Главная страница

Образ главного героя. Образ главного героя


Скачать 437.25 Kb.
НазваниеОбраз главного героя
Дата03.05.2021
Размер437.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОбраз главного героя.docx
ТипУрок
#201165

План урока

Предмет Русская литература




ФИО педагога Бочкова

Количество присутствующих:

Дата

Количество отсутствующих

Класс 8







Тема урока: Образ главного героя




Цели обучения в соответствии с учебной программой

8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения;

8.2.8.1 анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм)

Ход урока


время

Содержание

Действия ученика

Ресурсы

2-3 мин

Орг.момент

Приветствие








5 мин.

Активизация знаний


Цифровой диктант

Согласны ли вы, что:

1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?
Да – 1
Нет -0

2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да – 1
Нет – 0

3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1
Нет – 0

– Какая цифра у вас получилась? (100)
– Белинский В.Г. в статье“Стихотворения Лермонтова” писал: “Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у грома, гул у ветров, – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму …Картины природы обличают кисть великого мастера”.

Проанализируем отрывок из поэмы “Я видел горные хребты …”, подтвердим высказывание Белинского.

– Учащиеся называют тропы: необычные сравнения, красочные эпитеты, олицетворения, метафоры (метафорические образы как воплощение красоты мироздания, упоение ею героя).
Тест на знание содержания поэмы

https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-poeme-lermontova-mtsyri








10 мин

Работа по теме


Поэма «Мцыри» - это монолог – повествование, монолог – исповедь. Почему автор выбирает такую форму для своего произведения? Слово исповедь имеет два значения: 1) покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чём-нибудь; 2) сообщение своих мыслей взглядов. В каком значении, по-вашему, употребляется это слово в поэме? Докажите свою мысль. Главный герой поэмы - монах, которого автор называет Мцыри. При этом Мцыри - это не имя героя, полученное при рождении. Это что-то вроде прозвища, которое ему дает Лермонтов. Настоящее имя героя не называется. Сам Лермонтов поясняет слово "мцыри" так:

"Мцыри — на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника» (Прим. М. Ю. Лермонтова.)".

2. Прочитайте цитатный план. Расскажите о Мцыри.

При рассказе воспользуйтесь вопросами на стр.131-132 вашего учебника

"...Я молод, молод..." "...Я мало жил..."

 "...Седой, незыблемый Кавказ <... >Мне тайный голос говорил, / Что некогда и я там жил..."  "...Дитя неведомой страны..."

"...А мой отец? он как живой / В своей одежде боевой / Являлся мне, и помнил я / Кольчуги звон, и блеск ружья, / И гордый непреклонный взор..."

"...Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух / Его отцов..."  

"...дай руку мне; / Ты чувствуешь, моя в огне… / Знай, этот пламень с юных дней / Таяся, жил в груди моей; / Но ныне пищи нет ему, / И он прожег свою тюрьму..."

"...И, гордо выслушав, больной / Привстал, собрав остаток сил..." "...Он знаком пищу отвергал, / И тихо, гордо умирал..."

"...Без жалоб он / Томился – даже слабый стон / Из детских губ не вылетал..." "...Ты помнишь детские года: / Слезы не знал я никогда..." "...И повесть горьких мук моих / Не призовет меж стен глухих / Вниманье скорбное ничье..."          

"...Бродил безмолвен, одинок, / Смотрел вздыхая на восток, / Томим неясною тоской / По стороне своей родной..."

 "...Унесть в могилу за собой / Тоску по родине святой..."

 "...Напрасно грудь / Полна желаньем и тоской: / То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума..."  "...про милую страну..."  

"...Но людям я не делал зла, / И потому мои дела / Не много пользы вам узнать..."

"...Я вырос в сумрачных стенах, / Душой дитя, судьбой монах..."  "...угрюм и одинок, / Грозой оторванный листок..."

"...Таков цветок/ Темничный: вырос одинок / И бледен он меж плит сырых..." "...Я сам, как зверь, был чужд людей..."

"...Я был чужой / Для них навек, как зверь степной..."

 "...Я видел у других / Отчизну, дом, друзей, родных, / А у себя не находил / Не только милых душ – могил!.."  "...виденья снов живых / Про милых ближних и родных, / Про волю дикую степей..."

"...Но с жизнью жаль расстаться мне..." "...Ты жил, – я также мог бы жить!.."  "...Ко мне он кинулся на грудь; / Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье…"

"...Удар мой верен был и скор. / Надежный сук мой, как топор, / Широкий лоб его рассек..."

