Главная страница
Навигация по странице:

  • Принятие христианства . Северо-Восточная Русь: от раздробленности к объединению. 1. Происхождение древнерусского государства.

  • Повесть временных лет

  • Особенности, политического устройства Киевской Руси

  • Ярослава Мудрого

  • Социальный состав русского общества

  • . Северо-Восточная Русь: от раздробленности к объединению.

  • 4. Культура Руси Х-ХШ вв.

  • Грамотность

  • возникновение древне русского государства. 3 лекция.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (1). План лекции


    Скачать 39.32 Kb.
    НазваниеПлан лекции
    Анкорвозникновение древне русского государства
    Дата20.12.2021
    Размер39.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3 лекция.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (1).docx
    ТипЛекции
    #310876

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА –КИЕВСКОЙ РУСИ.КРЕЩЕНИЕ РУСИ. РУСЬ В ЭПОХУ РАЗДРОБЛЕННОСТИ.
    ПЛАН ЛЕКЦИИ:


    1. Происхождение древнерусского государства.

    2. Особенности, политического устройства Киевской Руси.

    3. Принятие христианства.

    4. Северо-Восточная Русь: от раздробленности к объединению.



    1. Происхождение древнерусского государства. Основные источники знаний по проблеме. Основными источниками, позволяющими в определенной степени раскрыть содержание жизни древнерусского государства, являются летописи XI-XIII вв., в которых имеются сведения самого различного характера. Летописи эти повествуют о гораздо более ранних событиях, передававшихся, очевидно, устно, а затем уже зафиксированных в летописях. Важнейшим документом рассматриваемой эпохи явились копии "Русской Правды", а также переписываемые из века в век старинные былины. Позволяют сопоставить известные факты и события далекого прошлого старинные греческие, латинские и другие зарубежные исторические хроники. Древнерусскими летописями как главным источником пользовались российские историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др.

    Древняя летопись "Повесть временных лет", составителем которой считается служитель Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор, гласит, что новгородцы сами пригласили варяжских соседей из племени "русь" к себе на правление. Причина - нежелание отдавать главенство какой-либо из соперничавших сторон славянского севера. Жребий истории пал на варяга Рюрика и его дружинников. Рюрик "сел на правление" в Новгороде (862 или 874 г.), а его соратники Дир и Аскольд нашли себе место на Днепре. После смерти Рюрика с его сыном Игорем прибывает в Киев дружинник Олег. Как свидетельствует тот же источник, Олег обманным путем захватил власть, после чего надолго связал свою жизнь с Киевом (882-912 гг.). После его смерти Киевом начал править сын Рюрика Игорь (912-946 гг.) - основатель киевской династии Рюриковичей.

    Однако помимо указанной в российской историографии имеются две радикально противоположные друг другу концепции происхождения русского государства. Первая, оформившаяся в XVIII в., — норманнская теория, основоположником которой явились немецкие историки Байер и Миллер. Немцы сумели аргументировано доказать финское происхождение термина "Русь", что значит "грести". Слово пришло, якобы, от воинов-гребцов. В дальнейшем они сделали вывод об избранности скандинавов и неспособности славян самостоятельно заниматься политической деятельностью в тот исторический период.

    Другая точка зрения принадлежала М.В. Ломоносову. Михаил Васильевич стал основателем долгоживущей антинорманнской теории происхождения древнерусского государства. В частности, им сделана попытка доказать славянское происхождение Рюрика, найти объяснение термина "Русь" в славянской топонимике. Все усилия великого ученого были направлены на создание патриотической истории Отечества. Последователями М. В. Ломоносова были многие российские и советские историки, в частности, академик Б. А. Рыбаков. Интересным является мнение ряда современных российских исследователей об этническом родстве варягов с остальными славянами. Согласно этой концепции варяги - жители Поильменья - такие же славяне, но занимались они вывариванием соли из морской воды Белого моря. Отсюда слова - "варить", "варежка", "Варяжское море" (озеро Ильмень).

    2. Особенности, политического устройства Киевской Руси. Правило очередности наследования великого княжения по старшинству, этот родоплеменной пережиток, заставлял всю многочисленную родню Рюриковичей время от времени менять свое пребывание в одном из княжеств и перебираться в другое, что не способствовало ни укреплению центральной власти в Киеве, ни становлению федеративных начал на Руси.

    Внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военачальником и судьей. Князь полностью отвечал за внешнюю безопасность, обеспечение внешней политики и внешней торговли. Однако государственный строй древнерусских земель - княжеств нельзя назвать монархией — во всех землях (городах) существовало вече.

    Вече могло обсуждать и решать любой вопрос. Но самым главным предметом его компетенции было призвание или изгнание князей. Чрезвычайно важным кругом вопросов веча были вопросы о войне или же замирении. Так, когда для войны требовались силы всей волости и, следовательно, на]родного ополчения, обязательным было решение вече. Огромную роль оно играло в политической и хозяйственной жизни Новгородской земли, о чем свидетельствуют многие факты. Так, должности тысяцкого и посадника здесь были выборными. В XII в. новгородцы сделали попытку поставить по своему желанию епископа Аркадия, а прибывшему князю ставили условие невмешательства во внутреннюю жизнь Новгорода.

    Но власть веча везде, кроме Новгорода и Пскова, проявлялась в чрезвычайных случаях, тогда как княжеская власть была постоянной и повсеместно действующим органом управления. Не следует идеализировать вече и как выразителя народного единства. Народ не был един по социально-бытовому положению. «Единение всех» на вече означало «соглашение» такого подавляющего большинства, которое заставляло молчать разномыслящих.

    Из русских летописей пришли яркие образы великих киевских князей. Место каждого из них в памяти потомков, наших современников – достойно их вкладу в истории государства.

    Согласно древним былинам основателем града на Днепре был Кий - предводитель славянского племени дулебов (ориентировочно VI в.). Началом IX в. датируется пребывание в Киеве Дира и Аскольда. Затем, как известно, хозяином града Киева и земли русской стал Олег, также принадлежавший дружине Рюрика.

    Летописные данные свидетельствуют, что Олег находился у власти с 882 по 912 гг. Академик Б.А. Рыбаков, придерживаясь антинорманской концепции происхождения древнерусского государства, подчеркивал мимолетную роль Олега в жизни Руси. Однако нельзя забывать, что на том конкретном отрезке русской истории личность Олега сыграла и свою созидательную роль. Утвердившись в Киеве, Олег подчинил своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути. Распространив влияние на финские и славянские племена, он тем самым освободил славян от обязательной дани хазарам. Олегу удалось объединить новгородский север и киевский юг под одной властью киевского князя, заложив таким образом первый камень в основание древнерусского государства. Некоторые племена и города сохраняли своих местных князей, князьков, но все они были теперь под рукой киевского великого князя. В результате успешных походов на Царьград в 907 и 911 гг. Олегу удалось урегулировать русско-византийские отношения на выгодных для Руси условиях - ее купцы беспошлинно ввозили свои товары в Византию.

    Княжение Игоря Рюриковича, преемника Олега, проходило в сложной обстановке постоянных печенежских вторжений, что значительно отвлекало его силы. В византийских хрониках и первых русских летописях упоминаются несколько походов Игоря в Малую Азию и Царьград с целью поживиться - в 914 и 944 гг. Последний был неудачным и в договоре 945 г. между Византией и Русью последней пришлось расстаться с правом беспошлинной торговли. Не сложилось у Игоря княжение и дома. В силу традиций князь с дружиной сам ходил за данью по своим землям. В 946 г. такой поход закончился трагически для Игоря - он был убит древлянами. Увы, князь Игорь вошел в историю, как искавший поживы у своих подданных и первым поплатившийся за это жизнью.

    Жена его, Ольга, ввиду малолетства сына Святослава, княжила долго. Как отмечают историки, из смерти мужа Ольга извлекла тяжкий для себя урок. Жестоко наказав жителей Ипкоростеня (поселение древлян), она затем коренным образом изменила практику сбора дани со всех областей, установив правило "погостов" вместо опасных походов "в полюдье". И эта новая практика просуществовала на Руси столетия, перейдя постепенно в "повозы" - доставку дани в Киев, а затем - в Москву. Согласно летописным данным в 955 (или 957) г. Ольга посетила с миссией Царьград и крестилась там, чем и заслужила у летописцев сравнение – «как бы заря с восходом солнца». По крещению Ольга получила христианское имя Елена. Как свидетельствуют древние источники, княгиня до конца своих дней была убежденной христианкой.

