Главная страница
Навигация по странице:

  • Заключение

  • Австро-немецкая школа социологии

  • Французская школа социологии

  • Итальянская школа социологии

  • Американская школа социологии

  • Российская школа социологии

  • Список литературы

  • Социологические школы. КР_Социология. План Введение 3 стр Основная часть


    Скачать 43.63 Kb.
    НазваниеПлан Введение 3 стр Основная часть
    АнкорСоциологические школы
    Дата29.05.2022
    Размер43.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР_Социология.docx
    ТипЛитература
    #555852

    План


    1. Введение 3 стр

    2. Основная часть 4 стр

      1. Автро-Немецкая школа социологии 4 стр

      2. Французская школа 7 стр

      3. Итальянская школа 9 стр

      4. Американская школа 10 стр

      5. Российская школа 12 стр

    3. Заключение 13 стр

    4. Литература 14 стр



    Введение
    Социология — относительно новая наука. Как профессиональная сфера она оформилась всего полтора века назад. Но истоки социологического знания можно проследить еще в античности. Первыми философами, выделившими общество и отношения личности и государства, были Аристотель, Платон. Социальные воззрения Платона наиболее полно отражены в его произведениях «Государство», «Законы», «Политика». Платон был первым кто заложил основы теории стратификации. Согласно этой теории, любое общество делится на три класса: высший — состоящий из мудрецов — философов, призванных управлять государством, средний — включающий воинов, обязанностью которых является защита государства от внешних врагов; низший - состоящий из ремесленников и крестьян, которые должны заниматься производительным трудом, обеспечивая свое существование и существование других классов. Аристотель продолжил анализ общества. Свои взгляды он изложил в трактате «Политика».

    Основным элементом его социальной структуры является средний класс, являющийся основой стабильного и нормально функционирующего государства. Аристотель дал одну из первых классификаций правления, подразделив формы правления на три регулярные и три неправильные формы правления.

    В Средние века в обществе господствовало богословское мировосприятие. Поэтому богословы занимались в основном сложными социальными проблемами, опираясь прежде всего на христианские догматы. Фома Аквинский (1225-1274) – богослов, разработавший философскую концепцию, до сих пор признаваемую католической церковью единственно правильной. По его мнению, все знания составляют иерархически организованную систему, в которой богословие является высшей точкой как учение, наиболее близкое к Божественному разуму. Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил из Божественной воли: Бог так устроил мир, и люди просто должны подчиняться его воле, а значит, любые попытки человека перейти в более высокое состояние греховны. Он проводил четкое различие между божественной и мирской властью. Фома Аквинский считал монархию лучшим типом государственного правления, поскольку она является моделью мира, которым правит Бог.

    В эпоху Возрождения знания об обществе росли в рамках других наук, главным образом философии. Таким образом, общественное самопознание долгое время осуществлялось в ненаучной форме (миф, религия, утопия) или в неадекватной форме (в рамках других наук).

    Наиболее значительные идеи озвучили: Николо Макиавелли (1469-1527) в трактате «Император», продолживший рассуждения Платона; Томас Гоббс (1588-1679), наиболее полно разработавший антропоморфную модель общества, основанную на сравнении общества и человека; Джон Локк (1632-1704) - английский философ и политик - в своем основном труде "Два трактата об управлении штатами" утверждал, что государственная власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеральную (внешние сношения), что в правильно устроенное государство находится в определенном равновесии. Но постепенно разрозненные «социологические» знания начинают объединяться и превращаться в новую науку под названием «социология». Со времен Возрождения и особенно в Новое время сформировалась предшественница научной социологии — «социальная физика».

    С начала XIX века под влиянием перехода общества к новой экономической модели, разрушения старых принципов социального взаимодействия происходит научный этап социологии, ее выход из рамок философии, формирование предмета науки и методов его изучения. А отцом-основателем считается Огюст Конт (1798-1857), французский мыслитель, впервые предложивший термин «социология».

    С развитием социологии как самостоятельной науки постепенно складывается несколько основных школ:

    * Австро-немецкая школа социологии;

    * Французская школа социологии;

    * Итальянская школа социологии;

    * Американская школа социологии.

    * Глянем отдельно на российскую школу социологии.

    Австро-немецкая школа социологии

    Австро-германская школа сосредоточила свое внимание на теории конфликта.

