Художественный труд.
Краткосрочный план урока № 9
Предмет: Художественный труд.
Урок: 9
| Школа: Калиновская СОШ
| Дата:
| ФИО учителя: Камзенова Разия Зенашевна
| Класс: 4
| Количество
присутствующих:
| Количество
отсутствующих:
| Раздел (сквозная тема):
| В контексте сквозной темы «Культурное наследие».
| Тема урока:
| Внутреннее убранство юрты. Казахские традиционные ковры. Создаем сумку аяккап
| Цели обучения, которым посвящён урок
| 4.1.2.2 определять и описывать национальные особенности прикладного искусства казахского народа и народов мира
4.1.3.2 отбирать информацию из различных источников для развития творческих идей (включая ИКТ)
4.2.3.1 измерять, размечать, вырезать, придавать форму, собирать, соединять, объединять определенный ряд материалов и компонентов, соблюдая точность
4.2.3.4 использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ
4.2.4.1 использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности
4.3.2.1 сравнивать и сопоставлять выразительные средства и материалы исполнения различных произведений
| Развитие навыков:
| 1.2 Знание и понимание искусства, культуры и традиций
1.3 Развитие творческих идей
2.3 Технологии изготовления
2.4 Соблюдение техники безопасности
3.2 Анализ подходов в искусстве
| Предполагаемый результат:
| Все учащиеся узнают: о внутреннем убранстве юрты, о казахских традиционных коврах, о том, как можно создать сумку в стиле аяккап.
Смогут рассказывать: о внутреннем убранстве юрты, называть и определять виды национальных ковров, выполняя задание в рабочей тетради.
Большинство учащихся смогут: определять виды и описывать технологии изготовления казахских традиционных ковров и связанные с ними особенности орнамента ковров; выполнять эскиз сумки в стиле аяккап.
Некоторые учащиеся смогут: выполнить творческую работу в материале на основе созданного эскиза.
| Языковые цели
| Учащиеся могут:
Описывать убранство казахской юрты. Описывать виды казахских традиционных ковров, знать названия основных видов ковров, их предназначение и анализировать особенности технологии их изготовления.
Отвечать на вопросы из учебника и учителя. Планировать собственную работу по созданию сумки аяккап, уметь описывать характер используемых узоров, цветовую гамму, аргументировать свое цветовое и композиционное решение. Знать основные термины на трех языках, уметь ими пользоваться.
Ключевые слова и фразы: внутреннее убранство юрты, шанырак, казахские традиционные ковры, войлочные ковры, тканые ковры, сырмак, текемет, шымши, бау, баскуры, технология изготовления ковров, аяккап.
Возможные вопросы для обсуждения:
- Расскажи о строении казахской юрты Расскажи, что ты знаешь о шаныраке. Какие виды ковров относятся к традиционным казахским? Какие из казахских ковров относятся к войлочным? Расскажи о технологии изготовления текемета. Расскажи о технологии изготовления сырмака.
- Как ты думаешь, чем обусловлен характер форм и линий в узорах данных ковров? Какие виды узоров вам известны?
Есть ли в вашей семье предметы быта в национальном стиле?
| Предварительные знания
| На данном уроке используются знания о декоративно–прикладном искусстве Казахстана, особенностях орнамента, казахской юрте, полученные при изучении тем «Традиции и фольклор» 1, 2 кл., «Архитектура». Также учащимися при создании работы используются
знания о цвете, линии, искусстве составления орнамента, симметрии, полученные в 1–3 кл.
| Ход урока
| Этапы урока
| Запланированная деятельность на уроке
| Ресурсы
| Начало урока
| 1.Организационный момент.
-психологический настрой.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
| Стихотворение.
| Середина урока
| 2.Связь приобретаемых знаний с действительностью.
2.Выход на тему урока:
Беседа:
-Вспомни, что ты знаешь о традициях казахского народа.
-Расскажи о казахской юрте, её особенностях, из чего её делают, из каких частей она состоит, как её сооружают.
Изучение нового материала:
Давай заглянем в юрту и посмотрим, как она устроена внутри. Там царит совершенно особенный мир тишины, покоя и уюта.
Пространство возле входа называется босага. Слева от входа на стенах размещали одежду, походные сумки, конскую сбрую, сёдла, различные инструменты. Справа - предметы домашнего обихода, необходимые для ведения хозяйства: различную утварь, деревянную, металлическую и кожаную посуду.
