Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  • 1_,2_... Задание4. Найдите ошибку на карте. Наглядно закрепить представление о расселение племен.

  • Задание 5. заполни таблицу. (если тот или иной факт отсутствует – пропуск)

  • Задание 6. Анализ общественного устройства племен эпохи железа (социальная иерархия)

  • ик3. ик2. Племена эпохи железа. Теоретическая часть


    Скачать 163.28 Kb.
    НазваниеПлемена эпохи железа. Теоретическая часть
    Дата16.03.2022
    Размер163.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаик2.docx
    ТипДокументы
    #400529

    Раздел: Племена эпохи железа.

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    САКИ

    Саки - древние племена, населявшие Казахстан и Среднюю Азию в I тысячелетие до н.э.Известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках: наскальные надписи персидских царей (Дария, Ксеркса), сочинения греко-римских авторов (Геродот, Страбон и др.).В письменных источниках саки встречаются с разными названиями. «Отец истории» древнегреческий историк Геродот, саков называет массагетами. Персы саков называли «могучими мужьями», а иранцы - «туры с резвыми конями». Геродот, живший в 484 - 425 гг. до н.э., в своей книге «История», написанной в 430- 425 гг. до н.э. утверждает, что «персы всех скифов называют саками». «По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов», - писал Геродот. Страбон писал о саках, что «все они прямодушны и верны договорам». Греки называли саков - «азиатскими скифами».Согласно древнегреческим источникам саки «к врагам - беспощадны, к друзьям - верны». Греки считали саков самым справедливым и честным народом, среди всех, известных им.В древнегреческих источниках встречается еще одно название кочевников - дай (даи).Сакские племена, населявшие земли северо-восточнее Арала, получили название дай, аргиппеи, исседоны. Эти племена кочевали в южном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане. Саков с «остроконечными шапками» (тиграхауда), населявших Жетысу ученые связывают с «казахами с высокими колпаками».

    Группа сакских племен

    Территория расселения

    Саки-тиграхауда («носящие остроконечные шапки»)

    Жетысу (Семиречье), подножье Тянь-Шаня, среднее течение Сырдарьи и в северном Кыргызстане, Ташкенте.

    Саки-парадарайа («заморские саки»)

    Приаралье и низовья Сырдарьи. (Северное Причерноморье, Северный и

    Центральный Казахстан, низовья Амударьи)

    Саки-хаумаварга («изготавливали напиток хаома»)

    долина реки Мургаб (река в Туркмении и Афганистане)

     

    Антропологический тип саков: европеоидный. Однако во внешнем облике саков больше стали появляться монголоидные черты. Особенно сильно монголоидные черты выражены у саков Северного и Восточого Казахстана.У племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике стали доминировать монголоидные черты в эпоху железа. Монголоидные черты у сакских женщин были более заметны. Ученый-антрополог М. М. Герасимов сделал реконструкцию обликов древних жителей Жетысу, по их останкам. Когда люди начали использовать железо в производстве, начался рост и накопление излишек в обществе, что в свою очередь привело к усилению общественного и имущественного неравенства. Сакское общество жило в период распада первобытного строя и формирования военной демократии: члены племени на собрании выбирали вождей. Государственные дела решались на народном собрании. Титул верховного правителя сакского племенного союза: царь. В сакском обществе цари избирались из сословия воинов.

    Группа

    Особенности

    Одежда

    Войны

    на индоиранском  назывались«ратайши»(«колесничие»)

    красная и желто- красная.

     Жрецы

    отличительные атрибуты - жертвен­ные чаши и особые головные уборы

    Носили

    белую

    одежду.

    Скотоводы и земледельцы

    «восьминогие», так как пахали землю

    плугом с помощью

    запряженных в них двух быков.