    Немецкую школу социологии представляли такие видные ученые, как Л. Гумплович, Ф. Теннис, М. Вебер, Л. Визе, 3. Фрейд.

    Людвиг Гумплович (1838-1900) опирался на теорию социального конфликта, считая, что объектом социологии являются социальные группы, а предметом - система движений этих групп, которая подчиняется вечным и неизменным законам принуждения и насилия.

    Будучи сторонником социал-дарвинизма, Гумплович делил социальные группы на простые человеческие общности со своими антропологическими и этническими признаками (род, племя, орда) и сложные многомерные социальные образования (сословия, классы, государства). Вечные межплеменные и межгосударственные конфликты выступают для него формой социального конфликта. Взаимоотношения всех типов социальных групп определяются ненавистью, насилием и принуждением, вызывая их постоянное состояние беспощадной борьбы. Короче говоря, Гумплович считает закон борьбы за существование естественным законом общества. Невольно Гумплович фактически признал право на агрессию, произвол и эксплуатацию.

    Густав Ратценгофер (1842-1904) объяснял общественную жизнь также с точки зрения противоречивых интересов социальных групп и отдельных лиц. Он считал социологию основой всех социальных наук и практической политики. Ратценгофер, в отличие от Гумпловича, много размышлял над проблемой регулирования социальных конфликтов, в связи с чем предложил открытый им закон «приведения индивидуальных и общественных интересов во взаимное соответствие» в качестве основного закона социологии. Получающееся сотрудничество людей он понимал как главный способ преодоления любых конфликтов.

    Фердинанд Теннис (1855-1936) выделял в социологии две части:

    * общая социология, изучающая все формы человеческого существования;

    * специальная социология, изучающая реальную общественную жизнь и, в свою очередь, делится на теоретическую (чистую), прикладную и эмпирическую.

    Теннис считал общину и общество основными понятиями социологии. Община - исторически первичное образование, для которого характерны гармония, обычаи и религия, господство традиционных отношений, устойчивость социальных контактов, опора. Источником общности является некая «сущностная» воля — инстинктивная, унаследованная от предшествующих поколений и проявляющаяся в бессознательных побуждениях, нравах и совести. Общество является вторичной формацией, для которой характерны договор, общественное мнение, рациональные цели, сознательные контакты, целесообразность, расчет, политика. Источником создания общества является «избирательная» воля — разумная, разумная. Анализ развития от общинных форм к социальным, с идеализацией общины, пессимистической оценкой состояния современной ему культуры, который проводил Теннис, послужили основанием для критики в его адрес. Теннис оказал значительное влияние на развитие социологии в 20 веке в Германии. Он был основателем и первым президентом (1909-1933) Немецкого социологического общества. Он также выдвинул идею аналитического - в отличие от исторического - построения социологии, что свидетельствовало о дальнейшей институционализации социологии как науки.

    Макс Вебер (1864-1920) вошел в историю науки как основоположник понимания социологии и теории социального действия. Вебер считал, что не следует изучать общественную жизнь, руководствуясь интуицией, так как полученный результат не будет общезначимым. Полагая, что задача социологии состоит в установлении общих закономерностей событий вне зависимости от пространственно-временного определения этих событий, он ввел понятие идеального типа как метод и инструмент социологического познания действительности.

    Вебер выдвинул общую концепцию социологии как науки о реальности. Предметом социологии для него является социальное действие, имеющее смысл. При этом основными понятиями являются поведение - активность; действие - поведение как действие, имеющее смысл; социальное действие, когда смысл действия соотносится с поведением другого человека; социальное отношение есть устойчивая связь взаимно ориентированных социальных действий.

    Говоря о недостаточности описания и объяснения присущих человеческому поведению взаимосвязей и отношений, Вебер выдвинул проблему понимания изучаемой действительности, интерпретируя понимание как постижение мотивов человеческой деятельности - внутреннее восприятие и осмысление фактов душевной жизни человека, его переживаний.

    Поскольку Вебер определил социологию как науку, изучающую в основном социальное действие, он выделил следующие типы социального действия:

    * целеустремленный, использующий различные средства для достижения цели;

    * ценностно-рациональный - рациональный в использовании средств, но иррациональный в отношении цели;

    * аффективный, руководствующийся непосредственно эмоциональными побуждениями;

    * традиционный, подсказанный выученными обычаями и привычными образцами.

