Главная страница

Учебная Программа По Философии (Казарян А. Т.). Учебная Программа По Философии (Казарян А. Т. Планы семинарских занятий по дисциплине философия для студентов 1 курса дневного отделения мгуп


Скачать 388.5 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий по дисциплине философия для студентов 1 курса дневного отделения мгуп
АнкорУчебная Программа По Философии (Казарян А. Т.).doc
Дата05.10.2018
Размер388.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУчебная Программа По Философии (Казарян А. Т.).doc
ТипПланы семинарских занятий
#25559
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6
Тема VIII

Раннехристианская философия.

Философия средних веков.
Священное Писание и Священное Предание как основа христианской философии. Христианское учение о Боге-Троице, творении мира, человеке и спасении. Общая характеристика христианской антропологии: учение о грехе, благодати и телесном воскресении. Учение блж Августина о Троице. Учение о вечности и времени, о Граде Божием и граде земном, душе человека и познании. Проблема предопределения и свободы воли в философии Августина. Апофатическое и катафатическое богословие в «Ареопагитиках». Православное учение о Боге-Троице, Его природе, Ипостасях у преп. Иоанна Дамаскина. Учение о творении мира, о человеке и Домостроительстве спасения у преп. Иоанна Дамаскина.

Схоластика и мистика как два течения средневековой философии. Спор о природе универсалий в философии средних веков. Богословско-философское учение Фомы Аквинского. Учение о Боге, природе Бога, доказательствах бытия Бога. Соотношение веры и знания у Фомы Аквинского. Понятие акта бытия в философии Фомы Аквинского.
Вопросы


  1. Никейско-Константинопольский Символ Веры христианства.

  2. Учение блж. Августина о вечности и времени, Граде Божием и граде земном.

  3. Философско-богословские идеи в «Ареопагитиках.

  4. Учение преп. Иоанна Дамаскина о Боге-Троице, творении мира и человеке.

  5. Общая характеристика «схоластики» («школьной философии) средних веков. Проблема «универсалий» в философии средних веков.

  6. Учение Фомы Аквинского о «гармонии» веры и разума. Доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского.


Литература обязательная

Тексты: Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969. Т.1. Ч.2. [Блж. Августин] С. 582-592, 600-605, [Ареопагитики] С.606-619, [св. Иоанн Дамаскин] С.621-626, [Фома Аквинский] С.823-862; Или – Электронная библиотека по философии. Т.9. Антология мировой философии.

Учебная литература: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2001.

Дополнительная литература:

Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:

1) в качестве учебного пособия следующие книги: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991; Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996; Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997; Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып.1. Средневековая философия Запада. М., 2001; Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2003.

2) статьи из Энциклопедий и Словарей: Фокин А.Р. Августин блж. // Православная Энциклопедия. М.2000. Т.I. С.93-109.

3) дополнительные тексты по философии раннего христианства и средних веков: Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. (Под ред. С.С. Неретиной). Т.1-2. СПб., 2001-2002; Ориген О началах. Новосибирск, 1993. С.42-77; Блж. Августин. О граде Божием. В 4 т. М., 1994; Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991; Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. М., 1995; Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. М., 1997; св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М. – Ростов на Дону, 1992. С.1-42, 45-49, 78-85; Творения преп. Максима Исповедника. Кн. I. Главы о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия. М., С.215-256; Боэций. Против Евтихия и Нестория. // Он же. «Утешение философией» и др. трактаты. М., 1990. С.167-189; Фома Аквинский. Сумма теологии. К.- М., 2002. Ч.I. C. 20-36, 348-358, 411-445. Киев-М., Часть. II. 2003. С. 3-30.

4) специальные исследования: Попов И.В. Личность и учение Блж. Августина. Ч.1-2 // Он же. Труды по патрологии. Т.2. Серг. Пос., 2005;Августин: Proetcontra. Личность и наследие Блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2002; Флоровский Г.В. Византийские Отцы V-VIII веков. Париж, 1933. (есть нов. изд.); Жильсон Э. Избранное. Т.1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М., - СПб., 2000.
Контрольные вопросы по Теме VII. для самостоятельной проверки знаний
Христология Церкви

«…итак, последуя св. отцам, все согласно научаем исповедывать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве; истинного Бога и истинного Человека, того же из разумной души и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству. А в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного того же Христа, Сына, Господа Единородного, в двух естествах, неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, - так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно лицо, в одну ипостась, - не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына, Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о нем и как Господь Иисус Христос научил нас и как предал нам символ отцов наших».
Объясните следующие положения:

