Главная страница
Навигация по странице:

  • Почему история восточных славян до сих пор вызывает споры

  • Какие этапы пережили языческие верования восточных славян

  • Могут ли иметь отношение к слову «Русь» названия современных футбольных клубов «Боруссия» в Германии, «Русенборг» в Норвегии

  • Почему христианизация Киевской Руси пошла по византийской модели

  • История. Тема 2.2. Почему история восточных славян до сих пор вызывает споры


    Скачать 17.75 Kb.
    НазваниеПочему история восточных славян до сих пор вызывает споры
    АнкорИстория
    Дата19.05.2022
    Размер17.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 2.2.docx
    ТипДокументы
    #538117

    ОЛИ-2131 Кадук Валерия Дмитриевна

    Тема 2.2

    1. Почему история восточных славян до сих пор вызывает споры?

    Потому что нет точных источников, откуда можно узнать о происхождении славян. Есть несколько теорий:  В сочинениях Плиния и Тацита славяне, жившие в междуречье Нижнего Дуная и Вислы, именовались «венедами». Прокопий Кесарийский, Маврикий, Иордан называли славян как «венедами», так и «словенами», «антами», определяя территорию их расселения в Причерноморье от Дуная до Днепра. В отечественной литературе начало дискуссии о происхождении славян положил Нестор. Наряду с дунайской имела хождение и скифо-сарматская версия происхождения славян. Сторонники ее считали, что предками славян были кочевники из Передней Азии: скифы, сарматы, аланы и роксоланы. Близкий вариант в начале ХХ в. предложил академик А. И. Соболевский. Он считал, что восточные славяне были продуктом ассимиляции иранских народов (скифов, сарматов) и части балто-славян, живших на северо-западе Восточной Европы. В начале ХХ в. академик А. А. Шахматов предложил иной вариант миграционной теории. Первоначальной прародиной славян он считал Прибалтику, откуда под именем «венедов» они начали движение в бассейн Вислы, ставший второй восточнославянской прародиной. В период же «великого переселения народов» часть славян двинулась на восток, осев в Полноправье. В XVIII в. была выдвинута идея автохтонного происхождения славян. Ее основоположником можно считать М. В. Ломоносова, полагавшего, что «носители русского имени» – роксоланы – были выходцами с Волги, от которой и получили свое имя, т. к. древнее название великой реки было Ра.


    1. Какие этапы пережили языческие верования восточных славян?

    В язычестве восточных славян можно выделить несколько разновременных пластов. Древнейшие верования были сосредоточены на одухотворении природы (анимизме), вере в добрые и злые духи (леших, водяных, русалок, берегинь и т. д.), управлявших разными стихиями (лесом, водой, огнем, растениями и т. д.). Позднее в центре внимания оказались аграрные божества и семейно-родовой культ предков: Род и роженицы. Еще позже сформировался пантеон племенных богов. Они символизировали главные природные стихии и покровительствовали различным отраслям хозяйства: Сварог – творец всего сущего, прародитель остальных богов-сварожичей, Дажьбог и Хорс – божества солнца, Перун – бог грозы, Стрибог – бог ветра, Мокошь – божество женского рукоделия и судьбы, Велес (Волос) – покровитель скотоводства и др.

    1. Могут ли иметь отношение к слову «Русь» названия современных футбольных клубов «Боруссия» в Германии, «Русенборг» в Норвегии?



    1. Какова роль варягов в процессе становления государства у восточных славян?

    Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. Как гласит «Повесть временных лет» славяне обратились к варягам с просьбой: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами”. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли.


    1. Почему христианизация Киевской Руси пошла по византийской модели?

    Летопись приводит любопытный рассказ о выборе Владимиром веры. Якобы, узнав о желании Владимира, в Киев прибыли представители различных религий, чтобы склонить его к принятию своей веры. «Народы соседственные могли желать, чтобы государь, уже славный победами в Европе и Азии, исповедовал одного Бога с ними». Прибыли послы от волжских булгар, исповедовавших ислам; послы от хазар, исповедовавших иудаизм; и послы от обеих ветвей христианства – католической и православной. С хазарами Владимир долго разговаривать не стал. Выслушав их рассказы о величие еврейского бога Яхве, он задал вопрос: «А где ваше отечество?», «В Иерусалиме, – ответили те, – но враги изгнали нас с нашей земли», «И вы, наказанные Богом дерзаете учит других?»

    Мусульманство заинтересовало князя. Оно разрешало многоженство, что Владимиру импонировало. Но когда он узнал, что ислам запрещает пить вино, он засомневался: «Веселие Руси есть пити, без этого не можем быть». А когда ему предложили сделать обрезание, он возмутился и выгнал послов.

    Оставалось христианство. Владимир послал послов в Рим и Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. «Казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме». Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии.

    Выбор восточного варианта христианства был обусловлен давними связями Киева с Константинополем.


    написать администратору сайта