    Носили

    желтую

    и синию одежду

    .Нa народном собрании, где решались важные дела, связанные с жизнью племени, женщины могли участвовать на ряду с мужчинами. Древнегреческий историк Ктесий писал: «Женщины саков сильны, во время войн помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в битву». Источники свидетельствуют о том, что у саков женщины часто были правителями, истории наиболее известна царица Томирис (570-520 гг. д.н.э.). Саки вели кочевой образ жизни. Найденные в погребениях сакской знати китайские зеркала, изделия из Персии свидетельствуют, что в VI-III вв. до н.э. древние жители Казахстана имели торгово-обменную связь с Китаем, Индией, Персией. Саки ковали различное оружие, такие как, мечи-акинаки, ножи, доспехи. Акинак - скифо-сакский короткий меч 40- 60 см, отлитый из бронзы, эфес которого, украшался изображениями зверей.На территории Жетысу, в Южном Казахстане, в Илийской долине и Прииссыкулье археологи часто находят сакские котлы и жертвенные чащи.Уникальное жертвенное блюдо, названное «Жетысуский михраб» (т.е. направленное в сторону Мекки), было найдено близ Алматы. На конусовидной подставке находится круглое блюдо, украшенное по краям 15 фигурками оленей. На блюде укреплена фигурка мужчины на коне, стреляющего в оленей из лука. В VI в. до н.э. саки воевали с Персами. В 530 г. до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Во время вторжения персидской армии Кира во главе саков стояло царица  Томирис. Римский историк Помпей Трог писал: «Томирис не испугалась, как это можно было бы ожидать от женщины, вражеского нашествия».Один из походов Кира в Среднюю Азию стал для него роковым. В июле 530 года до н. э., согласно Геродоту, в битве против | массагетов на восточной стороне реки Яксарт (Сырдария) Кир потерпел полное поражение и погиб. По утверждению Геродота, «царица» массагетов Томирис, мстя Киру за смерть сына, приказала найти тело Кира и окунула его голову в бурдюк, наполненный кровью, предлагая ему таким образом утолить ненасытную жажду крови. Вторжение войск Дария IВ 519 г. персы под предводительством Дария I вторглись на территорию саков. - Дарий: «Я отправился на землю саков, которые носят островерхие шапки» {Бехистунская надпись). Войну против Дария I возглавил вождь саков - Скунха, однако он потерпел поражение. Греческий историк Полиэн описал подвиг сака-пастуха Ширака, который порезал себя, прикинувшись врагом саков, отвел Дария и его войска в пустыню. Таким образом, потеряв большую часть армии, Дарий I вернулся в Персию. Однако, в результате длительной войны с персами, часть территории саков осталась под властью персов. По условиям мирного договора с Дарием I, саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Саки воевали в составе персов против греков в 490 г. в Марафонской битве. Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Египтом, Грецией. Имена Скунха и Ширак объединяет следующее: вели борьбу с Дарием I. О борьбе саков с персами писали Геродот, Помпей Трог, Полиэн. Борьба саков против Александра Македонского. Александр сокрушив Персидское царство, вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак Спитамен. Спитамен 3 года вел партизанскую войну. Древнегреческий историк Арриан писал о том, как Александр Македонский, переправившись через Сырдарью на плотах, атаковал саков.Страшная жара, бездорожье, постоянные набеги саков чуть не окончилось поражением греко­-македонских войск.Саки осадили Мараканду (ныне город Самарканд, Узбекистан), где был греческий гарнизон. Македонский послал на помощь войска. Тогда Спитамен инсценировал отступление. Когда греки кинулись вслед за «испугавшимися» кочевниками, Спитамен развернул войска и перешел к наступлению.

    САРМАТЫ.