Блж. Августин

«Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует, и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т.е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание (memoria); для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание (intuitus), а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда (expectatio)» (Исповедь XI, 23).
«То из чего Бог создал все, не имеет никакого вида и никакой формы, есть не что иное как ничто… Поэтому если даже мир создан из какой-нибудь бесформенной материи, то сама эта материя создана совершенно из ничего…Таким образом, все, что существует, насколько оно существует и все, что еще не существует, насколько оно может существовать, форму имеет от Бога. (Об истинной религии. XVIII.).
«Итак, два града созданы двумя родами любви: земной - любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, а небесный – любовью к себе, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе» (О граде Божием. XIV, 28).
«Создал Ты человека по образу и подобию Своему, и истину эту познает лишь тот, кто познал самого себя» (Монологи. I. 1, 4).
«Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева Божиего, а эти - сосудами милосердия» (О граде Божием. XV, 2).
«Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу» (О граде Божием. XIV, 4).
Ареопагитики

«… сокровенное Божие никто не видел и не увидит, Богоявления же праведникам свершались через боголепные и соразмерные им видения и изъяснения. Всемудрое же Слово Божие справедливо именует Богоявлением видение, которое изъявляло собой как бы через образ безόобразное, Божие подобие, ибо оно возводит созерцающих к Божественному» (О небесной иерархии. 4,3)
«Божественный мрак – это тот недосягаемый свет, в котором, как сказано в Писании, обитает Бог» (Письма V. Послание к священнослужителю Дорофею).
«Подобающая Богу красота, неразложимая, благая, таинственноначальная, безусловно, не входит в смешение ни с каким неподобием; и все же она способна уделять каждому по его достоинству долю своего света и каждого приводить в Божественнейшем Таинстве посвящения к созвучию со своим неизменяемым Ликом» (О небесной иерархии. 3.1).
«Сущий [Бог] по своему могуществу сверхсущностно превышает все бытия и является основной причиной, творцом существ, существования, ипостаси, сущности, природы, началом и мерой веков, сутью времени и вечностью существующего (существования)…»

(Об именах Божиих. 5,4 ).
св. Иоанн Дамаскин

«Бог ни есть ничто из того, что есть: не потому, что Он не есть, а потому, что Он превыше всего сущего и превыше самого бытия» (Точное изложение православной веры. I, 4).
«Говорим же мы, что каждое из трех Лиц имеют совершенную ипостась, чтобы признавать не одну совершенную природу, сложенную из трех несовершенных, но одну простую сущность, выше и прежде совершенства, в трех совершенных ипостасях» (Точное изложение православной веры. I, 8).
«Философия есть познание сущего, поскольку оно сущее, то есть познание природы сущего… Философия есть познание вещей Божественных и человеческих, то есть видимых и невидимых… Философия есть помышление о смерти… Философия есть уподобление Богу… Философия есть искусство из искусств и наука наук, ибо философия есть начало всякого искусства. Через нее изобретается всякое искусство и всякая наука… Философия есть любовь к мудрости; истинная же мудрость есть Бог. А потому любовь к Богу есть истинная философия» (Диалектика, 3).
«Сотворил же его [человека] Бог природою безгрешною и волею самовластною. Безгрешным же я называю его не потому, что он не был восприимчив ко греху (ибо одно только Божество не приемлет греха), а потому, что грех обусловливался не природою его, но скорее свободным выбором…» (Точное изложение православной веры. II, 12) .
Фома Аквинский (Сумма теологии)

«Первичная сущность по необходимости должна быть всецело актуальной и не допускать в себе ничего потенциального».
«В Божественной Премудрости пребывают предначертания всех вещей, каковые мы называли идеями или образцовыми формами в уме Бога».
«… поскольку божественные Личности составляют множество, а сущность едина, мы говорим об одной сущности, принадлежащей трем Лицам, а о трех Лицах как единосущных» (Т.1.С.460).
«Мы должны допустить, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына, ибо Он не является относительной противоположностью ни тому, ни другому» (Т.1.С.383).
«Коль скоро Бог есть всеобщий распорядитель всего сущего, должно отнести к его провидению то, что Он дозволяет отдельным недостаткам присутствовать в некоторых частных вещах, дабы не потерпело ущерба совершенство всеобщего блага».
«Бытие Божие может быть доказано пятью путями. Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения… Второй путь исходит из понятия производящей причины… Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости… Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах… Пятый путь исходит из распорядка природы…».

