Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.Выводы. 4.Приложение

  • Задачи, которые я поставила перед собой

  • 2.Основная часть. Прошлое села Тырново. Как возникло село Тырново. Во-первых

  • Во-вторых , я обнаружила в материалах краеведческого кружка

  • В-третьих , я прочитала

  • Сначала мне надо было узнать , что означает слово «топонимика». Топонимика

  • Я сходила в нашу сельскую администрацию

  • Я предполагаю

  • Николая Михайловича Бороздина. Бороздин Николай Михайлович

  • Названия таких улиц, как Карцева

  • Аршин

  • 2)Школа

  • Клёс

  • 4) Одежда . Я выяснила

  • Я выяснила

  • Исследовательская работа. Исследовательская работа Апарина Анна. План. Вводное слово


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеПлан. Вводное слово
    АнкорИсследовательская работа
    Дата23.08.2022
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИсследовательская работа Апарина Анна.docx
    ТипДокументы
    #651481

    План.

    1.Вводное слово.

    1)Почему я выбрала такую тему?

    2. Основная часть

    1)Прошлое села Тырново.

    • Как возникло село Тырново.

    • Название села.

    • Землевладельцы села в прошлом.

    • Сельский быт в начале и середине 20 века.

    а)изба;

    б) школа;

    в) игры;

    г) одежда;

    д) праздники;

    е) хозяйство.

    3.Выводы.

    4.Приложение.

    Почему я выбрала такую тему?

    Я люблю вечерами смотреть на закат.

    Как он ярок и красками буйно богат.

    В те минуты мне сердце моё говорит,

    Что над Тырново ярче всего он горит.

    На правом берегу реки Оки , в её среднем течении , раскинулось большое по площади удивительное по красоте, изрезанное оврагами село Тырново.{1,2}

    Над Окой-рекой , на круче, где стоит село теперь

    Был когда-то бор дремучий, а в бору водился зверь.

    Много было в чаще бора и волков, и медведей.

    Опускались на озёра стаи уток, лебедей.

    Коршун вился над лугами, и лосиною тропой,

    Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

    Поселялись люди редко посреди глуши лесной.

    Только предки наших предков появились тут весной.

    ( Наталья Кончаловская)

    Прогуливаясь по берегу нашей красавицы –реки или по лесу в осеннюю пору, восхищаясь великолепием русской природы, я часто задумываюсь о том, как и когда в нашем селе появились первые жители? Кто заприметил удобное местечко для поселения? Выяснилось, что с древнейших времён привлекали эти места человека.

    Об этом я узнала , как только стала проявлять большой интерес к прошлому села. Так началась моя исследовательская работа о прошлом села Тырново.

    Я начала свой поиск с материалов школьного краеведческого уголка и книжного фонда о Рязанском крае в сельской библиотеке.{3} Оказывается, сведения, археологические памятники о прошлом Тырново есть, но их мало. Как возникли такие археологические памятники? Откуда у села название «Тырново»? Словом, у меня появилось много вопросов.

    Задачи, которые я поставила перед собой:

    1)сформировать представление о том , как возникло наше село, откуда пришло его название ;

    2) кому принадлежали земли села Тырново;

    3)как люди жили раньше: в начале и середине прошлого века;

    4) использовать информацию в разных, доступных мне источниках;

    5) заинтересовать своих друзей, одноклассников поисковой работой.

    Всё, что я смогу выяснить пригодится мне в учебной деятельности, станет материалом краеведческого уголка. О прошлом Тырново можно рассказать гостям нашей школы ( у нас было 2 экскурсии из других школ), гостям села.

    2.Основная часть.

    Прошлое села Тырново.

    • Как возникло село Тырново.

    Во-первых, в Рязанской энциклопедии (том 2, стр.561) я нашла сведения из истории нашего села. В окрестностях Тырново имеются поселения эпох неолита, бронзы, раннего железного века, третьей четверти I тысячелетия, на южной окраине села найдены поселения11-13 веков, 14-17 веков.