    Населяли западные регионы Казахстана в VIII в. до н.э. - V в. н.э. Название племени «сармат» встречается в трудах древних авторов, начиная с III в. до н.э. Появление этого названия совпадает с началом интенсивного движения в III-II вв. до н. э. сарматских племен на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье. На Арало-Каспии, а также южнее жили племена дахов (дай, даги). На берегах Каспия жили племена каспиев. В древние времена Каспийское море носило название «Гирканское море», поэтому каспиев иногда называют гиркани.Во II в. до н.э. савроматы, постепенно захватывая земли в междуречье Волги и Жайыка, дошли до земель Северного Причерноморья. О савроматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Старший, Полибий. Эти племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Установили связь с Боспорским царством. Совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию. По мнению Геродота, савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов. Геродот пишет, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом», - заключает историк. По словам древнегреческого историка Диодора, сарматы «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, обратили большую часть страны в пустыню». Женщины были равны в правах с мужчинами. Савроматы были родственны даям, массагетам и исседонам. Резкое уменьшение численности сарматов в I в. до н.э. - I в. н.э. ученые объясняют усилением засушливости климата. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в I тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был населен племенами дахов (даев, дагов), саков-массагетов. Союз даев состоял из нескольких родов и племен. В 248-247 гг. до н.э. Арсак (Аршак), выходец из дайского племени апарн, завоевал большую часть Парфии (территория современного Ирана) и соседние районы Гиркании, основал здесь династию Аршакидов. По некоторым современным гипотезам древние даи являются предками адаев - одного из племен Младшего Жуза. Наличие богатых захоронений говорит о социальном неравенстве. В условиях первобытнообщинного строя все вопросы общины решались старейшинами и вождями совместно с членами рода. Во время расцвета военной демократии важнейшие вопросы внутренней и внешней политики рода-племени стали решаться в узком кругу вождей. В сарматском обществе женщины тоже входили в военное сообщество племени. Доказательством тому могут служить многочисленные находки вооружения в женских погребениях. Геродот сообщал: «сарматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят с мужчинами одинаковую одежду. Относительно браков у них соблюдается следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». В жизни и быту сарматов подсобное значение имела охота. Широкое распространение получила верховая охота. Сарматы широко использовали кожаную посуду - торсыки, саба, конеки, бурдюки и т.п. О существовании внешней торговли у сарматов свидетельствуют находки стеклянных предметов в курганах Западного Казахстана. Стеклянные предметы, сарматы получали из восточных стран. Основной вид хозяйственной деятельности сарматов - кочевое скотоводство.  В основном выращивали овец и лошадей.   У сарматов имелись два вида лошадей: невысокие и крепкие, приспособленные к круглогодичному содержанию и крупные скакуны для дальних походов. Сарматы разводили также верблюдов и быков. В хозяйстве сарматских племен, живших в междуречье Волги и Урала, а также на побережье Черного моря, важное место занимало земледелие. Таким образом, полный перечень занятий сарматов - кочевое скотоводство, земледелие и охота.

    УЙСУНЫ

    Археологические памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Жетысу (Семиречье). Хронологические рамки III в. до н.э. - V в. н.э. в. Уйсуны- одно из основных племен, составивших казахский народ. Название усунь (уйсун) встречается в китайских записях, начиная со II в. до н.э. и описываются «широкоскулыми, светловолосыми и голубоглазыми». Столица - Чигучен или Чигу (город Красной долины) находилась южнее озера Иссык - Куль и реки Или. Уйсунам был характерен  антропологический тип европеоидный, однако отмечаются малые примеси монголоидных черт. Основная источниковая база для изучения уйсунской эпохи - китайские источники. Название «усунь» встречается в китайских записях, начиная с II в. д.н.э. Китайский историк Сыма Цянь записал легенду о происхождении уйсунов. Уйсуны первоначально были зависимы от гуннов. Уйсунские племена имели государственное устройство. Правителя называли - «гуньмо».  Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек», а так же мелкие родоправители. Существовало имущественное неравенство. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве. Рабы были в основном из числа военнопленных. У правителей и военачальников были золотые и медные тамги. Тамгами тавровали лошадей. Частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду. Возникновение частной собственности, развитие имущественного неравенства можно проследить по уйсунским погребениям. Были найдены тамги, сделанные из глины. Их использовали рядовые общинники. Они больше держали лошадей, овец, верблюд, меньше - крупнорогатый скот. Уйсуны строили дома также и из саманного кирпича. Кочевые уйсуни жили в юртах. В письменных источниках описывается что уйсуны «не занимаются ни земледелием, ни садоводством». Однако археологические источники свидетельствуют обратное: часть уйсунов занималась земледелием. В поселении Актас были найдены доказательства существования земледелия у уйсунов. Были найдены остатки оросительных каналов. Значительная часть ремесел и домашних промыслов уйсунов была связана с обработкой продуктов скотоводства. Для ювелирного искусства уйсунов был характерен полихромный стиль.Среди них широко распространялась традиция инкрустировать драгоценными камнями металлические изделияОбразцы этого искусства найдены при археологических раскопках захоронения Актас.  Найденная в Каргалинском ущелье диадема (женское головное украшение) принадлежала племени Усуней. Датировка - I в. до н.э. - II в. н.э.. Главная идея диадемы - изображение модели вселенной. Крылатые кони, изображенные на каргалинской диадеме, символизировали солнце. Археологи нашли ритуальные подсвечники, жертвенную посуду. На глиняных предметах и посуде нарисованы солярные знаки, т.е. изображения солнца. Ювелирные изделия, оружие, украшения уйсуней отражали их религиозные представления.