"...Но нынче я уверен в том, / Что быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов..."  

"...Я цель одну, / Пройти в родимую страну, / Имел в душе..."  

3. Рассмотрите иллюстрацию.

Какой эпизод изобразил И. Тоидзе?

Удалось ли художнику передать, что для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре? Аргументируйте свой ответ.



Закончите предложения, запишите их в тетрадь.

Для Мцыри жить – это значит:

Видеть не сумрачные стены монастыря, а…

Не томиться в душных кельях, а…

Не склоняться перед алтарём, а…

Не покой и послушание ради загробной жизни, а…







15 мин.



В романтической поэме в центре находится романтический герой”

– Каков он?

(– Исключительный характер – бунтарь– в исключительных обстоятельствах…)

– Беглый монах. (Бегство – протест против оков, наложенных на него обществом).

– Могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросившая ему вызов.

– Ценит прежде всего свободу (“пламенная” страсть делает его исключительным).

– Мятежная душа.

– Одинок (его не понимают).

– Могучий дух…

– Слаб физически, но вынослив.

– Горд, недоверчив.

– Целеустремлен.

– Смел и бесстрашен.)

– Учитель: На что большее внимание обращает автор: на внешний облик или на внутренний мир?

(Ответы учащихся)

– Учитель: В чем необычность,исключительность обстоятельств, в которые попадает Мцыри?

(– Внимание не на внешних событиях и внешнем облике, а на внутреннем мире. Судьба с детства обрекла его на унылое существование,которое чуждо его пылкой натуре. Оставшись в монастыре, ты отказываешься от свободы и родины,становишься обреченным на вечное рабство и одиночество.

– Он лишен всего, что приносит человеку радость, счастье, у него нет родины, дома, родных.

– Представления о свободе у Мцыри связаны с мечтой о возвращении на родину. Он мечтает о “чудном мире тревог и битв”.)

5. Учитель: При описании трех дней Мцыри Лермонтов дает много описаний природы?

Для чего?

(– Обилие картин природы необходимо, с их помощью описывается душевная широта (умеет воспринимать природу). Романтический герой сливается со стихией.

Счастье видит в дружбе “краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой”.)

– Вывод:

– Пейзаж помогает раскрыть характер Мцыри, становится одним из способов создания романтического образа.

Учитель:

– Мы уже сказали, что Мцыри привлекает в природе величие, красота, свобода …

Что символизируют препятствия,встречающиеся в природе на пути Мцыри?

(– Преграды в естественной жизни человека.)

– Учитель:

– В каком эпизоде больше всего выражено бесстрашие, презрение к смерти,страстная любовь к жизни, жажда борьбы, не страх,а мужество? Что символизирует этот эпизод?

(Бой с барсом. Мощь человека, его духа.Барс – мощь и злая сила природы. Сила героя гиперболична. Поединок силы физической с силой духа.)

Учитель: –

Природа способна дать человеку высочайшее наслаждение, но она может быть безжалостной, почти враждебной.

– Выступление учащегося с исследовательской работой:

“Какой описывается природа в момент, когда Мцыри вернулся к монастырю? Почему?”

(В минуты, когда Мцыри понял, что снова вернулся к своей “тюрьме”, природа, как бы разделяя его отчаяние, спит “в оцепенении глухом”, не даря герою ни одного отрадного впечатления или звука: “Хотя бы крикнул коростель…” Все образы 22 строфы олицетворяют враждебность: “иссохший лист”, свившийся над головой героя “терновым венцом”, земля дышит в его лицо огнем, шелестит и мечется змея” (9 строфа– нет страха, 22 строфа – трагичность.)

Учитель: –

И в конце поэмы вновь для Мцыри главный мотив ухода – слияние с природой хотя бы в грезах. О чем он мечтает и просит?

Учитель:

– Для чего употребляет Лермонтов сравнение Мцыри с тюремным цветком? Почему гибнет Мцыри?

Учитель:

– Что узнал Мцыри о себе на свободе?

(– С новой силой проснулась в нем любовь к родине, понял, что он смел, бесстрашен.)

6. Лирический герой.

Учитель:

– Каков образ лирического героя в поэме “Мцыри”? (Поэт передал Мцыри свои мысли о жизни, о ее цели.)

