет к изменению, дает информацию о том, что должно быть изменено.

Настоящий инсайт вызывает аффект. Открытие и признание своих подлинных намерений часто делает для человека невозможным продолжать чувствовать себя жертвой или требовать особых привилегий. Распознавание своих ошибочных предположений помогает человеку начать правильно строить свою жизнь и разработать более эффективные копинг-стратегии.

Процесс консультирования. Пока продолжается научение новому и обеспечивается изменение поведения, терапевт продолжает действовать в прежнем духе. Когда в поле зрения появляются новые проблемы, для их решения вновь используется понимание стиля жизни. Сновидения служат важными сигналами начала движений и часто предвещают появление в сознании новых инсайтов или новых трудностей. Увеличение или уменьшение симптоматических жалоб так же отражает динамику терапевтического прогресса. Плато — это передышки между решением задач. Научение новому поведению требует определенного времени. Постепенно пациент научается понимать симптомы, эмоции, поведение и сновидения, приобретая о себе все больше знаний. В это время интервалы между сеансами терапии удлиняются, предвещая готовность пациента завершить терапию.

Завершение консультирования не означает прекращение личностного роста. В ходе терапии пациент освоил метод самопонимания и продолжает использовать его. Спустя годы после окончания курса терапии пациент может по-прежнему открывать для себя новые инсайты и продолжать процесс личностного роста. И это еще одно лишнее доказательство того, что у терапии нет безоговорочного конца. Пациент может в будущем вновь обратиться к терапевту, чтобы тот помог наилучшим образом справиться с жизненным стрессом или продолжить какое-то прерванное дело.

Адлерианские терапевты работают во всех учреждениях, включая школы, исправительные заведения и программы лечения наркоманов и алкоголиков. Адлерианские методики воспитания и обучения детей получили особенно широкое распространение, а идеи А. Адлера нашли применение в консультировании по кадровым вопросам, программах менеджмента и разрешении споров между конфликтующими сторонами.

Классическими методами адлерианского консультирования выступают:

  1. Конфронтация, когда консультант подвергает сомнению рассуждения, основанные на индивидуальной логике клиента.

Часто клиенты могут, исследуя собственную логику, изменить и ее, и свое поведение.

  1. Задавание «вопроса». Консультант спрашивает: «Что изменилось бы, если бы Вам было хорошо?».

З) Оказание поддержки. Поддержка подразумевает веру в человека. Консультанты оказывают поддержку, сообщая веру клиенту в то, что изменение возможно. Поддержка — ключ к изменению стиля жизни.

  1. Действие «как будто». Клиентам предлагается действовать так, будто они являются теми, кем они хотят быть.

  2. «Плевок в суп клиенту». Консультант обращает внимание клиента на некоторые проявления поведения и таким образом разрушает ценность определенного типа поведения.

  3. Изменение условий задачи. Клиенты первоначально ставят перед собой краткосрочные достижимые цели и постепенно переходят к долгосрочным реалистичным целям.

15



написать администратору сайта