    Являясь одним из основоположников политической социологии, он разработал учение о типах господства, ввел понятие легитимного господства, т. е. признаваемого контролируемыми индивидами. Основными параметрами общественной жизни он считал культуру, материальные интересы, власть и ценности.

    Веберовские «идеальные типы» легитимной власти:

    * традиционный (патриархальный), основанный на переплетении силовых аспектов родовых связей с традицией;

    * харизматичные, основанные на человеческом величии, незаурядном духовном таланте (реформаторы, герои, лидеры); этот тип власти предполагает безусловное подчинение и поддерживается прежде всего верой в избранность (харизму) правителя;

    * рациональный (как проявление разума), основанный на законности существующего порядка. В цивилизации нового типа (индустриальной) власть неизбежно перейдет к технократам.

    Ранее мы отмечали, что Вебер обосновывал концепцию «рациональной бюрократии», считая ее реализацию в ХХ веке неизбежной. По Веберу, капитализм того времени — это рациональная бюрократия, т. е. рационально организованная экономика, политика, право, наука, техника, этика. Он также разработал теорию «плебисцитной демократии», при которой народ избирает харизматического лидера, задачей которого является контроль за деятельностью администрации с целью недопущения бюрократизации процесса управления. Используя механизм коллегиальности и разделения властей, можно минимизировать господство человека над человеком за счет рационального представительства интересов.

    Развивая идеи о создании социологии как позитивной эмпирической науки об обществе, Вебер сосредоточился на социологии религии. В «Протестантской этике и духе капитализма», а также в ряде статей по социологии мировых религий Вебер исследует соотношение религиозно-этнических начал и форм хозяйственной деятельности на огромном материале высокоразвитых форм религиозной жизни. Протестантская этика с ее культом предприимчивости, бережливости, экономии была, по Веберу, основой зарождения и функционирования капитализма.

    Леопольд фон Визе (1876-1969) оказал значительное влияние на развитие социологии, прежде всего как организатор и систематизатор науки. Он интерпретировал социологию как эмпирически-аналитическую дисциплину, весьма далекую от экономических и исторических наук и взаимодействующую преимущественно с психобиологическими науками. Предметом социологии для него является нечто социальное (межчеловеческое), состоящее из «запутанной сети» отношений между людьми в рамках различных форм отношений типа Я - Ты и Я - Мы. Визе выделял такие виды социальных отношений, как ассоциации - объединяющие отношения (приспособления, соответствия, смешения) и диссоциации - разъединяющие, т. е. разрушающие, конкурентные.

    Ученый был сторонником формальной школы в социологии и развивал позицию о первичной социальной группе как системе взаимосвязанных статус-ролей. Его классификация социальных структур основана на признаке длительности существования и степени общности:

    * специфические толпы - видимые и кратковременные;

    * абстрактные толпы - невидимые и бессрочные;

    * группы, характеризующиеся личным участием отдельных лиц и организаций;

    * абстрактная коллективность, в которой индивидуальности уделяется минимальное влияние (государство, церковь и т. д.).

    Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог и философ, считал, что на межличностное взаимодействие большое влияние оказывает опыт, усвоенный в раннем детстве, а также конфликты, пережитые в этот период. Не обошлось без его влияния со второй половины XIX в. век. в социологии формируется новое психологическое направление, для которого характерно стремление искать ключ к объяснению всех социальных явлений в психических процессах и явлениях личности и общества, иными словами, сводить социальное к психологическому. При этом происходит постепенный переход от поиска «единого фактора» к многофакторной модели социального поведения. (Международный социологический конгресс 1897 г. окончательно отказался от теории «однофакторного» развития социальных процессов.)

    Отныне в качестве основных предпосылок изучения социальных явлений принимаются следующие влияния:

    * индивидуальные психические факторы, когда социальные процессы объясняются на основе анализа психики индивидуума;

    * групповые психические факторы, когда социальные явления анализируются с позиций групп (рода, племени, коллектива);

    * социальные, когда социальные действия трактуются как продукт самого общества, т. е. с учетом социальной психологии.