– Докажите, что взволнованная эмоциональная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру.

(– О, я как брат …)

– Докажите, что гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянии Мцыри оказывается не слабым, беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.

– Каким мы видим Мцыри в конце поэмы? О чем он мечтает? Почему просит похоронить себя в саду? Раскаялся ли он в своих стремлениях и поступках?

7. Композиция.

Учитель: –

Осмыслить, понять этот сильный, мятежный, вольнолюбивый характер помогает типичная для романтического произведения композиция. Какова она?

– Выступление исследовательского характера ученика:

Учитель:

– Почему большая часть поэмы составляет монолог? (Это рассказ о мечтах, Мцыри говорит не столько о внешней жизни, сколько о своих стремлениях, о том, что узнал, почувствовал,о причинах побега).

Учитель:

– Слово “исповедь” имеет следующее значение: “Покаяние в грехах перед священником;откровенное сообщение своих мыслей, взглядов”. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Учитель:

– Какова композиция самого монолога?Что дает такая композиция?

Выступление исследовательского характера учащегося:

1) (3,4,5 строфы) – рассказ о своей жизни в монастыре, он открывает то, что не было известно монахам;

2) рассказ о том, что он увидел “на воле”, “чудный мир”, который контрастирует с мрачным миром монастыря;

3) последние 2 строфы (25-26) – прощание с жизнью Мцыри и его завещание.

– Что дает такая композиция?

(Возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Все события показываются через субъективное восприятие героя. Не автор описывает переживания и чувства героя, а Мцыри сам рассказывает о них.)

Учитель:

– Почему истории всей его жизни посвящается лишь одна глава, а трем дням,проведенным на воле, – почти вся поэма? (В монастыре не было жизни, а настоящую жизнь он испытал только на воле).

Учитель: –

Покажите это в словах Мцыри?

Учитель: –

В чем еще своеобразие композиции? (Композиционный круг: сюжет возвращается к исходной точке, Мцыри же – к монастырской тюрьме. Круг – обреченность, судьба. Рассказ в рассказе.)

8. Что такое конфликт?

Учитель:

– В романтическом произведении конфликт происходит между кем и кем? Чем и чем?

(Между человеком и окружающим миром, между волей и неволей.)

– В основе романтического конфликта –романтическое двоемирие – два мира, которые противопоставляются друг другу. Каковы они в поэме?

(Один из них чужд герою – “мир келий душных и молитв”; другой – “чудный мир тревог и битв”…)

9. Идейный смысл произведения

Учитель:

– Какова же основная проблематика романтических произведений? Как она раскрывается в поэме?

Тема свободы как высшего блага, воли и плена.

Тема одиночества.

Тема судьбы, рока.

Мцыри называет “свою пламенную страсть” жаром бессильным и пустым.

Самой судьбой Мцыри обречен на неволю, его попытка преодолеть рок окончилась неудачей:“…тщетно спорил я с судьбой. Она смеялась надо мной!”

Но и в конце поэмы мы увидим Мцыри непримирившимся с судьбой… В поединке с ней он одержал нравственную победу.)

– Вывод учителя.

– Победа человека над судьбой, тема рока – типичная для романтических произведений.

Вывод учителя.

Знакомство учащихся со словами В.Г.Белинского: “Вопрос о судьбе и правах человеческой личности…”

10. Литературные приемы, которые чаще используют романтики, отражены в поэме “Мцыри”.

Назовите их.

Беседа с учащимися

– Антитеза. (Дикая, величавая природа– монастырская жизнь. Контраст в понимании смысла жизни.)

– В основе-легенды: (Легенда о мальчике-горце, 2 гл.)

– Фантастика.

(Эпизод с рыбкой … о покое, сне,сладости небытия, это тот же отказ от настоящей жизни, полной радостей и страданий.)

Обращение к фольклору.

(На создание центрального эпизода –битва с барсом – Лермонтова вдохновила распространенная в горной Грузии старинная песня о тигре и юноше…)

– Символические образы. Что такое символ? Чем отличается символ от аллегории?

