Краткосрочный план урока
Раздел
| Раздел «Фольклорные элементы в литературных произведениях»
| ФИО (при его наличии) педагога
|
| Дата:
|
| Класс: 5 класс
| Количество присутствующих:
| Количество отсутствующих:
| Тема урока:
| Герои поэмы «Руслан и Людмила».
| Цели обучения в соответствии с учебной программой:
| 5.1.3.1Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические).
5.1.4.1 Составлять простой план.
5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя.
| Цели урока:
| понимают содержание материала, правильно отвечают на вопросы, читают наизусть «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила»
Большинство учащихся: правильно находят значение слов, составляют план
Некоторые учащиеся: правильно заполняют таблицу, рассматривают мифологические образы в прологе
| Ход урока
| Этап урока/Время
| Действия педагога
| Действия ученика
| Оценивание
| Ресурсы
| Начало урока
5.1.3.1Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические).
| 1.Организационный момент.
Создание положительного эмоционального настроя.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Отдых наш кончается.
Работа начинается.
Усердно будем мы сейчас трудиться,
Чтоб чему-то научиться
Как ваше настроение? Проверка д/з
Проверка знаний текста наизусть
Рассматриваем картинку.
Кто является главными героями рисунка?
Как вы думаете, как данный фрагмент связан с темой нашего урока?
(Обозначаем цели урока)
| Приветствуют учителя.
Слушают стихотворение.
Читают наизусть «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила».
Рассматривают картинку и делают выводы. Постановка целей урока
| ФО «Улыбка»
Дескрипторы:
-выразительно читают наизусть «Пролог»– 1б
-соблюдают интонацию -1б
| Картинка
| Середина урока
5.1.4.1 Составлять простой план.
5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя.
| И. Стратегия «Чтение с остановками»
Смотрим видеоматериал по ссылке
Литература 5 класс (Урок№14 - А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».) - поиск Яндекса по видео (yandex.kz)
Читаем материал на странице 152-153. Работа с рабочими листами. 1 задание. Как вы думаете можно ли «Пролог» рассматривать как самостоятельное произведение? Какая строчка указывает, что он является вступлением к произведению? И. Задание. Составьте план к «Прологу»
Анализ пролога
1.(Г) Словарная работа. Прием «Цветок лотоса»
- О чём пушкинский пролог? Какова его тема? (О лукоморье и чудесах, происходящих там).
– Что такое “Лукоморье”?
Лукоморье – морская лука, изгиб морского берега. Лука – изгиб, кривизна чего-нибудь.
Это интересно!
Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо — ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.
- Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это старинное слово, выделяя его в строке обратным порядком слов? (Чтобы читатель почувствовал, о какой древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси).
https://www.youtube.com/watch?v=UfohGFzRnxg
П. Задание. Сопоставьте значение слов и выражений. (устно) Лукоморье – лук (оружие) и море. Море, напоминающее лук, а точнее, та часть морского берега, которая похожа на изгиб лука. С давних времен такие места считались особенными, необычными, чудодейственными.
Неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный.
Ученый – выученный, наученный чему-либо.
Видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении.
Витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси.
Пленяет (мимоходом) – берет в плен (случайно, между прочим, проходя мимо)
Чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым, лишаться силы.
Чредой – по очереди Г. Задание 4. Рассмотрите фольклорные образы в «Прологе» и их особенности
Персонаж/образ
| Цитата
| Особенности
|
|
|
| ВЫВОД: Разные сказки живут в лукоморье. Но есть нечто главное, что объединяет их все:
«Там русский дух... там Русью пахнет!»
Все эти обитатели лукоморья, какими бы разными они ни были, все они – из русских народных волшебных сказок. Они родились на русской земле для русских людей. О них с детства знает каждый русский ребёнок.
Пушкин подчёркивает связь своей поэмы с русским фольклором. Он заканчивает пролог традиционной сказочной формулой:
«И там я был, и мёд я пил».