    Стремление привлечь внимание к проблеме общественного сознания, попытка рассмотреть социальные процессы как процессы социально-психологического, индивидуально-группового взаимодействия - несомненная заслуга психоанализа. В то же время трактовка развития и функционирования общества исключительно с позиций психологического направления приводила к сужению предмета социологии: социальное чаще всего трактовалось как форма поведения, взаимодействия и отношений между людьми.

    Французская школа социологии

    Французская школа социологии сосредоточила свое внимание на изучении группового, массового поведения, где существенную роль играют психологические и социальные механизмы. Интерес к психологии масс особенно усилился после французских революций 1789 и 1848 гг.

    Начало этой школе положил О. Конт, но настоящий фундамент создал Эмиль Дюркгейм.

    Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - признанный классик социологии 20 века, его концепции легли в основу формирования теоретического фундамента западной социологии, в частности структурного функционализма: он основал так называемую французскую социологическую школу. Идеи Просвещения, в частности концепции Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, К. Сен-Симона и О. Конта, а также этики философа И. Канта.

    Дюркгейм, развивая позитивистские традиции Конта в социологии, руководствовался методами естественных наук, утверждая, что они обеспечивают эмпирическую обоснованность, точность и доказательность теоретических положений. Для того чтобы социология стала самостоятельной наукой, она должна прежде всего уточнить свой особый предмет и свой метод исследования. Этот субъект, полагал Дюркгейм, представляет собой особую реальность, основу которой составляют социальные факты, несводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим фактам действительности и обладающие рядом самостоятельных признаков - объективное существование, независимое от индивида и способность оказывать давление на человека, т. е. действует как принуждающая сила. Так регулируется поведение индивида в обществе, которое в основном определяется не отдельными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, подталкивающих индивида к определенным действиям.

    Социальные факты — это существующие вне индивидуального сознания «вещи» — образцы мыслей, действий и чувств, способные оказывать внешнее воздействие на людей. Каждый такой социальный факт пропагандируется путем подражания. В то же время она может стать всеобщей (т. е. приобрести нормативный характер) только через принуждение. Следовательно, социальное обязательно, всеобще, не сводимо к единичному.

    Дюркгейм выделил следующие социальные факты:

    * морфологический, составляющий «материальный субстрат» общества — плотность населения (физическая и моральная), под которой Дюркгейм понимал частоту контактов или интенсивность общения индивидов, наличие путей сообщения, характер поселений и т. д.;

    * духовные, нематериальные факты - "коллективные представления", которые в совокупности составляют коллективное сознание.

    Дюркгейм подчеркивал особый статус социологии в системе гуманитарных и социальных дисциплин. Социология не должна быть ни индивидуалистической, ни коммунистической, ни социалистической, ибо эти учения стремятся не столько к выражению фактов, сколько к их преобразованию.

    Центральной проблемой творчества Дюркгейма является формирование социальной солидарности. По Дюркгейму, главной силой, создающей социальное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда - признак высокоразвитого общества, в котором солидарность является естественным следствием разделения производственных ролей, профессиональной специализации людей. Считая, что степень социальной солидарности является основным критерием исторического прогресса, Дюркгейм выделяет следующие виды социальной солидарности:

    * механический (низший тип), преобладающий в иерархических обществах с относительным равенством, ограниченной свободой и почти полным отсутствием возможностей для развития индивидуальных способностей;

    * органический (высший тип), развивающийся в процессе эволюционного совершенствования системы разделения труда.Переход от низшего типа солидарности к высшему происходит под влиянием борьбы за существование, что способствует разделению труда, социальной дифференциации и индивидуализации людей.

    В теории нормативных и патологических социальных фактов, характеризующих состояние общества, Дюркгейм относил к нормативным (нормальным) социальным фактам все, что не выходит за рамки установленных обществом правил, а все, что выходит за их границы (например, классовую борьбу) к патологическим социальным фактам, социальной патологии. Он выделил следующие «болезни» общества: аномию, социальное неравенство и недостаточную социальную организацию разделения труда.

    Разработанные Дюркгеймом положения об обществе как саморегулирующейся системе, об общественном устройстве как нормальном состоянии общества, о значении институтов воспитания и контроля, о принципах функционального подхода к анализу социальных явлений с точки зрения ввиду их роли, выполняемой в системе, составляли основной теоретический багаж современного структурного функционализма.