«…истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью».
«Познание истины двояко: это либо познание через природу, либо познание через благодать».
«Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же то, что преподано Богом в Откровении, следует принять на веру.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ
(ВТОРОЙ СЕМЕСТР)
Тема IX

Философия Нового времени

Декарт и Спиноза
Общая характеристика философии Нового времени. Проблема субстанции (материальной и идеальной) в новоевропейской философии (Декарт – Спиноза – Лейбниц – Беркли – Юм). Проблема метода в новоевропейской философии (эмпиризм и рационализм: Бэкон – Декарт – Гоббс – Спиноза – Локк – Лейбниц). Учение Декарта о «сомнении». Доказательства бытия Бога по Декарту. Учение Декарта о сознании и «врожденных идеях». Разум и воля в философии Декарта. Учение Декарта о душе и теле. Концепция первичных и вторичных идей в философии Декарта. Учение Спинозы о субстанции, Боге, атрибутах и модусах. Учение Спинозы о человеке. Отношение души и тела в философии Спинозы. Теория познания Спинозы. Этика Спинозы (учение о свободе воли, нравственности и смысле жизни).
Вопросы

  1. Учение Декарта о методологическом «сомнении» и его значение для понимания проблемы сознания.

  2. Доказательства бытия Бога по Декарту.

  3. Проблема субстанции в философии Декарта в связи с учением о душе и теле.

  4. Учение Декарта о первичных и вторичных идеях и проблема «врожденных идей».

  5. Учение Спинозы о субстанции, Боге, атрибутах и модусах.

  6. Природа несотворенная и сотворенная по воззрениям Спинозы.



Литература обязательная

Тексты: Декарт // Антология мировой философии. М., 1970. Т.2. С.231-261, 286-288, 294-295; Спиноза // Антология мировой философии М., 1970. Т.2. С. 349-358, 365-366, 377, 385-387; Или – Электронная библиотека по философии. Т.9. Антология мировой философии.

Учебная литература: Соколов В.В. Европейская философия XV-XVI. М., 2003.
Дополнительная литература:

Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:

1) в качестве учебного пособия следующие книги: Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956 (есть совр. изд).Соколов В.В. Спиноза. М., 1977².

2) статьи из Энциклопедий и Словарей: Декарт // Философская Энциклопедия. М., 1960. Т.1. С. 447-450; Спиноза // Философская Энциклопедия. М., 1970. Т.5. С. 112-115;

3) дополнительные тексты

Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Декарт Р. Соч. В 2 Т. М., 1994. Т.2. С. 3-72. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 Т. М., 1957. Т.2. С.361-364, С.372-373, С.377, С.380-389. С. 402-408, С. 425-433. Паскаль Б. Мысли. СПб., 1995.

4)специальные исследования.

Фишер К. История новой философии. Т.1. Декарт, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1906; Сретенский Н.Н. Лейбниц и Декарт (Критика Лейбницем общих начал философии Декарта). Казань, 1915; Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М. 1993; Жильсон Э. Учение Декарта о свободе и теология // Жильсон Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004; Фишер К. История новой философии. Т. II. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1906;Беляев В.А. Лейбниц и Спиноза. Ист. – критич. исследование СПб., 1914 (СПб., 2007); Кечекьян С.Ф. Этическое миросозерцание Спинозы. М., 1914.
Контрольные вопросы по Теме IX. для самостоятельной проверки знаний.

Объясните следующие положения:
Декарт

«…опрометчивые суждения отвращают нас от истинного познания и владеют нами настолько, что освободиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как решившись хотя бы раз в жизни усомниться во всем том, по поводу чего обнаружим малейшие подозрения в недостоверности»
«Всякая субстанция имеет преимущественный атрибут: для души мысль, подобно тому как для тела – протяжение»
«… я мыслю, следовательно, я существую».
« … у нас лишь два вида мыслей, а именно восприятие разумом и действие воли»
«Воля обширнее разума - отсюда и проистекают наши заблуждения»
«Находя в себе идею Бога, или всесовершенного существа, мы вправе допытываться, по какой именно причине имеем ее. Но, внимательно рассмотрев, сколь безмерны представленные в ней совершенства, мы вынуждены признать, что она не могла быть вложена в нас иначе, чем всесовершенным существом, то есть никем иным, как Богом, подлинно сущим или существующим»
«Существование Бога доказуемо одним тем, что необходимость бытия, или существования, заключена в понятии, какое мы имеем о Нем»
Спиноза

«Под субстанцией я разумею то, что существует само по и представляется само чрез себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться».
«Под причиною самого себя (саusa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе как существующей»
«Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность…».
«в природе Бога не имеют места ни ум, ни воля».
«Существование Бога и сущность одно и то же».
«Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность».
«В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы».
«Природе разума свойственно рассматривать вещи не как случайные, но как необходимые»
«Воля не может быть названа причиной свободной, но только необходимой».
«Воля и разум одно и то же».
«Человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное».