И даже образ рассказчика очень близок в поэме Пушкина к такому же образу из народных сказок. В народных сказках рассказчик всегда заявляет, что он сам слышал эту сказку от кого-то, сам был на свадьбе или на празднике… Рассказчик в поэме «Руслан и Людмила» поступает так же.
И ,наконец, следующие строки – это переход к самой поэме. Вступление закончено. Мост к народным сказкам переброшен.
Пролог наполнен отсылками к фольклору и славянской мифологии, а также персонажами волшебных сказок.
ФО Тест
1.Какие сказочные герои встретились в «Прологе» А.С. Пушкина?
2.Что интересного вы узнали об истории создания поэмы «Руслан и Людмила»?
3.Можно ли «Пролог» к поэме считать самостоятельным произведением? Почему?
4.Дайте определение слову «пролог».
| Учащиеся совместно с учителем просматривают видео, читают материал учебника («Чтение с остановками»)(страницы 46-48). Работают с рабочими листами (выполняют задания).
1 задание. Нет, нельзя, так как строчка «Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…» указывает на продолжение повествования.
2 задание. план к «Прологу»
1. У лукоморья
2.Чудеса лукоморья
3. Русский дух. Сопоставляют значение слов и выражений
Определяют тему художественного отрывка, формулируют понятие «Лукоморье», делают записи в тетрадь на основе содержания учебника и слова учителя.
В карточках сопоставляют
Заполняют таблицу в группах
Совместная проверка (один учащийся читает, остальные проверяют
Проверка по ключу (самопроверка « +» или «-»)
1.Кот, Леший, Русалка, витязи, Королевич, Колдун, Царевна, Бурый волк, Баба-Яга, Кащей.
2. У А.С. Пушкина было творческое соревнование с В.А.Жуковским. А.С.Пушкин начал работу над поэмой как бы споря с поэмой В.А.Жуковского.
3.Да, можно, потому что это цельное произведение со своей композицией.
4. 5. Пролог-вступление к произведению, описание событий, совершившихся ранее, до сюжетного действия.
|
Дескрипторы:
-аргументирует ответ
-находит цитату
ФО «Комментарий учителя»
Дескрипторы:
-определяет тему-1б
-сопоставляют значение слов и выражений -1б ФО «Дай ответ». Обратная связь учителя.
Дескрипторы: -находит образы-персонажи-1б
-выписывает цитаты -1б
-определяет особенности -1б ФО «Трибуна». Обратная связь учителя.
Дескрипторы
-верно отвечает на вопросы -4б
ФО «Самооценка»
| Учебник для 5 класса «Русская литература»
Рабочие листы
Литература 5 класс (Урок№14 - А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».) - поиск Яндекса по видео (yandex.kz)
| Конец урока
| Рефлексия. «Градусник настроения».
Домашнее задание. страницы 155-159 читать (до слов «Все четверо выходят вместе»)
| Отвечают на вопрос.
Прикрепляют карточки на определенную шкалу (от 1 до 10) в зависимости от настроения в конце урока
|
| Рабочий лист
«Градусник настроения»
|
Персонаж/образ
| Цитата
| Особенности
| Лукоморье
| У лукоморья дуб зеленый
| У древних славян Лукоморьем называлось заповедное место на краю мира. Здесь стоит мировое древо – это ось мира, по которой можно попасть в другие миры. Вершина этого древа упирается в небеса, а корни уходят в подземный мир.
| Дуб зеленый
| У лукоморья дуб зеленый
| Издавна у славян дуб был главным деревом. Он считался деревом бога Перуна. Дуб называли также княжеским или царским деревом. В дубовых рощах жили волхвы (жрецы), проводили там богослужения. Под самым старым дубом решались основные вопросы племени.
