Главная страница
Навигация по странице:

  • Платон Ламутский (Платон Афанасьевич Степанов) (1920-1986)

  • Ламутские чтения. ламутские чтения. Платон Ламутский (Платон Афанасьевич Степанов)


    Скачать 23.9 Kb.
    НазваниеПлатон Ламутский (Платон Афанасьевич Степанов)
    АнкорЛамутские чтения
    Дата01.04.2022
    Размер23.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаламутские чтения.docx
    ТипДокументы
    #433011

    МКУ «Управление образования»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Сангарская средняя общеобразовательная школа №1»

    п. Сангар Кобяйский район РС(Я)


    Платон Ламутский

    (Платон Афанасьевич Степанов)

    (1920-1986)

    Выполнила: ученица 10- А класса

    МБОУ «Сангарская СОШ №1»

    Сарафанова Софья Сергеевна

    п.Сангар,ул.Максимова дом 39 кв.20

    Руководитель: учитель физики и информатики

    Денискина Елена Владимировна

    п.Сангар, ул.Ленина, дом 51

    САНГАР, 2015 год.

    Эвенский поэт и прозаик Платон Афанасьевич Степанов – Ламутский родился 13 ноября 1920 г. в Эвено - Бытантайском улусе. В 1937 году он окончил Якутское педагогическое училище. Потом молодой учитель был направлен на работу в Север.

    Еще с ранней юности он самозабвенно увлекался устным народным творчеством эвенов. Сам пробовал сочинять поэтические и прозаические произведения. Его первые стихи печатались с 1939 года. Вскоре произведения молодого учителя Платона Ламутского опубликовались на страницах периодической печати Якутии и соседних областей в переводе на русский и якутский языки. Лучшие из них в переводе на русский язык вышли в печати в центральных изданиях.

    Учащиеся эвенских начальных школ на уроках языка и литературы стали читать произведения своего любимого учителя Платона Афанасьевича. Будучи мастером родного языка Платон Ламутский прививал своим ученикам любовь к эвенскому языку и учил их премудростям этого древнего языка. Вообще, П.Ламутский, по воспоминаниям своих коллег и учеников, был прекрасным педагогам. Он часто занимался с детьми во внеурочное время, развивал их индивидуальные способности, организовал литературные и драматические кружки, а также вел кружки рисования и.т.д.

    Эвенский поэт В. Кейметинов – Баргачан о своем старшем брате по перу и учителе так тепло вспоминает, называя его как Платон аки: «Платон Афанасьевич Степанов чахчы норуотун тілкітµнэн тілкілінін олорон ааспыт киґи буолар. Тыллыын-істµµн, ійдµµн-санаалыын, онноо±ор кµлµµтэ-оонньуута дьиІнээх эбээн бу сылдьар дэтэр этэ.- Былатыаны кытта кэпсэппит киґи аччык сылдьан эмискэ сибиэґэй, сµмэґиннээх эти хабыалыы тµспµт курдук санааччы уонна астынааччы – диэн кырдьа±астар саІарсалларын ійдµµбµн».

    Тонкий знаток родного языка и литературы Платон Ламутский создавал прекрасные, национально колоритные стихи, которые становились песнями и широко разлетались по необъятным просторам Севера. Стихи Платона Ламутского отдельной книгой семь раз были опубликованы издательствами Якутска и Магадана. Лучшие из них были напечатаны в Ленинграде в Учпедгизе.

    На якутском языке были напечатаны несколько сборников стихов Платона Ламутского: «Хомурахустун» (1970), «hээдьэдьиэрэйэр» (1975) и «Күнүбатыстым» (1984) и.т.д.

    Писатель Платон Ламутский для детей также опубликовал «Эвенские сказки» и сборник рассказов. В произведениях, включенных в эти сборники, поэт воспевал красоты прекрасной северной реки Индигирки, создавал образы самоотверженных тружеников тундры, поэтично и трогательно рассказывал о животном и растительном мире родного Севера. Педагог и писатель Платон Ламутский своими произведениями учил детей ценить дружбу народов, высокие человеческие качества, особенно доброту и трудолюбие.