В центре юрты находился очаг, который располагался под шаныраком. Напротив входа за очагом располагался тор - почётное место для гостей и уважаемых людей. Это верхнее место всегда было богато украшено. Там стояли сундуки со сложенными в высокие стопки одеялами и расстилались самые лучшие войлочные и тканые ковры. По правую сторону от тора находилась мужская половина, по левую - женская. Дети жили вместе с женщинами. Повзрослев, мальчики переходили на мужскую половину.
Шанырак - это семейная реликвия и его устанавливали всегда мужчины - глава семьи или старейшина рода. Когда детали юрты приходили в негодность, их заменяли, за исключением шанырака, он передавался из поколения в поколение и наследовался младшим сыном. Поэтому гости должны были посетить его юрту раньше, чем юрты старших братьев. Шанырак - символ семейного круга и домашнего очага. Четыре конца крестовины шанырака указывали на четыре стороны света, а по положению звёзд в раме шанырака древние кочевники точно определяли время перехода с одного пастбища на другое. В отверстие шанырака выходил дым из открытого очага. Кроме того, шанырак служил и окном для освещения жилья. На ночь отверстие закрывали войлочным покрытием – тундиком.
Все юрты издавна принято украшать коврами.
Вспомни виды и названия традиционных казахских узоров. Что они символизируют?
Казахские традиционные ковры
Внутри юрта богато украшена казахскими традиционными коврами и баскурами - ткаными лентами. Каждый казахский ковёр имеет свои особенности техники изготовления. Все ковры можно разделить на две большие группы: тканые и войлочные. Тканые ворсовые и безворсовые ковры изготовляют на специальных станках. Мастера подбирают пряжу нужного цвета и ткут узор по заранее определённому орнаменту, как правило, геометрическому.
Переход от стен юрты к куполу украшается ткаными широкими лентами - баскурами. От шанырака вниз спускаются ещё более узкие ленты - бау. Они также ткутся на станке.
Но все-таки основным материалом для внутреннего убранства юрты служит войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти. Войлок, изготовляемый из шерсти овец, обладает отличными качествами: хорошо сохраняет тепло, защищает от жары, надежен и экологичен, Изготовление изделий из войлока - это древнее ремесло казахского народа.
В казахском прикладном творчестве особенно популярны два вида ковров: сырмаки и текеметы. Текемет - это ковёр, которым покрывался пол юрты. Изготавливают его так: на циновку, сделанную из специального камыша - ши.я - выкладывают распушённый слой шерсти одного цвета, а на него - узоры из шерсти других цветов. Затем шерсть сбрызгивают кипятком. Циновку вместе с разложенной на ней шерстью сворачивают плотным рулоном, обвязывают и укатывают локтями для
уплотнения. Так повторяется несколько раз до тех пор, пока кошма не станет плотной и прочной.
Это основные этапы, но в каждой области и даже районе имеются свои особенности изготовления текемета. Технология накатки узора на основу придаёт ковру особенную прелесть. Линии в текемете никогда не бывают четкими, они как бы расплываются по основному фону, цвет узора мягко сливаете.я с цветом основы. Такие ковры очень самобытны и красивы.
Какие казахские узоры использованы в этом текемете?
Сырмаки создают методом мозаики из узоров, вырезанных из разноцветного войлока. Для создания этих ковров брали два слоя тонкого войлока разных цветов. Войлок заранее окрашивали в нужные цвета. Раньше мастерицы использовали только натуральные красители: краску добывали из корней, цветов и листьев растений, из минералов. Сейчас для окраски
войлока используют искусственные красители. Два куска войлока разного цвета накладывали друг на друга (например, чёрный и белый), наносили рисунок и вырезали его одновременно в двух слоях. Затем вырезанные узоры помещались друг в друга: белый узор в черный и наоборот. Части чёрного и белого узоров сшивались между собой и пришивались на плотную войлочную основу. Сверху швы часто закрывались красивой контрастной по цвету тесьмой. Сырмак могли стелить как на пол, так и украшать и утеплятъ им стены. Традиционные цвета для сырмаков - белый, красный и чёрный. Но можно встретить и более богатую цветовую гамму с другими сочетаниями.