    Габриэль Тард (1843-1904) - один из основоположников социальной психологии - рассматривал общество как продукт непосредственного взаимодействия индивидов. Он отверг идею существования самостоятельных духовных сущностей, таких как «групповое сознание» или «массовая душа», тем самым способствуя постановке и изучению многих реальных проблем. Выдвинув в центр научных исследований проблему межличностного взаимодействия и его социально-психологических механизмов, он создал концепцию подражания как основного социально-психологического феномена. Согласно Тарду, закон подражания является главной движущей силой общества различного прогресса. В его основе лежит непреодолимое умственное стремление, предшествующее всем общественным отношениям, к приобретению новых знаний, которое возникает в результате инициативы и оригинальности личности (творческие личности). При этом Тард отмечал три вида подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, преднамеренное подражание.

    Задача социологии, по Тарду, состоит в изучении субъективного механизма действия этого закона. В частности, он заметил, что противостояние (противостояние), связанное с основными социальными процессами, осуществляется в форме социального конфликта, в ходе которого происходит взаимодействие между сторонниками противоположных социальных изобретений, выступающими в роли конкурирующих подражателей. Преодоление таких ситуаций происходит под влиянием адаптации (адаптации), которая выступает доминирующим моментом социального взаимодействия, приводящего к сотрудничеству, взаимному приспособлению.

    Тард, разрабатывая общие законы социологии, в то же время придавал большое значение эмпирическим методам исследования. Такие методы, как анализ статистики самоубийств, преступлений, железнодорожного транспорта, торговли и т. п., позволяют, по мнению Тарда, найти количественное выражение силы новшества, выяснить благоприятные и неблагоприятные последствия его распространения и в конечном счете управлять спонтанными социальными (подражательными) процессами. В широком применении «числа и меры» к изучению общества Тард видел главный путь развития социологии.

    Важнейшей областью, к изучению которой Тард применял свои теоретические положения, было общественное мнение, в котором важную роль играет «психология толпы». Тард не соглашался с утверждением, что ХХ в. это «эпоха толпы». По мнению Тарда, это скорее возраст публики. Доказывая это, Тард считал, что существуют два зародыша общества — семья (сельское общество) и толпа (городское общество) — физическое собрание (ассоциация) разнородных, незнакомых друг другу элементов. Характерными чертами толпы являются вера, страсть, эгоизм, коллективная гордыня, одностороннее иррациональное подражание. Тард, анализируя их, выделял следующие типы толп: ждущие, слушающие, заявляющие о себе, действующие.

    В отличие от обыкновенной толпы, психическое единство которой создается прежде всего посредством физического контакта, публика представляет собой «чисто духовную общность», в которой индивиды физически рассеяны и в то же время духовно связаны друг с другом. Перед обществом стоит задача постепенно «заменить толпу публикой».

    Итальянская школа социологии

    Итальянская школа социологии ориентировалась на принципы формирования социологического знания.

    Социологическая мысль в Италии в конце 19 - начале 20 веков. представляли такие ученые, как С.Ломброзо, Э. Ферри, В. Парето и другие.

    Вильфредо Парето (1848-1923) стремился разработать принципы построения социологического знания, которые обеспечивали бы его достоверность, надежность и достоверность. Парето считал, что социология представляет собой синтез таких специальных социальных дисциплин, как право, политическая экономия, политическая история, история религий, «целью которого является изучение человеческого общества в целом».

    Социология — наука, основанная на эмпирическом знании об обществе (описание фактов и формулировка законов, выражающих функциональные зависимости между фактами). Идея математизации социологии связана с именем Парето. С помощью своего логико-экспериментального метода он хотел открыть общие принципы строения, функционирования и изменения обществ, считая, что социология должна быть такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия. По его мнению, необходимо пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям.

    Этические и вообще ценностные элементы в теории, по Парето, всегда ведут к искажению, фальсификации фактов и поэтому должны быть устранены. Все прежние социальные теории, утверждал Парето, одинаково ложны, ограничены, уродливы, поскольку ни один социолог до него не руководствовался логико-экспериментальным методом. Как и большинство позитивистов, Парето обязан исключить понятия «абсолютное», «необходимое», поскольку они метафизичны. Понятие «сущность» казалось ему архаичным. Он интерпретировал научный закон как «единообразие», повторяемость событий, которая носит вероятностный характер, не содержит момента необходимости и обычно зависит от точки зрения исследователя.