    КАНГЮИ

    Жили в III-II вв. д.н.э. - V в. н.э . Государство Кангюй занимало территорию долины реки Сырдарьи и предгорья Каратау. Основные источники по изучению историю кангюев - китайские летописи. Китайские послы утверждали, что в дворце правителя кангюев имелись писаные своды законов. Ученые установили, что в 46-36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе против Китая. По китайским источникам, у кангюев был две резиденции - летняя и зимняя. Китайский наместник писал: «Кангюй горд дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед нашими посланцам. Уйсунских послов ставят выше китайски наместников». Кангюи граничили на юге - с Китаем и уйсунами. Кангюи граничили на севере с сарматами и аланами. Титул правителя кангюев - великий хан. Ему в управлении страной помогали три его заместителя - визири. Столица - город Битянь (вблизи современного Туркестана) Государство Кангюй разделялось внутри себя на 5 владений, каждое из которых управлялось малым ханом. Иерархический ряд правителей кангюев великий хан - малый хан - вождь. Пленные, захваченные во время войн и набегов, превращались в рабов. У кангюев рабы использовались для ухода за скотом: переработкой продуктов скотоводства, использованием на земледельческих работах. Рабами в основном были военнопленные. Однако у кангюев рабство не получило широкого развития из-за кочевого образа жизни. Археологические памятники Археологические памятники кангюев археологи делят на 3 группы: Кауншинская культура (Приташкентский оазис), Отрар-Каратауская культура (от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас), Жетыасарская культура (долина рек Куандарьи и Жанадарьи) Городище Кок-Мардан являлся центром городской культуры. Город состоял из малых и тупиковых улиц. Встречаются одно- и двухкомнатные дома. Было исследовано поселение Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан. Здесь было обнаружено городское поселение первой половины 1 тыс. н.э. По мнению ученых, поселения, возникшие в эпоху кангюев, можно считать предвестниками городских поселений раннего средневековья. Важнейшим хозяйством кангюев полукочевое скотоводство. Археологические находки, сделанные в долинах рек, позволяют сделать вывод о том, что кангюй были не только кочевниками, но и земледельцами. Благоприятным для земледелия, где древние жители вели оседлый образ жизни, был Южный Казахстан. Через территорию кангюев проходила трасса Великого Шелкового пути. О развитии торговли у кангюев говорят найденные в Присырдарьинском регионе монеты, общее число которых 1300. О развитости торговых отношений с Китаем могут свидетельствовать китайские монеты, найденные в погребении Мардан. Эти монеты относятся ко II в. д.н.э. Археологи находят в погребении Мардан: Коралловые бусы, изготовленные в Индии. Резные камни, сделанные в Иране, Янтарь с побережья Балтийского моря, В погребениях Жетыасарского, Отрарского и Приташкентского оазисов находят бусы из голубого сирийского фаянса.

    ГУННЫ.