Тема X

Философия Лейбница

Философия Канта: «Критика чистого разума»
Учение Лейбница о «монадах» (монадология). Понимание монады в качестве субстанции. Простые и сложные монады, их основное свойство и отношение к телу. Душа, перцепция и апперцепция. Свойства души в отношении к свертываемости и развертываемости монад. Учение Лейбница о «предустановленной гармонии» и проблема теодицеи.

Основной принцип философии Канта, или «коперникианский переворот» в философии. Учение Канта об опыте и априорных синтетических суждения. Трансцендентальная эстетика Канта как учение о чувственных формах познания. Учение об априорных формах чувственного созерцания. Концепция о пространстве и времени, ее принципиальное отличие от традиционного толкования. Основные свойства пространства и времени. Учение о «вещах в себе» (феноменах) и «вещах для нас» (ноуменах) и его значение для философии Канта. Трансцендентальная аналитика: учение о рассудке, основное отличие рассудка от разума, категории рассудка. Проблема синтеза чувственности и рассудка как основная проблема философии Канта. Трансцендентальное единство самосознания как необходимое условие познания мира и ориентации в мире.

Вопросы


  1. Понимание монады в философии Лейбница: ее свойства и отношение к душе и телу.

  2. Религиозно-нравственный смысл учения Лейбница о «предустановленной гармонии.

  3. Смысл кантовского «коперникианского переворота» в философии в отношении к проблеме познания «вещей».

  4. Трансцендентальная эстетика Канта. Учение о чувственных формах познания: что такое ощущения, априорные формы чувственного созерцания. Проблема познания пространства и времени.

  5. Трансцендентальная аналитика: учение о рассудке, категориях рассудка, синтезе чувственности и рассудка.

  6. Учение Канта о «вещах в себе» (феноменах) и «вещи для нас» (ноуменах) в их отношении к теоретическому познанию, к чувственности и рассудку.


Литература обязательная

Тексты: Антология мировой философии. М., 1970. Т.2. [Лейбниц] С.350-366, 385-398, 450-464; Антология мировой философии. М., 1971. Т.3. [Кант] С. 100-127; Или – Электронная библиотека по философии. Т.9. Антология мировой философии.

Учебная литература: Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973 С.26-52; Соловьев В.С. Кант // Вл. Соловьев. Соч. В 2 т. М., 1988. Т.2. С. 441-479.
Дополнительная литература:

Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:

1) в качестве учебного пособия следующие книги: Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т. Т.2. От Канта к Ницше. М., 2000.

2) статьи из Энциклопедий и Словарей: Лейбниц // Философская Энциклопедия. В 5 Т. М., 1964. Т.3. С.161-165; Кант // Философская Энциклопедия. В 5 Т. М., 1962. Т.2. С.419-427.

3) дополнительные тексты: Лейбниц Г.В. Рассуждение о метафизике // он же. Собр. соч. В. 4 Т. М., 1982. Т.1. С.125-163; Кант И.

4) специальные исследования: Майоров Г.Г. Теоретическая философия Лейбница. М., 1973. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.Кассирер Э. Жизнь и учение Канта; М., 1998. С.129-198.
Контрольные вопросы по Теме X. для самостоятельной проверки знаний.

Объясните следующие положения:
Лейбниц

Монадология

«1. Монада… есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных; проста - значит не имеющая частей».
2. «А где нет частей, там нет ни протяжения, ни фигуры и невозможна делимость. Эти-то монады и суть истинные атомы природы… элементы вещей».
6. «… начало или конец монады могут произойти лишь с одного раза , т.е. монады могут получить начало только путем творения и погибнуть только через уничтожение».
11. «… естественные изменения монад исходят из внутреннего начала, так как внешняя причина не может иметь влияния внутри монады».
14. «Преходящее состояние, которое обнимает и представляет собой множество в едином или в простой субстанции, есть не что иное, как то, что называется восприятием (перцепцией), которое нужно отличать от апперцепции или сознания …».