    Одной из центральных идей Парето было рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии нарушенного и восстановленного равновесия. Парето разделял социальные действия на «логические» и «нелогические», а критерий их различения видел в психическом состоянии действующего лица, в иррациональной природе человека. В его социологической системе основным звеном была эмоциональная сфера деятельности человека.

    Подчеркивая роль бессознательных элементов в психике человека, Парето одним из первых приступил к социологическому анализу механизма манипулирования массовым сознанием. Развивая идею управления массами через идеи, подчиняющие массы интересам господствующих классов (элит), Парето выдвинул социологическую теорию элит, послужившую впоследствии отправной точкой для многочисленных исследований механизмов власти. с точки зрения влияния высокостатусных групп.

    Американская школа социологии

    Американская школа социологии сформировалась несколько позже европейской, поэтому ее основатели изначально последовали за европейскими учеными, перенеся на их национальную почву те идеи, которые наиболее соответствовали духу развивающейся страны. Вслед за этим на рубеже XIX-XX вв. переход от теоретической социологии к эмпирической в ​​США был обусловлен необходимостью решения специфических проблем, связанных с индустриализацией, урбанизацией, появлением мегаполисов, что привело к возникновению теорий деструктивного поведения (девиации), «экологии человека», и т. д. В это время из Европы в США прибыла масса эмигрантов, что породило у них необходимость адаптации к новой социокультурной среде. Отчасти поэтому в то время американская социология ориентировалась на узкую практичность - детальное изучение, например, проблемных сфер семьи, преступности. В результате американская социология приобрела свой особый стиль. Характерны названия социологических работ того времени: «Банда», «Гетто», «Беспокойная девчонка» и др.

    Уильям Самнер (1840-1910) — одна из крупнейших фигур американской социологии. Профессор Йельского университета, он одним из первых представил студентам систематический курс лекций по социологии.

    По Самнеру, общество — это группа людей, живущих стремлением к победе в борьбе за самосохранение и выживание. При этом обычаи и традиции общества являются первичными факторами развития. «Социальность» и «цивилизованность» группы задается системой социальных институтов, регулирующих жизнь и деятельность сообщества для реализации своих интересов. . Институты выполняют множество функций в социальной системе, и главная из них – закрепление социального опыта, его передача от поколения к поколению и тем самым поддержание социального равновесия. Самнер выделил следующие социальные институты:

    * самоподдержание общества (производственная организация, собственность, война за распределение богатства, утоление голода и половой потребности);

    * брак и семья (самосохранение через воспроизводство);

    * самоутверждение (мода, этикет, игры);

    * религии (связанные с инстинктом страха).

    Лестер Франк Уорд (1841 -1913) - один из основоположников американской социологии, первый президент Американского социологического общества. Ему принадлежат авторитетные труды в области социологии. Он распространил термин «мелиорация» (улучшение технических и социальных условий земледелия) на общество, введя термин «социальный мелиоризм» (наука об улучшении и совершенствовании общественного строя), тем самым подчеркнув примат естественного начала в общественном жизнь и способность человеческого сообщества улучшать ее. Социальный мелиоризм, полагал Уорд, — это некое улучшение социальных условий, когда человек не только облегчает имеющиеся страдания, но и стремится создать условия, при которых страдания были бы невозможны.

    Франклин Генри Гиддингс (1855–1931) попытался обрисовать фундаментальные проблемы социологии в своей основополагающей работе «Основы социологии». Он считал, что социология интерпретирует социальные явления через психическую деятельность, органическую адаптацию, естественный отбор и сохранение энергии; иными словами, Гиддингс понимал социологию как науку о психических явлениях.

    Джордж Мид (1863-1931) стал основоположником направления, получившего название «символический интеракционизм». Идеи Мида стали достаточно известны только в конце XX века, когда в социологии выработалось понимание того важного факта, что социальное взаимодействие представляет собой не процесс односторонней адаптации, а именно взаимодействие двух относительно автономных систем - индивида и общества. С тех пор работы Мида стали предметом изучения психологов, социологов и философов.