    Во-вторых, я обнаружила в материалах краеведческого кружка, что Тырново Слобода упоминается в качестве села в писцовой Касимовской книге №136 в 1628г. и описывается так:

    «За боярином за князем Юрьем Яншевичем Сулешевым в поместье село Тынорская Слобода без жеребья, а в селе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, древена клетцки, а в церкве образы и свечи и книги и всякое церковное строение приходское, а на церковной земле: двор поп Григорей Кондратьев, двор поп Порфирей Петров, двор поп Афонасей Кондратьев, двор диакон Сергей Селиверстов, двор пономарь Павлин Овдеев, двор проскурница Окулиньица Левонтьева, двор нищево — питаетца о церкви Божии. А в селе двор прикащиков, 65 дворов крестьянских, а людей в них тож, да 56 дворов пустых. Да за вдовою царевича князь Михайла Кайбулина за княгинею Марьею в селе Слободе Тырновской на ея жеребей крестьянских дворов 58, людей в них 132 человека да 4 двора бобыльских, людей в них тож».

    По мнению рязанских краеведов, в I тысячелетии на территории села существовал могильник рязано-окских племён, это были предки современной мордвы, мещеры, поэтому в названиях мест до сих пор сохранились топонимы тех далёких времен .

    В-третьих, я прочитала, что когда-то в давние времена по нашей реке плыли болгары. Увидев красивый высокий берег, они основали здесь свое поселение и нарекли его в честь болгарской столицы Тырново.

    • Название села

    Сначала мне надо было узнать , что означает слово «топонимика».

    Топонимика ( от греческого topos-место и onyma-имя, название -совокупность географических названий каких –либо территорий; а топонимы- собственные названия географических объектов.

    Чтобы выяснить название села мне пришлось тоже использовать несколько источников. Что же я выяснила?

    Откуда пришло название Тырново? В нашей стране 3 села Тырново (2 в Рязанской области , 1 –в Калужской области,) в Молдове -2 села с таким названием , в Болгарии есть селение Велико-Тырново. В словах Тырново, Тырница, Торчино, Тырмались, слово «тыр», «тор» в переводе с мордовского означает «меч». Вероятно, в культуре рязано-окских могильников почитался бог меча и войны. Причём, на реке Тырнице учёные нашли место ( у с. Берёзово ), где воины молились перед уходом на войну за удачу в битве. Приходим к выводу , что на территории нашего села жили довольно воинственные рязано –окские племена.
    Ещё мне встретилась такая легенда. Во времена Ивана Грозного жил боярин Тырн. Он был очень строптивый и своенравный. Была у него красавица жена, которая приглянулась одному из любимцев царя. Царь вызвал к себе боярина и говорит: «Так, мол, и так, полюбил твою жену, мой приближённый. Если отдашь супружницу – обсыплю золотом и богатством разным.» Боярин осерчал: «Где это видано, чтобы женой православного человека точно скотиной торговать?» Иван нахмурился, но потом решил, что уж больно боярин знаменитый, потому убивать его принародно несподручно. Придумал тогда от такую штуку: «У меня , говорит, такое задание для тебя : под городом – то таким татары расшевелились, грабят всех подряд, нет спасения ни богатому, ни бедному, бери свой воинский отряд, да и разгони татар».

    Поклонился Тырн, вышел прочь из царских покоев. Не долго мешкая, собрался в дорогу, попрощался с женой и уехал. Недели через две возвращается с полной победой. Опять царь задумался, как извести строптивого боярина. А тут Масленица пришла, бои кулачные устраивать пора. Приказал царь Тырну: «Схватись в поединке с сильным богатырем на потеху мне и для прославления жены своей.»

    Собрался народ, боярин клич кинул: выходит против него любимец царский. Ударил Тырн раз, другой- и убил любимца. Иван Грозный рассердился , хотел боярина жизни лишить, да народ закричал, стал заступаться. Тогда сослал Иван Грозный боярина на Оку в месте со всем родом его. Так и стало называться село- Тырново, по -старинному Тырново Слобода.(А. Н. Гаврилов «Этнографические заметки о селе Тырново»)

    Село стало расти и расширяться. Появились дома и улицы. Я сходила в нашу сельскую администрацию, поговорила с главным специалистом администрации Ромашковой Татьяной Владимировной, и выяснила, что сейчас в селе 12 улиц, 3 переулка. В Тырново зарегистрировано 579 человек на период 2018 года.