19. «… душами можно называть только такие монады, восприятия которых более отчетливы и сопровождаются памятью».
33. «Есть … два рода истин: истины разума и истины факта. Истины разума необхожимы и противовоположное им невозможно; истины факта - случайны, противоположное им возможно…»
42. «… творения имеют свои совершенства от воздействия Бога, но … несовершенства свои они имеют от своей собственной природы, которая не способна быть без границ. Ибо именно этим они отличаются от Бога».

43 «… разум Бога есть область вечных истин, или идей, от которых эти истины зависят».
47. «… один только Бог есть первичное единство или изначальная простая субстанция. Все монады сотворенные или производные составляют его создания и рождаются… из беспрерывных, от момента до момента, излучений Божества».
48. «В Боге заключается могущество, которое есть источник всего, потом знание, которое содержит в себе все разнообразие идей, и, наконец, воля…»
71. «… не бывает метемпсихозы или переселения души. Не бывает ни душ, совершенно отдаленных от тела, ни бестелесных гениев. Один только Бог всецело свободен от тела».
78. «Душа следует своим законам, тело – также своим; и они сообразуются в силу гармонии, предустановленнной между всеми субстанциями, так как они все суть выражения одной и той же Вселенной».
85. … совокупность всех духов должна составлять град Божий.
86. «Этот град Божий, эта поистине вселенская монархия есть мир нравственный в мире естественном…»
«… монада является постоянным живым зеркалом Вселенной».
«Каждая монада необходимо должна быть отлична от другой. Ибо никогда не бывает в природе двух существ, которые были бы совершенно одно как другое, и в которых нельзя было бы найти различия внутреннего, или же основанного на внутреннем определении»
«В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы».
«Если бы мы могли в достаточной мере понять порядок Вселенной, то мы нашли бы, что он превосходит все пожелания наимудрейших...».
Кант

Общие принципы философии

«До сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразоваться с предметами. Следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием, а это лучше согласуется с требованием возможности априорного знания о них, которое должно установить нечто о предметах раньше, чем они даны».
«Я не могу, следовательно, даже допустить существование Бога, свободы, и бессмертия для целей необходимого практического применения разума, если не отниму у спекулятивного разума также его притязаний на трансцендентные притязания. Поэтому мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере».
«Истинная же задача чистого разума заключается в следующем вопросе: как возможны априорные синтетические суждения?»
Трансцендентальная эстетика. Учение о чувственности

«В основе всех понятий о пространстве лежит априорное (не эмпирическое) созерцание».

«Время следует считать действительным не как объект, а как способ представлять меня самого как объект».
«… время есть условие только явлений, а не вещей в себе».
«Каковы предметы в себе и обособленно от этой восприимчивости нашей чувственности нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же необязателен для всякого существа, хотя и должен быть присущ человеку. Мы имеем дело только с этим способом восприятия. Пространство и время суть чистые формы, а ощущение вообще есть его материал. Пространство и время мы можем познавать только a priori, т. е. до всякого действительного восприятия, и потому они называются чистым созерцанием, ощущения же суть то в нашем познании, благодаря чему оно называется апостериорным познанием, т.е. эмпирическим созерцанием».
Трансцендентальной логики часть первая - аналитика. Учение о рассудке

«Все действия рассудка мы можем свести к суждениям, следовательно, рассудок можно вообще представить как способность составлять суждения».
«Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы».
«Однако не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путем восприятия,… а сама связь есть функция рассудка, и сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связыватъ и подводить многообразное [содержание] данных представлений под единство апперцепции. Этот принцип есть высшее основоположение во всем человеческом знании».
«Что бы и сколько бы ни содержало наше понятие предмета, мы во всяком случае должны выйти за его пределы, чтобы приписать предмету существование. Для предмета чувств это достигается посредством связи с каким-нибудь из моих восприятий по эмпирическим законам, но что касается объектов чистого мышления, то у нас нет никакого средства познать их существование….»
Вещь в себе (вещи сами по себе)

«Понятие ноумена – проблематическое понятие: оно есть представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она невозможна, так как мы не знаем иного способа созерцания, кроме своего чувственного созерцания, и не знаем иного вида понятий, кроме категорий; между тем ни наши категории, ни наши созерцания не подходят ни к какому внечувственному предмету».
«Каковы предметы в себе и обособленно от этой воспримчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно».


1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта