Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель

  • Практическая значимость

  • Виды природных материалов.

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ

  • Технические средства обучения. Из расходных материалов востребованы

  • Фольга.

  • Нитки

  • Ножницы.

  • Иголка

  • Плоскогубцами, клещами, сверлом пользуется только педагог.

  • ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ Декоративно-прикладное искусство

  • Народное декоративно-прикладное искусство

  • ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Природа

  • Можно выделить несколько факторов благотворного влияния работы с природным материалом

  • Работа с использованием природного материала

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

  • Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала

  • ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

  • Основные вопросы композиции

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ Поделки из природного материала

  • Методическая разработка. Поделки из природного материала


    Скачать 1.6 Mb.
    НазваниеПоделки из природного материала
    Дата21.06.2022
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМетодическая разработка.docx
    ТипМетодическая разработка
    #609136

    Методическая разработка на тему:

    «Поделки из природного материала»
    СОДЕРЖАНИЕ

    1.        Введение …………………………………...…………….........3

    2.        Организация работы по сбору природного материала…….5

    3.        Организационные вопросы, вопросы материально-технического оснащения…………………………………………………………..20

    4.        Из глубины веков.…………...……………………………....23

    5.        Влияние природного материала на развитие детей………25

    6.        Методические рекомендации по работе с природным материалом..26

    7.        Основы декоративной композиции…..…..............................27

    8.        Заключение ……………………………………………………………….28

    10.         Список использованной литературы……………………30

     Приложение №1 …………………………………………………….....………..31

     Приложение №2 …………………………………………………….………….36

     Приложение №3………………………………………………………………...37

     Приложение № 4………………………………………………………………. 38

     Приложение № 5………………………………………………………………. 43  

    ВВЕДЕНИЕ

    Неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства является творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках. Творческая деятельность способствует формированию у детей преобразующего мышления, навыков исследовательской и изобретательской работы.

    Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек.

    Творческая деятельность с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. В руках умельца с душой художника все это и многое другое, взятое из хранилищ природы, материал для создания великолепных произведений искусства, доставляющих радость встречи с прекрасным.

    И именно, детские объединения по работе с природным материалом, предоставляют детям уникальную возможность получить элементарные знания о его применении в доступной и увлекательной форме.  Занятия в творческом объединении «Радуга творчества» – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

    В соответствии с учебным планом третьего года обучения на реализацию раздела «Работа с природным материалом» отводится 15 учебных часов.

    Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях объединения  является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

    Актуальность.

    В наше время дети всё больше времени проводят за компьютером и телевизором. Знания об окружающем их растительном мире часто бывают слишком условными. Заставить детей выйти на улицу бывает не просто. А  собрать необходимый растительный материал можно только на прогулке или экскурсии. Дети всё чаще начинают «опознавать» растения, запоминают их названия. Из засушенных листьев, трав, цветочных лепестков, соломы, семян, плодов растений, перьев птиц, бересты можно создавать уникальные картины.

    Создавая композиции, ребенок не только копирует природу – он творит, фантазирует. Созданию композиций помогает умение чувствовать красоту.

    Выполняя такие задания, ребёнок в полной мере раскрывает свои способности. Ему также предоставляется возможность не только создать свою композицию, но и принять участие в выставках. Такие выставки не проходят даром. Дети учатся оценивать свою работу и работу других, где особую роль играет именно художественное оформление работы: цветовое решение, подбор необходимого материала, оригинальное творческое решение. Необходимо на каждом занятии, во время экскурсий в природу напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

    Художественные композиции из природных материалов, выполненные с любовью и вдохновением, помогут украсить любой интерьер и внести в помещение дыхание и красоту природы, могут стать подарками и сувенирами, сделанными своими руками.

    Цель: освоение способов конструирования из различных природных материалов посредством художественного ручного труда.

    Задачи:

    - Формировать интерес у учащихся к художественному ручному труду;

    - Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания поделок из природного материала;

    -Развивать ручную умелость, мелкую моторику;

    -Развивать эмоциональную отзывчивость учащихся на свою продуктивную деятельность;

    -Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

    -Воспитывать внимательное, бережное отношение к окружающей природе, ее богатствам.

    - Научить учащихся использовать в поделках природные материалы;

    - Обучить приемам соединения деталей из разных материалов и ТБ при работе с ними.

    Практическая значимость: Данные методические рекомендации будут интересны педагогам дополнительного образования детей

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СБОРУ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

    При работе с использованием природного материла необходимо заранее произвести заготовку нужных материалов и приобрести необходимый инструмент.