    • Землевладельцы села в прошлом.

    Я предполагаю, что наше село когда-то принадлежало богатым дворянам (было их поместьем).Я обнаружила фамилию Тырновского землевладельца Бороздина Николая Михайловича. Оказывается, что в военной галерее Зимнего дворца до наших дней находятся портреты героя 1812 года, Тырновского землевладельца – Николая Михайловича Бороздина.

    Бороздин Николай Михайлович -  Герой Отечественной войны 1812 года, землевладелец села Тырновская Слобода, что ныне Шиловского района Рязанской области, генерал-адъютант, генерал-от-кавалерии, родился в 1777 году. Имеет ордена: святого Александра Невского, святой Анны 1степени, бриллиантами украшенный, святого Владимира 2 степени, большого креста святого Георгия 3 степени, командорский святого Иоанна Иерусалимского; бриллиантовую шпагу с надписью "За храбрость» , медали в память 1812 г. При Бородине, где, действуя весь день в центре упорного и кровопролитного боя, командовал полками 1 гвардейской кирасирской дивизии и с "нестрашимою храбростью и мужеством несколько раз с полками был в атаке на неприятельские колонны, с удачным поражением»; за отличие в этом сражении награжден орденом святого Георгия 3 степени и пожалован в генерал-адьютанты 1820 года 28 июля.

    Во второй половине XIX века, крупными землевладельцами Тырновской Слободы являются Оболонский Василий Яковлевич и его сын Оболонский Петр Васильевич. В конце 18 века село Тырновская Слобода принадлежало уже князьям Гагариным. Известно, что князь Матвей Алексеевич Гагарин в 1792 доносил в Духовною консисторию в Рязань о том, что Покровская церковь в селе Тырновская Слобода «яко бы от нерадения иерея Адриана Гаврилова и пономаря Якова Дмитриева сгорела», и в том же году испрашивал разрешение «купленную им в селе Синулицах церковь перенесть в село Тырновскую Слободу». К 1796 по инициативе и на средства князя Гагарина в селе была построена новая деревянная Покровская церковь с приделами Флоро-Лаврским и Троицким. Удобно расположенное на берегу реки Оки, являвшейся важнейшей транспортной артерией, село Тырновская Слобода к середине 19 века обзаводится собственной пристанью, куда из близлежащей округи свозились продукты сельскохозяйственного производства. У села действовала и переправа через реку Оку. Ко времени отмены крепостного права в 1861 большая часть села Тырново Слобода принадлежала помещику князю Василию Яковлевичу Оболонскому, владевшему в его округе 3310 десятин земли. Усилившийся после отмены крепостного права процесс обезземеливания крестьян способствовал развитию на селе кустарных промыслов. В это время Тырновская Слобода становится центром кустарного производства деревянных частей лошадиной упряжи – хомутов и седел. Расширяется Тырновская пристань, в связи с чем в селе были построены трактир и гостиница для приезжих. В Тырновской Слободе устраивались ежегодные ярмарки, куда съезжались крестьяне из близлежащих сел. Только в 1908 на Тырновской пристани была произведена погрузка на баржи 7500 пудов патоки и разгружено 6000 пудов соли из Нижнего Новгорода. Не обходилось и без инцидентов: 13 мая 1898 напротив Тырновской пристани на реке Оке произошло кораблекрушение.

    Названия таких улиц, как Карцева (старое название, сейчас -Промысловая, улица входила в общество барина Карцева) , Макашева (старое название, новое- имени Стройкова Николая Васильевича) от фамилии барина Макашева, жившего на этой улице. Имение состояло из 300 десятин земли, 100 десятин лугов, лошадей, другого скота. Для работы он держал 50-80 человек батраков. С помощью своего общества Макашев построил кирпичную церковь в 1896 году( раньше была деревянная), которая сохранилась до нашего времени, Казённая (старое название, новое- Нагорная, названа по наименованию одного из 4 обществ , принадлежащих помещикам (от Казённого общества, члены которого жили на этой улице),говорит о том, в селе Тырново были землевладельцы с такими фамилиями.

