Философия. задание 1. Почему для философии актуальны проблемы творчества
Скачать 26.75 Kb.
|
Почему для философии актуальны проблемы творчества? Платон указывал, что творчество близко к безумию. Люди, способные к творчеству, являются наиболее близки к Всевышнему. В рамках христианства, творчество – это проявление божественного дарования. Кант полагал, что творчество присуще лишь гению, тогда как любую рациональную деятельность (например, научную) производят, в лучшем случае, лишь талантливые люди. Творчество представляет собой, прежде всего, отвлечение от повседневности, от сложившихся жизненных стереотипов и устоев.Вопрос творчества как самосовершенствования человека подталкивает к вопросам соотношения закона и благодати. Отсутствие законов, социального регулирования общества, морального регулирования, привели бы, к невозможности жизни в данном обществе. В чем особенности постановки проблемы творчества в античной философии? Античных философы, что творчество существует лишь в двух ипостасях: божественной и человеческой. Тогда как божественное творчество представлено в актах творения космоса и жизни, то человеческое — в форме искусства и ремесла. Сократом была создана майевтика как искусство извлекать скрытое знание с помощью наводящих вопросов. В диалоге Сократ вместо утверждения какой-либо истины задавал вопросы, требующие последовательных ответов тем самым не делясь знанием а, позволяя собеседнику самостоятельно сформулировать до этого неизвестные утверждения. Сократ считал, что это искусство сродни повивальному, однако он помогает разродиться от бремени не женщина, а мужчинам помогая тем родить не дитя, а знание. Какое влияние на рассмотрение проблем творчества оказали религиозные ценности в период средневековья? Пьер Абеляр будучи широко образованным человеком, был близко знаком с церковными канонами с одной стороны и хорошо ориентировался в творчестве античных философов. Главной проблемой в творчестве П.Абеляра было соотношение веры и разума, впрочем эта проблема была основной и для всей схоластической философии. Сам Абеляр отдавал предпочтение разуму, ставил знание выше слепой веры. Поэтому вера должна была иметь рассудочное обоснование. По мнению Абеляра человек могу совершенствоваться в вере лишь совершенствуя свои знания посредством диалектики. Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том, чтобы подвергать сомнению утверждения авторитетов, в самостоятельности философов, в критическом отношении к теологии. Как изменилась трактовка проблем творчества под влиянием гуманизма в период Возрождения? В основе ранней гуманистической эстетики лежала идея о способности искусства к подражанию, заимствованная из античности. “Подражание натуре” — не простое копирование, а творческий акт с сознательным отбором самого совершенного. Введена идея “искусство” (как ремесло) в сопряжение с дарованием, гением (индивидуальная интерпретация художником) — как формула эстетической оценки произведения искусства. Никола Макиавелли говорит, что большая индивидуальность творца позволяет искусству принимать более интересные и прогрессивные формы выражения. В чем состоял вклад немецкой классической философии в развитие представлений о сущности творчества? На мой взгляд, основной вклад немецких классических философов это связь философии и естественных наук, где философия помогает в построении живых действующих моделей окружающего мира и путей его развития так Кант сформулировал мысль о естественном происхождении Вселенной под воздействием динамических сил. А Фейербах переосмысливает религию выдвигая утверждение, что человеку не нужен какой-то сверхъестественный Бог, а именно “человек человеку Бог”. Каковы особенности русской философии в рассмотрении проблем творчества? В русской философии взгляд на проблему творчества неотрывно связан с выдвижением на первое место проблем: свобода, духовность, творчество. Философы Н. Бердяев, С. Булгаков считают главным в человеке то, что определяется его внутренним миром, а не внешним окружением, хотя и признают влияние социального быта на личность. Краткий вывод: Творчество, в мировом смысле этого слова, занимает огромную роль не только в истории философии, но и всего человечества. На протяжении истории отношение к творчеству менялось, его рассматривали, с сугубо научной, психологической, философской точек зрения, но всегда, подчеркивалась огромная важность творчества, как процесса создания и преобразования окружающей вселенной, посредством работы человеческого сознания В наше время к этому феномену человеческой личности крайне скептическое отношение. Уже в начале ХХ века искусство, многие мыслители стали называть «вещью абсолютно бесполезной и бессмысленной», забывая, что именно с помощью искусства и творчества человек смог интеллектуально развиваться. На настоящий момент, многие люди не видят ни какой ценности в искусстве и творчестве и подобная тенденция не может не пугать, - ведь она в скором времени может привести к интеллектуальной деградации человечества. |