    Платон Ламутский известен еще своей поэмой «Мой дед, трижды рожденный», в котором поэт философски размышляет о судьбе родного народа, о смысле жизни и любви.

    Платон Ламутский был автором крупных прозаических произведений «Рассказы родителей» и «Дух земли».

    В книге «Рассказы родителей» Платон Ламутский с реалистической силой описывает жизнь родного народа с широким охватом его суровой действительности и с глубокими раскрытием его национального характера. Книга вышла в Якутске в 1965 году. Потом П.Ламутский создал первый эвенский роман «Дух земли» (1987). В нем писатель на примере жизни оленеводов-охотников – семьи Маркани отражает быт и жизнь эвенов, увлекательно и красочно показывает их обычаи и обряды и отличительные национальные черты характера эвенов. Писатель исследуя историю своего народа, раскрывает и изменение его самосознания. Раньше эвены полностью были зависимы от природы, сейчас себя осознают хозяином своей земли и своей судьбы.

    Платон Ламутский был продолжателем добрых традиций зачинателя эвенской литературы Н.Тарабукина и прекрасного поэта Василия Лебедева.

    Платон Афанасьевич Степанов – Ламутский внес значительный вклад в развитие родной эвенской литературы. Его дела и творческие замыслы продолжают талантливые эвенские писатели А.Кривошапкин, В.Кейметинов – Баргачан, Д.Едукин, В.Белолюбская – Аркук и другие.

    Достойным преемником Николая Тарабукина по праву считается Платон Афанасьевич Степанов (Платон Ламутский) . Учитель по образованию, большую часть своей жизни он отдал благородному делу воспитания молодого поколения. Знаток фольклора эвенского народа, П.А. Степанов принимал активное участие в научно-диалектологических экспедициях Якутского научного центра Института языка, литературы , истории Сибирского отделения АН СССР. Однако в нем, педагоге, работнике культуры, всегда жил художник, поэт. Поэтому не случайно первые его стихи появились когда ему было 19лет. Стихи печатались на эвенском, якутском и русском языках. Он является автором ряда поэтических сборников: «Песня эвена» (1962), «Олененок» (1964), «Рассказы родителей» (1965), «Дети старика» (1970), «По сугробам» (1970).

    Платон Ламутский – автор первого в эвенской литературе романа «Сир иччитэ» («Дух земли»). К сожалению, этот роман до сих пор не переведен на русский язык . В нем повествуется о жизни эвенов дельянского рода в начале нашего столетия. Автор вводит читателя в удивительный мир народных сказаний, легенд, шаманских видений, предсказаний. В центре романа - история обнаружения эвенами туши мамонта. Боясь страшной кары , местные жители попытались скрыть находку. Однако ни обращения к духам, ни шаманские камлания не смогли избавить их от мысли о сопричастности происшедшему . Начавшаяся среди эвенов эпидемия воспринимается ими ка кара за совершенное. Помощь приходит извне. Русский лекарь Мицкевич спасает эвенов от неминуемой смерти, а вывезенная с территории туша мамонта не принесла им ожидаемых несчастий.

    Платон Ламутский был больше известен как детский писатель. Его стихи, посвященные детям, радостны, солнечны, мудры.

    Поэт не скрывал, что на становлении его как писателя, большое влияние оказало творчество Николая Тарабукина. Он с большим уважением отзывался о произведениях своего предшественника и посвятил ему стихотворение «Николая Тарабукина» («Николаю Тарабукину»). Торжественно звучат строки поэта о суровой земле, на которой родился первый писатель, представивший миру жизнь эвенов.

    Однако не только творчество Тарабукина стало предметом внимания и изучения для Платона Ламутского. Он пишет стихотворение, посвященное великому русскому поэту А.С.Пушкину, ему хочется сказать свое слово об «учителе всех поэтов». Платон Ламутский идет дальше своего предшественника. В стихотворении «Пушкин и эвен» он ставит рядом два дорогих для него слова, чтобы показать, насколько они для него неразделимы.