    • Сельский быт в начале и середине 20 века.

    А каким село было в начале и середине 20 века я расспросила местных жителей и использовала материал краеведческого уголка

    1) Изба. Сельский дом или в то время, изба, строилась 7*7 аршин из дерева. Обычно было 3 окна: 2 –на улицу, одно – на двор. Окна были одинарные .Сени не всегда были деревянные, иногда плетёные из хвороста, пол земляной. Люди побогаче строили дома из кирпича. В доме стояли по стенкам лавки, стол, табуреток не было и печка. До революции печки топили по-чёрному.Старики спали на печке. Все остальные на полатях, на них стелили холстины, сшитые втрое. Накрывались дерюгой или овчиной.

    Кто не ведал русской печки

    Этой радости земной,

    Тот не ведает, конечно,

    Как важна она зимой. (Евгений Наумов, шиловский поэт)

    Аршин - старинная мера длины =71,12 см или 16 вершков

    Полати- лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью; деревянные настилы, сооружаемые под потолком (в России употреблялась с 16 века).

    Кстати сказать, я обратила внимание, на наличники на окнах домов: они очень разные и интересные. Это могут быть геометрические фигуры, цветы с листьями, ёлочки разной величины, узоры необычной формы, целые картины (например, лошадка везёт сани.) Фигурки симметричны, обращены к центру наличника.

    Как правило, в семьях было много детей. Конечно, они много помогали по дому, но и в школу тоже ходили.

    2)Школа. Какой была в начале 20 века школа я узнала из материалов краеведческого уголка в школе. Руководитель краеведческого кружка «Наш край» Дюдикова Татьяна Николаевна несколько лет назад беседовала с жительницей Беляковой Анной Сергеевной 1909 года рождения ( она прожила больше 101 года). Татьяна Николаевна записала её рассказ.

    Начальные классы Беляковой Анны Сергеевны ,1909 года рождения, пришлись на годы революции. Брысина Татьяна Васильевна(её соседка), 1929 года рождения в школу пошла позже. В школе не хватало карандашей. Не было тетрадей, ручек. В 1-2 классах учили такие предметы: арифметика, русский язык, чтение, а в старших классах были ещё история, география, физкультура, рисование. Классы были большие, мальчиков было больше, чем девочек. У Беляковой учительницей была Мария Ивановна из села Ижевское, а у Голышевой учителем был Фёдор Евдокимович Прокунин. На уроках учили молитвы , каждое утро в коридоре молились всей школой, дежурный читал молитву, все повторяли за ним. В школе было тепло , уютно, многолюдно и весело, а первой книжкой у ребят был букварь.

    В школьном краеведческом уголке есть копия благодарности детей за устроенный рождественский праздник. Дети поблагодарили директора школы в форме стихотворения. Передал стихотворение один из авторов, когда приезжал на свою малую родину, в село Тырново. Он священнослужитель православной церкви, живёт в Германии.

    3)Игры и забавы детей. Какими были занятия детей в свободное время, ведь им тоже приходилось много работать?

    Зимой дети катались на санках, на ногах по льду, играли в снежки, сами делали горки и катались на них. Летом играли в салки – догонялки, в мяч. Клёс – это игра, где большой палочкой били по маленькой, у кого отлетит дальше, тот и выиграл.

    Ковёр – гоняли банку, палку и другие предметы по льду.

    Жёнки – это игра , когда кидали мяч в ямки, кто скорее попадёт в лунку , тот и выиграет.

    А вот какой была повседневная одежда в начале 20 века

    4) Одежда. Я выяснила много нового и интересного. Оказывается, вся одежда была своя (родители шили сами), иногда покупали вещи на базаре (он тянулся от поворота улиц в центре до школы и дальше по центральной улице), но покупать одежду было дорого, не всем по карману. Как правило, это была красивая праздничная одежда.

