реферат. Платон. Платон основоположник идеалистического направления философии
Скачать 162.06 Kb.
|
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов. Платон – основоположник идеалистического направления философии. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: - материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; - окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; - реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); - чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; - любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.); - весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). «Триада» Платона – «единое», «ум», «душа». Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «ума»; «души». «Единое»: - является основой всякого бытия; - не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.); - есть ничто; - выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого). «Ум»: - происходит от «единого»; - разделен с «единым»; - противоположен «единому»; - является сущностью всех вещей; - есть обобщение всего живого на земле. «Душа»: - подвижная субстанция, которая объединяет и связывает »единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления; - также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; - душа человека (вещи) есть часть мировой души; - душа бессмертна; - при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; - постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса. Платоновский мир форм и идей Главное место в своем учении Платон выделяет размышлениям об эйдосах — идеях. Согласно его философии, Вселенная разделена на две части: измерение эйдосов и мир форм (вещей). Идеи являются прообразами всего и лежат в основе всех вещей, которые созданы из бесформенной материи. При этом сама материя не в состоянии что-либо породить без движущей силы эйдосов. Измерение эйдосов находится вне пространства и времени, но имеет четкую иерархию, во главе которой находится идея Блага. Она становится обязательным условием для познаваемости всех остальных эйдосов и играет важную роль в распознавании людьми высших ценностей. Представление Души у Платона В человеческом сознании душа — это самая существенная, глубокая и важная идея, которая сосредоточена в самом человеке. Все Души уже созданы Великим Творцом в момент сотворения мира, их количество определено количеством звезд во Вселенной. Это связано с тем, что каждая звезда отвечает за определенную Душу, пока она проходит воплощение на Земле. Перед земной жизнью Душа находится в измерении чистых идей, и от того, какую идею она принесет с собой на Землю, зависит, какое тело ей достанется и какие испытания суждено ей пройти. После смерти Душа попадает на Страшный суд, по решению которого праведники попадают на Седьмое небо, а грешники — в недра земли. Через тысячу лет ссылки она снова проходит испытание жизнью, и та Душа, которая несколько раз подряд воплощается в теле философа или мудреца, заканчивает свои перерождения и удостаивается Божественного покоя. Остальные — продолжают приходить на землю на протяжении десятков тысяч лет, и не всегда в тела людей. В диалогах “Тимей” и “Федр” описывается, что Душа состоит из трех частей: Разумной, находящейся в голове. Волевой, находящейся в груди и состоящей в союзе с разумом. Страстной, расположенной в желудке и служащей низшим инстинктам. Важно! В каждой нации, согласно Платону, преобладает какая-то одна составляющая Души. У греков — разумная, у северных народов — мужественная, у египтян — тяга к наживе и обману. Учение о познании и диалектике Платон считал, что только путем осознанного размышления, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точному образу объективной реальности. Сама диалектика призвана в помощь человеку для детального анализа, классификации расфокусированных чувственных впечатлений и получения из беспорядочной массы информации одно общее понятие. Общее же понятие она помогает разбить на виды и более мелкие упорядоченные структуры. Согласно философии великого мыслителя, в двух и нескольких разных вещах или понятиях может храниться одна идея, и она реально существует, ведь никто не в состоянии познать несуществующее. Именно измерение осознаваемых идей истинно существует, а мир вещей является его блеклым призраком. Предметы скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ни одна вещь неспособна полностью воплотить в себе суть идеи. Сама же идея является истинной сутью вещей. Любовь и Красота Платон в своих трудах акцентировал внимание на Красоте и важности ее поисков в окружающем мире и внутри себя. Созерцая и принимая физическую красоту, Душа способна обратить свой взор на красоту искусства и науки. Преодолев этот рубеж, она переходит к положительной оценке добрых нравов и обычаев, что является лучшим способом подняться к миру Высших идей по “золотой лестнице”. Пребывая во власти чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, ведь она оживляет воспоминания об идеальном мире, порождая в сердце Любовь. Платон отмечает, чем меньше в любви телесных и грубочувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возрастает возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину. Важно! Именно из таких рассуждений великого философа возникло понятие “Платоническая Любовь”. Значение философии Платона. - историческое значение философии Платона в том, что впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; - положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»); - впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.; - были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.); - была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.). Учение Платона о государстве Платон считал, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пищи, жилище, одежде. Поскольку люди не могут личными усилиями приблизиться к совершенству, то необходимы государство и законы. У Платона было свое представление об «идеальном государстве». По его мнению, управлять должны только аристократы, как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники должны выполнять добросовестно свою работу. Идеальное государство должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие. Платон выделял следующие формы государственного устройства. 1. «Идеальное государство» (или приближающееся к идеалу) – аристократия, аристократическая монархия. 2. Нисходящая иерархия государственных форм: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Тирания – наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом общей критики. Худшие формы государства – результат «порчи» идеального государства. Тимократия – это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии. Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется своей классификацией частей души: разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; аффектной, яростной, части, добродетель которой в мужестве, – сословие воинов (стражей); вожделеющей, низменной, – сословие земледельцев и ремесленников. Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части и справедливо, поскольку в таком государстве все служат ему как некой целостности и занимаются своим делом, не вмешиваясь в дела других. Платон считал, что частная собственность и семья подрывают условия идеального общества. Он мыслил избавить общество от эгоизма: у всех все должно быть одинаковым и общим в пределах сословия. ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих связях, общих законах всяких изменений и развития в природе, обществе и мышлении. аксиология как учение о ценностях Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (axios – ценность, logos – cлово, знание). Это – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду – Красоту, Добро, Истину. В античной, а затем и средневековой философии, ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная уже с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей был: что есть благо? Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны («человек есть мера всех вещей»). Таким образом, со времен античности до наших дней в философии ведутся споры по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она – результат оценивания, продиктованного потребностями личности или общества. Обе эти точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором – с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека. Психологи считают, что ценности – «ядро» человеческой личности, так как они определяют отношение человека к миру, к природе, к власти и т.д. Как итог : В конечном счете, ценности определяют всю стратегию нашей жизни. Наличие устойчивых ценностных ориентаций характеризует зрелого человека и определяет такие качества, как активная жизненная позиция, целеустремленность, верность принципам. Применяют следующие классификации видов ценностей: ∙по содержанию – материальные, политические, социальные и духовные; ∙по сферам бытия – ценности природы, культуры, социума, науки и искусства; ∙по субъекту – субъективно-личностные и надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие); личностные ценности формируются в процессе образования и воспитания; ∙по роли в жизни человека различаются ценности утилитарные (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной ценности духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности – ее смысл. Культурные ценности - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, произведения искусства и культуры, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объек Аксиология — теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира. Согласно аксиологическому подходу, в каждой из этнических и национальных культур создаются ценности, имеющие общечеловеческое значение. ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. ценность - это не только "осознанное", но и жизненно, экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир. Если идея - это прорыв к постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность - это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека В современной отечественной литературе по культурологии свой вариант классификации ценностей предлагает Б. Ерасов: витальные — жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.; социальные — семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.; политические — гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.; моральные — добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п. религиозные — Бог, Священное Писание, вера и пр.; эстетические — красота, стиль, гармония и др. Философия Платона — «объективный» идеализм, основанный на противопоставлении изменчивому миру природных вещей потустороннего неизменного, вечного и неподвижного «истинного бытия», мира духовных сущностей — идей. |