    Из русских летописей пришли яркие образы великих киевских князей. Место каждого из них в памяти потомков, наших современников – достойно их вкладу в истории государства.

    Согласно древним былинам основателем града на Днепре был Кий - предводитель славянского племени дулебов (ориентировочно VI в.). Началом IX в. датируется пребывание в Киеве Дира и Аскольда. Затем, как известно, хозяином града Киева и земли русской стал Олег, также принадлежавший дружине Рюрика.

    Летописные данные свидетельствуют, что Олег находился у власти с 882 по 912 гг. Видное место в когорте киевских князей занимает великий князь Владимир Святославич (980-1015 гг.). Он вошел в историю как Владимир Креститель, Владимир Красное Солнышко. Молодость Владимира прошла бурно. То, что не покорялось, брал силой, в том числе, и любовь женщин. Но судьбе было угодно, чтобы именно этот неуемный князь-язычник стал крестителем руси. Не сразу, исподволь, Владимир склонялся к необходимости отказаться от старых обычаев, принять такую веру, чтобы разговаривать и торговать на равных с иноземцами и чтобы сердцу русскому люба была. Он знакомился с верами других народов и те сами приезжали, восхваляя свою религию. В 988 г. Владимир принял православную христианскую веру. Вслед за ним крестилась и вся Русь. Из источников явствует, что по разным причинам вошли в христианскую религию Ольга и Владимир: одна – для успокоения души и сердца, другой – для решения насущных политических вопросов.

    Расцвета своего Киевская Русь достигла во времена князя Ярослава Мудрого (1015-1054 гг.). Равным ему по масштабу государственной деятельности и мудрой политике считают и его внука - Владимира Всеволодича Мономаха (1113-1125 гг.). Ярослав Мудрый сумел заложить правовые основы жизни средневекового русского общества. Сборник первых правовых актов (гражданского и уголовного характера) - "Правду" Ярослава - вскоре назвали "Росськой (или Русской) Правдой". Она была составлена и переплетена в Новгороде в 1015-1016 гг. "Правда" Ярослава, дополненная позже Ярославичами - уникальный документ, отразивший живые процессы складывавшегося древнерусского государства.

    Княжение Владимира Мономаха - последний всплеск величия Киева в условиях растущей разобщенности Ярославичей и их двоюродной и троюродной княжеских ветвей, а также набегов половцев. Это был последний киевский князь, при котором поддерживался относительный покой на Руси. Но древо киевское уже было расшатано его детьми - князьями в бесконечных междоусобицах. После Владимира Мономаха более 100 лет русские князья боролись за право княжить в Киеве. Дело доходило до разорения стольного города, пока Киев, усилиями самих же князей, не перестал быть "матерью городов русских".

    3. Социальный состав русского общества. Из известных источников вырисовываются следующие слои русского общества X1-XII вв.: свободное население, тогда еще не знавшее сословных делений и перегородок, зависимые ("закупы") и рабы (холопы, челядь).

    Политические права свободного населения Руси были одинаковы у всех. Но имущественные различия были существенными. Исходя из этого, можно выделить несколько групп свободных русичей: верхи, средние и низы. К первым, судя по летописным данным, относились "лучшие", "большие", "старейшие". Верхами были также "первые" люди и "бояре". Социальная природа "верхов" неоднородна. Они происходили их родовой аристократии, а также из выслужившихся приближенных князя. К средним свободным можно причислить княжеских дружинников, дворовых и управляющих, средних купцов. "Молодшие", "меньшие", "смерды", "простая чаль" - это низы свободного населения. Невозвращенные вовремя долг, деньги (купа) превращали бедного свободного в подневольного человека или даже раба.

    Помимо долга распространенными источниками рабства являлись плен, рождение от рабыни, женитьба на рабыне, а также услужение без договорен Сколько рабов и зависимых было на Руси - неизвестно. Однако постоянные упоминания источников о "селах с челядью", а также большой интерес, проявляемый "Русской правдой" к холопству, показывают, что рабство в X-XI вв. было весьма распространено на Руси.

