Главная страница

улттык рухания устное народное творчество. Подготовила Хуснутдинова Анелия бт 103


Скачать 336.92 Kb.
НазваниеПодготовила Хуснутдинова Анелия бт 103
Дата06.10.2021
Размер336.92 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаулттык рухания устное народное творчество.rtf
ТипПрезентация
#242460



Презентация

Подготовила: Хуснутдинова Анелия БТ 103

Предмет: ұлттық руханият

Преподаватель: Сарбаев А.

Устное поэти­ческое творчество казахского народа передается с древнейших времен из поколения в поколение.Казахский фольклор — это народное творчество, отличающееся глубоким содержанием, мастерством художественного слова, имеющее огромное воспитательное значение для молодежи.Устное народное творчество казахов, уходящее своими корнями в глубокую древность, этническую историю, представлено героическими сказаниями, лирико-эпическими поэмами, преданиями, легендами, создаванными преимущественно на основе пережитых народом исторических событий. Первоисточниками их могли быть краткие повествования о подвиге людей, отличившихся воинской доблестью, рассказы о несчастной трагической любви молодых, бросивших вызов несправедливости, здоровая стихия народной фантазии, проявлявшаяся в борьбе с силами природы.



Казахский фольклор уникален, он включает в себя свыше сорока жанровых разновидностей, значительная часть которых характерна только для казахского устного народного творчества. Он неисчерпаем: здесь есть не только героические сказания, лирико-эпические поэмы, предания, легенды, частушки, любовные и обрядовые песни, философские размышления, посвящения, поучительные сказки, но и остроумные поговорки, загадки, афоризмы, пословицы, прощальные, колыбельные и погребальные напевы, заговоры и заклинания, дающие полное представление о народном бытие, народном миропонимании казахов.

Песни, связанные с магическим ритуалом и религиозной обряд­ностью. В казахском народе до принятия ислама в ходу были песни юродивых, шаманские речитативы, заклинания, заговоры, предсказания.

Жоктау, плачи, оплакивания. Одним из древних обычаев казахского народа является оплакивание покойного. Плач, причитание по умер­шему человеку называется жоктау. Слова плача сочиняют родственницы покойного. В горестных, скорбных песнях перечисляются заслуги, возвеличиваются исторические доблести усопшего, его хорошие деяния.

К казахскому фольклору относятся и дидактические жанры. Это басни, притчи, пословицы, поговорки, крылатые слова, загадки и назидания. Большинство из них содержат наставления, поучения, глубокую мысль, тонкий подтекст, запоминаю­щиеся ритмику и рифму. Наиболее популярные в народном жанре пословицы и поговорки охватывают практически все стороны жизни казахского народа, отражая его опыт в лаконичных, но метких и образных выражениях.

Героический эпос складывался в течение многих веков. В нем обычно рассказывается об исторических событиях: набегах врагов, борьбе против них, верных сыновьях народа, мужественно защищающих свой народ и землю, показывающих при этом чудеса героизма и храброст

Устное народное творчество — неиссякаемый источник мудрости народа, его веры в добро и справедливость — передается из поколения в поколение от родителей к детям.

Шежире

Отношение казахов к шежире является сакральным. Многие современные казахи пытаются восстановить свои корни и очень серьёзно изучают свою родословную. Согласно древним традициям, род у казахов пеВ XVIII веке и в последующее время в каждой казахской семье вели шежире. Это слово имеет тюрко-монгольское происхождение. У монголов слово «цэжере» означает «память». Такой же перевод имеет схожее тюркское слово «седжере». В кочевых обществах было востребовано знание генеалогии, родословной. Если ходжи и султаны имели письменную традицию ведения шежире, то у степных кочевников существовала устная форма передачи этой информации. Шежире у казахов выполняло ряд специфических функций: во-первых, оно помогало правителям умело управлять кочевыми общинами. Во-вторых, шежире выполняло функцию исторической памяти. Каждый кочевник понимал историческое прошлое своего народа как развернутую историю своей семьи, рода и племени. Все события как бы вращались вокруг жизни и деятельности его предков. Сведения о тех или иных предках сопровождались подробной информацией. Черпая из шежире данные о своих легендарных предках, казахи воспитывали подрастающую молодежь на их положительных примерах и передавали ей исторические знания. В-третьих, шежире выполняло функцию социального регулятора. К примеру, оно упорядочивало семейнобрачные отношения, выполняло функции распределения пастбищных угодий, рассадки гостей во время трапезы, курултаев, порядка построения народного ополчения и т.д. Постепенно шежире стали записывать. В первую очередь этим занимались российские дипломаты, ученые, военные и гражданские администраторы края, а также грамотная часть казахского общества. Впоследствии собирателями шежире среди казахов были А. Бокейханов, М.-Ж. Копейулы, Ш. Кудайбердыулы и другие.редаётся через мужскую линию. Но иногда в эти записи включают и наиболее выдающихся женщин. Кроме имён эти записи содержат биографии, историю и географию наиболее значимых событий,легенды.


написать администратору сайта