а) монастырь – тюрьма, старик-монах –воплощение монастыря;

б) гроза – не знак гнева господня, а счастье (гл. 8);

в) женская красота – не воплощение злого начала, греховности, а высшая гармония (гл.11-13);

г) Родина, аул, отец, мать, сестры –образы-символы не только естественного бытия человека, но и свободной жизни, Родина не только родной аул, но и природа и свободная жизнь(изначальное существование);

д) опасности в природе – символы зла,которые сопровождают человека всю жизнь;

е) бой с барсом – символический поединок силы физической и духовной;

ж) лес – безвыходность, отчаяние;

з) название символично “Мцыри” – нет имени, его судьба – это обобщенная судьба романтического пришельца, пленника.
Вывод: Мцыри одинок. В монастыре он был замкнут на себе, но он мечтал, и мечта его осуществилась. Однако он не умеет общаться с другими людьми вне стен монастыря. Он хочет любить, но не умеет. Но ему близка природа, поэтому он бесстрашен при встрече с барсом, но робок и беззащитен при встрече с молодой грузинкой.








Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к поэме.







Рефлексия

3 мин

1. Я научился…

2. Я могу научить других…

3. Я не понял / не смог…










Дополнительно
Тест на проверку знания содержания поэмы «Мцыри»

На вопросы по содержанию поэмы, принимаются ответы только в форме цитат. Оценивается точность и быстрота ответов.

1.Что говорит поэт о месте расположения монастыря?

«Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь…»

2. В каком возрасте мальчик попал в монастырь?

«Он был, казалось, лет шести…»

3. К какому событию готовился Мцыри?

«Уже хотел во цвете лет

изречь монашеский обет…»

4. При каких обстоятельствах был совершён побег из монастыря?

«И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал…»

5.Где и в каком состоянии был обнаружен беглец?

«Его в степи без чувств нашли

И вновь в обитель принесли…»

6. Какую клятву дал себе Мцыри в детстве?

«Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной…»

7. Боится ли Мцыри смерти?

«Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит

В холодной вечной тишине,

Но с жизнью жаль расстаться мне…»

8.Какие воспоминания посетили Мцыри во время его пребывания на свободе?

«И вспомнил я отцовский дом…» (и далее по тексту).

9.Как долго отсутствовал Мцыри в монастыре? Что, по его словам делал он в это время?

«Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил – и жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей».

10.Как описывает Мцыри природу после дождя?

«Вокруг меня цвёл божий сад…» (и далее по тексту).

11.Как описывает юноша молодую грузинку, встретившуюся ему?

«Держа кувшин над головой…» (и далее по тексту).

12. Как и почему заблудился Мцыри?

«Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал…»

13.Почему заблудившийся юноша не желал помощи людей?

«Я был чужой для них навек».

14.С каким зверем встретился юноша? Как Мцыри описывает его?

«То был пустыни вечный гость –

Могучий барс…»

15. При помощи какого орудия была одержана победа над барсом?

«Надёжный сук мой, как топор,

Могучий лоб его рассек…»

16.С чем и почему сравнивает себя Мцыри?

«Таков цветок темничный: вырос одинок

И бледен он меж плит сырых…»

17. О чём сожалеет юноша перед смертью?

«Меня печалит лишь одно:

Мой труп холодный и немой

Не будет тлеть в земле родной…»

18. Какова последняя просьба Мцыри?

«Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста…»

19. Что для Мцыри кажется милее грядущего рая?

«… за несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял».

20.Как относится Мцыри к смерти и людям? Обвиняет ли он кого-нибудь в том, как сложилась его жизнь?

«И с этой мыслью я усну

И никого не прокляну».

Критерии

самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения

Дескрипторы

понимает художественное произведение;

правильно и быстро отвечает на вопросы цитатами из поэмы

Ф. (обратная связь учителя)
Г Работа в группах

Творческая работа. Прием «По следу героя…»

Задание:

1.Установите хронологическую последовательность иллюстраций

2.Соотнесите иллюстрации и сюжет поэмы.

3.Сделайте анализ эпизода произведения, объясните его связь с проблематикой и роль в развитии сюжета

1 группа: Жизнь в монастыре.

-

2 группа: Побег.



3 группа: Встреча с молодой грузинкой.



4 группа: Бой с барсом.



5 группа: Исповедь.



Критерии

анализирует эпизод произведения;

объясняет его их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета

Дескрипторы

понимает художественное произведение;

правильно устанавливает хронологическую последовательность иллюстраций;

правильно соотносит иллюстрацию и сюжет поэмы.

правильно делает анализ эпизода произведения; объясняет его связь с проблематикой и роль в развитии сюжета

https://www.youtube.com/watch?v=y8Gu8sjxJAk
тест


написать администратору сайта