    4. Принятие христианства. Задолго до принятия Русью христианства определенная часть славян знала о византийской вере. Прежде всего, это были участники варяжско-славянских походов в Малую Азию, Царьград. Возвращаясь из походов дружинники рассказывали собратьям-язычникам" не только о необыкновенной красоте царьградских соборов, но и об обычаях византийской земли. Очень способствовали распространению знаний о византийской культуре внешнеторговые связи, когда наблюдательные купцы привозили еще более подробные рассказы о Царьграде.

    Что касается других духовных верований, в частности, иудейской, мусульманской, католической, то и они были знакомы русскому населению благодаря близости хазарского каганата, волжских болгар, миссий из Западной Европы. Однако энтузиазма у славянских язычников они не вызвали. Надо полагать, на то были серьезные исторические и политические причины - верования эти принадлежали народам, от которых часто чинились многие беды, да и по уровню своей культуры в X в. они не являлись образцом для подражания.

    И хотя выбор веры не был случайным, потребовались долгие десятилетия, прежде чем свыклись с новыми обычаями, именами, праздниками. Можно остановиться на наиболее важных изменениях, которые внесло в древнерусский быт христианство: принятие Русью новой веры широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей, учреждений. Церковь, в которой служили наиболее образованные люди, принесла на Русь письменность, основанную на славянском алфавите, составленном святыми братьями - просветителями Кириллом и Мефодием. Владимиром Святославичем и Ярославом Мудрым были основаны первые книжные школы для состоятельных детей в Киеве и Новгороде.

    Благодаря прямому влиянию византийской архитектуры развивалось русской храмовое зодчество; уникальным явлением стала русская иконопись. Огромная роль в строительстве храмов, монастырей, часовен принадлежит великим русским князьям Владимиру, Ярославу Мудрому, Юрию Долгорукому, Андрею Боголюбскому, Владимиру Мономаху.

    Вместе с христианством стали проникать на Русь новые политические понятия и отношения. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка.

    Проникая в душу и быт русского общества, христианство с его учением о любви и милосердии производило глубокую нравственную перемену в людях. Русская церковь выступала против кровной мести, жестоких форм рабства, против убийства беззащитных людей Примечательно то, что на Руси практически не знали того, что в западной Европе вошло под названием «инквизиция», когда жгли заживо людей по подозрению в "колдовстве" и за попытки научно объяснить природные явления и устройство Вселенной. Огромное внимание в своей духовной деятельности церковь уделяла семейным отношениям - их сохранению и правильному воспитанию.

    5. Северо-Восточная Русь: от раздробленности к объединению. В середине XII в. древнерусское государство реально перестало существовать. На его территории возникло множество суверенных земель - княжеств ( к началу XII в. их насчитывалось уже около 50).

    Происходил общий упадок Юго-Западной Руси. Он сопровождался нарастающим отливом населения из Поднепровья. Миграция шла в двух направлениях. Одно - на запад, в Галицию и Волынь, в районы Верхней: Вислы Западного Буга и Днестра, В XIII-XIV вв. юго-западные и западные древнерусские земли были объединены в Русско-Литовском государстве. Здесь сложилась довольно редкая форма политического сотрудничества нескольких формирующихся народностей.

    Другое направление миграции - на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. Это направление колонизации во многом определило процесс создания великорусского государства. По мнению В.О. Ключевского, оно имело два ряда последствий: этнографические и политические. Под первым подразумевается формирование великорусской народности, происходившее путем слияния русских поселенцев с коренным населением междуречья Оки и Верхней Волги. Это были народы финской (финно-угорской) группы: мурома, меря, весь, мордва, марийцы (последние два народа сохранились до наших дней). Постепенно большинство финских племен обрусели.

    Политическим последствием русской колонизации было усиление в Северо-Восточной Руси крупнейшего государственного образования - Владимиро-Суздальского княжества, ставшего со временем преобладающим над другими областями.

    Заселение и освоение земель на Северо-Востоке началось в X-XI вв. Скорее всего пионерами были новгородцы, которые активно колонизировали окружающие территории. Появились города Муром, Ростов, Суздаль. При Владимире Мономахе и Ярославле Мудром строятся Владимир на Клязьме и Ярославль на Волге. В связи с интенсивной миграцией в XII в. земли заселялись быстро. В отличие от Киевской Руси городов здесь было мало, господствующим типом селений были деревни.