    В I тысячелетии до н.э. огромные пространства Центральной Азии от юга Монголии до Каспия населяли гунны. Эпоха гуннов охватывает III в. д.н.э. - IV в. н.э. Ранняя история гуннов Сведения о гуннах встречаются в китайских письменных источниках. По китайским источником, слова «хунну» или «сюнну», т.е. «гун» происходит от названия реки Орхон. В III веке до н.э. кочевые племена гуннов объединил Моде. По сведениям известного ученого- востоковеда Л.Н. Гумилева, объединение гуннов произошло в 209 году до н.э. Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления шаньюя Модэ. Государство строилось по военному принципу, было разделено на левое, центральное и правое крылья. Китайцы называли правителя гуннов шаньюй. Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» - темники. Туменбасы являлись сыновьями правителя или его близкими родственниками. Туменбасы возглавляли 24 рода. Все 24 темника подчинялись лично шаньюю. Каждый мужчина должен был иметь при себе оружие - лук со стрелами, саблю и копье. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным духам». Войны гуннов с китайцами растянулись на более чем 300 лет. В III в. до н.э. правители китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену. Первая волна переселения гуннов относится к I в. до н.э. В середине I в. до н.э., или точнее в 55 году до н.э. гуннское государство разделилось на Южных и Северных гуннов. Южные гунны попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце I в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны дошли до земель кангюев и заключили с ним мирное соглашение и получили возможность кочевать к востоку от реки Талас. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на юго- запад Казахстана и Приаралье относится к I в. н.э. (93 г. н.э.) Появление гуннов в этих местах заставило местные племена аланов и асов перекочевать дальше на запад, к берегам Каспия. Гунны продвигались дальше на Запад. Переправившись через реку Дунай, вторглись в Европу.Движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во II в. до н.э. растянулось до IV в. н.э. Движение гуннов на Запад привело в движение все другие племена и народы. В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу. В течение нескольких лет вся территория Причерноморья была покорена гуннами. В 395 году гунны подходили к Константинополю, столице Восточной Римской империи. Восточно-римский император обязался платить гуннам дань золотом. В 445 году к власти пришел Аттила (400- 453 гг.). Аттила объединил в 445 г. разрозненные племена гуннов на территории Румынии и Венгрии. Аттиле государство гуннов достигло своего могущества. В 451 году на территории современной Франции и Галлии произошла  Каталаунская битва. Каталаунскую битву историки называют «битвой народов». Против Аттилы стояли наемные войска сарматов и аланов, римляне и франки. На стороне Аттилы воевали остготы. Войско Аттилы впервые потерпело, поражение. В 452 году Аттила вторгся в Италию и подошел к Риму, но по каким-то причинам не стал разрушать культурную столицу мира. Гунны способствовали распаду рабовладельческого строя. Аттила освободил Европу от господства Западной Римской империи. В период правления Аттилы у гуннов сложился военно-демократический строй. Гунны открыли начало нового исторического периода - эпохи средневековья. В 453 году Аттила умер, распалась империя гуннов. Римский летописец Прииск написал бесценный для истории труд о великом гунне. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал оперу о великом гунне, которую и назвал Аттила. В казахских легендах он известен под именем Едиль Секрет побед гуннов заключался в военном превосходстве. Основу войска составляла конница. Гунны имели стенобитную машину, камнеметную технику.В основном занимались кочевым скотоводством. Часть гуннов занимались земледелием.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    Задание 1. Назовите предпосылки формирования древних государственных объединений в Казахстане.

    Задание 2. Опишите развитие социального неравенства. В чем сходства и различия социального неравенства различных племен эпохи железа?

    Задание 3. «расселение сакских племен».

    1. Саки-тиграхауда

    А. На берегах Каспия

    1. Саки-парадарайа

    Б. Северо-восток Арала

    1. саки-хаомаварга

    В. Приаралье и низовья Сырдарьи

    1. исседоны

    Г. Центральный Казахстан

    1. аримаспы

    Д. Северо-запад Казахстана

    1. даи

    Е. долина реки Мургаб

    1. гиркани

    Ж. Северо-восток Казахстана

    1. аргипеи

    З. Жетысу , подножье Тянь-Шаня,

    1_,2_...

    Задание4. Найдите ошибку на карте. Наглядно закрепить представление о расселение племен.



    Задание 5. заполни таблицу. (если тот или иной факт отсутствует – пропуск)

    племена

    территория

    Титул правителя

    столица

    саки










    сарматы










    уйсуны










    кангюи










    гунны










    Задание 6. Анализ общественного устройства племен эпохи железа (социальная иерархия)

    К примеру, кангюи: великий хан - малый хан - вождь


    написать администратору сайта