    Зимой носили зипуны, шубы овечьи, платки, валенки. Одевали также саки (безрукавки), лапти с суконными онучами (те, кто победнее). Летом носили портяные онучи. На головах женщин и девочек обязательно должен был быть платок. Мужчины и мальчики носили рубахи и штаны, девочки –платья, сарафанов уже не было.

    5)Любимые праздники у сельчан были – Пасха, Троица, Рождество.

    На Пасху вставали рано утром, одевали лучшую одежду, шли в церковь. Ходили к заутренней службе и к обедне. Дни рождения не праздновали, а водили в церковь - причащать. В церкви делали пожертвования и получали расписку об этом( одна из таких расписок хранится в школьном краеведческом уголке).

    Детей на шестой неделе рождения крестили. Праздники дети той поры любили потому, что готовились вкусные столы, в каждой семье по достатку: пироги, блины и др. В эти дни не приходилось много работать по дому, много играли, пели, плясали. Девочки могли похвастаться платьем или платком.

    6) Хозяйство. Что выращивали в садах и огородах ? Каким было хозяйство обычного крестьянина до революции ?

    В садах росли вишни, яблони – не у всех, слив и груш не было. Из овощей сажали морковь, свёклу, капусту, картошку, огурцы, помидоры, репу, редьку, тыкву, турнепс (буклу ). Всегда ходили в лес за грибами, ягодами. Ягоды носили к пароходу ( они ходили часто по реке ) и предлагали купить богатым людям с парохода. На самых красивых тарелках, (а в семье имелось 1 – 2), которые нашлись в доме, лежали ежевика, малина, земляника. С парохода сходили элегантно одетые люди, они с удовольствием покупали ягоды и букеты сирени, которые тоже продавали (это были 20-е годы 20 века).

    В крестьянских хозяйствах были лошади и коровы ( почти у всех ), овец и кур было мало. Колхозов ещё не было в те времена , а были единоличные хозяйства. В домах жили кошки, а собак около дома совсем мало, по деревне они не бегали. Мальчишки помогали пасти коров, а девочки ездили за реку их доить .Почти каждая семья сажала просо в поле, дети ходили полоть и не только на своей земле, они нанимались к хозяину полоть овощник, который был раньше на территории школы села Инякино. Платили по 10 копеек в день, на эти деньги можно было купить 16 кг муки. Рвали много лебеды и крапивы для свиней. Свиней выращивали почти в каждом хозяйстве. С детства родители заставляли девочек учиться ткать. У всех были ткацкие станки. Сначала ткали, затем отбеливали, потом красили ольховыми шишками. Матери шили всем платья, рубахи.

    Среди сельскохозяйственных культур особое место у наших сельчан занимала конопля. Ею засаживали большие участки, как сейчас картошку (отсюда название огорода в поле – конопник). Из семян делали масло. Коноплю вымачивали в воде, мяли, толки. Питкиль и ступа – орудия труда. Затем и пряли, и ткали, и шили платья из этого полотна. Прясть и ткать учили с детства. Забот у взрослых было много: доить коров, ходить на покос, полоть просо, наниматься к кому – нибудь побогаче работать. В поле брали с собой харчи: хлеб, лук, молоко, сало, тюрю. У всех были русские печки. Вечером ужинали: картошка, щи. Утром мать засыпала чугун со щами в золу и оставляла в печке, разогреть было негде. Анна Сергеевна Белякова купила керосинку, когда стала взрослой. Ей запомнилось первое блюдо, приготовленное на керосинке – вареная курица. Варилась она долго. Потом появился керогаз в домах у сельчан.

    Зимой плели лапти ( это умели все ), ездили за сеном, соломой, мякиной, драли лыко из липы. Продавали своё рукоделие: ткань, лыко, шерсть, лапти.

    Все работали в своем хозяйстве, на земле. Девочки ходили подрабатывать – доили корову у какой – нибудь старушки. Потом они могли купить себе подарок, например, платок. Мужчины ездили зимой на заработки в Астрахань ( поэтому сейчас у сельчан есть родственники в этом городе). Оттуда привозили много рыбы, селёдку в бочках. Некоторые ездили в Ленинград, чтобы заработать и другие города .Многие семьи в селе были очень трудолюбивы. Работали день и ночь. У них было большое хозяйство. После революции многое изменилось, таких крестьян посчитали врагами народа, многих сослали в Сибирь.