    В XII в. Ростово-Суздальская земля выделяется в особое княжество (с середины XII в. - Владимиро-Суздальское) и достается сыну Владимира Мономаха Юрию Долгорукому. Он явился основателем Владимиро-Суздальской династии. По мере роста населения в этих землях возникают новые города: Галич, Городец, Дмитров, Звенигород, Москва, Кострома, Тверь, Стародуб, Юрьев, Переяславль-Залесский, Переяславль Рязанский. Наивысшего расцвета это княжество достигает во второй половине ХП - начале XIII в«.5когда сыновья Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский и Всеволод III вели борьбу за его политическую гегемонию. При этом они опирались на землевладельцев-дружинников и торгово-ремесленное население новых городов. Тогда была впервые предпринята попытка сломать отношения родового княжеского старшинства и превратить князей-родственников в "подручников".

    Внешняя политика Руси. Внешняя политика Руси. Борьба с кочевниками в течение нескольких столетий была основной внешнеполитической задачей Древней Руси. На степной границе приходилось держать значительные военные силы. Организация обороны южной границы в общегосударственном масштабе спо­собствовала укреплению власти великих киевских князей, подни­мала значение Киева как центра борьбы с кочевниками.

    Древнерусское государство было одной из крупнейших ев­ропейских держав, находилось в тесных политических, экономи­ческих, культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.

    Социальное, политическое и культурное развитие Руси происходило в тесном взаимодействии со своим ближайшим сосе­дом - Византией. Русско-византийские отношения РХ - ХI вв. -это сложный комплекс всесторонних связей, острых военных столкновений. Византия была удобным источником военной до­бычи для славянских князей и дружин. Византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в При­черноморье, а затем превратить Русь в зависимое от нее государ­ство особенно при помощи христианизации.

    В период своего наивысшего расцвета, при Ярославе Му­дром (1031-1060 гг.) Древнерусское государство завязывает связи со многими странами Европы, возрастает его международный ав­торитет. Это положение Руси нашло отражение в династических связях русских князей. Сам князь был женат на дочери шведского короля. Одна из его дочерей - Анна - стала королевой Франции, две другие дочери королевами Венгрии и Норвегии.

    До Х1 в. сохранились сведения об отношениях отдельных земель Руси с варягами (разноязычными дружинами из северных стран). Основой связи Руси со странами Северной Европы остава­лись торгово-поморские отношения и служба скандинавских ви­кингов при русском дворе. Русь и страны Северной Европы могли иметь общие международные интересы в:

    - поддержке торговли на Балтике;

    - защите своих прав в Византии;

    - охране торговых путей к арабам и др.

    Что касается Руси и стран Западной Европы, то «Повесть временных лет» дает ясное представление об Италии, перечисляя ее жителей: римляне, венецианцы, генуэзцы, итальянцы в широ­ком смысле слова - древние римляне, волхва.

    После установления государственных договорных отно­шений с Византией русские отряды, а затем и наемный корпус участвовали в антиарабских войнах Х в. на Крите и Сицилии, а также действовали в южной Италии - в Апулии и Калабрии про­тив норманнов.

    Русские князья открыто ставили политические интересы выше церковных, вступая в широкие экономические, политиче­ские контакты с католическими державами, используя в своих це­лях иноземную служилую знать.

    Установились связи и с крестоносцами, осевшими в Пе­редней Азии, куда при поддержке иерусалимского короля Болдуи­на 1 ездил русский игумен Даниил.

    Русско-французские отношения усилились при Ярославе Мудром, когда французский король Генрих I женился на дочери великого князя. Финансовая и моральная поддержка со стороны Руси могла пригодиться королю в тяжелой борьбе за единство Франции.

    Название Руси на английских картах появляется в середине ХШ в. Саги сохранили традицию, согласно которой некоторые скандинавы служили и воевали как в Англии, так и на Руси.