В народных сказках мы всё время встречаемся с образом могучего дуба. На нём, например, хранится заветный ларец из сказки «Царевна-лягушка»:
«Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец – на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растёт».
| Кот ученый
| И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом
| это кот Баюн!
Баять – это значит рассказывать.
Кот Баюн в славянской мифологии – это огромный кот, который умеет своими сказками усыплять людей. Это – кот-людоед: он поедает усыплённых путников. Но если его одолеть, то он может исцелить любые болезни: сказки целебны.
Только живёт обычно Баюн в тёмном лесу или в пустынных землях.
В народных сказках мы тоже часто сталкиваемся с котами.
В сказках «Репка», «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Кот, баран да козёл», «Кот – воркот, Котофей Котофеевич» и многих других кот выступает как умное, хитрое, находчивое, доброе животное.
| Леший
| Там чудеса: там леший бродит,
| В славянской мифологии – это хозяин леса. Он может быть добрым или злым. Ему подвластны все растения и обитатели леса. Тем, кто не умеет себя вести в лесу, всегда вредит. Но может помочь заблудившемуся человеку. Леший у Пушкина просто «бродит» – в лукоморье нет чужих и, значит, никакой опасности лесу нет.
| Русалка
| Русалка на ветвях сидит;
| Русалки есть в мифах и поверьях многих народов. В русском фольклоре русалки – это чаще всего утонувшие или утопившиеся женщины. Сначала русалок даже представляли без хвоста, с обычными ногами. Зато с длинными зелёными или русыми волосами. Так что нет ничего удивительного в том, что русалка сидит на ветвях. Русалок мы часто встречаем и в народных сказках.
| Тридцать витязей и дядька морской
| И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской;
| Богатырей и дядьку Черномора мы встречаем в «Сказке о царе Салтане». Но она была написана позже «Руслана и Людмилы»!
Учёные считают, что этот сюжет Пушкин тоже взял из народных сказок, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. Есть сказка о тридцати трёх братьях, которые являются братьями главного героя-царевича. И только попробовав материнского молока, замешанного в хлеб, братья вспоминают о родстве.
| Колдун
| Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря;
| А вот здесь пролог как будто забегает вперёд и показывает нам сцену из самой поэмы.
| Богатырь
| Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря;
| Уже колдун под облаками;
| Царевна
| В темнице там царевна тужит,
| В народных волшебных сказках мы постоянно сталкиваемся с царевной, которую кто-то украл и посадил в темницу. И волк часто выступает как помощник главного героя «Иван-царевич и Серый Волк».
| Бурый волк
| А бурый волк ей верно служит;
| В народных волшебных сказках мы постоянно сталкиваемся с царевной, которую кто-то украл и посадил в темницу. И волк часто выступает как помощник главного героя «Иван-царевич и Серый Волк».
| Баба –яга
| Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой;
| В славянской мифологии так называли уродливую старуху, которая живёт в лесу и умеет колдовать. Можно сказать, что это славянская ведьма или колдунья.
В сказках мы часто встречаемся с Бабой-ягой. Иногда она хочет съесть главного героя, а иногда помогает или даёт мудрый совет.
«Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Марья Моревна», «Баба-яга, костяная нога» – вот лишь малая часть сказок, в которых действует баба-яга.
| Кащей
| Там царь Кащей над златом чахнет;
| Кащей в славянской мифологии изображался как могучий чародей. Считается даже, что он был божеством, владыкой самого глубокого и мрачного царства – Кащеева царства.
В народных сказках Кащей всегда отрицательный персонаж. Он становится причиной злоключений героев.
«– Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец – на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растёт».
Пушкинский Кащей «над златом чахнет». Прекрасный образ жадности, правда? Ничто не интересует старого скрягу – только деньги. Ради них он творит зло, грабит и убивает, разрушает, уничтожает. А потом сидит возле своих сундуков. Эта страсть поглощает все его силы – вот и «чахнет», то есть болеет, слабеет царь Кащей.
| |