    Мид утверждал, что теория символического интеракционизма может быть раскрыта прежде всего через категорию «коммуникация». Обращаясь к происхождению термина, ученый установил, что он имеет два значения: «община», «коммуна» и «передача», «отчет». Поэтому Мид интерпретирует коммуникацию, с одной стороны, как общность жизни индивида, а с другой - как средство, с помощью которого она достигается, т. е. как передачу сообщений, позволяющую совокупности индивидов стать, коммуна, община. В своих рассуждениях Мид опирался на идею Чарльза Дарвина о приспособляемости как универсальном механизме органической жизни. Коммуникация, по Миду, есть средство взаимного приспособления индивидов, составляющее механизм самоподдержания и саморазвития общества. Специфику коммуникации Мид видел прежде всего в использовании символов - качество, присущее только человеческому общению.

    По Миду, каждый из участников акта взаимодействия стремится предсказать альтернативные поведенческие реакции своего партнера по общению и смоделировать собственное поведение. При этом символ (жест и язык) выступает как средство коммуникации. В самом акте символического взаимодействия участвуют объекты, которые уже приобрели социальный опыт в процессе социализации. Использование символики жеста и языка позволяет существовать обществу в его качественной целостности, а человеку в его специфической социальной природе. Особое значение в системе символов принадлежит языку (речевому общению). Самообладание, присущее личности, наиболее ярко заявляет о себе именно в языке, «голосовом жесте».

    Представление о символике общения коренным образом изменило сложившиеся представления о механизме социального поведения. Опровергая упрощенную формулу социального поведения «стимул-реакция», закрепившуюся благодаря экспериментам биопсихологов, Мид рассматривал символическую коммуникацию как опосредующее звено между стимулом и поведенческой реакцией индивида. При общении стимул кодируется, получает культурную интерпретацию и вызывает соответствующую реакцию. В акте общения непосредственно определяется значение стимула, т. е. содержание самого процесса символического общения, сторонами которого являются стимул и реакция, а участниками являются либо непосредственно присутствующие индивиды, либо «обобщенные другие». воображаемый индивидуумом. Последние зависят от уровня развития, которого реально достиг индивид в период социализации. «Обобщенные другие» в раннем детстве – это родители, позднее – сверстники, одноклассники, сокурсники и другие носители различных социальных ролей.

    Центральное понятие символического интеракционизма Мида, самость, является не врожденным качеством, а приобретенным и обогащенным социальным опытом. Самость есть производная от истории общества и биографии конкретного человека. Так как социальная деятельность требует от личности сочетания качеств субъекта и объекта, то, как объект человек несет информацию о прошлом и соотносит с ней свои будущие действия. Всякий поведенческий акт человека предполагает своеобразную рефлексию - опережающее отражение последствий поступка и того влияния, которое он может оказать на мнение «обобщенных других». Поэтому человек выступает как объект для себя и для окружающих. группа его окружения. В то же время деятельность предполагает качества субъекта. Двойственность поведения составляет сущность и структуру феномена самости. Самость действительно действует одновременно на двух планах (Я и Меня). Выступая в роли, Я, человек свободен от рефлексии, но эта свобода относительна, она ограничена временными рамками действия. Вне его преобладает отражение, и Я предстает в своем втором лице (Я). Прежде всего человек вынужден заранее думать, предугадывать реакции «обобщенных других» на его действие. С помощью Я он сохраняет свою индивидуальность и в то же время сближается с «обобщенными другими».

    Российская школа социологии

    Становление русской традиции анализа общественной жизни по форме проходило те же этапы, что и на Западе, но имело существенное своеобразие по содержанию, так как было сосредоточено вокруг ключевой проблемы существования российского общества - проблемы целостности огромной страны, создание разноплеменных, рассредоточенных по необъятным территориям людей единого общества, складывание структуры общения как условие самосохранения и развития русских. В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, А. И. Герцен изучали социальную структуру. Становление русской социологической школы произошло во второй половине XIX века. Русская общественность знакомилась с основными идеями О. Конта через публикации В. А. Милютина, П. Л. Лаврова, Д. И. Писарева, Е. В. Де Роберти почти одновременно с европейской. Авторы этих статей весьма критически относились к концепции основоположника социологии и дала свою оценку.