    Лучшее время для заготовки природных материалов – лето и начало осени.

    Виды природных материалов.

    Природные материалы по происхождению делятся на три группы.

    Природные материалы растительного происхождения: засушенные листья, семена растений (тыквы, кукурузы, фасоли, дыни, арбуза и т.д.), засушенные травы, колосья, шишки, древесные грибы, корни деревьев.

    Природные материалы животного происхождения: яичная скорлупа, перья птиц, пух, кожа.

    Природные материалы минерального происхождения: камни, песок, глина, ракушки.

    Рассмотрим некоторые виды растительного материала, наиболее часто используемого для различных поделок.

    Шишки.  Плоды хвойных деревьев – прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые, сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать. Собирать шишки (особенно сосновые) желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки.

    При высыхании свежие шишки меняют внешний вид – они раскрываются. И хранить их нужно именно в сухом помещении, подальше от воды, иначе они заплесневеют. Если же для реализации замысла среди зимы понадобится закрытая шишка, ее придется замочить в стеклянной емкости на несколько дней. Как только она закроется, её вынимают, вытирают, немного подсушивают и консервируют форму. Для этого шишку окунают в столярный клей и высушивают. Если же свежую шишку (закрытую) нужно быстро раскрыть, используют принудительное высушивание. Шишку кладут на горячую батарею на день-два и наблюдают за изменением формы. Еще проще раскрыть шишку, подсушив ее дома в духовке (дети должны это делать под наблюдением родителей).

    Для работы в объединении могут понадобиться шишки искривленной формы. В этом случае, свежую шишку варят до тех пор, пока сердцевинка не станет мягкой. Вынув из кипятка, ее остужают, сгибают руками в нужном направлении и «бинтуют», фиксируя форму. В таком виде заготовка высыхает окончательно. Затем бинт снимают и заготовку консервируют в столярном клее.



    Хвоя. Для поделки игрушек, например, ежа, лапок паука и коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. Хвоинок бывает много в тех местах, где растут сосны, ели, кедры. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зеленую хвою. 



    Орехи. При изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фисташки.

    Лесные орехи используют в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков, животных. Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе вместе со шляпкой (плюской), которую также можно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках, хранят в коробочках.

    Скорлупа лесных орехов твердая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому их желательно не использовать.

    Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный материал при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков; они легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

    Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Обе половинки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы деда-мороза.

    Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа, постукивая по нему сверху молотком. Чтобы при этом орех не прыгал и не выскакивал, его необходимо зажать в маленьких тисках или с помощью плоскогубцев. Эту работу нужно делать только воспитателю.

    Земляные орехи очень удобны в работе по изготовлению игрушек; они легко прокалываются, режутся, так как скорлупа у них тонкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных (собачка, кошка). Хранить орехи можно в сухом помещении, так как их скорлупа не твердеет при высыхании.



    Каштан. Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.



    Желуди. Плоды дуба – желуди бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся чашечкой – плюской. Желуди созревают осенью, в сентябре – октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Для изготовления игрушек из желудей их не следует собирать прелыми или загнившими. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень хороший материал в дополнение к желудю, их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и форме. Для изготовления игрушек желательно использовать свежие желуди, так как они дольше сохраняются и с ними легче работать (высохшие желуди легко раскалываются при обработке).

    Желуди хранят в прохладном и влажном месте.



    Кора. Она различается по внешнему виду (цвету, толщине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, березовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении различных сценок и отдельных игрушек из природного материала. Помимо этого, она может использоваться как дополнительный материал при поделке игрушек. Подставки и игрушки из коры выглядят лучше, если их покрыть лаком, так как в этом случае коричневый цвет коры приобретает особенно красивый оттенок.

    Березовая кора (береста) – один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек. Для работы целесообразно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая.

    Собирать бересту желательно весной и ранним летом, когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем только с берез и веток, которые повалены в бурю или спилены. Снимают бересту так: делают надрез вдоль ветки или ствола и по окружности, полоска шириной 20-25 см. Снятую кору очищают от грязи, мха, протирают с внутренней стороны влажной тряпкой, а наружную сторону чистят шкуркой.

    Береста со свежих (спиленных лесорубами или поваленных бурей) деревьев легко расслаивается и поддается обработке, особенно если ее поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полоски бересты необходимо положить под доску с грузом, она будет ровной.