    Ушли в прошлое слова о «диком тунгусе», как кануло в небытие само это слово (тунгусы- устаревшее название эвенков). Новая жизнь пришла в эти суровые края. Но поэт оставляет с собой право памяти о прошлом народа, обреченного на вымирание. Стихотворение Платона Ламутского и грустно , и оптимистично. Поэт называет А.С.Пушкина волшебником, который дал эвенам знание, приучил их к чтению, помог им раскрыть самих себя. Стихи великого русского поэта вошли в душу эвена. В знак благодарности эвенский поэт создает ему новый памятник, как отражение непреходящей любви его народа к певцу вольности.

    Поэзия А.С.Пушкина вдохновляет Платона Ламутского на создание произведений, имеющих свое лицо, отличающихся утонченной образностью, собственной палитрой красок. Платон Ламутский использует богатый арсенал художественных изобразительных средств, что говорит о повзрослении эвенской литературы, ее творческом возмужании. Это получило отражение в стихотворении «Эвен ырыата» («Песнь эвена»), пронизанном духом жизнеутверждения. Это песня о новой жизни, которая пришла на Землю Якутии, где издавна живут многочисленные народности и среди них эвены.

    Поэт пытается сам добраться до истины. Он не дает готовых рецептов жизни. Все его творчество пронизано поисками своего «Я». Это нашло отражение в стихотворении «Бэлэм бьолу билбэппин» («Готового счастья не знаю»).

    Стихи Ламутского , посвященные детям, легки, почти воздушны, навеяны ароматом родных трав и народных сказаний. Их можно назвать продолжением автобиографической повести эвенского народа, начатой Николаем Тарабукиным. Это своего рода дилогия из цикла «Моя жизнь». Но создает этот цикл Платон Ламутский не в песенно-народном стиле, как это было у Тарабукина, а в ритме новой жизни.

    Корнями стихи Ламутского уходят в древнюю старину, когда жил легендарный герой эвенского эпоса Омчэни, перед силой которого никто не мог устоять. Но это была не разрушительная сила, а созидающая, приносящая людям счастье. Есть в этом герое много общего с Ильей Муромцем из русских былин и Нюргуном Боотуром из якутского эпоса Олонхо. Это стихотворение приводится на эвенском, якутском и русском языках.

    Стихотворение «Ааныкчаан отоно» («Ягоды ААныкчаан».) также навеяно народными традициями, преданием о доброй старушке Ааныкчаан, которая подарила тундре ковер жизни.

    Но самый дорогой подарок для поэта – тот, что когда-то сделала ему мама. Образ «маленькой, нежной травы сиибиктэ» вырастает до символического образа памяти, которая никогда не изменяла поэту. Где бы он ни был, всегда с ним этот талисман – об этом стихотворении «Подарок матери».

    Не менее выразительными являются и картины зимы в стихотворении «Зимняя ночь». Поэт, используя образные сравнения («Затаилась в сумерках земля, В покрывало в снежное одета»), придает природе новые качества: «Полны беспокойства в вышине Звезды светят ярко, словно фары». Это связано с тем, что оленье стадо подстерегает опасность: «Волк крадется в этой тишине». Но сама природа – надежный защитник: «Ярко светит в вышине звезда, Защищая нас и согревая».

    Светом далекой звезды наполнено творчество эвенского поэта, подарившего юным гражданам этой суровой земли радость смеха (стихотворения «Сова», «Месяц», «Паучок»).

    Годы не властны над поэзией Платона Ламутского. Прожив большую жизнь, он сохранил юношеский порыв в общении со своими многочисленными учениками. Для него главное – сохранить честь, собственную индивидуальность, быть самим собой. Какие бы события ни происходили в жизни человека, всегда нужно оставаться личностью. Таков был завет поэта. Этими мыслями наполнено его стихотворение «Элэр саапым эргииэр», обращенное к молодежи.


    написать администратору сайта