Текст. Токарев. План Основные положения
Скачать 36.1 Kb.
|
Вероучительные книги ислама План: Основные положения. Вероучительные книги ислама: А) Коран Б) Сунна В) Субординация Корана и Сунны 3. Заключение: интерпретация Корана в XX веке. Несмотря на то, что сам пророк Мухаммед никогда не записывал свои проповеди, при его выступлениях присутствовали специальные писцы, основная задача которых состояла в фиксации наиболее мудрых изречений. После смерти Мухаммеда остались разрозненные списки его откровений, многие из которых к тому же противоречили друг другу, поэтому насущной задачей, вставшей перед зарождающейся религией, стала кодификация священных текстов. Эта работа завершилась в 651 г. созданием Корана, который и стал основным источником мусульманского вероучения. Чтобы исключить возможность появления альтернативных священных текстов, опирающихся на авторитет Мухаммеда, все записи, на основании которых и составлялся Коран, были уничтожены. Этим обстоятельством объясняется и удивительный консерватизм мусульманского вероучения: оно не проходило через период сосуществования различных школ и направлений, как другие схожие религии прежде всего, христианство. Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной книге» — Коране, название которой происходит от арабского слова «куран» — чтение. Как и другие мировые религии, ислам является религией откровения. По мусульманскому преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Основу Корана составляют первые проповеди Мухаммеда, которые были записаны его секретарями-писцами. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), который был объявлен каноническим. Текст Корана содержит 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) от 3 до 286. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам счета). Коран содержит вероучительные установки, культовые предписания, предписания, регулирующие семейные, имущественные, правовые и иные общественные отношения.1 Особого порядка – ни тематического, ни хронологического – в расположении сур нет, но лингвистические исследования показали, что достаточно четко выделяются суры меккского (до 622 г.) и мединского периодов. Другой важной частью мусульманской священной литературы, которая начала складываться в середине VII века, были хадисы – предания о жизни самого пророка Мухаммеда, описывавшие, как правило, отдельные поступки основателя мусульманской религии и обязательно имевшие нравоучительную концовку. Во многих хадисах чувствуется влияние христианской и иудейской традиций, поскольку описываются ситуации, схожие с подобными в Священном Писании и Талмуде. Таким образом, Коран в исламе подобен по своему значению Священному Писанию в христианстве. Аналогом Священного Предания является Сунна – сборник хадисов, составленный виднейшими мусульманскими богословами в IX веке. Не все мусульмане признают Сунну в качестве священного текста, многие считают ее лишь сборником рассказов, не несущих догматической нагрузки. То направление ислама, которое причисляет Сунну к основам своего вероучения, называется суннизмом, именно оно и является наиболее многочисленным в современном исламе. На Коране и Сунне базируется шариат – набор законодательных норм и религиозных установок, обязательных для исполнения правоверным мусульманином. Ислам не отделяет правовые нормы от религиозных, поэтому поведение мусульманина по отношению к другому человеку, по отношению к своей семье, к государству определяется божественными установлениями. Интересно, что действие шариата распространяется только на взаимоотношения между мусульманами, поэтому поведение мусульман по отношению к представителям других конфессий или светским властям определяется специально оговоренными нормами, не имеющими религиозного характера. Третьим источником, на который помимо Корана и Сунны опирается шариат, является иджма – мнения наиболее авторитетных мусульманских богословов прошлых веков, которые не имеют доктринального значения, но могут использоваться при разрешении сложных и запутанных случаев.1 Исламское учение рассматривает Коран в качестве «завершенного пророчества» и видит в этом его превосходство над священными книгами иудеев и христиан. Согласно Корану, иудеи и христиане верят в того же Бога, что и мусульмане — это древняя вера праотца арабов и евреев Авраама, по арабски Ибрахима, и Бог уже посылал людям своих пророков и Откровение: евреям — Моисея, по арабски Мусу и Тору, христианам — Иисуса, по арабски Ису и Нагорную проповедь. Однако и иудеи, и христиане нарушили Завет, исказили и забыли Божье слово и, таким образом, сделались неверными. Все же иудеи и христиане, согласно исламу, занимают особое место в немусульманском мире, то есть, среди неверных: это люди Писания. Они, в отличие от язычников, могут жить в исламском государстве и под его покровительством, без обязательного обращения в мусульманство. Тогда Бог в последней попытке наставить людей на праведный путь послал им своего лучшего пророка — «печать пророков» Мухаммеда — и через него передал свой Завет в наиболее завершенном и полном виде — Коран. Таким образом, согласно исламской доктрине, Коран — это окончательное слово Бога, обращенное к людям, мусульмане — особый народ, избранный Богом для последнего Завета, а ислам, восходящий к древней вере праотцов и вместе с тем содержащий «завершенное пророчество», занимает исключительное положение в кругу религий мира. Повышенный культ Писания в исламе ярко проявился в догматическом споре о сотворенности или несотворенности Корана. Согласно первоначальной и ортодоксальной концепции, Коран не был создан: он, а также арабские буквы, с помощью которых он был записан, каждое слово Аллаха, сама книга Коран как физическое тело, прототип земных книг, «мать книги», как сказано в 13 – й суре, существовали всегда, извечно и хранились на седьмом небе в ожидании прихода того, кто в наибольшей мере окажется достойным получить слово Бога. Этим человеком стал Мухаммед, пророк Аллаха. Рационалистически настроенные противники догмата о несотворенности Корана, впервые заявившие о себе на рубеже VIII—IX веков отрицали тезис о несотворенности под флагом защиты монотеизма.1 Первые записи отдельных речей пророка делались еще при его жизни. Их полный свод был составлен в 655 году, то есть менее чем через четверть века после смерти основателя религии. Окончательный сводный текст Корана был установлен в 856 году после изучения и отбора ряда списков по приказу Османа, зятя Мухаммеда, хронологически третьего халифа пророка, вошедшего в историю ислама как «собиратель Корана». Османовскую редакцию разослали в нескольких списках по главным городам, а все прежние списки было приказано сжигать. «Османовский Коран» стал официальным текстом, принятым в исламе и в наши дни. Неканонических списков Корана не сохранилось, и сведения об их особенностях крайне скудны. Тем не менее, и у мусульман еще несколько веков были проблемы, связанные с каноничностью Писания, точнее, его звукового воплощения. Османовская редакция кодифицировала состав и последовательность сур и их лексико - семантический план. Однако сохранялись серьезные расхождения в чтении Корана, что связано с неточностью арабского письма, в котором краткие гласные не имели буквенного выражения. Эти расхождения вызывали все большее беспокойство верующих. Наконец в X века семь авторитетнейших богословов, к каждому из которых было приставлено по два опытных чтеца Корана, признали каноническими семь способов чтения Корана. Из этих семи вариантов сейчас практически используются только два. Трудности с каноническим чтением Корана стимулировали раннее и успешное развитие у арабов фонетических знаний. У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» — жизнеописание творца религии. Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога Аллаха, как бы транслированного через Мухаммеда, почти не содержит объективных, «эпических», переданных внешним наблюдателем сведений о самом пророке - создателе религии, в отличие от Танаха, Авесты или Нового Завета. Отголоски событий из жизни Мухаммеда в Коране, однако, — это всего лишь отрывочные намеки, реальную подоплеку которых можно понять только на основе обширного корпуса исторических данных, не входящих в текст Корана. В функциональном плане «Сунна» — это вероучительный источник «второго порядка», как «Талмуд» в иудаизме или святоотеческие сочинения в христианстве, притом что в содержательном плане — это биография пророка. Биографизм сближает «Сунну» не только с вероучительными источниками «первого порядка», с историческими повествованиями в Танахе, с рассказами о Заратуштре в Авесте или с биографическими эпизодами в Евангелиях, но и с более поздними религиозными сочинениями, прежде всего с христианскими житиями святых.1 Арабское слово «сунна», ставшее обозначением биографии Мухаммеда и исламского Священного Предания, буквально значит «путь, пример, образец». В «Сунне» собраны рассказы о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда. Религиозно - этические нормы, утверждаемые «Сунной», отражают обычаи и правила арабской городской общины, дополненные нормами мусульманской ортодоксии. Это вторая после Корана основа мусульманского права. Выражение «соблюдать Сунну» означает «подражать Мухаммеду, вести правильную мусульманскую жизнь». Сложилась также устойчивая формула «Во имя Книги Аллаха и Сунны его пророка» — своего рода начинательная молитва у мусульман. В исламе почти не известны конфликты, связанные с различиями в осмыслении оппозиции «Священное Писание (Коран) — Священное Предание (Сунна пророка)». В IX—X веках «Сунну» начинают почитать едва ли не наравне с Кораном. «Сунна пророка» очень рано была призвана дополнять слово Аллаха, причем независимо от того, согласовывалась ли она с Кораном или вводила новые положения. Было признано и объявлено, что если «Сунна» может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без «Сунны». В знак почитания «Сунны» правомерные мусульмане стали называть себя «люди Сунны, или сунниты». Однако и противостоящие суннитам шиитские течения и секты также почитают «Сунну пророка» наравне с Кораном. Первоначально «Сунна», как и рассказы о пророках у иудеев, или об Иисусе у христиан, передавалась устно и служила дополнением к писаному закону — Корану. Первыми распространителями «Сунны» были сподвижники Мухаммеда, которые в различных конфликтных или сложных случаях жизни в качестве аргумента в споре стали вспоминать о поступках пророка, его словах и даже молчании, которые могли послужить примером. Такие предания стали называть хадисы, от арабского «сообщение, рассказ». Ранние устные хадисы восходят ко второй половине VII и началу VIII веков. В VIII—IX веках хадисы стали записывать. «Сунна» в целом сложилась к IX веке. С середины VII века составлялись тематические сборники хадисов и сборники, объединявшие вместе хадисы от одного передатчика. Известны тысячи хадисов, однако, не все предания одинаково авторитетны. В исламе принято выделять шесть главных сборников хадисов, множество второстепенных и несколько недостаточно достоверных, последние — своего рода мусульманские апокрифы.1 Первая половина XX века стала временем кардинальной модернизации ислама, которая, однако, носила характер, отличный от аналогичного процесса, протекавшего в христианстве. Дело в том, что мусульманская модернизация изначально была направлена не на решение сугубо богословеких вопросов, а на приспособление теологических догматов к изменяющимся реалиям современного мира. Раньше всего изменению подверглась судебная система. Уже в 1970-х годах во многих мусульманских странах было проведено разделение судов на шариатские и светские, а сфера действия шариатского права была ограничена вопросами веры. Кодификации подверглись многочисленные правила и предписания: многие из них устарели, а некоторые противоречили друг другу. Наиболее ожесточенная полемика, затронувшая даже богословский уровень, возникла в конце XIX века по поводу допустимости действия в исламских странах банковской системы. Наметившийся кризис, связанный с тем, что многие богословы ссылались на суру Корана о недопустимости ростовщичества, был благополучно преодолен изданием специальной фетвы (постановления), согласно которой банковское дело было признано не ростовщичеством, а честным видом деятельности. Подобные казусы возникали и в других областях промышленности и сельского хозяйства, но большинство из них было улажено.1 Источники: Аникин Д. А. История религии: конспект лекций. – М. 2001. 113 с. Крывелев И. А. История религий: В 2 т.- М.: Мысль, 1988. 115 с. Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. – М.: Просвещение. 2010. 79 с. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций 2-е издание, исправленное и дополненное. – М. Издательство alma mater. 2000. 173 с. Резван Е. А. Коран и его толкования (Текст, переводы, комментарии). СПб., 2000. Ренан Э. Очерки по истории религии // Классики мирового религиоведения. М.: Канон, 1996. С. 268–286. 1 Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций 2-е издание, исправленное и дополненное. – М. Издательство alma mater. 2000. С. 135. 1 Аникин Д. А. История религии: конспект лекций. – М. 2001. С. 93 – 94.1 Резван Е. А. Коран и его толкования (Текст, переводы, комментарии). - СПб. 2000. С. 50. 1 Ренан Э. Очерки по истории религии // Классики мирового религиоведения. М.: Канон, 1996. С. 268–286. 1 Крывелев И. А. История религий: В 2 т.- М.: Мысль, 1988. С. 58. 1 Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. – М.: Просвещение. 2010. С. 30. |