    Хранится береста в сухом и прохладном месте, так как от солнца она быстро теряет гибкость, скручивается. Это свойство бересты можно использовать для создания некоторых игрушек. Чтобы береста была скрученной, ее достаточно опустить на несколько минут в горячую воду и просушить. По мере высушивания береста будет скручиваться.



    Ветки. Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. С этой целью лучше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

    Сбор веток – работа, требующая времени, терпения, аккуратности. При этом необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки. 
    Корни. Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных или части их тела.

    Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала надо также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

    Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью. 
    Листья. Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

    Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять. 

    Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян таких цветов, как зорянка, лазоревые цветы, можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью.



    Шиповник, рябина. Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная.  Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками. Для хранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твердеют и теряют форму.
     поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная.  Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками. Для хранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твердеют и теряют форму.



    Кувшинки. Плоды кувшинки по форме напоминают кувшинчик с узким горлышком. Кувшинки используют для изготовления голов животных, посуды и других игрушек и их деталей. Собранные плоды перед работой просушивают. Запас этого материала хранят в сухом и прохладном помещении.



    Кукурузные початки. Для изготовления игрушек используют и кукурузные початки.

    Початки следует использовать без зерен!

    Из них делают различные фигурки: птички, лошадки и др. Для работы лучше использовать початки в период созревания кукурузы, тогда все необходимые операции дети смогут выполнить самостоятельно, без помощи взрослого (сделать надрезы, обрезать, проколоть, склеить и т. д.). После высыхания этот материал труднее поддается обработке, поэтому использование его при изготовлении игрушек становится нежелательным.

    Листья, отделенные от початков, также пригодятся в работе. Они мягкие и легко поддаются обработке. Перед работой листья просушивают, закатывают в мокрую отжатую ткань (листья раскладывают при этом тонким слоем) на 2-3 часа, после чего вынимают то количество, которое необходимо для изготовления игрушки.



    Солома. С соломой приятно работать: она гладкая, гибкая, пахучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть неизмятыми. Их разрезают на части, согласно имеющимся коленцам, которые для работы не пригодны и вырезаются. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде на сутки в закрытой посуде, после чего она становится гибкой и эластичной.

    Игрушки из соломы делают способом связывания и сшивания пучков, плетения из целой полосы, плетения из гладкой, проглаженной соломы и наклеиванием. Для аппликации солому после упаривания разрезают на две части вдоль и наклеивают на кальку. Чтобы получить различные оттенки, наклеенную солому проглаживают утюгом, нагретым до разной температуры. Наклеивают солому аккуратно, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя просветов. В результате получают целые куски соломы. На них карандашом наносят контур изображения (птицы, животного, цветов и др.) и вырезают, фигурки наклеивают на какую-либо ткань или бумагу, дерево (желательно темного цвета). Это наиболее простой способ работы с соломой.

    Для получения более художественного изображения контур избранной фигурки наносят на бумагу. После этого изображение складывают по частям с учетом основных рельефных линий, что достигается путем варьирования направлений соломки. (С помощью воспитателя дети выполняют все виды работы.)

    Если соломка с оттенками, то необходимо учитывать не только направление волокон, но и оттенки.

    Соломку можно окрашивать в различные цвета. Кипячение в содовом растворе с добавлением луковой шелухи усиливает желтый цвет соломки, с шишками ольхи или дубовой корой – придает ей коричневый цвет. Если же мы хотим получить необычные яркие цвета (красный, фиолетовый, зеленый и т.д.), соломку предварительно нужно обесцветить обычными бытовыми отбеливателями для хлопчатобумажных тканей. Затем ее тщательно прополаскивают и погружают в раствор анилиновых красителей для тканей. Получив нужный цвет, солому вынимают из раствора, вновь прополаскивают в проточной воде и высушивают.

    Она хорошо наклеивается клеем ПВА. Из соломы получаются оригинальные, красочные и привлекательные игрушки: куклы, звери, персонажи сказок и др.



    Рогоз. Многие жители юга хорошо знают яркое, коричневое мягкое и нежное соцветие рогоза, заросли которого распространены по берегам озер, прудов, рек. Соцветия рогоза - интересный материал, легко поддающийся обработке. Листья рогоза (узкие и длинные) также могут быть использованы при изготовлении игрушек, но только после обработки, как и листья кукурузы.



    Декоративные тыквы. Они бывают разной формы и оттенков. Этот материал легко обрабатывается и, высыхая, хорошо сохраняется.



    Трава. В качестве дополнения к поделке можно использовать различные травы, но надо помнить, что трава при высыхании становится ломкой. Трава используется для скрепления (связывания) деталей поделки.



    Мох. При изготовлении игрушек мох чаще используют с целью передачи фона, изображения растительности и т. п. Мох легко приклеивается различным клеем.



    Птичьи перья. В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков, и любого качества (куриные перья, утиные, гусиные, перья воробьев, голубей и др.). Перед работой перья промывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида.



    Ракушки.  На берегах рек, морей, озер можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых интересны по внешнему виду, оригинальны по форме – овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т. п.

    Ракушки после сбора моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего раскладываются и сушатся. Сухие ракушки сортируются по видам и по размеру. Хранятся они при любой температуре.



    Заготавливать некоторые природные материалы можно даже не выходя из квартиры, если оставлять косточки вишен и абрикосов, персиков и арбузов, граната и других обычных и экзотических плодов.

    Запасать природные материалы надо с солидным запасом, из расчета на целый год, так как с наступлением зимы невозможно отыскать нужный материал. Собранный материал лучше сохранять в специальных коробках, рассортировав его по видам и размеру, листья, лепестки цветов можно хранить в папках. Сыпучие материалы лучше класть в баночки или коробки.



    Растительные природные материалы используются для изготовления плоских, выпуклых и объемных композиций.

    Во время заготовки природных материалов необходимо помнить о нашей ответственности перед природой. Не следует ломать ветки деревьев, рвать траву и цветы с корнем, использовать в работе редкие растения.

    Собирать нужно те материалы, которые природа нам подарит!

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ

    Для работы по изготовлению поделок из природного материала надо создать определенные условия: удобное рабочее место и хорошо подобранный инструмент.

    Столы, за которыми будет работать дети, должны соответствовать росту. Рабочее место должно иметь хорошее освещение.

    Доска настенная (с возможностью магнитного крепления);

    Стеллажи (шкафы) для хранения детских работ, художественных и природного материала;

    Технические средства обучения.

    Из расходных материалов востребованы:

    Бумага. Различают писчую, плакатную, фильтровальную, конвертную, альбомную, бархатную, обложечную, обойную, афишную, копировальную, пергаментную, оберточную бумагу. Виды бумаги отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Картон;

    Фольга. Так называют тонкие металлические листы (из цветных металлов или сплавов – свинца, олова, алюминия), употребляемые для украшения поделок, переплетов.

    Пластилин. Этот материал применяется для скрепления частей менее сложных игрушек (в работе с природным материалом в детском саду с этой целью используют чаще клей), а также для лепки некоторых деталей поделки на начальных этапах работы.

    Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, в частности для изготовления каркаса игрушек из соломы, и для других целей. Наиболее удобна медная проволока (она мягкая, гибкая и прочная) диаметром 0,35, 0,29 мм. Для каркаса игрушек нужна проволока большего диаметра - 1 - 1,5 мм.

    Нитки лучше использовать толстые, цветные (№ 10).

    Клей нужен разных марок: белый клей ПВА, клей «Марс», БФ и др. Однако дошкольникам лучше пользоваться клеем ПВА.

    Цветные лоскуты – обрезки различных тканей - также пригодятся для оформления поделок.

    Использование каждого из видов дополнительного материала будет зависеть от замысла, проявления творчества, мастерства, смекалки детей, от степени развития их воображения.

    В качестве дополнительных материалов используют фанеру, кремни, гальку, мелкие камни, косточки от винограда, леску, щетинки.



    При изготовлении поделок из природного материала во избежание травм, следует соблюдать правила техники безопасности, особенно с режущим инструментом.

    Инструменты.

    Для изготовления поделок, помимо материала, необходимо иметь простейшие инструменты.



    Шило. Длина ручки шила должна быть примерно 5-7 см, диаметр - 1,5-2 см; длина колющей части - 3-3,5 см. Шило должно быть не очень толстым, но сделано из прочного материала.

    Ножницы. Для работы детям нужны небольшие ножницы с тупыми концами, с кольцами, соответствующими размеру детской руки.

    Нож рекомендуется маленький (но не перочинный), с тупым концом; длина лезвия 13 - 15 см.

    Иголка нужна крупная швейная, ее необходимо хранить на маленькой салфетке либо в игольнице со вдетой в нее ниткой.