    Знакомство арабов с Русью определялось ее международ­ным положением. В течение полутора столетий славянская гвар­дия (Х - середина ХI вв.) играла заметную роль в истории борьбы за независимость арабского государства Египта. В Каире была из­вестна Славянская улица, в Палермо еще в 70-х гг. Х в. при арабах существовал Славянский квартал. Русские, посещавшие Алексан­дрию, Каир или Сицилию, могли найти этнически близкую среду.

    Важнейшими международными событиями, как известно, были крестовые походы, которые касались и Руси. Так, во время 1-го крестового похода (1096-1099 гг.) Русь отозвала свой военный корпус из Византии. В Иерусалиме после завоевания его латиня­нами существовал русский монастырь. Король Болдуин тепло принял побывавшего здесь в составе большой русской дружины черниговского игумена Даниила. Во 2-м крестовом походе (1147­1149 гг.) русское войско вместе с поляками осуществило поход в сторону прибалтийского Поморья, но в то же время Русь была свя­зана и с другими участниками похода - через ее территорию в 1148 г. Возвращался чешский король Владислав II. В 3-м кресто­вом походе (1189-1192 гг.) Русь не принимала участия, а летописи отметили падение Иерусалима в 1187 году. 4-й крестовый поход (1203-1204 гг.), как и 2-й, был обращен в Переднюю Азию и При­балтику, а сама Русь с подвластными ей землями (неславянскими), стала его целью. На этот раз ей надо было думать не о походах на мусульман-арабов или на язычников Прибалтики и Причерномо­рья, а о защите своих владений и независимости.

    Древняя Русь сыграла огромную роль в формировании по­литической карты Европы, так как:

    - она участвовала в борьбе народов против арабского, ви­зантийского и германского владычества;

    -        приняла на себя главный удар тюркских кочевников;

    - победа Руси, русского народа в борьбе с крестовым похо­дом шести стран, совпавшим с монгольским нашествием стала поворотным пунктом в исторических судьбах Европы.

    4. Культура Руси Х-ХШ вв.

    Русская культура шла по пути самобытного развития и уже к Х в. достигла высокого уровня. Русь внесла ценный вклад в ми­ровую культуру, создав сотни лет назад выдающиеся произведе­ния литературы, живописи, зодчества. Ее средневековая культура заслужила высокую оценку современников и потомков

    В период становления и укрепления Древнерусского госу­дарства создается героический былинный эпос. Народ воспел борьбу с варягами в конце Х в. Первым эпическим героем стал па­харь-богатырь Микула Селянинович, олицетворявший сам народ, который воспел и подвиги Ильи Муромца, крестьянского сына. Эпических героев создавали горожане, «отроки», ратники сель­ских ополчений.

    В Х веке на Руси возникает славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием. Так, договор между князем Олегом и Византией 911 года был написан на греческом и славян­ском языках. На Русь были перенесены система знаков препина­ния, и умение делать материал для письма из кожи животных, со­ставлять чернила, краски, украшать рукописи орнаментом и иллю­страциями, делать прочные переплеты. Это «книжное искусство» было очень высоким в Х1 в.

    О распространении грамотности свидетельствуют записи владельцев различных ремесленных изделий. Грамотность была характерна не только для верхов общества, но и для простых гра­ждан, показателем которой являются берестяные грамоты Х1-ХШ вв., обнаруженные во время раскопок в Новгороде. По своему содержанию - это частные письма, завещания, счета, торговые за­писки учебные упражнения, детские рисунки, загадки, стихи и многое другое.

    Древнерусские люди любили читать, переписывать книги, глубоко понимали их значение, отмечая, что «книги суть реки, на-пояющие вселенную которой осуществил монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Это произведение дает представ­ление об истории Руси, ее языке, происхождении письменности, религии, воззрении на мир наших предков, географических знани­ях, искусстве, международных связях и др. «Повесть временных лет» отразила высокое мудростью». Для сближения с византий­ской культурой в Киеве и других городах началась работа по пере­воду и переписке книг. Русские книжники были знакомы с литера­турой на старославянском, греческом, еврейском, латинском язы­ках.

    В начале ХI в., возможно и раньше (в конце Х в.), в столи­це и Новгороде начали составляться первые летописи, которые все больше разрастаясь, к концу ХI - началу ХП вв. представляли собой большой, систематический рассказ, известный под названи­ем «Повесть временных лет», литературную обработку историче­ское самосознание ее составителя.