    3.Выводы.

    1.Проведя большую исследовательскую работу, я поняла, что для того, чтобы узнать о происхождении нашего села, его истории необходимо использовать разные виды источников:

    -устный рассказ жителей села;

    -материалы справочников, энциклопедий, ресурсы Интернета;

    -архивные материалы, материалы музеев.

    2.Я считаю, что, чем меньше такое место ( в данном случае –село) в масштабах страны или области, тем труднее найти истину: меньше письменных источников, больше приходится полагаться на устные рассказы жителей.

    3. Я выяснила, что, чем старше село, тем больше версий его возникновения.

    4. Я пришла к выводу, что человек может жить, где угодно, но, если он не помнит своих корней, то не узнать ему счастья души. Люди, с которыми мне приходилось общаться во время поиска материала о прошлом села Тырново, преданы всей душой своей малой родине.

    5. По моему мнению, проделанная мною поисковая работа имеет большое значение, прежде всего для меня. Я стала серьёзнее относиться к семье, родным и близким, я и мои друзья - одноклассники гордимся прошлым своего села. Поисковая работа помогает мне в учёбе, учит быть более внимательной к людям, учит общаться с самыми разными людьми , быть терпеливой, заботливой и благодарной .Несмотря на большую исследовательскую работу, я пока не смогла найти много материала по теме, поэтому мне хочется её продолжить .Исследовательская работа может быть интересна людям, которые интересуются прошлым своей Родины, её историей, гостям нашего села, туристам.

    6.Я думаю, что Тырново- красивое село. Оно окружено старым сосновым лесом, обилием речек, озёр, болот. Это можно было бы отразить в гербе села: например, веточка с листьями сосны с одной стороны , берёзы- с другой; обязательно ручеёк, ведь по селу протекает несколько речек –ручейков. Пожалуй, береза и ручей -символы нашего родного села Тырново.

    Я полагаю, что со мной многие согласятся: неизвестный автор 13 века в цитате «О, светло светлая и красно украшенная земля русская. Многими красотами дивишь ты, озёрами многими, дивишь ты, реками и источниками многими, месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными…всего ты наполнена , земля Русская.» подразумевал такие места на Руси, как моё родное село Тырново, дивно красивое, с интересным историческим прошлым.
    Литература

    1.Гаврилов А. Этнографические заметки о селе Тырново. «Рязанский следопыт», 1993, №1, с 92

    2.Ожегов С. И. Словарь русского языка. Москва. «Русский язык», 1987, с.83.

    3.Советский энциклопедический словарь. Москва. «Советская энциклопедия», 1980,с.1352.

    4.Родники. Журнал Шиловского литературного объединения, 2014, №5

    5.Рязанская энциклопедия, 2 том , издательство «Пресса», Рязань , 2000. С. 561

    4.Приложение

    1.Вид на реку Оку. 2. Любимая берёзка.



    3.В селе сохранились старые дома .



    4.Портрет Бороздина Николая Михайловича.



    8




    5. Церковь .



    6. Предметы быта.

    Рецензия

    Автор, Апарина Анна, хорошо обосновала выбор темы «Прошлое села Тырново».

    Содержание исследовательской работы соответствует заявленной теме. Источниковая база исследовательской работы разнообразна. В работе использованы различные формы поиска:

    -материалы газет, справочников, словарей, энциклопедии;

    - записи рассказа собеседника;

    -материалы школьного краеведческого уголка;

    -ресурсы Интернета;

    -данные о численности населения (сельский совет.)

    Найденный материал изложен последовательно, в соответствии с планом.

    Автор выражает своё отношение к историческому материалу. Апарина Анна подошла к работе творчески: она использует цитату, стихотворения, которые здесь уместны.

    Работа оформлена в соответствии с предъявленными требованиями.

    Материал, который есть в этой исследовательской работе, заставляет задуматься каждого о прошлом , настоящем и будущем нашего села. Работа может пригодиться людям, увлекающимся историей.



    написать администратору сайта