    Карандаш простой необходим для нанесения контура на бумаге при вырезании деталей или задуманной игрушки, например косынки для матрешки и т. д. Используют карандаши различной мягкости (желательно 2 М).

    Краски необходимы для оформления отдельных деталей игрушки (фартука для куклы, воротника для Буратино и др.). Рекомендуется использовать краски гуашевые (кроющие) в специальных наборах или в отдельных флаконах. Эту густую краску перед рисованием нужно развести водой.

    Кисточки (мягкая для рисования, более жесткая для клея). Для рисования лучше использовать беличьи кисточки (№ 4 и 6). Перед рисованием следует вспомнить приемы работы: кисть нужно хорошо пропитать краской; линии следует проводить один раз; вести кисть можно только в направлении по ворсу, иначе она лохматится. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз.

    Для клея нужны специальные кисточки, с твердым ворсом. С помощью клея соединяются многие игрушки из природного материала, особенно он необходим для соединения деталей поделок из ракушек.

    Стека – инструмент, применяемый в процессе лепки из глины или пластилина (для обработки поверхности изделия). Стеки бывают различных размеров; для детей рекомендуется длина 10-12 см. Стеку легко сделать, например, из пришедшей в негодность кисточки: заострить один ее конец, а другой срезать с двух сторон и закруглить.

    Щипчики желательно маникюрные или со сведенной перекрученной передней частью. Они используются для закручивания проволочки при изготовлении игрушек из соломы, мочала и других материалов.

    Плоскогубцами, клещами, сверлом пользуется только педагог.

    Для изготовления поделок из ракушек, помимо общих инструментов, необходимо иметь специально для работы с этим материалом напильник, пилку маникюрную, гуашь всех цветов, лак масляный светлый.

    ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

    Декоративно-прикладное искусство зародилось в глубокой древности и, подобно другим видам художественного творчества, поначалу вовсе не осознавалось как искусство. Просто люди делали необходимые им в быту вещи, создавая, как мы сейчас говорим, предметную среду: традиционное оформление жилища, бытовую утварь, орудия труда. Весь трудовой народ творил этот предметный мир, отражая в нем бытовой уклад, представления о счастье и красоте, национальный характер.

    Народное декоративно-прикладное искусство Руси было по преимуществу крестьянским, поэтому в нем отчетливо отразился взгляд земледельца на окружающий мир. Какие понятия занимают в таком миросозерцании центральное место? Солнце, земля, вода,  главные "персонажи" искусства. Солнце, которое чаще всего изображалось в виде креста, ромба или розетки. Мифическое Древо Жизни, символизирующее нескончаемое произрастание плодов земных. Наконец, Мать-Сыра-3емля, образ которой узнают в изображениях женщины с воздетыми к небу руками, словно просящих у него дождя и благодатных солнечных лучей.

    Наши предки обожествляли природу, например древний человек верил, что с помощью трав можно узнать волю божества, от которого якобы полностью зависела его судьба. А букет цветов в глубокой древности являлся символом счастья, здоровья и благополучия. Нередко в народных обрядах он уподоблялся огню купальского костра. Накануне праздника Ивана Купалы (7 июля) отправлялись люди в лес, чтобы собрать там магические букеты. Высокие букеты ставили рядом с купальским костром в горшки, наполненные пеплом. Жарко горел огромный костер, а рядом с ним «пылали» священным огнем собранные в букет травы и цветы. Парни и девушки, а также все желающие прыгали по очереди через очистительное пламя костра. А старики и дети, которым одолеть костер было не под силу, прыгали через букет. Считалось, что он имеет такую же магическую силу, что и огонь праздничного костра. Люди верили, что каждый, кто перепрыгнул через него, не задев, весь год будет здоровым и удачливым. На рассвете цветы из священного букета, а также пепел из горшка разбрасывали по деревенской улице, чтобы мир и благополучие пришли в каждый ее дом.

    Но живые цветы быстро увядали на солнце, что и натолкнуло мастеров заменить живые цветы изображениями букетов. Жизнь менялась, а вместе с ней менялось искусство. Мифологическое значение символов забывалось. В конце 19 века мастер уже не знал, что означают те или иные образы, но не отказывался от них. Древние символы приобрели декоративный характер, но что-то важное для людей от их первоначального смысла сохранилось до наших дней. И сегодня произведения декоративного искусства дарят нам все те духовные и эстетические ценности, которые веками накапливал народ.

    ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

    Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства.

