Подголосочная полифония в русской народной музыке. Подголосочная полифония в русской народной музыке
Скачать 15.92 Kb.
|
Подголосочная полифония в русской народной музыке Особой разновидностью полифонического многоголосия является Подголосочная полифония. Именно в рамках этого типа полифонической ткани очень ярко проявляются черты равноправия образующих ее голосов. Подголосочная полифония — явление, возникшее в недрах и принадлежащее по преимуществу фольклорной традиции, т. е. народной песне, в основном восточнославянского ареала (русской, белорусской, украинской). Характерное свойство Подголосочной полифонии — импровизационность самой музыкальной ткани, которая проявляется в следующих чертах: а) многоголосие образуется путем одновременного сочетания разных вариантов одного и того же напева; эти варианты совершенно равноправны, и, практически, каждый из них может претендовать на роль основного напева; б) отсутствует общее фиксированное количество голосов; как правило, их столько же, сколько исполнителей, поскольку каждый в какой-то момент вносит свою лепту (свой вариант) в общее многоголосие; соответственно, в одной и той же песне, исполненной разным составом, может быть разное количество вариантов-подголосков; в) сама музыкальная ткань с точки зрения количества голосов неоднородна: в какой-то момент она одноголосна, но в следующий звучит максимальное их число в данной песне. Поскольку это многоголосие создается импровизационно (хотя, как правило, коллектив народных певцов бывает «спетым» и функция каждого исполнителя уже проверена и закреплена многократным совместным музицированием), довольно сложно выявить некие закономерности, общие даже для какой-то одной традиции; к тому же традиций могло быть столько же, сколько существовало таких «спетых» коллективов. Это в значительной мере объясняется ареалом бытования песни, в частности проходимостью дорог, позволявшей или, напротив, служившей помехой общению песенных коллективов разных деревень. Рассмотрим свадебную песню «По лугу вода». Песня записана Е. В. Тюриковой в с. Мариинке Венгеровского района Новосибирской области. Как считает автор публикации, песня была завезена в Сибирь в конце XIX в. жителями Тульской губернии; однако исполнила ее фольклорная группа — потомки харьковчан, также появившихся в Сибири в то же время, сохранившие традиции «мариинской свадьбы» (пример 33). Совершенно очевидно равноправие каждого голоса — варианта напева: очень трудно, если не невозможно, определить, какой именно из голосов может претендовать на роль ведущего, а какой (какие) украшающего. Даже в последних четырех тактах, в которых два подголоска звучат преимущественно в терцию, невозможно с достаточным основанием аргументировать ведущую роль, скажем, верхнего голоса, хотя бы потому, что при схождении в унисон (т. 10 и 12) ход в нижнем голосе a-e звучит гораздо более активно, чем в верхнем (cis-e). Пример 33 К числу характерных свойств Подголосочного полифонического письма можно отнести начало и завершение напева унисонами, и наибольшее расхождение голосов (на три) в центре напева. Напомним, однако, что такое полифоническое многоголосие — фактор импровизационный, и поэтому можно найти немало примеров отступлений от такого распределения звучности (хотя начало одноголосно в подавляющем большинстве случаев: видимо, оно служит, кроме всего прочего, и способом настройки для всего коллектива). |