    Н. К. Михайловский (1842-1904) одним из первых обобщил явления психического взаимодействия людей в толпе, исследовал социально-психологические закономерности взаимоотношений лидеров и масс (теория«героя и толпы»), явился одним из создателей субъективной социологии, автором «субъективного метода» в социологии. Данный метод исключает беспристрастность, отстраненность исследователя от объекта социологического анализа, отделение социологии от этики, социолог-наблюдатель не может, по Михайловскому, не ставить себя в положение наблюдаемого. Социальный идеал Михайловского -- развитие всесторонней, «разнородной» личности, осуществимое только при преодолении «разнородности» общества.

    Н. Я. Данилевский (1822-1885), представитель религиозно-консервативного панславистского направления в русской социологии, выдвинувший в работе «Россия и Европа» теорию отдельных культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Наиболее перспективным культурно-историческим типом в истории Данилевский считал «славянский», наиболее ярко выраженный в русском народе. Эта концепция подверглась резкой критике со стороны российских социологов.

    На начальном этапе становления социологии в России (60-80-е годы XIX века) развивались одновременно два направления - объективная и субъективная школы, принципиальные разногласия и борьба между которыми сохранялись до начала ХХ века.

    Ковалевский М.М. (1851-1916) выдвинул концепцию учения о солидарности как основе общественного процесса. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, подойдя к социальным процессам с точки зрения анализа своеобразия каждого цивилизационного строя. В 80-х годах XIX в. Неокантианские, антипозитивистские идеи наиболее активно развивались в отечественной социологии в работах Б. А. Кистяковского, В. М. Хвостова, Л. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве.

    Начало 20 в. связано в отечественной социологии с утверждением. В отличие от позитивизма 60-х гг. 19 в., рассматривавшего «факт» как отправную точку социологического анализа, неопозитивизм начала 20 в. ориентируется на закономерности функционирования социальных структур, институтов, явлений. Такой анализ, с одной стороны, требует эмпирического исследования, а с другой стороны, теоретического обоснования, так как сама обособленность того или иного социального процесса или социального института должна быть теоретически обоснована.

    П. А. Сорокин (1889-1968) оказал сильное влияние на развитие всей социологии 20 века. Еще до 1922 г. Сорокин вполне сформировал свою социологическую позицию, отразившуюся в двухтомной «Системе социологии». Эта работа послужила основой для его дальнейшего развития теории социальной мобильности. До конца жизни Сорокин работал в США, где приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета Гарвардского университета. Здесь он анализирует социокультурную динамику, пытаясь проследить всемирно-историческое развитие человечества и возникновение социокультурной «надсистемы». Сорокин выделяет три этапа — «чувственный», «умозрительный» и «идеалистический», — выступающие моделями социокультурного бытия, воспроизводимыми в циклической эволюции надсистемы. В поздних работах Сорокина на новом уровне в социологическом контексте возрождаются идеи альтруистической любви, нравственного возрождения, этической ответственности и солидарности, т. е. те идеи, которые определяют этическую направленность всей отечественной социологии.

    Заключение


    Таким образом, классический период в развитии социологии завершился на рубеже XIX-XX вв. Новый этап ознаменовался становлением прикладной социологии, изучением социальных фактов на эмпирическом уровне. На Западе формируются национальные школы, наиболее влиятельными из которых являются австро-немецкая, французская, итальянская и американская школы. Наиболее значительными фигурами в социологии этого периода являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, В. Самнер.

    Становление социологической мысли в России происходило в атмосфере острого противостояния немарксистской и марксистской социологии. Он охватывал как идейно-теоретические, так и политические проблемы, поскольку большинство российских социологов активно участвовали в политической деятельности или были связаны с ней (народники П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, «легальный марксист» П. Б. Струве, эсер П. А. Сорокин и др.). ). Марксистскую социологию представляли видные ученые и политики. Среди них Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, А. А. Богданова.

    Список литературы

    Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: пер. с фр. / Э. Дюркгейм. - М.: Наука, 1990. - 575 с.

    История теоретической социологии: в 5 т. / отв. ред., сост. Ю. Н. Давыдов. - М.: Магистр, 1997. - Т. 2: Социология ХIХ века. Профессионализация социально-научного знания. - 447 с.

    Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов / «Высшее образование» (гриф). - М.: Дрофа. 2009. - 204 с.

    Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник. -- М.: Высшее Образование и Наука, 2007. -- 448 с.

    Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарики, - 432 с.

    Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие для вузов - М., 2003. -312с.



    написать администратору сайта