    Среди русской литературы ХП в. особое место занимает «Слово о полку Игореве», свидетельствующее о высоких чувствах, чести, воинском долге, достоинстве человека, патриотизме. Это произведение посвящено поражению русских войск от страшных степных врагов Руси половцев и зовет русских князей к объедине­нию и защите ее границ. «Слово» является показателем высоты культуры человеческой личности в Древней Руси.

    Другое выдающееся произведение древнерусской литера­туры представлено «Молением» Даниила Заточника, написанное в форме послания к князю, наполненное афоризмами, остротами, скоморошными шутками. Автор ставит цель обсудить вопрос о преимуществах сильной княжеской власти, о неравенстве в обще­стве и выражает надежду на то, что все можно исправить волею князя, если он будет слушать умных советников.

    В русской литературе отсутствует проповедь агрессивных действий. Так, борьба с половцами рассматривается как защита русских от грабительского натиска. Характерным является отсут­ствие шовинизма и гуманное отношение к другим этносам. Под­тверждением сказанного может служить отрывок из послания Фе­дора Печерского князю Изяславу в.): «Милуй не токмо своея веры, но и чужаяаще то буде жидовин, или сарацин, или болга­рин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганях - всякого помилуй и от беды избави». Талантливым и мудрым писателем был сам князь Владимир Мономах, которому принадлежит «По­учение», краткая автобиография, письмо к князю Олегу Святосла­вичу и сочиненная им молитва. Написанные им произведения про­никнуты стремлением упорядочить государственную жизнь Руси, в которой уже проявлялись признаки распада единства. Мономах призывает князей довольствоваться своим уделом, даже если он мал, учит князей уважать старших и покровительствовать млад­шим. Страстная политическая направленность сочинений Моно­маха, их художественные достоинства, огромная эрудиция делают его произведения одними из самых значительных произведений древнерусской литературы.

    В Х11 в. литература все шире развивается, становится все более разнообразной по жанрам, авторами становятся не только киевляне и новгородцы, но и владимирцы, суздальцы, смоляне, галичане, черниговцы и др.

    В Х1 в. высокого искусства достигла церковная пропо­ведь. Широкой известностью пользуется «Слово о законе и бла­годати» митрополита Иллариона, которое выстроено по правилам византийского красноречия, отражает патриотический подъем Ру­си, прославляет русских, их крестителя князя Владимира IСвято­славовича.

    Выдающимися показателями древнерусской культуры яв­ляются памятники архитектуры Х1-ХШ вв., которые сохрани­лись в Киеве, Новгороде, Владимире, Смоленске, Чернигове. Рус­ские творцы, имевшие опыт в строительстве крепостей, дворцов, языческих деревянных храмов и быстро осваивали византийскую технику кирпичного строительства. В крупных городах страны они построили великолепные монументальные сооружения, во­шедшие в сокровищницу мирового зодчества. Русские соборы представляют собой образцы умелого использования всех видов строительного искусства. Зодчество домонгольского периода представлено замечательными сооружениями, среди которых сле­дует назвать Софийский собор в Киеве (1037 г.), Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийский собор в Новгороде (1045 г.), цер­ковь Покрова на реке Нерли во Владимире (1165 г.), Дмитровский собор во Владимире (1194 г.).

    Живопись на Руси существовала издавна. Под византий­ским влиянием. После принятия христианства стали развиваться такие ее формы, как мозаика, фрески, иконопись, книжная миниа­тюра.

    Прикладное искусство Древней Руси достигло высочай­шего уровня. Были велики достижения древнерусских ювелиров. Следует выделить перегородчатые эмали, которыми украшались золотые вещи, и изделия с чернью для серебряных изделий. Осо­бенно искусна была филигрань (по русски «скань», представляю­щая собой изделия из тончайших скрученных, «сканных» прово­лок. Высоким искусством отличались стеклянные цветные брасле­ты, поливная керамика, резьба по кости, известная в Западной Ев­ропе как «резьба тавров» или «резьба русов».

    Богатая русская культура достигла наивысшего расцвета накануне татаро-монгольского нашествия. В период политической раздробленности едиными оставались язык, культурные традиции и с осознанием единства русских людей.


    написать администратору сайта