    Можно выделить несколько факторов благотворного влияния работы с природным материалом:

    развитие сенсомоторики. Развивается согласованность в работе глаз и рук, совершенствуется координация действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений;

    умственное развитие. Прослеживая путь по изготовлению поделок из природного материала, можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, а затем ребенок изготавливает поделку по собственному замыслу;

    развитие внимания. Повышается устойчивость внимания, формируется произвольное внимание;

    удовлетворяется любознательность. В таком виде деятельности всегда есть новизна, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов;

    развитие личности ребенка, воспитание его характера. Игрушку сделать не так просто: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок сталкивается с трудностями, он должен попытаться самостоятельно справиться с ними.

    Аппликационная работа над поделками из природного растительного материала требует от ребенка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения, движения мелкой моторики, фантазия. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.

    Наиболее важными художественными умениями, которые должны быть усвоены детьми на занятиях, являются:

    - умение видеть форму природных объектов;

    - умение находить и использовать удачное цветовое решение;

    - умение создать изображение, из набора засушенных растений в заданном формате;

    - умение выразительно использовать форму природных материала;

    - умение найти общее оригинальное решение.

    Работа с использованием природного материала – один из путей приобщения детей к природе, на котором они учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. В жёлуде, в шишке, в головке чертополоха таятся образы сказочных героев, реальное воплощение мыслей, мечты. Именно поэтому работа с природными материалами так привлекает к себе детей всех возрастов. Во всех работах дети должны видеть значительно больше, чем просто игрушку, забавную поделку. Поиск идей, замысла будущих работ – важный этап в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления.
    Работа с природными материалами – это творческий процесс, и нельзя требовать от учащихся механического копирования образца. Надо всячески поощрять проявление фантазии, выдумки. 

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

    Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

    Изготовление игрушек из природного материала состоит из двух этапов:

    Учащийся анализирует игрушку, которую ему предстоит смастерить, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимый материал, инструменты и определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.

    Учащийся приступает к непосредственному созданию игрушки. Детям объясняется, что работа над поделкой начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего, учат тщательно анализировать образец будущей поделки. Затем детей учат анализировать процесс предстоящей работы. При создании игрушек можно предложить комбинировать природный материал.

    Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала:

    1. Рассматривание и анализ образца поделки.

    2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления и планирование хода работы

    3. Выбор способа соединения частей поделки.

    4. Подбор материала и инструментов.

    5. Изготовление поделки.

    6. Анализ и оценка поделок.

    ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

    В декоративной работе композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое. Латинское слово «компонере» означает – сочинять, располагать, составлять. Композиция – это язык художника, его средство для передачи мысли. Когда человек говорит, вас интересует в первую очередь смысл его слов. Когда вы смотрите в театре хорошую пьесу, вы живете жизнью ее героев и вовсе не отделяете от ее содержания композицию; и то и другое слито воедино.

    Основные вопросы композиции:

    какой будет размер изделия, размер изображения, где расположить композиционный центр и как его выделить, как расположить цветовые пятна, добиться их гармонии.

    Ценным качеством в композиции является ее четкость, определенность. Внимание должно переходить от главного предмета к менее значимым и, наконец, к мелким деталям. Нужно так расположить детали, линии, пятна цвета, чтобы в целом было максимально выразительно, а вместе с тем обладало прекрасным качеством целостности – ни убавить, ни прибавить. Все закончено, все «работает» ничего лишнего, и каждая деталь на своем месте. Если же в глаза бросается сразу все, то за этим обычно ничего не видно.

    Композиция есть такое, наиболее скупое остроумное расположение всех фигур, которое способствует выражению идеи. Все лишнее выкидывайте, оставляйте только то, что необходимо, подчиняйте второстепенное главному.

    При работе с природными материалами можно использовать четыре основные вида композиции: замкнутая композиция, разомкнутая композиция, симметричная и ассиметричная композиции.

    Выбор правильной композиции – довольно трудная творческая задача. Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их необходимо сделать много. Из них выбрать лучший.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку. Любая работа по изготовлению поделок из природного материала не только увлекательна, но и познавательна. Ребенок вовлекается в наблюдения за природными явлениями, учится бережно относиться к окружающей среде, обращает внимание на красоту цветов, плодов, листьев. Практически в любое время года можно знакомить учащихся с природой и находить природные материалы для изготовления поделок. Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный, а процесс изготовления поделок из природного материала не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет фантазию, воображение, мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

    Учащихся надо вовлекать в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.


    написать администратору сайта