Для создания плетеной узорной циновки (шымши) нужен специальный камыш - ший. Тонкие 'Камышинки шия мастерицы обматывают разноцветной шерстью в соответствии с заранее придуманным орнаментом. Затем готовые камышинки сшивают между собой. Так получается прочна.я и красивая орнаментальная циновка. Цветовые сочетания в шымши очень яркие и порой неожиданные.
-Физминутка.
На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок.
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подаёт нам голосок.
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят: "Такого свиста, не слыхали мы пока", плечи поднять
Вопросы по изученному материалу:
1. Рассмотри внимательно текемет, сырмак, шымши и опиши узоры, использованные в них.
2. Как ты думаешь, чем обусловлен характер форм и линий в узорах данных ковров?
Как видишь, казахские национальные ковры очень разнообразны не только по способу изготовления, но и по внешнему виду. Если в сырмаках рисунок чёткий, графический, то в текеметах он как бы расплывается, его можно сравнить с акварелью.
Орнаменты войлочных ковров и шымши - геометрические и зооморфные (символизирующие части тел животных - бараний рог, голова лошади и т.д.),
Во время изготовления ковров женщины обычно поют песни, шутят, веселятся, Хорошее настроение переходит в ауру изделия. Ритуал создания текеметов также передается из поколения в поколение.
-Выполнение работы учащимися:
Практическая работа
- Сейчас мы попробуем изготовить ковер-сырмак из бумаги.
- Посмотрите внимательно на готовое изделие.
- С каким материалом будем работать? (С бумагой)
- В какой технике выполнен ковер-сырмак? (В технике аппликация)
- Что такое аппликация? (Аппликация – это способ прикладывания на бумагу, ткань разноцветных кусочков бумаги, ткани, кожи для создания различных изображений, орнаментов)
- Давайте решим, что нам будет необходимо для работы? Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (цветной картон, белая бумага, карандаш, ножницы, клей)
- Работать вы будете в группах. Вы должны договориться друг с другом, что будет выполнять каждый из вас. В каждой группе выберите руководителя группы, который будет контролировать процесс работы.
- Но сначала вы должны договориться о единой композиции – как будет выглядеть ваш ковер, какой орнамент вы будете использовать при его оформлении. На столах у вас конверты, в которых лежат шаблоны орнаментов. Вы выбираете понравившиеся вам любые образцы. Вся группа работает сообща для достижения общей цели.
- Помните, что при украшении любого изделия важна симметрия.
-При выполнении любой аппликации нужен план работы. Попробуем его составить.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
1.Возьмите шаблоны орнамента. Обведите на белой бумаге.
2.Возьмите ножницы и вырежьте детали аппликации.
- Помните правила ТБ при работе с ножницами. (Вспомнить ТБ при работе с ножницами)
3.Распределите детали аппликации на листе картона.
4.Приклейте детали к основе.
- Начинайте работу.
-Анализ выполненной работы.
-Выставка полученных работ.
-Работа в рабочей тетради.
| Материалы для
работы
Рабочая тетрадь
Учебник
| Конец урока
| Итог урока. Рефлексия:
-Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке?
- Достигли ли мы этой цели?
- Какие затруднения были у вас на уроке?
- Что нужно сделать чтобы эти затруднения не
повторялись?
Рефлексия.
Предлагает оценить свою работу при помощи линейки
успеха.
| Смайлики
| Дополнительная информация
| Дифференциация
| Оценивание
| Межпредметные связи
| Все учащиеся принимают участие в обсуждении темы, отвечают на вопросы учителя.
Выполняют работу на с. 3, рабочей тетради №1.
Большинство учащихся дополнительно на выбор выполняют
одно задание на с. 4, 5.
Некоторые учащиеся выполняют оба задания на с. 4, 5 или
самостоятельно работают в материале, создавая монотипию или вырезая изображение из бумаги.
| -Самооценивание
-Формативное оценивание
1) из ответов учащихся на вопросы учителя и из учебника;
2) из окончательной работы (ввиду возможности субъективной оценки творческого аспекта желательно ставить оценку только за самые удачные работы);
3) из обсуждения выполненной работы.
| -музыка
-самопознание
| Рефлексия для учителя:
| Важные вопросы
по уроку:
| Комментарии по проведенному уроку:
|
|
|
|
|
|
| Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)
| Какие два момента были наиболее успешны?
|
| Какие два момента улучшили урок?
|
| Что я узнал из урока о классе и отдельных расскажу на следующем уроке?
|
| |